Никоноров Валерьян Терентьевич, канд. пед. наук, доц., volder1968@mail.ru, Россия, Чувашская Республика, Чебоксары, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева,
Файзрахманов Ильнар Илдарович, канд. биол. наук, старший преподаватель, ilnar79@mail.ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
USE OF OUTDOOR GAMES WITH NON-STANDARD TASKS WHEN CARRYING OUT
LESSONS OF PHYSICAL CULTURE
V.T. Nikonorov, I.I. Fayzrakhmanov
In article questions of a place, value and a role of outdoor games in physical training of school students, and also uses at lessons ofphysical culture of outdoor games with non-standard tasks are considered. Questions of the organization and a technique of training in outdoor games reveal. Authors conducted research of interest of school students in lessons of physical culture.
Key words: outdoor games, physical training, school students of elementary grades, lesson of physical culture.
Nikonorov Valeryan Terentyevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, volder1968@,mail. ru, Russia, Chuvash Republic, Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University of I. Ya. Yakovlev,
Fayzrakhmanov Ilnar Ildarovich, candidate of biological Sciences, senior lecturer, ilnar 79@mail.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
УДК 796.011
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Е.Ю. Орешкина, А.О. Чернова
Приведены рекомендации по введению в образовательный процесс на уроках физической культуры в части энергосберегающего процесса, направленного на сохранение и формирование здоровья у подрастающего поколения.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровьесбережение, комбинированный урок, комплексно-комбинированные занятия.
По итогам современных исследований [3, 4] было выявлено, что здоровье современной молодежи, в том числе школьников, неуклонно ухудшается. В настоящее время появились публикации, в которых рассматривается присутствие двух учителей на уроках физической культуры. Учителя должны обладать взаимодополняющими знаниями: знаниями по работе с учащимися подготовительной группы или с учащимися с отклонениями в состоянии здоровья, или должен
присутствовать учитель со знаниями адаптивной физической культуры [1]. Несмотря на введение третьего урока физической культуры, ситуация со здоровьем детей в корне не изменилась [4].
Мониторинг наших исследований показал, что средний прирост за год по уровню физической подготовки у учащихся общеобразовательных учреждений составил около 2-3 %. Данная динамика указывает на естественный рост и развитие детей. В этой связи мы замечаем, что ряд специалистов высказывают мнение о том, что «даже отмена уроков физической культуры в том виде, в котором они проводятся в настоящее время, не слишком сильно отразится на состоянии здоровья школьников» [1, 5]. Таким образом, в настоящее время, урок физической культуры не решает поставленные задачи по улучшению здоровья учеников. Между тем урок был и остается основной формой организации занятий физического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим уроки физической культуры необходимо развивать и совершенствовать, исходя из имеющихся современных научных исследований. В последние годы наблюдается снижение уровня здоровья учеников. Поэтому в последнее время стала популярной точка зрения, что 3-й час физической культуры стоит строить таким образом, чтоб акцент был на здоровьеформировании и здоровьесбережении. Однако один урок по «оздоровительной направленности» в неделю не сможет ничего решить, так как к следующему такому уроку эффект, по меткому замечанию В.П. Лукьяненко (1999), «растаял бы как дым» [1]. Поэтому отмечается необходимость включать в структуру каждого урока физической культуры определенную «здоровьесберегающую» часть. Однако даже такие кардинальные меры не позволят решить указанную проблему, если не будет реализована идея комплексности физического воспитания. Для улучшения качества процесса физического воспитания необходимо включать комплексно-комбинированные занятия.
По нашему мнению, на этом вопросе необходимо остановиться подробнее. Само словосочетание «комплексно-комбинированный», при кажущейся на первый взгляд схожести, содержит два относительно различных понятия: «комплексный» и «комбинированный». Термин «комплексный» означает использование в содержании конкретного урока различных видов программного материала - легкую атлетику и спортивные игры, гимнастику и элементы единоборств, а также средства, направленные на воспитание физических качеств. Комбинированный урок - наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. Он включает в себя и элементы изучения нового материала и элементы совершенствования, обобщения и систематизации пройденного материла и др. По нашему мнению, именно такой тип урока наиболее приемлем на занятиях физической культурой в общеобразовательной школе. Таким образом, комплексно-комбинированный урок физической
культуры - это урок, включающий разнообразные виды двигательной активности и формы их реализации, в том числе и здоровьесберегающей направленности. Возвращаясь к вопросу укрепления здоровья, стоит отметить, что в последние годы становится актуальным использование так называемых здоровьесберегающих (физкультурно-оздоровительных) подходов, которые можно использовать в рамках современных уроков физической культуры. По мнению патриарха отечественной спортивной науки В.К. Бальсевича [2], «здоровьесберегающие физкультурные технологии представляют собой системы физического воспитания, предусматривающие использование ценностей физической культуры для целенаправленного формирования условий и факторов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья занимающихся». Таким образом, здоровьесберегающие технологии - не что иное, как комплекс мер, использование которых гарантированно позволяет обеспечить сохранение и укрепление здоровья занимающихся. При этом наиболее эффективно данные меры могут быть реализованы в структуре образовательного процесса вообще и урока физической культуры, в частности. С целью разработки такого «здоровьесберегающего» комплексно-комбинированного урока нами предложена модель, включающая в совокупности несколько элементов традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих подходов, связанных и дополняющих друг друга в процессе занятия. Анализ научно-методической литературы [5] показывает, что наиболее разработанными и гарантирующими здоровьесберегающий эффект являются следующие подходы, которые могут выступать как здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии, представляющие собой определенные структуры урока: элементы мониторинга физического развития, функционального состояния, физической подготовленности (для корректной оценки и адекватного планирования нагрузки); упражнения для формирования правильной осанки; дыхательные упражнения; релаксационные упражнения; игровые технологии; элементы фитнес-технологий; элементы спортивно-ориентированного физического воспитания.
