Канатов Т.К.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Цель: Исследовать актуальные проблемные вопросы правового статуса субъектов авторского права и смежных прав в странах ЕАЭС.
Методология: При написании статьи были применены системно-структурные, конкретно-социологические, историко-правовые, социально-правовые, сравнительно-правовые, статистические методы.
Результаты: Предложения и выводы, полученные в результате проведенного анализа, основаны на международном законодательстве, а также нормативно-правовых актах стран ЕАЭС, действующих на данный момент. Высокая актуальность и практическая значимость данной статьи обусловлены проведением анализа правового статуса субъектов авторского права и смежных прав в странах ЕАЭС.
Особая значимость данного исследования заключается в том, что выработанные теоретические положения в будущем могут быть использованы при изучении и рассмотрении проблем правового статуса субъектов авторского права и смежных прав в странах ЕАЭС. Проведенное исследование вносит весомый вклад в теоретическую часть гражданского права.
Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотрения актуальных проблемных вопросов правового статуса субъектов авторского права и смежных прав в странах ЕАЭС.
Ключевые слова: авторское право, смежные права, исключительное право, евразийский, экономический.
Kanatov T.K.
FEATURES OF LEGAL STATUS OF SUBJECTS OF COPYRIGHT AND RELATED RIGHTS IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION COUNTRIES
Purpose: To analyze the current issues of the legal status of subjects of copyright and related rights in the EAEU countries.
Methodology: System, legalistic, historical, comparative and statistical methods were used.
Results: The proposals and conclusions are based on the analysis of international law, as well as the regulatory legal acts of the Eurasian Economic Union countries in force at the moment. The relevance and practical significance of this article is high due to analyzing the legal status of subjects of copyright and related rights in the EEU countries.
The special significance of this study lies in the fact that the developed theoretical principles of this work can be used in the future for the purpose of further studying and considering issues and problems of the legal status of copyright and related rights in the EEU countries. Therefore, by the research the author contributes significantly to the theoretical part of civil law.
Novelty/originality/value: The article has a high scientific value, since it is one of the first attempts to consider topical problematic issues of the legal status of subjects of copyright and related rights in the EEU countries.
Keywords: copyright, related rights, exclusive right, Eurasian, economic.
В юридической науке авторское право традиционно понимают в объективном и субъективном смыслах. В объективном смысле оно представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства произведений. В субъективном смысле - это личные имущественные и неимущественные права, которые принадлежат лицу или лицам, создавшим произведение.
Субъективное авторское право дает возможность автору и иным правообладателям удовлетворить свои имущественные и личные неимущественные (моральные) права, то есть распоряжаться своими правами и законными интересами. Государство, в свою очередь, обеспечивает гарантированную защиту прав и законных интересов субъектов авторского права [10].
На значимость личного права автора впервые обратил внимание Иммануил Кант в работе «О неправомерности переиздания книг» (1785). Мыслитель проводит различие между книгой как произведением механическим, относя ее к области вещного права, и ее содержанием, которое он воспринимает как обращение автора к нации и на которое, по его мнению, распространяется личное право. Переиздание книги без разрешения автора нарушает его личное право, а также наносит ущерб издателю, выступающему в роли «управляющего» автора. В 1844 году эту же мысль развил Иоганн Каспар Блунтшли, определив «право автора» в первую очередь как личное право и лишь во вторую как право имущественное. За ним последовали Георг Безелер (1855), Макс Ланге (1858), Феликс Дан (1871), Карл Гаряйс (1877) и Отто фон
Гирке. То есть именно личностная составляющая авторского права являлась основополагающей. Представители современной немецкой доктрины (Фрайтаг, Геттинг, Земан) придерживаются того же мнения, более того, утверждают, что лич-ностно-правовая защита индивидуума возможна только в контексте переплетения нематериальных и имущественных интересов [10].
