Научная статья на тему 'Особенности применения "сухих портов"'

Особенности применения "сухих портов" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУХИЕ ПОРТЫ" / МОРСКОЙ ПОРТ / СКЛАД ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ / ПОРТОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / ТЕРМИНАЛ / "DRY PORTS" / SEAPORT / WAREHOUSE OF TEMPORARY STORAGE / HARBOUR WORKS / TERMINAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова М. П.

В связи с развитием экономической деятельности вокруг крупных морских (речных) портов растет объем грузоперевозок. Для того, чтобы произвести разгрузку или погрузку товаров и уменьшить нагрузку на морские (речные) порты, оптимальным выходом является применение «сухих портов». «Сухие порты» это перспективный положительный путь отдаленного размещения терминалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF APPLICATION OF "DRY PORTS"

Due to the development of economic activity around large sea (river) ports, the volume of a cargo transportation grows. To make unloading or loading of goods and to reduce load of sea (river) ports, the way out is application of "dry ports". "Dry ports" is a perspective positive way of the remote placement of terminals.

Текст научной работы на тему «Особенности применения "сухих портов"»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3

УДК 339.543

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ «СУХИХ ПОРТОВ»

М. П. Иванова Научный руководитель - А. П. Сурник

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

В связи с развитием экономической деятельности вокруг крупных морских (речных) портов растет объем грузоперевозок. Для того, чтобы произвести разгрузку или погрузку товаров и уменьшить нагрузку на морские (речные) порты, оптимальным выходом является применение «сухих портов». «Сухие порты» - это перспективный положительный путь отдаленного размещения терминалов.

Ключевые слова: «сухие порты», морской порт, склад временного хранения, портовые операции, терминал.

FEATURES OF APPLICATION OF "DRY PORTS"

M. P. Ivanova Scientific supervisor - A. P. Surnik

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

Due to the development of economic activity around large sea (river) ports, the volume of a cargo transportation grows. To make unloading or loading of goods and to reduce load of sea (river) ports, the way out is application of "dry ports". "Dry ports" is a perspective positive way of the remote placement of terminals.

Keywords: «dry ports», seaport, warehouse of temporary storage, harbour works, terminal.

«Сухой порт» - это внутренний терминал, удаленный от морского (речного) порта на небольшое расстояние и связанный с ним прямым железнодорожным или автомобильным сообщением [1]. Зарубежный опыт показывает, что размещение «сухих портов», имеющих разветвленную сеть подъездных путей, может стимулировать развитие локальных производственных центров в стратегически выгодных развитых районах страны.

Нужно отметить, что специфика морского порта схожа со спецификой «сухого порта». С увеличением объемов торговли морские порты стали проявлять себя в качестве движущих факторов производства. Это привело к повышению темпов и объемов капиталовложений на создание и расширение комплексных сетей перевозок к внутренним районам страны. Классификация морских портов делится на несколько критериев, и одним из них является то, какую роль порт играет в международном и внутреннем грузообороте страны.

Второй критерий - географическое расположение портов. Они могут находиться на открытом берегу, в фьордах, на естественных и искусственных островах, в устье рек, на участках суши, образованных за счет погружения в море, в гаванях и бухтах.

Третий критерий - природно-климатический, он зависит от ветровой нагрузки, от влажности воздуха, величины и продолжительности осадков, а также от приливов и отливов и продолжительности покрытия площади порта туманом и льдом.

Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

Порты распределяются по характеру услуг, которые оказываются судам: порты судостроительных и судоремонтных предприятий, рыбные и торговые порты.

Порты различаются по виду груза: контейнерные грузы, навалочные и насыпные грузы, наливные или газонаполненные грузы [2].

Проблема роста портовых городов охватила все развитые страны. Стали появляться и реа-лизовываться проекты вынесения части порта подальше от города. В большинстве случаев эти проекты представляют собой отдаленные терминалы, удаленные от причалов, в которые переводится значительная часть операций с грузом, производимых в порту. Отдельные терминалы на удаленных территориях, куда переводится часть портовых операций, называют «сухими портами». Во многих странах создано достаточно большое количество «сухих портов» и постоянно ощущается потребность в их увеличении.

Важными условиями для создания «сухих портов» являются:

- наличие сухопутного терминала в регионе деятельности таможенного органа, расположенного в порту;

- оснащение электронной информационной системой;

- одобрение модели «сухого порта» на базе порта, в котором реализуется соответствующий проект модели;

- наличие складов временного хранения, которые должны находиться в составе «сухих портов» и осуществлять выпуск товаров в свободное обращение.

В большинстве своем существующие «сухие порты» приняли на себя следующие операции:

- перегрузка контейнеров (перевалка грузов);

- интермодальные структурные сообщения;

- географическое объединение компаний и органов, занимающихся перевозкой;

- предоставление сопутствующих услуг, в том числе таможенной инспекции, уплата налогов, хранение, техническое обслуживание, ремонт и т.д.

Особенностями «сухих портов» является то, что они имеют разветвленную сеть подъездных путей, стимулируют развитие локальных производственных центров, содействуя повышению их темпа роста путем создания большого числа рабочих мест.

«Сухие порты» почти не имеют отрицательных сторон, но есть несколько существенных требований: во-первых, владелец склада должен на всю территорию, которая будет использоваться для хранения импортных товаров, оформить и страховку, и депозит, и все гарантии по обеспечению уплаты таможенных пошлин.

Во-вторых, клиент, забирая товар не из порта, а из терминала, будет вынужден покрывать стоимость перевозки.

В-третьих, низкая информационная безопасность процедуры документального оформления грузов на этапах передачи прав, в первую очередь, между агентами судовых линий и экспедиторами.

В-четвертых, возможность создания «сухих портов» только в границах крупных морских портов [2].

Итак, особенности применения «сухих портов» помогают распределить нагрузку грузопотоков на морских (речных) портах развитых стран и повышают пропускную способность между загруженными портами.

Библиографические ссылки

1. Понятие "Сухой порт" [Электронный ресурс]. URL: http://www.tks.ru/logistics/2012/09/21/ 0002 (дата обращения 10.04.2017).

2. Корняков К. А. Новые технологии как средство модернизации таможенного контроля: монография / К.А. Корняков, Ю.Н. Егоров, А.Н. Яцушко. М: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 166 с.

© Иванова М. П., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.