Научная статья на тему 'Особенности проективной философии Н. Ф. Федорова'

Особенности проективной философии Н. Ф. Федорова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
466
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЙНЫЙ ПРОЕКТ / CONCEPTUAL PROJECT / ОБЩЕЕ ДЕЛО / COMMON TASK / ПРОЕКТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ / PROJECTIVE PHILOSOPHY / КУЛЬТУРА / CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воротникова Елена Юрьевна

Задачей статьи является характеристика проективного подхода как специфической формы, интегрирующей разноаспектные тенденции «Философии общего дела» в целостную структуру «идейного проекта». В статье обозначены основные аспекты учения Н.Ф. Федорова, отмечена актуальность проективного подхода в связи с современными воззрениями на феномен культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of N. F. Fedorov’s projective philosophy

The subject of the article is a characteristic of the projective approach as a specifi c form, which integrates different tendencies of «The Philosophy of the Common Task» into complete structure of a «conceptual project». The author points out basic aspects of N.F. Fedorov’s doctrine and shows an actuality of the projective approach in connection with modern views to the phenomena of culture.

Текст научной работы на тему «Особенности проективной философии Н. Ф. Федорова»

УДК 130.2

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ

Н.Ф. ФЕДОРОВА

Е.Ю. Воротникова

Новосибирский государственный технический университет

vorotnikova_e@mail.ru

Задачей статьи является характеристика проективного подхода как специфической формы, интегрирующей разноаспектные тенденции «Философии общего дела» в целостную структуру «идейного проекта». В статье обозначены основные аспекты учения Н.Ф. Федорова, отмечена актуальность проективного подхода в связи с современными воззрениями на феномен культуры.

Ключевые слова: идейный проект, общее дело, проективная философия, культура

Сегодня Н.Ф. Федоров признан одной из центральных фигур в истории человеческой мысли по причине многогранности и разнонаправленности идей «Философии общего дела», подлежащих постоянному переосмыслению сообразно развитию науки и философии. Прежде всего, Федоров известен как родоначальник оригинального философского направления «русский космизм», представленного в XX веке именами таких ученых и философов, как Н.А. Наумов, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский и других. В философии космизма, с одной стороны, человек рассматривался как неотъемлемая часть меняющегося Космоса, зависящая во всех своих проявлениях от космического целого; с другой стороны, сам человек рассматривался в качестве фактора эволюции, развивая свои способности таким образом, что, создавая новую технику и технологию, он начинал активно воздействовать на окружающий мир. Научной основой космизма стали новаторские идеи ученого о человеке как существе сознательно-творческом, ответственном за все живое на планете, наде-

ленном возможностью обретения высокого бытийного статуса.

Сегодня наблюдается новый виток интереса к учению Федорова со стороны исследователей из разных областей науки и философии: Е.А. Риц, Б.В. Емельянова, И.М. Шишкина, С.Г. Семеновой, Б.Г. Режа-бека и других, что обусловлено переосмыслением разных граней и аспектов «Философии общего дела» в свете экологических, этических, мировоззренческих проблем, стоящих в данный момент перед человечеством. Своеобразие учения Н.Ф. Федорова, и «Философии общего дела» прежде всего, выявляется в сочетании и взаимосвязи практического реализма, мистицизма и рационализма с этико-религиозными догматами христианства, своеобразно интерпретируемыми автором. Особенность учения также в том, что цели его выходят за рамки философского осмысления путей дальнейшего бытия человеческой цивилизации, являя собой «руководство к действию», что не свойственно для «классических» философских изысканий. В своем труде Федоров призывает к практической реализации задач «всеобщего дела» человечества, бла-

годаря чему учение приобретает специфическую форму «проективной философии»: под терминами «проект», «проективность», понимается «присутствие любого целепо-лагания, имеющего определяющее значение для соответствующего философского учения, и выходящего за пределы чисто теоретического интереса»1. Обозначить общие характеристики проективной философии и отличительные черты данной формы, структурирующей содержание учения Н.Ф. Федорова и стягивающей воедино его разноаспектные тенденции, является основной задачей статьи.