В этой связи необходимо в рамках планирования уроков комплексно применять данные элементы для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Исходя из особенностей урока, такие здоровьесберегающие элементы должны входить практически в каждую часть занятия, что будет с большей эффективностью способствовать сохранению здоровья школьников. В связи с этим нами была изменена и детализирована структура урока физической культуры с элементами здоровьесберегающих технологий. Раскрывая особенности структуры, стоит отметить, что в каждой части представленной модели урока выделяются определенные компоненты, которые в соответствии с функциональной направленностью целесообразно назвать следующим
образом: вводный (организационный) компонент; собственно подготовительный компонент; образовательно-обучающий компонент; тренировочно-оздоровительный компонент; интегральный (игровой) компонент; восстановительный компонент; завершающий компонент.
В соответствии с предложенной структурой организационный и разминочный компоненты формируют подготовительную часть урока, образовательный, тренировочный и интегральный являются составными звеньями основной части, а восстановительный и завершающий формируют заключительную часть занятия. Анализируя параметры предложенной модели урока, стоит отметить, что основное внимание необходимо уделять именно адекватной нагрузке. Исходя из этого, по возможности должны уменьшаться компоненты урока, которые направлены на ее снижение.
Немаловажное значение имеют также и временные характеристики каждого компонента, которые, несмотря на примерный, приблизительный характер, по возможности, должны выдерживаться. Практический опыт и данные специальной литературы [2, 3, 4] свидетельствуют, что вводный компонент должен быть минимальным и составлять всего 3-5 минут. Этого времени вполне достаточно для сдачи рапорта и сообщения задач урока. Собственно подготовительный компонент, в зависимости от задач урока, может занимать от 8 до 12 мин. При этом данный компонент урока должен вызывать постепенное повышение частоты сердечных сокращений до 130-145 уд/мин. Обязательным содержанием данного раздела занятия должны выступать упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, дыхательные упражнения; в этот компонент целесообразно также включать разновидности ходьбы, бега, прыжков, различные общеразвивающие упражнения в форме разнообразных видов ритмической гимнастики (гимнастической аэробики) или игровых заданий. С целью повышения эластичности мышц и связок целесообразно применять упражнения «на растяжку», а также специальные подготовительные упражнения в зависимости от тех видов двигательных заданий, которые будут включены в основную часть урока.
Исходя из вышесказанного, основная часть представлена двумя составляющими: образовательно-обучающим и тренировочно-оздоровительным компонентами. Данное разделение обусловлено тем, что, во-первых, согласно ФГОС выделяются соответствующие типы задач и уроков и, во-вторых, исходя из специфики предмета «Физическая культура», который обязан обучать, развивать и оздоравливать. Однако указанное разделение весьма условно, поскольку урок может быть полностью обучающим или преимущественно тренировочным, но, исходя из цели физического воспитания, обязательно должен включать задачи по сохранению и укреплению здоровья занимающихся. Так как тренировочная направленность ближе к оздоровительной, то будет более
целесообразно оздоровительный компонент присоединить к тренировочному, нежели к образовательному. Однако еще раз подчеркнем, что указанное разделение весьма условно. Исходя из специфики, образовательно-обучающие компоненты включают двигательные задания, направленные на ознакомление, изучение и совершенствование двигательных действий, контроль знаний, умений и навыков, а также сообщение теоретических сведений, касающихся в том числе понятий «здоровья» и «здорового образа жизни».
Временные рамки данного компонента в зависимости от задач могут быть различными, но поскольку урок прежде всего должен учить, то мы предлагаем на данную подчасть отвести примерно половину всей основной части занятия (до 10-15 мин при 40-45-минутном уроке).
Следующий компонент основной части - тренировочно-оздоровительный. Применение упражнений для воспитания физических качеств в соответствующем «нагрузочном» режиме выступает важнейшим здоровьесберегающим фактором. Поэтому очень часто специалистами [2, 3], наряду с термином «физическая тренировка», используется понятие «оздоровительная тренировка». В этой связи данный тренировочно-оздоровительный компонент должен включать те упражнения, которые, с одной стороны, способствуют повышению уровня развития основных физических качеств, с другой, укреплению здоровья. Характеризуя пульсовые параметры основной части урока, стоит отметить, что целесообразно планировать такие двигательные действия, которые вызывают в течение основной части попеременный подъем (двух-трехкратное повышение до 170^180 уд/мин) и снижение между нагрузками (до 100^120 уд/мин) частоты сердечных сокращений учащихся.
