Научная статья на тему 'Особенности привлечения граждан к конфиденциальному содействию органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на современном этапе. Оперативно-розыскной контракт'

Особенности привлечения граждан к конфиденциальному содействию органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на современном этапе. Оперативно-розыскной контракт Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оперативно-розыскная деятельность / конфиденциальное содействие граждан органам / осуществляющим оперативно-розыскную деятельность / оперативно-розыскной контракт / конфиденты / борьба с преступностью / контртеррористические меры / агентурная деятельность / operational-investigative activities / confidential assistance of citizens to bodies carrying out operationalinvestigative activities / operational-investigative contract / confidants / crime fighting / counter-terrorism measures / agent activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лозинский Олег Иванович

Цель исследования. В статье анализируются возможности, нормативно-правовые основания, цели и задачи, виды и формы привлечения граждан к конфиденциальному содействию органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на современном этапе. В рамках проведенного исследования рассматриваются вопросы целесообразности и эффективности реализации названного содействия в борьбе с преступностью, ее профилактике и в противодействии террористическим угрозам. Выводы. Результаты проведенного исследования показывают, что эффективность ОРД объективно невозможна без определенной степени секретности, либо, по меньшей мере, конфиденциальности этого процесса. По мнению автора, конспирация и сочетание гласных и негласных методов и средств являются одними из основных прикладных принципов реализации ОРД (естественно, в рамках соблюдения принципа законности). Лица, осуществляющие содействие в ОРД, находятся под защитой государства в правовом и социальном аспектах. Оказание лицом указанного содействия является возможностью (одним из законных способов) реализации конституционного права на защиту от преступных посягательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лозинский Олег Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Attracting Citizens to Confidential Assistance to Bodies Carrying Out Operational Investigative Activities at the Present Stage. Operational Search Contract

The purpose of the study. The article analyzes the possibilities, regulatory and legal grounds, goals and objectives, types and forms of attracting citizens to confidential assistance to bodies carrying out operational investigative activities at the present stage. Within the framework of the conducted research, the issues of expediency and effectiveness of the implementation of the aforementioned assistance in the fight against crime, its prevention and in countering terrorist threats are considered. Conclusions. The results of the study show that the effectiveness of the ORD is objectively impossible without a certain degree of secrecy, or at least the confidentiality of this process. According to the author, conspiracy and the combination of public and tacit methods and means are one of the main applied principles of the implementation of the ORD (naturally, within the framework of compliance with the principle of legality). Persons who assist in the ORDO are protected by the State in legal and social aspects. The provision of such assistance by a person is an opportunity (one of the legal ways) to implement the constitutional right to protection from criminal encroachments.

Текст научной работы на тему «Особенности привлечения граждан к конфиденциальному содействию органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на современном этапе. Оперативно-розыскной контракт»

6. РАЗНОЕ

MISCELLANEOUS

УДК 343.102 ГРНТИ 10.71.43 Е01Ч: РТРиУВ

Особенности привлечения граждан к конфиденциальному содействию органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на современном этапе. Оперативно-розыскной контракт

©Лозинский Олег Иванович

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация [email protected]

Аннотация: Цель исследования. В статье анализируются возможности, нормативно-правовые основания, цели и задачи, виды и формы привлечения граждан к конфиденциальному содействию органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на современном этапе. В рамках проведенного исследования рассматриваются вопросы целесообразности и эффективности реализации названного содействия в борьбе с преступностью, ее профилактике и в противодействии террористическим угрозам. Выводы. Результаты проведенного исследования показывают, что эффективность ОРД объективно невозможна без определенной степени секретности, либо, по меньшей мере, конфиденциальности этого процесса. По мнению автора, конспирация и сочетание гласных и негласных методов и средств являются одними из основных прикладных принципов реализации ОРД (естественно, в рамках соблюдения принципа законности). Лица, осуществляющие содействие в ОРД, находятся под защитой государства в правовом и социальном аспектах. Оказание лицом указанного содействия является возможностью (одним из законных способов) реализации конституционного права на защиту от преступных посягательств.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; конфиденциальное содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; оперативно-розыскной контракт; конфиденты; борьбаспреступностью; контртеррористическиемеры; агентурная деятельность.

