ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2012. № 4
Р.В. Караханова
(аспирантка кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки
исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*
ОСОБЕННОСТИ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2007 г.
В АРГЕНТИНЕ
В статье сделана попытка раскрыть сущность политического режима в Аргентине, оценить уровень развития демократии в этой стране, проанализировав такое важное событие, как президентские выборы, прошедшие в октябре 2007 r. В результате новым главой государства стала Кристина Фернандес де Киршнер, первая женщина-президент страны, законно избранная на всенародных выборах. Этот факт получил широкий резонанс в аргентинских и международных средствах массовой информации и породил множество противоречивых оценок. Причиной тому послужило то, что предшественником Кристины Киршнер на посту президента был ее супруг, Нестор Киршнер, который занимал эту должность с 2003 по 2007 г.
Ключевые слова: Аргентина, президентские выборы 2007 г., предвыборная кампания, перонистское движение, «Фронт за победу».
The author tried to examine the political regime of Argentina, to estimate a democracy level in this country, having analysed such important event as presidential election of October 2007. Then Cristina Fernández de Kirchner, the first woman-president of the country, duly elected on national elections became the new head of the state. This fact has received a wide resonance in Argentina and international mass media and has generated set of inconsistent estimations. The reason is that her spouse, Nestor Kirshner was Christina Kirshner's predecessor on a post of the president from 2003 to 2007.
Key words: Argentina, presidential election of 2007, election campaign,
peronist movement, «Front for victory».
* * *
Демократия представляет собой многогранный процесс взаимоотношения власти и граждан, отражая свободный выбор ими той или иной альтернативы общественного развития. Считается, что в условиях демократического режима обязательным должно быть соблюдение конституции, принципа разделения и независимости властей, уважение фундаментальных прав и свобод личности. Демократия означает политический плюрализм и сменяемость власти на основе свободных и альтернативных выборов. Она дает возможность прихода к власти оппозиции, гарантирует равные права и обязанности гражданам и требует равной степени их ответственности перед законом. В зависимости от степени практиче-
* Караханова Раиса Валидовна, тел. 8-916-706-61-50; e-mail: raechkaka@mail.ru
ской реализации этих принципов выделяется множество разновидностей политических режимов («демократия с эпитетами»), которые с известной долей условности можно разделить на три группы: развитая демократия, формальная демократия и псевдодемократия1. Таким образом, несмотря на то что для всех демократических режимов характерна определенная универсальность, можно констатировать наличие своеобразных черт в каждой стране.
В последние годы в политической мысли Латинской Америки остро ставится вопрос о «качестве демократии». Так, в недавно опубликованной Институтом Латинской Америки РАН монографии о политической модернизации в Латинской Америке отмечается, что развитая (консолидированная) демократия предполагает наличие определенных характеристик: политические партии не выступают за изменение конституции, результаты выборов уважаются оппозицией, нарушения избирательных процедур носят минимальный характер, ротация правящей элиты у власти происходит в рамках конституционных норм и т.д. Однако в большинстве стран Латинской Америке на сегодняшний день имеет место эрозия демократических процессов. Речь прежде всего идет о явных изъянах в системе избирательного права. К традиционным формам добавилась передача власти по наследству, и яркий тому пример — президентские выборы 2007 г. в Аргентине. Их итоги стали поводом для критических высказываний по поводу недемократической формы передачи верховной власти «от мужа к жене»2. Для определения сущности сложившегося режима его критики обычно используют термины «диархия» (двоевластие), «плебисцитарная династия», «остаточный авторитаризм»3. По мнению отечественных исследователей М.Л. Чумаковой4 и Н.М. Яковлевой5, неустойчивость демократии в Аргентине кроется в политических традициях (каудильизм, длительное правление военных диктатур, неспособность правящих элит к эффективному управлению и т.д.), а также иберокато-лических основах ее культуры, экономическом отставании и др.
Слабость демократических устоев в Аргентине во многом связана с тем, что в течение большей части ХХ в. ей не удавалось сохранить стабильный режим представительной демократии. С 1930 по
1 См.: Ивановский З.В. Проблемы и перспективы консолидации новых демократий // Латинская Америка. 2000. № 1. С. 13—14.