Один из виднейших цивилистов дореволюционного периода Д.Н. Мейер указывал на то, что право - это мера свободы лица, живущего в обществе, мера, в пределах которой лицо может совершать известные действия [13]. Ю.С. Гамба-ров под правом в субъективном смысле понимал «все то, что нам дается или, тоже, обеспечивается действием того или другого объективного права» [3]. Г.Ф. Шершеневич под правом в смысле субъективном рассматривал обусловленную объективным правом возможность осуществления интереса [26].
Представитель советской цивилистической науки О.С. Иоффе утверждал, что для государства предоставление прав различным субъектам имеет значение постольку, поскольку оно обеспечивает такое поведение обязанных лиц, которое установлено государством в качестве обязательного при данных обстоятельствах. Для управо-моченного лица наделение его субъективными правами значимо постольку, поскольку оно обеспечивает такое поведение других лиц, которые необходимо управомоченному при данных условиях [9]. При этом под субъективной обязанностью О.С. Иоффе понимал юридическое средство обеспечения такого поведения ее носителя, в котором нуждаются управомоченный и которое государство признает обязательным. По мнению С.Н. Братуся, субъективное право - «это мера возможного поведения, обеспеченная законом и, тем самым, соответствующим поведением обязанных лиц» [1]. М.С. Строгович указывает, что «мера возможного поведения» определяет юридическую форму субъективного права, тогда как «пользование социальным благом» составляет его позитивное содержание [22].
Вместе с тем до сих пор некоторые аспекты понимания субъективного авторского права в правовой доктрине остаются дискуссионными. Так, с точки зрения Е.Я. Мотовиловкера, субъективное право представляет не меру возможного поведения, а определенную законом возможность удовлетворения субъективного интереса. Не каждый интерес сопряжен с юридическим субъективным правом. Но каждое субъективное право в юридическом смысле связано с законным интересом. В
ином случае возможность (дозволение), которую субъективное право открывает, становится бессодержательной, бессмысленной [14].
По мнению С.В. Коростелевой, независимо от особенностей национального законодательства субъективные авторские права признаются имеющими двуцелевое назначение, это своего рода «двойственная реальность»: с одной стороны, содействие защите прав лиц, занятых в сфере создания произведений литературы и искусства, с другой - удовлетворение общественной потребности путем максимально возможной доступности произведений, охраняемых авторскими правами [11]. При этом следует соблюсти тонкий баланс между интересами автора (его произведение не должно стать источником дохода третьих лиц или объектом плагиата), а также чрезмерным ограничением доступа к авторским произведениям, в том числе экономического характера, это тормозит развитие общества, сдерживает экономическое развитие страны, что не всегда в интересах государства и самого автора.
Под субъективными авторскими правами понимают также совокупность предоставленных автору прав (правомочий), необходимых для охраны его интересов, возникающих в связи с созданием произведения и использованием его обществом [12].
Учитывая вариативность мнений, Л.К. Рафие-ва предложила классифицировать подходы различных авторов к определению субъективного авторского права следующим образом:
1) авторы, рассматривающие субъективное право как притязание;
2) авторы, рассматривающие это право как средство обеспечения определенного поведения обязанных лиц;
3) авторы, которые видят в субъективном праве меру возможного или дозволенного поведения управомоченного лица;
4) авторы, которые включают в него и дозволенность собственных действий управомоченно-го, и возможность требовать определенного поведения от обязанных лиц [21].
С нашей точки зрения, субъективное авторское право возникает только при наличии факта создания творческим трудом конкретного лица произведения литературы, науки или искусства, что определяет и дозволенность действий автора, и его возможность требовать правомерное поведение от обязанных лиц.
По законодательству стран ЕАЭС, автором произведения признается только физическое лицо. При этом возраст, пол, раса (националь-
ность), гражданство (или его отсутствие) не имеют значения для признания лица автором. Главные условия, установленные законом, - наличие произведения, созданного творческим трудом, и его выражение в объективной форме. В соответствии с нормами российского права автором произведения признается физическое лицо, своим творческим трудом создавшее произведение, о чем прямо говорится в ст. 1257 ГК РФ и дополнительно разъяснено в ст. 1228 ГК РФ: «Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие лично творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ».