Features ofAttracting Citizens to ConfidentialAssistance to Bodies Carrying Out Operational Investigative Activities at the Present Stage. Operational Search Contract

©Lozinsky Oleg Ivanovich

South Russian Institute ofManagement - Branch of the Russian PresidentialAcademy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russian Federation [email protected]

Abstract: The purpose of the study. The article analyzes the possibilities, regulatory and legal grounds, goals and objectives, types and forms of attracting citizens to confidential assistance to bodies carrying out operational investigative activities at the present stage. Within theframework ofthe conducted research, the issues ofexpediency and effectiveness ofthe implementation ofthe aforementioned assistance in the fight against crime, its prevention and in countering terrorist threats are considered. Conclusions. The results of the study show that the effectiveness of the ORD is objectively impossible without a certain degree of secrecy, or at least the confidentiality of this process. According to the author, conspiracy and the combination of public and tacit methods and means are one ofthe main applied principles ofthe implementation ofthe ORD (naturally, within the framework of compliance with the principle of legality). Persons who assist in the ORDO are protected by the State in legal and social aspects. The provision of such assistance by a person is an opportunity (one ofthe legal ways) to implement the constitutional right to protection from criminal encroachments.

Keywords: operational-investigative activities; confidential assistance of citizens to bodies carrying out operational-investigative activities; operational-investigative contract; confidants; crime fighting; counter-terrorism measures; agent activities.

ВВЕДЕНИЕ

Оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД) осуществляется органами (структурами), являющимися организационно-обособленными управленческими единицами, которым в соответствии с законодательством и подзаконными нормативно-правовыми актами установлены компетенция и объем полномочий, а также определены цели и задачи по реализации ОРД. К ним относятся оперативные подразделения: МВД России; ФСБ России; ФСИН России; Службы внешней разведки РФ; федеральных органов исполнительной власти в области государственной охраны; таможенных органов РФ, а также, внешней разведки МО России (частично, только в целях обеспечения собственной безопасности).

Результаты оперативно-розыскной и следственной практики обоснованно показывают, что эффективность и результативность борьбы с преступными проявлениями (их выявление, раскрытие и расследование); вопросы, связанные с их действенной профилактикой, достигаются и решаются, соответственно, не только процессуальными мерами и средствами, а во многом зависят от грамотного использования оперативно-розыскных возможностей, связанных с привлечением к содействию (преимущественно на негласной основе) различных категорий лиц (граждан РФ и других - лиц без гражданства, трудовых мигрантов, граждан других стран и т.п.).

Реалии следственной практики показывают, что, зачастую, решить вопросы следствия (дознания), обусловленные процессом доказывания, исключительно за счет прямолинейных - уголовно-процессуальных мер, просто не представляется возможным, либо эффективность и временная динамика реализации этих возможностей являются совершенно недопустимыми (безрезультатность, невозможность преодолеть противодействие следствию, отсутствие процессуальных механизмов, нарушение разумных сроков предварительного следствия (дознания) и т.п.). Использование оперативно-розыскных мер, в частности, связанных с содействием лиц (преимущественно конфиденциальным) позволяет следователю (дознавателю) через органы, реализующие задачи ОРД, получить не процессуальным путем (в результате направления соответствующих заданий) необходимую информацию, которая хоть и не имеет доказательственного значения по уголовному делу, но значительно облегчает: версионную работу (не распыляются силы, не расходуется в пустую время, заранее отбрасываются контрпродуктивные версии и др.); планирование следствия (с учетом оперативно-розыскной информации, предоставленной конфидентами, планируются следственные действия, результаты которых будут иметь наибольшую информативность и доказательственное

значение по существу уголовного дела); подготовку и обоснование конкретных следственных действий (следователь уже заранее может предполагать или даже знать, какой информацией обладает или может обладать тот или иной свидетель и какие результаты может принести конкретное следственное действие и др.).