Идеологической подоплекой «Философии общего дела» является основополагающий «проективный» принцип, сформулированный Федоровым следующим образом: «Философия должна стать знанием не только того, что есть, но и того, что должно быть, то есть она должна из пассивного умозрительного объяснения сущего стать активным проектом долженствующего, быть проектом Всеобщего дела»2. Под «общим делом» Н.Ф. Федоров понимал практические действия человечества для достижения нового состояния общества — психо-кратии — через осуществление бессмертия живущих людей, воскрешение умерших предков и освоение человечеством космического пространства Вселенной: «Всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными, слепыми силами вне и внутри себя, выйти в космос для его активного освоения и преображе-

1 Шишкин И.М. Проблема свободы в русской проективной философии: автореф. дис. ... канд. филос. наук. — С. 3.

2 Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. Том первый. От истоков до XIX века [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// a2byka.ru/library/levickij_ocherki_po_istorii_ russkoj_filosofii.shtml

ния, обрести новый, бессмертный космический статус бытия, причем в полном составе прежде живших поколений». Ученый призывает к борьбе со смертью как с «вселенским злом», которое должно быть повержено силами науки, техники и прочих видов познания и практической деятельности, на основании догматов Православия, «объединяющего на литургической основе деятельность людей, направленную на пре-

3

одоление смерти и разрушения» .

Для того чтобы раскрыть суть проекти-визма как средоточия «Философии общего дела», указав «те основные характеристики, которые одни только и делают его именно федоровским, а не каким бы то ни было дру-

4

гим проективизмом» , кратко изложим суть учения Н.Ф. Федорова в рамках принципов проективной философии, выделеных И.М. Шишкиным и Б.В. Емельяновым.

Первый принцип заключается в неотделимости познания истины от осуществления должного преобразования мира. «Конечная цель философии — не объяснение мира, а проект преобразования мира. Эта идея бесконечно повышает значение и задачу философии по сравнению с ее традиционным пониманием»5. «Философия общего дела» начинается с переживания мыслителем «неправды» существующего природного и социального порядка, где царят смерть и беспощадная борьба людей за жизнь и ее не-

3 Титаренко Е.М. Литургическое понимание культуры в религиозно-философских воззрениях Н.Ф. Федорова. Ежегодная Богословская конференция: Материалы 1997 г. — С. 26.

4 Емельянов Б.В. Николай Федоров и его «Философия общего дела». Философская библиотечка учителя / Б.В. Емельянов, М.Б. Хомяков. — Псков, 1994. - С. 18.

5 Шишкин И.М. Н.Ф. Федоров и проективная философия // Служитель духа вечной памяти Николай Федорович Федоров: сб. науч. статей. -

С. 256.

значительные перед лицом смерти радости. Отсюда главная идея учения — преодоление человечеством «вселенского зла», которое Федоров усматривал в смерти как «порабо-щенности человека слепой силой природы». Здесь в полной мере проявляется практическая ориентированность мысли ученого: ставя вопрос о том, «почему живущее страдает и умирает», Федоров осуществляет не только дальнейший поиск глубинных причин зла, но и разработку средств для его преодоления, предлагая план конкретных практических действий, которые должны совершить люди в целях борьбы со смертью. Этапы борьбы на пути к изменению существующего миропорядка раскрываются мыслителем в последовательной цепочке задач. Это «регуляция "метеорических", космических явлений; превращение стихийно-разрушительного хода природных сил в сознательно направленный процесс; создание нового типа организации общества — "пси-хократии", на основе сыновнего, родственного сознания; работа над преодолением смерти, преобразованием физической природы человека; бесконечное творчество бессмертной жизни во Вселенной»6.

Вторым принципом является подчинение познания истины проекту преобразования мира. «Проективная философия отвергает возможность незаинтересованного познания объективной истины. Видеть истину возможно только из проекта преобразования... Проективная философия — это метафизика, которая понимает истину не как соответствие мыслимого какому-либо сущему, а как

7

видение и осуществление должного» .

