Международное частное право
Н.В. Козинец*
Особенности правового регулирования трансграничной электронной торговли в СНГ и в рамках евразийской экономической интеграции
Аннотация. Статья посвящена зарождению электронной торговли как способа реализации большого спектра коммерческих отношений в дистанционном формате в рамках СНГ и евразийских интеграционных процессов.
Трансграничная электронная торговля товарами и услугами, в какой бы форме она ни реализовыва-лась, нуждается в четких правилах, детальной регламентации. Такую регламентацию, безусловно, проще согласовать первоначально на региональном уровне.
СНГ в силу различных политических и экономических причин (различные уровни развития стран, различные рынки сбыта) не реализовал в должной мере задачу формирования единого экономического пространства, которое отвечало бы веяниям времени и могло бы стать основой для трансграничной электронной торговли.
Автор уделяет отдельное внимание Модельному закону СНГ «Об электронной торговле», отмечая его прогрессивный гармонизирующий характер, обосновывая это тем, что закон впервые закрепил понятие электронной торговли как таковой, а также сформировал правовое поле для электронной коммерческой деятельности, четко определив понятия электронных сделок и договоров, что свидетельствует о его большей, в отличие от Типового закона ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле», ориентированности на страны романо-германской правовой семьи и в большей степени отражает направленность закона на потребности евразийской интеграции.
Автором рассматриваются и документы ЕврАзЭС, предлагающие на рекомендательном уровне регламентацию отдельных аспектов электронной торговли.
Ключевые слова: электронная торговля, электронный договор, электронное сообщение, электронный документооборот, информационно-маркетинговые центры, товары, услуги, правовой режим, СНГ, ЕврАзЭС, ЕАЭС, евразийская интеграция.
001: 10.17803/1994-1471.2015.59.10.229-239
Развитие новых технологий, сопровождающих международную торговлю, которые позволяют преодолевать территориальные границы при осуществлении логистики и сокращать время, которое затрачивается на приобретение того или иного товара (услуги] за рубежом, не снимает трансграничный характер таких отношений. Трансграничная электронная торговля товарами и услугами, в какой бы форме она ни
реализовывалась, нуждается в четких правилах, детальной регламентации. Такую регламентацию, безусловно, проще согласовать первоначально на региональном уровне, что позволяет решать проблемы, связанные с развитием рынков товаров и услуг в рамках определенных регионов и, что немаловажно, в рамках существующих интеграционных процессов. Одним из таких интеграционных процессов после распада СССР было создание
© Козинец Н.В., 2015
* Козинец Никита Владимирович — аспирант кафедры международного частного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [[email protected]]
119421, Россия, г. Москва, Ленинский пр., д. 111/1-45
Содружества Независимых Государств (СНГ] в 1991 г., одной из целей которого было всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции (абз. 3 ст. 7 Соглашения о создания Содружества Независимых Государств1]. Однако СНГ в силу различных политических и экономических причин (различные уровни развития стран, различные рынки сбыта] не реализовал в должной мере задачу формирования единого экономического пространства, которое отвечало бы веяниям времени и могло бы стать основой для трансграничной электронной торговли. Не было согласовано и принято и единое унифицированное региональное регулирование электронной торговли. В то же время отдельные попытки по упорядочиванию и стимулированию отношений, складывающихся в сфере электронной торговли, все же предпринимались. Например, в начале 2000-х гг. Cognitive Technologies и Институт системного анализа РАН приступили к созданию Межгосударственного информационно-маркетингового центра государств — участников СНГ в целях продвижения товаров и услуг на национальные рынки стран СНГ. Межгосударственная программа создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств — участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 года (Программа] была утверждена Решением Совета глав правительств СНГ от 29 ноября 2001 г. Государственным национальным заказчиком-координатором Программы было определено Министерство РФ по связи и информатизации. В соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 3 июня 2005 года Межгосударственная программа была продлена до 2008 года. Целью Программы являлось создание межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров для информационной поддержки внешнеэкономической и предпринимательской
1 Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.). Соглашение ратифицировано Российской Федерацией постановлением ВС РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1 // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1992. № 1. С. 6.
деятельности в государствах — участниках СНГ, способствующей развитию социально-экономических отношений, производственных и научно-технических связей путем стимулирования производства через систему гарантированных заказов с отложенным платежом2. Информационно-маркетинговыми центрами (ИМЦ) назывались юридические лица, осуществляющие функции оператора межгосударственной сети ИМЦ по оказанию электронных информационно-коммуникационных услуг на базе информационных систем, ресурсов и технологий, реализуемых в межгосударственной сети ИМЦ3.
