Научная статья на тему 'Особенности преподавания анатомии человека для иностранных студентов'

Особенности преподавания анатомии человека для иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / HUMAN ANATOMY / FOREIGN STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалина Тамара Исмаиловна, Глобенко Галина Михайловна

Изучение строения тела человека для студентов первых курсов достаточно сложно, особенно для студентов иностранных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалина Тамара Исмаиловна, Глобенко Галина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special teatures of the human anatomy teaching for foreign students particuliarities

Study of the human body structure for the fi rst year students is enough diffi cult, specially for the foreign students.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания анатомии человека для иностранных студентов»

Overall satisfaction of the training

63.9

38.3 37.3 I

■ 23.2 24,4

муу ДУНД сайн

satisfaction of the training is bad, while in 2009 40-70% of the participants responded as average which is increased by 26.6% than previous year and reached to 63.9%. But the students evaluated over 70% was 24.4% in 2008, they assessed below by 11.5% in 2009.

How beneficial of your summer internship?

As per above graphics, 36.5% of the students considered summer internship is bad in 2008, while in 2009 this rate has decreased by 12.9% and the answer of average has increased by 12.5%. And the good result was at the same rate as previous year. Thus the tendency to focus on the beneficial aspect of the summer internship in 2009 has increased comparing to 2008.

Conclusion:

1. The overall satisfaction rate of HSUM students was evaluated as above average and/or satisfactory.

2. The students evaluated that the quality of training is

How beneficial of your summer internship?

39.9 37 37.4

up to 70 % is 76.8% in 2009 which increased by 15.1% than previous year.

3. To establish a recommendation system to organize the summer internship as beneficial as possible and guide the students learning to complete the most successfully.

Discussion: The main participants of the training are students, parents, labor market and society. It is imperative to develop an evaluation to enroll all participants, however, the most importantly students, as the essential users, to obtain their knowledge, which is the main outcome indicator, and their usage is the final criteria.

Other participants’ evaluation depends on the students, the good outcome result influence on the other participants’ satisfaction status indirectly. The basis of quality assurance is students learning result. Thus the main participant is the student.

REFERENCE

1. Tumendemberel D., Jadamba B. Thoery and practice of the universities evaluation and assessment. — 2006.

2. Tumendemberel D., Khamsy G.Sh. Study methodology. — 2005.

3. Ministry of Education, Culture and Science of Mongolia, Monitoring and evaluation, quality control system of higher education institutions. — 2007.

4. Medical education

5. Aday L.A., Begley C.E., Lairson D.R., Slater C.H. Evaluating

the Medical Care System: Effectiveness, Efficiency, and Equity. — 1993.

6. EFQM Self-Assessment Guidelines, European Foundation for Quality Management. — Brussels, 2002. — Irkutsk: http:/www. EFQM.org.

7. Green D. What is quality in higher education? Concepts, policies and practice, in Green, D. (Ed), What is Quality in higher Education, The Society of Research into Higher Education, 1994. — P. 3-20.

© ШАЛИНА Т.И.., ГЛОБЕНКО Г.М. — 2010

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Т.И. Шалина., Г.М. Глобенко (Иркутский государственный медицинский университет, ректор д.м.н., профессор И.В. Малов, кафедра анатомии человека, зав. — д.м.н. Т.И. Шалина)

Резюме. Изучение строения тела человека для студентов первых курсов достаточно сложно, особенно для студентов иностранных.

Ключевые слова: анатомия человека, иностранные студенты

SPECIAL TEATURES OF THE HUMAN ANATOMY TEACHING FOR FOREIGN STUDENTS PARTICULIARITIES

T.I. Shalina, G.M. Globenko (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. Study of the human body structure for the first year students is enough difficult, specially for the foreign students.

Key words: human anatomy, foreign students.

Известно, что анатомия — фундаментальная дис- ской деятельности врача. Изучение строения человече-циплина в системе медицинского образования, так как ского тела и его отдельных систем и органов достаточно

она создает базу для последующего изучения клиниче- сложно для студентов первокурсников, тем более для

ских дисциплин. Целью изучения анатомии человека иностранных.

