УДК 372.8:796
© И.И. Плотникова, Г.Я. Галимов, М.Д. Кудрявцев, Е.А. Михалева
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Данная статья посвящена рассмотрению актуальных нововведений, применяемых новаторами в области развивающего обучения и преподавания физической культуры в современных условиях в образовательном пространстве начальной и средней школы. Проанализированы реальные возможности и перспективы применения развивающих образовательных технологий на примере обучения учащихся школы прыжкам в длину с разбега.
Ключевые слова: современные концепции, преподавание физической культуры, развивающие технологии обучения, теория учебной деятельности, обучение прыжкам в длину с разбега.
I.I. Plotnikova, G. Ya. Galimov, M.D. Kudryavtsev, E.A. Mikhaleva
PECULIARITIES OF APPLICATION OF DEVELOPING EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AT THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE
This article is devoted to consideration of topical innovations applied by innovators in the field of developing education and teaching physical culture in modern conditions in the educational space of primary and secondary school. The real opportunities and prospects of application of developing educational technologies have been analyzed on the example of teaching students in school of long jumps with a running start.
Keywords: modern concepts, teaching physical culture, developing technologies of education, theory of educational activities, training of long jumps with a running start.
Актуальность. Новый подход к формированию физической культуры личности требует кардинальных изменений в организации педагогического процесса, обновления методической документации, программ, пособий, обеспечивающих процесс нововведений. Необходимость дальнейшей разработки теории обучения двигательным действиям с использованием психоло-го-педагогических концепций, способных поднять физическое воспитание в целом на новую ступень развития, является одним из важных вопросов теории и методики преподавания физической культуры. Разработка способа деятельности - один из ключевых вопросов компе-тентностного подхода педагога к профессиональной деятельности [4].
В настоящее время развивающая, образовательная педагогическая технология трактуется как знание, определяющее способ получения воспроизводимого социально-педагогического результата, заданного нормами учебных программ, адекватных целям образования. В современных условиях в соответствии с такой технологией предполагается выполнение действий в определенной последовательности, т.е. формируется определенный алгоритм организационнометодических действий учителя физической культуры.
Теоретическая основа. Суть данного подхода можно обобщить в виде трех выводов, сфор-
мулированных В.В. Давыдовым. Во-первых, усвоение школьниками теоретических знаний и соответствующих им умений и навыков происходит при решении учебных задач. Во-вторых, решение таких задач позволяет школьникам усваивать нечто «общее» еще до освоения его частных проявлений. В-третьих, главным методом школьного обучения должен стать метод введения детей в ситуацию учебных задач организации учебных действий [1].
Эти выводы отличаются от теории традиционного школьного обучения, основные черты которого заключаются в двух основных положениях. Во-первых, дети первоначально усваивают предложенные им в готовом виде частные эмпирические знания и умения и лишь затем переходят к их обобщению и применению в различных конкретных ситуациях. Во-вторых, главным в обучении является иллюстративнообъяснительный метод. Данный метод опирается на ассоциативную теорию обучения, в основе которой лежат ассоциации, наглядность в сочетании со словом, выделение общего из частного и упражнения. Эта теория противоположна деятельностному подходу к обучению, согласно которому в основе лежит действие, преобразующее предмет, открытие общего в этой предметности и выведение из него частного, а также решение задач [3].
Таким образом, выполненный анализ теории учебной деятельности показал, что в случае ее практического применения в физическом воспитании школьников можно достичь хороших результатов. Творческая разработка и реализация на практике теории развивающего обучения позволила применять ее основные положения в урочной работе с детьми.
Практическая реализация и экспериментальная работа. Концепция модернизации российского образования предусматривает применение технологий развивающего обучения в образовательном процессе. Большое значение имеет то, что весь процесс обучения желательно выстраивать через совместную деятельность с учащимися. Данная экспериментально-
практическая работа была направлена на продолжение исследований, связанных с применением реализуемой в течение последнего десятилетия инновационной образовательной методики обучения школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности Д.В. Эльконина - В.В. Давыдова [3], и осуществлялась на базе общеобразовательных школ г. Красноярска, г. Иркутска и г. Улан-Удэ.
В результате анализа результатов тестов по развитию физических способностей в 2010/11 и 2011/12 учеб. годах, проведенных в начальных классах, были сделаны выводы: прыжок в длину является для детей одним из самых трудных упражнений, - почти 50% учащихся выполняют его на низком уровне. Для решения данной проблемы были разработаны и применены на практике планы-конспекты учебных занятий по обучению школьников прыжкам в длину. По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что обучение школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности способствует формированию у них желания и умение учиться, что характеризует ученика как субъекта учебной деятельности, обладающего такими качествами, как самостоятельность, инициативность, развивает организаторские, коммуникативные способности, что в свою очередь способствует воспитанию личности школьника. Представляем краткое содержание таких уроков.
