Научная статья на тему 'Особенности профессионального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы на различных этапах прохождения службы'

Особенности профессионального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы на различных этапах прохождения службы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1768
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / РЕДУКЦИЯ ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / PROFESSIONAL BURNOUT / PROFESSIONAL DEGRADATION / PROFESSIONAL STRESS / JOB SATISFACTION / EMOTIONAL EXHAUSTION / DEPERSONALIZATION / PERSONAL ACCOMPLISHMENT REDUCTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поздняков Вячеслав Михайлович, Черкасова Марина Александровна

В статье описываются особенности проявления профессионального выгорания у сотрудников, имеющих различный стаж профессиональной деятельности в уголовно-исполнительной системе России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Поздняков Вячеслав Михайлович, Черкасова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the peculiarities of professional burnout among staff, with different length of professional activities in the penitentiary system.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы на различных этапах прохождения службы»

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ

Аннотация: в статье описываются особенности проявления профессионального выгорания у сотрудников, имеющих различный стаж профессиональной деятельности в уголовно-исполнительной системе России.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, профессиональные деструкции, профессиональный стресс, удовлетворенность работой, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений

В. М. Поздняков, М. А. Черкасова

Summary: the article describes the peculiarities of professional burnout among staff, with different length of professional activities in the penitentiary system.

Keywords: professional burnout, professional degradation, professional stress, job satisfaction, emotional exhaustion, depersonalization, personal accomplishment reduction.

Современное реформирование уголовно-исполнительной системы России

(далее — УИС России) связано и с решением проблем повышения профессионального уровня, дисциплины и безопасности личного состава, а также реализации мер по усилению социально-правовой защиты и сохранению психологического здоровья сотрудников.1 В этой связи приоритетным направлением в деятельности пенитенциарных психологов становится профилактика негативных изменений в личности сотрудников в процессе прохождения службы, в том числе и профессионального выгорания личного состава, возникающего под влиянием специфичных стрессо-генных факторов.

Анализ научных публикаций свидетельствует, что феномен профессионального выгорания был впервые выявлен Г.Брэдли (Bradley, 1969) у тюремного персонала, а в последующие десятилетия имел многоплановое изучение со стороны зарубежных и отечественных психологов на репрезентативных выборках представителей так называемых «помогающих профессий» (H.G. Freudenberg, 1974; С. Maslach, 1982; T. Cox et al., 1993; W. Schaufel-ly, D. Enzmann, 1998; A. Plana et al., 2003; Т.В. Форманюк, 1994; А.К. Маркова, 1996; В.В. Бойко, 1996, 1999; Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, 1997; В.Е. Орел, 2001, 2005; Т.Н. Ронгинская, 2002; М.В. Агапова, 2004; С.А. Калашникова, 2004; Н.В. Мальцева, 2005; Н.В. Мушастая, 2007; Т.И. Шевченко, 2007; Е.С. Старченкова, 2008; О.Н. До-ценко, 2008; И.В. Малышев, 2009;

1 См.: Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 №1772-р // СЗ РФ. 2010. №43. Ст. 5544.

О.В. Полунина, 2009; С.А. Наличаева, 2011и др.). Однако до сих пор не существует обобщенной теоретической концепции, раскрывающей сложность данного феномена, его детерминацию и механизмы развития.

Проведенные исследования среди сотрудников пенитенциарных учреждений 2 дают основание считать, что профессиональное выгорание, с одной стороны, является следствием стрессоген-ности профдеятельности и возникновения под ее влиянием у личного состава данной деструкции, а с другой стороны, синдром профвыгорания препятствует профессионально-акмеологическому росту личности. Однако при расширяющемся в последнее десятилетие потоке диссертаций, касающихся профилактики профдеструкций у сотрудников ФСИН России 3, исследователи не про-

2 См.: Хвостов А., Проценко Л., Мухина В. Сотрудники уголовно-исполнительной системы: Экстремальные условия профессии и их следствия // Развитие личности. 2003. №3. С. 133-144; Предупреждение деструктивных форм поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы / Методические рекомендации. — М., 2005; Крапивина О.В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Тамбов, 2004;Тропов В.А., Новикова И.А. Синдром профессионального выгорания у оперативных сотрудников уголовно-исполнительной системы, его выявление и профилактика (учебно-методическое пособие). — Архангельск, 2007; Баранаускене И., Валайкене А. Влияние стресса на удовлетворенность сотрудников исправительных учреждений // Национальный психологический журнал. 2011. №1.С. 66-69, 2012. №1. С. 113-117.

