Материалы, публикуемые в нашем журнале под рубрикой «Школа избирательного права», адресованы членам избирательных комиссий и иным организаторам выборов, активу политических партий, студентам высших учебных заведений, изучающим основы российского избирательного права.
В предлагаемой вниманию читателей статье рассматриваются особенности правового регулирования проводимых в нашей стране федеральных выборов: выборов Президента Российской Федерации и выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.В. Игнатенко, доктор юридических наук, профессор
В настоящее время в Российской Федерации регламентированы в законодательстве и регулярно проводятся муниципальные, региональные и федеральные выборы на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. На региональных выборах формируются законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
К федеральным выборам относятся выборы Президента России, который является единоличным главой российского государства, и выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
1. Выборы Президента Российской Федерации
Правовую основу выборов Президента России составляют нормы Конституции Российской Федерации (ст. 81, п. «д» ч. 1 ст. 102), а также федеральных законов: от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и от 10 января 2003 г. 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». В соответствии со ст. 81 Конституции Российской Федерации Президент России избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Организация и проведение выборов Президента России осуществляются системой соподчиненных избирательных комиссий, в которую входят: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее — ЦИК), избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные и участковые избирательные комиссии. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые ею в пределах своей компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
Назначение выборов. Проведение выборов Президента России в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации», является обязательным. Согласно Конституции Российской Федерации (п. «д» ч. 1 ст. 102) выборы Президента России назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента России является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента и в котором четыре года назад был избран Президент*. Решение о назначении выборов подлежит обязательному официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия. На тот случай, если Совет Федерации по тем или иным причинам не назначит выборы Президента России в установленные сроки, предусмотрена специальная страховочная гарантия. В таком случае выборы назначаются и проводятся ЦИК.
52
^Действующий Президент Российской Федерации Д.А. Медведев избран 2 марта 2008 года на 4 года в соответствии с прежней редакции ст. 81 Конституции Российской Федерации.
В случае досрочного прекращения Президентом России исполнения своих полномочий Совет Федерации обязан назначить досрочные выборы Президента не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом России.
Федеральный избирательный округ и избирательные участки. Выборы Президента России проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории страны, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах Президента России образуются избирательные участки на основании официальных данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований. Как правило, избирательные участки образуются по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения.
Избирательные участки образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий и исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей. Списки избирательных участков с указанием их номеров и границ либо перечня населенных пунктов, мест нахождения участковых избирательных комиссий, помещений для голосования и номеров телефонов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы главой местной администрации не позднее чем за 45 дней до дня голосования.
Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной ЦИК. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, который устанавливается органами регистрационного учета граждан. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
По общему правилу списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня го-
лосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации, командиром воинской части, руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают. Список избирателей по избирательному участку, образованному в труднодоступной или отдаленной местности, составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Список избирателей по избирательному участку, образованному в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания), на судне, находящемся в день голосования в плавании, на полярной станции, составляется соответствующей участковой избирательной комиссией не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратель временно пребывает, капитаном судна, начальником полярной станции. На территории каждого избирательного участка может быть зарегистрировано не более 3000 избирателей.
Список избирателей составляется в двух экземплярах, подписывается председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии с указанием даты внесения подписей и заверяется печатью территориальной избирательной комиссии. Первый экземпляр списка избирателей передается в участковую избирательную комиссию.
Выдвижение кандидатов. Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 81) для кандидатов на должность Президента России предусмотрены специальные избирательные цензы: кандидаты должны быть не моложе 35 лет и постоянно проживать в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента России более двух сроков подряд. Кроме этого не может быть избранным Президентом России гражданин, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» не имеет права быть избранным Президентом России гражданин, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Законодательством предусмотрены две формы выдвижения кандидатов на должность
Президента России: самовыдвижение и выдвижение политической партией.
Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента России. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов Президента России обращается в ЦИК с письменным ходатайством о регистрации своей группы избирателей.
Решение о выдвижении кандидата на должность Президента России политической партией принимается на съезде этой партии. Партия вправе выдвинуть только одного кандидата. При этом партия вправе выдвинуть кандидатом гражданина, не являющегося ее членом, если он не является членом иной партии. Решение съезда партии заверяется подписью руководителя партии и печатью партии. Уполномоченные представители партии не позднее чем через 25 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов Президента России представляют в ЦИК решение съезда партии о выдвижении кандидата и иные предусмотренные законом документы.
