Научная статья на тему 'Особенности приватизации Российской газовой отрасли в первой половине 1990-х годов'

Особенности приватизации Российской газовой отрасли в первой половине 1990-х годов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1050
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ / ПРИВАТИЗАЦИЯ / АКЦИИ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / РАО "ГАЗПРОМ" / GAS INDUSTRY / PRIVATIZATION / STOCKS AND SHARES / MARKET ECONOMY / RAO "GAZPROM"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Донин Александр Николаевич, Николаев Александр Николаевич

Важным направлением развития рыночных отношений в концерне «Газпром» стала его приватизация. Ее осуществление характеризовалось следующими особенностями: акции продавались в основном на закрытых чековых аукционах в регионах присутствия «Газпрома»; контрольный пакет акций остался в руках менеджмента компании; продажа акций жестко регулировалась, при этом иностранные граждане, по уставу компании, не могли владеть более чем 9% акций. Государственный концерн «Газпром» был единой структурой с самого начала и по закону не мог быть раздроблен в процессе акционирования. По итогам приватизации «Газпром» оказался одной из немногих компаний, которая дала своим акционерам обладание реальной собственностью и реальные дивиденды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE PRIVATIZATION OF THE RUSSIAN GAS INDUSTRY in the fi rst half of the 1990s

The paper discusses privatization as an important change in the direction of the development of market relations in the “Gazprom” concern. The implementation of privatization at Gazprom was characterized by the following: shares were sold mainly at “private voucher auctions” in the regions where “Gazprom” operated; controlling block of shares remained in the hands of the company’s management; the sale of shares was tightly regulated with foreign nationals not allowed to hold more than 9% of the shares according to the company’s Charter. The state-owned concern “Gazprom” had a single consolidated structure from the beginning and by law could not be divided in the process of corporatization. As a result of the privatization “Gazprom” became one of the few companies that gave its shareholders real assets and real dividends

Текст научной работы на тему «Особенности приватизации Российской газовой отрасли в первой половине 1990-х годов»

[email protected] Александр Николаевич Донин,

доктор исторических наук, профессор кафедры истории, философии и политологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

Александр Николаевич Николаев,

доктор исторических наук, профессор кафедры истории, философии и политологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ в первой половине 1990-х годов

Важным направлением развития рыночных отношений в концерне «Газпром» стала его приватизация. Ее осуществление характеризовалось следующими особенностями: акции продавались в основном на закрытых чековых аукционах в регионах присутствия «Газпрома»; контрольный пакет акций остался в руках менеджмента компании; продажа акций жестко регулировалась, при этом иностранные граждане, по уставу компании, не могли владеть более чем 9% акций. Государственный концерн «Газпром» был единой структурой с самого начала и по закону не мог быть раздроблен в процессе акционирования. По итогам приватизации «Газпром» оказался одной из немногих компаний, которая дала своим акционерам обладание реальной собственностью и реальные дивиденды.

Ключевые слова: газовая отрасль, приватизаиия, акции, рыночная экономика, РАО «Гэзпром».

A.N. Donin, A.N. Nikolaev

SOME ASPECTS OF THE PRIVATIZATION OF THE RUSSIAN GAS INDUSTRY in the first half of the 1990s

The paper discusses privatization as an important change in the direction of the development of market relations in the "Gazprom" concern. The implementation of privatization at Gazprom was characterized by the following: shares were sold mainly at "private voucher auctions" in the regions where "Gazprom" operated; controlling block of shares remained in the hands of the company's management; the sale of shares was tightly regulated with foreign nationals not allowed to hold more than 9% of the shares according to the company's Charter. The state-owned concern "Gazprom" had a single consolidated structure from the beginning and by law could not be divided in the process of corporatization. As a result of the privatization "Gazprom" became one of the few companies that gave its shareholders real assets and real dividends.

Keywords: gas industry, privatization, stocks and shares, market economy, RAO «Gazprom».

[email protected]

УДК 94(470)

Первые шаги по переходу газовой отрасли на рыночные отношения были сделаны в конце 1980-х гг., еще в период существования СССР, когда ее руководство в лице министра газовой промышленности B.C. Черномырдина пришло к пониманию необходимости кардинальных перемен в деятельности газовой промышленности. С августа 1989 г. концерн «Газпром» становится самостоятельным производственно-хозяйственным комплексом, юридическим лицом и получает самостоятельный баланс.

