УДК: 349.2
ББК: 67.405.1
Голенских С.А.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
И РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Golenskikh S.A.
ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF LABOR PROTECTION MEASURES IN THE RUSSIAN FEDERATION, THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE REPUBLIC
OF KAZAKHSTAN
Ключевые слова: охрана труда, мероприятия по охране труда, трудовое законодательство, законодательство об охране труда, трудовая деятельность, улучшение условий труда, сохранение жизни и здоровья работников, рабочие места, обеспечение безопасности, правовые акты по охране труда.
Keywords: labor protection, labor protection measures, labor legislation, labor protection legislation, labor activity, improvement of working conditions, preservation of workers' life and health, workplaces, security, legal acts of labor protection.
Аннотация: актуальность затронутых в статье вопросов обусловлена недостатками правового регулирования мероприятий по охране труда в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан, неблагоприятно отражающихся на правореализационной практике. В связи с чем основной целью проведенного исследования является выработка предложений по совершенствованию законодательных и иных правовых актов, прямо или косвенно регулирующих мероприятия по охране труда как составных элементов системы сохранения и обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
В этой связи проанализированы нормы действующего законодательства рассматриваемых государств, раскрывающих сущность правовой категории «мероприятие по охране труда». Отмечены основные подходы ее использования в юридической доктрине и правоприменительной практике. Определена важность единообразного применения и использования исследуемого явления Обоснован и сформулирован ряд предложений, направленных на совершенствование правового регулирования мероприятий по охране труда рассматриваемых государств.
Abstract: the urgency of the issues raised in the article is due to the shortcomings in the legal regulation of labor protection measures in the Russian Federation, the Republic of Belarus and the Republic of Kazakhstan, which adversely affect on the law-realizing practice. In this connection, the main purpose of the research is to develop proposals for improving legislative and other legal acts that directly or indirectly regulate labor protection measures as integral elements of the system of preserving and ensuring the safety of workers' life and health in the course of work.
In this connection, the norms of the current legislation of the states in question have been analyzed, which reveal the essence of the legal category "the measure on labor protection". The main approaches of its use in legal doctrine and law enforcement practice have been noted. The importance of uniform application and use of the investigated phenomenon has been determined. A number of proposals aimed to improving the legal regulation of measures for the protection of labor considered with State have been substantiated and formulated.
В настоящее время охрана труда как система сохранения и обеспечения безопас-
ности1 жизни и здоровья работников в про-
1 В ТК РФ охрана труда рассматривается в качестве системы сохранения жизни и здоровья работников, в ТК РК И РБ - в качестве системы обеспече-
цессе трудовой деятельности является обязательным условием и одним из основных показателей эффективной работы российских, белорусских и казахстанских работодателей, занятых в производственном и непроизводственном секторах экономики. При этом основу этой сложной и в то же время жизненно необходимой системы составляют именно мероприятия по охране труда.
В соответствии с действующим трудовым законодательством Российской Федерации, Республик Беларуси и Казахстана (далее соответственно - РФ, РБ, РК) сущность охраны труда как системы сохранения и обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности составляют мероприятия различного характера (ст.209 Трудового кодекса РФ, ст.221 Трудового кодекса РБ и ст.1 Закона РБ от 23 июня 2008 года № 356-3 «Об охране труда», ст.1 Трудового кодекса РК). В большей своей части их виды, установленные Трудовыми кодексами РФ, РБ и РК, совпадают. В частности, законодатели рассматриваемых государств единообразно выделяют правовые, социально-экономические, организационно-технические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия. Вместе с тем, отдельные виды мероприятий имеют определенные особенности. Например, в законодательстве РФ выделяются санитарно-гигиенические мероприятия; в законодательстве РБ - сани-тарно-противоэпидемические, психофизиологические мероприятия; в законодательстве РК - санитарно-эпидемиологические мероприятия.
При этом следует обратить внимание на то, что перечень видов мероприятий по охране труда, закрепленных в отмеченных выше статьях основных кодифицированных актов о труде, не является исчерпывающим. Полагаем, с одной стороны, это вполне положительная ситуация, которая на законных основаниях позволяет работодателям реали-зовывать дополнительные виды мероприятий. Для правового регулирования охраны труда в РФ положительным примером может служить осуществление работодателями мероприятий, направленных на профи-
ния безопасности жизни и здоровья работников.