В поддержку выдвижения кандидата (при самовыдвижении и выдвижении политической партией) должно быть собрано не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. От сбора подписей в поддержку выдвинутого кандидата на должность Президента России освобождается политическая партия, федеральный список кандидатов которой был допущен к распределению депутатских мандатов на последних выборах депутатов Государственной Думы.
Кандидат или уполномоченный представитель политической партии, выдвинувшей кандидата, представляет для регистрации кандидата в ЦИК следующие документы: подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (если сбор подписей необходим для регистрации кандидата); протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах на бумаж-54 ном носителе и в одном экземпляре в машиночитаемом виде; список лиц, осуществляв-
ших сбор подписей избирателей; сведения об изменениях в данных о кандидате (если таковые произошли); первый финансовый отчет кандидата. Эти документы должны быть представлены в ЦИК одновременно, не ранее чем за 80 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования.
Регистрация кандидатов. ЦИК проводит проверку документов, представленных на регистрацию кандидатов, а также проверку соблюдения законности при выдвижении кандидатов. Не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов ЦИК обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.
В случае принятия решения об отказе в регистрации кандидата ЦИК обязана в течение суток с момента его принятия выдать кандидату или уполномоченному представителю политической партии, выдвинувшей кандидата, копию данного решения с изложением оснований отказа.
Основаниями отказа являются: отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых для регистрации кандидата в соответствии с законодательством; недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, или выявление 5% и более недостоверных и недействительных подписей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки (если сбор подписей избирателей необходим); сокрытие кандидатом сведений о неснятой или непогашенной судимости либо о гражданстве иностранного государства, которые он обязан представить в соответствии с законодательством; несоздание кандидатом избирательного фонда; установление вступившим в законную силу судебным решением факта несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных законодательством; наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 5% подписей, собранных в местах, где в соответствии с законодательством сбор подписей запрещен; использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5% установленной законодательством предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда; превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампа-
нии более чем на 5% установленной законодательством предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда; неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; установление решением суда факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией. Кроме того, для кандидата, выдвинутого политической партией, одним из оснований отказа в регистрации является несоблюдение установленных федеральными законами требований к выдвижению кандидата политической партией.
Решение ЦИК о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. Жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти дней.
Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты регистрации. Сведения о зарегистрированных кандидатах в течение 48 часов после регистрации ЦИК передает представителям средств массовой информации.
В том случае, если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, голосование на выборах Президента России по решению ЦИК откладывается на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
Статус кандидатов. Правовой статус кандидатов на должность Президента России представляет собой юридическую конструкцию, включающую конкретные права и обязанности этих участников выборов, а также гарантии их деятельности по реализации ими пассивного избирательного права. По общему правилу все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Принцип равенства кандидатов составляет основу правового статуса кандидатов на должность Президента России. В Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» подробно регламентированы права и обязанности кандидатов в рамках избирательной кампании.
Закрепленные в законодательстве гарантии деятельности кандидатов выступают в качестве правовых средств, обеспечивающих реализацию и защиту пассивного избирательного права этих участников выборов, а также принадлежащих им отдельных социальных, трудовых, служебных и иных прав. Так, со дня регистрации
и до официального опубликования результатов выборов зарегистрированный кандидат имеет право на освобождение его от работы, службы, военных сборов, учебных занятий в любой день и на любое время. Данному праву зарегистрированного кандидата корреспондирует юридическая обязанность работодателя, руководителя государственного органа, командира воинской части, администрации образовательной организации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы или учится кандидат, предоставить предусмотренное законом освобождение от работы, службы или учебы. Важной гарантией трудовых, служебных прав зарегистрированного кандидата является предусмотренное законом правило о том, что кандидат не может быть по инициативе работодателя (администрации) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательной организации или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку. Период участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до его регистрации кандидатом. Одной из важнейших гарантий деятельности зарегистрированного кандидата является особый порядок его привлечения к уголовной и административной ответственности. Для привлечения зарегистрированного кандидата на должность Президента России к уголовной ответственности, наложения ареста или назначения судом административного наказания требуется согласие Генерального прокурора Российской Федерации.