2 Grondona M. El domingo lhubo una е1еее1уп o una гее1есе1уп? // La Na^n (Buenos Aires). 2007. 30 Oct.
3 La Nación. 2007 30 Oct; 4, 18 Nov.
4 См.: Чумакова М.Л. Вызовы стабильности и угрозы демократии: препятствия устойчивому развитию // Латинская Америка: проблемы модернизации в контексте устойчивого развития. М., 2007. С. 241.
5 См.: Яковлева Н.М. Аргентина // Латинская Америка: испытания демократии. Векторы политической модернизации. Ч. 2. М., 2009. С. 187.
1983 г. военные диктатуры чередовались здесь с гражданскими правительствами, так что почти все избранные на всеобщих выборах президенты были свергнуты в результате военных переворотов. Крах диктатуры в 1983 г. положил конец бесконечным колебаниям военно-гражданского маятника, с этого времени Аргентина стала развиваться в рамках представительной демократии, именуемой периодом демократизации, или даже редемократизации (т.е. построения более совершенной демократии). Н.М. Яковлева делит этот период на «два условных этапа»: докризисный (продлившийся 18 лет) и посткризисный начавшийся в 2003 г.6, при этом на первом этапе (1983—2001 гг.) переход к консолидированной демократии был нарушен глубочайшим финансово-экономическим кризисом, потрясшим Аргентину в 2001—2002 гг.
В ходе кризиса по стране прокатилась волна массовых выступлений против неолиберального курса властей, показавшего свою неэффективность. В этих условиях перестал функционировать демократический порядок передачи власти: не проводились президентские выборы, происходили неоднократные краткосрочные назначения на высший пост. Все это поставило под вопрос эффективность сложившегося в Аргентине режима, заставило избирателей усомниться в его способности обеспечивать политическую стабильность и социальное развитие в рамках демократии и законности. Неодобрение деятельности правительства населением достигло 78%, а уровень недоверия к нему составил 88%7.
Очередные президентские выборы состоялись лишь в 2003 г. С этого времени в Аргентине начался второй, посткризисный этап демократизации. Благодаря отходу от прежнего неолиберального курса и благоприятной экономической конъюнктуре избранному президенту Киршнеру в короткий срок удалось добиться весомых экономических успехов: была решена проблема внешней задолженности, снижен уровень безработицы и инфляции, повышен размер пенсий и зарплат и др. Демократической перестройке военно-гражданских отношений способствовали смена верхушки вооруженных сил, отмена законов об амнистии, освобождавших военных от ответственности за преступления, совершенные ими в период диктатуры 1976—1983 гг., и предание правосудию 16 высокопоставленных офицеров8. Повысилась роль законодательной власти, проведена реформа судебной системы, обеспечены политический плюрализм и конкурентные выборы, блокировано вмешательство вооруженных сил в политику. Уже это можно расценивать как большие до-
6 Там же. С. 160.
7 Crisis económica y políticas publicas. Las experiencias de Rusia y Argentina. Buenos Aires, 2003. P. 173.
8 WainfeldM. Crónica de la era del pingüino // Página/12 (Buenos Aires). 2007. 9 Dec.
стижения, учитывая, что политическая история Аргентины была очень нестабильной.
Тем не менее оппозиция характеризовала Киршнера как политика с авторитарным стилем руководства. В прессе обсуждалось, что работая ранее губернатором провинции Санта-Крус, он поставил местное управление под жесткий личный контроль. Киршнер провел в этой провинции конституционную реформу, которая давала возможность неограниченного переизбрания на пост губернатора одного и того же лица9. Став президентом страны, он часто выносил решения в виде чрезвычайных декретов, минуя парламент. Это давало ему возможность лично распоряжаться значительной частью бюджетных средств10. Одновременно он отменил практику встреч с представителями прессы и резко ограничил журналистам доступ к информации о деятельности правительства11. Таким образом, можно констатировать, что при Киршнере выполнялся необходимый «процедурный минимум», свидетельствующий о демократизации политического процесса, но в то же время в его стиле управления явно прослеживались элементы авторитаризма, что противоречит принципам консолидированной демократии.