лактику стрессового состояния работников (психофизиологические), которые отмечены в Методических рекомендациях «МР 2.2.9.2311-07.2.2.9. Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды. Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности»1 и широко предлагаемых отдельными представителями юридической науки для обязательного включения их в понятие охраны труда2. Основная их суть сводится к тому, что для повышения эффективности функционирования системы, направленной на сохранение жизни и здоровья работников на рабочих местах, должны учитываться психологические аспекты трудового процесса. Так, еще в 1970-е гг. А.И. Цепин писал о необходимости расширить права работника на безопасные и здоровые условия труда, включив в нормы по охране труда положения о создании благоприятных эстетических и психофизиологических условий на рабочих ме-стах3. Важность подобных мероприятий, с чем несомненно необходимо согласиться, учел белорусский законодатель, выделив психофизиологические мероприятия в качестве отдельного вида охраны труда как системы. С другой же стороны, необходимо отметить, что присутствие формулировки «иные мероприятия» в понятии охраны труда при огромном массиве нормативного и научного материала может повлечь со стороны участников отношений по охране труда недопонимание сущности тех мероприятий, которые следует относить к охране
1 Методические рекомендации MP 2.2.9.231107 «Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности», утвержденные руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18.12.2007 // URL:
http://home.garant.ru/#/document/12165722/entry/0:34 (дата обращения: 20.12.2017).
2 См.: Серегина Л.В. Концептуальные подходы к охране труда в Российской Федерации // Журнал российского права. 2015. № 11. С.95-106; Киселев И.Я. Трудовое право: учебник / Киселев И.Я., А.М. Лушников. М.: Эксмо. 2011. С.403; Черняева Д.В. Новая концепция охраны труда // Трудовое право. 2006. №11. С.78-88.
3 См.: Трудовое право и научно-технический прогресс / Под ред. С.А. Иванова. М., 1974. С. 329.
труда. В результате это может вызвать определенные негативные последствия для указанных субъектов. Так, например, согласно российскому законодательству на мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатель должен направлять не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (ст. 226 ТК РФ), которые могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, при условии их соответствия критериям, установленным ст. 252 НК РФ (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 августа 2011 года № 03-03-06/4/951). До включения в Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (далее - Типовой перечень), утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 марта 2012 года № 181н , мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, судебная практика зачастую не относила их к охране труда. В связи с чем работодатели несли неоправданные финансовые потери. Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2013 № Ф04-6756/12 суд сделал вывод о том, что расходы на аренду бассейна (осуществляемые в рамках реализации указанного выше мероприятия) не являются экономически обоснованными и не могут быть учтены при налогообложении прибыли ни на основании подпунктов 7, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, ни на основании п. 25 ст. 255 НК РФ.
При этом те мероприятия, о которых идет речь в законодательном определении
1 Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Российской Федерации от 09.08.2011 № 03-03-06/4/95 // Нормативные акты для бухгалтера. 2011. № 18.
2 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.03.2012 № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» (в ред. от 20.02.2014 № 103н) // Российской газета. 2012. № 67.
охраны труда (правовые, социально-экономические и т.д.) все же логичнее считать укрупненными видовыми образованиями, в состав которых и будут непосредственно входить конкретные мероприятия, реализуемые работодателями с учетом специфики своей деятельности. В поддержку данному утверждению можно отнести, например, действия Министерства образования и науки Российской Федерации, которое в своем письме от 8 августа 2017 года № 12-753 , в целях оказания практической помощи работодателям и профсоюзным организациям, членам комиссий по ведению коллективных переговоров в процессе подготовки и заключения (подписания) коллективных договоров, соглашений (включая соглашения по охране труда), приводит структурированный примерный перечень мероприятий соглашения по охране труда, разбитый на пять самостоятельных разделов, разработанный с учетом положений Типового перечня. Таким образом, подготовка таких документов говорит о том, что на практике все же существуют проблемы с уяснением отнесения мероприятий по охране труда к отдельным видам. В частности, примером может служить приказ Управления образования администрации ЗАТО г. Североморска4, в котором определены мероприятия по улучшению условий и охраны труда с разбивкой по таким группам, как организационные, санитарно-бытовые и лечебно-профилактические, технические, что не соответствует видам мероприятий, установленным в ст.209 Трудового кодекса РФ.
Кроме того, предложенная Министерством образования и науки Российской Федерации классификация разделов мероприятий (организационные, технические, лечебно-профилактические и санитарно-бытовые, по обеспечению средствами индивидуальной защиты, направленные на развитие фи-
3 Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.08.2017 № 12-753 «О направлении перечня по охране труда» // Вестник образования России. 2017. №23.
4 Приказ Управления образования администрации ЗАТО г. Североморска // URL: http://severomorsk-
edu.ru/img/all/23_1_plan_meropriyatiy_po_uluchsheniyu_u
sloviy_i_ohrany_truda_2017_1_.pdf (дата обращения: 26.12.2017).
зической культуры и спорта) хотя и разработана на основании Типового перечня, однако также не соответствует положениям ст.209 Трудового кодекса РФ.
