Макаренко Юлия Борисовна
старший преподаватель кафедры гуманитарных, социально-экономических и информационно-правовых дисциплин Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России (e-mail: juliamak@hotbox.ru)_____________________________________
Особенности профессионального самоопределения курсантов вуза МВД России
В статье представлены результаты эмпирического исследования показателей профессионального самоопределения курсантов вуза МВД России, рассмотрены различия в профессиональном самоопределении удовлетворенных и не удовлетворенных профессиональным выбором курсантов.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, удовлетворенность профессиональным выбором, локус контроля, профессиональная идентичность, профессиональная перспектива личности.
Yu.B. Makarenko, Senior Teacher of a Chair of Humanitarian, Social and Economic and Information and Legal Disciplines of the Novorossiysk branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: juliamak@hotbox.ru
Features of professional self-determination of cadets of higher education institution of the Ministry of the Interior of Russia
Results of empirical research of indicators of professional self-determination of cadets of higher education institution of the Ministry of the Interior of Russia are presented in article, distinctions in professional self-determination of the cadets satisfied and not satisfied with a professional choice are considered.
Key words: professional self-determination, satisfaction with a professional choice, control locus, professional identity, professional prospect of the personality.
Актуальность совершенствования профессиональной подготовки полицейских, которая начинается в стенах образовательного учреждения, диктуется современными тенденциями развития Российского общества. Запросы практики, обусловленные высокой текучестью кадров, низкой удовлетворенностью профессиональной деятельностью населения нашей страны, также говорят о необходимости оптимизации помощи будущим специалистам в их профессиональном самоопределении [2].
Несмотря на свою актуальность, проблема профессионального самоопределения будущих полицейских не находит должного отражения в современных научных психологических исследованиях. Имеющиеся на сегодняшний день исследования профессионального становления курсантов выполнены в основном в педагогическом ключе. Интерес ученых вызывают вопросы модернизации педагогического процесса и воспитательной среды в связи с социокультурными изменениями в стране (Л.В. Кузнецова, 2006; И.М. Лебеденко, 2011), профессионально-прикладной физической подготовки курсантов (Ю.Н. Тапунов 2011), воспитания духовно-нравственных качеств (О.М. Гайдукова, 2010; К.А. Каграманян 2011; Е.В. Семенова, 2011), формирования отдельных аспектов про-
фессиональной направленности (В.В. Кареев, 2011; А.Ю. Коровкин, 2011) и др. Небольшое количество педагогических работ затрагивает важные для успешного профессионального самоопределения вопросы субъектности будущих специалистов, к ним относятся исследования субъектной идентичности курсантов (Г.К. Бисерова, 2007) и рефлексивной позиции законопослушного поведения (Н.Л. Романенко, 2011).
Проблема профессионального самоопределения имеет глубокие корни в отечественной психологии и представлена в работах Е.А. Климова,
Н.С. Пряжникова, ЕЮ. Пряжниковой, Т.В. Кудрявцева, Е.И. Головахи, П.А. Шавира, Л.И. Митиной и др. Выделенные отечественными учеными характеристики самоопределяющейся личности подчеркивают субъектный характер процесса профессионального самоопределения (К.А. Абульханова, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, В.Ф. Сафин). Теоретический анализ проблемы позволил выделить ряд показателей успешности профессионального самоопределения личности, к которым относятся: состояние сформи-рованности профессиональной идентичности, наличие профессиональных планов, интерналь-ный локус контроля, удовлетворенность профессиональным выбором. Задача эмпирического исследования данных показателей была поставлена при изучении особенностей профес-
88
сионального самоопределения курсантов ведомственного вуза МВД России как субъектов профессионального становления. В исследовании приняли участие курсанты (171 чел.) в возрасте от 16 до 22 лет, обучающиеся по специальностям «Психология» (83 чел.) и «Юриспруденция» (88 чел.). Выборка равномерно распределена по факторам пола, курса, получаемой специальности.
Применен следующий диагностический инструментарий: методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель [1]; методика выявления локуса контроля Е.Г. Ксе-нофонтовой [3]. Для измерения проявления субъектной позиции в профессиональном самоопределении использовалась авторская анкета, содержащая блоки: удовлетворенность выбранной профессией и удовлетворенность жизнью (БМ^б), мини-сочинение «Мой рабочий день через 5 лет», самостоятельность профессионального выбора. Отношение респондентов к выбранной профессии определялось с помощью вопросов анкеты, направленных на выявление уровня удовлетворенности выбором профессии, степени определенности в этом выборе, и модифицированного варианта цветового теста отношений (ЦТО). В итоге были получены вербальные и невербальные оценки субъективного состояния удовлетворенности (неудовлетворенности) профессиональным выбором; представленность в самосознании курсантов образов близких к теме «Я -профессионал» изучалась с помощью методики М. Куна «Кто Я?» (модификация Т.В. Румянцевой) [4].