3 См.: Долматова И.М. Совершенствование профилактики профессиональной деформации у сотрудников пенитенциарной: автореф. дис. . канд. пед. наук. — СПб., 2001; Сафронова И.Н. Показатели адаптации сотрудников к профессиональной деятельности в экстремальных условиях пенитенциарных учреждениях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Томск, 2003; Кузина Е.А. Предупреждение профессиональной деформации будущих

водят четкого разграничения феноменов «профдеформация» и «профвыгора-ние». На наш взгляд, о профдеформации следует говорить тогда, когда в личную жизнь сотрудника (семейную, общения с друзьями и т.д.) проникает слишком много профессионального. 4 В отношении же синдрома профвыгорания речь может идти лишь тогда, когда в процесс выполнения профессиональных обязанностей проникает слишком много личного.

Учитывая, что в проведенных исследованиях среди сотрудников УИС России не изучались особенности психодинамики их профвыгорания при прохождении службы, нами была разработана анкета и проведен опрос личного состава исправительных колоний с целью выяснения роли различных факторов,

специалистов уголовно-исполнительной системы в образовательном процессе вузов Минюста России. — Рязань, 2004; Закирова Т.И. Педагогические условия профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Томск, 2003; Крапивина О. В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Тамбов, 2004; Кренева Ю.А. Должностная халатность как вид девиантного поведения сотрудников пенитенциарной системы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Ростов-на-Дону, 2010. Сальникова О.Ю. Психологические особенности возникновения посттравматических стрессовых состояний у сотрудников уголовно-исполнительной системы в различных условиях служебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Рязань, 2010.

4 В данном случае нами разделяется позиция

С.П. Безносова, согласно которому суть профессиональной деформации личности состоит в том, что усвоенные деятельностные нормы как регуляторы активности и стилевые особенности профессионала переносятся в сферу семейного общения, поведения, быта, делового общения с представителями других профессиональных сообществ. — См.: Безно-сов С.П. Профессиональные деформации личности (Подходы, концепции, метод): автореф. дис. ... д-ра психол. наук. — СПб., 1997.

влияющих на развитие данной профде-струкции, а также осуществлена психодиагностика сотрудников с разным стажем службы на основе методики МВ1 К. Маслач и С. Джексон (в адаптации Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой),5 позволяющая выявлять проявления по составляющим профвыгорания личности.

Анкетирование проводилось среди 311 сотрудников УФСИН России по Кировской, Ленинградской и Вологодской областям с квотированным подбором респондентов из различных подразделений, непосредственно взаимодействующих с осужденными и находящихся на разных этапах прохождения службы: до 3 лет; от 3-5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 до 15 лет; от 15 до 20 лет и свыше. Данные опроса приведены в таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что наиболее неблагоприятным фактором для сотрудников УИС России на всех этапах прохождения службы в уголовно-исполнительной системе является низкая заработная плата. Кроме того, опрошенные сотрудники в качестве значимых факторов, способствующих развитию профессионального выгорания на всех этапах прохождения службы, также отметили дефицит административной и социальной поддержки, неуверенность в социально-экономической стабильности и социальную незащищенность. Полученные данные корреспондируют с ранее установленным И.В.Малышевым (2009) фактом, что внешние условия труда — социальные (прежде всего, система материального и морального стимулирования) и социально-психологические (отношения с руководством, климат в

5 Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — 2-е изд. — СПб., 2008. С. 201.

Таблица 1

Субъективно-личностное отношение к профессиональным трудностям у сотрудников УИС с различным стажем службы

Основные затруднения, возникающие у сотрудников УИС Количество ответивших (%) с различным стажем службы