В основу деятельности ИМЦ ложилась информационно-техническая база, которая в качестве программного комплекса поддерживала возможность проведения различных вариантов тендеров на определение поставщиков товаров и услуг, обеспечивала документооборот торговых операций, контроль за выполнением контрактов, мониторинг действующих рыночных цен на товары и услуги, формирование реестров поставщиков и производителей товаров и услуг, осуществляла ведение «торговой истории» участников электронной торговли и т.д. Таким образом, государственные организации и коммерческие компании стран СНГ получили возможность вести экономическую деятельность на рынках стран Ближнего зарубежья и заключать сделки в удаленном режиме, используя преимущества современных информационных технологий4.
Межгосударственная программа в процессе реализации принесла соответствующие плоды. Так, были созданы национальные сети информационно-маркетинговых центров
2 Официальный сайт Регионального содружества в области связи. URL: http://www.rcc.org.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=62:2009-02-16-06-49-24&catid = 206:2009-02-13-09-45-46&Itemid=1454 (дата обращения: 28.01.2015).
3 Данное определение легло в основу определения Информационно-маркетингового центра в статье 2 принятого позже Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в создании, использовании и развитии межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки (Санкт-Петербург, 2l мая 2010 г.). См.: о Соглашении ниже.
4 Электронная торговля на все СНГ. URL: http://www.
comnews.ru/node/45841 (дата обращения: 28.01.2015).
(ИМЦ] в Беларуси, России и Украине, которые реально работали с выходом как на свои предприятия и регионы, так и на другие страны СНГ, а также страны ЕС; осуществлялась интеграция сетей ИМЦ Беларуси, России, Украины, в рамках трехстороннего проекта Межгосударственной программы; было также выявлено, что участники Межгосударственной программы и наблюдатели проявляют реальную заинтересованность в получении межгосударственного статуса национальных сетей ИМЦ, что позволит обеспечить высокую экономическую и технологическую эффективность создаваемой межгосударственной сети ИМЦ как эффективного инструмента продвижения на внутренний рынок СНГ и рынки третьих стран конкурентоспособной продукции5.
Наиболее активными реализаторами программы позиционировались Россия, Украина и Беларусь. Обозначенные государства, руководствуясь опытом работ по развитию национальных сетей информационно-маркетинговых центров и систем электронной торговли, внесли серьезный вклад в реализацию программы. Например, в России проект создания общероссийской сети ИМЦ реализовы-вался с 2002 года в рамках ФЦП «Электронная Россия». В процессе реализации мероприятий программы было разработано и апробировано специально созданное программное обеспечение, являющееся инновационно-технической базой функционирования ИМЦ. Программные комплексы были установлены в ряде регионов России. ИМЦ в субъектах РФ обеспечивали процедуры проведения государственных закупок и экономического взаимодействия предприятий в регионах России. Была отработана организационная и правовая процедура создания ИМЦ в субъектах РФ. Создана саморегулируемая организация — Национальная ассоциация участников рынка электронной торговли, в задачи которой уже исходя из названия входила разработка единых отраслевых стандартов, участие в формировании отраслевого законодательства. Была поставлена задача совершенствования действующе-
5 Официальный сайт Регионального содружества в области связи. URL: http://www.rcc.org.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=62:2009-02-16-06-49-24&catid = 206:2009-02-13-09-45-46&Itemid=1454 (дата обращения: 28.01.2015).
го законодательства по обеспечению применения ИКТ в экономическом взаимодействии предприятий6.
Украина также осуществляла мероприятия по созданию национальной сети ИМЦ, которые сводились к подготовке нормативно-технической документации, содержащей методологические и технические подходы, развернула интеллектуальную экономическую среду на базе Интернета, обеспечивающую предоставление услуг предприятиям по экономическому взаимодействию7.
Что касается Республики Беларусь, то в качестве основных мероприятий по внедрению национальной системы информационно-маркетингового обеспечения был проект создания Межгосударственного центра электронной торговли и проект информирования об условиях ведения экономической деятельности за рубежом — системы «Тендеры» и «Товаропроводящая сеть». Указанные системы представляли собой сервис собранной воедино информации о торгах и тендерах в зарубежных странах для заинтересованных предприятий Беларуси8.