В большей степени это относится к организации противодействия террористическим, экстремистским организациям и организованным преступным группам, которые, нередко, отличаются большой численностью, высокой организованностью, отлаженной организационной структурой, дисциплинированностью и имеют свои довольно эффективные подразделения (службы безопасности, разведки, контрразведки и т.п., пользующиеся коррумпированными связями с представителями властных структур и правоохранительных органов, причем не только на местном, региональном уровне) по противодействию действующим в отношении них правоохранительным органам и другим государственным структурам, обеспечивающим безопасность государства. При этом, террористические и другие преступные организации довольно часто имеют высокую степень технической оснащенности, действия их лишены бюрократических препон, а сами они не связаны нормами права и морали. Вербовка в их среде или внедрение в их ряды конфиденциального агента сопряжено с большими трудностями, высокой степенью риска для самого агента, однако конфидент в названных структурах является не просто бесценным, а иногда просто единственным источником достоверной информации о текущей и перспективной деятельности данных преступных сообществ и организаций.

Содействие лиц органам, реализующим ОРД, представляет собой сферу специфических правоотношений (регулируемую законами и подзаконными нормативными актами), регламентирующих оказание лицами помощи представителям оперативных структур названных органов в решении оперативно-розыскных задач (заключающихся как в удовлетворении интересов самих органов, осуществляющих ОРД, так и через них, в рамках исполнения соответствующих заданий, в удовлетворении интеров следственных органов, прокуратуры и др.).

Регулирование представляет собой: общее - нормы Конституции РФ (ч. 4 ст. 29); основной нормативный акт - Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (с изм. и доп.) (далее - Закон об ОРД), нормы которого регламентируют процедуру содействия лиц (ч. 1 ст. 15, ст. 17); отдельное правовое регулирование конфиденциального содействия граждан: ФЗо полиции (п. 34ч. 1ст. 13), ФЗ о ФСБ (ст. 13, 19), ФЗ о внешней разведке (п. 1ч. 1 ст. 6, ст. 19) и др. При этом существенная часть фактических вопросов, регламентирующих отношения конфиденциального содействия, содержится в подзаконных

ISSN 2072-3164 (print) Том16.№8 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 229

ISSN 2310-7049 (online)

нормативно-правовых актах (приказы, инструкции, наставления, рекомендации), нередко имеющих различные степени секретности, каждого из органов, реализующих ОРД, с учетом специфики и направленности их компетенции задач их эмпирической деятельности [Железняк, 2020].

СОДЕЙСТВИЕ ЛИЦ ОРГАНАМ, РЕАЛИЗУЮЩИМ ОРД: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 17 Закона об ОРД в реализации содействия, с их согласия, принимают участие физические лица (содействие сугубо индивидуально и персонально; какое-либо групповое, коллективное содействие, не рассматривается). Содействие вданной сфере бывает: по продолжительности (однократное, кратковременное (периодическое), долговременное (сотрудничество)); по видам: гласное; анонимное; негласное (конфиденциальное) [Тамбов-цев, Павличенко, 2022].

Гласное содействие лиц заключается в их открытом участии в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ). К гласному содействию привлекаются эксперты, специалисты в различных отраслях знаний, лица, обладающие определенными практическими навыками, а также лица, привлекаемые к подготовке и реализации ОРМ в качестве различного рода статистов (без использования их знаний и практических навыков), например, для осуществления проверочных закупок и т.п. Гласное содействие лиц, преимущественно, используется в ситуациях и в ОРМ, в ходе которых практически исключено (маловероятно) причинение им какого-либо физического вреда или материального ущерба. Факт гласного содействия, преимущественно, не имеет документального оформления, и не влечет каких-либо взаимных обязательств между привлекаемым к содействию лицом и привлекающим его органом, реализующим ОРД.

Одним из видов кратковременного содействия является анонимное содействие (лицо не разглашает свои анкетные данные вовсе, либо пользуется вымышленными; общение (передача информации) происходит с использованием средств и обстоятельств, позволяющих лицу сохранить инкогнито; в дальнейшем данные лица, как правило, не желают официально давать показания и лично принимать участие в расследовании). Мотивация на анонимность содействия может быть обусловлена различными причинами (страх негативных последствий в случае раскрытия, вплоть до физической расправы; нежелание получить неодобрение и осуждение от окружающих; нежелание портить легальные отношение с лицами, в отношении которых представляется информация; отсутствие желания афишировать свои отношения с оперативными органами (а где то вообще нежелание эти отношения завязывать и утруждать себя фактическими взаимоотношениями, связанными с прибытием куда-либо, личным общением, составлением документов и т.п.) и др.) [Тамбовцев, 2022].