Варианты ответов 0-3 3-5 5-10 10-15 15-20

Высокая напряженность, стрессогенность деятельности 16,0 25,5 24, 2 26, 4 18, 7

Размер заработной платы 57,0 57,4 51,4 64, 7 62, 5

Монотонность, однообразие деятельности 35,0 34,0 30,0 20,0 25,0

Наличие изолированности между службами 7,0 17,0 17,0 26, 4 6, 2

Дефицит административной, социальной поддержки 10,0 10,6 20,0 11,7 12, 5

Сопернические конфликтные взаимоотношения - 6,3 5, 7 - 6, 2

Равнодушное отношение друг к другу 5,9 8,5 4,2 2,9 -

Чрезмерная трудовая нагрузка 5,9 17,0 20,0 23,5 18,7

Жесткая регламентация деятельности 7,0 8,5 4,2 5,8 -

Психологически трудный контингент 4,4 2,1 10,0 11,7 -

Высокая ответственность за других 1,0 6,3 4,2 12,1 25,0

Взаимоотношения с непосредственным начальником 6,0 19,1 12,8 5,8 -

Социальная незащищенность 10,0 25,5 22,8 38,2 25,0

Невозможность карьерного роста 7,4 14,8 21,4 8,8 12,5

Непривлекательность деятельности 8,9 8,5 8,5 2,9 -

Примечание: результаты более 100%, т.к. разрешалось выбирать несколько вариантов ответа.

коллективе и др.) в значительной мере влияют на развитие синдрома эмоционального выгорания. 6 Дополнительно проведенный анализ ведомственной кадровой статистики свидетельствует, что

6 Малышев И.В. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности в экстремальных условиях профессиональной социализации: автореф. дис. . канд. психол. наук. — Саратов, 2009. С. 9.

имеющее место несоответствие денежного довольствия объему, сложности и стрессогенному характеру работы в УИС России является мотивом увольнения у многих сотрудников, а также снижения требовательности личного состава за результаты своего труда. В этой связи, как свидетельствуют индивидуальные беседы с руководителями исправительных учреждений, принятое Прави-

тельством РФ решение о повышении с 2013 года заработной платы сотрудникам уголовно-исполнительной системы, а также разрабатываемые в соответствии с Концепцией реформирования уголовно-исполнительной системы до 2020 года меры по расширению перечня социальных гарантий и повышению правовой защищенности личного состава следует рассматривать как «антивы-горающие» средства, снижающие неудовлетворенность трудом в службе, имеющей до сих пор недостаточный престиж среди правоприменительных органов.

По результатам анкетирования выявлено, что монотонность пенитенциарной деятельности также входит в число основных неблагоприятных факторов на всех этапах прохождения службы, причем в особой мере при стаже службы до 10 лет. Дополнительно проведенные индивидуальные беседы с сотрудниками показали, что данный фактор способствует появлению стереотипов в выполнении профессиональных обязанностей и снижает психологическую готовность к нововведениям.

На третьем ранговом месте среди факторов, обусловливающих профвыго-рание личного состава УИС России, находится высокая напряженность, стрес-согенность деятельности. Причины выявленных фактов о более низком влиянии указанного фактора на развитие профвыгорания у молодых специалистов и у сотрудников со стажем дополнительно выяснялись в ходе индивидуальных бесед с ними. Они показали, что в силу наличия у новичков персональных наставников профдеятельность ими часто осуществляется в более щадящем режиме, а у сотрудников-ветеранов из-за накопления профопыта сформиро-

валась определенная стрессоустойчи-вость, базирующаяся на повышенном самоконтроле и снижении рискованности при выполнении проффункций. Выявленные закономерности в определенной мере согласуются с данными, полученными в исследовании Т.В. Недурае-вой по представителям профессий групп риска.7 Однако индивидуальные беседы с сотрудниками исправительных учреждений показали, что именно их профо-пытность и статус в коллективе формируют ожидания в отношении конкретного сотрудника, предопределяя со стороны руководства оценку его индивидуальных возможностей и мотивации к выполнению задач. Кроме того выявлено, что повышению напряженности профде-ятельности может способствовать необходимость выполнения противоречивых, неопределенных требований, а также привлечение сотрудника к исполнению несвойственных для него обязанностей.

Индивидуальные беседы с сотрудниками со стажем от 6 до 15 лет свидетельствуют, что с ростом стажа прохождения службы в УИС России может наблюдаться кумулятивный эффект в росте психологической напряженности у личного состава, т.к. постоянное воздействие стрессоров (особенно в исправительных учреждения со сложной оперативной обстановкой) часто превышает адаптационные ресурсы человека, а в результате повышается вероятность развития профвыгорания и растут жалобы на ухудшение психосоматическо-

7 См.: Недураева Т.В. Социально-психоло-

гические детерминанты профессионально-личностных деформаций представителей профессий групп риска: автореф. дис. . канд. психол. наук. — Курск, 2009.