I этап обучения - это формирование учебнопознавательных мотивов. На первом уроке учащимся предлагалась игра «Преодоление препятствия». Надо было перепрыгнуть через «ров» (2 веревки, положенные параллельно). Дискутируя, дети пришли к выводу, что преодолеть препятствие лучше прыжком. Далее шла самостоятельная работа детей, после которой они уясни-
ли, что существуют различные способы прыжков: толчком двух с приземлением на две ноги, толчком одной с различными приземлениями, с разбега толчком одной ногой (что было наиболее эффективным). Дети выявили рекорд класса в прыжках в длину с места. Для повышения мотивации детям был показан результат рекорда школы - 260 см, с которым они сравнивали свои результаты. На последующих уроках ученики при помощи учителя выделяли двигательные способности, необходимые для лучшего выполнения прыжка в длину с места. Так, были сделаны выводы, что надо действовать быстро, иметь сильные мышцы, действовать согласованно всеми частями тела, т.е для успешного освоения прыжков надо развивать скоростные, скоростносиловые, координационные способности. На уроках в игровой форме выполнялись специальные упражнения: прыжки вперед на одной и двух ногах; прыжки с высоты; прыжки через препятствие (набивные мячи, веревочка на высоте 30-40 см); прыжки на горку из матов; мно-госкоки (5-6 прыжков).
II этап - это решение учебных задач по овладению двигательными действиями посредством учебных действий и операций. Дети решали задачу взаимосвязи усилий и движения. Им предлагались различные игры, задания, в которых они могли заметить данную взаимосвязь. Далее шла работа по выявлению биомеханической основы движения. На этом этапе дети изучали закономерности в работе частей тела. С помощью пояснений учителя дети в ходе дискуссии выявили, что прыжок в длину происходит за счет силы мышц, их согласованных действий во время прыжка. С помощью рисунков дети хорошо уяснили, что в прыжках есть фазы отталкивания, полета, приземления. На занятиях шла работа по совершенствованию техники каждой фазы. Учащиеся контролировали правильное выполнение друг у друга, сравнивали выполненные прыжки, указывали на ошибки, самостоятельно исправляли свои ошибки в прыжках. Так проходил контрольно-оценочный этап.
Отдельно хочется выделить такую форму работы, проводимой в школе на протяжении трех лет, как ведение тетрадей по физической культуре, которая в ходе обучения играла большую роль в формировании мотивации к освоению и выполнению технически правильных прыжков, а также для развития двигательных способностей. В тетрадях ученики выполняют следующую работу: оформляют в виде схем комплексы утренней зарядки, выполняемые не только под
наблюдением родителей, но и часто вместе с ними; ведут учет и анализируют по тестовым упражнениям (сентябрь, январь, май) изменения в своем физическом развитии; записывают упражнения, которые они выполняют для развития двигательных способностей. Дети любят работать с тетрадью, в них они рисуют, а иногда пишут свои стихи о любимом учебном предмете «Физическая культура».
Положительные результаты. Обучение детей 1-х классов на основе данной теории принесло определенные результаты. Если в начале учебного года на низком техническом уровне прыжок в длину выполнили более 80 %, то в конце учебного года этот показатель уменьшился до 30 %. Обучение прыжкам в длину с места на основе теории учебной деятельности помогло детям освоить закономерности выполнения прыжковых упражнений, благодаря чему они осваивали другие виды прыжков быстрее и легче.
Групповой метод работы является эффективным средством для проведения занятий. При постановке перед классом учебной задачи учитель способствовал тому, чтобы дети проводили дискуссию (которая на первых порах являлась общеклассной (учитель-класс), а далее - в небольших группах (3-4 ученика)), чтобы договориться об общем способе действия, согласовать
мнения. Обязательный момент всех занятий -рефлексия, являющаяся одним из компонентов творческого мышления, а также важнейшим условием личностного становления [1].
Данный педагогический эксперимент имеет положительные результаты при обучении первоклассников. Обучение прыжкам в длину на основе теории учебной деятельности помогло детям освоить закономерности выполнения прыжковых упражнений, благодаря чему они осваивали другие виды прыжков быстрее, что в целом повысило результативность обучения и прочность приобретенных навыков.
Процесс развития двигательных качеств -важное направление в педагогической деятельности по физическому воспитанию школьников. Развивая физические способности, ребенок проходит путь самовоспитания и самосовершенствования. Одной из целей освоения материала программы по физической культуре в начальных классах является овладение двигательными навыками в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. Критерием оценивания деятельности учащихся на уроках является прирост результатов в тестовых упражнениях, то есть отметка «5» ставится школьнику, если он улучшил свой «рекорд» или справился с техникой упражнений.
Таблица 1
Показатели успеваемости детей и качества обучения
Классы Успеваемость(%) Качество (%)
I II III IV Ср. год I II III IV Ср. год.
