группой. Однако статистически значимой связи нет. Вероятнее всего, это может свидетельствовать об их причастности в возникновении БС. Макрофаги, выделяя медиаторы воспаления, а также факторы роста, в частности фактор роста нервов, способствуют раздражению, росту и ремоделированию нервных волокон.
Болевой синдром при эндометриозе имеет многофакторный генез. Так, электронно-микроскопическое исследование показало увеличение числа тучных клеток, находящихся в различном функциональном состоянии и инфильтрирующих эктопический эндометрий. Цитоплазма тучных клеток была заполнена большим количеством секреторных гранул различной электронной плотности. Тучные клетки (лаброциты) участвуют в запуске и регуляции воспалительных реакций. Функция клеток заключается в синтезе, накоплении и секреции ряда биологически активных веществ. Гистамин вызывает сокращение гладкомышечных клеток, расширение капилляров и повышение их проницаемости, в результате чего возникает отек тканей. Медиаторы, поступающие в межклеточное пространство при дегрануляции клеток, влияют не только на проницаемость сосудов микроциркуляторного русла и функции клеток, но, видимо, находясь рядом с нервами, вносят свой вклад в развитие боли и повышенной болевой чувствительности посредством прямого влияния на структуры нерва. Нередко тучные клетки располагались рядом с нервным волокном. Возможно, под влиянием медиаторов воспаления, происходит изменение миелиновой оболочки нервного волокна, которая набухает, разволокняется, фрагментируется. Изменения происходят и с осевым цилиндром - он теряет свою структуру, сморщивается. В норме осевой цилиндр содержит аксоплазму, пронизанную нейрофибриллами и микротрубочками, покрыт плазматической мембраной. Каждая структура нервного волокна играет определенную физиологическую роль - осевой цилиндр проводит возбуждение, нейрофибриллы и микротрубочки обеспечивают ток аксоплазмы; миелиновая оболочка обеспечивает изолированное проведение возбуждения от других нервных волокон и участвует в питании осевого цилиндра.
Нарушение ультраструктуры нервных волокон при эндо-метриозе на фоне воспалительного процесса приводит к появлению и прогрессированию болевого синдрома.
Заключение. Один из механизмов возникновения боли при наружном эндометриозе обусловлен воспалением, что приводит к ультраструктурным изменениям нервных волокон и развитию болевого синдрома. Также у пациенток с наружным генитальным эндометриозом происходит увеличение как доли, так и плотности распределения нервной ткани в очагах эктопического эндометрия, что расширяет рецептивные поля для воздействия воспалительных алгогенов. Аналогичные изменения нервных волокон встречаются и в эутопическом эндометрии этих же пациенток. Повышенная экспрессия TRPV 1 у пациенток II и III групп подтверждают участие ваниллоидных рецепторов 1 типа в развитии хронического тазового болевого синдрома у женщин с наружным генитальным эндометриозом. Это открывает перспективы для фармакологической блокады TRPV 1 типа, что может являться патогенетическим лечением болевого синдрома при эндометриозе.
Литература
1. Адамян Л.В., Кулаков В.И. Эндометриозы. М.: Медицина. 1998. 430.
2. Адамян Л.В., Кулаков В.И., Андреева Е.Н. Эндометриозы. М.: Медицина. 2006. 416.
3. Баскаков В.П., Цвелёв Ю.В., Кира Е. Ф. Эндометриоидная болезнь. С.-Петербург.: Н-Л. 2002. 452.
4. Стрижаков А.Н., Давыдов А.И. Эндометриоз: клинические и теоретические аспекты. М.: Медицина. 1996. 330 с.
5. Хурасев Б.Ф., Косякова Н.Ф. Генитальный эндометриоз. Курск.: КГМУ. 2004. 32.