Если в переданной информации содержатся сведения о лице, совершившем противоправное деяние, находящемся в розыске, либо об обстоятельствах (предметах, документах и т.п.), свидетельствующих о неправомерной деятельности, анонимное лицо, предоставившее информацию (после ее проверки и

подтверждения), может получить вознаграждение (денежные средства будут перечислены на указанный счет). Однако нередко анонимные информаторы (особенно если это разовые случаи) действуют не из корыстных мотивов (материально-денежных), а преследуют другие личные (не материальные) цели: устранить конкурента, создать для кого-либо проблемы, либо причинить неудобства, отомстить за что-либо, связанное с личными взаимоотношениями и т.п. Бывает и мотивация, связанная с какими-либо мировоззренческими позициями, политическими убеждениями, системой ценностей и т.п. В данном случае у оперативно-розыскных органов очень большое преимущество по возможностям получения информации (и гораздо больший объем работы, так как информация отданной категории источников далеко не всегда достоверна) перед прокуратурой и следственными органами, где анонимные обращения не рассматриваются [Павличенко, 2022].

ОСОБЕННОСТИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОГО СОДЕЙСТВИЯ ЛИЦ ОРГАНАМ, РЕАЛИЗУЮЩИМ ОРД

Конфиденциальное содействие лиц (конфидентов) оперативно-розыскным органам закреплено в положениях ст. 15,17,18 Закона об ОРД, и на современном этапе является наиболее распространенной на практике формой содействия в данной сфере: содействие осуществляется только с согласия лица; носит индивидуальный характер (групповая (коллективная) форма конфиденциального содействия исключена); сведения о конфидентах не разглашаются (либо, только с их письменного согласия)[Туркин, 2020].

Конфиденциальное содействие может быть установлено как по инициативе сотрудника оперативного подразделения, путем соответствующего предложения интересующему лицу (вербовка), так и по инициативе самого лица (желающего содействовать и располагающего значимой для оперативных органов информацией). При этом желание одной из сторон установить данное взаимодействие, теоретически, не влечет никаких ответных гарантированных обязательств от другой стороны, в идеале должно иметь место именно добровольное соглашение о содействии (с возможностью для сторон не заключать его при отсутствии желания и необходимости, а также с возможностью в перспективе его досрочного расторжения). Естественно, подобный подход должен исключать какое-либо принуждение и создание безвыходных ситуаций для потенциального конфидента, здесь гораздо уместнее и эффективнее говорить о создании у него той или иной заинтересованности (далеко не всегда материального характера, в особенности для лиц привлекаемых к уголовной ответственности, либо отбывающих наказание в местахлишения свободы).

Механизм привлечения лица к конфиденциальному содействию имеет несколько последовательных этапов, включающих в себя проводимые в отношении представляющих оперативный интерес лиц мероприятия организационно-тактического и психологического характера. Названные мероприятия включают подбор, проверку и изучение кандидата (совершеннолетие, дееспособность, черты характера, вредные привычки, увлечения, зависимости, вхождение в определенные

круги и наличие доступа к определенной информации, текущая информированность, возможные мотивы оказания содействия, «рычаги» для вербовки и многое другое); вербовочную беседу; оформление согласия лица на конфиденциальное содействие (две формы: устная и письменная (оперативно-розыскной контракт, подписка и т.п.); взаимодействие оперативного сотрудника с конфидентом на первичных стадиях работы (вопросы внедрения, получения определенного статуса и авторитета в интересующем преступном сообществе; проверочные задания, с целью выяснения достоверности представляемой информации и др.) [Тамбовцев, 2022].

Наиболее предпочтительной для оперативных органов является письменная форма оформления сотрудничества в виде оперативно-розыскного контракта, так как она является более долгосрочной и эффективной. При этом контрактная форма оформления содействия порождает больше взаимных обязательств, имеет более глубокий контекст, влечет больше гарантий со стороны государства конфиденту в правом и социальных аспектах, что, в свою очередь, побуждает конфидента относится к своим обязательствам более серьезно и вдумчиво и представлять в распоряжение оперативных сотрудников более полную и достоверную информацию.