Соавторство возникает при одновременном наличии минимум двух условий:
1) участие соавторов носит творческий характер;
2) произведение, итогом которого явилось единство формы и содержания.
В теории выделяют три концепции соавторства:
1. «Ограничительная концепция» - соавторство возможно только в том случае, когда соавторы, работая вместе над единым произведением, создали такой объект, в котором невозможно выделить части, созданные конкретным автором (нераздельное соавторство);
2. «Расширительная концепция» - соавторство означает любое совместное произведение, если авторы, сплотив свои усилия, внесли каждый свою лепту в единое произведение, объединив свои части общим замыслом (раздельное соавторство);
3. «Сборное соавторство» - авторы аудиовизуального произведения являются «сборными авторами» - некий противовес соавторству [7].
При этом российское право следует расширительной концепции соавторства. Соавтором российский закон признает граждан, создавших произведение совместным творческим трудом, причем они признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (п. 1 ст. 1258 ГК РФ). Опять-таки имеется уточнение, что «лица, непосредственно не участвовавшие в творческом процессе, не признаются соавтора-
ми, даже если они оказывали автору техническое, организационное, материальное или иное содействие, не являющееся творческой деятельностью» (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).
По нашему мнению, при соавторстве необходимо заключать специальные соглашения, но данная норма в законе отсутствует, хотя она необходима, к примеру, для распределения сумм доходов между соавторами. Данные нормы существовали в законодательстве СССР [20]. Необходимость в данных соглашениях признается и в юридической литературе [23]. Э.П. Гаврилов такие соглашения относит к договорам о совместной деятельности [4]. Аналогичного мнения придерживаются М.К. Сулейменов и Н.С. Гаева, утверждающие, что соглашение - это один из элементов возникновения соавторства. При этом под соглашением надо понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую работу над произведением. Оно может быть выражено в любой форме и на любой стадии работы над произведением. Более того, предметом соглашения может быть доработка уже законченного произведения, если возникает необходимость внести в него изменения и дополнения творческого характера. Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и не нарушало ничьих охраняемых законом авторских прав [24].
Понятия «автор» и «соавторство» в законодательстве стран ЕАЭС практически идентичны (табл. 1).
Правообладателем в авторском праве стран ЕАЭС в широком смысле признаются автор (его наследники), а также иные физические или юридические лица, получившие исключительные права на использование произведения по договору или на ином законном основании. Когда законодатель употребляет слово «автор», то имеет в виду и правопреемников. Данный подход является традиционным.
Право распоряжаться авторскими правами тесно связно с понятиями правоспособности и дееспособности. Но законодатели по-разному подходят к определению правоспособности автора. В Республике Казахстан авторское право возникает в силу факта создания произведения науки, литературы и искусства (п. 5 ст. 7 ГК РК; ст. 9 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» от 10 июня 1996 г. № 6-1 ЗРК). В гражданском законодательстве Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Армения и Кыргызской Республики авторская правоспособность возникает в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных ре-
Таблица 1
Сравнение определений понятий автора произведений и соавторства в законодательстве стран ЕАЭС
Страна Определение Источник
Понятие автора произведения
Армения «Автором признается физическое лицо, создавшее произведение» ст. 6 Закона РА «Об авторском праве и смежных правах» от 4 июля 2006 г. ЗР-142
Беларусь «Автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение» ст. 4 Закон РБ «Об авторском праве и смежных правах» от 17 мая 2011 г. № 262-З
Казахстан «Автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы, искусства» п. 1 ст. 2 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» от 10 июня 1996 г. № 6
Кыргызстан «Автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано» п. 1 ст. 9 Закона КР «Об авторском праве и смежных правах» от 14 января 1998 года № 6
Россия «Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное» ст. 1257 ГК РФ
Понятие соавторства
Армения «Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц, принадлежит соавторам совместно независимо от структуры произведения» п. 1 ст. 7 Закона РА «Об авторском праве и смежных правах» от 4 июля 2006 г. ЗР-142
Беларусь «Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух либо более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение» п. 1 ст. 9 Закона РБ «Об авторском праве и смежных правах» от 17 мая 2011 г. № 262-З
Казахстан «Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение» п. 1 ст. 10 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» от 10 июня 1996 г. № 6-1 ЗРК
Кыргызстан «Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более граждан, принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также самостоятельное значение» п. 1 ст. 10 Закона КР «Об авторском праве и смежных правах» от 14 января 1998 года № 6
Россия «Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение» п. 1 ст. 1258 ГК РФ
Источник: составлено автором.
