УДК 342.59
Товарова Елена Валерьевна
кандидат юридических наук,
доцент кафедры уголовно-правовые дисциплины,
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и
управления
elena. tovarova@yandex. ru ElenaV. Tovarova
Candidate of Law Sciences,
associate professor criminal and legal disciplines,
East Siberian state university of technologies and
managements
elena.tovarova@yandex .ru
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ
FEATURES OF PREVENTING ABUSE OF OFFICIAL AUTHORITY
Аннотация. Статья посвящена поиску системного подхода к борьбе с коррупцией. Современная коррупция характеризуется как универсальное явление, которое выходит за рамки исследования любой отраслевой дисциплины и аккумулирует в себе сложный комплекс социальных, правовых, философских и экономических характеристик. Рассмотрены меры предупреждения злоупотребления должностными полномочиями. Даны рекомендации и предложения по повышению эффективности противодействия злоупотреблению должностными полномочиями, а именно установление контроля за деятельностью органов власти и управления специального контролирующего органа государственного уровня.
Ключевые слова: злоупотребление должностными полномочиями, меры по предупреждению, коррупция, преступность, противодействие коррупции.
Annotation. The article is devoted to the search for a systematic approach to fighting corruption. Modern corruption is characterized as a universal phenomenon that goes beyond the study of any sectoral discipline and accumulates a complex set of social, legal, philosophical and economic characteristics. Measures to prevent abuse of power are considered. Recommendations and proposals are given to increase the effectiveness of countering abuse of official powers, namely, the establishment of control over the activities of the authorities and the management of a special state-level supervisory body.
Key words: abuse of officiai powers, preventive measures, corruption, crime, anti-corruption.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. (далее - Закон о противодействии коррупции) под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами[5].
Изучением понятия и сущности коррупции длительное время занимаются отечественные исследователи. В частности, этому вопросу в своих трудах уделяли внимание как советские, так и российские учёные. Среди российских авторов следует отметить работы Е.И. Хромовой, И.В. Левакина, Ж.А. Шишовой, А.В. Воробьёва, которые рассматривали коррупцию как социально-правовой феномен.
По данным неправительственной международной организация Transparencylntemational Россия заняла 131 место из 176 стран мира в 2016 г. В первом квартале 2017 года было отмечено снижение преступлений на 8%. Однако эта положительная тенденция была загублена, и по итогам 2017 года Россия заняла 135 место [7].
Официальная статистика, фиксирует лишь незначительную часть преступлений, совершаемых должностными лицами и потому не отражает фактической распространенности данного явления. Так, по данным МВД России с января по сентябрь 2017 года выявлено 18969 преступлений коррупционной направленности, из которых 5596 совершены в крупном и особо крупном размерах, что на 13,6 % больше, чем на 2016 год. Согласно этой же статистике с января по сентябрь 2017 года было выявлено 5298 преступлений, связанных со взяточничеством из которых 2730 — получение взятки, 1900- дача взятки и 668 — посредничество во взяточничестве[2]. С общим числом преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления растет и количество преступлений, предусмотренных статьей 285 УК РФ - злоупотребление должностными полномочиями.
Проблема злоупотребления полномочиями в уголовном законодательстве далеко не новая, и к большому сожалению, в будущем вряд ли будет полностью разрешена. Государственные и муниципальные служащие обязаны неуклонно соблюдать закон, государственную дисциплину и обеспечивать их соблюдение гражданами и организациями. Нарушение служащими закона и дисциплины, аморальное поведение
наносят существенный вред обществу и государству, подрывают авторитет государственных органов.
Злоупотребление должностными полномочиями посягает на нормальное функционирование органов государственной власти, местного самоуправления и интересы государственной и муниципальной службы, а также порождает в обществе настроение вседозволенности, подрывает веру законопослушных граждан в то, что их права и интересы вообще могут быть защищены. Поэтому важной задачей перед государством выступает предупреждение и предотвращение должностных преступлений, в том числе и злоупотребления должностными полномочиями.
Закон о противодействии коррупции отмечает необходимость создания механизмов общественного контроля за деятельностью государственных органов, такие как:
- обеспечения доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- соблюдения принципа независимости судей и средств массовой информации;
- совершенствования организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов;
- повышения уровня оплаты труда и социальной защищенности представителей власти и управления и ряд других мер [5].
К сожалению, многие из перечисленных выше мер борьбы с должностным злоупотреблением носят декларативный характер, так как практически трудно выполнимы без участия в этом самих органов государственной и муниципальной власти. Наиболее важной мерой предупреждения следует отнести неотвратимость наказания должностных лиц, злоупотребляющих своими служебными полномочиями и своим служебным положением, что не указано в законе о противодействии коррупции. Законодатель, видимо, посчитал, что данная мера сама собой разумеется, однако судебная практика показывает обратное. Должностные лица, злоупотребляя служебным положением, незаконно наживаясь в связи со своей должностью, уходят от уголовной ответственности и наказания в подавляющем большинстве случаев. Считаем, что основной мерой борьбы с должностными преступлениями является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, а также предъявление законных требований к проверке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей. Следующей мерой предупреждения - это создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупционным преступлениям. Полагаем, что многие из перечисленных выше мер борьбы с должностным злоупотреблением носят декларативный характер, так как
практически трудно выполнимы без участия в этом самих органов власти и управления. Представляется, что наиболее действенной мерой предупреждения указанных выше преступлений может быть только контроль за деятельностью органов власти и управления специального контролирующего органа государственного уровня.
Литература
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.
2. Корниленко Ю. А. Коррупция в статистике современной России // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 203-205. — URL https://moluch.ru/archive/180/46475/ (дата обращения: 18.04.2018).
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
4. Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Приняты 24.05.1989 Резолюцией 1989/61 на 15-ом пленарном заседании Экономического и Социального Совета.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-
Ф3 .
7. Данные Transparencylnternational: [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://transparency. org. ru/research/
Literature:
1. The Constitution of the Russian Federation The Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993
2. Kornilenko Yu. A. Corruption in the statistics of modern Russia // Young Scientist. - 2017. - №46. - P. 203-205. - URL https://moluch.ru/archive/180/46475/ (date of circulation: 18.04.2018).
3. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of October 16, 2009, No. 19 "On Judicial Practice on Abuse of Official Powers and Abuse of Official Powers".
4. Guidelines for the effective implementation of the Code of Conduct for Law Enforcement Officials. Adopted on May 24, 1989 by Resolution 1989/61 at the 15th plenary meeting of the Economic and Social Council.
5. Federal Law of the Russian Federation of 25 December 2008 No. 273-FZ "On Countering Corruption ".
6. The Criminal Code of the Russian Federation of June 13, 1996, No. 63-
FZ.
7. Transparency International data: [Electronic resource] - Access mode: https://transparency. org.ru/research/