УДК 372.8:371
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Е.М.Ибрагимова, Л.М.Свердлова, Ю.Н.Кузнецова
В статье выявлены особенности преподавания юридических дисциплин, учет которых позволяет не только более эффективно выстроить изучение правового курса, но и сформировать важнейшие правовые компетенции, являющиеся основой гражданского воспитания.
Ключевые слова: правовое образование, правовое воспитание, методика преподавания права, правовые компетенции.
Задача построения правового государства в Российской Федерации, переход к рыночным отношениям в экономике, кризис в социальной, политической сферах, поляризация мнений и общественных движений, обновление законодательства обусловливают необходимость особого внимания к проблемам правового образования. Учитывая тот факт, что в настоящее время во всех учебных заведениях, начиная со средней общеобразовательной школы, преподаются основы права, можно утверждать, что все россияне в той или иной мере овладевают основами знаний о российской правовой системе, о важнейших законах, регулирующих права и свободы граждан, о содержании российской Конституции.
Основными направлениями модернизации общего образования, как известно, являются: личностная ориентация содержания образования; его деятельностный характер, направленность содержания образования на формирование профессиональных и общекультурных компетенций -готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и особые способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Цели преподавания юридических дисциплин зависят от уровня развития общества и ряда областей научного знания, формируются на основе государственной и общественной политики в области правового образования. Основополагающей целью изучения права на современном этапе является воспитание обучающихся в духе глубокого осознания необходимости
соблюдения прав человека: формирование в человеке осознания собственного достоинства и уважения к другим людям. Представление о достоинстве человеческой личности являются ключевым понятием в теории естественного права. Только уважая в себе личность, человек способен уважать права других людей и отстаивать свои собственные права, а естественным следствием явится сознательное социально активное поведение.
Изучение юридических дисциплин дает самые необходимые в повседневной жизни каждого человека практические знания о праве и его отраслях, об устройстве государства и его органов, о юридических организациях и юридической профессии, о правовых и иных мирных процедурах решения проблем, о важнейших правах и обязанностях гражданина, а также дополнительные сведения из истории и философии права и государства. Обладание названными знаниями делает человека компетентным гражданином. Названные цели и задачи определили особенности преподавания правовых дисциплин. Разберем некоторые их них.
Особое внимание следует уделить темам, раскрывающим права человека, знания которых является исходными для изучения взаимоотношений человека, общества и государства, отношений граждан между собой. Основные права и свободы человека, провозглашены во Всеобщей Декларации прав человека (10.12.1948), зафиксированы в Международном пакте о гражданских и политических правах (26.03.1966) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (03.01.1966), а также гарантированы Конституцией РФ (12.12.1993).
Учитывая, что на знаниях важнейших международных документов и Конституции РФ основывается усвоение всех без исключения тем учебного курса, перед преподавателем встает задача научить учащихся работать с документами, применять на практике приобретенные умения. Обучение праву предполагает выстраивание определенной логики изучения правовых проблем. Законодательную основу изучения российского права в общеобразовательных организациях Российской Федерации составляет Конституция РФ. Согласно
Государственным стандартам средней общеобразовательной и профессиональной школ РФ Конституция Российской Федерации изучается на протяжении всего периода обучения праву. Знание Основного закона страны рассматривается как основополагающее, вокруг него строится изучение основ различных отраслей права, а конституционное право является важнейшей отраслью российского правоведения и определяет исходные положения для отраслевых юридических дисциплин, поэтому изучается первым среди всех остальных отраслей права. На занятиях минимум времени рекомендуется уделять лекционным, традиционным методам, простой передаче и воспроизводству информации, а акцент сделать на применение правового материала, решение реальных проблем, совместную работу, творческое мышление. Научить учащихся методике работы с юридическими документами так, чтобы они пронесли эти умения через всю жизнь - задача первостепенной важности.
Не менее важным представляется и работа с дефинициями, формирующая правовые знания, развивающая юридическое мышление и юридический язык. Изучение права зачастую происходит на абстрактном уровне, но сложные юридические абстракции теряют силу, если их изолировать от конкретных проявлений, поэтому следует уделять больше внимание конкретным юридическим фактам и явлениям при познании права. Основными понятиями, вокруг которых строится весь правовой курс в средних общеобразовательных организациях, являются дефиниции «право» и «закон». Постоянные изменения, происходящие в юридической системе, в праве за последнее время привели к появлению нового правового знания: понятий и категорий, таких как, правовое государство, правовая культура, правовой нигилизм, конституционализм, гражданское общество и др. Их изучение требует специального внимания и ставит задачу разработать результативную методику работы с юридическими понятиями и определениями.