6. Abdel Salam OME, Szolcsányi J, Barthó L and Mózsik Gy.// Gastroprotection. 1994. Vol. 2, №4. P. 197-201.
7. Howard F.M. Endometriosis and mechanisms of pelvic pain// J Minim Invasive Gynecol. Vol. 16. №5. Р. 540-550.
8. Lundberg L.M., Alm P, Wharton J. et. Al. // Histochemistry. 1988. Vol. 9. P. 9-17.
9. Poli-Nero O.B., Filho A.A., Rosa e Silva J.C. et. al. // Clin J. Pain. 2009. Vol. 25. P. 218-222.
10. Spinelli M., Lazzeri M. at al. // Eur. Urol. 2004. № 46. Р. 792-798.
11. Tulandi T., Felebman A et al. // J Am Assos. Gynecol. La-parosc. 2001. №8. P. 95-98.
THE MORPHOLOGICAL, IMMUNOHISTOCHEMICAL AND ULTRASTRUCTURAL CHARACTERISTICS OF THE SYNDROME CHRONIC PELVIS PAIN AT EXTERNAL GENITAL ENDOMETRIOSIS
O.O.ROSTOVTSEV, V.G. VOLKOV, O.V. PAKLINA,
G.R. SETDIKOVA
Tula State University, Medical Institute, Chair of Obstetrics and Gynecology
The results of studying 60 cases external genital endometriosis have shown that one of mechanisms of pain occurrence is caused by inflammation at which there is a direct irritation of nerve ending by inflammation mediators leading to ultrastructural changes in nervous fibres and development of pain syndrome. Direct correlation dependence between expressiveness of vanilloid type 1 receptors in ectopic endometrium and the intensity of pain syndrome that opens prospects for pharmacological block TRPV1 is revealed and can be pathogenetic treatment of pain syndrome at endometriosis.
Key words: endometriosis, protein PGP 9.5, TRPV 1 (vanilloid type 1 receptors), chronic pelvic pain.
УДК 159.91 - 053.5 (045)
ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В СВОБОДНОЙ И ВЕРОЯТНОСТНОЙ СРЕДАХ
Е.В. МАЗУРОВА*
В статье представлены результаты исследования принятия решения в свободной и вероятностной средах у 107 детей 7-8 лет с разным уровнем физической подготовленности. У детей преобладает информационный компонент в поведенческом реагировании. Повтор выбора предыдущего нажатия свидетельствует о склонности к сохранению выбранной стратегии у детей контрольной группы, т.е. к образованию стереотипий. В условиях вероятностной среды выявлено благоприятное влияние ситуации успеха на принятие решения детьми контрольной группы.
Ключевые слова: дети 7-8 лет, принятие решения, свободная среда, вероятностная среда, физическая подготовленность
Принятие решения - один из наиболее тонких и сложных механизмов высшей нервной деятельности человека. Принятие решения в функциональной системе является одним из этапов в развитии целенаправленного поведения, всегда сопряженного с выбором, поскольку на стадии афферентного синтеза происходит сличение и анализ информации, поступающей из разных источников, и представляет критический «пункт», в котором происходит организация эфферентных возбуждений, порождающих в дальнейшем определённое действие [ 1 ]. Механизм принятия решения реализуется через формирование аппарата акцептора результатов действия, в котором, в соответствии с принятой гипотезой, формируются некоторые представления о том, что прежде всего следует подтвердить, доказать или опровергнуть. Характерной чертой этого аппарата является то, что он складывается до получения самих результатов действия и программирует результаты будущих событий. В нём актуализирована врождённая и индивидуальная память в отношении свойств внешних объектов, способных удовлетворить возникшую потребность. Ожидаемые результаты, формируемые в акцепторе результатов действия, выполняют функцию целевого объекта для поведения и двигательного акта [13].
Стратегии и оперативность целенаправленной деятельности детей младшего школьного возраста определяются условиями среды. Изучение механизма принятия решения в среде без детерминации представляет особый интерес, так как при этом проявляется способ принятия решения, который определяется только внутренними механизмами последовательного целеобразования [9]. Под неопределённостью среды понимается как объективное, так и субъективное отсутствие её жёсткой детерминированности [5]. В условиях неопределённости для устранения информационного дефицита индивидуум вынужден осуществлять поисковую деятельность, пока не выявит соответствующие закономерности внешней среды [11]. Известно, что поисковая активность - это общий неспецифический фактор, который определяет устойчивость организма к стрессу и вредным воздействиям при самых различных формах поведения [12]. Поведенческим выражением роста уровня активации в нервной системе является возникнове-
* Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 163045, Архангельск, проезд Бадигина, д.3, тел.: (8182)240944; E-mail: [email protected]
ние ориентировочно-исследовательских реакции и поисковой активности [4]. Поведенческое реагирование в стохастических условиях основывается на прогнозировании субъектом вероятностных характеристик будущих событий [10].