зультатов интеллектуальной деятельности (п. 5 ст. 8 ГК РК; п. 5 ст. 7 ГК РБ; п. 5 ст. 10 ГК РА; п. 5 ст. 7 ГК КР).
По нормам гражданского законодательства Беларуси, в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 25 ГК РБ права автора на произведения науки, литературы или искусства могут осуществлять несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет, без согласия родителей, усыновителей и попечителя. Таким образом, авторская дееспособность наступает в этой стране с достижением автором возраста 14 лет. По российским законам гражданская дееспособность лица наступает по достижении 18 лет (п. 1 ст. 21 ГК РФ), но с 14 до 18 лет несовершеннолетний вправе осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности (п. 2 ст. 26 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 28 ГК РФ за несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки, за исключением мелких бытовых, могут совершать от их имени только родители, усыновители или опекуны. Аналогичные нормы содержит законодательство Казахстана, Армении и Кыргызстана.
В нормах закона стран ЕАЭС выделяется два вида личных авторских прав: неимущественные и имущественные. Личные неимущественные пра-
ва автора неотчуждаемы и непередаваемы. Авторство и имя автора охраняются бессрочно (п. 2 ст. 1228 и 1267 ГК РФ).
Личные неимущественные права охватывают творческие интересы автора, связанные с общественной оценкой произведения, и не имеют имущественного содержания. Имущественные права, напротив, имеют экономическую ценность и подлежат денежной оценке. Они могут быть переданы другим лицам на основании авторских договоров. Эти права в юридической литературе получили название исключительных [2]. Однако содержание данного понятия вызывало и продолжает вызывать споры в научной литературе.
Важный признак личных неимущественных авторских прав - их направленность на выявление и развитие индивидуальности автора как личности. Институт личных неимущественных прав позволяет отличить одного субъекта права от другого, охраняет его самобытность и своеобразие. Безусловно, каждый гражданин обладает и собственным комплексом имущественных прав, которые также позволяют «отделить» его от других, но все же неимущественные права имеют приоритет при индивидуализации [5].
По содержанию личные неимущественные права являются абсолютными. Иными словами, носителю личного неимущественного права про-
тивостоит неопределенный круг лиц, обязанных воздерживаться от каких бы то ни было нарушений его личных неимущественных прав. Но имущественные и неимущественные права существуют не изолированно, а тесно переплетаясь друг с другом. Так, неуказание имени одного из соавторов может привести к тому, что он лишится прав на получение вознаграждения за использование произведения (например, переделка повествовательного произведения в драматическое и наоборот) [6].
По нашему мнению, субъективное авторское право носит характер исключительности в расширительном толковании в том смысле, что охватывает как личные имущественные права, так и личные неимущественные права. Даже если автор передаст все свои имущественные права, он все равно остается автором, сохраняя за собой личные неимущественные права. Но есть и противники данной теории, в частности, представитель российской правовой науки И.В. Попова считает, что личные неимущественные права не являются исключительными в связи с тем, что они не могут переходить от автора к иному правообладателю в силу их неотчуждаемости от личности автора [20].
По логике закона понятно, что субъектами авторского права являются авторы всех произведений, представленных в соответствующих нормах об авторском праве и смежных правах. Однако обладателями субъективных авторских прав могут являться также наследники авторов и правопреемники. К их числу относятся как физические, так и юридические лица, а также национальное или иностранное государство, международные организации и другие субъекты.