В рамках заключительной части урока нами выделяется 2 компонента: восстановительный и завершающий. Поскольку задача первого компонента состоит в снижении нагрузки и постепенном восстановлении организма занимающихся, то в этот раздел должны быть включены соответствующие двигательные задания. В связи с необходимостью укрепления здоровья школьников мы предлагаем такие средства, которые, с одной стороны, снижают нагрузку, с другой, способствуют оздоровлению. Это могут быть различные двигательные задания релаксационного характера (в том числе самомассаж), элементы антистрессовой пластической гимнастики, ментального, дыхательные упражнения, упражнения на внимание, а также подвижные игры низкой интенсивности для учащихся начальных классов. Временные рамки данной подчасти составляют 2-4 минуты и обеспечивают постепенное снижение пульса до 100^120 уд/мин. Завершающий компонент заключительной части урока включает построение, подведение итогов урока, сообщение домашнего задания и организованный уход с занятия.
Поскольку в рамках такого здоровьесберегающего урока выделяются «новые» компоненты, то это вызывает необходимость
определенного увеличения времени, прежде всего, подготовительной и заключительной частей урока. По сути, структура данного здоровьесберегающего урока становится схожей со структурой урока физической культуры для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, но полностью ее не копирует. По нашему мнению, данная детализация с выделением указанных компонентов позволяет четко соблюсти все целесообразные аспекты, касающиеся количественных и качественных составляющих урока. Поэтому из всех имеющихся «плюсов» данной инновационной методики мы сочли возможным использовать лишь рекомендованный специалистами [3], заимствованный из системы спортивной тренировки подход, представляющий совокупность уроков физической культуры в виде системы микроциклов.
Учитывая вышеизложенное, указанная структура обеспечивает реализацию важнейших принципов современного образования -интенсификацию и оптимизацию учебного процесса. Предложенная форма может варьироваться в зависимости от задач урока. Так, в случае комбинирования в уроке обучающих и развивающих элементов вполне возможно их объединение. Вместо обучающего компонента возможно использование интегрального фрагмента, сочетающего и обучение, и воспитание физических качеств (например, изучение и проведение подвижной игры, эстафеты и т. п.). Но в любом случае важной составляющей является применение здоровьесберегающих технологий. Конечно, только лишь одними уроками не решить проблему укрепления здоровья детей. Необходимо привлечение других форм физического воспитания: физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, спортивно-массовых и других внеклассных мероприятий. Вместе с тем, от качества уроков физической культуры будет зависеть успех и остальных форм. Таким образом, предложена динамичная, развивающаяся структура шестикомпонентного урока физической культуры, основным содержанием которого являются элементы, непосредственно направленные на сохранение и укрепление здоровья занимающихся.
Список литературы
1. Аршинник С.П., Тхорев В.И. Мониторинг физического состояния школьников: учеб.-метод. пособие. Краснодар, 2013. 66 с.
2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 246 с.
3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Теория и технология спортивно ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. № 5. С. 50-53.
4. Бальсевич В.К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации (материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006-2026 гг.) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 6. С. 2-6.
5. Банникова Т. А. Прогрессивные технологии физического воспитания в сфере физической культуры и спорта: учеб.-метод. пособие. Краснодар, 2012. 175 с.
Орешкина Елена Юрьевна, учитель, moy liceum 7@rambler.ru, Россия, Волгоград, МОУЛицей №7,
Чернова Алина Олеговна, учитель, moy liceum 7@rambler.ru, Россия, Волгоград, МОУ Лицей №7
FEA TURES OF ENERGY-SA VING TECHNOLOGIES A T THE LESSONS OF PHYSICAL
CULTURE.
E.U. Oreshkina, A.O. Chernova
In this article are recommendations on the introduction into the educational process at the lessons of physical culture in part of energy saving process aimed at the preservation and formation of health of the younger generation.
Key words: health-tech, healthcare, combined lesson, a complex-combined classes.
Oreshkina Elena Ur 'evna, teacher, moy_liceum_ 7@rambler.ru, Russia, Volgograd, MOY Lyceum № 7,
Chernova Alina Olegovna, teacher, moy_liceum_7@rambler.ru, Russia, Volgograd, MOY Lyceum № 7
УДК 796.011.2
«АНТРОПОСПОРТКУЛЬТУРА» КАК ТРЕБОВАНИЕ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
О.П. Панфилов, В.В. Борисова, Т.А. Шестакова, А.В. Титова
Рассмотрена проблема создания дисциплины (профиля) и научного направления «Антропоспорткультура» как основы учебной системы, обеспечивающей решение задач повышения качества подготовки современного специалиста по физической культуре и управления психофизическим развитием учащихся и студентов.
Ключевые слова: «Антропоспорткультура», здоровьеразвивающая система, фитнес-технологии, классификация биоритмов, антропоэкобиоритмология, фенотипическая адаптация.
Данная проблема особым образом касается значительной части человечества, в том числе имеющих непосредственное отношение к сфере физической культуры и спорта. Антропогенная, нередко неконтролируемая