Полученные данные проанализированы с помощью методов математической статистики и контент-анализа сочинений. При анализе вербальных и проективных показателей удовлетворенности выбранной профессией обращает на себя внимание тот факт, что положительные вербальные оценки удовлетворенности выбранной профессией встречаются чаще положительных проективных, показатель неудовлетворенности выбранной профессией чаще проявляется в проективных оценках. Данные тенденции можно объяснить тем, что вербальная оценка отношения к выбранной профессии может подвергаться влиянию эффекта «социальной желательности». С этой точки зрения оценки удовлетворенности выбранной профессией, полученные проективным способом, следует считать более достоверными. Согласно невербальным показателям удовлетворенности профессиональным выбором около трети всей выборки курсантов не довольны своим профессиональным выбором (30,4%). Четверть респондентов продемонстрировали равнодушное отношение к
факту выбранной профессии (25,6%), т.е. данная часть курсантов еще не определилась в своем отношении к будущей деятельности. Довольны выбранной профессией чуть меньше половины курсантов (44,0%).
Помимо удовлетворенности выбранной профессией, важным аффективным компонентом профессионального самоопределения курсанта является его удовлетворенность своей учебной деятельностью. Рассмотрим проективные оценки респондентов относительно своей учебной деятельности: позитивно оценивают свою учебу 42,3% курсантов; нейтрально относятся к учебе 32,7%; у 26,2% выборки сформировано негативное отношение к обучению в вузе.
В целом распределения выборки в зависимости от степени удовлетворенности учебой и выбранной профессией схожи, и, как показал корреляционный анализ, проективные оценки этих сторон жизни в основном связаны между собой (значимо на уровне тенденции, г=0,15; р<0,05). На наш взгляд, выявленная связь будет носить двусторонний характер: с одной стороны, успех в учебе подкрепляет осуществленный профессиональный выбор; с другой стороны, интерес к выбранной профессии повышает учебную мотивацию и, следовательно, успешность освоения будущей профессии. Формальное отношение к учебе порождает неопределенный взгляд как на учебную, так и на будущую профессиональную деятельность.
Статистический анализ различий данных контрастных по степени удовлетворенности профессиональным выбором групп позволяет говорить о том, что удовлетворенность выбранной профессией является интегральным показателем успешности профессионального самоопределения. Среди удовлетворенных профессиональным выбором курсантов значимо выше выраженность сформированной профессиональной идентичности (р<0,001); в другой группе значимо выше выраженность неопределенного статуса профессиональной идентичности (р<0,001); имеются различия в отношении профессиональной перспективы: в первой группе значимо выше выражены желание и готовность работать по получаемой специальности, реалистичность сформированных представлений о будущей профессиональной деятельности в (р<0,01).
Данные распределения статусов профессиональной идентичности по выборке в целом свидетельствуют о том, что для большинства курсантов ведущим статусом является мораторий (61,4%). Около трети опрошенных отличается сформированной профессиональной идентичностью (30,4%). Неопределенная и навязанная
89
идентичность выражена у незначительной части курсантов (4,7% и 3,5%, соответственно).
Полученные данные говорят о том, что большинство учащихся находятся в кризисе профессионального выбора, возникает вопрос о степени самостоятельности совершенного профессионального выбора - показателя активности личности в профессиональном самоопределении. Анализ степени участия курсантов в выборе профессии показал, что у половины респондентов профессиональный выбор делали родители и другие значимые близкие, чуть более 30% респондентов выбрали свою будущую профессию самостоятельно, 19% принимали решение, советуясь с близкими.
Контент-анализ сочинений осуществлен по следующим критериям: желание быть сотрудником ОВД; желание работать по выбранной специальности; реалистичность описанного рабочего дня, занимаемой должности, специального звания и т.д.; эмоциональные оценки удовлетворенности будущей работой; упоминание конкретной специализации в выполняемой деятельности; описание особенностей будущей деятельности; определенность в будущем месте работы. Следует отметить, что не многие сочинения отличаются развернутостью и последовательностью рассуждений. Довольно часто встречаются примитивные сочинения; некоторые курсанты вообще отказались описывать свои представления о будущей работе. Тем не менее, 68% респондентов упоминают, что будут работать по получаемой профессии, и 40% указывают, что будут получать удовольствие от работы (в основном это курсанты, имеющие сформированную профессиональную идентичность). Сочинения таких респондентов отличают реалистичность представлений, понимание специфики будущей деятельности, определенность в будущем месте работы и демонстрация желания работать по профессии.