В соответствии с доктриной российского авторского права и других стран ЕАЭС юридические лица не могут создавать произведения и приобретать личные неимущественные права. Однако этот вопрос является в правовой науке дискуссионным. Труд большого коллектива часто не может быть персонифицирован, в связи с этим предлагается конструкция «юридическое лицо - автор». В рассматриваемых странах отсутствует опыт применения понятия юридического лица как автора, хотя по факту в СССР юридические лица выступали в качестве авторов. В законе термин «юридическое лицо» отсутствовал, но киностудии, фотостудии, научно-исследовательские институты выступали в качестве правообладателей.
Сегодня нередко можно встретить на сайтах в интернете информацию, что правообладателем является коммерческая (общество с ограниченной
ответственностью, товарищество с ограниченной ответственностью и т. п.) или некоммерческая организация. Личные неимущественные права на составление базы данных тоже могут иметь не только граждане, но и организации, так как в ГК РФ употребляется формулировка «лицо».
В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом (ЮЛ) признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность ЮЛ возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
Четвертая часть ГК РФ содержит специальные нормы об организациях по управлению правами на коллективной основе. Так, ст. 1242 ГК РФ установлено, что основанием правомочий такой организации является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый организацией с правообладателем в письменной форме. Закон предусматривает государственную аккредитацию организаций по управлению правами на коллективной основе (ст. 1244 ГК РФ) и создание Наблюдательного совета (ст. 1244.1 ГК РФ), правительством утвержден Типовой устав аккредитованной организации [18].
К числу ЮЛ может относиться также наниматель (работодатель) автора служебного произведения. Служебное произведение - это произведение, которое создано работником в связи с трудовыми отношениями. Наличие трудовых функций подтверждается при спорах служебными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, содержанием приказов и распоряжений по организации [15]. К числу служебных относятся произведения, создаваемые штатными сотрудниками научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений; сотрудниками редакций газет, журналов, киностудий, телерадиокомпаний; произведения декоративно-прикладного, сценографического искусства, пантомимы и хореографические произведения, создаваемые художниками, оформителями и другими сотрудниками театрально-зрелищных организаций и учреждений; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, создаваемые архитекторами и дизайнерами; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными
фотографии, создаваемые штатными фотографами, и многие другие произведения.
По общему правилу исключительным правом на служебное произведение обладает работодатель. И это логично, так как работник выполняет задание, его рабочее место и заработная плата сохраняются за ним, расходы по созданию несет организация. Кто финансирует, тот и получает исключительные права [19]. Вместе с тем «если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору» (п. 2 ст. 1295 ГК РФ).
Следует иметь в виду, что по законодательству стран ЕАЭС юридическое лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, скажем, за нарушение авторских прав и причинение крупного ущерба автору или иному правообладателю. Подпунктом «г» п. 3 ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации, к примеру, предусмотрена лишь уголовная ответственность лица с использованием служебного положения. Между тем на практике нередко происходит нарушение авторских прав со стороны именно юридических лиц.
Интересен международный опыт по данному вопросу. Например, в соответствии со ст. 121-2 Уголовного кодекса Франции юридические лица, за исключением государства, могут быть привлечены к уголовной ответственности за преступления, совершенные работниками, входящими в их управленческие органы, или иными компетентными представителями в их интересах [25].
Государство является одним из наиболее активных участников авторских правоотношений. Помимо широкого набора различных функций, включая охрану и защиту авторских и смежных прав, государство может являться нанимателем исполнителя служебного произведения, исполнителя (коллектива исполнителей) по государственному (или муниципальному) контракту (ст. 1298 ГК РФ), может стать наследником автора.
