ДИДАКТИКА И МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 372.881.1
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Данная статья дает описание разработанной системы личностно-ориентированных упражнений, построенной с учетом уровня языковой подготовки обучающихся, их индивидуального стиля деятельности, типа овладения иностранным языком (коммуникативного и некоммуникативного типов), интересов обучающихся, специального отбора языковых средств, обеспечивающих выражение обучающимися своей индивидуальности, своего «<Я», а также развивающей умение создавать монологические высказывания в зависимости от их функционально-смыслового типа (сообщения, описания, рассуждения и устной презентации). Ориентация при разработке упражнений на актуальные для современного школьника функционально-смысловые типы монологической речи дала представление о композиции монологического высказывания. Опора на специально разработанные классификации типов речевых ситуаций, а также стимулов к речевой деятельности помогла в большей степени мотивировать обучающихся к высказыванию по заданной теме. В результате обучения высказывания школьников стали более структурированными, содержательными и связными. Под личностно-ориентирован-ными упражнениями мы понимаем оптимальный набор подлинно коммуникативных, условно-коммуникативных и некоммуникативных упражне-
Как цитировать статью: Габеева К. А. Особенности применения личностно-ориентированных упражнений по обучению монологической речи // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 2(48). С.41-47.
К. А. Габеева
Научный сотрудник Центра филологического образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, г. Москва E-mail: kg1978@yandex.ru
Christina A. Gabeeva
Researcher, Centre for Philological Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
ний, соответствующий выделенным требованиям и обеспечивающий успешное овладение обучающимися монологической речью.
Ключевые слова: монологическая речь, личностно-ориентирован-ный подход, личностно-ориентированные упражнения, «Я-концепция», индивидуальный стиль деятельности, коммуникативный и некоммуникативный / аналитический типы овладения иностранным языком, функционально-смысловые типы, некоммуникативные, условно-коммуникативные и коммуникативные упражнения.
Введение
За последние два десятилетия в связи со сменой парадигмы общего образования существенно изменились требования к владению монологической речью. В связи с этим ощущается необходимость уточнения подходов к обучению монологической речи, обусловленных личностно-ориентированной парадигмой, приближением к потребностям современного школьника. Поиск оптимального решения следует осуществлять в русле подхода, ориентированного на развитие личности школьника. Личностно-ориентированным образованием в современной педагогике называют образование, «основанное на методологическом признании в качестве системообразующего фактора личности обучающегося: его потребностей, мотивов, целей, способностей, активности, интеллекта и других индивидуальных особенностей» [5, с. 89-90], и обеспечивающее развитие таких качеств личности, как активность и ответственность, что позволит обучающемуся наиболее полно осознать и реализовать свою «Я-концепцию» (термин И. С. Якиманской) в жизни. Монологическая речь, в свою очередь, является одним из главных средств выражения своего «Я», своей индивидуальности вербальными средствами. Обучение может стать более эффективным, если будет осуществляться с помощью системы упражнений, учитывающей личностные особенности обучающегося, т.е. имеющей личностно-ориентированный характер. Подразумевается учет индивидуальности каждого ученика, его субъектного опыта, принадлежности к определенному когнитивному стилю, особенностей возрастного периода, а также ориентация на его целостное разностороннее развитие, на формирование его «Я-концепции». Опираясь на позиции Е. В. Бондаревской, И. С. Якиманской и В. В. Серикова, при реализации личностно-ориентированного подхода в процессе обуче-
ния монологической речи в качестве доминантного фактора мы предлагаем учитывать индивидуальный стиль деятельности (далее - ИСД) обучающегося.
Цель статьи. Цель статьи заключается в обосновании предлагаемого подхода к обучению монологической речи и описании особенностей системы личностно-ориентированных упражнений, направленных на обучение разным типам монологической речи на завершающем этапе основной школы.
Методология и методы исследования. Методологическую базу исследования составляют следующие подходы: личностно-ориенти-рованный (И. Л. Бим, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская и др.); коммуникативно-когнитивный (И. Л. Бим, Г. А. Китайгородская, А. В. Щепилова); деятельностный (Л. С.Выготский,И.А.Зимняя, А. Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) икомпе-тентностный (И. Л. Бим, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, Дж. Равен, А. В.Ху-торской и др.).
