Емцева Кристина Эдуардовна
соискатель кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России (тел.: +79189996169)
Особенности преступности в сфере легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем
В статье раскрываются особенности преступности в сфере легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Анализируются вопросы выявления данных преступлений.
Ключевые слова: уголовная ответственность, преступность, преступления в сфере экономической деятельности, легализация (отмывание) преступных доходов, предупреждение преступлений.
K.E. Emtseva, Competitor of a Chair of a Criminal Law of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79189996169.
Features of the crime in the sphere of legalization (laundering) of money or other property acquired by criminal means
The article deals with the issues related to the features of crime in the legalization (laundering) of money or other property acquired by criminal means. Particularly its analysis identification of the facts of legalization (laundering) of money or other property acquired by criminal means.
Key words: criminal liability, crime, crimes in the sphere of economic activity, legalization (laundering) of proceeds of crime, crime prevention.
Говоря об особенностях преступности в сфере легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (ст. 174 и 1741 УК РФ), следует иметь в виду, что это лишь часть экономической преступности в нашей стране. И в этом смысле данная разновидность преступлений не что иное, как индикатор наличия разветвленной системы преступлений экономической направленности, в том числе и тех, которые не попали в поле зрения официальных органов власти. Исходя из данной логической посылки, обе разновидности легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, было бы не совсем верно рассматривать в отрыве от деликтов, которые имеют с упомянутыми деяниями родственную экономико-правовую природу. Несомненно, указанные посягательства являются производными от большинства корыстных и корыстно-насильственных преступлений. В то же время, несмотря на некую универсальность легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, все же можно выделить и
ряд таких преступлений, которые сами могут являться косвенным свидетельством «расширенного воспроизводства отмывания». Это по сути своей деликты, хотя и получившие иную официальную уголовно-правовую оценку, однако отражающие очень схожие по своей правовой природе мотивы и намерения субъектов деяний. К числу их составляющих может быть отнесен целый ряд преступлений: незаконная банковская деятельность (172 УК РФ); приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ) и др. Как видно, все подобные общественно опасные деяния связываются с попыткой придать незаконный вид тем ценностям (деньги, имущество), которые изначально имели сомнительное происхождение.
Анализ следственной практики показывает, что порядок выявления экономических преступлений существенно отличается от алгоритма установления фактов общеуголовных преступлений. Почти аналогичная ситуация складывается и при выявлении преступлений, предусмотренных ст. 174 и 1741 УК РФ.
146
Однако для второго состава (ст. 1741 УК РФ) характерно то, что преступление может быть выявлено в результате обращений граждан в правоохранительные органы с заявлением о совершенном в отношении их преступлении, являющемся основным по отношению к отмыванию [1, с. 32]. Поскольку отмывание имущества, приобретенного другими лицами преступным путем, совершается, как правило, в условиях неочевидности, его выявление происходит в процессе раскрытия и расследования основного преступления, иными словами, обвинение по ст. 174 УК РФ вменяется зачастую дополнительно. В некоторых случаях источником является информация контрольных, надзорных, фискальных и иных органов. Также уголовные дела возбуждаются по первичным материалам различных проверок, в результате анализа смежных преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. И, наконец, выявление легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, происходит в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями и организованной преступностью органов внутренних дел. Отчасти это связано со спецификой отмывания, завершающего цикл теневого оборота имущества.