Данное решение сыграло исключительную роль в сохранении отечественной газовой промышленности и обеспечении перехода российской экономики к рынку. Всю структуру газовой отрасли в связи с созданием

концерна стали менять: ее упростили, сделали более эффективной. Важным аргументом руководства концерна «Газпром» в защиту организационной неделимости отрасли был факт неразрывности технологических взаимосвязей между добычей, транспортировкой и хранением газа. Концерн «Газпром» успешно функционировал больше трех лет - с августа 1989 г. до ноября 1992 г. Весь этот период основные производственные показатели отрасли наращивались.

Следующий важный этап в развитии газовой отрасли связан с ее приватизацией. Массовая приватизация государственной собственности, прежде всего промышленных предприятий, была одним из главных направлений радикальных экономических

реформ, проводимых российским правительством в начале 1990-х гг. Без этого невозможно было перейти от социалистической плановой экономики крыночной. Содержание приватизации было предметом острейшей политической борьбы между различными группировками российской правящей элиты, поэтому правила приватизации неоднократно менялись. Основу ее нормативной базы составили несколько президентских указов, главным среди которых был указ от 14 августа 1992 г. «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации». Согласно предлагаемой схеме предприятия сначала превращались в акционерные общества, а затем их акции распределялись среди новых собственников. При этом фактические условия приватизации различных предприятий довольно существенно различались.

Впервые руководство «Газпрома» выступило с проектом акционирования концерна и превращения его в акционерное общество в сентябре 1990 г. [1]. Однако в тот период в стране отсутствовала общая правовая база приватизации, и проект был похоронен. Реально первый организационный шаг к приватизации газовой отрасли был сделан 5 ноября 1992 г., когда президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал Указ № 1333 «О преобразовании Государственного газового концерна "Газпром" в Российское акционерное общество "Газпром"».

Следует отметить, что в ходе приватизации еще только две компании удостоились аббревиатуры РАО (остальные - просто АО) - «Единая энергетическая система» и «Норильский никель». Это свидетельствует о признании особого стратегического значения газовой промышленности для экономики страны.

Указ предусматривал создание РАО «Газпром», которое становилось правопреемником имущественных прав и обязанностей концерна «Газпром», в том числе его прав пользования землей, недрами, природными ресурсами, а также прав и обязанностей по заключенным концерном договорам. На РАО возлагалась ответственность за обеспечение «надежного газоснабжения потребителей Российской Федерации, а также поставок газа за пределы России по межгосударственным и межправительственным соглашениям; единой научно-технической и инвестиционной политики по реконструкции и развитию Единой системы газоснабжения; строительства и финансирования газопроводов - отводов высокого давления для газификации села; контроля за функционированием Единой системы газоснабжения страны; доступа любого производителя к газотранспортной системе страны пропорционально объему добываемого им на территории Российской Федерации газа при соблюдении единого механизма регулирования цен» [8].

Непосредственно в состав РАО включались 36 предприятий, преимущественно осуществляющих добычу и транспортировку газа. Среди них были производственные объединения «Уренгойгазпром», «Надым-газпром», государственные предприятия «Ямбурггаз-добыча», «Оренбурггазпром», «Астраханьгазпром», «Сургутгазпром», «Тюментрансгаз», «Мострансгаз», «Баштрансгаз», «Волготрансгаз», «Югтрансгаз», «Тат-трансгаз», «Волгоградтрансгаз», «Тюменбургаз» и др.

В это число входили государственное внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт», институт «ТюменНИИгипрогаз», институт «ВНИИгаз», государственное производственно-коммерческое предприятие «Тюменгазснабкомплект», государственное производственно-коммерческое предприятие «Газкомплект-импэкс», фирма «Газобезопасность», фирма «Ин-формгаз», Новоуренгойская дирекция строящегося нефтегазохимического комплекса, Центральная станция технологической связи, Управление связи «Тюменгазсвязь», Центральное производственно-диспетчерское управление, Управление газового надзора в Российской Федерации, производственно-коммерческое объединение «Газкомпромсельстрой».

