Е.Б. Григоревская,
Московский филиал Высшей школы народных искусств (институт)
Особенности преподавания декоративной живописи на отделении художественной росписи ткани
Цвет имеет огромное значение для художника декоративно-прикладного искусства. Очевидно, что фундаментальной дисциплиной для подготовки специалистов в этой области является живопись. Мир воспринимается человеком в цвете. Бесконечная смена цветовых ощущений сопровождает нас всю жизнь. Владение живописью, её техническими приёмами, является необходимым условием становления творческой индивидуальности будущего художника.
В соответствии с государственным образовательным стандартом, учебный план предполагает изучение таких предметов, как «Академическая живопись» и «Декоративная живопись», которые являются предметами специального художественного цикла.
Обучение академической живописи направлено преимущественно на работу с натурой, изучение особенностей восприятия окружающего мира и изобразительных возможностей различных художественных материалов. Освоение академической живописи призвано стать базисом для дальнейшей творческой деятельности в области специального проектирования.
«Декоративная живопись», как учебный предмет, тесно связана с предметом «Академическая живопись» и призвана не только способствовать развитию более тонкого восприятия цвета, но и развитию творческой фантазии обучающихся студентов, и, в конечном итоге, становлению творческой индивидуальности будущего художника декоративно-прикладного искусства.
Изучение декоративной живописи для студентов, обучающихся художественной росписи ткани является приоритетным. Данный предмет стимулирует развитие художественно-образного творческого мышления, развивает чувство цвета, зрительную память, воображение и фантазию. Многие
навыки, полученные в процессе изучения искусства декоративной живописи, позволяют студентам более профессионально и осмысленно выполнять творческие проекты на занятиях по художественному проектированию.
Прослеживая исторически развитие изобразительного языка и выразительных средств в живописи с позиции использования принципов декоративности, можно сказать, что декоративность в той или иной мере и в разные периоды развития искусства, присуща практически всем живописным произведениям. Что же касается декоративно-прикладного искусства, то можно утверждать, что цвет в декоративном искусстве, и, особенно, в традиционном прикладном искусстве, играет особо значимую роль, взаимодействуя с орнаментальностью и формой изделий, позволяет создавать уникальные произведения. Колорит изделий, как правило, условно-насыщенный, отличается эмоциональностью и красочностью. Это всегда подчеркивает образность произведения декоративно-прикладного искусства, усиливает эмоциональное воздействие на зрителя.
Понимание декоративности необходимо художникам, создающим произведения декоративно-прикладного искусства. В декоративной живописи нужно научиться отбирать те свойства и качества натуры, которые в наибольшей степени соответствуют языку декоративно-прикладного искусства. Это, например, плоскостная трактовка предметов и орнамента, расположенного на предметах и тканях учебной постановки, колорит, который оперируя условными цветовыми сочетаниями, придает работе эмоциональность и выразительность. Цель работы - научиться способности перевоплощать реальные формы и предметы окружающей среды в условные плоскостные орнаментальные образы. Процесс этот сложен. Он связан с орнаментальной трансформацией предметов и объектов, выявлением главного, характерного для изображаемых предметов.
Важно отметить, что методика преподавания курса «Декоративная живопись» базируется на основных законах изобразительного искусства -цветовой гармонии, пропорциональности изображения, композиционной завершенности и т.д.
Рассматривая учебный предмет «Декоративная живопись» необходимо
9
понимать, что преподавание его на различных специальностях несет в себе особенности, которые диктуются образовательными целями и задачами данной специальности. Это обусловливается характером учебных постановок, их цветовой и предметной наполненностью, а, так же, характером живописного изобразительного материала, которым будет вестись работа. Кроме того важным аспектом является поставленная перед студентом художественно-образная задача, выполнение которой принесет желаемый успех в результате работы.
Остановимся на особенностях преподавания декоративной живописи студентам, обучающимся художественной росписи ткани.
Приоритетным материалом в выполнении живописно-декоративных работ становится акварель. Этот материал наиболее близок по технологии использования к краскам, используемым в росписи ткани. Такое сходство материалов дает возможность выполнять на бумаге живописные работы с характерными элементами росписи по ткани, например живопись по сырой бумаге, использования солевых растворов и солевых эффектов, как выразительных элементов, наложение красок слоя на слой.
Использование перечисленных приемов живописи может способствовать не только интересным живописным исполнениям, но и закреплению навыков работы с водными красками. Нужно отметить, что живописные эксперименты, в которых для декоративной живописи в качестве изобразительного материала использовались текстильные красители, давали интересные творческие результаты.
Кроме водных красок в живописных декоративных работах возможно использование пастозных плотных красок, таких как гуашь и темпера. Эти материалы характеризуются такими особенностями, как возможность исправления или перекрытия отдельных мест в живописной работе.
Многие живописные приемы в декоративной живописи практически не
отличаются от живописи станковой. Автор может работать, используя такие
приемы, как ала-прима, лессировка, послойное письмо и многие другие.
Главными же в достижении результата в работе над декоративной живописью
являются стилизация изображения, орнаментальная наполненность, условность
10
изображения, образность. Это означает, что студенты, изучая предмет «Декоративная живопись», должны научиться умело владеть изобразительными материалами, знать законы живописного изображения.
Характер и наполненность постановок по декоративной живописи отличаются от постановок станковой живописи. Главной отличительной особенностью является так называемый «приподнятый» цвет предметов и объектов. Главным критерием оценки цвета в декоративной живописи является его колористическая гармония, соответствие цветовой трактовки форм творческому композиционному замыслу.
Художественное произведение в декоративной живописи должно обладать композицией, обусловленной его содержанием, художественным замыслом, стилистической цельностью и завершенностью исполнения.
Обучение декоративной живописи должно делиться на этапы, каждый из которых несет в себе конкретные учебные задачи. Начиная с простых живописных работ, например декоративного изображения листьев, студенты осваивают элементарные и разнообразные приемы и фактурные изображения. Это могут быть заливки цветными плоскостями поверхности прорисованного осеннего листа или заполнение изображения короткими мазками или даже набрызгами краски. Главным здесь является выразительность листа, его орнаментальность, осенняя колористическая наполненность. Навыки, полученные в этом задании, могут в дальнейшем получить свое развитие в работе над более сложными постановками (натюрмортами, изображениями цветов, портретными постановками, пейзажами, изображениями птиц и животных).
Очевидна связь декоративных художественных работ с заданиями по проектированию. В процессе работы над декоративной живописью студенты совершенствуются в технических приемах работы акварелью. Это, в свою очередь способствует развитию выразительных возможностей и навыков в решении сложных проектных заданий.
Внимательное отношение к предметному миру, а так же к миру растений,
изображаемых в декоративной живописи, способствует развитию фантазии,
творческой интуиции, помогает перевоплощать реальные природные образы в
11
орнаментальные мотивы, применять метод творческой интерпретации натуры.
Работа над образной составляющей в декоративной живописи не только развивает фантазию, но и способствует рождению новых образных идей, которые могут быть воплощены в художественном проекте, выполненном в росписи по ткани.
Значение декоративной живописи в образовательном процессе очевидно, и совершенствование преподавания предмета способно наиболее качественным образом отразиться на творческой эрудиции студентов, на качестве художественных проектных работ.