Проблема реализации важнейшей цели воспитания - формирование не только законопослушного гражданина, знающего свои обязанности, но и
умеющего отстаивать свои права, - выдвинула необходимость замены догматического познания права на активное его усвоение на основе применения новых более эффективных формы и методов обучения. И российская система образования уже вплотную подошла к внедрению инновационных технологий и методов в учебный процесс в широком масштабе. При этом наиболее значимая проблема современной методики обучения праву - ориентация учебного процесса на активную творческую мыслительную работу обучаемых в контексте развития их аналитико-конструктивных умений.
Методической основой, которая соединяет научную теорию с практикой, правопонимание с правоприменением, может стать использование активных и интерактивных методов обучения праву, таких как ролевые, деловые игры, кейс-метод, психотехнические игры и упражнения, работа в малых группах, дискуссии, работа с правовыми источниками, литературными и правовыми текстами и др. Внедрение их в практику преподавания права способствует формированию у обучающихся целостной системы знаний и, соответствующих этим знаниям, практико-ориентированных и актуальных для гражданина России умений и навыков, развитию творческого потенциала обучающихся, умения применять знания и действовать в условиях стандартных правовых ситуаций, развитию коммуникативных умений и навыков, актуальных для адаптации в социуме.
На занятиях по праву необходимо создать условия, позволяющие освоить практические навыки общения, публичного выступления, ведения переговоров, заключения договоров, написания деловых писем и юридических документов, обращения в суд, работы с юристом, разрешения конфликтов, решения личных и общественных проблем. Интерактивные методы позволяют учащимся побывать в роли судьи, адвоката и прокурора в учебном судебном процессе, в роли клиента и юриста на переговорах, в роли государственных служащих и общественных активистов в ходе общественных и законодательных слушаний. Эти навыки дают в руки человеку действенные инструменты решения личных и общественных проблем. Учащийся приобретает желание и способность участия
в жизни гражданского общества, становится активным гражданином своей страны. Интерактивные методы позволяют не только отработать практические умения и навыки, но и прожить, пропустить через себя знания, которые впитываются и остаются почти навсегда [3].
Особое внимание необходимо уделять борьбе с правовым нигилизмом, который распространен среди части молодежи, и одновременно развитию критического мышления. Такой подход необходим не только для объективного анализа правовой ситуации в стране, что поможет более глубоко осмыслить противоречивую природу и характер правовых явлений и процессов, но и обучает принятию правовых решений в сложных жизненных ситуациях, в которых может оказаться гражданин, осмыслению им своих поступков с точки зрения права.
Учитывая, что изучение права влияет на поведение и деятельность конкретного человека, на первый план выдвигается требование связи преподавания права с жизнью, внедрение которого в практику правового обучения помогает избежать излишнего теоретизирования, приблизить преподавание к действительности, к реалиям жизни, в которых отражается право, правовые явления. Познание же самого права возможно лишь в условиях применения исторического и диалектического подходов к исследованию правовых явлений во взаимосвязи с другими общественными явлениями. Преподавание права требует гуманистического, ценностного подхода, использования личностно-ориентированных методов, таких как учебное сотрудничество, метод проектов, моделирование и др. Они призваны помочь сформировать у учащихся убеждения: закон - не цель, а средство для нормального функционировании общества, а обладание правами и свободами неразрывно связанно с ответственностью человека за свои поступки. На этой основе легче отработать навык у учащихся оценки общественных явлений и жизненных ситуаций с правовой точки зрения.
Еще одной особенностью является интеграция: правовое обучение и воспитание будут более эффективными, если войдут составной частью в
преподавание других дисциплин, прежде всего это история и обществознание, а также внеурочная работа. Таким образом, учащиеся смогут получить значительную сумму правовых сведений, которые будут живыми, эмоционально насыщенными иллюстрациями к правовым нормам, что способствует повышению правовой культуры обучающихся.
Сравнительно новым подходом, повышающим интерес к изучению права, является региональный подход, который связан с рассмотрением места права, его роли в местном сообществе, в селе или городе, в котором живут люди, познающие право, разбор на местном материале правовых явлений, в том числе и носящих негативный характер. Для Республики Татарстан характерным является изучение Конституции РТ, законодательства республики, не только их особенностей, но и выявление общих черт с российским законодательством и международным правом.
