13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА КОНСУЛЬТАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
© 2016
Т.Н. Андрюхина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры автоматизированных станочных и инструментальных систем
Самарский государственный технический университет, Самара (Россия)
Аннотация. Перспективным для подготовки бакалавров, магистров и специалистов, обладающих сформированными профессиональными компетенциями, является инновационный метод консультативного обучения, предполагающий активное использование в процессе обучения студентов современных гаджетов. Под профессиональными компетенциями специалиста понимаем его готовность или способность целесообразно применять совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественного и продуктивного их использования в профессиональной сфере. В статье рассматривается проблема применения инновационного метода консультативного обучения студентов, обладающих сформированными профессиональными компетенциями, в техническом вузе. Представлена апробация метода для подготовки будущих бакалавров при проведении и подготовки лабораторных работ по специальным техническим дисциплинам. Приложение метод нашел для проведения и подготовки лабораторных занятий по дисциплинам «Основы компьютерной графики» и «Компьютерное моделирование». Эти курсы были выбраны для проведения эксперимента, т.к. по ним предусмотрены учебным планом только четырех часовые лабораторные работы. Преподаватель дает объяснения по теоретической части построения различных эскизов, чертежей, моделей деталей и узлов очень длительный промежуток времени -с момента включения компьютера студентами и начала загрузки программы для моделирования, до конца лабораторной работы. Выделены положительные моменты в использовании метода консультативного обучения для преподавателей учебных дисциплин и для самих обучающихся.
Ключевые слова: подготовка бакалавров, компетенции, компетентность, профессиональные компетенции, методы обучения, инновационный метод обучения, метод консультативного обучения, процесс обучения, лабораторные работы.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Профессиональная деятельность специалиста носит инте-гративный характер, однако в учебном процессе все, что должен знать и уметь специалист, распределено в учебном плане подготовки по отдельным учебным дисциплинам. Ценностью и важным преимуществом компетентностно-ориентированного образования является то, что за счет введения в учебный процесс профессиональных компетенций он позволяет разрешить противоречия между структурой профессиональной деятельности специалиста и структурой и качеством подготовки к ней [1-6].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Перспективным для подготовки бакалавров, магистров и специалистов, обладающих сформированными профессиональными компетенциями, является инновационный метод консультативного обучения, предполагающий активное использование в процессе обучения студентов современных гаджетов [7-10].
Под профессиональными компетенциями специалиста понимается его готовность или способность целесообразно применять совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественного и продуктивного их использования в профессиональной сфере. При этом деятельность индивида при решении профессиональных задач и проблем
должна быть организованной и самостоятельной. Одним из значимых факторов должна стать самооценка результатов деятельности, предвидение и устранение ошибок. Совокупность профессиональных компетенций специалистов определенной отрасли профессиональной деятельности понимается как базовые профессиональные компетенции [10-19].
Формирование целей статьи (постановка задания). Более качественная подготовка бакалавров, магистров и специалистов, обладающих сформированными профессиональными компетенциями, возможна при использовании инновационных методов обучения. Предлагается использовать метод консультативного обучения при проведении лабораторных работ на курсах специальных дисциплин в техническом вузе.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Метод консультативного обучения проходит апробацию для подготовки будущих бакалавров на факультете Машиностроения, металлургии и транспорта, кафедра Автоматизированные станочные и инструментальные системы в Самарском государственном техническом университете.
Приложение. Метод нашел для проведения и подготовки лабораторных занятий по специальным дисциплинам «Основы компьютерной графики» и «Компьютерное моделирование». Эти дисциплины являются логическим продолжением друг друга и включены в учебный план подготовки по направлению 151900.00 -«Конструкторско-технологическое обеспечение маши-
ностроительных производств» с первого по третий курсы. На факультете ведется подготовка по трем профилям данного направления: Металлообрабатывающие станки и комплексы, Инструментальные системы машиностроительных производств и Технология машиностроения. Общее количество студентов на трех курсах, принявших участие в эксперименте, более 250 чел.
Курсы «Основы компьютерной графики» и «Компьютерное моделирование» были выбраны для проведения эксперимента, т.к. по ним предусмотрены учебным планом только четырех часовые лабораторные работы. Преподавателю же приходится давать объяснения по теоретической части построения различных эскизов, чертежей, моделей деталей и узлов очень длительный промежуток времени - с момента включения компьютера студентами и начала загрузки программы для моделирования, до конца четырех часовой лабораторной работы.