Вместе с тем подобные действия со стороны федеральных органов исполнительной власти могут также свидетельствовать о несовершенстве действующего законодательства об охране труда. В частности, Типовой перечень не систематизирует мероприятия по охране труда как того требует правореализационная практика и положения ст.209 ТК РФ. Кроме того, указанные в нем мероприятия не охватывают все их виды, определенные ст.209 ТК РФ. Более того, в большей своей части Типовой перечень подробно освещает организационно-технические мероприятия. При этом в нем полностью отсутствуют правовые, реабилитационные мероприятия. Однако несмотря на это в Типовом перечне видится вполне позитивным закрепление и выделение в самостоятельную группу мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, что, безусловно, должно найти соответствующее отражение в определении охраны труда, изложенном в ст.209 ТК РФ.
Следовательно, в ст.209 Трудового кодекса РФ представляется необходимым дополнить определение охраны труда не только отмеченными выше психофизиологическими мероприятиями, но и физкультурно-оздоровительными.
В Типовой перечень полагаем целесообразным внести изменения в части структурирования указанных в нем мероприятий по видам в соответствии со ст.209 ТК РФ (с учетом психофизиологического вида мероприятий), дополнив его отдельными мероприятиями. Единообразное упорядочение мероприятий по охране труда по видовому признаку сделает их более понятными для участников трудовых отношений и позволит эффективнее обеспечить не только их выполнение, но и организацию контроля за их осуществлением.
Кроме того, как справедливо отмечает Л.А. Чернышова, ни ТК РФ, ни иные нормативные правовые акты не раскрывают содержания мероприятий (правовых, социально-экономических, организационно-
технических, реабилитационных и иных), составляющих систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Это вызывает у правоприменителей затруднения при определении отнесения тех или иных мер и действий к конкретному блоку мероприятий вышеназванной категории1.
В этой связи, было бы правильным в Типовом перечне дать определения видам мероприятий по охране труда, как это в свое время сделано Министерством транспорта Российской Федерации в 2003 году в Пособии по охране труда дорожному мастеру2.
В целом Типовой перечень, появившийся в трудовом законодательстве сравнительно недавно, благоприятно повлиял на деятельность субъектов в области охраны труда. Как справедливо отмечают Н.А. Самарская и С.М. Ильин, до его принятия зачастую работодатели за счет средств, выделенных на финансирование мероприятий по охране труда, осуществляли финансирование мероприятий, не имеющих прямого отношения к улучшению условий труда на рабочих местах. Например, в первую очередь работодатели решали вопросы социального характера, не уделяя должного внимания техническому оснащению рабочих мест. С принятием Типового перечня государство попыталось решить данную проблему и помочь руководителям правильно определять те мероприятия, которые действительно имеют непосредственное отношение к охране труда3.
В РБ и РК, учитывая положительный опыт РФ, также было бы уместным разработать и принять Типовой перечень мероприятий по охране труда. Тем более определенная нормативная и научная база уже сложилась. Например, в РК заместителем руково-
1 Чернышова Л.А. О некоторых актуальных проблемах правового регулирования охраны труда // Криминалистъ. 1(12). 2013. С.102-104.
2 Распоряжение Минтранса Российской Федерации от 20.01.2003 № ОС-37-р «О введении в действие Пособия по охране труда дорожному мастеру» // URL: http://home.garant.ru/#/document/1592226/paragraph/1:2 (дата обращения: 11.01.2018).
3 Самарская Н.А., Ильин С.М. Планирование и финансирование мероприятий по охране труда // Российское предпринимательство, 2015. 16(17). С.2873-2874.
дителя Управления труда Павлодарской области М.Т. Кабжамитовым1 предложен хотя и не в полной мере соответствующий понятию охраны труда, но неплохо структурированный перечень мероприятий по безопасности и охране труда, который при его доработке согласно ст.1 Трудового кодекса РК, мог бы лечь в основу предлагаемого перечня. В РБ, например, принят Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства РБ от 14.06.2012 № 89 «Об утверждении Рекомендуемого перечня работ, включаемых в мероприятия по охране труда, затраченных из собственных финансовых средств организаций»2, а также широко используются разработанные Министерством труда и социальной защиты РБ, но не имеющие форму нормативного правового акта, Рекомендации по улучшению условий и охраны труда в организациях на основе коллективных договорных отношений3.
Более того, в самих Трудовых кодексах РФ, РБ и РК целесообразно конкретизировать видовой состав мероприятий, составляющих систему обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, сделав его исчерпывающим. При этом само содержание (перечень) мероприятий предпочтительно оставить открытым (типовым), что позволит учесть особенности трудового процесса отдельно взятых работодателей.