Следующей особенностью легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, является то обстоятельство, что это преступное деяние тесно связано с налоговыми правоотношениями. Многие экономисты и правоведы обращали внимание на несовершенство отечественной налоговой системы. Известно, что российское налоговое законодательство не только не способствует развитию предпринимательства, но, напротив, сужает рамки инициативы [2, с. 53]. По размерам отмывания доходов, получаемых в результате налоговых преступлений, они, пожалуй, превышают даже размеры легализации доходов, приобретаемых от иной преступной деятельности (наркобизнеса, торговли оружием, проституции, распространения порнографии, хищений). Но уравнивать их по степени общественной опасности было бы принципиально неверно. Уклонение от уплаты налогов характерно для многих граждан и юридических лиц на территории Российской Федерации. Ситуация в данной области может кардинально измениться не с усилением борьбы правоохранительных органов с
уклонением от уплаты налогов и легализацией приобретенных в результате этого преступления доходов, а с изменением налогового законодательства. Поэтому законодателем с 1 февраля 2002 г. уголовная ответственность за отмывание доходов, приобретенных в результате совершения преступлений, предусмотренных ст. 194, 198 и 199 УК РФ, была исключена [3, с. 50]. В литературе еще несколько лет назад вполне справедливо указывалось, что следует готовиться к появлению принципиально новых форм отмывания денег, связанных с широкомасштабным использованием современных коммуникационных технологий (Internet и др.). Сейчас эти технологии в интересующей нас сфере используются лишь как средство быстрой передачи информации при совершении незаконных сделок. Однако есть угроза технологического прорыва: будет создана виртуальная реальность, с помощью которой и в которой будут совершаться действия, просто немыслимые сегодня, которые нельзя проверить и измерить существующими в уголовной юстиции приемами и методами. Компьютерная экономика, развивающаяся у нас на глазах сверхбыстрыми темпами, требует принципиально новых решений. Даже безналичный расчет, который пока еще является достаточно эффективным барьером на пути преступной легализации денежных средств, завтра станет абсолютно беспомощным и, более того, может стать одним из винтиков в преступном механизме [4, с. 54]. Однако этот вызов времени пока еще только предстоит отражать.
Важным представляется выяснение вопроса об источниках нелегального дохода, который преступники пытаются «отмыть» посредством совершения преступлений, предусмотренных ст. 174 и 1741 УК РФ.
Говоря об особенностях совершения легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, В.Б. Букарев, Ю.В. Трунцевский и Н.А. Шуле-пов отмечают, что в настоящее время складывается мнение, что борьба с легализацией преступных доходов крайне неэффективна и иногда носит «показной» характер. Деятельность органов внутренних дел была нацелена на перекрытие каналов финансирования террористических организаций, в результате чего более чем вчетверо возросло количество выявленных преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел также
147
намечена борьба с легализацией преступных доходов через хозяйствующих субъектов, благотворительные фонды, кредитно-финансовые структуры и иные организации, в том числе международные (директива МВД России от 24 октября 2005 г. «О приоритетных направлениях деятельности ОВД и ВВ МВД России, ФМС России в 2006 году», официально опубликована не была). Соответственно, острота и сложность проблемы требуют выработки, принятия и последовательного осуществления комплексной системы мероприятий по защите прав и законных интересов граждан, общества и государства, созданию правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем [5, с. 13-14]. И действительно, цель любой операции по отмыванию имущества заключается в том, чтобы выдать доходы от противоправной деятельности за легальные и получить возможность использовать такие доходы, не вызывая подозрений у правоохранительных органов и не раскрывая их подлинного источника.
В этом контексте следует согласиться с тем, что легализация (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем, - это заключительный этап превращения преступности в высокодоходный и эффективный вид незаконного предпринимательства [6, с. 23], а социальная опасность легализации (отмывания) доходов от преступления определяется тем, что она усложняет выявление и преследование корыстных преступлений, а также изъятие доходов от преступной деятельности [7, с. 517]. В связи с этим следует заметить, что легализация имущества как финансово-экономическая категория тесно связана с проблемой функционирования нелегального капитала, теневой экономики.