Вероятностное прогнозирование - это способность на основе прошлого опыта и поступающей информации прогнозировать, что последует дальше. То есть, в случае недостаточной информации об окружающей среде индивид использует вероятностные оценки [15]. Причём начальный этап поиска различных вариантов может осуществляться без активного участия сознания [7]. Вероятностное прогнозирование даёт возможность осуществить преднастройку: психологическую и физическую подготовку и лучшую реакцию на события и информацию, которые благодаря вероятностному прогнозированию падают на уже заранее подготовленную почву [13]. Среди множества факторов, от которых зависит время реакции на возникшую ситуацию (стимул), требующую двигательного ответа, очень существенно то, в каком состоянии застаёт возникший стимул двигательную систему человека [14].
Способность прогнозировать события внешней среды является одним из фундаментальных общих свойств нервной системы, которое определяет когнитивные функции человека и обеспечивает его адаптацию в постоянно изменяющихся условиях. Вероятностное прогнозирование осуществляется благодаря памяти, структура которой позволяет прогнозировать не только вероятное будущее, но и организовывать свои действия, направленные на достижение определённых целей [3]. Известно, что чем более определённым является вероятностный прогноз развития ситуации, тем более локальной, более «прицельной» будет пред-настройка моторного аппарата и тем более быстрой, точной и экономной оказывается двигательная реакция [14].
На начальном этапе обучения в школе создается большая нагрузка на афферентные системы, поставляющие большой объем различной информации, подлежащей переработке и усвоению. Дети младшего школьного возраста учатся принимать конкретные решения, корригировать учебную деятельность в процессе её выполнения. Обучение сопровождается постоянной сменой обстановочной афферентации, вследствие чего происходит смена доминирующих функциональных систем [2,9]. Младший школьный возраст является одним из критических периодов развития, когда происходят существенные качественные преобразования в разных физиологических системах и мозговых структурах. Этот период характеризуется ускоренными процессами психического развития и формированием целенаправленного поведения, при этом темп и характер морфофункциональных перестроек определяют индивидуальную динамику развития [6]. Таким образом, изучение поведенческого реагирования в свободной и вероятностной средах у детей 7-8 лет с разным уровнем физической подготовленности позволит более полно освятить процесс их адаптации к учебной деятельности.
Цель исследования — выявить особенности принятия решения в свободной и вероятностной средах у детей 7-8 лет с разным уровнем физической подготовленности для изучения особенностей адаптации на начальном этапе обучения.
Материалы и методы исследования. Проведено обследование 107 детей 7-8 лет (56 девочек и 51 мальчик) МОУ СОШ №45 г. Архангельска. Все обследованные школьники на уроках физической культуры занимались в основной группе.
На первом этапе исследования оценивалась физическая подготовленность детей. Определение физической подготовленности проводилось на основе стандартных двигательных тестов по физической культуре, рекомендуемых программами для общеобразовательных школ. Оценка уровня развития физических качеств производилась с помощью таблиц возрастных оценочных нормативов, а общий уровень развития физических кондиций производился по методике Ю.Н. Вавилова [8]. Школьники 7-8 лет были разделены на группы с высоким и средним уровнем физических кондиций (контрольная) и низким уровнем подготовленности.
На втором этапе исследования проведена оценка принятия решения в свободной и вероятностной средах с использованием компьютерного комплекса для психофизиологических исследований «Психомат» производства НИИ медицинского приборостроения РАМН (г. Москва, 2006). Исследование проводилось в режимах «Свободный выбор» и «Вероятностный выбор». Модальность стимула в обоих режимах - свет.