В свете неоднозначности ситуации, складывающейся вокруг применения и использования перечня мероприятий по охране труда на практике, особое внимание следует уделить правильному пониманию
1 Кабжамитов М.Т. Мероприятия по безопасности и охране труда и финансирование // «Библиотеки специалиста по охране труда: приложение к журналу «Охрана труда. Казахстан»». 13.06.2017.
2 Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 14.06.2012 № 89 «Об утверждении Рекомендуемого перечня работ, включаемых в мероприятия по охране труда, затраченных из собственных финансовых средств организаций» // URL: http://belzakon.net/Законодательство/Приказы/2012/98308 (дата обращения: 26.12.2017).
3 Письмо Министерства труда и социальной
защиты Республики Беларусь от 04.01.2016 № 7-1-
14/ 6П «О направлении Рекомендаций» // URL:
http://mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/fi
les/Pismo-ot-04.01.2016.pdf (дата обращения:
09.01.2018).
сущности самой правовой конструкции «мероприятия по охране труда». Как можно заметить, в различных нормативных правовых актах РФ, РБ и РК встречаются довольно похожие по смыслу формулировки: «мероприятия по улучшению условий и охраны труда»4, «мероприятия по созданию безопасных условий труда»5, «мероприятия по улучшению условий труда и организации работ по охране труда»6, «мероприятия по улучшению условий труда»7, «мероприятия по обеспечению охраны труда»8, «мероприятия по безопасности и охране труда»9, «мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда»10. В связи с чем представляются актуальными следующие вопро-
См.: ТК РФ, Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.06.2014 № 412н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда» // Российская газета. 2014. № 185; ст.226 ТК РБ.
5 См.: п.7.23 Постановления Минтруда Российской Федерации от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. 2000. № 2.
6 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» // Российская газета. 2016. № 248.
7 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 года №253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» (в ред. от 19.10.2016 №839) // URL: https://base. spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=22315 (дата обращения:25.12.2017).
8 Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.06.2016 № 603-ст).
9 См.: ст.157, 180 ТК РК
10 См.: п.18 приказа Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1057 «Об утверждении Правил обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда» (в ред. от 07.11.2017 № 374) // Информационно-правовая система нормативных правовых актов РК «Эдшет». 26 января 2016 года.
сы: одинаковый ли смысл закладывают российские, белорусские и казахстанские субъекты правотворчества в указанные выше формулировки, и что собственно необходимо подразумевать под «мероприятием по охране труда»?
В первую очередь необходимо обратиться к основным кодифицированным источникам трудового права рассматриваемых государств, анализ которых показал, что наиболее однозначными и точными в этом направлении являются положения Трудового кодекса РК. В нем мероприятия по охране труда обозначены как «мероприятия по безопасности и охране труда», т.е. в четком соответствии с наименованием раздела 4 «Безопасность и охрана труда», что вполне соответствует определению понятия охраны труда, изложенному в ст.1 указанного законодательного акта1. Однако в подзаконных и локальных нормативных актах РК ситуация складывается не столь однозначно, как, впрочем, и в РФ, и в РБ. Например, в Приказе Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1057 «Об утверждении Правил обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда» (далее - Приказ РК №1057) используется понятие «мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда», которое довольно схоже по смысловому содержанию с рассматриваемым понятием, но не аналогично. Данный вывод подтверждается тем, что в соответствии с п.18 Приказа РК №1057 план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, формируемый по результатам аттестации производственных объектов по условиям труда, предусматривает меры, направленные на снижение уровня воздействия вредных производственных факторов, либо на уменьшение времени их воздействия, а также меры по обеспечению требований по травмобез-опасности и СИЗ, в том числе мероприятия по совершенствованию технологии произ-
1 В целях доступности понимания изложенного материала в наименовании параграфа и далее в тексте работы применительно к РК используется общая формулировка «мероприятия по охране труда».
водственного процесса и замене устаревшей техники и оборудования, и разрабатывается только в отношении рабочих мест, на которых установлены вредные и опасные условия труда. Следовательно, сфера воздействия данных мероприятий гораздо уже, нежели чем мероприятий по охране труда, которые разрабатываются в отношении всех работников, занятых в трудовом процессе (ст.1 ТК РК). Кроме того, в соответствии с п.3 Приказа РК №1057 периодичность составления планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда составляет 1 раз в 5 лет. Тогда как периодичность составления планов мероприятий по охране труда в целом по организации может быть иной и, как правило, составляет один год. Однако это может показать только практика деятельности различных работодателей РК. На законодательном же уровне данный вопрос не урегулирован. В ст.180 ТК РК речь идет только о финансировании мероприятий по безопасности и охране труда, которое осуществляется за счет средств работодателя и других источников, не запрещенных законодательством РК, и объем средств определяется актом работодателя или коллективным договором2.