Все исследуемые характеристики профессионального самоопределения личности курсанта демонстрируют связь с показателем общей интернальности личности. Так, курсанты, отличающиеся высокой общей интернальностью, в большинстве случаев отличаются сформированной профессиональной идентичностью (р<0,001), удовлетворенностью учебной деятельностью (р<0,05), общей удовлетворенностью жизнью (р<0,001), удовлетворенностью профессиональным выбором (р<0,001). С высокой степенью достоверности общая интер-нальность оказалась положительно связана со сформированной профессиональной идентичностью (р<0,001) и отрицательно связана с неопределенной и навязанной идентичностью (р<0,001). Полученные данные говорят о том,
что у курсантов с интернальным локусом контроля профессиональное самоопределение проходит успешнее, что отразилось и в представлениях курсантах о своем профессиональном будущем: они написали более развернутые сочинения, полные профессиональных планов и позитивного отношения к работе.
Следует отметить некоторые особенности профессионального самоопределения кур-сантов-психологов и курсантов-юристов. Анализ невербальных оценок показывает, что психологи значимо более довольны выбранной профессией (р=0,02), однако статус идентичности «Мораторий» у них более выражен (р=0,05). Курсанты-юристы демонстрируют
более сознательный подход к выбору профессии. У них значимо выше уровень общей интернальности (р=0,02), они чаще психологов соглашаются с утверждением: «Решение о выборе профессии я принимал самостоятельно» (р=0,04), чаще отмечают, что через 5 лет будут работать в полиции (р=0,003). Психологи же в большей степени, чем юристы (р=0,002), ориентированы на послевузовское обучение.
Полученные результаты исследования таких характеристик профессионального самоопределения личности, как удовлетворенность профессиональным выбором, построение профессиональной перспективы, профессиональная идентичность, позволяют заключить, что будущие офицеры правоохранительных органов (курсанты) испытывают определенные трудности в профессиональном самоопределении, и, как следствие, около половины обучающихся не испытывают полной удовлетворенности от сделанного профессионального выбора, не имеют ясных профессиональных планов и далеки от сформированной профессиональной идентичности. Несмотря на то, что для учащихся вуза профессиональный выбор -дело совершенное, для многих курсантов он не является окончательным, они исследуют альтернативные варианты профессионального становления, активно пытаются выйти из кризисного состояния, приняв осмысленное решение в отношении будущего.
Удовлетворенность выбранной профессией выступает интегральным показателем профессионального самоопределения, отражающим общее отношение субъекта к своему профессиональному выбору. Курсанты, удовлетворенные своим профессиональным выбором, демонстрируют особое отношение к своему профессиональному будущему и прошлому: ясно представляют свой дальнейший профессиональный путь, собираются работать по выбранной специальности и считают, что она станет главным делом их жизни, подчеркивают свою активную роль в совершении профессио-
90
нального выбора, обращают внимание на самостоятельность сделанного выбора. Более успешно профессиональное самоопределение проходит у курсантов, отличающихся интерналь-ным локусом контроля.
Выявленные особенности протекания профессионального самоопределения курсантов подчеркивают важность психолого-педагогической поддержки учащихся в нахождении смысла обретаемой профессии, выстраивании непротиворечивой профессиональной перспективы, формировании субъектной позиции. При этом следует учитывать, что удовлетворенность (неудовлетворенность) профессиональным выбором
1. Грецов А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. СПб., 2005.
2. Ермолаев В. В. Социально-психологические факторы эффективности выбора профессиональной специализации курсантами высших образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2003.
3. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности - новая версия методики «Уровень субъективного контроля» // Психол. журн. 1999. Т. 20. № 2.
4. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб., 2006.
является показателем успешности профессионального самоопределения, а интернальный локус контроля личности, наряду с другими субъектными характеристиками личности, выступает основанием активного процесса самоопределения. Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в психологическом сопровождении профессионального самоопределения курсантов, выпускников образовательных учреждений МВД России, психологическом профессиональном отборе абитуриентов и кандидатов на службу в ОВД.
1. Gretsov A.G. We choose a profession. Councils of the practical psychologist. SPb., 2005.
2. Yermolaev V.V. Social and psychological factors of efficiency of a choice of professional specialization by cadets of the highest educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia: autoref. dis. ... Master of Psychology. M., 2003.
3. Ksenofontova E.G. Research of localization of control of the personality - the new version of a technique «Level of subjective control» // Psychol. magazine. 1999. T. 20. № 2.
4. Rumyantseva T.V. Psychological consultation: diagnostics of the relations in couple. SPb., 2006.
91