Исследование в режиме «Свободный выбор» обеспечивает возможность оценки принятия решения в ситуации выбора. Задание заключается в том, что испытуемый должен нажимать щупом
на левую и правую кнопки панели инструментов в произвольном порядке, не проявляя стереотипных комбинаций в последовательности нажатий.
Исследование в режиме «Вероятностный выбор» обеспечивает возможность оценки вероятностного прогнозирования событий внешней среды. В данном тестовом задании испытуемый должен стараться угадать последовательность нажатия левой и правой кнопок панели инструментов, которую ему будет предлагать данная программа. При этом испытуемый сначала нажимает на верную, по его мнению, кнопку, а затем программа информирует его о том, какая же кнопка должна была быть нажата на самом деле.
Исследование особенностей принятия решения проводилось у детей, имеющих различный уровень физических кондиций. Анализ результатов исследования не выявил статистически достоверных различий между мальчиками и девочками, что позволило объединить их в одну группу.
Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием пакета программ «SPSS 11.5 for Windows». Нормальность распределения определялась статистическим способом. На основании результатов проверки распределения признаков с помощью критериев Колмогорова-Смирнова и Шапиро-Уилки, показавших их существенное отклонение от нормального закона, для статистической обработки первичных данных применили непараметрические методы. Для выявления различий между количественными переменными у сравниваемых групп детей использовали непараметрический критерий Манна-Уитни, для порядковых переменных использовали х2 Пирсона.
Результаты и их обсуждение. Младший школьный возраст наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств, от которых зависит как здоровье, так и работоспособность детей во время учебных занятий. В результате анализа полученных данных по физической подготовленности были выявлены статистически значимые различия в зависимости от гендерной принадлежности детей 7-8 лет по показателям челночного бега, поднимания туловища из положения лежа, прыжка в длину с места, наклона вперёд из положения сидя. Из табл. 1 видно, что у мальчиков этого возраста лучше развиты координационные и скоростно-силовые качества, а у девочек подвижность и эластичность суставов.
Таблица 1
Особенности физической подготовленности в зависимости от гендерной принадлежности детей 7-8 лет, Ме (Р1-Р2)
Двигательные тесты Физические качества Девочки (n=56) Мальчики (n=51) Р- уровень
Челночный бег (3х10м), сек Координация движений 10,5 (10,1-11,4) 9,9 (9,4-10,7) 0,001
Поднимание туловища, кол-во раз за 30 сек Скоростно- силовые 14,5 (11,3-17,0) 17,0 (14,0-19,0) 0,004
Прыжок в длину с места, см 108,0 (101,0- 120,0) 116,0 (105,0- 130,0) 0,006
Наклон вперед из положения сидя, см Гибкость ,0) ■'Г о (0, -1,0 (-7,0-2,0) 0,001
Вис на согнутых руках, сек Силовая выносливость 9,0 (5,0-14,7) 11,0 (5,0-21,0) 0,357
Упражнение «рыбка», сек 65,0 (41,3-89,3) 68,0 (40,0-94,0) 0,713
Примечание: обозначена достоверность отличий между мальчиками и девочками по развитию физических качеств.
При расчете общего уровня физических кондиций было выявлено, что высокий и средний уровень физических кондиций имеют 72% детей 7-8 лет, а низкий уровень физических кондиций - 28% учащихся (%2=4,103; р=0,043).
В табл. 2 представлены показатели, отражающие особенности реагирования детей 7-8 лет на стимулы световой модальности в условиях свободного выбора. Анализ полученных результатов выявил существование межгрупповых отличий механизмов принятия решения в свободной среде. Дети с низким уровнем физической подготовленности реже повторяют выбор левой (р=0,043) и правой кнопок (р=0,009) и чаще меняют диады правой кнопки (р=0,027) по сравнению с контрольной группой.
Анализ оперативности принятия решения в свободной среде проводился по показателям среднего времени повтора и среднего времени смены выбора ответа. Среднее время повторения выбора отражало информационный компонент, среднее время смены выбора - динамическую составляющую мотивационного компонента, в частности, поисковую активность. У детей с низ-
ким уровнем физической подготовленности время повтора выбора меньше, по сравнению с детьми контрольной группы (р=0,044) (табл. 2). У школьников с низким уровнем физической подготовленности среднее квадратичное отклонение времени повтора меньше, чем у детей контрольной группы (р=0,033).