Предвыборной агитацией признается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов).
В соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» (ст. 49) предвыборной агитацией признаются: призывы голосовать за или против кандидата; выражение предпочтения какому-либо кандидату, какой-либо политической партии, выдвинувшей кандидата, в частности указание, за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением опубликования результатов опроса общественного мнения в соответствии с законодательством); описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата; распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо нега- 55 тивными комментариями; распространение
информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, к которой принадлежит данный кандидат, политической партии, выдвинувшей кандидата.
Агитационный период на выборах Президента России начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
Финансирование избирательной кампании. Каждый кандидат на должность Президента России обязан создать собственный избирательный фонд. Предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 400 млн руб. При проведении повторного голосования предельная сумма указанных расходов может быть увеличена не более чем на 100 млн руб. Право распоряжаться средствами избирательного фонда принадлежит создавшему этот фонд кандидату. Средства избирательного фонда имеют целевое назначение и могут использоваться только: на финансовое обеспечение организационно-технических мероприятий, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей; на предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера; на оплату других работ, выполненных гражданами или юридическими лицами, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами своей избирательной кампании.
Результаты выборов. ЦИК после предварительной проверки правильности составления поступивших протоколов об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных определяет результаты выборов Президента России. Содержащиеся в протоколах избирательных комиссий данные суммируют непосредственно члены ЦИК. Результаты выборов должны быть определены не позднее чем через 10 дней со дня голосования и отраже-
ны в протоколе, составляемом в соответствии с требованиями законодательства.
На основании протокола о результатах выборов Президента России ЦИК принимает решение о результатах выборов Президента. Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.
Выборы Президента России признаются ЦИК не состоявшимися в одном из следующих случаев: голосование производилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50% числа избирателей, принявших участие в голосовании; если в избирательный бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании; если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования.
Выборы Президента России признаются ЦИК недействительными: если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования; по решению суда.
В том случае, если в избирательный бюллетень были включены более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента России, ЦИК назначает повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование проводится через 21 день после дня голосования на общих выборах.
По итогам повторного голосования избранным на должность Президента России считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата. Повторное голосование может проводиться и по одной кандидатуре в случае, если после выбы-
тия зарегистрированных кандидатов останется только один зарегистрированный кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на должность Президента России, если он получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
В течение двух месяцев со дня голосования ЦИК должна официально опубликовать информацию об итогах голосования, включающую полные данные протоколов всех избирательных комиссий, за исключением участковых.
Повторные выборы. В случае признания выборов Президента России несостоявшимися или недействительными, либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры или выбыли по иным обстоятельствам, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента, Совет Федерации обязан назначить повторные выборы.
Голосование на повторных выборах Президента России проводится не позднее чем через четыре месяца со дня голосования на первоначальных выборах либо не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными. При проведении повторных выборов Президента России кандидатами не могут быть вновь выдвинуты те кандидаты, действия (бездействие) которых послужили основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными.
2. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Правовое регулирование организации и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации осуществляется на основе норм Конституции Российской Федерации, а также федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В Государственную Думу избирается 450 депутатов. На этих выборах применяется пропорциональная избирательная система: депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов. Федеральный избирательный округ включает в себя всю
территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за границей, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. В систему избирательных комиссий, организующих и проводящих выборы депутатов Государственной Думы, включаются ЦИК, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные и участковые избирательные комиссии.
Назначение выборов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 84) выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент России. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При роспуске Государственной Думы Президент России одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Если по каким-либо причинам глава государства не назначит в установленные законом сроки выборы депутатов Государственной Думы, то эти выборы назначаются ЦИК.
Выдвижение кандидатов в депутаты Государственной Думы осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» право принимать участие в выборах. Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов. Политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами данной политической партии и членами иных политических партий. Указанные лица могут составлять не более 50% числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов.
Федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории Российской Федерации. Число избирателей, зарегистрированных на территории, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может превышать 3 млн и не может быть менее 650 тыс. человек.