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ КОНТРАКТ

Из положений Закона об ОРД следует, что при наличии их согласия (добровольного волеизъявления), отдельные лица могут привлекаться (в т.ч. по контракту), с сохранением конфиденциальности, к реализации различного рода ОРМ в интересах органов, осуществляющих ОРД.

Оперативно-розыскной контракт, подразумевающий длительное и устойчивое взаимодействие, заключается (составляется письменно в одном экземпляре) руководителем органа, реализующего ОРД, с совершеннолетними и дееспособными лицами. При этом, иные характеристики лиц (гражданство, национальность, пол, имущественное, должностное, социальное положения и т.п.) учитываются, оцениваются, но препятствием для вербовки не являются.

Названный контракт подписывается соответствующими руководителями структур, реализующих ОРД (подписи скрепляются гербовой печатью) и конфидентом, после чего он приобретает юридическую силу и значимость (определяет и устанавливает суть контакта, его общие цели и задачи, права и обязанности сторон, санкции за не исполнение его условий, сроки действия и возможности их продления, возможности и условия досрочного расторжения оперативно-розыскного контракта, характер и размер вознаграждения конфиденту (периодичность его выплаты) или возможность, при определенных обстоятельствах, положительной реализации иных мотиваций содействующего лица и т.п.) [Павличенко, 2022].

Оперативно-розыскной контракт может быть заключен лицом по различным мотивам, наиболее распространенными из которых являются: для осужденных - стремление улучшить условия своего содержания в исправительном учреждении; для лиц, привлекаемых к уголовной ответственности - возможность освобождения от уголовной ответственности (смягчения

наказания); потребность в риске; материальная заинтересованность (оказание содействия за значимое для конфидента вознаграждение); желание устранить конкурента; различного рода личные симпатии и антипатии (месть, зависть); страх (за себя, семью, близких, знакомых и т.п.); стремление к власти (на своем уровне общения или в определенных жизненных ситуациях); потребность в общении (у одиноких, пожилых людей, инвалидов, социальных аутсайдеров, испытывающих дефицит общения вообще, или дефицит общения «на равных», испытывающих необходимость в поднятии самооценки, осознании своей значимости, причастности к чему-либо существенному, например к тайной деятельности спецслужб, правоохранительных органов по борьбе с различного рода злоумышленниками и т.п.); добровольное желание помочь (безвозмездно) оперативным органам (в связи с идеологическими, моральными убеждениями, чувством долга) и др. [Тамбовцев, Павличенко, 2022].

Основаниями для выплаты конфиденту вознаграждения (реализации в отношении него иных поощрений, предусмотренных контрактом) являются: получение от конфидента, либо при его содействии, значимой информации, оформленной и зарегистрированной в установленном порядке; подтверждение в результате проверки сведений, указанных в представленной конфидентом информации; возможность реального использовании представленной информации для нужд ОРД.

Контракт может быть досрочно расторгнут по следующим основаниям: использование конфидентом контракта в качестве прикрытия для совершения неправомерных действий или совершение им преступления; нанесение ущерба ОРД путем разглашения доверенных сведений; умышленное предоставление конфидентом заведомо недостоверных сведений; расшифровка конфиденциального сотрудничества (в связи с нарушением конфидентом правил конспирации); уклонение от исполнения обязательств по контракту; возникновение обстоятельств, влекущих запрет для конфидента дальнейшего сотрудничества по контракту (например, признание его недееспособным, или ограниченно дееспособным - наркоманы, алкоголики и т.п.), и др. [Тамбовцев, Павличенко, 2022].

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Закона об ОРД к конфиденциальному содействию на основании оперативно-розыскного контракт запрещено привлекать: депутатов, прокуроров (негласное воздействие на законотворческую и правоприменительную деятельность представителей власти недопустимо); судей (судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону); адвокатов (соблюдение адвокатской тайны); священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений (соблюдение тайны исповеди). Вне этих ограничений, в других аспектах, получение содействия от адвокатов и священнослужителей допустимо, и оно должно быть добровольным (предполагается, что при соблюдении названными фигурантами адвокатской тайны и тайны исповеди, их содействие, по полученной в ходе указанного информации, добровольным быть не может, хотя оперативная практика располагает различными примерами, как

/55М 2072-3164 (рпМ) Том16.№8 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 231

¡ББЫ 2310-7049 (опПпе)

историческими, так и современными).