Реализация региональных механизмов электронной торговли в рамках приведенных выше мероприятий, как мы видим, имела свою собственную специфику, выражающуюся в первоначальной апробации систем электронной торговли в контексте государственно-частного партнерства и государственно-частных отношений в целом, что проявлялось, в свою очередь, первоначально, в закупках товаров и услуг для нужд государства.
Обозначенная деятельность привела в дальнейшем к принятию в рамках СНГ Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в создании, использовании и развитии межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рын-
6 Босс. URL: http://www.bossmag.ru/apps/apps-01-2005-g/elektronnaya-kommertsiya-na-prostorakh-sng. html (дата обращения: 28.01.2015).
7 См.: Босс. URL: http://www.bossmag.ru/apps/apps-01-2005-g/elektronnaya-kommertsiya-na-prostorakh-sng.html (дата обращения: 28.01.2015).
8 См.: Босс. URL: http://www.bossmag.ru/apps/apps-01-2005-g/elektronnaya-kommertsiya-na-prostorakh-sng.html (дата обращения: 28.01.2015).
ки (Санкт-Петербург, 21 мая 2010 г.). Целью настоящего Соглашения согласно ст. 1 является проведение мероприятий по дальнейшему созданию, использованию и развитию национальных сетей информационно-маркетинговых центров на согласованной Сторонами методологической основе и объединение их в межгосударственную сеть для продвижения товаров и услуг государств — участников настоящего Соглашения на их национальные рынки в целях повышения эффективности внешнеэкономической деятельности. Примечательным представляется тот факт, что в Соглашении было дано четкое определение электронной торговли, — как торговли, осуществляемой с использованием информационных систем, информационно-коммуникационной сети и регламентов электронного взаимодействия (ст. 2 Соглашения), которые были предметом Соглашения и опосредовали создание единого информационно-коммуникационного поля электронной торговли. Безусловно, к моменту принятия Соглашения необходимость унифицированной регламентации электронной торговли в рамках СНГ уже назрела. Однако устойчивость экономических связей в рамках СНГ была не так очевидна. Так, Соглашение было подписано не всеми государствами — членами СНГ (Республика Казахстан, Республика Молдова, Республика Узбекистан, Республика Беларусь, Республика Таджикистан, Украина, Российская Федерация), а вступило в силу лишь для четырех государств: Республики Беларусь, Республики Таджикистан, Украины, Российской Федерации. Республика Молдова 23 апреля 2014 г. вышла из Соглашения, что демонстрирует определенную нестабильность экономического поля СНГ. В то же время Соглашение можно воспринимать как попытку сотрудничества в сфере информационного взаимодействия и унификации в рамках СНГ электронной торговли товарами и услугами.
Параллельно с развитием правового регулирования сети информационно-маркетинговых центров в рамках СНГ велась и нормот-ворческая деятельность непосредственно в сфере электронной торговли. Особую роль в обозначенной деятельности играла Межпарламентская Ассамблея государств — участников СНГ. Так, Межпарламентская Ассамблея государств — участников СНГ учредила Эксперт-
ный совет, благодаря деятельности которого была активизирована разработка модельного законодательства в области информатизации и связи. Было принято большое количество модельных законодательных актов в этой сфере, в том числе Модельный закон «Об электронной цифровой подписи» (2000 г.), положивший начало интернет-экономике и электронной торговле в СНГ, Модельный закон «Об информатизации, информации и защите информации» (2005 г.), который в соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ стал основой стратегии Содружества в данной области, Модельный закон «Об электронной торговле» (2008 г.), Модельный закон «О телемедицинских услугах» (2010 г.), Модельный закон «О паспортно-визовых документах и иных идентификационных документах нового поколения» (2010 г.), Модельный закон «Об основах регулирования Интернета» (2011 г.)9.
Средиобозначенныхдокументовнаиболее важным для целей исследования региональным актом СНГ, призванным гармонизировать законодательство государств — участников Содружества в сфере электронной торговли представляется Модельный закон «Об электронной торговле», принятый 25 ноября 2008 года на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ (постановление № 31-12), рекомендованный для использования в национальном законодательстве.