Так, исходя из смысла п.1.11 Методических рекомендаций по охране труда и безопасности Мр 029.08.08-3.13.2-2016, разработанных Казахским национальным исследовательским техническим университетом имени К.И. Сатпаева, планы мероприятий по охране труда разрабатываются на год и включаются в соглашения по охране труда, которые являются неотъемлемой частью коллективного договора3. Согласно положениям коллективного договора акционерного общества «Костанайские минералы» на 2017 год, план мероприятий разрабатывается также на год, как и определяется сумма
2 Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (в ред. от 13.06.2017 г.) // Казахстанская правда. - 2015. - № 226 (28102).
3 Методических рекомендаций по охране труда и безопасности Мр 029.08.08-3.13.2-2016 от 08.07.2016, разработанных Казахским национальным исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева // URL: http://kazmta.kZdowntoad/document/1120Mетод.</o20реком. %20по%200ТиТБ%202016^ (дата обращения: 27.12.2017).
на его финансирование1. В соответствии с соглашением по охране труда государственного учреждения «Средняя школа села Кырык Кудык» отдела образования города Степногорска план мероприятий составлен на три года2.
Однако положения п.18 Приказа РК №1057 не исключают того, что, например, меры, направленные на снижение уровня воздействия вредных производственных факторов, либо по обеспечению требований по травмобезопасности и СИЗ, невозможно отнести к таким видам мероприятий по охране труда, предусмотренным ст.1 ТК РК, как организационно-технические и санитарно-эпидемиологические.
Таким образом, полагаем, что мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда, скорее всего, поглощаются теми видами мероприятий по охране труда, о которых говорится в ст.1 ТК РК. Так, по своей смысловой нагрузке мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда будут соотноситься с мероприятиями по охране труда как часть и целое, с той лишь разницей, что разрабатываются в отношении отдельных производственных объектов и работников и с различной периодичностью. В этой связи в целях избежания нагромождения в терминологии, а также в полном соответствии с ТК РК следует во всех правовых актах использовать единое понятие «мероприятия по охране труда».
Следовательно, в ст. 180 ТК РК справедливым будет установить, что в мероприятия по охране труда входят мероприятия, разрабатываемые по результатам аттестации производственных объектов по условиям труда. Данное предложение позволит, с одной стороны, объединить рассматриваемые мероприятия, а с другой стороны, выделить особенность мероприятий, разрабатываемых по результатам аттестации производ-
1 Коллективный договор Акционерного Общества «Костанайские минералы» на 2017 год // URL: http://km.kz/kollektivnyij-dogovor-2017.html (дата обращения: 27.12.2017).
2 Коллективный договор Государственного учреждения «Средняя школа села Кырык Кудык» отдела образования города Степногорска // URL: http://sc0025.stepnogorsk.akmoedu.kz/documents/view/ 02fe280d79a78eb8f58e 5aaddee0964a.html (дата обращения: 27.12.2017).
ственных объектов по условиям труда. Кроме того, полагаем, подобные изменения положительно скажутся на нормах локальных правовых актах, где мероприятия по охране труда план выполнения называют как «мероприятия по улучшению условий и охраны труда»3, «мероприятия по безопас-
4
ности и охране труда» , «мероприятия по охране труда»5, вкладывая, скорее всего, различный смысл в данные понятия, что может негативно отразится на их финансировании и выполнении, а в дальнейшем способствовать возникновению конфликтных ситуаций. В целях недопущения этого в данной норме также необходимо указать конкретный срок, на который должен разрабатываться план выполнения мероприятий по охране труда.
Что касается ТК РФ и РБ, то их положения не столь однозначны, нежели чем положения ТК РК. В частности, в ст.210 ТК РФ указано в качестве одного из основных направлений государственной политики в области охраны труда - участие государства в финансировании мероприятий по охране труда6. При этом, в ст.226 ТК РФ речь идет о финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда. В ст.226 ТК РБ в качестве отдельных обязанностей нанимателя указаны «разработка и реализация мероприятий по улучшению условий и охраны труда» , а также выделение в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществ-
3 Коллективный договор коммунального государственного казенного предприятия «Ясли-сад № 11» акимата города Рудного на 2016 - 2018 годы // URL: http://sad11 .kz/yaslisad/obespechenie/dogovor (дата обращения: 27.12.2017).
4 Коллективный договор Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Карагандинский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы (новая редакция) // https://docviewer.yandex.ru/ view/81345703/ (дата обращения: 27.12.2017).
