Научная статья на тему 'Особенности принятия управленческих решений в системе государственного и муниципального управления'

Особенности принятия управленческих решений в системе государственного и муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17525
2249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управленческое решение / принятие решений / этапы принятия управленческих решений / органы государственного и муниципального управления / административно-управленческие и политические решения. / management decision / decision-making / stages of management decision-making / state and municipal authorities / administrative / management and political decisions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д В. Каракушян, С Н. Косников

В статье рассматриваются основные вопросы, касающиеся принятия управленческих решений в системе государственного и муниципального управления, определяется понятие государственных управленческих решений, выделяются основные этапы принятия и реализации государственных и муниципальных решений, а также подробно описываются требования, предъявляемые к управленческим решениям, принимаемым органами государственной власти и формулируются особенности управленческих решений для органов государственной власти и местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ADOPTION OF MANAGERIAL DECISIONS IN THE SYSTEM OF PUBLIC AND MUNICIPAL MANAGEMENT

the article discusses the main issues related to management decision-making in the system of state and municipal management, defines the concept of state management decisions, highlights the main stages of making and implementing state and municipal decisions, and also describes in detail the requirements for management decisions made by state authorities and formulated management decisions for public authorities and local self-government.

Текст научной работы на тему «Особенности принятия управленческих решений в системе государственного и муниципального управления»

ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Д.В. Каракушян, студент

С.Н. Косников, канд. экон. наук, доцент

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10837

Аннотация. В статье рассматриваются основные вопросы, касающиеся принятия управленческих решений в системе государственного и муниципального управления, определяется понятие государственных управленческих решений, выделяются основные этапы принятия и реализации государственных и муниципальных решений, а также подробно описываются требования, предъявляемые к управленческим решениям, принимаемым органами государственной власти и формулируются особенности управленческих решений для органов государственной власти и местного самоуправления.

Ключевые слова: управленческое решение, принятие решений, этапы принятия управленческих решений, органы государственного и муниципального управления, административно-управленческие и политические решения.

Эффективность функционирования организации в любой сфере деятельности, начиная от бизнеса и заканчивая государственными структурами зависит, в первую очередь от того, насколько эффективно оно управляется. Процесс управления реализуется через управленческие решения. Таким образом, результативность государственного и муниципального управления напрямую определяется управленческими решениями, а именно тем, как эти решения разрабатываются, принимаются и наконец реализуются государственными и муниципальными органами. В современном активно развивающемся мире, особенно возрастает роль «государственных» управленческих решений, которые должны приниматься на более высоком качественном и профессиональном уровне. Ведь от этих решений зависит не только судьба государства в целом, но и уровень, и качество жизни населения, т. е. судьба каждого отдельного человека. Именно этим и определяется актуальность и важность рассматриваемой темы.

Исходя из вышесказанного можно отметить, что деятельность любого работника или органа управления, как правило, связанна с принятием и реализацией управленческих решений, без которых не может быть реализована ни одна функция

управления. Управленческое решение -это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о функционировании объекта управления, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели [1, с. 10]. Термин «управленческое решение» можно рассматривать в двух значениях. Во-первых, управленческое решение как процесс, который включает в себя поиск, анализ, группировку необходимой информации, а также разработку, утверждение и реализацию решений. Во-вторых, управленческое решение можно рассматривать как явление, т. е. как план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение и т. п.

Другие авторы дают следующее определение данного термина: управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента [2].

Принятие решения, как правило, рассматривается в двух смыслах: узком и широком. В узком смысле принятие решений представляет собой выбор наилучшего из

множества альтернативных вариантов. В широком же смысле принятие решений отождествляется со всем процессом управления. Многие авторы считают, что принятие решений не может ассоциироваться только лишь с выбором наилучшего варианта из множества представленных. По их мнению, оно также включает в себя исполнение решения, контроль, анализ полученных результатов и последствия принимаемых решений.

Политическое управленческое решение является своего рода инструментом, с помощью которого работники государственной службы воздействуют на объект управления. Принятие решений в системе государственного и муниципального управления осуществляется государственными служащими различных уровней, наделенными соответствующими полномочиями, т. е. обладающими необходимой компетенцией для принятия того или иного решения. Очень важным условием эффективного управленческого решения является его согласованность с ранее принятыми решениями.

Тот, на ком лежит ответственность, за принятие решений, т. е. тот, кто подписывает приказы или иные документы, в которых выражено управленческое решение в теории принятия государственных и муниципальных решений принято называть специальным термином - лицо, принимающее решение, сокращенно ЛПР. Сам же проект решения готовят специалисты.

Существует множество различных подходов к выделению основных этапов принятия и реализации государственных и муниципальных решений. Американские исследователи Д. Савицки и К. Паттон предложили следующие: обнаружение, определение и детализация проблемы; выявление критериев оценки альтернатив; разработка альтернативных вариантов решения задачи; оценка альтернатив; выбор наилучшей альтернативы; оценка последствий принятого решения [3, с. 37].