В отдельных странах СНГ к тому времени имелся ряд национальных проектов и программ, направленных на создание основ электронной коммерции, например, «Концепция развития электронной коммерции в Республике Казахстан», программа в Российской Федерации «Организационно-правовые стандарты электронной коммерции», совместный проект Кыргызской Республики и Эстонии «ИКТ для развития»10. Однако в национальных законах и правовых системах тех же государств — участников СНГ не имелось на момент принятия модельного закона СНГ «Об электронной
9 Официальный сайт Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. URL: http://old.iacis. ru/html/?id=200 (дата обращения: 30.01.2015).
10 Ким Н. К. О развитии электронной коммерции в
государствах — членах ЕврАзЭС // Проблемы современной экономики. № 2 (2). 2002.
торговли» нормативных положений, которые бы в должной степени определяли условия использования соответствующих гражданско-правовых договоров, заключенных в электронной форме и регламентировали развитие современной системы электронных платежей. Отсутствие такого законодательства и понимания вектора развития законодательства в сфере электронной торговли в целом сдерживало, в свою очередь, развитие торгово-финан-совых рынков, препятствуя обмену электронными сообщениями, документами в контексте трансграничной торговли.
В странах СНГ, безусловно, была потребность в национальном законе, определяющем юридическую силу электронного документа, в принятии нормативных документов для юридических лиц с целью обеспечения качественной эксплуатации системы электронной торговли, в регламентации правовых вопросов в отношении конфиденциальности, налогообложения при электронной коммерции, контроля за экспортом криптографических технологий, использования данных о характере поведения посетителей сайта, информации о покупках, обеспечения анонимности операций и т. д11.
Таким образом, разработка и принятие модельного закона об электронной торговле представлялось стратегической задачей всех государств — участников СНГ, которые были заинтересованы в создании единого пространства электронной торговли на основе единых принципов регулирования последней, а также в определении сферы товаров и услуг, в отношении которых возможен был электронный торговый оборот, круга участников, необходимого комплекса нормативных актов, параметров саморегулирования электронной торговли посредством «кодексов поведения», условий беспрепятственного осуществления коммерческой деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в едином экономическом поле и гарантий судебной защиты прав участников электронной торговли. В то же время ожидаемые региональные правила регулирования электронной торговли не должны были корректировать национально-правовые акты в сфере налогообложения, антимонопольные правила, правила об обороте ценных бумаг, нотариате, за-
11 Ким Н. К. Указ. соч.
щите клиентов, представительстве в суде и т.д. Такие ограничения существуют в зарубежном законодательстве об электронной коммерции и соответствуют Положениям Директивы Европейского Союза «Об электронных подписях» (1999 г.]12. Обозначенное, в свою очередь, отражало принцип минимального вмешательства государства в электронный торговый оборот, который был очевиден государствам — участникам СНГ в контексте эффективного регулирования электронной торговли.
Однако стоит отметить, что государствам — участникам СНГ не представлялось возможным решить всей полноты обозначенных вопросов сразу в одном документе регионального характера. Поэтому сначала в рамках СНГ был принят Модельный закон «Об электронной цифровой подписи» (2000 г.], затем Модельный закон «Об информатизации, информации и защите информации» (2005 г.], и уже к 2008 году согласован и принят Модельный закон «Об электронной торговле» (2008 г.].
Модельный закон «Об электронной торговле» в целом носил прогрессивный характер, сохраняя актуальность и по сей день, но в то же время рассматриваемый нормативный акт не нашел должного отражения в законодательстве государств — участников СНГ (т.к. не был принят в аутентичном виде ни в одной стране] ввиду необходимости обеспечить для реализации положений закона высокий уровень нормативной и экономической основы. Однако к нему до сих пор обращаются законодатели разных государств — участников СНГ при формировании проектов национальных законов в сфере электронной торговли и в случаях с очередными обсуждениями развития электронной коммерции в целом. Безусловно, Модельный закон СНГ в своих положениях содержал основные подходы к регулированию электронной торговли, закрепленные в типовых законах ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле», 1996 г. и «Об электронных подписях», 2001 г., а также в Конвенции ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах, 2005 г.13, в то же время имел
12 См.: Ким Н. К. Указ. соч.
13 Соловяненко Н. Законодательное регулирование ЭДО: международная практика // URL6 http:// www.cprspb.ru/bibl/opv/98.htm (дата обращения: 30.01.2015).
