Научная статья на тему 'Особенности представлений студентов разных курсов обучения об успехе в профессиональной деятельности'

Особенности представлений студентов разных курсов обучения об успехе в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
911
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лейфрид Н. В., Моисеева А. И.

In article results of studying of social ideas of success in professional activity are presented. Social ideas of students of different courses of success have the features. Ideas of first-year students of success and success in a profession don't differ. To a third year students start to differentiate these concepts. Results of research will designate prospects of the subsequent works

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности представлений студентов разных курсов обучения об успехе в профессиональной деятельности»

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2012. № 1. С. 38-42.

УДК 159.923.33+159.922.8

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ ОБ УСПЕХЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.В. ЛЕЙФРИД, А.И. МОИСЕЕВА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

In article results of studying of social ideas of success in professional activity are presented. Social ideas of students of different courses of success have the features. Ideas of first-year students of success and success in a profession don't differ. To a third year students start to differentiate these concepts. Results of research will designate prospects of the subsequent works.

Во многих странах мира (США, Япония, Германия) профессиональный успех является одной из наиболее значимых социокультурных установок человека, критерием оценки деятельности любого специалиста, универсальным социопсихологическим мотивом идентификации личности. Российское государство и общество также постепенно стали осознавать ценность достижения профессионального успеха во всех видах деятельности. В первую очередь, это обусловлено необходимостью наличия социально активных и мобильных профессионалов, имеющих фундаментальное образование, основательную

практическую подготовку, высокие нравственные принципы.

Одной из базовых проблем подготовки будущих специалистов выступает профессиональное воспитание студентов. Так, если профессиональное образование рассматривается как процесс приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности и развития профессионально значимых качеств личности, то воспитание направлено на духовное развитие студентов, на формирование у них ценных установок, моральных норм.

В рамках данной статьи представлены результаты исследования социальных представлений об успехе в профессиональной дея-

© Лейфрид Н.В., Моисеева А.И., 2012

тельности лиц, получающих высшее психологическое и филологическое образование, позволяющие не только обозначить векторы изучения профессиональной успешности, но и определить содержание зоны ближайшего развития будущего специалиста.

По определению С. Московичи социальные представления - это сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной жизни в ходе межличностной коммуникации [9]. Организация представлений в сознании человека имеет системный характер, определяемый сложными взаимодействиями между отдельными его компонентами. Это имеет определяющее значение при изучении социальных представлений об успехе в профессиональной деятельности, так как студенты достаточно быстро адаптируются к изменениям, происходящим на рынке труда, и субъективно, часто не критично оценивают значимость подготовки в высших учебных заведениях. При изучении содержания и динамических особенностей представлений необходимо учитывать взаимосвязь их когнитивной, регулятивной, сигнальной, прогностической, оценочной, мотивационной функций. Представления в виде первичного образа-цели управляют и регулируют учебную и любую другую деятельность, оказывают существенное влияние на профессиональ-

ное развитие специалиста. В частности, как отмечают многие российские исследователи, адекватные представления о профессии являются необходимым условием сознательного выбора трудовой деятельности с учетом интересов, желаний, возможностей и способностей (В.Г. Асеев, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов,

Н.С. Пряжников) (цит. по [6]).

Понятие «успех» и его производные, несмотря на кажущуюся простоту смыслового наполнения, остаётся недостаточно изученным как в философском, так и психологическом плане, а его «западное» понимание как внешнее выражение материального благополучия, карьерного роста, социального статуса является не совсем полным. Так, Л.И. Дементий указывает, что необходимо различать понятия «успех» и «успешность». В понятии «успех» фиксируются, скорее, объективные достижения в конкретной деятельности и жизни в целом. А понятие «успешность» отражает субъективное переживание достижения успеха [4]. Успешность личности связывается с результативностью собственной деятельности, с продуктивностью ее усилий [2].

В американской культуре идея успеха отражает противоречивый процесс утверждения своеобразного типа личности. Поэтому личность оценивается как субъект экономической соревновательной деятельности и позитивную оценку получают такие качества личности, как честолюбие, предприимчивость, стремление побеждать, трудолюбие, дисциплинированность, независимость ума, самостоятельность, практицизм, упорство в достижении цели, расчетливость [3].

В отечественной психологии определение термина «успех» имеет свою специфику. В словаре С.И. Ожегова понятие успеха рассматривается в трёх аспектах. Во-первых, успех отождествляется с удачей в достижении чего-нибудь, во-вторых, успех - это хорошие результаты в работе или учёбе, в-третьих, успех - это общественное признание [10]. Современные исследователи в этой области трактуют успех как определенный уровень достижений цели [2].

Также в отечественной психологии дифференцируют понятия «успешность» и «успешность профессиональной деятельности». Так, по мнению Е.А. Климова, успешность профессиональной деятельности включает в себя внешнюю и внутреннюю составляющие. Внешняя - оценки со стороны других людей

(коллег, руководителей); внутренняя - оценка успешности своей деятельности самим субъектом. Внешние и внутренние оценки могут не совпадать [6].

