Научная статья на тему 'Особенности применения информационных технологий в сфере управления финансовыми ресурсами муниципального образования'

Особенности применения информационных технологий в сфере управления финансовыми ресурсами муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности применения информационных технологий в сфере управления финансовыми ресурсами муниципального образования»

УДК 681.3:002

А.Э. Саак, Е.В. Пахомов, В.Н. Тюшняков

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Социально-экономическое развитие муниципального образования в настоящие время характеризуется увеличением объемов информационного ресурса в процессах управления финансами. Такие процессы сопряжены с исследованием сложных, многоуровневых финансовых потоков, анализом, прогнозированием и регулированием финансовых ситуаций. На современном этапе, когда интенсивность коммерческой деятельности многократно возросла, результативность исследований и принятия управленческих решений в финансовой области определяет временной фактор. Поэтому своевременность и полнота информационного отображения финансовых процессов, возможность их моделирования, анализа и прогнозирования в значительной степени зависят от внедрения информационных технологий в отделы финансового управления муниципального образования [1]. Муниципальный финансовый менеджмент направлен на управление муниципальными финансовыми потоками и финансовыми отношениями, возникающими в процессе движения финансовых ресурсов между органами местного самоуправления, государственными органами власти и другими хозяйствующими субъектами. Субъектом муниципального финансового менеджмента являются соответствующее подразделение местной администрации - финансовое управление, местное казначейство.

В соответствии с возложенными задачами финансовое управление выполняет следующие виды деятельности:

- составление проекта бюджета города в соответствии с федеральными и областными законами, прогнозами поступлений доходов и программами утвержденными городской Думой и Администрацией города;

- исполнение бюджета муниципального образования;

составление отчетности об исполнении бюджета муниципального образования;

- разработка предложений по увеличению поступлений доходов в бюджет муниципального образования;

- осуществление контроля за целевым использованием бюджетных средств;

- проведение в установленном порядке ревизий и финансовых проверок в организациях, в соответствии с утвержденным планом проверок, а также по поручению Главы городского самоуправления и Главы Администрации;

- выдача разрешения распорядителям и получателям бюджетных средств на открытие бюджетных счетов в банках;

- участие в разработке предложений по совершенствованию системы органов местного самоуправления города и их организационной структуры, по предельной численности работников и размере ассигнований на содержание аппаратов этих органов, по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетных организаций согласно действующему законодательству, по разработке порядка поступления доходов от имущества находящегося в муниципальной собственности;

- осуществление контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

- согласование договоров муниципального заказа;

- участие в разработке цен и тарифов, принимаемых предприятиями и учреждениями совместно с Администрацией города;

- координирование работы главных распорядителей и получателей средств бюджета города, являющихся участниками бюджетного процесса, в целях соблюдения ими принципов финансового планирования, финансирования и рационального расходования бюджетных средств;

- подготовка предложений Администрации города на получение бюджетных ссуд из областного бюджета, привлечение денежных средств в виде денежных кредитов на покрытие кассовых разрывов при исполнении бюджета города, осуществлении инвестиционной политики города, а также на погашение кредиторской задолженности;

- предоставление муниципальных гарантий по кредитам при получении организациями муниципального образования.

Схема информационных потоков финансового управления [2] представлена на рисунке 1.

Ежемесячный отчет по отчислениям

Исполнение местного бюджета

Ежедневно мемориальный ордер и платежные поручения

Распоряжение, согласованное с главой городского самоуправления

Заведующий городским финансовым отделом

Ежемесячный 1 Согласование |

отчет по і распоряжения

доходам

Городская Администрация

Глава городского самоуправления

Ежемесячный отчет по доходам и расходам

Рис.1. Схема информационных потоков финансового управления

В муниципальном управлении финансовый менеджмент является инструментом как внутреннего управления, так и внешнего взаимодействия с отделениями казначейства и вышестоящей администрацией, с населением и его представительными органами, потенциальными инвесторами и организациями -получателями бюджетных средств, частными коммерческими фирмами. Финансовый механизм представляет собой систему финансовых методов, финансовых инструментов (рычагов), правовое, нормативное, информационное, организационное обеспечение [3]. Структура муниципального финансового механизма представлена на рис. 2.