При анализе содержания и форм нелегального капитала выясняется, что капитал может быть нелегальным по двум причинам: 1) незаконный способ, источник его получения; 2) незаконная сфера его применения, использования, даже при легальном источнике первоначального возникновения капитала. По источникам образования, а равно сфере приложения нелегальный капитал следует подразделить на криминальный (капитал, полученный в результате совершения преступления и (или) вовлеченный в сферы деятельности, запрещенные уголовным законом); теневой (капитал, полученный в результате совершения правонарушения (деликта) и функционирующий в сферах деятельности, не запрещенных уголовным законом) [8, с. 45]. При этом к источникам об-
разования капитала относятся: легальная деятельность; действия, образующие правонарушения (деликты); преступления. Характер последствий для общества, государства, экономики, соответственно, тоже разный: общественно полезный и необходимый, позитивное воздействие на развитие экономической системы - капитал попадает в сферу налогообложения; негативный, означающий выход оборота из-под контроля государства, развитие коррупции - капитал выводится из сферы налогообложения; общественно опасный - капитал выводится из-под контроля [9, с. 93]. Понимание последствий последнего вида произошло сравнительно недавно. Состояние финансового контроля позволяло лицам, приобретающим крупные доходы от совершения экономических и иных преступлений, вкладывать эти средства в приобретение недвижимости, ценных бумаг, драгоценностей, антиквариата и т.п. Поэтому законодательная конструкция ст. 174 УК РФ оставляла желать лучшего и попросту была не готова для эффективной борьбы с данным явлением. Имели место случаи «бессмысленного расточения уголовной репрессии» [7, с. 521].
К настоящему времени недостатки такого рода в целом изжиты. Вместе с тем, в последние годы в России проявилась еще одна особенность совершения легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, которая связывается с тем, что эти преступления все чаще стали совершаться с использованием международных преступных связей, и повышенная опасность для России в данном случае заключается в том, что, в частности, организованные преступные группировки занимаются отмыванием денежных средств, поступающих из-за рубежа для финансирования незаконных вооруженных формирований. Поэтому неслучайно Россия включается в международную деятельность по противодействию легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Мировое сообщество признает, что легализация (отмывание) доходов, полученных в результате преступной или иной незаконной деятельности, стала глобальной угрозой экономической безопасности, в связи с чем от государств требуется принятие согласованных мер борьбы с этой общественно опасной деятельностью как на национальном, так и на международном уровне. На уровне цивилизованных стран ведется постоянная работа по улучшению результатов противодействия легализации доходов, добытых преступным путем.
148
Как показывает изучение международно-правовых актов и специальной литературы, первые документы в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, датируются 1988 г. В декабре 1988 г. в Базеле руководители Центральных банков тогда еще «большой семерки» приняли Декларацию по принципиальным положениям, относящимся к отмыванию доходов от криминального бизнеса. Другим документом является Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Венская конвенция), принятая 20 декабря 1988 г. В СССР Венская конвенция была ратифицирована 9 октября 1990 г., а вступила в силу 17 апреля 1991 г. [10, с. 133]. Российская Федерация, как известно, является правопреемником СССР в части выполнения международных обязательств. Положения Венской конвенции формулируют вопросы ответственности за конверсию или перевод собственности, сокрытие или утаивание подлинного характера, источников получения собственности, доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотиков; настойчиво указывают на важность применения конфискационных мер. Принято считать, что именно Венская конвенция положила начало формированию международно-правовой базы в сфере противодействия легализации преступных доходов [11, с. 40]. Однако более весомые основы в рассматриваемом аспекте были заложены Конвенцией Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятой 8 ноября 1990 г. [12, с. 379]. Конвенция была ратифицирована Российской Федерацией в 2001 г. [13]. Собственно, это событие и связывается с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [14, с. 7]. Европейская конвенция 1990 г. сыграла большую роль в инициации разработки соответствующих уголовно-правовых мер в законодательстве многих государств, которые в своем большинстве положительно восприняли названные руководящие положения. В то же время национальные уголовно-правовые системы по-разному формулировали диспозиции и санкции уголовно-правовых норм, что объясняется как особенностями правовой идеологии и сложившейся юридической практики, так и определенными конъюнктурными соображениями экономического и политического характера. С точки зрения содержания диспозиций уголовно-правовых норм можно выделить три подхода: широкий, ограничительный и узкий.