Очередные президентские выборы были назначены на 28 октября 2007 г. К этому времени Киршнер пользовался среди большинства аргентинцев репутацией политика, излечившего страну от последствий финансового обвала 2001—2002 гг. По опросам общественного мнения, накануне выборов его рейтинг превышал 50%, а некоторые аналитики давали ему все 75%12. Со времен генерала Перона Киршнер считался самым успешным президентом Аргентины. Многие были абсолютно уверены в том, что он вновь будет баллотироваться на свой пост, так как согласно поправке, внесенной в конституцию страны в период правления президента Менема (1989—1999 гг.), допускалась возможность его переизбрания на очередной срок13. Интрига политической борьбы состояла в том, будет ли Киршнер баллотироваться на новый срок или правящий блок выдвинет другого кандидата14.
Оппозиция предложила своих представителей. Одним из первых поспешил выдвинуть свою кандидатуру Роберто Лаванья, высту-
9 Aguinis M. Kirchner es un virtuoso de la política // http:// www.infobae.com/notas/ 6.12.2007/
10 Ibidem.
11 Ibidem.
12 El kirchnerismo. Investigaciones Rodolfo Walsh. 7.06.2006 // http://www.rodolfowalsh. org/
13 Constitución de la República Argentina aprobada por la Ley 24_430 // http://www. argentina.gov.ar/
14 Díaz, Fernández J. La oposición no sabe a que oponerse // La Nación. 2007. 7 Jan.
пая от имени политических сил, вошедших в объединение «Фронт за передовую нацию»15. Он стал главным критиком социально-экономического курса Киршнера и противником усиления вмешательства государства в экономику. Лаванья призывал, не отвергая позитивного опыта рыночных реформ 1990-х гг., ограничить рост социальных расходов и «вернуть экономическую модель Аргентины на правильные рельсы»16. Он обвинял руководство страны в нарушении свободы слова, неуважении к правам граждан и преследовании оппозиции17.
Еще одним претендентом на президентское кресло в 2007 г. была Элиса Каррио, адвокат и бывшая победительница конкурса красоты. В истории страны она останется первой женщиной — кандидатом в президенты на выборах 2003 г. Тогда ей удалось набрать 14,1% голосов избирателей. В прошлом член Гражданского радикального союза Э. Каррио с 2001 г. возглавляла созданное ею левое движение «Альтернатива во имя республики равных», которое объединило бывших радикалов и социал-демократов. Ее программа требовала демократизации государства на основе равенства прав и справедливого распределения национального дохода между гражданами. В ходе предвыборной кампании 2007 г. сторонники Каррио объединились в левоцентристскую «Конфедерацию Гражданская коалиция»18. Всего в предвыборной гонке участвовали 14 кандидатов. Это означало, что силам оппозиции и прежде всего центристам не удалось выступить единым фронтом, что практически исключало их шансы на победу в первом туре. Таким образом, оппозиционерам оставалось рассчитывать только на второй тур, где они могли бы сплотиться вокруг единого кандидата.
В июле 2007 г. с предвыборной интригой было покончено: о своем выдвижении кандидатом на пост президента объявила первая леди Кристина Фернандес де Киршнер. Произошло это знаменательное событие в муниципальном театре ее родного города Ла-Плата19. Она стала кандидатом от политического объединения «Фронт за победу», созданного ее мужем и объединявшего перо-
15 В него входили перонистское Объединение за справедливое общество, а также старейшая буржуазная партия Аргентины Гражданский радикальный союз (ГРС) и Движение за интеграцию и развитие, которое было создано в 1957 г. после раскола ГРС.