В результате корреляционного анализа было выявлено, что у детей контрольной группы и у детей с низким уровнем физической подготовленности информационный компонент преобладает над мотивационным. Оказалось, что чем больше время повтора выбора, тем больше время смены ответа (г=0,259; р=0,007).
Таблица 2
Особенности принятия решения в свободной среде у детей 7-8 лет с разным уровнем физической подготовленности, Ме (Р1-Р3)
Признак Группы детей р-уровень
Контрольная (n=77) с низким уровнем ФП (n=30)
Выбор кнопки (левая),% 50 (40-55) 50 (50-60) 0,142
Выбор кнопки (правая),% 50 (45-60) 50 (40-50) 0,142
Повторный выбор (левая), % 40 (20-60) 33 (0-50) 0,043
Повторный выбор (правая), % 40 (20-66) 18 (0-62) 0,009
Повтор диад (левая), % 0 (0-55) 0 (0-50) 0,584
Повтор диад (правая), % 33 (0-50) 0 (0-50) 0,070
Смена диад (левая), % 50 (0-75) 75 (33-100) 0,114
Смена диад (правая), % 60 (0-80) 90 (46-100) 0,027
Время выбора ответа, мс 592 (404-692) 542 (467-816) 0,452
СКО времени выбора, мс 189 (128-355) 137 (99-303) 0,081
Время повтора, мс 329 (220-533) 274 (0-327) 0,044
СКО времени повтора, мс 61 (15-173) 29 (0-99) 0,033
Время смены ответа, мс 651 (562-989) 626 (535-886) 0,981
СКО времени смены ответа, мс 122 (46-234) 96 (47-146) 0,519
Примечание: обозначена достоверность отличий принятия решения в свободной среде между контрольной группой и детьми с низким уровнем физической подготовленности.
Таблица 3
Особенности принятия решения в вероятностной среде у детей 7-8 лет с разным уровнем физической подготовленности, Ме (Р1-Р3)
Признак Г ей ете де Р- уровень
контрольная (n=77) с низким уровнем ФП (n=30)
Повторный выбор (левая), % 42 (20-57) 25 (0-52) 0,081
Повторный выбор (правая), % 33 (20-50) 50 (15-62) 0,451
Повтор диад (левая), % 0(0-50) 0 (0-37) 0,140
Повтор диад (правая), % 0(0-33) 0 (0-66) 0,333
Смена диад (левая), % 50 (0-75) 66 (33-76) 0,180
Смена диад (правая), % 60 (33-75) 66 (0-100) 0,794
Повтор на фоне успеха (левая), % 50 (0-55) 13 (0-50) 0,051
Повтор на фоне успеха (правая), % 50 (0-75) 0 (0-50) 0,094
Повтор на фоне ошибки (левая), % 33 (0-66) 29 (0-50) 0,482
Повтор на фоне ошибки (правая), % 25 (0-50) 50 (0-87) 0,035
Время ответа, мс 1847 (1365-2769) 1573 (1189-2503) 0,281
Время повтора при успехе, мс 1400 (954-2033) 1318 (84-2289) 0,276
Время повтора при ошибке, мс 2062 (1314-3202) 1220 (501-2420) 0,054
Время смены при успехе, мс 2092 (1521-2860) 1776 (1198-2954) 0,255
Время смены при ошибке, мс 1813 (1301-2770) 1459 (1250-3286) 0,560
Примечание: обозначена достоверность отличий принятия решения в вероятностной среде между контрольной группой и детьми с низким уровнем физической подготовленности.
Исследование в режиме «Вероятностный выбор» позволило выявить особенности стратегии поведения детей 7-8 лет с разным уровнем физической подготовленности в ситуации успеха и неуспеха. Анализ проводился по показателям повторных выборов правой кнопки. У школьников с низким уровнем физической подготовленности повтор предыдущей реакции в ситуации неуспеха, по сравнению с контрольной группой, достоверно преобладает (р=0,035), а в ситуации успеха выявлена тенденция к уменьшению повтора предыдущей реакции (р=0,094) (табл. 3).