Еще 21 предприятие, осуществляющее вспомогательную и сервисную деятельность, приобретало статус дочернего акционерного общества «Газпрома», который становился владельцем контрольных пакетов всех «дочек». Это государственные предприятия «Бур-газгеотерм», «Газэнергосервис», «Оргэнергогаз», «Спецгазавтотранс», «Газстройдеталь», «Газавтома-тика», ассоциации «Газмашаппарат»и «Газпромгео-физика» с входящими в ее состав предприятиями, государственные строительно-монтажные предприятия, институты, такие как, например, институт «Гипро-газцентр», «ВНИПИгаздобыча», «ВНИИЭгазпром», институт «СевКавНИПИгаз», «Гипроспецгаз» и др.

Учитывая монопольное положение РАО «Газпром» на российском рынке газа, указ предписывал заключение производственного контракта между РАО и органами государственного управления, уполномоченными правительством Российской Федерации. В контракте следовало предусмотреть стратегические направления и государственные гарантии деятельности РАО на 1993-1995 гг., механизм регулирования цен на газ и другие условия, обеспечивающие стабильное хозяйствование и выполнение обязательств общества перед государством.

Указ намечал основные перспективы приватизации «Газпрома». В течение трех лет с момента учреждения РАО доля государства должна была составлять не менее 40% его акций. Предприятия «Якутгазпром» и «Норильскгазпром», входившие в концерн «Газпром», не включались в состав РАО и должны были приватизироваться отдельно в первую очередь. Правительству Российской Федерации при разработке проекта государственной программы приватизации на 1993 г. поручалось подготовить предложения о приватизации РАО «Газпром». При этом до 15% акций РАО должно было продаваться в порядке закрытой подписки членам трудовых коллективов и администрации предприятий РАО на льготных условиях. Не менее 20% акций должно было быть реализовано гражданам Российской Федерации за приватизационные чеки.

В конце 1992 г. в стране произошли политические события, существенно повлиявшие на дальнейший процесс акционирования и приватизации «Газпрома», а также на развитие газовой отрасли в целом. В декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов России президент Б.Н. Ельцин предложил кандидатуру B.C. Черномырдина на пост председателя правительства России вместо исполняющего обязанности председателя Е.Т. Гайдара, и она была утверждена боль-

шинством голосов. Это способствовало резкому усилению экономического влияния «Газпрома», получившего от государства значительные налоговые льготы.

Тогдашняя пресса отмечала, что, став премьером, Черномырдин проводил политику под лозунгом: «Что хорошо для "Газпрома", то хорошо и для России» [5]. «Рабочий день у него, - вспоминал сын Черномырдина Виталий, - всегда начинался с "Газпрома", и, даже будучи премьером, он каждый день звонил Вяхиреву, и они разговаривали». В январе Минтопэнерго возглавил Юрий Шафраник, до этого занимавший пост главы администрации Тюменской области, а ранее работавший на различных должностях в нефтегазовом комплексе. Тандем Черномырдин - Шафраник обеспечил укрепление экономических позиций газовой промышленности. Так, уже с 1 февраля 1993 г. внутренняя цена на газ была увеличена в 3,6 раза. Принятые документы предоставляли «Газпрому» эксклюзивное право на поставки газа за рубеж, причем 45% валютной выручки концерн имел право оставлять себе и не платить пошлины по экспортным операциям.

Став председателем правительства России, B.C. Черномырдин особо опекал начавшийся процесс приватизация газовой промышленности. Вскоре были несколько изменены условия приватизации «Газпрома». 26 января 1993 г. Б. Ельцин издал распоряжение, где более детально регламентировалось распределение акций РАО. В документе констатировалось: «Разрешить РАО "Газпром" приобрести до 1 июня 1993 года 10% акций Общества за приватизационные чеки по номинальной стоимости с последующим размещением их в течение года на рынке ценных бумаг с направлением выручки на освоение газоконденсатных месторождений п-ва Ямал и других перспективных месторождений» [7]. С учетом того что номинал определялся в ценах 1992 г., а в стране продолжала бушевать гиперинфляция, РАО могло выручить от продажи акций по рыночной стоимости значительные средства для развития производства.

Согласно тому же распоряжению, 5,2% акций РАО «Газпром» должно было быть продано на чековом аукционе на территории Ямало-Ненецкого автономного округа представителям малочисленных народов Севера и работникам бюджетных организаций, обеспечивающих освоение газоконденсатных месторождений. Еще 28,7% акций передавались населению других регионов, в которых размещены газодобывающие и газотранспортные предприятия РАО «Газпром» - пропорционально стоимости основных фондов объекта на соответствующей территории. Еще 1,1% акций «Газпрома» должны были быть проданы за ваучеры акционерному обществу «Росгазификация».