Таким образом, в рамках разработки проблемы профессиональной успешности в отечественной психологии впервые ставится вопрос о соотношении внешних показателей успешности и внутреннего ощущения личности успешной, которые могут не совпадать.

Проблематика достижения успеха в профессиональной деятельности поднимается во многих концепциях российских ученых. С позиции системного подхода Б.Ф. Ломова успех человека в профессиональной деятельности зависит от влияния на неё особенностей субъекта, содержания, средств, условий и организации деятельности, соответственно, изучение психики с позиций предъявляемых к ней требований деятельности должно проводиться в совокупности взаимосвязанных характеристик [8].

Деятельностный подход в изучении профессионального успеха человека реализуется в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева. В данном подходе в качестве основных положений рассматриваются следующие: в деятельности психика формируется и проявляется; предмет профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на психические особенности человека. Субъектно-деятельностный подход в изучении профессионального успеха опирается на научные идеи Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева и развит в трудах А В. Брушлинского, Е.А. Климова и других (цит. по [6]).

Согласно субъектно-деятельностному

подходу человек, его психика формируются и проявляются в ходе деятельности, всегда социальной, творческой, самостоятельной, преобразующей. Изучение профессионального успеха человека должно быть основано на реализации следующего положения: человек как субъект труда - это заинтересованный, обладающий необходимыми качествами инициатор целенаправленных, спланированных преобразующих воздействий в направлении объекта труда, с целью получения социально ценного результата, в ходе которых он сам активно развивается. Профессионализм и профессиональная успешность - это такие феномены, которые определяются уровнем субъектности.

Личностный подход в изучении профессиональной деятельности обоснован в трудах К.А. Абульхановой-Славской, К.К. Платонова, Л.И. Анцыферовой и др. Изучение профессионального успеха в рамках данного направления должно основываться на двух базовых положениях:

1) личность - это многоуровневая и многомерная система психологических характеристик, которые формируются на базе биологических предпосылок в процессе социализации и обусловливают индивидуальное своеобразие, а также устойчивость поведения. Компоненты структуры личности формируются и проявляются в ведущей деятельности;

2) профессиональная успешность как системное свойство субъекта деятельности во многом определяется особенностями компонентов структуры личности [1].

Для профессионального развития на жизненном пути личности наиболее значимым является период юности. Период юности - это конец перехода от детства к взрослости, последняя стадия подготовки к реальной преобразовательской деятельности, возраст реализации потребности в самоопределении. Характерной чертой юности является формирование жизненных планов как результата обобщения целей, построения иерархии мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций и как результата конкретизации целей и мотивов. Реалистичность жизненных планов зависит от уровня притязаний и самооценки личности. В данный период профессиональное самоопределение представлено двумя стадиями: выбор профессии и профессиональное обучение [7]. Выбор профессии - это стадия формирования профессиональных намерений, показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития. В свою очередь, стадия профессионального обучения характеризуется началом развития человека как субъекта профессиональной деятельности, формированием отношения к себе как к деятелю. Она способствует развитию представлений о себе как профессионале и готовности к профессиональной деятельности. В связи с этим для стадии получения высшего образования студентами характерен особый вид деятельности -профессиональное обучение, развернутость процессов профессионально-личностного самоопределения и высокая активность во всех сферах жизни [5].

Таким образом, мы можем утверждать, что процесс обучения является важнейшим из этапов становления профессионала. В ходе многолетней подготовки у субъекта учебнопрофессиональной деятельности происходят существенные изменения в самосознании, в направленности, информированности, умелости. Поэтому для адекватного понимания представлений студентов об успехе в профессиональной деятельности мы должны изучать их в динамике, сравнивая между собой и выявляя закономерности каждого периода обучения, что и стало целью нашей работы.

В исследовании приняло участие 139 студентов 1-3 курсов ОмГУ им. Ф.М. Достоевского факультетов психологии и филологии и медиакоммуникаций.

Для достижения поставленной цели был применен метод незаконченных предложений. Целью незаконченных предложений являлось изучение понимания успеха и профессионального успеха, выявление способности студентов дифференцировать эти понятия, а также изучить внешние и внутренние детерминанты достижения профессионального успеха и факторы, препятствующие этому.

Мы предположили, что студенты будут дифференцировать понятия «успех» и «успех в профессиональной деятельности». Полученные в исследовании данные позволяют утверждать, что первокурсники практически не различают изучаемые понятия. И успех, и профессиональный успех связаны с достижением определенной цели, результата, общественным признанием, с наличием удачи и везением.

Второкурсники при определении понятия «профессиональный успех» акцентируют внимание на динамике и отношении человека к выполняемой деятельности, указывая карьерный рост, самореализацию в профессии, знание своего дела и любовь к работе. То есть для данной ступени обучения важными становятся не только внешние подкрепления, но и внутренняя удовлетворённость своим профессиональным выбором, реализация себя в труде.

