Научная статья на тему 'Особенности проектирования упругой компенсирующей муфты. Часть 1. Расчёт упругого элемента при соосном расположении валов'

Особенности проектирования упругой компенсирующей муфты. Часть 1. Расчёт упругого элемента при соосном расположении валов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
228
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЧНОСТЬ / МЕТОД КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Фирсов Е. П., Ряховский О. А., Гуськов А. М., Билецкий Е. О.

Рассматривается плоское напряжённое состояние диска пальцевой муфты при соосном расположении валов.Отверстиям, связанным с одним из торцов валов задается жесткое движение вокруг центра симметрии на заданный малый угол поворота. Далее определяется требуемый для этого поворота момент. Учитывая линейность задачи, полученные поля перемещений и напряжений пересчитываются для случая заданного момента. В результате расчёта были построены поля распределений напряжений и перемещений в диске пальцевых муфт для дисков с четырьмя и восемью отверстиями. Расчет проведен методом конечных элементов в программном комплексе ANSYS.Ключевые слова: передачи, муфта, несоосность, компенсирующая муфта, прочность, метод конечных элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проектирования упругой компенсирующей муфты. Часть 1. Расчёт упругого элемента при соосном расположении валов»

электронное научно-техническое издание

НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ

_Эя № <К1 77 - 30569. Государственндд регистрация №0421000025.155Н 1994-0408_

Особенности проектирования упругой компенсирующей муфты. Часть 1. Расчёт упругого элемента при соосном расположении валов # 12, декабрь 2010

авторы: Фирсов Е. П., Ряховский О. А., Гуськов А. М., Билецкий Е. О.

УДК 62-25, 62-251, 531/534

Введение

Применение упругих компенсирующих муфт при передаче момента от электродвигателя центробежному насосу при транспортировке углеводородных продуктов обусловлено их возможностью к компенсации угловых погрешностей расположения вало [3]. При вибрациях ротора проявляются динамические погрешности, которые при определенных условиях могут приводить к параметрическому возбуждению всей динамической системы. Данная работа посвящена расчёту дисков пальцевых муфт и выявлению амплитуд возникающих изгибающих моментов на роторе насоса при угловой погрешности расположения ведущего и ведомого валов. В первой части рассматривается случай соосного расположения валов. Для передачи крутящего момента с электродвигателя на вал используется дисковая муфта Radex-N фирмы KTR. В качестве расчетной модели выбрана наиболее используемую конструкцию муфты из каталога фирмы КШ серии Radex N [1].

В каталоге изготовителя муфт, приводится информация лишь о максимально допустимых смещениях (радиальных, угловых, осевых), и о предельно допустимых моментах по прочности без указания наиболее нагруженных мест и зависимости от геометрии упругого элемента. Так же не ясна связь распределения напряжений и деформаций с кинематическими погрешностями передачи. Компенсация угловых кинематических погрешностей происходит за счет использования тонких плоских упругих элементов - дисков, - допускающих значительные изгибные деформации.

Различают 3 вида дисков, используемых в дисковых муфтах Radex-N (рис. 1): 1- диск с 4 отверстиями (внутренний диаметр изменяется 020 - 50)

2- диск с 6 отверстиями (внутренний диаметр изменяется 060 - 135)

3- диск с 8 отверстиями (внутренний диаметр изменяется 0138 - 168)

Рис. 1 Типы дисков муфт Radex-N фирмы КШ

Для расчёта были выбраны диски с внутренним диаметром 050 мм с четырьмя отверстиями и 0140 мм с восемью отверстиями (рис. 2). Толщина пластины была принята равной 1 мм. Материал дисков - сталь (коэффициент Пуассона т= 0.3, модуль

упругости первого рода Е = 2г 10пПа).

Рис 2. Геометрические характеристики дисков пальцевой муфты

Подобные диски весьма популярны благодаря простоте своей конструкции, легкости при замене и компактности [3].

Расчет плоского напряженного состояния диска пальцевой муфты

Муфта состоит из двух полумуфт, соединённых друг с другом при помощи болтов (рис. 3). Между полумуфтами находится набор стальных пластин, которые вместе образуют упругий элемент. Подобная муфта в состоянии воспринимать только угловые и

осевые смещения. В зависимости от передаваемого крутящего момента количество пластин в пачке может меняться.

Для решения задачи расчета плосконапряженного состояния диска пальцевой муфты применялся программный комплекс ANSYS.

Элементом для расчета служил PLANE 82 [4], так как этот элемент лучше всего подходит для решения задач о плоском деформированном и плоском напряженном состоянии. Элемент PLANE 82 является версией двухмерного (2D) элемента PLANE 42 -II порядка. Этот элемент обеспечивает более точные результаты для смешанных сеток (состоящих из треугольных и четырехугольных элементов), полученных средствами автоматизированного создания таковых, и допускает нерегулярную форму элемента без существенной потери точности. Элементы с восемью узлами имеют совместные формы перемещений и пригодны для описания искривленных границ.

Элемент II порядка определяется восемью узлами, имеющими две степени свободы в каждом узле: перемещения в направлении осей X и Y узловой системы координат. Элемент может использоваться в качестве плоского (с плоским напряженным или деформированным состоянием) или в качестве осесимметричного элемента. Элемент имеет свойства пластичности, ползучести, радиационного набухания, увеличения жесткости при наличии нагрузок, больших перемещений и больших деформаций.

В процессе расчета принимается модель нагружения, при которой половина отверстий перемещается по часовой стрелке, другая половина отверстий - против часовой стрелки (см рис. 4). При этом отверстия, перемещаемые против часовой стрелки, связаны с ведущим валом, а по часовой стрелке - с ведомым.