16 Roberto Lavagna sobre perspectivas principales del desarrollo // http://www.presi-dentelavagna.com
17 Ibidem.
18 Confederacion Coalicion Civica. Carta Organica // http://www.pjn.gov.ar/cne/ secelec/document/cartas_organicas/652-Carta%200rganica%20-%20Confederacion% 20Coalicion%20Civica.pdf
19 Palabras del Presidente de la Nación, Doctor Néstor Kirchner, durante el acto en la ciudad de La Plata // http://www.presidencia.gov.ar
нистов, часть радикалов и бывших социалистов20. Слухи о том, что супруга президента примет участие в борьбе за президентское кресло, появились задолго до обнародования официального решения. Дело в том, что она была довольно популярным политиком, ее политическая карьера развивалась параллельно с карьерой ее мужа. Как считает известный аргентинский политолог Х.М. Сола, ею двигало постоянное желание обрести собственную позицию, чтобы не быть «политическим приложением» к президенту21. Ее интерес к политике проявился, когда она была еще студенткой юридического факультета в Университете Ла-Платы. Кристина являлась активной участницей «Антиимпериалистического фронта Эвы Перон», одной из леворадикальных молодежных групп в перо-нистском движении22. Именно на почве общего интереса к политике произошло ее знакомство с Киршнером. В 1975 г. они поженились. К началу 1976 г. супруги уже имели весомое влияние в левых молодежных кругах Ла-Платы. Однако политиком в полном значении слова Кристина стала в 1990-е гг. В 1989 и 1993 гг. она избиралась депутатом законодательного собрания провинции Санта-Крус. В 1997 г. стала депутатом Национального конгресса. В 1995 и 2001 гг. была избрана в сенат23.
Во время президентской кампании Киршнера в 2003 г. Она активно работала в его избирательном штабе, взяв на себя роль координатора всей пропагандистской работы24. Став первой леди, Кристина продолжала играть заметную политическую роль, завоевала место сенатора от провинции Буэнос-Айрес, обойдя на выборах свою соперницу Хильду Дуальде, супругу бывшего временного президента Аргентины Эдуардо Дуальде (2002—2003 гг.). Таким образом, к моменту выдвижения в качестве официального кандидата на пост главы государства, первая леди имела вполне самостоятельный политический вес. Она содействовала продвижению пре-
20 Кроме перонистов, в этот блок вошло несколько общенациональных и провинциальных организаций левого и левоцентристского толка. Например: «За победу», «Новое руководство», «Открытая политика за социальную интеграцию», «Социальный прогресс», Народная партия провинции Коррьентес, «Народное действие» и «Действие за перемены» провинции Кордова, Народный союз провинции Сальта, Движение гражданского обновления, Фронт социальной интеграции за перемены в условиях свободы (провинция Мендоса) (http://www.pj.org.ar).
21 Solá J.M. Argentina, el sistema de los Kirchner // Política Exterior (Madrid). Noviembre—Diciembre 2007. N 120. P. 13.
22 Biografía de Cristina Fernández de Kirchner / Sitio de la candidata oficial // http:// www.cristina.com.ar (с конца октября 2007 г доступ к сайту закрыт, сейчас всю официальную информацию можно посмотреть на http://www.casarosada.gov.ar).
23 Ibidem.
24 Senadora Nacional Cristina E. Fernández De Kirchner. República Argentina // http:// web.archive.org/web/20071228053233rn_1/kirchner.senado.gov.ar/web/senadores/bio-grafia.php?id_sena=212&i0rden=0&iSen=ASC.
зидентских инициатив в парламенте, зарекомендовав себя как активный борец за права человека и равноправие женщин25.
Кристина неоднократно выступала в качестве успешного переговорщика при решении ряда внешнеполитических вопросов. После кризиса начала XXI в. многие европейские государства свернули экономические отношения с Аргентиной, лишив ее иностранных инвестиций. Причина тому — крайне невыгодные условия реструктуризации аргентинского «дефолтированного» долга26. Кристина Киршнер в отличие от мужа считала, что «дружеские отношения с внешним миром могут принести Аргентине и немалую экономическую пользу»27. С этой целью она совершила несколько важных поездок. Так, в январе 2007 г. Кристина посетила саммит Южноамериканского общего рынка в Рио-де-Жанейро, где присутствовала на всех двусторонних встречах аргентинского лидера, причем не в качестве первой леди, а как активный и полноправный участник переговоров28. В ходе поездок во Францию, Испанию, США, Венесуэлу и Мексику она провела ряд двусторонних встреч с первыми лицами государств. Во всех поездках ее сопровождали министр иностранных дел Хорхе Тайана и другие высокопоставленные лица. Это придавало ее визитам больший политический вес и давало ясно понять, что она — ключевая фигура в правительственном блоке.