17 февраля 1993 г. выходит Постановление Правительства Российской Федерации № 138, направленное на реализацию предшествовавших президентских указов. В частности, данным постановлением утверждался устав РАО «Газпром». Согласно уставу деятельность РАО «служит обеспечению эффективного функционирования и развития Единой системы газоснабжения Российской Федерации и надежного газоснабжения потребителей». В уставе фиксировались задачи общества, его компетенции, права акционеров, размеры уставного капитала (89,3 млрд руб.), а также

порядок формирования и компетенции руководящих органов РАО.

Высшим органом управления РАО «Газпром» провозглашалось собрание акционеров. Оно должно было созываться ежегодно не позднее 5 месяцев после окончания финансового года и не позднее 15 месяцев после предыдущего годового собрания. Чрезвычайное собрание могло созываться председателем совета директоров по собственной инициативе или по требованию совета, ревизионной комиссии или владельцев 10% акций.

В период между собраниями акционеров высшим органом РАО объявлялся совет директоров, который был вправе принимать решения по всем вопросам деятельности общества (кроме отнесенных к исключительной компетенции собрания акционеров). Устав определил численность совета директоров в количестве не более 11 человек. Срок полномочий председателя - 5 лет; представителей Ямало-Ненецкого округа и федеральных органов исполнительной власти - не более 3 лет; 2 представителя предприятий кооптируются советом директоров на 3 года; остальные члены совета утверждаются собранием акционеров по представлению председателя.

Оперативное руководство деятельностью РАО должно было осуществлять правление во главе с председателем. По уставу председатель правления первоначально назначается президентом на 5 лет, затем избирается собранием акционеров на 5 лет. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью и внутренний аудит осуществляет ревизионная комиссия. Тем же постановлением правительства был назван ее состав: А.Н. Петров, В.К. Бикулов, A.A. Горяйнов [6].

Первоначальный состав совета директоров РАО «Газпром» был определен и утвержден распоряжением президента России Б.Н. Ельцина еще 1 февраля 1993 г. Этим же распоряжением председателем совета директоров РАО «Газпром», председателем правления РАО «Газпром» назначался Р.И. Вяхирев.

Должность председателя правления давала огромную власть. Председатель распоряжался имуществом общества, заключал от имени РАО договора и соглашения, назначал на должность работников администрации, устанавливал им должностные оклады и премии, определял систему социального обеспечения работников, а также принимал решения по любым вопросам деятельности общества, не относящимся к компетенции собрания акционеров и совета директоров.

Летом 1993 г. был утвержден первый состав правления РАО «Газпром» в количестве 10 человек. Помимо Р. Вяхирева, это были два его заместителя -В. Ремизов и В. Шеремет, а также Б. Будзуляк, Н. Гус-листый, С. Дережов, Б. Никитин, В. Починкин, В. Резу-ненко, Е. Селихова [2]. Все это были руководители, стоявшие у истоков создания «Газпрома» в 1989 г. Поэтому управление РАО осуществлялось четко и слаженно при жесткой централизации. Все ключевые решения принимались лично Р. Вяхиревым.

Руководством «Газпрома» был подготовлен план приватизации «Газпрома», который одобрило Министерство финансов в 1993 г. Акционировали компанию в соответствии с пожеланиями ее руководителей. Со-

вету директоров РАО «Газпром» правительством России устанавливалось определить в проспекте эмиссии акций общества порядок размещения акций РАО «Газпром» среди населения, исходя из того, что населению Ямало-Ненецкого автономного округа и населению других регионов, в которых размещены предприятия (газодобывающие, газоконденсатные, газотранспортные) и организации РАО «Газпром», акции продаются за приватизационные чеки на закрытых чековых аукционах.

Производство своих акций предприятие начало в мае 1993 г. На тот момент Министерство финансов РФ зарегистрировало эмиссию акций в количестве более 236 млрд штуке номинальной стоимостью в 1 тыс. руб. Но уже через полтора года Указам Президента РФ было осуществлено дробление акций в следующей пропорции: 1 акция стоимостью в 1 тыс. руб. стала сотней акций, номиналом в 10 руб. С 1 сентября 1993 г. в трудовых коллективах РАО началась закрытая подписка на акции общества.