Рис. 3 Конструкция муфты фирмы KTR

(б)

(а) - пластина с четырьмя отверстиями; (б) - пластина с восемью отверстиями Рис. 4 Схема нагружения диска муфты

Перемещения контуров отверстий диска муфты задавались с помощью команды Displacements - UY, UX, где под UY понимается угловое перемещение отверстия муфты, UX радиальное перемещение. Для этого предварительно необходимо было перевести все узлы из декартовой системы координат в цилиндрическую.

Результаты расчета диска пальцевой муфты

Особенностью данной задачи является то, что распределение поверхностных сил по контурам отверстий неизвестно. При отсутствии угловой погрешности между валами -несоосности, в силу симметрии задачи, оси симметрии дисков сохраняют симметрию, как в начальном, так и в деформируемом состояниях [2]. Таким образом, учитывая линейность задачи, всем узлам, принадлежащим контурам отверстий, сообщается поворот как жесткого целого на угол Da ' относительно осей симметрии в направлении стрелок (рис. 4). То есть относительный угол поворота торцевых сечений двух валов равен 2Da'. При расчетах угол Da ' принимался равным одному градуса. То есть, относительный угол поворота валов равнялся двум градусам. После проведения расчета вычислялся крутящий момент, приложенный к муфте и равный D М'. Для задаваемого момента М относительный угол поворота определяется по формуле

2Da '

а =-М

D М'

Аналогично вычисляются компоненты вектора перемещений их, иг и эквивалентное напряжение s Е

Dих' Dur' Ds Е' ...

их =——М, и7 =-—М, s Е =-—М (1)

х D М' 7 D М' Е D М'

На рисунке 5 приведена компонента поля перемещений в плоскости пластины в направлении оси X- их. Перемещения их не превосходят значения 0.370Г 10" 4м. При

изображении поля перемещений ось, проходящая через два горизонтальных отверстия показана неподвижной. Аналогично, для пластины с восемью отверстиями - рисунок 6, -максимальное перемещение по модулю равно 0.793г10-5м. Очевидно, что вторая пластина жестче.

На рисунках 7, 8 изображены поля компонент перемещений вдоль оси 7. Информация на рисунках 9, 10 - поля модуля вектора перемещений, - обладают полной симметрией, что является доказательством корректности проведенных расчетов.

Рис. 5 Перемещение в декартовой системе координат вдоль оси Х для диска с четырьмя

отверстиями

-.««-01 -.ЗМС-О* . 9Ю£-0< .«<«£-«9 .7Я1-03

Рис. 6 Перемещение в декартовой системе координат вдоль оси Х для диска с восемью

отверстиями

Рис. 7 Перемещение в декартовой системе координат вдоль оси Y для диска с четырьмя

отверстиями

О-

Рис. 8 Перемещение в декартовой системе координат вдоль оси Y для диска с восемью

отверстиями

.21ЭЕ-05 .ЗТЗГ-Об . ЯЭС-Об .6вЗЕ-06 .0301-0$

.г»«В-06 .4ЫЕ-0Б .«ОЬЕ-ОЬ .760Е-06 .Э1БЕ-0&

Рис. 10 Модуль поля перемещений для диска с восемью отверстиями

вЗДС-Н^С1?

Рис. 11 Эквивалентное напряжение в декартовой системе координат для диска с четырьмя

отверстиями

75901 .133Х+08 .346X408 .368008 .491Е+08

.СЭ0Е+07 • 184Е+0В .307К+08 .439Е*08 .552Е-Ю8

Рис. 12 Эквивалентное напряжение в декартовой системе координат для диска с восемью

отверстиями

На рисунка 11, 12 показаны поля эквивалентных по Мизесу напряжений. Наибольшие эквивалентные напряжения возникают на контурах отверстий. В частности, при относительном повороте на два градуса в пластине с четырьмя отверстиями, максимальное эквивалентное напряжение равняется max(s E(4))= 356МПа (рис. 11), а для

пластины с восемью отверстиями - max(s E(8))= 55.2МПа. Следовательно, при

выбранных геометрических размерах, муфта с пластинами, имеющими восемь отверстий, может передавать момент примерно в 6.5 раз больший, чем муфта с пластинами, имеющими четыре отверстия.

Выводы

В результате расчёта были построены поля распределений напряжений в диске пальцевых муфт при плосконапряженном состоянии.

Как видно из рисунков 9-12 наиболее напряженные места в диске находятся на границах отверстий, предназначенных для соединительных болтов.

Работа выполнена в рамках реализации комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства, выполняемого с участием российского высшего учебного заведения, "Разработка и производство отечественных насосных агрегатов нового класса для транспорта нефти (импортозамещающие технологии)" шифр заявки 2010-218-01-245".

Список литературы

1 Каталог муфт фирмы KTR // http://www.ktrcorp.com/. URL http://www.ktr.com/en/index/service/876_productcatalog/catalog/productcatalog.htm?fra me=us (дата обращения: 23.12.2010).

2 Расчеты на прочность в машиностроении / Пономарев СД, Бидерман ВЛ, Лихарев КК, Макушин ВМ, Малинин НН, Феодосьев ВИ, М.: МАШГИЗ, 1985 . C. 123-127.

3 Ряховский О. А., Иванов С. С. Справочник по муфтам. - М.: Машиностроение Политехника. 1991г , 384 с.

4 Справочное руководство программного комплекса ANSYS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.