В рамках исследуемой деятельности целями привлечения к содействию конфидентов являются: их использование при подготовке ОРМ (эксперты, специалисты, техники и др.) и их непосредственное участие в проведении ОРМ (преимущественно для ведения агентурной работы и др.) [Туркин, 2020].

Важным компонентом названной деятельности является ее конфиденциальность, которая необходима для обеспечения эффективности решения задач ОРД и для обеспечения безопасности самих конфидентов.

Конфиденциальность в данном случае предусматривает ведение секретного документооборота и принятие специальных мер по защите информации. Работа с конфидентами поручается наиболее опытным оперативным сотрудникам (это очень важно, так как конфидент может быть рассекречен и разоблачен не только по своей вине, но и по вине оперативного работника, причем без какого-либо умысла на это со стороны последнего, только в связи с проявленной им некомпетентностью и нарушением режима секретности) [Железняк, 2020].

ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ЛИЦ СОДЕЙСТВУЮЩИХ ОРГАНАМ, РЕАЛИЗУЮЩИМ ОРД

Нормативное закрепление вопросов связанных с реализацией правовой и социальной защиты содействующих ОРД лиц (преимущественно действующих на основании оперативно-розыскного контракта) отражено в ст. 18 Закона об ОРД. Названные меры призваны обеспечить эффективность деятельности конфидентов в рамках исполнения их контрактных обязательств и заключаются в предоставлении льгот, преимуществ и различного рода материальных благ [Тамбовцев, 2022].

Правовая защита выражается в форме: соблюдения норм права (деятельность оперативно-розыскных органов и конфидентов осуществляется на основании (с учетом) положений Закона об ОРД и производных от него подзаконных актов - ведомственных приказов, указаний, инструкций, наставлений и т.п.); использования норм права (в целях обеспечения прав и законных интересов конфидентов: в рамках обеспечения контрактных обязательств по соблюдению конфиденциальности их деятельности; в части материального вознаграждения за осуществляемое содействие; для обеспечения безопасности их и членов их семей и др.); применения норм права (для защиты и восстановления конфидентами своих прав, предусмотренных Законом об ОРД и производными от него подзаконными правовыми актами) [Павличенко, 2022].

Необходимость правовой и социальной зашиты конфидентов связана с: особенностями криминальной среды, в которой они действуют; контрмерами, направленными на их разоблачение, принимаемыми представителями криминального сообщества; спецификой неправомерных действий, в предупреждении, пресечении и раскрытии которых они участвуют; особенностями реализуемых ими функций (с учетом криминальной среды - конспирация, негласный сбор информации); спецификой ОРМ, к проведению которых они привлекаются; неоднозначностью отношения в обществе к лицам, негласно оказывающим содействие

оперативно-розыскным органам и др. [Павличенко, 2022].

Защита конфидентов осуществляется ими самостоятельно (соблюдением мер конспирации и др.) и органами, реализующими ОРД (выполнение гарантий социально-правовой зашиты, предусмотренных контрактом).

С учетом изложенного, условиями предоставления конфиденту (членам его семьи) государственных гарантий по социальной и правовой защите являются: осуществление содействия ОРД по контракту; правомерное выполнение конфидентом возложенных на него функций; наличие фактической угрозы при выполнении конфидентом контрактных обязательств -его (членов его семьи) жизни, здоровью или имуществу [Железняк, 2020].

Защитные меры в отношении конфидента могут быть в виде: компенсационных денежных выплат; обеспечения безопасности его и членов его семьи; его пенсионного обеспечения; освобождения его от уголовной ответственности и др. В случае гибели конфидента, выплаты производятся членам его семьи (возможно назначение пенсии в связи с утратой кормильца, если эта деятельность для конфидента была единственным источникомдохода, единственной «работой»).

Временной период сотрудничества (в качестве основного рода занятий) конфидента (по контракту) включается в трудовой стаж (предусматривающий пенсионное обеспечение, с негласным порядком оформления и выплат).