5 Коллективный договор государственного учреждения "Средняя школа села Кырык Кудык" отдела образования города Степногорска // URL: http://sc0025.stepnogorsk.akmoedu.kz/documents/view/ 02fe280d79a78eb8f58e5a addee0964a.html (дата обращения: 27.12.2017).
6 См.: ст.210 ТК РФ
7 См.: ст.226 ТК РБ
ления мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных коллективным договором, соглашением, планом мероприятий по улучшению условий и охраны труда»1.
Исходя из приведенных выше различий в формулировках, выражающих, скорее всего, одно и то же правовое явление и содержащихся в основных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны труда, можно утверждать, что путаница по этому вопросу существует не только в правореализационной практике (что, скорее всего, закономерность), но и в законодательстве.
Как указано выше, в ТК РФ и РБ законодатель использует такую трактовку, как «мероприятия по улучшению условий и охраны труда», которая, скорее всего, и подразумевает правовые, социально-экономические и т.п. мероприятия, о которых говорится в ст.221 ТК РБ и ст.209 ТК РФ. Однако использование подобной формулировки не совсем оправдано. В первую очередь это обусловлено тем, что вопросы, регулирующие охрану труда, закреплены в одноименной главе 16 ТК РБ «Охрана труда» или разделе X ТК РФ «Охрана труда», и терминология, связанная с понятием охраны труда, что вполне разумно, выглядит следующим образом: «требования по охране труда» или «требования охраны труда», «государственное управление в области охраны труда» или «государственное управление охраной труда», «право работника на охрану труда», «служба охраны труда», «обязанности работника по охране труда» или «обязанности работника в области охраны труда» и т.д. Как можно отметить, здесь законодатель не заостряет внимание на формулировке «улучшение условий труда», потому как само понятие охраны труда уже подразумевает улучшение условий труда. Следовательно, формулировку «мероприятия по улучшению условий и охраны труда» можно обозначить как «масло масляное». Во-вторых, в ст.210 ТК РФ, Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и
1 См.: ст.226 ТК РБ
уголка охраны труда»2, а также в ряде правовых актов Министерства труда и социальной защиты РБ, например, Постановлении от 28 ноября 2013 г. № 111 «Об утверждении Инструкции о порядке планирования и разработки мероприятий по охране труда» (далее - Инструкция №111)3, Рекомендациях по улучшению условий и охраны труда в организациях на основе коллектив-
4
ных договорных отношений речь идет именно о мероприятиях по охране труда, что явно неслучайно.
В этой связи полагаем справедливым в законодательных и иных правовых актах РФ и РБ к мероприятиям, указанным в ст.209 ТК РФ и ст.226 ТК РБ, использовать именно формулировку «мероприятия по охране труда», что позволит избежать двоякого толкования и привести терминологию к единому знаменателю. Например, как в Законе РБ «Об охране труда», где в ст.13 говорится о планах мероприятий по охране труда, в которых работодатели в целях обеспечения охраны труда должны отражать объемы финансовых средств, тогда как в ст. 24 - о финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда. В Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 года №253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда»5 законодатель также использует формулировку «мероприятия по улучшению
2 Постановление Минтруда РФ от 17 января 2001 г. № 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»2 // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. 2001 г. № 2.
3 Постановление Министерства труда и социальной защиты РБ от 28 ноября 2013 г. № 111 «Об утверждении Инструкции о порядке планирования и разработки мероприятий по охране труда» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.02.2014, 8/28334.
4 Письмо Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.01.2016 № 7-114/ 6П «О направлении Рекомендаций» // URL: http://mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/fi les/Pismo-ot-04.01.2016.pdf (дата обращения: 09.01.2018).
5 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 года №253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» (в ред. от 19.10.2016 №839) // URL: https://base.spinform.ru/show_doc.iwx?rgn=22315 (дата обращения: 25.12.2017).
условий труда», которые хотя и проводятся только на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, однако при их составлении органы власти рекомендуют использовать положения п.9 Рекомендаций по улучшению условий и охраны труда в организациях на основе коллективных договорных отношений от 04.01.2016 № 7-1-14/ 6П1, содержащего примерный перечень мероприятий по охране труда, включаемых в план, разрабатываемый в соответствии с Инструкцией № 111.
Аналогичные действия целесообразно предпринять и российскому законодателю, внеся соответствующие изменения в действующие нормативные правовые акты, которые одно и то же правовое явление «мероприятия по охране труда» именуют по-разному: ст. 226 ТК РФ, Постановление Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации», Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июня 2014 г. № 412н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда», Постановление Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации», Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» и т.д.