и определенные различия. В качестве цели Модельного закона СНГ было определено правовое обеспечение условий для электронной торговли на основе признания электронных сообщений. Также были даны определения базовым понятиям «электронная торговля», «электронная сделка», «электронное сообщение», «электронный договор» и др. Так, электронная торговля — это торговля, осуществляемая с использованием информационных систем, информационно-коммуникационной сети и электронных процедур. Электронная сделка — это любая сделка, совершенная сторонами сделки посредством проведения электронных операций по сделке. Электронное сообщение — это информация, подготовленная, отправленная, полученная и хранимая с помощью информационных систем, информационно-коммуникационной сети и электронных процедур. Электронный договор — это гражданско-правовой договор, осуществляемый на основе использования информационных систем, информационно-коммуникационной сети и электронных процедур. Электронная подпись — реквизит электронного сообщения в виде электронной цифровой подписи или любого иного электронного аналога собственноручной подписи физического лица.
Особая роль была отведена электронным договорам, которые, по смыслу закона, являются полноценным гражданско-правовым договором. Даны, как было отмечено выше, определения электронной сделки и электронного договора, что не было сделано в Типовом законе ЮНСИТРАЛ (где конкретизируется лишь форма договора и положения о контрактах в контексте передачи электронных сообщений — ст. 5, 6 и гл. 3 Типового закона ЮНСИТРАЛ) и что, в свою очередь, отражает адаптированность Модельного закона СНГ к законодательству стран-участниц (где превалирует преимущественно романо-гер-манская система права). Кроме того, особый интерес представляют принципы Модельного закона (ст. 4), которым должно быть подчинено правовое регулирование в сфере электронной торговли и которые сводятся к необходимости соблюдения равенства участников электронной торговли, свободы договора, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории государства, беспрепятственного осущест-
вления предпринимательской деятельности в рамках электронной торговли, а также на гарантиях судебной защиты прав участников электронной торговли, что свидетельствует о прогрессивном современном характере закона, который в то же время серьезным образом обязывает государства — участники СНГ, которые его имплементируют, к должным обеспечительным как нормативным, так и экономическим мерам.
Таким образом, Модельный закон СНГ «Об электронной торговле» — основной документ Содружества, который впервые закрепил понятия электронной торговли, как таковой, а также сформировал правовое поле для электронной коммерческой деятельности, четко определив понятия электронных сделок и договоров, что свидетельствует о его большей, в отличие от Типового закона ЮН-СИТРАЛ «Об электронной торговле», ориентированности на страны романо-германской правовой семьи и в большей степени отражает направленность закона на потребности евразийской интеграции.
Развитие политических отношений между государствами — членами СНГ привело к формированию новой, наряду с СНГ, более узкой региональной экономической платформы, коей явилось Евразиийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), — международная экономическая организация, объединяющая ряд государств — членов СНГ, которая просуществовала с 2001—2014 годах и была ликвидиро -вана в связи с созданием Евразийского экономического союза. Основными целями ЕврАзЭС было содействие развитию экономического взаимодействия государств-членов, а также эффективное продвижение ее участниками процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Безусловно, с пониманием отсутствия должной эффективности СНГ в экономическом секторе сотрудничества, отсутствием должной экономической общности между государствами — членами СНГ и, конечно же, с учетом разрозненной торговой площадки некоторые государства — участники СНГ стали ориентироваться на евразийскую интеграцию. В евразийском регионе с 2000-х стали набирать интенсивность процессы экономической интеграции, которые были ориентированы как на опыт коллег из Европейского Союза, так и
отражали самобытность экономического развития, присущую странам бывшего СССР. Товарные и финансовые потоки между государствами Евразийского региона стремительно усиливались, что благоприятно сказывалось на формировании новых рынков14.
Однако евразийская интеграция подвергалась воздействию и ряда сдерживающих факторов, среди которых были и отсутствие должного уровня международных региональных соглашений и правил, которые бы детально регулировали основы торговли в рамках интеграционных процессов, условия и порядок электронной и дистанционной торговли, отсутствовала и сама инфраструктура такой региональной торговли, что осложняло процессы логистики, также не были развиты электронные сервисы как на региональном, так и национальном локальном уровне. Евразийская интеграция в сфере трансграничной торговли осложнялась и различающимися экономическими и финансовыми системами государств, вовлеченных в процесс интеграции.