6 Семенова С.Г. Русский космизм. Вступительная статья [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sufism.rU/barzah/cosm03.htm#top

7 Шишкин И.М. Н.Ф. Федоров и проективная философия // Служитель духа вечной памяти

В федоровском учении отношение к истине как к должному, некоему трансцендентному началу, соотносится с призывом мыслителя «отказаться от пассивного созерцания мира, отвлеченной метафизики и перейти к определению ценностей должного порядка вещей, к выработке плана преобразовательной деятельности человечества»8. В представлении Федорова, «подлинная Истина не открывается как неизменная данность, а проектируется, конструируется и

9

конституируется самими людьми» .

Подобная дискретность восприятия мира, при которой основной точкой отсчета является долженствующее быть, а не данное, является еще одной характеристикой проективного сознания, в котором «реальность разрывается на три временных плана»: «мир как он есть», «мир как проект» и «мир как он должен быть».

1. «Мир как он есть» — это «злой, враждебный человеку и Богу мир, в котором властвуют слепые силы природы, несущие голод, разрушение, болезни и смерть»10.

Причины подобного состояния бытия человечества, описываемого Федоровым в терминах прогресса, розни, небратства и разрушения, видятся мыслителю в тенденциях и явлениях духовно-нравственного упадка, в подмене благих целей потребностями в комфорте и роскоши, в кризисе общества в целом и интеллигенции в частно-

Николай Федорович Федоров: сб. науч. статей. —

С. 256

8 Волков В.Н. «Общее дело» Николая Федорова: философское учение, научная теория, религиозное прозрение или социальная утопия? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// liga-ivanovo.narod.ru/volkov.htm

9 Шишкин И.М. Н.Ф. Федоров и проективная философия // Служитель духа вечной памяти Николай Федорович Федоров: сб. науч. статей. —

С. 256

10 Емельянов Б.В. Указ. соч. — С. 24.

сти. Федоров также критикует современный ему тип ученого и философа, которые интересуются, как правило, только частным, а не всеобщим, ценят отвлеченное познание превыше дела преобразования мира. Федоров писал: «Если живущее, ... забывающее уже умерших и не замечающее умирающих, несмотря на непрерывность умирания, будет ставить себе целью свое благо, то дело, такую цель имеющее, будет не только чудовищно безнравственно, но и в высшей степени бессмысленно»11.

Несмотря на бессмысленную природу «падшего», «лежащего во зле» мира, он «должен быть не уничтожен, но перестроен, реформирован», т. е. в наличном состоянии «мир как он есть» понимается мыслителем в качестве материала для будущего строительства «мира как он должен быть». Отношение к действительности должно быть следующим: «ее стоит знать, но не для того, чтобы принять ее и сжиться с ней, а для того, чтобы радикально преобразить

ее, привести в должное состояние, «даро-

12

вое» превратить в «трудовое»12.

2. «Мир как проект» — возникает как схема реформы «мира как он есть». На данном этапе раскрывается рационалистический пласт федоровских идей в задачах активной, сознательной, поэтапной работы человечества над преодолением смерти, преобразованием физической природы человека, созданием нового типа организации общества в пределах реального мира. Здесь же раскрывается своеобразие этико-религиозной сто-

11 Шибаева М.М. Культурфилософские мотивы в учении Н.Ф. Федорова // На пороге грядущего: памяти Н.Ф. Федорова (1829—1903): [сборник] / Рос. гос. б-ка и др., 2004. — С. 87.

12 Лишаев С .А. История русской философии. Часть II. Книга 2: Вторая половина XIX века (Н.Ф. Федоров, П.Д. !Юркевич, В.С. Соловьев). Курс лекций: учеб. пособие. — Самара: Самар. гу-манит. акад., 2006. — С. 32.