Неслучайно в начале 2007 г. Нестор Киршнер, выступая на различных общественно-политических мероприятиях, стал делать многозначительные намеки относительно будущих президентских выборов. «Я уверен, что следующим президентом будет именно женщина, которая впишет новые страницы в историю страны. ...Она даст возможность Аргентине встать на путь построения достойного и справедливого общества, которого заслуживает прекрасный аргентинский народ», — говорил он29. Однако президент не уточнял, кто именно будет этой «женщиной». Все стало ясно только в июле 2007 г., когда на улицах аргентинских городов повсюду появились афиши с изображением улыбающейся первой леди и надписью — «Перемены вскоре наступят» («El cambio recién empieza»). Это были слова из выступления Киршнера от 2 июля, когда он впервые назвал кандидатуру Кристины и объявил о проведении 19 июля официальной церемонии ее выдвижения на пост
25 Ibidem.
26 После дефолта общая сумма задолженности Аргентины перед европейскими кредиторами составляла примерно 140 млрд долл. Киршнер заставил многих из них принять компенсацию в размере чуть больше 30 центов за долл. Многие пошли на эти условия просто потому, что желали получить хотя бы часть своих денег.
27 Fraga R. Reflexiones sobre la elección 2007 // Nueva Mayoría. 2007. 10 Dec.
28 Página/12. 2007. 27 Jan.
29 La Nación. 2007. 2 July.
президента. «Мы все искренне верим в перемены, которые Кристина принесет Аргентине»30, — заявил он.
Вскоре первая леди в одном из своих выступлений внесла уточнение, что «изменения планируется проводить в рамках курса, проводимого Нестором Киршнером»31. Воспользовавшись популярностью мужа, она сделала упор на тезис о преемственности левоцентристского курса. Критики Киршнеров подметили, что в детали будущего курса первая леди старалась не вдаваться. Именно поэтому британское издание «Файнэншл Таймс» высказало мнение, что «не стоит ожидать сколько-нибудь важных изменений в политическом направлении, которому следует Аргентина»32. Известный аргентинский политолог либерального толка Т. ди Телья высказался еще более жестко: «То, что Кристина сменит Нестора в президентском кресле, ничего не изменит — "властная пара" будет продолжать управлять так, как управляла раньше. Они оба являются частью одного политического проекта»33.
В качестве главного метода предвыборной агитации Кристина предпочла поездки по стране вместе с мужем и «непосредственное общение с народом». Ее публичные выступления не отличались ни продолжительностью, ни большой содержательностью34. Избегая четких формулировок, она не скупилась на обещания повысить размер зарплат, уровень пенсий и государственных субсидий для трудящихся, а также активно бороться с инфляцией и коррупцией35. В политических дебатах накануне выборов госпожа Киршнер просто отказалась участвовать. Стоит напомнить, что еще раньше Нестор Киршнер запретил доступ журналистам в резиденцию правительства Аргентины — Розовый дом — без специального разрешения. По этому поводу старейшая газета страны «Ла Насьон» писала: «Любая авторитарная атака на прессу всегда является атакой на демократию и имеет целью контролировать или аннулировать права граждан. Без свободной прессы нет демократии и, в конце концов, нет граждан»36. По выражению одного из участников «Альтернативы во имя республики равных», предвыборная кампания первой дамы напоминала «немое кино»37. Критически настроенные в отношении четы Киршнеров издания писали, что «Кри-
30 Presidente de la Nación sobre la postulatura de la candidata oficial // http://www. presidencia.gov.ar
31 La Nación. 2007. 22 July.
32 Financial Times (London). 2007. 24 July.
33 Fraga R. Reflexiones sobre la elección 2007 // Nueva Mayoría. 10.XII.2007.
34 Lanata J. ¿Simplemente Cristina? // Perfil. 2007. 22 July.
35 Ibidem.
36 La Nación. 2007. 3 May.
37 Ibidem.
стина мало говорит, а точнее почти ничего не говорит о политике и всячески избегает общения с журналистами»38.