го состояния. Данные факты в определенной мере контрастируют с выводом психологов В.А. Тропова и И.А. Новиковой (2007), что у оперативных сотрудников УИС России наибольшая выраженность негативных личностных изменений наблюдается на 3-4-й и 6-7-й годы работы. 8

Итак, в качестве промежуточного вывода по результатам анкетирования можно утверждать, что реально существует комплекс внешних предпосылок, обусловливающих профвыгорание у сотрудников УИС России, причем прохождение службы в лесных подразделениях, по сравнению с территориальными, создает личному составу дополнительные трудности и психическую напряженность, т.к. приходится работать в климатически сложных условиях и в местах без развитой инфраструктуры.

Проведение более дифференцированного анализа по факторам и условиям профессионально-служебной деятельности сотрудников УИС России, способствующих выгоранию, позволит отметить их специфичное влияние на указанные в зависимости от стажа категории групп сотрудников.

Так, сотрудники со стажем службы в УИС до 3 лет среди неблагоприятных факторов труда, прежде всего, называют непривлекательность пенитенциарной деятельности, а наименее значимыми — высокую ответственность за других и психологически трудный контингент. У сотрудников же со стажем от 3 до 5 лет почти вдвое возрастает неудовлетво-

8 Тропов В.А., Новикова И.А. Синдром профессионального выгорания у оперативных сотрудников уголовно-исполнительной системы, его выявление и профилактика (учебно-методическое пособие). — Архангельск, 2007. С. 9.

ренность из-за невозможности карьерного роста, а также среди них втрое увеличивается число лиц, которых беспокоят взаимоотношения с непосредственным начальником. Необходимо объективно отметить, что с увеличением стажа службы среди сотрудников УИС с 5 до 10 лет продолжает возрастать доля лиц, неудовлетворенных невозможностью карьерного роста. Полученные в опросе данные, на наш взгляд, позволяют рекомендовать руководству ФСИН России разработать комплекс мер по профессионально-служебному продвижению и ротации кадров 9, т.к. без них будет не только сохраняться высокая текучесть кадров, но и из-за неудовлетворенности личного состава на этапе роста профзрелости не будут проявляться стремления к повышению эффективности профдеятельности.

Сотрудники же пенитенциарных учреждений с выслугой от 10 до 15 лет к ведущим детерминантам профессионального выгорания уже, прежде всего, относят чрезмерную трудовую нагрузку и наличие изолированности между службами. Положительной тенденцией является то, что среди этой категории лично-

9 Одним из авторов статьи данная рекомендация обосновывалась еще в 1980-е годы, т.к. без внедрения системы мер материального и морального стимулирования и карьерного продвижения пенитенциарных сотрудников, достаточно хорошо научно обоснованной и реализуемой за рубежом с учетом индивидуальных особенностей личности, психологических закономерностей профессионализации и социально-психологических изменений в профессиональной и семейно-бытовой сферах, невозможно успешно решить проблему стабилизации кадрового состава отечественных исправительных учреждений. — См.: Поздняков В.М. Психологическая готовность слушателей и курсантов высших и средних специальных учебных заведений МВД СССР к службе в ИТУ: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 1989.

го состава снижается количество лиц, для которых служба в УИС является непривлекательной, а также уменьшается количество сотрудников, испытывающих неудовлетворенность от невозможности карьерного роста. Вероятно, это связано с тем, что многие сотрудники, с увеличением стажа профессиональной деятельности в уголовно-исполнительной системе уже смогли успешно самореализоваться в профессии — получить дополнительное образование в виде повышения квалификации и переподготовки, а также были назначены на вышестоящую должность или перешли на работу в службу, более соответствующую склонностям личности.

По данным анкетирования, большая часть сотрудников с выслугой от 10 до 15 лет считает наиболее профессионально значимым фактором, влияющим на профвыгорание, высокую ответственность за других людей. И хотя в УИС России любая должность, связанная с непосредственным взаимодействием с осужденными, предполагает наличие личной ответственности, но ее повышенный уровень у профессионально и жизненно зрелых сотрудников можно объяснить наличием у них положительной репутации, а поэтому боязнь ее потерять может вызывать нервно-психическое перенапряжение. При этом указание многими из данной категории респондентов одновременно на наличие дефицита административной и социальной поддержки, на соперничество и конфликтность во взаимоотношениях может дополнительно способствовать росту профессионального стресса и, как следствие, приводить к профвыгоранию.