Были попытки в ходе приватизации раздробить «Газпром» на отдельные части. В 1993 г. Госкомимущество вместе с экспертами Всемирного банка, воспользовавшись обсуждаемым в тот момент проектом указа «О регулировании энергетического рынка», предприняло безуспешную попытку приватизировать отдельные предприятия «Газпрома». Руководство РАО при поддержке В. Черномырдина отклонило эту инициативу. Невозможность разделить концерн эксперты объясняли особенностями газовой промышленности, требовавшей централизации, а также необходимостью отчитываться по контрактам, которые «Газпром» заключил на 10-15 лет вперед [4].

В марте 1994 г. Госкомимущество утвердило два распоряжения А.Б. Чубайса, которые регламентировали сроки и порядок продажи акций «Газпрома» на чековых аукционах: аукционы будут закрытыми и право приобрести акции «Газпрома» получат только физические лица, прописанные в регионе, где проводится аукцион. Анатолий Чубайс, которому всегда удавалось сделать открытой продажу за ваучеры акций предприятий, в случае с РАО «Газпром» оказался бессилен.

Руководство крупнейшего на тот момент российского предприятия (его уставный капитал составлял 236,7 млрд руб.), поддерживаемое В. Черномырдиным, долго сопротивлялось общим принципам приватизации, которые предусматривали равные возможности для всех жителей страны. В результате начальное распределение акций выглядело так: 40% закреплялось в госсобственности до 1996 г. (потом срок продлили до 1999 г.), 28,7% продавалось за приватизационные чеки, 15% - доля трудового коллектива «Газпрома», 10% было зарезервировано для продажи «Газпромом» за рубежом, 5,2%-для населения ЯНАО, 1,1% передавалось «Росгазификации». Таким образом, 33,9% акций компании были выставлены на закрытые чековые аукционы в 62 из 89 российских регионах, в которых располагалось имущество «Газпрома». Распределялись акции пропорционально стоимости имущества в каждом из субъектов Федерации. А принимать участие в аукционах могли только физические лица, прописанные в регионе, где он проводился.

Основную работу по проведению аукциона делали сами подразделения РАО «Газпром». Такой порядок не только исключил участие в приватизации крупных независимых инвесторов, но и позволил топ-менеджерам «Газпрома» контролировать число участников аукциона. Таким образом, распределение акций не вышло из-под контроля газпромовских руководителей.

Всего в России оказалось около миллиона желающих получить частицу «Газпрома». Причем в различных регионах количество акций, которые можно было приобрести на ваучер, существенно колебалось: от 50 в Москве до 6000 в Пермской области. В среднем по России на ваучер пришлось 1900 акций «Газпрома».

Продажа акций жестко регулировалась, при этом иностранные граждане, по уставу компании, не могли владеть более чем 9% акций. Государственный концерн «Газпром» был единой структурой с самого начала и по закону не мог быть раздроблен в процессе акционирования. Это позволило компании централизовать все ресурсы-финансовые, производственные, интеллектуальные - и благодаря такой концентрации пережить падение экономики и рост неплатежей.

В ходе акционирования 1030 тыс. граждан России вложили в РАО 8,3 млн своих ваучеров [3]. «Газпром» изначально формировался как народная компания и по итогам приватизации оказался одной из немногих компаний, которая дала своим акционерам обладание реальной собственностью и реальные дивиденды. Фактически для большинства россиян это была единственная возможность получить за свой ваучер собственность, адекватную двум «Волгам», о которых говорил А. Чубайс в начале приватизации.

12 августа 1994 г., после подведения итогов чекового аукциона, акции «Газпрома» впервые появились на вторичном рынке. 30 августа финансовая компания «Российский брокерский дом С. А. & Со.» первой приступила к котированию акций РАО «Газпром». Курс покупки акций «Газпрома» на тот момент составлял 14 тыс. руб. Акции «Газпрома» сразу стали получать только одностороннюю котировку: брокеры лишь покупают ценные бумаги «Газпрома», не желая продавать их на открытом рынке. Успешная производственная деятельность концерна способствовала тому, что ценные бумаги «Газпрома» старались приобрести многие - причем как компании, так и частные лица. Количество акционеров компании ежегодно увеличивалось. Вместе с тем первоначально рыночное положение акций было весьма противоречивым и отпугивало иностранных покупателей из-за своей неликвидности. Причиной этого являлись исключительные правила «Газпрома», в соответствии с которыми компания осуществляла контроль вторичного рынка своих акций. Еще до приватизации «Газпром» ввел правила, которые позволяли ему контролировать вторичный рынок своих акций: зарубежным инвесторам для покупки бумаг требовалось письменное разрешение концерна. Для иностранцев установили потолок в 9% капитала компании. Россияне, желающие продать акции «Газпрома», сначала должны были предложить их по рыночной цене самому РАО и только в случае его отказа - продать на вторичном рынке. Нужно было письменное разрешение «Газпрома» для приобрете-

ния более 3% его акций. Все это снижало ликвидность рынка акций «Газпрома».