является приобретение каждым студентом глубоких Задачами изучения анатомии человека, как фунда-знаний по анатомии и топографии органов и тканей ментальной медицинской дисциплины являются:

человеческого тела в целом, составляющих его систем Изучить в процессе практический занятий и лекций

органов и тканей на основе современных достижений строение, функции и топографию органов, рассмотреть

макро- и микроскопической анатомии, физиологии, индивидуальные и возрастные особенности строения

биологии, с учетом требований клиники, практической организма, включая пренатальный период развития (ор-

медицины; умения использовать полученные знания ганогенез), анатомо-топографические взаимоотношения

при последующем изучении других фундаментальных органов, их рентгеновское изображение, варианты из-

и клинических дисциплин, а также будущей практиче- менчивости отдельных органов и пороки их развития.

Приобрести знания о взаимозависимости и единстве структуры и функции, их изменчивости в процессе фило — и онтогенеза, взаимосвязи организма с изменяющимися условиями окружающей среды, влиянии экологических, генетических факторов, характера труда, профессии, физической культуры и социальных условий на развитие и строение организма.

В процессе преподавания анатомии человека используются, в первую очередь, системный подход (изучение студентами тела человека по системам), топографоанатомические принципы (изучение положения и взаимоотношения органов и тканей друг с другом, с частями скелета и стенками полостей). В курсе анатомии человека широко используются данные пластической анатомии (анатомии для художников) с целью более глубокого понимания пропорций и рельефа тела человека, данные сравнительной анатомии для изучения происхождения и изменения органов на этапах филогенеза.

На кафедре анатомии человека Иркутского государственного медицинского университета накоплен значительный опыт работы с монгольскими студентами. Кафедра работает в контакте с деканатом иностранных студентов и деканатами всех факультетов с 1986 года, так как монгольские студенты обучаются на всех факультетах. Недостаточное знание русского языка, латинская терминология, анатомическая номенклатура, обучение на трупном материале создают значительные трудности в преподавании анатомии иностранным студентам. На протяжении многих лет, когда студенты выезжали на сельскохозяйственные работы, практические занятия

для монгольских студентов проводились в сентябре месяце. За 4 недели студенты изучали материал нескольких занятий, работали с натуральными препаратами, изучали латинскую терминологию и анатомическую номенклатуру. Такой подход позволял студентам быстрее адаптироваться к изучению предмета и с наступлением плановых учебных занятий демонстрировать хорошие знания [1,2].

Иностранные студенты обучаются в смешанных группах, что позволяет им быстрее преодолеть языковый барьер. Кафедра уделяет особое внимание работе с иностранными студентами. С начала первого семестра на кафедре составляется график-расписание дополнительных занятий не реже 1-2 раз в неделю, назначается преподаватель-куратор, как правило, это высококвалифицированные преподаватели доценты и профессора. Ведется журнал посещаемости, приема отработок, индивидуальных консультаций, бесед.

Однако огромное значение имеет уровень знания русского языка. Студенты, владеющие русским языком не способны конспектировать лекционный материал, осваивать большие объемы, поэтому акцент делается на дополнительные занятия и на внеаудиторную подготовку. Каждый год обучается значительное количество иностранных студентов на кафедре анатомии человека, поэтому главным принципом кафедра считает постоянную, еженедельную работу, контроль и активную помощь студентам. В целом этот комплекс мероприятий позволяет студентам лучше и эффективнее познать такую сложную науку как анатомия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеев В.А., Шатунова З.К. Олимпиада по патологической анатомии на английском языке как метод углубленного изучения предмета и иностранного языка/В.А. Агеев., З.К. Шатунова//В сб. ИГМУ «Внутривузовская система качества подготовки специалистов в Иркутском государственном медицинском университете». — Иркутск, 2004. — с. 156.

2. Асламова В.В., Музычук Т.Л. Олимпиада — форма активного использования возможности эмоционального фактора при обучении иностранных студентов русскому языку и русской культуре/ В.В. Асламова., Т.Л. Музычук// В сб. ИГМУ «Внутривузовская система качества подготовки специалистов в Иркутском государственном медицинском университете». — Иркутск, 2004. — с. 125.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, Шалина Тамара Исмаиловна — зав. кафедрой, д.м.н.

Глобенко Галина Михайловна — доцент, к.м.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.