Сотрудники УИС со стажем службы свыше 15 лет среди факторов, негатив-

но сказывающихся на выполнении служебных обязанностей, также назвали высокую ответственность за других, а в индивидуальных беседах пояснили, что это обусловлено наличием у них повышенных чувства долга, ответственности и требовательности к себе. Ни один из опрошенных из данной группы не назвал пенитенциарную деятельность непривлекательной; а также из числа неблагоприятных факторов ими исключен психологически трудный контингент и взаимоотношения с непосредственным руководителем. Отрицание такого рода трудностей обусловлено, возможно, значительным профессиональным и жизненным опытом сотрудников и соответственно возрастной переоценкой ценностей, изменением иерархии мотивов в ходе личностно-профессионального развития.

Индивидуальные беседы с сотрудниками с разным стажем службы свидетельствуют о том, что ощущение невозможности изменений в своей профде-ятельности усиливает внешние эмоциональные проявления феномена выгорания и вероятность развития его других симптомов. Поэтому низкие данные по восприятию пенитенциарного стресса, например, респондентами из категории молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы (со стажем до 3 лет), не могут быть признаны как благоприятное положение дел, т.е. не требующее реализации мер ранней психопрофилактики профвыгорания. Как свидетельствуют результаты компаративного исследования литовских психологов Ингриды Баранаускене и Айсты Валай-кене (2011, 2012), «в зарубежных исправительных учреждениях более 39 % должностных лиц ощущают повышен-

ную психическую напряженность на рабочем месте, причем три четверти из них указали, что наибольшую напряженность на работе вызывают «непрогнозируемые» трудные клиенты»10. Несомненно, что на снижение психической напряженности влияет не только уровень профподготовленности и жизненной опытности, но и многое здесь зависит и от индивидуальных психологических и социально-психологических особенностей личности, степени ее профессиональной идентификации. 11

С целью изучения индивидуальных особенностей профессионального выгорания у сотрудников УИС на разных этапах прохождения службы было проведено исследование по методике МВ1 К. Маслач и С. Джексон и проаназиро-ваны полученные результаты по следующим группам:

- группа № 1 — сотрудники со сроком службы в УИС до 3 лет;

- группа № 2 — сотрудники с выслугой от 3 до 5 лет;

- группа № 3 — сотрудники со стажем от 5 до 10 лет;

- группа № 4 — сотрудники со стажем от 10 до 15 лет;

- группа № 5 — сотрудники со стажем свыше 15 лет.

10 Баранаускене И., Валайкене А. Влияние стресса на удовлетворенность сотрудников исправительных учреждений // Национальный психологический журнал. 2012. №1. С. 113.

11 См.: Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности специалистов экстремального профиля. Монография. — СПб., 2000; Чутко Л. Синдром менеджера. Эмоциональное выгорание и управление стрессом. — СПб., 2010; Липатов С.А., Ловаков А.В. Исследования организационной идентификации в зарубежной психологии // Национальный психологический журнал. 2010. №1. С. 70-75; С.Д. Смирнов От стиля деятельности к стилю общения// Национальный психологический журнал. 2010. №1. С. 63-65.

Использование в исследовании методики МВ1 было связано с тем, что она является адаптированной для сотрудников правоохранительных органов, позволяет вести анализ психодиагностических данных сразу по трем шкалам, характеризующим проявления составляющих профвыгорания: 1) «эмоциональное истощение» (EE—emortional exhaustion); 2) «деперсонализация» (D — depersonalization) и 3) «редукция личных достижений» (PA — personal accomplishment).

При анализе результатов диагностики по шкале «эмоциональное истощение» выявлены наиболее высокие показатели у испытуемых группы № 4 (р<0,05), причем по сравнению с испытуемыми всех других групп. Следовательно, для сотрудников УИС со стажем служебной деятельности от 10 до 15 лет наиболее характерно ощущение чувства безнадежности и риск возникновения психических срывов. Беседы с представителями группы № 4 свидетельствуют, что они постоянно чувствуют усталость и отсутствие жизненных сил, сниженный энергетический тонус, переживают падение работоспособности и появление симптомов соматических недомоганий. Вероятно, это связано с тем, что данная категория сотрудников, обладая значительным профессиональным опытом и предъявляя к себе высокие требования как к профессионалам, воспринимает свою профдеятельность как жизненную ценность. Такое субъек-тно воспринимаемое значение работы не должно рассматриваться как отрицательный момент в поведении сотрудников. В аспекте прогноза профессионального выгорания данной категории сотрудников, на наш взгляд, важна оценка дисбаланса между большими психоло-

гическими затратами сотрудников и недостаточным морально-материальным оцениванием их усилий со стороны руководства, что и вызывает у них напряженность и хронический дискомфорт, требует значительной мобилизации психических сил для поддержания высокого уровня профдеятеятельности, а в итоге приводит к эмоциональному истощению.