Реалии сегодняшнего дня таковы, что изучение права требует особого внимания к формированию знаний, умений и ценностей ненасильственного мирного разрешения индивидуальных и общественных проблем, принятию взвешенных, ответственных решений. Следует научить учащихся переводить эмоции в рациональное русло, так как эмоции могут блокировать или сильно затруднить учебную деятельность, подтолкнуть учащихся к безответственным и радикальным решениям и действиям при решении встречающихся жизненных проблем.
Важнейшим условием эффективности преподавания права служит сформированная методическая компетенция преподавателя, которая включает аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные навыки и навыки самоанализа. К методической компетенции преподавателя вообще, и учителя права, в частности, относятся умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать решения, развивать навыки творческой педагогической деятельности, конструирования логики учебного и воспитательного процессов, разрешения возникающих трудностей и проблем, приемов самостоятельного и мобильного решения педагогических задач,
генерирования идей, нестандартного мышления, что в целом способствует повышению профессионализма обучающего [2].
Итак, все более полное включение России в общемировые политико-правовые процессы и внутренняя структурная реформа требуют от системы образования поиска новых подходов, содержания, методов, а от органов государства взвешенного, ответственного регулирования отношений, возникающих в сфере образования. Преобладающими средствами, с помощью которых государство оказывает свое влияние, в том числе и на систему образования, являются правовые. Анализ литературных источников и педагогической практики позволяет определить особенности методики преподавания юридических дисциплин, и на их основе выработать направление поиска наиболее продуктивных подходов и способов обучения юриспруденции.
Право в настоящее время пронизывает образовательный процесс, регулируя значимые отношения между всеми участниками образовательного процесса, задает содержательную основу многих учебных дисциплин, в первую очередь, правовых и влияет на выбор педагогических средств обучения и воспитания. Учащиеся овладевают реальной информацией в области права, демократии и прав человека посредством педагогических методик, которые способствуют совместному обучению, критическому мышлению и способности быть полноправными членами демократического общества. Это позволяет развить у обучающихся способности к целеполаганию, самостоятельному прохождению процесса выработки решения правовых задач, активизировать и интенсифицировать интеллектуальную деятельность обучающегося совместно с обучающим [1].
Среди методов правового обучения лидирующее положение занимают инновационные интерактивные методы, т.к. они основаны на активизации процесса самостоятельной выработки решений, творческого мышления, а также мотивационного и эмоционального фона обучаемых. Внедрение этих методов обучения позволяет направить целостный учебный процесс на интенсификацию
мышления обучаемых, формировать творческие способности обучаемых посредством развития их аналитико-конструктивных умений.
Одним из условий осуществления педагогической деятельности служит владение преподавателем профессиональной компетентностью, включающим методическую компетенцию. Основу методической компетенции составляет приобретенный синтез знаний, умений, навыков творческой педагогической деятельности. Организационная функция методической компетенции является основной в управлении процессом обучения праву, а активные и интерактивные методы - одним из способов ее формирования. В преподавании права основной акцент переносится с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно, на освоение навыков работы с правовой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, на формирование навыков самостоятельного (критического), а не репродуктивного типа мышления. Если выпускник общеобразовательного учебного заведения после изучения правового курса может применять выработанные умения и полученные правовые знания в своей жизни, то есть решать возникающие проблемы на правовой основе, то его можно считать компетентным в данной области.
Источники:
1. Ибрагимов Г.И. Процесс обучения в высшей школе в условиях модернизации ФГОС: болевые точки // Alma mater. 2013. № В. С. 6-l4.
2. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие. М., 200В.
3. Энциклопедический словарь-справочник «Профессиональное образование» в 2-х томах: т.1. Термины по методологии, теории и практике профессионального образования / под научной редакцией академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Г.В.Мухаметзяновой. Казань: ИПППО РАО. 20В.
References:
1. Ibragimov G.I. Process obucheniya v vy'sshey shkole v usloviyah modernizacii FGOS: bolevy'e tochki // Alma mater. 2013. № В. S. 6-l4.
2. Skakun V.A. Osnovy' pedagogicheskogo masterstva: uchebnoe posobie. M., 2008.
3. E'nciklopedicheskiy slovar'-spravochnik «Professional'noe obrazovanie» v 2-h tomah: t.l. Terminy' po metodologii, teorii i praktike professional'nogo obrazovaniya / pod nauchnoy redakciey akademika RAO, doktora pedagogicheskih nauk, professora G.V.Muhametzyanovoy. Kazan': IPPPO RAO. 20D.
Зарегистрирована: 19.03.2014