Теоретической основой исследования являются: теория речевой деятельности (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя, М. К. Кабардов, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. В. Щерба); психологические изыскания по процессу порождения речевого высказывания (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, И. Я. Зимняя, А. А. Леонтьев); теории обучения монологической речи (П. Б. Гурвич, Н. П. Каменецкая, Я. М. Кол-кер, Б. А. Лапидус, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов); исследования по теории дискурса (Н. Д. Арутюнова, Т. А. ван Дейк, В. И. Карасик, Е. С. Кубря-кова, G. Brown, F. Yule) и типологии речи (В. А. Бухбиндер, В. В. Виноградов, И. Р. Гальперин, О. А. Нечаева, В. Л. Скалкин).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ практики обучения монологической речи на иностранном языке на завершающем этапе основной школы; анализ и обобщение общепедагогической, дидактической, психологической и методической литературы по теме исследования; анализ учебных материалов (учебников, пособий, рабочих программ, нормативных документов и т.д.) для 8-х - 9-х классов; обобщение и систематизация уже существующих упражнений, направленных на обучение связной монологической речи; тестирование и анкетирование школьников 8-х - 9-х классов с целью выявления принадлежности к определенному типу индивидуального стиля деятельности (ИСД);
включенное наблюдение и беседа со школьниками.
Результаты исследования. Результаты проведенного исследования позволили определить условия для наиболее успешной реализации ЛОП посредством учета ИСД в обучении монологической речи, совокупность которых представляет собой основу для применения ЛОП в теории и практике преподавания иностранного языка [3, с. 127-130]. Изучение ИСД обучающихся в рамках этого подхода способствует более успешному формированию метапредметных умений. Изучение монологической речи обучающегося дает определенное представление об уровне его языковой подготовки, о его субъектном опыте, об успешности сформированного ИСД, а также о наличии мотивации к обучению.
Способом реализации данной идеи стала система упражнений, направленная на развитие связной иноязычной монологической речи у обучающихся на основе ЛОП. Анализ концепций в области теории упражнений, направленных на обучение речи на иностранном языке, позволил выбрать наиболее оптимальную типологию для монологической речи, предложенную С. Ф. Шатиловым, предусматривающую три типа упражнений: некоммуникативные, условно-коммуникативные и коммуникативные. Разработанная система включает этапы мотивации, подготовки, реализации и рефлексии. Отличительной чертой предлагаемой системы упражнений является ее способность реализовывать личностно-ориен-тированный подход посредством акцентуации индивидуального стиля деятельности обучающихся. Это достигается посредством:
- формулировок заданий с личностно-ориентированной направленностью;
- использования сознательного подхода, подразумевающего, что обучающийся понимает, с какой целью он выполняет то или иное упражнение;
- апелляции к личному опыту обучающегося, его чувствам, эмоциям, предпочтениям и интересам при отборе содержания учебных материалов;
- проблемной подачи материала (побуждение к размышлению, самостоятельному поиску информации, самостоятельным выводам, обобщениям);
- наличия визуальных, логических, текстовых опор: картинок, фото, схем, таблиц, комиксов, списков слов и выражений, моделей, примеров и т.д.;
- самостоятельности при выборе способа выполнения задания;
- повторения учебного материала, что обеспечивает долговременное запоминание для коммуникативного типа учащихся, возможность дополнительной отработки нового материала для аналитического типа.
Помимо вышеперечисленных особенностей данная система упражнений была предназначена для развития умения строить свое монологическое высказывание разных функционально-смысловых типов: монолог-описание, монолог-сообщение, монолог-рассуждение и устная презентация.
