УДК 681.3:002
А.Э. Саак, Е.В. Пахомов, В.Н. Тюшняков
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Социально-экономическое развитие муниципального образования в настоящие время характеризуется увеличением объемов информационного ресурса в процессах управления финансами. Такие процессы сопряжены с исследованием сложных, многоуровневых финансовых потоков, анализом, прогнозированием и регулированием финансовых ситуаций. На современном этапе, когда интенсивность коммерческой деятельности многократно возросла, результативность исследований и принятия управленческих решений в финансовой области определяет временной фактор. Поэтому своевременность и полнота информационного отображения финансовых процессов, возможность их моделирования, анализа и прогнозирования в значительной степени зависят от внедрения информационных технологий в отделы финансового управления муниципального образования [1]. Муниципальный финансовый менеджмент направлен на управление муниципальными финансовыми потоками и финансовыми отношениями, возникающими в процессе движения финансовых ресурсов между органами местного самоуправления, государственными органами власти и другими хозяйствующими субъектами. Субъектом муниципального финансового менеджмента являются соответствующее подразделение местной администрации - финансовое управление, местное казначейство.
В соответствии с возложенными задачами финансовое управление выполняет следующие виды деятельности:
- составление проекта бюджета города в соответствии с федеральными и областными законами, прогнозами поступлений доходов и программами утвержденными городской Думой и Администрацией города;
- исполнение бюджета муниципального образования;
составление отчетности об исполнении бюджета муниципального образования;
- разработка предложений по увеличению поступлений доходов в бюджет муниципального образования;
- осуществление контроля за целевым использованием бюджетных средств;
- проведение в установленном порядке ревизий и финансовых проверок в организациях, в соответствии с утвержденным планом проверок, а также по поручению Главы городского самоуправления и Главы Администрации;
- выдача разрешения распорядителям и получателям бюджетных средств на открытие бюджетных счетов в банках;
- участие в разработке предложений по совершенствованию системы органов местного самоуправления города и их организационной структуры, по предельной численности работников и размере ассигнований на содержание аппаратов этих органов, по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетных организаций согласно действующему законодательству, по разработке порядка поступления доходов от имущества находящегося в муниципальной собственности;
- осуществление контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- согласование договоров муниципального заказа;
- участие в разработке цен и тарифов, принимаемых предприятиями и учреждениями совместно с Администрацией города;
- координирование работы главных распорядителей и получателей средств бюджета города, являющихся участниками бюджетного процесса, в целях соблюдения ими принципов финансового планирования, финансирования и рационального расходования бюджетных средств;
- подготовка предложений Администрации города на получение бюджетных ссуд из областного бюджета, привлечение денежных средств в виде денежных кредитов на покрытие кассовых разрывов при исполнении бюджета города, осуществлении инвестиционной политики города, а также на погашение кредиторской задолженности;
- предоставление муниципальных гарантий по кредитам при получении организациями муниципального образования.
Схема информационных потоков финансового управления [2] представлена на рисунке 1.
Ежемесячный отчет по отчислениям
Исполнение местного бюджета
Ежедневно мемориальный ордер и платежные поручения
Распоряжение, согласованное с главой городского самоуправления
Заведующий городским финансовым отделом
Ежемесячный 1 Согласование |
отчет по і распоряжения
доходам
Городская Администрация
Глава городского самоуправления
Ежемесячный отчет по доходам и расходам
Рис.1. Схема информационных потоков финансового управления
В муниципальном управлении финансовый менеджмент является инструментом как внутреннего управления, так и внешнего взаимодействия с отделениями казначейства и вышестоящей администрацией, с населением и его представительными органами, потенциальными инвесторами и организациями -получателями бюджетных средств, частными коммерческими фирмами. Финансовый механизм представляет собой систему финансовых методов, финансовых инструментов (рычагов), правовое, нормативное, информационное, организационное обеспечение [3]. Структура муниципального финансового механизма представлена на рис. 2.