Отдельные государства в рамках интеграции предпринимали двусторонние меры, которые по объективным причинам в силу разрозненности действий не могли привести к решению поставленных перед евразийской интеграцией задач. Наиболее целесообразным путем модернизации экономической интеграции в рамках евразийского региона представлялась совместная разработка и реализация межгосударственных торгово-финансовых и информационно-коммуникационных мер в рамках международных региональных организаций в евразийском регионе, среди которых можно отметить не только СНГ, но и Союзное государство, Евразийский экономический союз (ЕАЭС], Евразийский экономический совет (ЕврАзЭС] с обязательным учетом опыта и интересов Шанхайской организации сотрудничества, Европейского Союза, а также международных универсальных организаций, к которым относятся Всемирная торговая организация (ВТО], и иных форматов межгосударственного сотрудни-
14 Резолюция международного форума «Электронная торговля: вызовы евразийской интеграции» 28 февраля 2013 года // Интернет-портал СНГ. URL: http://www.e-cis.info/news.php?id=5609 (дата обращения: 29.01.2015).
чества, среди которых необходимо выделить форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС] и форум «Большой двадцатки» ^-20].
Что касается Российской Федерации, то в рамках названных выше региональных экономических организаций, действующих в евразийском регионе, именно на России с учетом ее географического положения и уровня экономического развития лежала основная движущая роль в интеграционных экономических процессах. Так, последние годы (2012—2014] в своих посланиях Федеральному Собранию РФ Президент Российской Федерации В. В. Путин отмечал, что активное участие в процессах формирования и ускорения евразийской экономической интеграции является необходимым условием повышения ее геополитической востребованности, международного авторитета и роли России. Россия уже с 2011 г. (после подписания Декларации о Евразийской экономической интеграции15] совместно с соседними государствами-партнерами предполагала осуществить создание на евразийском пространстве межгосударственной системы электронной торговли, которая повысила бы конкурентоспособность товаров и услуг, расширила рынки сбыта продукции субъектов малого и среднего бизнеса, и позволила оптимизировать закупочную, финансовую логистическую и трансграничную деятельность в странах Евразии16. Поставленные задачи невозможно было осуществить без привлечения единообразных инновационных технологий и инструментов при осуществлении торгово-финансовых отношений в рамках евразийской интеграции. Ключевым в обозначенном контексте представлялись именно универсальные средства электронной коммерции и торговли, выработка единообразных правил трансграничного электронного документооборота, организация системы международной защиты торгово-финансовой информации.
15 Декларация о Евразийской экономической интеграции была подписана между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан 18 ноября 2011 г. и ознаменовала переход к новому этапу евразийской интеграции — созданию Единого экономического пространства.
16 Резолюция международного форума «Электрон-
ная торговля: вызовы евразийской интеграции» 28
февраля 2013 года.
Безусловно, в контексте евразийской интеграции государства сталкивались с рядом проблем и ограничений, которые сдерживали развитие электронной торговли и сводились к отсутствию должной нормативно-правовой системы государств, что не позволяло обеспечить юридически значимый электронный документооборот между коммерческими организациями, зарегистрированными даже в соседних государствах. Обозначенная проблема проявлялась как при взаимном признании или непризнании электронных документов, так и при определении возможности участия в электронных торгах на электронных площадках, находящихся вне территории государства регистрации коммерческой организации. Кроме того, отсутствуют единые подходы к работе электронных торговых площадок, а также сложившаяся практика разбора спорных ситуаций через международные третейские суды, не были выработаны единые подходы и стандарты к формированию информационных баз, включающих в себя информацию об электронной торговле и ее результатах в разных государствах17.
Обозначенные выше проблемы свидетельствуют о необходимости нормативного строительства в рамках евразийской интеграции региональной правовой системы, которая бы устанавливала четкие правила электронной торговли, в частности электронного документооборота, прежде всего в рамках Евразийского экономического союза.
Так, Межпарламентская ассамблея Евразийского экономического сообщества уже в 2002 году издала типовой проект об электронном документе, который, по сути, является основой правового регулирования электронной торговли в контексте евразийской инте-грации18. Основополагающая роль документа вытекает как из времени его принятия, так и из прогрессивности положений: в типовом проекте закреплялась возможность использования электронного документа во всех сферах деятельности, где применяются программные
17 Резолюция международного форума «Электронная торговля: вызовы евразийской интеграции» 28 февраля 2013 года.
18 Типовой проект об электронном документе, приложение к постановлению МПА ЕврАзЭС от 25.03.02 № 2-19.