Что же касается рядовых аргентинских избирателей, то, на наш взгляд, они в своем большинстве не видели большой разницы между предвыборными программами кандидатов. Практически все претенденты на высший пост в государстве называли в числе своих приоритетов снижение возросшей инфляции, борьбу с коррупцией и развитие социальных программ. Так что на выбор большинства граждан гораздо сильнее, чем политические пристрастия, влияла реальная социально-экономическая обстановка в стране.
Основная борьба в ходе выборов развернулась между тремя главными претендентами — лидером правящего левоцентристского блока «Фронт за победу» Кристиной Киршнер, главой оппозиционной левоцентристской «Конфедерации Гражданская коалиция» Элисой Каррио и руководителем центристского «Фронта за передовую нацию» Роберто Лаваньей. Опросы общественного мнения накануне выборов свидетельствовали о том, что за Кристину готовы отдать голоса до 45% опрошенных, за ее главную соперницу Каррио — 20%, а за Лаванью — 15%39. По сравнению с 2003 г. явка упала с 78% до 71%. Рекордным с 1963 г. стало количество незаполненных бюллетеней, а общий процент действительных составил 66% (при обязательном голосовании)40. Таким образом, был велик процент голосования «против всех».
Окончательные результаты президентских выборов, в которых приняли участие 27 млн аргентинцев, были таковы: Кристина Фернандес де Киршнер получила 45,3%41, Каррио — 23%, Лаванья — 16,9% голосов42. Другие 11 претендентов на пост президента Аргентины, представлявшие как правые, так и радикально левые силы, безнадежно отстали. В сумме все они набрали всего около 15%.
Однако согласно социологическим исследованиям, практически все крупные города (Буэнос-Айрес, Кордоба, Росарио) не поддержали кандидатуру первой леди. Средний класс проголосовал за Каррио и Лаванью43. Базовым электоратом Кристины явились рабочие, положение которых улучшилось за время президентства
38 Nuevo Herald (Miami). 2007. 12 July.
39 Ibid. 2007. 19 Sept.
40 http://www.mininterior.gov.ar/elecciones/archivos_xls/Escrutinio_Definitivo_por_ pcia.xls
41 Кристина Киршнер победила уже в первом туре голосования. Со времени падения военной диктатуры в 1983 г. ни одному кандидату в президенты не удавалось победить в первом туре. «Мы победили с большим перевесом. Пожалуй, крупнейшим за всю историю демократической Аргентины», — заявила Кристина Кирш-нер сразу после подведения итогов голосования.
42 Ibidem.
43 Ibidem.
^ршнера44, и сельская беднота провинций45, живущая за счет государственных пособий и дотаций. По нашему мнению, далеко не последнюю роль в успехе ^истины сыграла ее принадлежность к традиционно популярной в Аргентине Перонистской партии и апелляция к образу Эвы Перон. Ведь своей эффектной внешностью, дорогими нарядами и обращением к простым людям она чем-то напоминала им знаменитую Эвиту, жену диктатора Хуана Перона, еще при жизни ставшую национальной героиней, а после смерти почитаемую как национальная святая.
Не вызывает сомнений, что своей победой ^истина Еиршнер была обязана в первую очередь заслугам мужа-президента, использованию его административного ресурса. Результаты выборов показали, что хотя аргентинцы и наградили эту супружескую пару малоприятным прозвищем «пингвины»46, они тем не менее высоко оценили положительные результаты социально-экономической политики Еиршнера. В годы его правления Аргентина преодолела финансовый кризис, достигла стабильного экономического роста, в стране уменьшилась безработица47. Проголосовав за ^истину, аргентинцы высказались за продолжение проводимого ^ршне-ром курса, означавшего отход от неолиберализма и государственную поддержку малоимущих граждан. Mногие исследователи считали, что предложив кандидатуру жены на этот пост, он подтвердил свою репутацию «политического виртуоза»48. Это соответствовало и точке зрения его биографов В. Гарроне и Л. Роча, которые еще в 2003 г. писали, что решения ^ршнера всегда находились в гармонии с общественными запросами»49.