Для эффективного работы муниципального финансового механизма необходимы компьютерные технологии контроля и планирования, специальная подготовка аппарата муниципальных служащих.
Рис. 2. Структура муниципального финансового механизма
Служащие органов местного самоуправления должны осуществлять управление экономическими и социальными процессами на основе практического владения новыми технологиями и прежде всего в наиболее важной сфере — финансовом менеджменте. Органы местного самоуправления должны быть оснащены современными информационными системами поддержки принятия решений и иметь правовую базу для формирования собственных бюджетов и для влияния на хозяйственные и социальные процессы на своих территориях.
Применение систем поддержки принятия решений в сфере муниципального финансового менеджмента позволит охватить полный цикл функционирования финансовых отношений [5] между центральным аппаратом и сетью подведомственных учреждений (рис. 3).
- сбор заявок от бюджетополучателей;
- планирование бюджета ведомства;
- учет изменений плановых показателей;
- распределение финансирования среди
бюджетополучателей;
- формирование текущих и отчетных документов
- учет банковских и кассовых операций, подготовка платежных документов;
- учет основных средств и нематериальных активов;
- учет материальных запасов и малоценных предметов;
- учет расчетов с дебиторами и кредиторами;
- учет взаиморасчетов между подразделениями и со сторонними организациями
- ведение лицевых счетов персонала;
- начисление заработной платы персоналу, расчет налогов и иных удержаний;
- формирование расчетных и платежных документов по выплате заработной платы (денежного довольствия);
- формирование сводов и мемориальных ордеров по заработной плате (денежному довольствию), перенос проводок в бухгалтерскую подсистему
- автоматизация формирования и анализа отчетов в разрезе бюджетной классификации РФ и бюджетополучателей;
- оперативное формирование и распространение по всем подотчетным организациям;
- осуществление анализа финансово - экономического состояния подотчетных организаций;
- исключение возможности ошибки в отчетах подотчетных организаций, на этапе подготовки этих отчетов.
Рис. 3. Финансовые отношения в муниципальном менеджменте
Таким образом, можно сформулировать принципы информационной системы поддержки принятия управленческих решений в сфере управления местным бюджетом:
создание уникального, не имеющего аналогов механизма управления бюджетом на базе высоких информационных технологий;
интеграция разрозненных информационных потоков и функций управления в единую систему;
создание комплекса принципиально новых функций стратегического и оперативного управления бюджетным процессом в муниципальном образовании;
обеспечение реального влияния руководства на бюджетные процессы в условиях стратегического и оперативного контроля;
ввод новых резервов управления бюджетом для подъема экономики и социального уровня территорий;
обеспечение планирования, прогнозирования и управления резервами доходов и расходов бюджета;
переход от управления, построенного на интуиции, к аналитическому управлению развитием муниципальных образований.
Основа новой методологии построения бюджета базируется на многоуровневом подходе к его формированию, учете управленческого риска, планировании, контроле и прогнозе дефицита, оптимизации использования бюджетных ресурсов, автоматизации управления.
Весомый экономический эффект может достигаться в результате разработки новых систем автоматизированного стратегического и оперативного управления бюджетом муниципального образования. При создании таких систем решение большого количества различных типовых проблем социально-экономического менеджмента становится стандартной процедурой. Вместо работы с множеством разрозненных параметров управления информационная система обеспечивает руководство наиболее важными из них.
ЛИТЕРАТУРА
1. Автоматизированные информационные технологии в налоговой и бюджетной системах: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. Г.А. Титоренко. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
2. А.Ф. Сурнин. Муниципальные информационные системы. Опыт разработки и эксплуатации. - Обнинск, 1997.
3. В.В. Иванов, А. Н. Коробова. Муниципальный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2002.
4. Совершенствование деятельности органов государственной власти и
местного самоуправления на основе использования информационных технологий. Информационный бюллетень Microsoft. № 13.
http://www.microsoft.com/rus/govemment
5. Корпорация парус. Информационные системы финансово-экономической деятельности. http://www.parus.ru/index.php