и технические средства, необходимые для создания, обработки, хранения, передачи и приема информации. Было также четко установлено, что с помощью электронных документов могут совершаться сделки (заключаться договоры), производиться расчеты, осуществляться переписка и передача документов и иной информации (ст. 2), что, на наш взгляд, свидетельствует о зарождении в рамках евразийской экономической интеграции регулятивной основы электронной торговли в целом.
Дальнейшее включение отдельных положений типового проекта в национальные законы государств Сообщества привело к формированию правовой основы признания юридического статуса электронных документов, используемых в электронной торговле. В типовом проекте было предусмотрено приравнивание по правовым последствиям электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью, к документу на бумажном носителе. Это предполагало, в частности, возможность рассматривать его в качестве доказательства при судебном разбирательстве19.
Далее Межпарламентская Ассамблеи ЕврАзЭС разработала рекомендации по законодательному обеспечению развития электронной торговли в государствах — членах Евразийского экономического сообщества20, для формирования положений которых была использована рассмотренная выше Директива 2000/31/ЕС Европейского парламента и Совета от 8 июня 2000 года по определенным правовым аспектам сферы информационных
19 Деятельность Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества в сфере электронной торговли // Официальный сайт Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества. URL: http://www.ipaeurasec.org/ archive/?data=310709&month=0709 (дата обращения: 30 января 2015 г.).
20 Приложение к постановлению Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 16 июня 2003 г. №4-14 «О Рекомендациях Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС по законодательному обеспечению развития электронной торговли в государствах — членах Евразийского экономического сообщества (с учетом положений моделей законодательного регулирования, рекомендуемых ООН и Европарламентом)» // Официальный сайт Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества. URL: http://www.ipaeurasec. org/docsdown/rec_etrade.pdf (дата обращения: 30 января 2015 г.).
услуг, в частности электронной коммерции на рынке Интернет, а также положения Типового закона по электронной торговле Комиссии ООН по международной торговле (UNCITRAL) с руководством к применению с дополнительной статьей № 5, принятой в 1999 году. Рекомендации предполагали имплемента-цию в национальное законодательство государств — участников ЕврАзЭС следующих принципов правового регулирования электронной торговли:
— равенство участников электронной торговли;
— свобода электронного договора;
— беспрепятственное осуществление предпринимательской деятельности в порядке, установленном национальными законодательствами;
— свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на территориях государств Сообщества;
— гарантии судебной защиты прав участников электронной торговли;
— ответственность за недобросовестные действия, причем рекомендуется установление унифицированных санкций за нарушения (п. 2 Рекомендаций].
Кроме того, рекомендации определяли электронную торговлю как сделку или совокупность электронных сделок, совершаемых с помощью средств связи и информационных технологий, без составления и собственноручного удостоверения бумажных аналогов электронных контрактов. Такими сделками могут быть купля-продажа, поставка, возмездное оказание услуг, перевозка, заем и кредит, финансирование под уступку денежного требования, банковский вклад, банковский счет, расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, коммерческая концессия и иные формы приобретения и использования прав и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности (п. 2 Рекомендаций].
Серьезной новацией и достижением, на наш взгляд, представляется указание в рекомендациях перечня договоров (открытого, ограниченного лишь предпринимательской сферой отношений], которые могут признаваться электронными сделками или, другими словами, быть заключенными в электронной
форме, что свидетельствует о назревшей уже в те годы необходимости заключать трансграничные коммерческие договоры в электронной форме для оптимизации логистики отношений по договору и собственно процесса заключения и исполнения трансграничного договора.
Следующим документом, принятым в рамках ЕврАзЭС в целях гармонизации законодательства государств — участников ЕврАзЭС в сфере электронной торговли, был типовой проект Основные принципы электронной торговли21, который должен был быть принят за основу при разработке национальных законодательных актов. Указанный документ носит рамочный характер. Целью этого типового проекта законодательного акта является разработка предложений по обеспечению правовых и организационных условий для регулирования отношений, возникающих между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием при совершении ими сделок и иных юридических действий с использованием электронных документов; закрепление прав и обязанностей лиц, осуществляющих электронную торговлю, определение правил совершения сделок с использованием электронных документов, подписанных аналогами собственноручной подписи, а также признание электронных документов в качестве судебных доказательств, которые могут быть перенесены в национальное законодательство. В рассматриваемом типовом проекте было закреплено положение о том, что сделки в сфере электронной торговли не могут быть признаны недействительными только на том основании, что они заключены и (или] исполнены путем обмена электронными документами22.