2 А 100 100 100 100 100 100 96 96 100 98
2 Б 100 100 100 100 100 100 94 95 100 97
3 А 100 100 100 100 100 96 90 95 100 95
3 Б 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
3 В 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
4 А 100 100 100 100 100 89 90 90 100 92
5 А 100 100 100 100 100 88 88 100 100 94
5 Б 100 100 100 100 100 100 100 89 100 97
6 А 100 100 100 100 100 100 100 91 100 98
6 Б 100 100 100 100 100 100 100 95 100 99
6 В 89 89 89 89 89 89 89 88 89 89
Таблица 2
Уровень физической подготовленности школьников за 2010/11 уч. год
1-е классы Начало года (%) Конец года (%)
Низкий 17 0
Средний 76 76
Высокий 7 24
2-4-е классы Начало года (%) Конец года(%)
Низкий 1 0
Средний 82 75
Высокий 17 25
5-6-е классы Начало года (%) Конец года(%)
Низкий 13 0
Средний 82 89
Высокий 5 11
Таблица 3
Уровень физической подготовленности школьников за 2011/12 уч. год
1-е классы Начало года (%) Конец года (%)
Низкий 58 0
Средний 38 52
Выше среднего 4 48
Высокий 0 0
2-е классы Начало года (%) Конец года(%)
Низкий 0 0
Средний 90 31
Выше среднего 0 61
Высокий 10 8
3-е классы Начало года (%) Конец года(%)
Низкий 0 0
Средний 79 50
Выше среднего 8 34
Высокий 13 16
6-е классы Начало года (%) Конец года (%)
Низкий 0 0
Средний 100 60
Выше среднего 0 40
Высокий 0 0
7-е классы Начало года (%) Конец года (%)
Низкий 0 0
Средний 100 43
Выше среднего 0 57
Высокий 0 0
8-е классы Начало года (%) Конец года (%)
Низкий 36 0
Средний 64 60
Выше среднего 0 40
Полученные в ходе теоретического и практического исследования результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. Применение инновационного подхода с использованием развивающих педагогических технологий позволило добиться положительной
динамики в развитии физических качеств у детей;
2. Построение обучающей учебной деятельности школьников на основе локальных технологий позволяет сформировать позитивные лич-
ностные качества обучающихся в условиях двигательной активности;
3. Общедидактические технологии дают возможность построить целостный образовательный процесс при помощи особой организации учебного процесса, которая будет эффективна для развития всех основных видов двигательных способностей;
4. Современные развивающие частнопредметные технологии основываются на избранном целевом способе деятельности педагога для реализации конкретного содержания обучения в рамках одного вида двигательных действий, например, как это было выполнено и рассмотрено в данной статье - прыжках в длину с разбега.
Плотникова Ирина Ивановна, старший преподаватель, Иркутский государственный университет, г. Иркутск. Тел. 200846.
Галимов Геннадий Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ. Тел. 8(3012)216989.
Кудрявцев Михаил Дмитриевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой валеологии Торговоэкономического института, Сибирский федеральный университет. Тел. 8(9048)987547. E-mail: kumid@yandex.ru.
Михалева Елена Алексеевна, учитель физической культуры, МОУ СОШ №14, г. Красноярск. Тел. 8(3912)018791. E-mail: e.a.mihaleva@yandex.ru.
Plotnikova Irina Ivanovna, senior lecturer, Irkutsk State University, Irkutsk. Ph.: 200846.
Galimov Gennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of theoretical foundation of physical education, faculty of physical culture, sport and tourism, Buryat State University, master of sport in skiing. Ph.: 216989.
Kudryavtsev Mikhail Dmitrievich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of valeology, Trade and Economic Institute, Siberian Federal University, Ph.: 8 904 898 7547. E-mail: kumid@yandex.ru.
Mikhaleva Elena Alekseevna, a teacher of physical culture, secondary school №14, Krasnoyarsk. Ph.: 83912018791. E-mail: e.a.mihaleva@yandex.ru.
Литература
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
2. Кудрявцев М.Д. Педагогическая технология организации личностно-ориентированной физкультурнообразовательной деятельности учащихся начальной школы: учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во АПК и ПРО АКАДЕМИЯ, 2005. 208 с.
3. Лернер И.Я. Состав содержания общего образования и его системообразующие факторы // Теория содержания общего среднего образовательного физкультурного компонента и пути ее построения. М., 1979. С. 49.
4. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры. 1997. № 6. С. 10-15.
УДК 372.8:796
© И.И. Плотникова, Г.Я. Галимов, М.Д. Кудрявцев, Е.А. Михалева, Т.М. Бортникова
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ В ФУТБОЛ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматривается создание возможностей для применения развивающего обучения в теории и практике преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях.
Ключевые слова: развивающее обучение, физическая культура, образовательный процесс, теория учебной деятельности, обучение игре в футбол.
I.I. Plotnikova, G. Ya. Galimov, M.D. Kudryavtsev, E.A. Mikhaleva, T.M. Bortnikova
DEVELOPING EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN TO PLAY FOOTBALL AT THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE
The article considers the arrangement opportunities for application of development training in the theory and practice of teaching physical education in the comprehensive educational institutions.
Keywords: developing education, physical culture, educational process, theory of learning activities, teaching to play football.
Актуальность. Футбол в настоящее время, А.А. Зданевича (2010 г.), определяющем содер-
без сомнения, одна из самых популярных спор- жание основных форм физической культуры в
тивных игр в современном мире. В первом раз- начальных классах, в программном материале
деле комплексной программы В.И. Ляха, по подвижным играм, наряду с перечнем игр,