Проблематика государства как субъекта авторского и смежных прав слабо освещена в литературе. Но о сущности государства как субъекта права имеется широкий спектр мнений. Одни авторы, среди которых О. Конт, Л. Дюги, И.А. Покровский, И.А. Ильин, Г. Еллинек и многие другие, отстаивают идею государства как правовой корпорации. В современных исследованиях на эту тему
выделяют двухуровневое устройство государства: первичный и вторичный уровни. «На первом уровне государство представляет собой правовую корпорацию граждан - ее участников, определяющих не только государственное устройство, но и саму волю государства. Второй уровень образуют производные от граждан лица - субъекты федераций, государственно-правовые автономии, муниципальные образования, иные субъекты территориально-правового устройства государства. На втором уровне государство представляет собой «корпорацию корпораций» [16]. Другие авторы понимают государство с точки зрения его классовой сущности (марксизм), третьи считают, что государство призвано действовать в интересах нации, религии и т. д.
В законодательстве стран ЕАЭС государство является особым субъектом гражданских правоотношений, так как участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в интересах всего общества; государство принимает законы, которые должны исполнять все субъекты гражданского оборота, обладает суверенитетом и иммунитетом и т. д. Соответственно, относительно положения государства как субъекта авторского права и смежных прав преобладает точка зрения, что оно является скорее исключением из общего правила. Так. В.А. Дозорцев, анализируя проблему авторских прав на кинофильмы, создававшиеся на государственных киностудиях, указывал на принципиальную невозможность принадлежности государству первоначальных авторских прав [8]. Хотя, например, по английскому Закону об авторском праве 1988 года обладателем авторского права на произведение, созданное или впервые опубликованное правительством либо под его руководством, является правительство Великобритании [10].
Следует учитывать, что, согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица - государственные, муниципальные органы, юридические и физические лица. На практике любое из «уполномоченных» государством лиц может стать нарушителем авторских или смежных прав. По общему правилу государство в определенных случаях становится наследником автора. Специально уполномоченный орган исполнительной власти может осуществлять охрану авторских прав умершего автора в течение срока их действия при отсутствии наследников (абз. 2 п. 2 ст. 27, ч. 3 ст. 29 Закона РФ об авторском праве и смежных правах).
Кроме государства, в законах стран ЕАЭС присутствуют еще две специфические категории субъектов авторского права и смежных прав: публика и публикатор. В соответствии со ст. 4 Закона Республики Армении об авторских и смежных правах «публика - это множество лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи или близких, независимо от того, присутствуют ли они одновременно в одном месте или в разное время в разных местах». При этом российский закон, не определяя понятие «публика», закрепил в Гражданском кодексе нормы о публикаторе. Согласно ст. 1337 ГК РФ «публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние (ст. 1282) либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом».
В заключение хотелось бы отметить, что субъектный состав авторских правоотношений в законодательстве стран ЕАЭС достаточно широк и неоднороден, в отношении некоторых субъектов существует неопределенность. Прежде всего, требует уточнения статус таких субъектов, как юридическое лицо и государство.
Пристатейный библиографический список
1. Братусь С.Н. О соотношении гражданской правоспособности и субъективных прав // Советское государство и право. 1949. № 8. С. 32- 33.
2. Близнец И., Леонтьев К. Интеллектуальная собственность и исключительные права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2002. № 6. С. 2-18.
3. Гамбаров Ю.С. Гражданское право. Общая часть / под ред. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2003. С. 380.
4. Гаврилов Э.П. Комментарий Закона «Об авторском праве и смежных правах». М.: Правовая культура, 1996. С. 59.
5. Гаджиев Г. Непосредственное применение судами конституционных норм // Российская юстиция. 1995. № 12. С. 24.
6. Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность: учеб. пособ. М.: Юрист, 2004. С. 57.
7. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации: сборник статей. М.: Статут, 2003. С. 144-179.
8. Дозорцев В.А. Право на фильм как сложное многослойное произведение // Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации: сборник статей. М., 2003. С. 159.
9. Иоффе О.С. Избранные труды: Правоотношение по советскому гражданскому праву: в 4 т. Т. 1. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. С. 216.
10. Канатов Т.К. Понятие авторских прав в странах Евразийского экономического союза // Евразийская адвокатура. 2016. № 1 (20).