В плане широкого подхода примером может служить понятие легализации, предложенное Модельным законом «О противодействии легализации ("отмыванию") доходов, полученных незаконным путем», представленным Постоянной комиссией Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств [15, с. 182]. Легализация («отмывание») доходов, полученных незаконным путем, - умышленные действия по приданию правомерного вида пользованию или распоряжению доходами, полученными заведомо незаконным путем. Доходы, полученные заведомо незаконным путем, - финансовые средства в национальной или иностранной валюте, движимое и недвижимое имущество, имущественные права, объекты интеллектуальной собственности, иные объекты гражданских прав, полученные в результате совершения умышленных действий, противоречащих требованиям законодательства государства. Несколько позже был принят еще один важный документ. Речь идет о том, что государствами ЕС была принята Итоговая декларация Парижской конференции парламентов ЕС по борьбе с отмыванием денег от 8 февраля 2002 г., в которой можно выделить такой момент, как санкции против стран, не сотрудничающих в борьбе с отмыванием денег. Кроме того, в рамках СНГ действует принятая ранее Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., участниками которой являются практически все члены Содружества. В декабре 1988 г. Комитет принял Декларацию «О предотвращении использования банковской системы в целях отмывания денег, полученных преступным путем». А специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН в рамках Глобальной программы ООН против отмывания доходов на 1997-1999 гг. 10 июня 1998 г. были приняты Политическая декларация и План действий против отмывания доходов, в которых подчеркивается, что государства, еще не принявшие соответствующие меры, должны до 2003 г. привести свое национальное законодательство по борьбе с отмыванием доходов в соответствие с международно-правовыми нормами [5, с. 2930]. Говоря о международном опыте, нельзя не затронуть и вопрос о двухсторонних соглашениях в данной сфере.
Изложенное позволяет констатировать, что статистика фактов легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (ст. 174 и 1741 УК РФ), показывает крайнюю противоречивость тенденций их совершения.
149
Еще одна особенность совершения легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, - значительное количество уголовных дел (в целом по ст. 174 и 1741 УК РФ), которые прекращаются после возбуждения и регистрации (почти четверть от всего числа зарегистрированных преступлений), что отражает сложности в вопросах квалификации такого рода деяний. Преступность в виде легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, по своей интенсивности коррелирует с иными составами преступлений в сфере экономической деятельности (контрабанда, незаконная бан-
ковская деятельность и др.), что обусловлено становлением в России рыночной экономики. В числе источников нелегальных доходов, которые преступники пытаются легализовать, преобладают коррупция, торговля наркотиками, незаконная торговля. Сфера противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, уже давно является предметом международного сотрудничества. Россия с начала 2000-х гг. активно подключилась к этому процессу, что находит отражение в изменениях уголовного законодательства, осуществленных в 2001 г., когда была изменена ст. 174 УК РФ и введена новая ст. 1741 УК РФ.
1. Зуев С. В. Осуществление оперативно-розыскной деятельности при выявлении фактов легализации доходов, полученных преступным путем // Российский следователь. 2006. № 5.
2. Нудель С.Л. Проблемы квалификации сокрытия денежных средств или имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов // Российский следователь. 2009. № 11.
3. Пинкевич Т.В. Криминологические и уголовно-правовые основы борьбы с экономической преступностью. М., 2003.
4. Кадовик Е.И., Арутюнов А.А. Организованная группа, преступное сообщество и легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных преступным путем // Юридический мир. 2002. № 4.
5. Букарев В.Б., Трунцевский Ю.В., Шулепов Н.А. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем. М., 2007.
6. Третьяков И.Л. О законодательном регулировании вопросов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем // Законодательство и экономика. 2004. № 4.
7. Клепицкий И. А. Система хозяйственных преступлений. М., 2005.