Перед началом учебного семестра преподаватель оформляет учебный материал в программе в виде компьютерного гипертекстового веб-учебника (веб-курса) в Интернете и на первом занятии передает этот курс студентам, которые могут установить его копию на своем ноутбуке (нетбуке, планшете) или домашнем компьютере. Вместе с веб-учебником студентам выдаются демо-версии программы, работа в которой предполагается по дисциплинам «Основы компьютерной графики» и «Компьютерное моделирование».
На втором занятии семестра преподаватель проводит со студентами консультацию по содержанию материала первого занятия, отвечает на вопросы студентов, поясняет наиболее сложные места. На третьем занятии проводиться консультация по материалам второго занятия и так далее до конца семестра.
Студенты, не имеющие дома персональных компьютеров, получают от преподавателя распечатанные на бумаге материалы веб-учебника для снятия с них ксерокопий или в самостоятельном режиме прорабатывают материал в одном из компьютерных классов университета [20-29].
Требованием новых Федеральных государственных образовательных стандартов 3+ (ФГОС 3+), определяет круг компетенций будущих бакалавров, которые позволяет сформировать применение новых методов обучения в вузе, ориентированных на широкое использование различных информационных источников (информационных ресурсов). Так, способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности - общепрофессиональная компетенция, является общей для всех технических направлений подготовки бакалавров в СамГТУ [30-32].
Применение метода консультативного обучения для проведения лабораторных работ по дисциплинам компьютерной направленности непосредственно для студентов, позволяет назвать следующие положительные моменты:
- свобода выбора места, времени и темпа обучения;
- возможность обмена учебной информацией с преподавателем и студентами в группе на расстоянии;
- побуждение к активному изучению материалов курса в домашних и внеаудиторных условиях, т.к. полный материал курса выдается преподавателем в самом начале семестра;
- исключается рутинная работа ведения конспектов курсов;
Для применения метода консультативного обучения разработчиком определены несколько рекомендованных ограничений [33-35]:
- нецелесообразность использования метода в группах, состоящих более чем из 25-30 студентов. Это ограничение оправдывает возможность применять метод консультативного обучения на лабораторных занятиях, поскольку количество рабочих компьютерных мест в компьютерных классах университета по данным информационного центра не превышает тридцати;
- отсутствие у преподавателя возможностей оформления своего курса с помощью компьютера и распечатки его на бумаге;
- метод рекомендуется для применения в технических вузах.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Метод консультативного обучения может быть рекомендован для применения преподавателям в технических вузах, как один их современных и перспективных для качественной подготовки студентов, обладающих сформированными профессиональными компетенциями. Апробация оказала, что процесс проведения лабораторных работ с использованием консультативного метода стал мотивированным, значительно более продуктивным и творческим процессом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андрюхина Т.Н. Актуальная оценка сформиро-ванности компетенций будущих специалистов в вузе // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. Т. 17, № 1(4). С. 798-801.
2. Андрюхина Т.Н. Проектирование и реализация компетентностной модели профессиональной подготовки специалистов автомобильного транспорта // Вестник Самар. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогические науки. Вып. 1(9). Самара: Изд-во СамГТУ, 2008.
3. Акмаева Р.И., Жуков В.М. Возможности и проблемы реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2010. № 1. С. 123-130.
4. Будяк Л.В. Компетентностный подход в высшем образовании // Вектор науки ТГУ. 2011. № 1(4).
5. Андрюхина Т.Н. Система формирования профессиональных компетенций у студентов - будущих специалистов автомобильного транспорта // Казанский педагогический журнал. 2008. № 7. С. 12-20.
6. Андрюхина Т.Н. Использование инновационных образовательных технологий при подготовке специалистов автомобильного транспорта // Актуальные проблемы автотранспортного комплекса: Межвуз. сб. науч.статей (с междунар. участ.). Самара: СамГТУ, 2014. С. 6-12.
7. Шуткин Л.В. Метод консультативного обучения на основе гипертекстовых веб-курсов // НТИ. Сер.1. 2003. № 11. С. 25-31.
8. Шуткин Л.В. Практика способа консультативно-гипертекстового обучения // НТИ. Сер. 1 . № 5. С. 2124. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 215 с.
9. Трайнев В. А., Матросова Л.Н., Бузукина А.Б. Методы игрового обучения и интенсивные игровые процессы. М., 2003.