В свою очередь критики ^ршнеров считали, что победе ^и-стины значительно содействовали меры правительства, проведенные накануне выборов: был повышен уровень минимальной заработной платы, увеличены пенсии и социальные пособия, понижен налог на имущество50. Mногие видели в этом подкуп избирателей за счет государственного бюджета. Аргентинская оппозиционная и зарубежная пресса писала о том, что Нестор ^ршнер не раз выражал надежду, что «28 октября избирательные урны наполнятся доброй памятью аргентинцев»51. Нам представляется, что именно
44 Qué eligen los argentines el 28 de octubre? // Nuevo Herald. 2007. 25 Oct.
45 A Mixed Message in Argentina's Vote // Time. 2007. 29 Oct.
46 Известно, что Нестор Kиршнер — уроженец Патагонии, где обитают эти животные и, как считали многие, он сам похож на пингвина.
47 Wainfeld M. Crónica de la era del pingüino // Página/12. 2007. 9 Dec.
48 Aguinis M. Kirchner es un virtuoso de la política // http://www.infobae.com/notas/ 6.12.2007/
49 Garrone V., Rocha L. Néstor Kirchner. Un muchacho peronista y la oportunidad del poder. Buenos Aires, 2003. P. 213.
50 Qué eligen los argentines el 28 de octubre? // Nuevo Herald. 2007. 25 Oct.
51 Nuevo Herald. 2007. 15 July.
так и произошло. А на следующий день после победы Кристина, которая обычно отказывалась от общения с журналистами, дала первое телевизионное интервью. В нем она отметила, что ее триумф стал признанием политики, проводимой ранее ее супругом52. Наличие супружеского политического тандема ранее уже дважды повторялось в истории Перонистской партии. Добродушно-доверчивое отношение многих простых аргентинцев к «семейственности в политике», как нам представляется, во многом коренится в исторической памяти нации и в традиционалистских особенностях самого перонизма, который оказал и продолжает оказывать сильное влияние на политическую культуру Аргентины.
Итак, подведем некоторые итоги.
Выборы 2007 г. можно рассматривать прежде всего в гендерном контексте. Их особенностью явился выход на авансцену в качестве главных действующих лиц двух женщин-политиков, занявших первое и второе места в борьбе за президентское кресло, что является символом стремительного возрастания роли женщин в большой политике. За них в совокупности проголосовало более двух третей электората53. Впрочем, женщина в политике для Аргентины — не новость. Достаточно вспомнить политическую деятельность двух жен Перона — Эвы Перон и Исабель Мартинес де Перон.
Специфика выборов 2007 г. состояла и в том, что ни одна из двух крупных национальных партий — Хустисиалистская партия54 и Гражданский радикальный союз — не участвовали в политической борьбе непосредственно, а только в составе различных предвыборных коалиций. Это лишний раз подтвердило, что в электоральных процессах в Латинской Америке все сильнее проявляется тенденция отхода избирателей от поддержки традиционных партий и голосование за личность кандидата, предложившего наиболее привлекательную программу реформ. Итоги выборов явно обозначили смещение предпочтений электората к левому центру. В сравнении с первым туром президентских выборов 2003 г. (когда левый центрист Нестор Киршнер получил всего 22,24% голосов) его преемница смогла увеличить этот результат более чем вдвое, а левый кандидат Каррио, заняв более умеренную политическую позицию, смогла улучшить свой электоральный показатель лишь наполовину. С 2003 г. доля избирателей, голосовавших за правых, сократилась более чем в 7 раз. Все это наряду с неспособностью оппозиции к объединению сделало победу правительственного кандидата фактически безальтернативной55.