Заключение
Последовательная реализация в обучении иноязычной монологической речи личностно-ориентированного подхода, проявляющегося через систему упражнений, которая опирается на разработанные принципы с учетом индивидуального стиля деятельности и Я-концепции, учет уровня языковой подготовки, а также через специальный отбор языковых средств обеспечивает выражение индивидуальности обучающегося. Опора на специально разработанную классификацию типов речевых ситуаций и стимулов к речевой деятельности помогла в большей степени мотивировать школьников к высказыванию на заданную тему. Ориентация при разработке упражнений на актуальные для современного школьника функционально-смысловые типы монологической речи, а именно: сообщение, описание, рассуждение и устную презентацию, дала более четкое представление о композиции монологического высказывания. В результате обучения высказывания обучающихся стали более структурированными, содержательными и связными.
Подводя итог, можно сказать, что развитие умения монологической речи с учетом ИСД обучающегося способствует более успешному формированию не только предметных, но и метапредметных умений. В свою очередь, при развитом умении строить монологическое высказывание такие качества монологической речи, как целенаправленность, структурность, логичность, продуктивность и т.д., оказывают влияние на личность обучающегося в плане его отношения к процессу обучения, а именно деятельность его становится более организованной, а при выполнении заданий появляется больше самостоятельности и творчества. Анализ монологической речи обучающегося помо-
жет определить не только уровень его языковой подготовки, но и даст представление о его субъектном опыте и успешности ИСД.
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы (№ 27.8089.2017/БЧ).
Литература
1. Аманалиева Ф. Б. Типы монологической речи, используемые в недиалогической прямой речи // Вестник КазНУ. Серия филологическая. № 3 (149). 2014. С. 60-64.
2. Габеева К. А. Актуальность обучения иностранным языкам субъектов диалога культур в русле личностно-ориентированного обучения // Диалог культур. Культура диалога: в поисках передовых социогуманитарных практик: материалы Первой международной конференции (Москва, 14-16 апреля 2016 г.) / под общ. ред. Е. Г. Таревой, Л. Г. Викуловой. М.: МГПУ: Языки народов мира, 2016. С. 126-129.
3. Габеева К. А. Принципы и условия реализации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения монологической речи на иностранном языке // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества: материалы VI Международной научной конференции / под ред. Л. В. Газаевой. Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2016. С. 126-130.
4. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А. А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010. С. 130-132.
5. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ИЭТ, 2013. 268 с.
6. Нуртдинова Л. Р. Характеристика монологического высказывания // Вояджер: мир и человек, № 6. Самара: Самарский государственный технический университет, 2016. С. 157-162.
7. Пассов Е. И. Терминосистема методики как теории и технологии иноязычного образования. Кн. 9. Серия «Методика как наука». Елец: Типография, 2016. 735 с.
8. Урубкова Л. М. Монологическая речь в системе филологического образования: сборник статей XXIV Международной науч.-практ. конференции «Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие» / под ред. Б. Н. Герасимова. Пенза: Приволжский дом знаний, 2016. С. 84-91.
9. Хлынин А. А. Личностно-ориентированный подход к формированию познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы: дис. канд. пед. наук, 13.00.01. М., 2002. 183 с.
10. Щукин А. Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке: учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. М.: Икар, 2014. 454 с.
11. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2000. 110 с.
12. Crystal D. A little book of language. New Heaven: London: Yale University Press, 2010. 260 p.
13. Svartvik J., Quirk R. A Corpus of English Conversation. London: Lund, 1980. 893 p.
14. Tomlinson C. A. Assessment in a differentiated classroom: A guide for student success. USA, Alexandria, VA: ASCD, 2013. 132 p.
15. Tomlinson C. A. The differentiated classroom: responding to the needs of all learners. Second edition. USA, Alexandria, VA: ASCD, 2014. 198 p.
SPECIAL FEATURES OF APPLICATION OF LEARNER-CENTRED EXERCISES FOR TRAINING MONOLOGICAL SPEECH
This article describes the system of learner-centred exercises, based on the learners' language level, as well as their individual style of activity, types of mastering a foreign language
(communicative and non-communicative/analytical types), learners' interests, a special selection of language tools that ensure the expression of students' individuality, their "Self-concept", as well as developing the ability to create monologue statements depending on their functional-semantic type (narration, description, argumentation and oral presentation). During the work at the system of exercises the authors oriented to the functional-semantic types of monologue actual for today's pupils giving the idea of the composition of monologue statements. Specially designed classification of speech situations, as well as stimulus for speech activity helped to motivate pupils to speak up. As a result of training, the learners' statements became more structured and coherent. Learner-centred exercises imply the optimal set of non-communicative, relatively-communicative and communicative exercises, corresponding to the requirements, and ensuring the successful mastering of this form of communication by pupils.