10. Игровые и активные методы обучения в педвузе: сб. науч. тр. / под ред. В.А. Трайнева. М., 1991.
11. Крючкова О. В. Комплексная информатизация образования. Минск: Красико-Принт, 2006. 169 с.
12. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. М.: Учитель, 2006. 285 с.
13. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Оценка профессиональных компетенций студентов в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 120-123.
14. Дементьев Д.А. Возможности формирования профессиональных компетенций у студентов вузов при выполнении отдельных видов самостоятельной работы // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 79-83.
15. Голохвастова Е.Ю., Коростелев А. А. Теоретические основы формирования общих компетенций у студентов-экологов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 29-32.
16. Бахарев Н.П., Бахарева Ю.Н. Формирование профессиональных компетенций студента в условиях интеграции университета и современного промышленного предприятия // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 38-40.
17. Голохвастова Е.Ю., Коростелев А.А. Педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 26-29.
18. Афанасьева Е.Г. Формирование общих компетенций у студентов во внеучебной деятельности колледжа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 10-12.
19. Гирка И.В. Формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 42-45.
20. Андрюхина Т.Н. Информационные технологии в компетентностной модели подготовки специалиста // Актуальные проблемы автотранспортного комплекса: Межвуз. сб. науч.статей (с междунар. участ.). Самара: СамГТУ, 2012. С. 200-206.
21. Андрюхина Т.Н. Применение информационных технологий в рамках компетентностной модели подготовки специалиста // Формирование компетенций в образовательном процессе: Всеросс. заочн. интернет конф. М.: МГГУ им. Шолохова, 2012. С. 4-8.
22. Кривоногов С.В., Петров В.А. Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 15-19.
23. Третьякова Е.М. Роль информационных технологий в реформировании образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 148-149.
24. Новикова А. В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий
в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.
25. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Методическая система профессионально-ориентированного обучения дисциплине «современные информационные технологии» // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 42-45.
26. Третьякова Е. М. Проектирование модели профессиональной подготовки бакалавров с использованием новых информационных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 116-119.
27. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 123-125.
28. Митин А.Н. Компетентностный подход в обучении информационным технологиям с использованием электронных образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 93-96.
29. Темирджанова М.А. Информационная компетентность в предметной и методической системе подготовки студентов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 71-73.
30. Приказ Минобрнауки России от 17.02.2014 № 124 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень бакалавриата)». Режим доступа: http://samgtu.ru.
31. Львова В.Д. Профессиональная направленность как основополагающий и системообразующий принцип обучения математике в техническом вузе // Педагогическое мастерство в современных условиях: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. 6 мая 2009. Волгоград. М.: ООО «Глобус», 2009. С. 289-295.
32. Приказ Мин. Обр. и науки РФ от 8 декабря 2009г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС ВПО по направлению подготовки 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (квалификация (степень) «бакалавр»)».
33. http://tisbi-chelny.ru. Мин. обр. и науки РФ НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ» Положение об интерактивных формах обучения.
34. Якупов Г.С., Якупов С.С. Активизация самостоятельной работы студентов по физике с помощью использования обучающих и тестирующих компьютерных программ. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, ОГУ, 2005.
35. Андрюхина Т.Н. Профессиональные компетенции студентов - будущих специалистов автомобильного транспорта // Современное образование: содержание, технологии, качество: Тез. докл. XIV Междун. науч.-практич. конф. СПб.: СПбГТУ, 2008. С. 103-104.
PECULIARITIES OF THE CONSULTATIVE TRAINING METHOD FOR LABORATORY WORK CLASSES
© 2016
T.N. Andryukhina, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Chair of Machine-Tool and Instrumental System
Samara State Technical University, Samara (Russia)
Abstract. The method of consultative instruction is promising for training of bachelors, masters and specialists, who possess professional competences. This method involves the active use of modern gadgets in the learning process of students. The professional competences of a specialist - readiness or ability to rationally and productively use knowledge,
skills, habits, methods of activity, necessary for their professional sphere. The advisory teaching method is being tested for the teaching of future bachelors in the Department of Automated machine tools and tooling systems in the Samara State Technical University. The method is used for the preparation of laboratory lessons in such disciplines as Fundamentals of Computer Graphics and Computer simulation. These courses were selected for the experiment, since the curriculum sets out only four- hour laboratory works. The teacher gives theoretical input on the construction of sketches, drawings, models, parts and units from the moment the computer is switched on and the program for the simulation is started until the end of the laboratory work. The article highlights the positive aspects of the method of advisory training both for teachers and for students. The author specifies some restrictions for use of the advisory training method. The experiment has shown that while doing laboratory work the students were much more motivated, productive and creative.
