PHILOLOGICAL SCIENCES
FEATURES OF TEACHING "BUSINESS PLANNING" IN ENGLISH Aliyasova A.V. (Republic of Kazakhstan) Email: Aliyasova447@scientifictext.ru
Aliyasova Anastasiya Vasilievna - PhD in Philology, Associate Professor, DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES AND TRANSLATION, INNOVATIVE EURASIAN UNIVERSITY, PAVLODAR, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: in modern society, the knowledge of a foreign language is considered as one of the main tools for expanding professional knowledge and capabilities. To improve the efficiency and effectiveness of foreign language education, it is necessary to introduce other methods of teaching foreign languages. One of these techniques is the methodology of subject-language or context-language integrated learning (CLIL). This method is considered one of the most promising methods of teaching foreign languages to students of economic specialties, which is aimed at developing students' communicative, professionally-directed competence in a foreign language in the same educational context in which general educational knowledge and skills are formed and developed. Keywords: subject-integrated approach, CLIL, HOTs, LOTs.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ» НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ Алиясова А.В. (Республика Казахстан)
Алиясова Анастасия Васильевна - кандидат филологических наук, ассоциированный профессор, кафедра иностранных языков и переводческого дела, Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар, Республика Казахстан
Аннотация: в современном обществе владение иностранным языком рассматривается как один из главных инструментов расширения профессиональных знаний и возможностей. Для повышения эффективности и результативности иноязычного образования необходимо внедрять иные методики преподавания иностранных языков. Одной из таких методик является методика предметно -языкового или контекстно-языкового интегрированного обучения (CLIL). Данная методика считается одной из наиболее перспективных методик обучения иностранным языкам студентов экономических специальностей, которая направлена на формирование у студентов коммуникативной профессионально-направленной компетенции на иностранном языке в том же учебном контексте, в котором формируются и развиваются общеобразовательные знания и умения. Ключевые слова: предметно-интегрированный подход, CLIL, HOTs, LOTs.
Исходя из обозначенной цели, в рамках проведенного исследования была осуществлена попытка интеграции экономической дисциплины «Планирование деятельности предприятия» с дисциплиной «Иностранный язык» на основе методики предметно-языкового интегрирования обучения.
Говоря об основных отличиях разработанного на иностранном языке УМК и разработанной интегрированной дисциплины от обычной, следует отметить, что преимущество заключается главным образом в повышенной степени
сфокусированности создания данной дисциплины на основе конкретных дисциплин последующего периода обучения с использованием технологии предметно-языкового интегрированного обучения. Если разработка обычного модуля проводится с использованием обще гуманитарного учебника английского языка, то в предложенном модуле используются конкретные материалы по специально спроектированному учебнику с элементами предметно-языкового интегрированного обучения.
Дисциплина «Планирование деятельности предприятия» изучается с помощью английского языка, который выступает инструментом для освоения данной дисциплины, не являющейся лингвистической, именно поэтому данная методика гораздо больше, чем простое стандартное обучение иностранным языкам. Таким образом, целью предметно-языкового интегрированного обучения становится одновременное освоение специализированного предмета и иностранного языка, на котором предмет изучается
Выбор предмета обусловлен тем, что «Планирование деятельности предприятия» является одним из профильных предметов, играющих важную роль в подготовке будущих экономистов и менеджеров.
Основными задачами преподавания данной дисциплине с помощью методики интегрированного предметно-языкового обучения являются:
- качественное повышение уровня владения английского языка;
- развитие навыков высокого уровня мышления (High-order thinking skills, HOTS), то есть навыков проведения самостоятельного анализа и оценки.
Предполагается, что обе задачи будут решены благодаря следующим факторам.
Во-первых, дисциплина является профильной дисциплиной подготовки экономистов, затрагивающей темы бизнеса и экономики, часто обсуждаемых в СМИ. Более того, значение планирования в деятельности предприятия трудно переоценить, поскольку именно план представляет собой ориентир, к которому стремится организация, и одновременно критерий успешности ее деятельности.
Во-вторых, изучаемая лексика в большинстве тем курса будет интуитивно понятна, так как используется в русском языке. Например, Business Planning - бизнес-планирование, financial - финансовый, Plan - план, Programme - программа, Strategics - стратегия, Tactics - тактика, Efficiency - эффективность.
В-третьих, большинство заданий нацелены на развитие мыслительных навыков, при этом особое внимание уделяется самостоятельно выполненной работе по заданным критериям.
Разработка курса осуществляется на основе таких принципов, как принцип коммуникативности, преемственности, профессиональной направленности, взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, сознательности и мотивации [1, c. 99]. Выступая в основном в своем традиционном виде, некоторые из них проявляются на разных этапах по-разному. Специфика этапов определила включение и дополнительных положений по соотношению традиционных и интенсивных методов обучения для подготовительного этапа и соотношению лекционных и практических занятий для двух последующих этапов.