Для студентов третьего курса несколько более значимым становится отношение к работе. На первых позициях находятся такие определения успеха, как материальное благополучие, высокий статус и удовлетворённость трудом. Вероятно, это обусловлено представлениями о реальном месте своей работе, со-

ответственно, стабильный доход и значимость в обществе и будут определять успешность и удовлетворённость человека результатами своей профессиональной деятельности, так как именно эти характеристики наиболее важны для достойного существования в современном обществе. Также только студенты данного курса говорят о том, что быть профессионально успешным - значит найти своё место. Именно этот этап обучения для многих студентов становится своеобразным рубежом, преодоление которого связано с необходимостью заново переосмыслить выбор профессии, определить сферу приложения полученных знаний и принципы построения карьеры.

Таким образом, мы можем говорить о наличии статистически значимых и качественных различиях в понимании профессионального успеха студентов разных курсов обучения. Представления о профессиональном успехе являются более недифференцированными и размытыми у первокурсников и практически совпадают с пониманием успеха, в то время как у студентов третьего курса наблюдается большая согласованность, чёткость и внутренняя опосредованность определений, присутствует личностный компонент, выраженный в отношении к данному феномену.

Систематизация факторов, влияющих на успех или неуспех в профессиональной деятельности, является одной из центральных проблем как социальной психологии, так и психологии личности. В этом контексте рассматривается широкий круг понятий, начиная от особенностей мотивационной сферы, личностных черт и заканчивая такими явлениями, как профессиональная адаптация и организационная социализация.

Первокурсники в первую очередь среди наиболее значимых факторов, определяющих достижение профессионального успеха, называют желание, стремление и целеустремленность, т. е. некоторый мотивационный аспект, волевые качества личности - упорство и трудолюбие, а также (традиционно для русских людей) удачу. Как видно из представленных факторов, перечисленные качества могут помочь в любой деятельности, безотносительно к профессии. Такие результаты хорошо согласуются с данными представленными ранее. Студенты первых курсов не дифференцируют понятия успеха и успеха в профессиональной деятельности.

На втором курсе определяющими факторами продолжают оставаться усердие, трудолюбие, активность, однако 25 % студентов в достижении успеха большую роль отводят другим людям, «полезным знакомствам»,

«связям» в профессиональном успехе. Также студенты именно этого курса в характеристике реального профессионала чаще всего описывают своих родственников. Так, среди первокурсников 36 % респондентов называют родственников как успешных в профессиональном плане людей, на втором курсе этот показатель увеличивается до 64 %, а на третьем составляет 45 %. Следовательно, можно предположить, что в качестве образца профессионально успешного человека российские студенты называют людей из своего близкого окружения.

Факторами, определяющими профессиональный неуспех, являются внешние обстоятельства и субъективные причины - отсутствие желания, пассивность, недостаточные усилия, отсутствие целей. Практически 100 % студентов в качестве основного фактора выделяют лень.

При определении успеха и неуспеха в профессиональной деятельности студенты начинают оперировать психологическими терминами. Так, в качестве значимого фактора неуспеха называют некомпетентность в трудовой деятельности.

Перечень факторов неуспеха в профессиональной деятельности в описании студентов третьего курса выглядит следующим образом: лень, сомнение, завистники, конфликты, разлад с собой, неопределенность, неудовольствие от работы, скука, внешние препятствия, болезнь, семья, неспособность сосредоточиться, инертность.

Эти данные позволяют утверждать, что представления студентов разных курсов о факторах успеха и неуспеха в профессиональной деятельности имеют достаточно поверхностный характер, не связаны с реальной ситуацией трудовой деятельности.

Таким образом, в процессе вузовской подготовки представления об успехе в профессиональной деятельности и факторах, ему способствующих, претерпевают достаточно значительные изменения.

Представления о профессиональном успехе - это динамичное образование, психологическое содержание и динамика которого детерминированы процессом профессиональ-

но-личностного самоопределения, а каждый этап обучения создает необходимые предпосылки для развития представлений о профессиональной карьере и определяет их переход на более сложный уровень.

Представленные результаты позволяют обозначить векторы будущих исследовательских программ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. и общ. ред. А. Л. Свенцицкого. - СПб. : Питер, 2000.- С. 289-314.

2. Большой толковый психологический словарь / под ред. А. Ребер. - Т. 2. - М. : Вече АСТ, 2003.

3. Гаджиев К. С. Американская нация: национальное самосознание и культура. - М., 1990. - 240 с.

4. Дементий Л. И. Ответственность как ресурс личности : монография. - М. : Информ-Зна-ние, 2005. - 188 с.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. -М. : Логос, 2004. - 384 с.

6. Климов Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд) : учебное пособие. -М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2003. - 320 с.

7. Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. - М. : БИП, 1985. - 108 с.

8. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984 -350 с.

9. Московичи С. Социальная психология / под ред. С. Московичи. - СПб. : Питер, 2007. -592 с.

10. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М. : Оникс, 2009. - 736 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.