Управленческие решения, принимаемые государственными и муниципальными органами власти должны соответствовать ряду требований, к которым можно отнести следующие:

1) всесторонняя обоснованность решения;

2) решения должны приниматься своевременно, так как преждевременные и запоздалые управленческие решения не приносят никакой пользы для общества;

3) полномочность - субъекты управления должны строго соблюдать предоставленные им права и полномочия;

4) принимаемые управленческие решения должны соответствовать ранее принятым решениям.

Принятие решений в системе муниципальной власти отличается в основном тем, что вынесенные решения должны быть не только эффективными, но и признанными и одобренными большинством населения, так как муниципальная власть является своего рода формой реализации народом принадлежащей ему власти, т.е. население самостоятельно решает вопросы местного значения.

Если рассмотреть на практике, то одним из таких государственных и муниципальных управленческих решений может быть принятие нормативно-правового акта, например, федерального закона. Такое управленческое решение будет состоять из следующих стадий:

1) законодательная инициатива, т.е. внесение компетентными органами предложения об издании того или иного закона;

2) на второй стадии проект закона вносится в Государственную Думу РФ и принимается ею к рассмотрению;

3) после рассмотрения и принятия законопроекта ГД РФ, он направляется в Совет Федерации РФ на одобрение;

4) на последней стадии проект закона подписывается президентом, а затем происходит его официальное опубликование и вступление в силу.

Анализируя все вышесказанное, важно отметить, что административные или политические управленческие решения, принимаемые государственными и муниципальными органами власти, существенно отличаются от решений, принимаемых в негосударственных организациях, и имеют свои специфические особенности, к числу которых можно отнести следующие:

1. Административно-управленческие решения подкреплены волей народа, а, следовательно, они отражаются в виде административных решений или в форме различных нормативных правовых актов (законов, постановлений, распоряжений, указов и т.д.), в случае если такие решения принимаются законодательными органами власти [4];

2. Решения государственных и муниципальных органов разрабатываются, принимаются и реализуются в соответствии с требованиями законодательства, т.е. не допускается при принятии управленческих решений какое-либо несоответствие закону или иным нормативным правовым актам. В связи с этим возникает высокая ответственность и необходимость обеспечения высокого качества при принятии решений [4].

3. Официальная письменная форма и нормативно закрепленная процедура опубликования и доведения до исполнителей и граждан. В некоторых публикациях отмечается, что государственные решения могут приниматься в устной форме. Мы считаем, что это административно-распорядительный тип решений, не предполагающий юридической ответственности исполнителей. Если даже субъект (Президент РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ) устно озвучивает свое решение, то оно приобретает юридическую силу после соответствующего письменного оформления и опубликования [3, с. 29].

4. Следующей особенность является принудительный и обязательный характер управленческих решений, принимаемых органами власти.

5. Административные управленческие решение не связанны с конкретной личностью, зачастую они принимаются от имени государственного органа, так как в его разработке принимает участие большое количество специалистов разного профиля.

6. Большинство управленческих решений направлены во внешнюю среду, что обусловливает сложность оценки их социально-экономической эффективности.

7. Особое разделение труда, которое заключается в том, что разработкой и принятием государственных управленческих решений занимаются управляющие субъекты, а непосредственное их исполнение и реализация возложены на исполнительные органы.

8. Соответствие распорядительной части государственного и муниципального решения уровню компетенции органа государственного управления и местного самоуправления. Этот признак предполагает, что региональные решения не должны противоречить федеральным, а муниципальные региональным[3, с. 29].

Таким образом, можно сделать вывод, что любая управленческая деятельность связанна непосредственно с принятием решений. Процесс принятия решений в системе государственного и муниципального управления имеет особенно важное значение и обладает целым рядом специфических особенностей. Именно поэтому для принятия более качественного и эффективного государственного решения необходимо учитывать все его особенности и соблюдать основные требования, предъявляемые к таким решениям.

Библиографический список

1. Глебова, О. В. Методы принятия управленческих решений: учебное пособие / О. В. Глебова. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2017. -274 с.

2. Саидов З.А., Чажаев М.И., Ялмаев Р.А. Принятие и исполнение государственных решений. Учебное пособие. Грозный: Издательство ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», 2015. - 132 с.

3. Горб, В.Г. Принятие и исполнение государственных и муниципальных решений: учебное пособие / В.Г. Горб. - Екатеринбург: изд-во Урал. ин-та управления - филиала РАНХиГС, 2017. - 240 с.

4. Портнягин А.И. Разработка управленческих решений в государственных органах: особенности, проблемы, пути повышения эффективности // Журнал РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». - 2013. - № 6 (107). - С. 86-96.

FEATURES OF ADOPTION OF MANAGERIAL DECISIONS IN THE SYSTEM OF PUBLIC AND MUNICIPAL MANAGEMENT

D.V. Karakushyan, student

S.N. Kosnikov, candidate of economic sciences, associate professor Trubilin Kuban state agrarian university (Russia, Krasnodar)

Abstract. the article discusses the main issues related to management decision-making in the system of state and municipal management, defines the concept of state management decisions, highlights the main stages of making and implementing state and municipal decisions, and also describes in detail the requirements for management decisions made by state authorities and formulated management decisions for public authorities and local self-government.

Keywords: management decision, decision-making, stages of management decision-making, state and municipal authorities, administrative, management and political decisions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.