Указанные правовые и социальные гарантии и льготы (компенсации) предусмотрены, преимущественно, для лиц, осуществляющих названную деятельность по оперативно-розыскному контракту, на других лиц, оказывающих содействие в данной сфере, они не распространяются, что в значительной степени актуализирует вопросы конспирации и отсутствия утечки информации об их статусе и деятельности из органов, реализующих ОРД.

ВЫВОДЫ

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

- результаты проведенного исследования показывают, что эффективность ОРД объективно невозможна без определенной степени секретности, либо, по меньшей мере, конфиденциальности этого процесса;

- по мнению автора, конспирация и сочетание гласных и негласных методов и средств, являются одними из основных прикладных принципов реализации ОРД (естественно, в рамках соблюдения принципа законности);

- лица, осуществляющие содействие в ОРД, находятся под защитой государства (в правовом и социальных аспектах - ст. 14,18 Закона об ОРД);

- по мнению автора, отношения конфидента (для которого реализация исследуемой формы содействия является единственной формой деятельности) и органа, осуществляющего ОРД, предлагается нормативно закрепить как специфическую форму трудовых взаимоотношений, а контракт в данной сфере, рассматривать как специфическую форму трудового договора;

- согласие лица на привлечение его к содействию

органом, осуществляющим ОРД, трактуется в научной среде именно как добровольное содействие - субъективное право (возможность лица по своему выбору совершать определенные действия, либо воздерживаться от их совершения), а не как обязанность (как для конкретных лиц, так и для определенного круга лиц) по безусловному выполнению;

- результаты проведенного исследования показывают, что потенциальные отношения оказания содействия не являются взаимосвязанными, т.е. праву одного участника (как лица, готового к содействию, так и органа, осуществляющего ОРД) совершенно не корреспондирует встречная обязанность второго участника обеспечить реализацию этого права;

- оказание лицом содействия оперативно-розыскным органам является возможностью реализации (одним из законных способов) конституционного права на защиту от преступных посягательств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании результатов настоящего исследования можно прийти к обоснованному выводу о том, что на современном этапе успешность и эффективность борьбы с преступностью, а также ее профилактика, во многом связаны и в определенной степени зависят от использования органами, осуществляющими ОРД, содействия различных категорий лиц

ЛИТЕРАТУРА

1. Железняк И.Н. Проблемы юридической квалификации взаимоотношений лиц, заключивших контракт о конфиденциальном сотрудничестве с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность // Вестник Кузбасского института. 2020. № 3 (44). С. 149-156.

2. Павличенко Н.В. Понятие института содействия в оперативно-розыскной деятельности // Сетевое издание «Академическая мысль». 2022. № 3 (20). С. 123-127.

3. Тамбовцев А.И. Содействие правоохранительным органам как конституционно гарантированное право // Сетевое издание «Академическая мысль». 2022. № 3 (20). С. 128-131.

4. ТамбовцевА.И., Павличенко Н.В. Правовой анализ категорий «дееспособность» и «совершеннолетие» при заключении контракта с оперативно-розыскными органами // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 4 (64). С. 110-114.

5. Туркин A.A. Некоторые вопросы правового статуса граждан, оказывающих гласное содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2020. № 1 (38). С. 93-98.

(граждан РФ и других). При этом результаты анализа оперативно-розыскной практики в данной сфере обоснованно показывают, что более распространенным (в силу его эффективности, результативности и долго-срочности) является конфиденциальное содействие (с оформлением оперативно-розыскного контракта).

Использование конфидентов (работающих в связи с осуществленной вербовкой; в рамках ОРМ оперативное внедрение или наблюдение; из иной, ранее рассмотренной, мотивировки) существенно расширяет возможности оперативно-розыскных органов по выявлению скрытой неправомерной деятельности, позволяет вскрывать коррупционные связи организованных преступных групп (сообществ) во властных структурах и правоохранительных органах, дает возможность раскрывать преступления прошлых лет, позволяет идентифицировать и задерживать причастных к ним лиц, создает возможности для более предметного ведения версионной работы при расследовании уголовных дел, позволяет с меньшими организационно-тактическими сложностями и трудозатратами в разумный срок (более динамично) расследовать уголовные дела, находящиеся в производстве следователей (дознавателей); создает возможности для более целевого (избирательного) и более эффективного проведения профилактических мероприятий по борьбе с преступными проявлениями и др.