Применительно к теме нашего исследования, которая заключается в развитии англоязычных профессиональных умений студентов в области экономики, синтез целей обучения будет состоять в развитии способности выполнения постепенно усложняющихся профессиональных действий средствами иностранного языка. Например, если будущему экономисту необходимо научиться проводить анализ ценообразования на монополистическом рынке, то ему следует, с одной стороны, изучить рыночные цены при стремлении монополии к максимуму прибыли, рассмотреть цены при альтернативных целях монополии, исследовать понятие «ценовая дискриминация», а с другой - изучить английские языковые средства для выражения данной информации.
Содержание дисциплины «Планирование деятельности предприятия» предусматривает изучение теоретических и практических основ планирования с новых рыночных позиций, основных видов (стратегическое, деловое, текущее и оперативное планирование), методов и принципов планирования, а также планирование в функциональном разрезе, т.е. с различных сторон финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Ведущая роль дисциплины по отношению к английскому языку обусловливает предметно-тематическую модульную структуру программы дисциплины. Выбор и последовательность тем соответствуют принятой в профессиональной среде логике изложения основ экономической теории. Это означает, что в целом тематическое содержание и структура дисциплины не отличается от того, что изучают студенты в рамках этой дисциплины на русском языке.
Так как и в традиционных курсах экономического языка, и в интегрированных курсах предметное содержание сконцентрировано в текстах, то лексический компонент определяется тематикой текстов. И там, и там введение новой лексики привязано к основному тексту для чтения, и работе с лексикой отводится значительное место. Однако формы работы по изучению лексики имеют принципиальные отличия.
Учебно-методический комплекс (УМК) представляет собой совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех обучающихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности [3, c. 15].
Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины «Планирование деятельности предприятия» направлен на решение следующих задач:
- определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программы специальности 5В050600 «Экономика»;
- реализация междисциплинарных логических связей данной образовательной программы;
- распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий;
- организация самостоятельной работы обучающихся в аудиторное и внеаудиторное время;
- активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся.
Целевая аудитория данного УМК включает студентов бакалавриата, обучающихся
по специальностям 5В050600 «Экономика».
УМК дисциплины «Планирование деятельности предприятия» на английском языке способствует организации учебного процесса с использованием методик предметно-языкового интегрированного обучения и межпредметных связей. Кроме того, он способствует формированию нового интерактивного способа мышления характерного для современного педагога, при интеграции научных знаний в теоретическом исследований и практической деятельности, в использовании различных источников информации для достижения наибольшей эффективности в изучении предмета.
Одним из эффективных инструментов планирования результатов обучения является силлабус, который в узком смысле слова выполняет функции рабочей программы дисциплины. Однако, в широком смысле слова, он является инструментом не только для обозначения традиционных разделов дисциплины, но и выражения личной педагогической философии преподавателя. В частности, разработанный силлабус по дисциплине «Планирование деятельности предприятия» для студентов специальности «Экономика» включает в себя множество разделов, позволяющих охарактеризовать ответственность и обязанности обеих сторон - и студента, и преподавателя.
Формируемый учебно-методический комплекс по дисциплине «Планирование деятельности предприятия» содержит профессионально-ориентированные задания,
требующие от студентов, помимо применения опыта и предоставляемых теоретических данных, развития нестандартного мышления в процессе поиска креативных решений.
Таким образом, его содержательную основу должен составить лекционный комплекс, темы которого должны быть интегрированы между собой таким образом, чтобы язык выступал не только в качестве инструмента, который несет в себе знания, но и стимулирующим готовность студентов к самопознанию и порождению новых знаний через общение со сверстниками и преподавателем в процессе решения профессионально-ориентированных задач.
Список литературы /References
1. Бибикова Э.В. Особенности профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе. III Международная научно-практическая конференция «О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики».. Красноярск, 2016. С. 96-100.
2. Coyle D. CLIL Content and Language Integrated Learning / D. Coyle, Ph. Hood, D. Marsh. CUP, 2010.
3. Бурдакова О.Н. Методика интегрированного обучения предмету и языку в учебном процессе Нарвского колледжа ТУ [Электронный ресурс] / О.Н. Бурдакова, А.А. Джалалова, Н.П. Рауд, 2011. 66 с.
4. Клец Т.Е. К вопросу об использовании предметно-языкового интегрированного обучения CLIL в системе иноязычной подготовки студентов // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты, 2015. № 30. С. S3-S9.
5. Предметно-языковое интегрированное обучение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.britishcouncil.org/europe/our-workin-europe/content-and language-integrated-learning-clil/ (дата обращения: 18.12.2014).