При всей важности рассматриваемого правового явления, ни один действующий законодательный акт РФ, РБ и РК не дает определение понятию «мероприятия по охране труда». Вместе с тем, изучение по-
1 Рекомендации Министерства труда и социальной защиты РБ по улучшению условий и охраны труда в организациях на основе коллективных договорных отношений от 04.01.2016 № 7-1-14/ 6П // http://mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/fi lesZPismo-ot-04.0L2016.pdf (дата обраще-ния:28.12.2017).
нятий, применяемых трудовым законодательством, имеет огромное значение, так как «только в сфере права понятия возводятся в закон, принимают форму закона»2.
Безусловно, существующая ситуация требует немедленного правового разрешения. Например, в правовой доктрине отдельные авторы предлагают рассматривать мероприятия по охране труда как совокупность действий правового, социального, экономического, организационного, технического, гигиенического, лечебного, профилактического и профессионального реабилитационного характера, направленных на выполнение нормативных требований безопасности и гигиены труда в целях обеспечения безопасности жизни, сохранения здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности3.
В Российской энциклопедии по охране труда мероприятия по охране труда определены в виде запланированной конкретной деятельности организации, направленной на выполнение целей в области охраны труда, определяемых требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов, а также политикой организации в области охраны труда; является составной частью системы управления охраной труда (СУОТ), обеспечивает осуществление программ по охране труда .
Вместе с тем полагаем, что указанные выше определения не в полной мере отражают содержание понятия охраны труда, закрепленное в действующем законодательстве рассматриваемых государств.
Действительно, если обратиться к Русскому толковому словарю В.В. Лопатина, то понятие «мероприятие» определяется как организованное действие или совокупность действий, имеющих целью осуществление
2 Жеребкин В.Е. Логический анализ понятий права. Киев, 1976. С. 4.
3 Самарская, Н.А., Ильин, С.М. Планирование и финансирование мероприятий по охране труда. // Российское предпринимательство, 2015. 16(17), С.2869-2876; Фрезе Т.Ю. Анализ источников финансирования мероприятий по обеспечению безопасных условий образовательного процесса // Вектор науки ТГУ. № 2(12). 2010. С.138-139.
4 Российская энциклопедия по охране труда // Отв. ред. А.Л. Сафонов. — В 3 т. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: НЦ ЭНАС, 2007.
чего-нибудь, практически аналогично данный термин определяется в Толковом словаре С.И. Ожегова - совокупность действий, объединённых одной общественно значимой задачей.
Следовательно, мероприятия по охране труда все же точнее рассматривать в качестве совокупности действий как это дано в определении, предложенном указанными выше авторами. Вместе с тем полагаем, что в данном определении акцент должен быть обязательно сделан на том, что совокупность действий различного характера (правового, социально-экономического и т.д.) является составным элементом системы сохранения и обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Таким образом, на основании вышеизложенного считаем необходимым ст.209 ТК
РФ, ст.1 Закона РБ «Об охране труда», ст.1 ТК РК дополнить понятием «мероприятие по охране труда», которое предлагается трактовать как совокупность действий (правового, социально-экономического и т.д. характера), включаемых в систему сохранения (обеспечения безопасности) жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
В завершение отметим, что несмотря на многочисленность правовых актов в области охраны труда в РФ, РБ и РК, прямо или косвенно регулирующих мероприятия по охране труда, как неотъемлемые элементы системы сохранения и обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, целесообразность в их усовершенствовании все же существует.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Жеребкин, В.Е. Логический анализ понятий права. - Киев, 1976. - С. 4.
2. Кабжамитов, М.Т. Мероприятия по безопасности и охране труда и финансирование // Библиотеки специалиста по охране труда: приложение к журналу «Охрана труда. Казахстан». - 2017.
3. Киселев, И.Я. Трудовое право: учебник / И.Я. Киселев, А.М. Лушников. - М.: Эксмо,
2011.
4. Коллективный договор акционерного общества «Костанайские минералы» на 2017 год // URL: http://km.kz/kollektivnyij-dogovor-2017.html (дата обращения: 27.12.2017).
5. Коллективный договор государственного учреждения «Средняя школа села Кырык Кудык» отдела образования города Степногорска. - URL: http://sc0025.stepnogorsk.akmoedu.kz/documents/view/02fe280d79a78eb8f58e5aaddee0964a.html (дата обращения: 27.12.2017).
6. Коллективный договор коммунального государственного казенного предприятия «Ясли-сад № 11» акимата города Рудного на 2016-2018 годы. - URL: http://sad11.kz/yaslisad/obespechenie/dogovor (дата обращения: 27.12.2017).
7. Коллективный договор республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Карагандинский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы (новая редакция). - URL: https://docviewer.yandex.ru/view/81345703/ (дата обращения: 27.12.2017).
8. Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. № 603-ст).