21 Типовой проект законодательного акта «Основные принципы электронной торговли». Приложение № 3 к постановлению МПА ЕврАзЭС от 28.05.04 № 5-20 // Официальный сайт Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества. URL: http://www.ipaeurasec.org/docsdown/tprj_ elcommerce.pdf (дата обращения: 30 января 2015 г.).
22 Деятельность Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества в сфере электронной торговли // Официальный сайт Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества. URL: http://www.ipaeurasec.org/ archive/?data=310709&month=0709 (дата обращения: 30 января 2015 г.).
С развитием торговых отношений в рамках евразийской интеграции происходило и развитие рекомендательных положений ЕврАзЭС в сфере электронной торговли. Так, в 2009 году были приняты Рекомендации по совершенствованию законодательства государств — членов ЕврАзЭС в сфере электронной торговли23.
Основной рекомендацией была необходимость ускорить завершение разработки национальных законов об электронной торговле, что так и не было сделано к моменту принятия Рекомендации, а также включить в разрабатываемый проект Торгового кодекса ЕврАзЭС отдельную главу, посвященную электронной торговле, которая регламентировала бы собственно электронную торговлю, как торговлю путем обмена электронными документами, удостоверенными электронными цифровыми подписями; деятельность саморегулируемых организаций участников электронной торговли; процедуру заключения договоров путем обмена электронными
23 Рекомендации по совершенствованию законодательства государств — членов ЕврАзЭС в сфере электронной торговли. Постановление Бюро МПА ЕврАзЭС от 02.12.09 № 12 // Официальный сайт Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества. URL: http://www.ipaeurasec.org/docsdown/ rec_e_trade.pdf (дата обращения: 30 января 2015 г.).
документам, условия таких договоров и др. Безусловно, указанные меры позволили бы унифицировать законодательство государств участников евразийской интеграции и способствовали бы развитию и оптимизации торговли в регионе.
Рассмотренный опыт «мягкого» регулирования электронной торговли в рамках СНГ и процессов евразийской интеграции позволяет сделать вывод о том, что общая необходимость принятия единых унифицированных правил электронной торговли назрела на территории государств — участников СНГ уже с начала 2000-х годов. Постоянная активизация деятельности различных институтов евразийской интеграции как в рамках СНГ, так и ЕврАзЭС и теперь уже ЕАЭС в сфере разработки нормативно-правовой базы электронной торговли, деятельности в сфере создания информационно-коммуникационной инфраструктуры, электронных торговых площадок, которые бы оптимизировали трансграничную торговлю, свидетельствует о недостаточности мер по унифицированному регулированию электронной торговли в рамках евразийской интеграции и важном значении актов гармонизации в развитии электронной торговли в масштабном по территории регионе.
Материал поступил в редакцию 12 февраля 2015 г.
Features of legal regulation of cross-border e-commerce in the CIS and in the framework of the Eurasian economic integration
KOZINIEC, Nikita Vladimirovich — postgraduate student, Department of Private International Law, Kutafin Moscow State Law
University (MSAL)
119421, Russia, Moscow, Leninsky Prospect, 111 / 1-45
Review. The article is devoted to the emergence of e-commerce as a way to implement a large variety of commercial relations in the distance format in the framework of the CIS and the Eurasian integration processes.
Cross-border e-commerce of goods and services, despite its form, needs clear rules and detailed regulation. This regulation is certainly easier to agree initially on a regional level.
CIS due to various political and economic reasons (different levels of development, different markets) are not adequately implemented the task of forming a common economic space, which would meet the spirit of the times and could be the basis for cross-border e-commerce.
At the same time the author pays special attention to the CIS Model Law "On electronic commerce", noting its progressive harmonizing character, justifying it by the fact that the law first introduced the concept of e-commerce as such, but also formed the legal framework for e-commerce, clearly identifying the concept of electronic transactions and contracts, indicating its
greater focus on Civil Law countries (unlike the UNCITRAL Model Law "On electronic commerce"), and to a greater extent reflects the focus of the law to the needs of the Eurasian integration.
The author considers the documents of the Eurasian Economic Community, recommending the regulation of certain aspects of e-commerce.
Keywords. e-commerce, electronic contract, electronic message, electronic document management, information and marketing centers, goods, services, the legal regime of the CIS, EurAsEC, EAEC, Eurasian integration.