11. Коростелева С.В. Личные неимущественные права авторов и особенности их реализации в Интернет: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 38.
12. Корнеева И.Л. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учеб. пособ. М.: Юристъ, 2006. С. 92.
13. Мейер Д.Н. Русское гражданское право. Чтения, изданные по запискам слушателей: С приложением биографий и портретов Д.И. Мейера и А.И. Вицына и 3-х указателей / под ред. А.И. Вицына, испр. и доп. А.Х. Гольмстен. 10-е изд., испр. и доп. Петроград, 1915. С. 117.
14. Мотовиловкер Е.Я. Теория регулятивного и охранительного права / науч. ред. О.Я. Баев. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1990. С. 43- 49.
15. Моргунова Е. Природа и правовой режим служебных произведений // Интеллектуальная собственность. 1998. № 1. С. 50-59.
16. Мусатов Ф.В. Государство как субъект права: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2016. С. 13.
17. О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 апр. 1986 г. № 8.
18. О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе: Приказ Минкультуры России от 19 фев. 2008 г. № 30 (ред. от 03.12.2015).
19. Судариков С.А. Основы авторского права. Минск: Амалфея, 2000. С. 137-139.
20. Попова И.В. Программа для ЭВМ в системе объектов авторского права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Минск, 1999. С. 13.
21. Рафиева Л.К. Честь и достоинство как правовая категория // Правоведение. 1996. № 2. С. 58.
22. Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности. М.: Наука, 1966. С. 168.
23. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2003. С. 176-177.
24. Сулейменов М.К. Защита гражданских прав: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию КазГЮУ / отв. ред. Н.С. Гаева. Алматы, 2004. С. 333.
25. Холкина Ю.А. Введение уголовной ответственности юридических лиц в РФ: проблемы субъективного вменения // Молодой ученый. 2016. № 4. С. 592-595.
26. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. По изданию 1907 г. М.: Спарк, 1995. С. 58.
References (transliterated)
1. Bratus" S.N. O sootnoshenii grazhdanskoj pravos-posobnosti i sub""ektivny"x prav // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1949. № 8. S. 32- 33.
2. Bliznecz I., Leont"ev K. Intellektual"naya sobstven-nost" i isklyuchitel"ny"e prava // Intellektual"naya sobst-vennost". Avtorskoe pravo i smezhny"e prava. 2002. № 6. S. 2-18.
3. Gambarov Yu.S. Grazhdanskoe pravo. Obshhaya chast" / pod red. V.A. Tomsinova. M.: Zerczalo, 2003. S. 380.
4. Gavrilov E\P. Kommentarij Zakona «Ob avtorskom prave i smezhny"x pravax». M.: Pravovaya kul"tura, 1996. S. 59.
5. Gadzhiev G. Neposredstvennoe primenenie sudami konstitucionny"x norm // Rossijskaya yusticiya. 1995. № 12. S. 24.
6. Grishaev S.P. Intellektual"naya sobstvennost": ucheb. posob. M.: Yurist, 2004. S. 57.
7. Dozorcev V.A. Intellektual"ny"e prava. Ponyatie. Sistema. Zadachi kodifikacii: sbornik statej. M.: Statut, 2003. S. 144-179.
8. Dozorcev V.A. Pravo na fil"m kak slozhnoe mnogo-slojnoe proizvedenie // Intellektual'ny'e prava. Ponyatie. Sistema. Zadachi kodifikacii: sbornik statej. M., 2003. S. 159.
9. Ioffe O.S. Izbranny"e trudy": Pravootnoshenie po sovetskomu grazhdanskomu pravu: v 4 t. T. 1. SPb.: Yurid. centr Press, 2003. S. 216.
10. Kanatov T.K. Ponyatie avtorskix prav v stranax Evrazijskogo e"konomicheskogo soyuza // Evrazijskaya advokatura. 2016. № 1 (20).
11. Korosteleva S.V. Lichny"e neimushhestvenny"e prava avtorov i osobennosti ix realizacii v Internet: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2006. S. 38.