9. Методические рекомендации MP 2.2.9.2311-07 «Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности», утвержденные руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18.12.2007. - URL: http://home.garant.ru/#/document/12165722/entry/0:34 (дата обращения: 20.12.2017).
10. Методические рекомендации по охране труда и безопасности Мр 029.08.08-3.13.2-
2016 от 08.07.2016, разработанные Казахским национальным исследовательским техническим университетом имени К.И. Сатпаева. - URL: http://kaznitu.kz/download/ document/1120/Метод.%20реком.%20по%20ОТиТБ%202016.pdf (дата обращения: 27.12.2017).
11. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Российской Федерации от 09.08.2011 № 03-03-06/4/95 // Нормативные акты для бухгалтера. -2011. - № 18.
12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.08.2017 № 12-753 «О направлении перечня по охране труда» // Вестник образования России. - 2017. -№23.
13. Письмо Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.01.2016 № 7-1-14/ 6П «О направлении Рекомендаций». - URL: http://mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/files/Pismo-ot-04.01.2016.pdf (дата обращения: 09.01.2018).
14. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.03.2012 № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» (в ред. от 20 февраля 2014 года № 103н) // Российской газета. - 2012. - № 67.
15. Приказ Управления образования администрации ЗАТО г. Североморска. - URL: http://severomorsk-edu.ru/img/all/pdf (дата обращения: 26.12.2017).
16. Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 14.06.2012 № 89 «Об утверждении Рекомендуемого перечня работ, включаемых в мероприятия по охране труда, затраченных из собственных финансовых средств организаций». - URL: http://belzakon.net/Законодательство/Приказы/2012/98308 (дата обращения: 26.12.2017).
17. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.06.2014 № 412н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда» // Российская газета. - 2014. - № 185.
18. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» // Российская газета. - 2016. - № 248.
19. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» // Российская газета. - 2014. - № 71.
20. Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28.12.2015 № 1057 «Об утверждении Правил обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда» (в ред. от 07.11.2017 № 374) // Информационно-правовая система нормативных правовых актов РК «Эдшет». - 2016.
21. Письмо Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.01.2016 № 7-1-14/ 6П «О направлении Рекомендаций». - URL: http://mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/files/Pismo-ot-04.01.2016.pdf (дата обращения: 09.01.2018).
22. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 года №253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» (в ред. от 19.10.2016 №839). - URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=22315 (дата обращения: 25.12.2017).
23. Постановления Минтруда РФ от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. - 2000. - № 2.
24. Постановление Минтруда Российской Федерации от 17.01.2001 № 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда» // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. - 2001. - № 2.
25. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от
28.11.2013 № 111 «Об утверждении Инструкции о порядке планирования и разработки мероприятий по охране труда» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. 07.02.2014. 8/28334.
26. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 №253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» (в ред. от 19.10.2016 №839). - URL: https://base.spinform.m/show_doc.fwx?rgn=22315 (дата обращения: 25.12.2017). 2. Серегина Л.В. Концептуальные подходы к охране труда в Российской Федерации // Журнал российского права. - 2015. - № 11. - С. 95-106.
27. Распоряжение Минтранса Российской Федерации от 20.01.2003 № ОС-37-р «О введении в действие Пособия по охране труда дорожному мастеру». - URL: http://home.garant.rU/#/document/1592226/paragraph/1:2 (дата обращения: 11.01.2018).
28. Рекомендации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по улучшению условий и охраны труда в организациях на основе коллективных договорных отношений от 04.01.2016 № 7-1-14/ 6П. - URL: http://mintrud.gov.by/system/extensions/ spaw/uploads/files/Pismo-ot-04.01.2016.pdf (дата обращения: 28.12.2017).
29. Российская энциклопедия по охране труда / отв. ред. А. Л. Сафонов: в 3 т. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: НЦ ЭНАС, 2007.
30. Самарская, Н.А., Ильин, С.М. Планирование и финансирование мероприятий по охране труда // Российское предпринимательство. - 2015. - № 16(17). - С. 2873-2874.
31. Трудовое право и научно-технический прогресс / под ред. С.А. Иванова. - М., 1974. - С. 329.
32. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23.11.2015 № 414-V (в ред. от 13.06.2017) // Казахстанская правда. - 2015. - № 226 (28102).
33. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З (в ред. от 24.10.2016 № 439-3) // URL: http://etalonline.by/?type=text®num=HK9900296#load_text_none_1_(дата обращения: 21.10.2017).
34. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2000 № 197-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 3.
35. Черняева, Д.В. Новая концепция охраны труда // Трудовое право. - 2006. - №11. -С.78-88.
36. Чернышова Л.А. О некоторых актуальных проблемах правового регулирования охраны труда // Криминалистъ. - 2013. - №1(12). - С.102-104.