Число региональных групп кандидатов не может составлять менее 80. При этом региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Российской Федерации. В общефедеральную часть федерального списка может быть включено не более трех человек. Один и тот же кандидат может упоминаться в федеральном списке только один раз. Общее число кандидатов, которые включаются в федеральный список кандидатов, не может превышать 600 человек.
Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Такое решение должно быть принято не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов в Государственную Думу.
В целях поддержки выдвижения списка избирателей партия должна собрать не менее 200 тыс. подписей избирателей, при этом в одном субъекте Российской Федерации должно быть собрано не более 10 тыс. подписей избирателей. Для политической партии, федеральный список кандидатов которой был допущен к распределению депутатских мандатов на последних предшествующих выборах депутатов Государственной Думы, предусмотрена специальная преференция: она вправе не собирать подписи избирателей для регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов.
В целях регистрации федерального списка кандидатов уполномоченный представитель партии представляет в ЦИК первый финансовый отчет партии и сведения об изменениях в федеральном списке кандидатов (если они произошли после заверения его копии). В том случае, если для поддержки выдвижения списка кандидатов производился сбор подписей избирателей, дополнительно представляются пронумерованные и сброшюрованные подписные листы, протокол об итогах сбора подписей избирателей, список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов. Все необходимые документы для регистрации федерального списка кандидатов представляются в ЦИК одновременно, не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования.
Регистрация федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы осуществляется ЦИК, которая до принятия решения о регистрации либо отказе в регистрации списка кандидатов обязана проверить соблюдение требований закона при выдвижении
данного списка. На проведение этой проверки отводится 10 дней. В решении о регистрации федерального списка кандидатов указываются дата и время регистрации. В случае принятия решения об отказе в регистрации списка кандидатов такое решение должно быть мотивированным с изложением оснований отказа.
Основаниями отказа являются: несоблюдение требований законодательства при выдвижении списка кандидатов; представление для регистрации не всех требуемых законом документов; наличие среди представленных подписей избирателей более 10% подписей, собранных в местах, где сбор подписей запрещен законом; недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей либо выявление 5 % и более недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки; использование партией при финансировании своей избирательной кампании помимо средств своего избирательного фонда и избирательных фондов своих региональных отделений (при их наличии) иных денежных средств, составляющих более 5% установленной законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда партии; превышение партией при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5% установленной законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии; превышение числа кандидатов, исключенных из списка кандидатов (за исключением случаев выбытия кандидатов по вынуждающим к тому обстоятельствам), более чем на 25% общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов; неоднократное использование уполномоченным представителем или доверенным лицом партии преимуществ должностного или служебного положения; выбытие кандидатов, в результате чего в списке кандидатов число региональных групп кандидатов оказалось менее 80; установление решением суда факта несоблюдения политической партией ограничений, предусмотренных п. 1 или 11 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; установление решением суда факта подкупа избирателей политической партией, ее доверенным лицом, уполномоченным представителем, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.
ЦИК исключает кандидата из федерального списка кандидатов в случае: отсутствия у кандидата пассивного избирательного права; неуказания кандидатом сведений об имеющейся у него
неснятой и непогашенной судимости; установления судом факта несоблюдения кандидатом правовых ограничений при проведении предвыборной агитации; неоднократного использования кандидатом преимуществ должностного или служебного положения; наличия факта регистрации кандидата в другом федеральном списке; наличия в федеральном списке, выдвинутом политической партией, кандидата, являющегося членом иной политической партии.
Решение ЦИК о регистрации федерального списка кандидатов либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу в течение пяти дней со дня ее поступления. Зарегистрированные федеральные списки кандидатов вместе со сведениями о включенных в них зарегистрированных кандидатах ЦИК передаются в средства массовой информации для опубликования. Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух федеральных списков кандидатов, кампания по выборам депутатов Государственной Думы откладывается на срок не более двух месяцев для дополнительного выдвижения федеральных списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Такое решение принимается ЦИК.
Правовой статус кандидатов в депутаты Государственной Думы включает в себя их права и обязанности, гарантии их деятельности по реализации ими пассивного избирательного права. По общему правилу все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. В Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» подробно регламентированы права и обязанности кандидатов в рамках избирательной кампании. По своему правовому содержанию гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы являются примерно такими же, как у кандидатов на должность Президента России.