Для эффективного работы муниципального финансового механизма необходимы компьютерные технологии контроля и планирования, специальная подготовка аппарата муниципальных служащих.

Рис. 2. Структура муниципального финансового механизма

Служащие органов местного самоуправления должны осуществлять управление экономическими и социальными процессами на основе практического владения новыми технологиями и прежде всего в наиболее важной сфере — финансовом менеджменте. Органы местного самоуправления должны быть оснащены современными информационными системами поддержки принятия решений и иметь правовую базу для формирования собственных бюджетов и для влияния на хозяйственные и социальные процессы на своих территориях.

Применение систем поддержки принятия решений в сфере муниципального финансового менеджмента позволит охватить полный цикл функционирования финансовых отношений [5] между центральным аппаратом и сетью подведомственных учреждений (рис. 3).

- сбор заявок от бюджетополучателей;

- планирование бюджета ведомства;

- учет изменений плановых показателей;

- распределение финансирования среди

бюджетополучателей;

- формирование текущих и отчетных документов

- учет банковских и кассовых операций, подготовка платежных документов;

- учет основных средств и нематериальных активов;

- учет материальных запасов и малоценных предметов;

- учет расчетов с дебиторами и кредиторами;

- учет взаиморасчетов между подразделениями и со сторонними организациями

- ведение лицевых счетов персонала;

- начисление заработной платы персоналу, расчет налогов и иных удержаний;

- формирование расчетных и платежных документов по выплате заработной платы (денежного довольствия);

- формирование сводов и мемориальных ордеров по заработной плате (денежному довольствию), перенос проводок в бухгалтерскую подсистему

- автоматизация формирования и анализа отчетов в разрезе бюджетной классификации РФ и бюджетополучателей;

- оперативное формирование и распространение по всем подотчетным организациям;

- осуществление анализа финансово - экономического состояния подотчетных организаций;

- исключение возможности ошибки в отчетах подотчетных организаций, на этапе подготовки этих отчетов.

Рис. 3. Финансовые отношения в муниципальном менеджменте

Таким образом, можно сформулировать принципы информационной системы поддержки принятия управленческих решений в сфере управления местным бюджетом:

создание уникального, не имеющего аналогов механизма управления бюджетом на базе высоких информационных технологий;

интеграция разрозненных информационных потоков и функций управления в единую систему;

создание комплекса принципиально новых функций стратегического и оперативного управления бюджетным процессом в муниципальном образовании;

обеспечение реального влияния руководства на бюджетные процессы в условиях стратегического и оперативного контроля;

ввод новых резервов управления бюджетом для подъема экономики и социального уровня территорий;

обеспечение планирования, прогнозирования и управления резервами доходов и расходов бюджета;

переход от управления, построенного на интуиции, к аналитическому управлению развитием муниципальных образований.

Основа новой методологии построения бюджета базируется на многоуровневом подходе к его формированию, учете управленческого риска, планировании, контроле и прогнозе дефицита, оптимизации использования бюджетных ресурсов, автоматизации управления.

Весомый экономический эффект может достигаться в результате разработки новых систем автоматизированного стратегического и оперативного управления бюджетом муниципального образования. При создании таких систем решение большого количества различных типовых проблем социально-экономического менеджмента становится стандартной процедурой. Вместо работы с множеством разрозненных параметров управления информационная система обеспечивает руководство наиболее важными из них.

ЛИТЕРАТУРА

1. Автоматизированные информационные технологии в налоговой и бюджетной системах: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. Г.А. Титоренко. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

2. А.Ф. Сурнин. Муниципальные информационные системы. Опыт разработки и эксплуатации. - Обнинск, 1997.

3. В.В. Иванов, А. Н. Коробова. Муниципальный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2002.

4. Совершенствование деятельности органов государственной власти и

местного самоуправления на основе использования информационных технологий. Информационный бюллетень Microsoft. № 13.

http://www.microsoft.com/rus/govemment

5. Корпорация парус. Информационные системы финансово-экономической деятельности. http://www.parus.ru/index.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.