роны учения — «активного христианства», базирующегося на особом понимании мыслителем сути Православия, которое, согласно его взглядам, должно стать «Центром новой упорядоченности», объединяющим на литургической основе деятельность людей, направленную на преодоление смерти и разрушения. В религиозно-философской системе Н.Ф. Федорова процесс воскрешения умерших есть восстановление истинной природы человека, утраченной в результате грехопадения, которое привело к тому, что «рождение заменило художественный процесс воспроизведения себя в других существах, процесс, подобный рождению Сына от Отца, исхождению от него Св. Духа»13. Таким образом, в представлениях Федорова человек является орудием божественного разума в осознании и выполнении «воскре-сительного долга».

3. «Мир как он должен быть» — это итог проекта, его идеальная форма, представляющая «воплощенный в реальности бессмертный космос, в котором все едино — человечество, природа и Бог; человечество становится орудием Бога, средством воплощения Его воли, а природа — орудием и материалом действия человека»14. К данному состоянию мира Федоров применяет термин «пси-хократия» (от греч. psyche — душа и kratos — власть). По Федорову, психократия возникает в процессе восстановления родства и воскрешения предков, когда теряют значение все внешние факторы, объединяющие человечество, и на место их приходят факторы внутренние, духовные. Ученый писал, что психократия «есть общество, держащееся внутреннею силою, а не внешним законом, как государство или общество юриди-

13 На пороге грядущего. Памяти Николая Федоровича Федорова (1829—1903). — М.: Пашков дом, 2003. - С. 98.

14 Емельянов Б.В. Указ. соч. — С. 25.

ческое, из которого изгнано чувство, вынута душа. Психократия держится силою, направляющею человека к труду воскрешения; она такое общество, в котором знание определяет как нужды каждого, так и его способности к тому или другому делу в общем отцовском деле... Психократия, таким образом, есть не царство бестелесных, бесплотных духов, а вложение души во все материальные отправления»15. По Федорову, идеальная форма «мира как он должен быть» есть особый способ жизни, когда дух полностью господствует над материей; при этом человек обладает способностью полного самооткровения и проникновения во внутреннюю глубину другого существа. Чтобы обрести такую способность, человек должен не родиться, а получить жизнь в процессе воскрешения; он должен воспроизводить себя из простейших элементов, которые были составными частями других индивидуальностей и несут в себе их характерные черты. Общность происхождения, общность составляющих элементов сделают людей как бы взаимопрозрачными друг для друга — они будут составлять своего рода единый родственный организм, в котором все гармонично соединено и подчиняется единому закону. При достижении пси-хократии «в мире, наконец, восстанавливается должная иерархия, надлежащий порядок, в котором царствует разум, и нет места стихии и смерти»16.

Таким образом, в учении Федорова разрабатывается активная, творческая эсхатология, смысл которой в том, что конец этого мира, конец истории зависят и от творческого акта человека. Основная точка отсчета проекта Н.Ф. Федорова — долженствующее быть, а не данное. Суть ее мож-

15 Федоров Н.Ф. Сочинения. — М.: Мысль, 1982. - С. 385.

16 Емельянов Б.В. Указ. соч. — С. 25.

но обозначить словами Бердяева, который называл данное качество мироотношения «космоцентрическим, узревающем божественные энергии в тварном мире, обращенным к преображению мира» и «антропоцентрическим, обращенным к активности человека в природе и обществе»17.

В заключение отметим, что культурфи-лософские мотивы учения Федорова о логике развития и назначения культуры, ее ценностно-смысловых основаниях, сущности творчества человека, а также проективный его аспект, постулируемый идеей определения ценностей должного порядка вещей для выработки плана преобразовательной деятельности, сегодня вновь привлекают внимание философов и культурологов, осуществляющих поиск решения актуальных проблем человечества и новых ориентиров развития общества. «Философское понимание культуры начинается лишь там, где кончается психологическое или историческое установление фактического ее содержания, где она предстает не в виде сущего, а должного, некоторой идеальной нормы, т. е. в результате своей «заданности», а не «данности»18. Сегодня популярны «дея-тельностные» воззрения на феномен культуры, акцентирующие креативную, творческую роль человека на Земле и в космосе в целом как носителя антиэнтропийного начала. «Задача человека — творение культуры, взращивание, возделывание, охрана природы, космоса от разрушения, не только увеличение разнообразия, сложности мира, но и упорядочение его»19. Понимание миссии человека в качестве творца культуры соот-

17 Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской культуре. — М., 1990. — С. 89.

