Е.В. Ушакова
Московский филиал Высшей школы народных искусств (института)
Особенности преподавания гуманитарных дисциплин в процессе подготовки художников декоративно-прикладного искусства
Одним из приоритетных направлений развития совремнного образования является интегрированное изучение различных предметов, целью которого является формирование целостной картины мира у студентов, понимания взаимосвязей между различными областями знаний. Особенно актуальным представляется создание системы изучения гуманитарных и
общепрофессиональных дисциплин в их взаимосвязи в процессе обучения традиционному декоративно-прикладному искусству.
Интегрированное изучение служит формированию общекультурных компетенций, развивает метапредметные умения, способность рассматривать различные аспекты того или иного явления или понятия, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи.
Совершенствуя знания студентов по истории искусств, английскому языку, русскому языку и культуре речи, философии, литературе, мы формируем систему представлений о развитии мировой культуры. Как отмечал К.Д. Ушинский «знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь» [2, 178].
Единая для всех искусств категория художественного образа является
сквозной составляющей гуманитарных дисциплин. Именно на этой основе
возможна интеграция в учебном процессе различных областей знания. Можно
выделить следующие комплексные темы, которые преподаватель затрагивает на
занятиях по литературе, русскому языку и культуре речи, истории искусств, а также
45
живописи, рисунку, композиции, цветоведению: композиция, плановость, перспектива, контраст (антитеза, светотень) и т.д.
Содержание учебных курсов формируется с учетом профиля получаемого профессионального образования. Рассмотрим, как реализуется данный принцип на занятиях по литературе. В программу по отечественной литературе включены достаточно большие разделы, посвященные изучению фольклора и древнерусской литературы, как основам русской традиционной культуры. Изучение литературы служит не только формированию эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов, но и знакомит студентов со своеобразием национальной культуры в целом, знание которой представляется неотъемлемым компонентом подготовки будущих художников традиционного декоративно-прикладного искусства. Особое внимание уделяется истокам народного мировосприятия, нашедшим свое выражение, как в произведениях устного народного творчества, так и в художественных промыслах.
Диалог языков разных искусств на занятиях способствует большей заинтересованности студентов в изучении предмета, дает возможность проявить свои способности при подготовке индивидуальных сообщений и презентаций, посвященных творчеству поэтов и художников. Как реализуется одно и то же направление или идея в языках различных видов искусств? Такой вопрос является сквозным при изучениия литературы и заставляет студентов более отчетливо представить черты того или иного произведения искусства, стимулирует их творческую активность, в результате которой они вступают в диалог с преподавателем, предлагая свои интерпретации. Чтение и анализ произведений мировой литературы также способствует формированию эстетического вкуса, развивает навык устной и письменной речи, а также критическое мышление.
В выборе тем учитываются особенности направления «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», так что многие из них посвящены теме художественного творчества. Также важным является изучение творчества писателей, затрагивавших тему декоративного искусства в своих произведениях.
46
В процессе преподавания литературы необходимо обратить внимание студентов на присутствие в тексте художественных произведений описаний живописных полотен, архитектуры, скульптуры. Подобные словесные изображения порождают особенный смысл, о чем писал Ю.М. Лотман « «В реальности искусство всегда говорит многими языками. При этом языки эти находятся между собой в отношении неполной переводимости или полной непереводимости. Именно переводимость непереводимого, требующая высокого напряжения, и создает обстановку смыслового взрыва. Невозможность однозначного перевода языка поэзии на язык живописи или даже, казалось бы, на более близкие языки театра и кинематографа является источником порождения новых смыслов» [1, 63].
Можно обозначить несколько аспектов, которые представляются основополагающими в процессе обучения будущих художников. Существенным направлением интегрированного изучения литературы и живописи является изучение направлений в искусстве, таких как романтизм, импрессионизм, сюрреализм. На занятиях, посвященных творчеству писателей, близких тому или иному художественному течению, обязательно идет речь и о живописи в контексте общего развития искусства. Эти знания оказываются полезными для студентов и перекликаются с курсом «Истории искусств». Определенное сходство существует и в терминологии, используемой в живописи и литературе: портрет, пейзаж, композиция. При рассмотрении художественных произведений этим понятиям уделяется особое внимание.
Восприятие и литературного, и живописного произведения предполагает творческую активность воспринимающего сознания, работу воображения. Поэтому целесообразным представляется разработка системы творческих заданий, а также организация занятий во внеурочное время, способствующих созданию условий для более плодотворной деятельности студентов по изучению литературы, стимулирующих их творческую активность. Это проведение литературно-музыкальных вечеров, занятий литературной студии, конкурсов на лучшую
иллюстрацию к произведению. Результатом данного вида деятельности являются рисунки, стихи, рассказы, эссе студентов, которые проявляют заинтересованность в дальнейшем постижении тайн творчества, совершенствуя свое мастерство в различных областях искусства.
Гуманитарные дисциплины являются важной частью учебного процесса, одна из целей которого - формирование творческой индивидуальности художника. Необходим особый подход к отбору материала, вызывающего интерес у студентов и способствующего совершенствованию их мастерства.
Изучение литературы, философии, истории, русского языка и культуры речи студентами, занимающимися декоративно-прикладным искусством, формирует представлении об основных эпохах в развитии мирового искусства от античности до наших дней, о факторах, лежащих в основе изменения характера мышления от эпохи к эпохе, а также учит ориентироваться в культурном пространстве. В процессе обучения происходит обогащение представлений студентов о взаимосвязи разновидностей искусства, развитие системного мышления, реализуется творческий потенциал будущих художников.
Список литературы:
1. Лотман Ю.М. Непредсказуемые механизмы культуры. Таллин: TLU Press, 2010.
2. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : В 11 т. Т.3. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1948. - 692 с.