52 Clarín. 2007. 29 Oct.
53 Rey D. Elecciуnes en Argentina: mujeres en la lucha // Nuevo Herald. 2007. 23 Oct.
54 Хустисиалистская партия — с 1973 г. официальное название Перонистской партии Аргентины, созданной Х.Д. Пероном в 1947 г.
55 См.: Яковлева Н.М. Аргентина. С. 187.
Заметим, что процедура выдвижения Кристины Киршнер в качестве кандидата правящего блока, ведущую роль в котором играли перонисты, строго говоря, не была демократической. Нестор Киршнер выдвинул ее в качестве своей преемницы с помощью так называемого «указующего перста» («е1 ёеёа20»). Это было личное решение президента, о котором было объявлено на конференции правящей коалиции. Кандидатура Кристины не обсуждалась в партии, у нее не было конкурентов, поскольку другие кандидатуры намеренно не выдвигались. По этому поводу известная деятельница Хустисиалистской партии Хильда Дуальде заявила: «Грустно видеть, что мы живем в такое время, когда кандидаты уже не избираются демократическим путем, а назначаются по решению главы государства, что Хустисиалистская партия превратилась в ручную собачку президента»56. В результате демократизации политического процесса, развернувшегося с 1983 г., в Аргентине возникло множество новых партий и объединений, общее число которых доходит до семи сотен. По нашему мнению, это свидетельствует не только о неустойчивости и фрагментарности партийно-политической системы, но и о ее глубоком кризисе. Чрезмерный «плюрализм» политического спектра создает препятствия для функционирования демократии, порождая апатию электората, создавая условия для бюрократизации правящих коалиций в парламенте и т.д. Показательно, что в последние годы политический процесс в Аргентине развивается по модели «полуторапартийной демократии», когда на фоне большого числа политических объединений происходит постепенное усиление одной партии в лице перонистского партийного блока, постоянно выигрывающего выборы и доминирующего в общественной жизни.
Аргентинская оппозиционная пресса обоснованно пишет о том, что при формальном соблюдении всех атрибутов демократии в стране постепенно укореняется конституционный авторитаризм, происходит фактическое сращивание и переплетение партийных и государственных структур, а президент использует административный ресурс в ходе избирательных кампаний для получения необходимого ему результата. В итоге парламентское большинство, а также большую часть губернаторов провинций и руководителей местной власти представляют члены правящего перонистского блока. Таким образом, слабость политических институтов остается одной из главных проблем аргентинской демократии, поскольку законодательная и судебная рычаги власти нередко выступают лишь как «ручные собачки» президента, что ставит под сомнение
56 La Камой. 2007. 27.Арг.
принцип разделения властей. В заключение согласимся с мнением американского исследователя К. Глэддиша, который считает, что нет идеальной модели демократии, в равной степени оптимальной для всех стран, ее достоинства и изъяны определяются исключительно особенностями истории, культурным разнообразием, этническим составом и уровнем социально-экономического развития каждой страны57.
Список литературы
1. Ивановский З.В. Проблемы и перспективы консолидации новых демократий // Латинская Америка. 2000. №1.
2. Чумакова М.Л. Вызовы стабильности и угрозы демократии: препятствия устойчивому развитию // Латинская Америка: проблемы модернизации в контексте устойчивого развития. М., 2007.
3. Яковлева Н.М. Аргентина // Латинская Америка: испытания демократии. Векторы политической модернизации. Ч. 2. М., 2009.
4. Aguinis M. Kirchner es un virtuoso de la política // http:// www.infobae. com/notas/6.12.2007/
5. Crisis económica y políticas publicas. Las experiencias de Rusia y Argentina. Buenos Aires, 2003.
6. El kirchnerismo. Investigaciones Rodolfo Walsh. 7.06.206 // http://www. rodolfowalsh.org/
7. Garrone V., Rocha L. Néstor Kirchner. Un muchacho peronista y la oportunidad del poder. Buenos Aires, 2003.
8. Solá J.M. Argentina, el sistema de los Kirchner // Política Exterior. Madrid. 2007. Noviembre/Diciembre. N 120.
Поступила в редакцию 9 марта 2011 г.
57 World Politics. 1994. Vol. 47, № 1. P. 160.