18 Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. — С. 25.

19 Пивоев В.М. Философия культуры: учеб. пособие для вузов. — С. 30.

ветствует идее проективной философии о «необходимости сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство»20. Из этого можно заключить, что схема проективного подхода может быть использована для осмысления актуальных социокультурных проблем и поиска принципиальных направлений для их решения, на пути к созданию и воплощению проекта ценностной картины мира, направленной на обеспечение созидательной деятельности и самореализации человека.

Литература

Бердяев НА. Русская идея / Н.А. Бердяев // О России и русской культуре. — М., 1990. — 235 с.

Волков В.Н. «Общее дело» Николая Федорова: философское учение, научная теория, религиозное прозрение, или социальная утопия? / В.Н. Волков [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://liga-ivanovo.narod.ru/volkov.htm Емельянов Б.В. Николай Федоров и его «Философия общего дела». Философская библиотечка учителя / Б.В. Емельянов, М.Б. Хомяков. — Псков: ПО ИПКРО, 1994. — 98 с.

Левицкий СА. Очерки по истории русской философии. Том первый. От истоков до XIX века / С.А. Левицкий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://azbyka.ru/library/ levickij_ocherki_po_istorii_russkoj_filosofii.shtml Лишаев СА. История русской философии. Часть II. Книга 2: Вторая половина XIX века (Н.Ф. Федоров, П.Д. Юркевич, В.С. Соловьев). Курс лекций: учеб. пособие / С.А. Лишаев. — Самара: Самар. гуманит. акад., 2006. — С. 3—42.

Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры / В.М. Межуев. — М.: Прогресс-Традиция, 2006. — 408 с.

20 Русский космизм: концепции Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского в свете современной науки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://shporiforall.ru/shpory/filos-kandid-minimum/

На пороге грядущего. Памяти Николая Федоровича Федорова (1829—1903). — М.: Пашков дом, 2003 — 230 с.

Пивоев В.М. Философия культуры: учебное пособие для вузов / В.М. Пивоев. — 3-е изд. — М.: Академический проект; Гаудеамус, 2009 — 426 с.

Режабек Б.Г. Николай Федоров — начальник ноосферного мировоззрения / Б.Г. Режабек // Служитель духа вечной памяти: Николай Федорович Федоров: сб. науч. статей / Рос. гос. б-ка. Ч. 1. — 2010. — 430 с.

Русский космизм: концепции Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского в свете современной науки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://shporiforall.ru/shpory/filos-kandid-minimum/l

Семенова С.Г. Русский космизм. Вступительная статья / С.Г. Семенова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sufism.ru/ barzah/cosm03.htm#top

Титаренко Е.М. Литургическое понимание культуры в религиозно-философских воззрениях Н.Ф. Федорова. Ежегодная Богословская конференция: Материалы 1997 г. — Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 1997. — 27 п. л.

Федоров Н.Ф. Сочинения / Н.Ф. Федоров. — М.: Мысль, 1982. — 711 с.

Шибаева М.М. Культурфилософские мотивы в учении Н.Ф. Федорова / М.М. Шибаева // На пороге грядущего: памяти Н.Ф. Федорова (1829—1903): [сборник] / Рос. гос. б-ка и др., 2004. — 454 с.

Шишкин И.М. Н.Ф. Федоров и проективная философия / И.М. Шишкин // Служитель духа вечной памяти Николай Федорович Федоров: сб. науч. статей / Рос. гос. б-ка. Ч. 1. — 2010. — 430 с.

Шишкин И.М. Проблема свободы в русской проективной философии: автореф. дис. ... канд. филос. наук. — М., 2012. — 12 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.