8. Клепицкий И.А. Отмывание денег в современном уголовном праве // Государство и право. 2002. № 8.
9. Леонтьев Б.М. Глава 1. Преступления в сфере экономической деятельности // Курс уголовного права: Особенная часть / под ред. Г.Н. Борзенкова и В.С. Комиссарова. М., 2002.
10. Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и пси-
1. Zuev S. V. Implementation of operational and investigative activities in identifying factors legalization of proceeds from crime // Russian investigator. 2006. № 5.
2. Nudel S.L. Qualification problems of hiding money or property of the organization or individual entrepreneur, the expense of which should be made tax collection and (or) fees // Russian investigator. 2009. № 11.
3. Pinkevich T.V. Criminological and criminal law framework of the fight against crime. Moscow, 2003.
4. Kadovik E.I., Arutyunov A.A. Organized group, criminal association and legalization (laundering) of money derived from criminal activity // Legal world. 2002. № 4.
5. Bukarev V.B., Truntsevsky Yu.V., ShulepovN.A. Criminal liability for the legalization (laundering) of proceeds from crime. Moscow, 2007.
6. Tretyakov I.L. About legislative regulation of questions of counteraction to legalization (laundering) of proceeds from crime // Law and economics. 2004. № 4.
7. Klepitsky I.A. The system of economic crimes. Moscow, 2005.
8. Klepitsky I.A. Money laundering in the modern criminal law// State and Law. 2002. № 8.
9. Leontiev B.M. Chapter 1. Crimes in economic activity // Course of criminal law: The special part / ed. by G.N. Borzenkov and VS. Komissarov. Moscow, 2002.
10. The UN Convention «On the fight against illicit traffic in narcotic drugs and psychotropic substances» (the Vienna Convention) of Dec. 20, 1988 // Collection of International Treaties of the USSR and the Russian Federation. Moscow, 1994.
11. Volzhenkin B.V. Laundering of money. St. Petersburg, 1998.
150
хотропных веществ» (Венская конвенция) от 20 дек. 1988 г. // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. М., 1994. Вып. X.
11. Волженкин Б.В. Отмывание денег. СПб., 1998.
12. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности // Международное право в документах /сост. Н. Т. Благова, Г.М. Малков. М, 2002. С. 379-387.
13. О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности: федер. закон от 28 мая 2001 г. № 62-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2280.
14. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: фе-дер. закон от 7 авг. 2001 г. № 115-ФЗ (в ред. от 17.07.2009) // Рос. газ. 2001. 9 авг.; 2009. 9 июня.
15. О Модельном законе «О противодействии легализации ("отмыванию") доходов, полученных незаконным путем»: постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 8 дек. 1998 г. № 12-8 // Болотский Б.С., Волеводз А.Г., Воронин Е.В., Калачев Б.Ф. Борьба с отмыванием доходов от индустрии наркобизнеса в странах содружества. М., 2001.
12. Council of Europe Convention on laundering, search, seizure and confiscation of the proceeds from crime // International law documents / comp. N.T. Blagova, G.M. Malkov. Moscow, 2002. P. 379-387.
13. About ratification of the Convention on laundering, search, seizure and confiscation of the proceeds from crime: fed. law of May 28, 2001 № 62-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2001. № 23. Art. 2280.
14. About counteraction to legalization (laundering) of proceeds from crime and financing of terrorism: fed. law of Aug. 7, 2001 № 115-FL (in ed. of 17.07.2009) //Rus. newsp. 2001. Aug. 9; 2009. June 9.
15. About the Model Law «On combating legalization ("laundering") proceeds of crime: decision of the Inter-Commonwealth of Independent States of Dec. 8, 1998 № 12-8//Bolotsky B.S., Vobvodz A.G., Voronin E.V., Kalachev B.F. The fight against money laundering from drug trafficking industry in the Commonwealth countries. Moscow, 2001.
151