12. Korneeva I.L. Pravo intellektual"noj sobstvennosti v Rossijskoj Federacii: ucheb. posob. M.: Yurist"", 2006. S. 92.
13. Mejer D.N. Russkoe grazhdanskoe pravo. Chteniya, izdanny"e po zapiskam slushatelej: S prilozheniem bio-grafij i portretov D.I. Mejera i A.I. Vicyna i 3-x ukazatelej / pod red. A.I. Vicyna, ispr. i dop. A.X. Gol"msten. 10-e izd., ispr. i dop. Petrograd, 1915. S. 117.
14. Motovilovker E.Ya. Teoriya regulyativnogo i oxranitel"nogo prava / nauch. red. O.Ya. Baev. Voronezh: Izd-vo Voronezh. un-ta, 1990. S. 43- 49.
АДВОКАТУРА
15. Morgunova E. Priroda i pravovoj rezhim sluzheb-ny"x proizvedenij // Intellektual"naya sobstvennost". 1998. № 1. S. 50-59.
16. Musatov F.V. Gosudarstvo kak sub""ekt prava: av-toref. dis. ... kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2016. S. 13.
17. O primenenii sudami zakonodatel"stva pri rass-motrenii sporov, voznikayushhix iz avtorskix pravoot-noshenij: Postanovlenie Plenuma Verxovnogo Suda SSSR ot 18 apr. 1986 g. № 8.
18. O Tipovom ustave akkreditovannoj organizacii po upravleniyu pravami na kollektivnoj osnove: Pri-kaz Minkul"tury" Rossii ot 19 fev. 2008 g. № 30 (red. ot 03.12.2015).
19. Sudarikov S.A. Osnovy" avtorskogo prava. Minsk: Amalfeya, 2000. S. 137-139.
20. Popova I.V. Programma dlya E"VM v sisteme ob""ektov avtorskogo prava: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Minsk, 1999. S. 13.
21. Rafieva L.K. Chest" i dostoinstvo kak pravovaya kategoriya // Pravovedenie. 1996. № 2. S. 58.
22. Strogovich M.S. Osnovny"e voprosy" sovetskoj so-cialisticheskoj zakonnosti. M.: Nauka, 1966. S. 168.
23. Sergeev A.P. Pravo intellektual"noj sobstvennosti v Rossijskoj Federacii. 2-e izd., pererab. i dop. M.: TK Velbi, 2003. S. 176-177.
24. Sulejmenov M.K. Zashhita grazhdanskix prav: ma-terialy" mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii, posvyashhennoj 10-letiyu KazGYuU / otv. red. N.S. Gaeva. Almaty", 2004. S. 333.
25. Xolkina Yu.A. Vvedenie ugolovnoj otvetstvennosti yuridicheskix liez v RF: problemy" sub""ektivnogo vmen-eniya // Molodoj ucheny"j. 2016. № 4. S. 592-595.
26. Shershenevich G.F. Uchebnik russkogo grazhdan-skogo prava. Po izdaniyu 1907 g. M.: Spark, 1995. S. 58.
> 2 (39) 2019 С
Проведем оценку имущества для любых целей:
У Недвижимости для оспаривания
кадастровой стоимости </ Ущерба от залива, пожара, действий третьих лиц, после ДТП
Бесплатная консультация
Срок исполнения от 1 часа
Доставка отчетов курьером
</ Бизнеса, ценных бумаг,
нематериальных активов •/ Движимого и недвижимого имущества /Машин и оборудования
Выполнение с учетом требований законодательства
Входим в ТОП-70 крупнейших компаний России, работающих на рынке оценки. *
*По итогам 2017 года согласно рэнкингу Рейтингового агентства 13АЕХ («Эксперт РА»)
ф м. Электрозаводская,
г. Москва, пл. Журавлева, д. 2, стр. 2, офис 321
Ж ocenka-m.com • ¡[email protected]
V» 8(800) 100-50-01 • 8(495)308-15-15
~ Платинум
группа компаний