Финансирование избирательной кампании. Каждая политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании. По решению уполномоченного руководящего органа партии избирательные фонды вправе создавать и региональные отделения партии, если в федеральном списке кандидатов есть соответствующие региональные группы кандидатов.
Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда партии не может превышать 400 млн руб. В указанную сумму не включаются расходы из средств избирательных фондов региональных отделений партии. Аналогичная предельная сумма расходов из избирательного фонда регионального отделения партии дифференцирована в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных в соответствующем субъекте Российской Федерации, и составляет от 6 млн до 30 млн руб.
Определение результатов выборов депутатов Государственной Думы проводится ЦИК на основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и иных избирательных комиссий, в том числе организовывавших голосование граждан Российской Федерации за рубежом. Соответствующие данные суммируются непосредственно членами ЦИК с правом решающего голоса. О результатах выборов ЦИК составляет протокол с указанием данных о голосовании по установленным законом строкам протокола.
По результатам прошедших выборов ЦИК может быть принято одно из следующих решений: о признании выборов состоявшимися и действительными; о признании выборов несостоявшимися; о признании выборов недействительными.
Выборы депутатов Государственной Думы признаются несостоявшимися, если: ни один федеральный список кандидатов не получил 7% и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании; все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60% и менее голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
ЦИК признает результаты выборов депутатов Государственной Думы недействительными: если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включали не менее 25% общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования; по решению суда.
К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандида- 59 тов, каждый из которых получил 7 % и более
голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются. Федеральные списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, получают указанные мандаты в соответствии с методикой, предусмотренной ст. 83 Федерального закона «О выборах депу-
татов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Избранные депутаты Государственной Думы регистрируются ЦИК. Официальное опубликование результатов выборов осуществляется в течение трех недель со дня голосования. Если выборы депутатов Государственной Думы признаны несостоявшимися или недействительными, ЦИК назначает повторные выборы, которые проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными.
БИБЛИОГРАФИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ПРАВУ
Книги
Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право: Учебник. - М.: Юстицинформ, 2008. - 308 с.
Избирательное право в судебной практике: Научно-практическое пособие / Под ред. С.М. Ша-пиева, В.В. Игнатенко. - М.: РЦОИТ, 2008. - 320 с.
Избирательное право России: Учебник / Под ред. В.О. Лучина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. - 671 с.
Статьи
Боровикова И.А. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании как основание признания результатов выборов недействительными: законодательство и судебная практика // Избирательное право. - Иркутск, 2008. № 2. С. 15-22.
Гетьман Л.С. Недействительность избирательного бюллетеня: законодательство и судебная практика // Избирательное право. - Иркутск, 2008. № 2. С. 22-29.
Гетьман Л.С. Избирательный кодекс штата Нью-Йорк: особенности содержания // Избирательное право. - Иркутск, 2008. № 3. С. 27-39.
Гринь О.С. Соотношение законодательного и договорного регулирования в избирательном процессе Российской Федерации // Сборник конкурсных работ в области избирательного права, избирательного процесса и законодательства о референдуме, выполненных студентами и аспирантами высших учебных заведений (юридических вузов и факультетов, правовых кафедр) Российской Федерации в 2007/2008 учебном году. - М.: РЦОИТ, 2008. С. 60-78.
Гущина Е.В. Политическая партия как субъект финансирования избирательных кампаний: некоторые аспекты законодательства и проблемы правоприменения // Избирательное право. - Иркутск, 2008. № 3. С. 2-8.
Дуксин П.А. Экстремизм и выборы // Сборник конкурсных работ в области избирательного права, избирательного процесса и законодательства о референдуме, выполненных студентами и аспирантами высших учебных заведений (юридических вузов и факультетов, правовых кафедр) Российской Федерации в 2007/2008 учебном году. - М.: РЦОИТ, 2008. С. 159-177.
Ефименко Е.А. Институт регистрации (учета) избирателей в избирательном праве зарубежных стран // Избирательное право. - Иркутск, 2008. № 3. С. 19-27.
Ефименко Е.А. Регистр избирателей: обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации при регистрации (учете) избирателей и составлении списков избирателей // Сборник конкурсных работ в области избирательного права, избирательного процесса и законодательства о