Keywords: monological speech, learner-centred approach, learner-centred exercises, "Self-concept", individual style of activity, communicative and non-communicative/analytical types of language mastering, functional-semantic types, non-communicative, relatively-communicative and communicative exercises.
References
• Amanalieva F. B. Tipy monologicheskoj rechi, ispol'zuemye v nedialogicheskoj prjamoj rechi // Vestnik KazNU. Serija filologicheskaja. № 3 (149). 2014. S. 60-64 [in Rus].
• Crystal D. A little book of language. New Heaven: London: Yale University Press, 2010. 260 p.
• Gabeeva K. A. Aktual'nost' obuchenija inostrannym jazykam sub#ektov dialoga kul'tur v rusle lichnost-no-orientirovannogo obuchenija // Dialog kul'tur. Kul'tura dialoga: v poiskah peredovyh sociogumani-tarnyh praktik: materialy Pervoj mezhdunarodnoj konferencii (Moskva, 14-16 aprelja 2016 g.) / pod obshh. red. E. G. Tarevoj, L. G. Vikulovoj. M.: MGPU; Jazyki narodov mira, 2016. S. 126-129 [in Rus].
• Gabeeva K A. Principy i uslovija realizacii lichnostno-orientirovannogo podhoda v processe obuchenija monologicheskoj rechi na inostrannom jazyke // Polilingval'noe obrazovanie kak osnova sohraneni-ja jazykovogo nasledija i kul'turnogo raznoobrazija chelovechestva: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii / pod red. L. V. Gazaevoj. Vladikavkaz: Izdatel'stvo SOGPI, 2016. S. 126-130. [in Rus].
• Hlynin A. A. Lichnostno-orientirovannyj podhod k formirovaniju poznavatel'noj dejatel'nosti uchash-hihsja v uslovijah obshheobrazovatel'noj shkoly: dis. kand. ped. nauk, 13.00.01. M., 2002. 183 c. [in Rus].
• Jakimanskaja I. S. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v sovremennoj shkole. M., 2000. 110 s. [in Rus].
• Metodika obuchenija inostrannym jazykam: tradicii i sovremennost' / pod red. A. A. Miroljubova. Obninsk: Titul, 2010. S. 130-132 [in Rus].
• Novikov A. M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponjatij. M.: IJeT, 2013. 268 s. [in Rus].
• Nurtdinova L. R. Harakteristika monologicheskogo vyskazyvanija // Vojadzher: mir i chelovek, № 6. Samara: Samarskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet, 2016. S. 157-162 [in Rus].
• Passov E. I. Terminosistema metodiki kak teorii i tehnologii inojazychnogo obrazovanija. Kn. 9. Serija «Metodika kak nauka». Elec: Tipografija, 2016. 735 s. [in Rus].
• Shhukin A. N. Metodika obuchenija rechevomu obshheniju na inostrannom jazyke: uchebnoe posobie dlja prepodavatelej i studentov jazykovyh vuzov. M.: Ikar, 2014. 454 s.[in Rus].
• Svartvik J., Quirk R. A Corpus of English Conversation. London: Lund, 1980. 893 p.
• Tomlinson C. A. Assessment in a differentiated classroom: A guide for student success. USA, Alexandria, VA: ASCD, 2013. 132 p.
• Tomlinson C. A. The differentiated classroom: responding to the needs of all learners. Second edition. USA, Alexandria, VA: ASCD, 2014. 198 p.
• Urubkova L. M. Monologicheskaja rech' v sisteme filologicheskogo obrazovanija: sbornik statej XXIV Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konferencii «Sovremennyj rossijskij menedzhment: sostojanie, prob-lemy, razvitie» / pod red. B. N. Gerasimova. Penza: Privolzhskij dom znanij, 2016. S. 84-91[in Rus].