В 1999 г. ограничения на иностранное участие в «Газпроме» смягчили. По Закону «О газоснабжении в РФ» в собственности государства должно было находиться не менее 35% акций «Газпрома», а иностранные граждане и компании могли владеть не более 20% акций газовой монополии.

Таким образом, в период акционирования «Газпрома» и позднее руководители этой производственно-финансовой структуры стремились артикулировать ее особый статус, уникальную значимость для общества и государства. В дальнейшем «Газпром» действительно стал крупнейшей структурой государственно-капиталистического типа и теперь активно участвует в

реализации задач экономической, социальной и даже внешней политики российского правительства.

1. Газовая промышленность. 1990. № 10.

2. Газовая промышленность. 1993. № 8.

3. Как проходила приватизация ОАО «Газпром». URL: http://www.gazpromquestions.ru.

4. Коммерсантъ-Власть. 2001. № 47 (449).

5. Московские новости. 1995. № 36.

6. Постановление Правительства Российской Федерации № 138. 17.02.1993. URL: http://www.poisk-zakona.ru.

7. Российская газета. 1993. 27 янв.

8. Указ Президента Российской Федерации от 05.11.1992 г. № 1333 «О преобразовании Государственного газового концерна "Газпром" в Российское акционерное общество "Газпром"» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. 12 нояб. № 45.

[email protected] Александр Викторович Захаров,

доктор исторических наук, профессор кафедры истории, философии и политологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 94(47) РЭУ им. Г.В. Плеханова

СОВЕТСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ПОДСОБНЫХ хозяйств ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В статье проанализированы факторы, способствовавшие эффективному формированию подсобных хозяйств газовой промышленности в 1970-1980-е гг. Прежде всего, это преимущества плановой экономики. Благодаря централизованной системе руководства подсобные хозяйства обеспечивались необходимым оборудованием и материалами. Немаловажное значение имел личный фактор, когда отдельные руководители и работники на местах, понимая значимость поставленных задач, решали их с полной отдачей сил и энергии. Таким образом, кроме непосредственной газификации населенных пунктов, руководители газовой отрасли способствовали созданию благоприятной социальной обстановки, в том числе путем обеспечения своих работников продуктами питания.

Ключевые слова: газификация, подсобные хозяйства, социальные условия.

A.V. Zakharov

SOVIET PRACTICE OF DEVELOPING AUXILIARY FACILITIES

FOR THE GAS INDUSTRY

The paper analyses the factors that contributed to the successful development of auxiliary facilities in the gas industry in 1970-1980-ies. Primarily, those factors were the advantages of planned economy. Necessary equipment and materials were supplied to the auxiliary facilities through a centralized system of management. Equally important was the personal factor when managers and employees realized the importance of the tasks and put a lot of dedication and energy into achieving them. Thus, besides building gas infrastructure in rural settlements, the management of the gas industry helped to create a favourable social climate including by providing their employees with food.

Keywords: gas infrastructure development, auxiliary facilities, conditions.

Социальная значимость предприятий и организаций газовой промышленности была в советское время и остается по сей день актуальной для общественного развития. По мере становления топливно-энергетического комплекса страны на карте появлялись новые города и поселки, осваивались ранее необжитые территории. Газификация населенных пунктов влекла за собой глубокие структурные изменения социокультурной среды города и села. Правительство СССР,

производя многомиллионные затраты на развитие газовой индустрии, освобождало трудящихся от расходов на газификацию квартир и общественно-коммунальных предприятий. Прокладка уличных газопроводов, внутридомовой монтаж, установка газовых плит, ванных колонок и счетчиков производилась полностью за счет бюджетных средств государства. Подведение природного газа способствовало облегчению труда в домашних условиях людей, большую часть времени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.