Keywords: teaching bachelors, competence, professional competence, teaching methods, an innovative method of learning, advisory training method, learning process, laboratory works.
УДК 378.015.31:7
ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ВКУС» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
© 2016
М.Ю. Бирюков, доцент кафедры дизайна и проектных технологий
Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко, Луганск (Луганская Народная Республика)
Аннотация. Воплощение принципов демократии, гуманистических приоритетов в высшее профессиональное образование определяет глубокие изменения в сфере формирования художественного вкуса современной молодежи. Проблема развития и формирования художественного вкуса личности является сложной, неоднозначной и исследуется представителями разных наук. В художественном вкусе сфокусированы критерии эстетической оценки всех сфер жизнедеятельности человека, он выступает в качестве инвариантной основы для создания лич-ностно-уникальных форм поведения, мышления и творческой деятельности личности. В статье рассматриваются история, состояние и значение художественного вкуса в формировании личности человека в исторической и современной науке, выделяются субъективные и объективные взгляды на условия существования и формирования художественного вкуса, подается собственное определение художественного вкуса на современном этапе развития общества. Разнообразие художественных вкусов, обусловлено неограниченным богатством самих художественных объектов, которые существуют в действительности, а также постоянным развитием действительности -и, прежде всего, социальной действительности - появлением новых условий жизни, совершенствованием человека и изготовленных им предметов. Вопрос о разнообразии художественных вкусов находит свое решение, прежде всего, уже при рассмотрении объективности их содержания; многообразие конкретных проявлений красоты предполагает и разнообразие вкусовых предпочтений. Индивидуализированное проявление художественного вкуса ценно тем, что демонстрирует нюансы качеств объекта и позволяет передать другим чувство, пережитое личностью. Следовательно, создаются основания для творчества в оценочно-переживающих взаимодействиях, поэтому художественный вкус служит эффективным средством эстетического воспитания студентов художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки.
Ключевые слова: эстетический вкус, художественный вкус, эстетическое сознание, художественная образованность, студенты художественных специальностей, процесс профессиональной подготовки, эстетическое воспитание.
Сущность высшего образования - учить думать, самостоятельно учиться, адаптироваться к обществу, которое постоянно изменяется, повышать свой теоретический и профессиональный уровень. Решению этих задач должны способствовать современные ВУЗы путем интеграции науки, образования и производства, по необходимости оперативно и гибко изменяя содержание учебного материала, сочетая цели и направления учебной, научной и воспитательной работы, которые обеспечивают тесную взаимосвязь всех форм и методов работы студентов.
В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, а также Законе Украины «Про высшее образование» № 1556-УП отмечено, что особое значение для студентов художественных специальностей приобретают вопросы совершенствования эстетического воспитания, формирования и развития эстетических чувств, художественных интересов, идеалов и вкусов в процессе профессиональной подготовки [1; 2].
Проблема развития и формирования художественного вкуса личности является сложной, неоднозначной и исследуется представителями разных наук. В истории философско-эстетической мысли категория «вкуса» освещалась в трудах Платона, Аристотеля, Вольтера, Гельвеция, Э. Берка, А. Смита, Дж. Локка, И. Канта, Ж.-Ж. Руссо, А. Баумгартена, И. Зульцера, В. Асмуса, И. Винкельмана, Н. Карамзина, М. Бахтина, Ю. Борева и других.
Ряд концепций, пути и формы развития художественного вкуса отражены в научных трудах российских ученых: Л. Когана, О. Лармина, В. Разумного, В. Скатерщикова, Б. Лихачева, Б. Юсова; украинских ученых: Г. Сковороды, Л. Левчука, Д. Кучерюка, В. Па-нченко Г. Шульги, Л. Масол, Г. Шевченко; зарубежных: Ганса Юргена Айзенка (Hans Jürgen Eysenck); Майкла Д. Коула (Michael D. Cole); Фрэнка Пламптона Рамсея (Frank Plumpton Ramsey).
Глубоко исследователями-педагогами раскрыты отдельные аспекты формирования художественного вку-