Заключение. Полученные результаты могут свидетельствовать о благоприятном влиянии ситуации успеха на принятие решения детьми контрольной группы, имеющих средний и высокий уровень физической подготовленности.
Литература
1. Анохин П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии // Вопросы психологии. 1974. № 4. С. 89-103.
2. Безруких ММ. Трудности обучения в начальной школе. М.: АСТ, 2004. 350 с.
3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность.-М.: Наука, 1990. 496 с.
4. Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов.-М.: Аспект Пресс, 2002. 373 с.
5. Дерягина Л.Е. Психофизиологические аспекты
формирования дифференцированных стратегий адаптивного поведения: Автореф. дис. ... д. мед. наук. Архангельск, 2001. 39 с.
6. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии. М.: ВЛАДОС, 2000. 144 с.
7. Костандов ЭА., Арзуманов Ю.Л. Значение
неосознаваемых стимулов обратной связи в когнитивной
деятельности // Журн. высш. нервн. деятельности. 1990. Т. 40, Вып. 1. С. 15-22.
8. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Советский спорт, 2005. 192 с.
9. Матвеев Е.В. Надеждин ДС. Системные вопросы проектирования приборов и комплексов для психофизиологических исследований // Медицинская техника. 1994. № 4. С. 31-34.
10. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2001. 224 с.
11. Салтыков А.Б., Толокнов А.Б., Хитров Н.К. Закономерности поведенческой деятельности в условиях неопределенности среды // Успехи физиол. наук. 1998. Т. 29. №1. С. 24-33.
12. Симонов П.В. Мозговые механизмы эмоций // Журн. высш. нерв. деятельности. 1997. Т. 47. №2. С. 320-328.
13. Умрюхин ЕА. Физиологические корреляты индивидуальных различий времени принятия решения при целенаправленной интеллектуальной деятельности человека // Физиология человека. 2008. Т. 34. № 5. С. 44-50.
14. Фейгенберг ИМ. Быстрота моторной реакции и вероятностное прогнозирование // Физиология человека. 2008. Т. 34, №
5. С. 51-62.
15 . Шмелёв А.Г. Тест как оружие // Психология. 2004. Т. 1. № 3. С. 40-53.
FEATURES OF DECISION-MAKING AT CHILDREN 7-8 YEARS WITH DIFFERENT LEVEL OF PHYSICAL READINESS IN FREE AND LIKELIHOOD ENVIRONMENTS
YE.V. MAZUROVA Pomor State University after M.V. Lomonosov
In this article the results of studying decision-making in free and likelihood environments at 107 children of 7-8 years old with different level of physical readiness are presented. At children the information component in behavioural reaction prevails. Choice repetition of the previous button pressing testifies to liability to chosen strategy preservation at children of control group, i.e. to stereotyping formation. In conditions of likelihood environment beneficial effect of success situation on control group children's decision-making is revealed.
Key words: children of 7-8 years, decision-making, free environment, likelihood environment, physical readiness.
УДК 618.176-055.23-02
ФАКТОРЫ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВТОРИЧНОЙ НОРМОГОНАДОТРОПНОЙ АМЕНОРЕИУ ЖЕНЩИН РАННЕГО РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА
С.А. БРОНФМАН*, Л.М. КУДАЕВА**, В.А. АГАРКОВ**
Психотравмирующие события младенчества, раннего детства и пре-пубертатного периодов, препятствуя формированию адекватного ответа на потенциально психотравмирующие события, являются факторами риска возникновения психогенной вторичной нормогонадотропной аменореи у молодых женщин. Угнетение репродукции в этом случае можно рассматривать как психонейроэндокринный
* ПМГМУ им. И.М. Сеченова, Москва, г. Москва, ул.Трубецкая, д. 8, стр.
2; [email protected], (495) 518-47-87 Институт Психологии РАН, Москва, ул. Ярославская, 13.