Данные психодиагностики свидетельствуют о наличии наиболее низких значений по шкале «эмоциональное истощение» у представителей экспериментальной группы № 1, по сравнению с другими группами. Это обусловлено, как показали беседы с представителями группы № 1, наличием у них повышенного оптимизма (по типу пословиц: «на ошибках учатся» и «не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»), а также ограниченным воздействием профессиональных вредностей (стрессоров) на этапе профессиональной адаптации в силу выполнения данными сотрудниками меньшего объема работы и отсутствием самостоятельности в решении трудовых задач повышенной сложности.

Психодиагностика показала, что уровень «деперсонализации» также возрастает с увеличением срока службы в уголовно-исполнительной системе и наиболее высокого значения достигает в группе № 4. Выявлены значимые различия между испытуемыми данной группы и испытуемыми групп № 1 и № 2 (р<0,01). Можно предположить, что длительный контакт со спецконтингентом и отсутствие постоянного положительного подкрепления, а также столкновение с пенитенциарным рецидивом делают менее гуманными установки у данной категории сотрудников. С их стороны негативные реакции в отношении осуж-

денных могут проявляться в различных формах: нежелании общаться, склонности унижать, игнорировать законные просьбы лиц, отбывающих наказание. Выявленное в рамках психодиагностики, снижение показателей уровня «деперсонализации» у представителей группы № 5 обусловлено, возможно, их значительным профессиональным опытом и достаточно сформированными навыками бесконфликтного поведения со спецконтингентом.

По шкале «редукция личных достижений» наибольшие показатели имеются у представителей групп № 2 и № 4. В отношении представителей группы № 2 это может свидетельствовать о том, что в ранние периоды профессионализации затруднения у специалистов могут быть связаны как с осознанием недостаточности имеющихся знаний и умений и в тоже время предъявления высоких требований к качеству их практической деятельности в уголовно-исполнительной системе. Как свидетельствуют результаты индивидуальных бесед с представителями группы № 2, они часто имеют нереалистично высокие ожидания относительно деятельности и своей профессиональной карьеры, что обуславливает пусковой механизм феномена профессионального выгорания. При этом в силу неспособности данной категории сотрудников адекватно оценивать результаты своей работы и одновременно появления у них повышенных профпритя-заний возникает неудовлетворенность от достигаемых результатов деятельности. При устранении возникающей фрустрации они часто и изменяют отношение к работе по типу «редукция личных достижений».

Сотрудники с большим трудовым стажем (группа № 4) уже подстраивают свои ожидания под реальную ситуацию, снижая, прежде всего свои завышенные ожидания в отношении организационных ресурсов. Однако при отсутствии возможности реализовать свои карьерные устремления и недостаточности условий для профсамореализа-ции у данной категории специалистов также снижается мотивация профессиональной деятельности.

В целом, проведенные исследование показало, что риск профессионального выгорания у сотрудников УИС возрастает с увеличением срока службы. При этом наиболее высокие показатели таких составляющих данного феномена, как «эмоциональное истощение» и «деперсонализация», выявлены у сотрудников со стажем службы от 10 до 15 лет. Это свидетельствует о снижении их энергетического тонуса и профмотива-ции, падении работоспособности, появлении симптомов соматических недомоганий, а также о нежелании конструктивно общаться с коллегами, склонности унижать и игнорировать законные просьбы спецконтингента.

Выявленные у сотрудников на этапах прохождения службы в УИС от 3 до 5 лет и от 10 до 15 лет высокие показатели по шкале «редукция личных достижений», характеризующей снижение личных усилий в профдеятельности, обусловлены изменениями в профиденти-фикации и снижением профессионального самоуважения, в том числе из-за неудовлетворенности результатами своей работы или карьеры.

Изучение особенностей проявления профессионального выгорания у сотрудников УИС на разных этапах профессионального развития указывает на необходимость научного обоснования и внедрения как системы психодиагностического мониторинга, так и с учетом выявления у личного состава симптомов по конкретным составляющим профвыго-рания реализации целенаправленных мер их психологической профилактике и возвышению потенциала личности, направленного на преодоление возникающих трудностей при прохождении службы (особенно в лесных исправительных учреждениях).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.