REFERENCES

1. Zheleznyak I.N. Problems of legal qualification of relationships of persons who have concluded a contract on confidential cooperation with bodies carrying out operational investigative activities // Bulletin ofthe Kuzbass Institute. 2020. No. 3 (44). pp. 149-156.

2. Pavlichenko N.V. The concept of the institute of assistance in operational investigative activities // Online publication "Academic thought". 2022. No. 3 (20). pp. 123-127.

3. Tambovtsev A.I. Assistance to law enforcement agencies as a constitutionally guaranteed right // Online publication "Academic thought". 2022. No. 3 (20). pp. 128-131.

4. Tambovtsev A.I., Pavlichenko N.V. Legal analysis of the categories "legal capacity" and "majority" at the conclusion of a contract with operational search authorities // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. No. 4 (64). pp. 110-114.

5. Turkin A.A. Some issues of the legal status of citizens providing public assistance to operational units of internal affairs bodies // Bulletin ofthe Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 1 (38). pp. 93-98.

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью кандидата юридических наук доцента кафедры процессуального права Южно-Российского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Лозинского Олега Ивановича «Особенности привлечения граждан к конфиденциальному содействию органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на современном этапе. Оперативно-розыскной контракт»

Представленная на рецензирование статья посвящена анализу возможностей, нормативно-правовых оснований, целей и задач, видов и форм привлечения граждан к конфиденциальному содействию органам, осуществляющим оперативно-розыскнуюдеятельность, на современном этапе.

ISSN2072-3164(print) Том16.№8 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 233

ISSN 2310-7049 (online)

В рамках проведенного исследования рассматриваются вопросы целесообразности и эффективности реализации названного содействия в борьбе с преступностью, ее профилактике и в противодействии террористическим угрозам.

Результаты проведенного исследования показывают, что эффективность ОРД объективно невозможна без определенной степени секретности, либо, по меньшей мере, конфиденциальности этого процесса. По мнению автора, конспирация и сочетание гласных и негласных методов и средств являются одними из основных прикладных принципов реализации ОРД (в рамках соблюдения принципа законности). Лица, осуществляющие содействие в ОРД, находятся под защитой государства в правовом и социальном аспектах. Оказание лицом указанного содействия является возможностью (одним из законных способов) реализации конституционного права на защиту от преступных посягательств.

На основании результатов проведенного исследования, автором приводятся предложения по разрешению спорных ситуаций в исследуемых вопросах и предлагаются оптимальные эффективные решения для них.

Автором при написании статьи использовано достаточное количество грамотно подобранной литературы, цитируемой в необходимом объеме.

Стиль изложения является понятным, что позволит использовать статью не только в научных целях, но и в учебном процессе.

В конце статьи содержаться необходимые выводы, обладающие обоснованностью и достоверностью, что делает данную работу логически завершенной. Предложения по совершенствованию действующего законодательства в названной сфере носят конструктивный характер.

Учитывая актуальность темы в условиях современных законотворческих процессов, названная статья вызовет интерес у многих исследователей.

Статья соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам подобного типа, и рекомендуется для публикации в открытой печати. Данная статья ранее не публиковалась.

Реценезнт: A.A. Подопригора, кандидат юридических наук, доцент кафедры процессуального права, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 80,44%

Статья поступила в редакцию 29.11.2023, принята к публикации 20.12.2023 The article was received on 29.11.2023, accepted for publication 20.12.2023

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Лозинский Олег Иванович, канд. юрид. наук, доцент кафедры процессуального права; Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. SPIN-код: 3389-3371, AuthorlD: 1207162. E-mail: [email protected]

ABOUTTHEAUTHOR

Lozinsky Oleg Ivanovich, Cand.Sci.(Law), Associate professor of the Procedural Law Department; South Russian Institute of Management - Branch ofthe Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russian Federation. SPINcode: 3389-3371, AuthorlD: 1207162. E-mail: oleg.lozz@ yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.