УДК 349.22 ГРНТИ 10.23.31
Е01Ч: иРЕЦЬК
Особенности правового регулирования экономической деятельности в статусе самозанятого
©Снегина Светлана Николаевна
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия [email protected]
Аннотация: Цель исследования. В статье исследуется одна из лучших современных практик отечественного налогового администрирования в сфере самостоятельной занятости - налог на профессиональный доход, реализуемый до конца 2028 года в порядке правового эксперимента. Пятилетний опыт применения специального налогового режима показывает, что эксперимент по введению нового налогового режима становится не только важным средством экономического прогнозирования и оценки принимаемых законодательных решений, но и позволяет опытным путем отладить и усовершенствовать механизм правового регулирования неформальных секторов экономики.
С учетом актуальных статистических данных в статье проводится промежуточная оценка эффективности правового эксперимента по внедрению нового налогового режима, отмечены его успехи с точки зрения легализации неформального сектора занятости в России, анализируется динамика изменений и направлений совершенствования современного законодательства о самозанятых, обобщается опыт международного сотрудничества государств в вопросах урегулирования самозанятости. Обоснованы современные подходы к определению правовой природы и регулированию самозанятости в России и за рубежом. Выводы. Пятилетний опыт применения нового налогового режима позволяет спрогнозировать условия, при которых цель правового эксперимента может считаться достигнутой не только за счёт количественных показателей официально зарегистрированных самозанятых. Оптимальной видится ситуация, при которой самозанятый индивид, используя предоставленный специальный налоговый режим, получает достаточный объем правовых, экономических и социальныхгарантий. В процессе сравнения форм осуществленияэкономи-ческой деятельности, установлены элементы тождественности правового статуса самозанятого гражданина, индивидуального предпринимателя и наемного работника. Посредством сопоставления ряда правовых категорий установлено, что в профессиональной деятельности самозанятого присутствуют черты как предпринимательской, так и трудовой деятельности, а статус современного самозанятого в России является промежуточным между наемным работником и индивидуальным предпринимателем. В отсутствие специального законодательного регулирования обоснована необходимость формулировки правового определения «самозанятого» с указанием на статусные особенности осуществляемой им профессиональной деятельности. Аргументирована необходимость дальнейшего совершенствования правового положения са-мозанятыхлиц с учетом как публичных, так и частно-правовых интересов.
Ключевые слова: самозанятость, неформальная занятость, профессиональная деятельность, правовой эксперимент, налог на профессиональный доход, легализация предпринимательской деятельности, самозанятый, предприниматель, профессиональный доход.
Для цитирования: Снегина С.Н. Особенности правового регулирования экономической деятельности в статусе самозанятого // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. №5. С. 349-357. ЕйЫ:
ч
иРЕ0.1К
Features ofLegal Regulation ofEconomicActivities in The Status ofthe Self-Employed
©Snegina Svetlana Nikolaevna
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia [email protected]
Abstract: Purpose ofthe study. The article examines one ofthe best modern practices of domestic tax administration in the field of self-employment - a tax on professional income, implemented until the end of 2028 as a legal experiment. Five years of experience in the application of a special tax regime shows that the experiment on the introduction of a new tax regime is becoming not only an important tool for economic forecasting and evaluating legislative decisions, but also makes it possible to fine-tune and improve the mechanism oflegal regulation ofinformal sectors ofthe economy.
Taking into account relevant statistical data, the article assesses the effectiveness of the legal experiment on the introduction of a new tax regime, notes its success in terms of legalizing the informal employment sector in Russia, analyzes the dynamics of changes and directions for improving modern legislation on the self-employed, summarizes the experience of international cooperation between states in matters of settlement self-employment. Substantiated are modern approaches to determining the legal nature and regulation ofself-employment in Russia and abroad.
Conclusions. The five-year experience of applying the new tax regime makes it possible to predict the conditions under which the goal ofthe legal experiment can be considered achieved, not only by counting the quantitative indicators of officially registered self-employed. The optimal situation is seen in which a self-employed individual, using the provided special tax regime, receives a sufficient amount of legal, economic and social guarantees. In the process of comparing the forms of economic activity, elements ofthe identity ofthe legal status of a self-employed citizen and an individual entrepreneur and an employee are established. By comparing a number of legal categories, it has been established that in the professional activity of a self-employed person there are features of both entrepreneurial and labor activity, and the status of a modern self-employed person in Russia is intermediate between an employee and an individual entrepreneur. In the absence of special legislative regulation, the necessity of formulating a legal definition of "self-employed" with an indication ofthe status features ofthe professional activity carried out by him is substantiated. The necessity of further improvement of the legal status of self-employed persons is argued, taking into account both public and private legal interests.
Keywords: self-employment, informal employment, professional activity, legal experiment, tax on professional income, legalization ofentrepreneurial activity, self-employed, entrepreneur, professional income.
For citation: Snegina S.N. Features of Legal Regulation of Economic Activities in The Status of the Self-Employed //Gaps in Russian Legislation. 2023. Vol. 16. W°5. Pp. 349-357. (in Russ.). EDN: UPEQLK
ВВЕДЕНИЕ
Национальная программа, регламентирующая правовой статус самозанятых граждан в России, была запущена в действие с 2019 года в порядке правового эксперимента. По данным ФНС по состоянию на начало 2023 года зарегистрировано более 7 миллионов самозанятых1. Распространению специального налогового режима способствует также тот факт, что его субъектами могут быть не только российские граждане, но и граждане других государств-членов Евразийского экономического союза, а с 1 августа 2022 года также граждане Украины2.
Правовую основу осуществления самозанятыми предпринимательской деятельности и установления налога на профессиональный доход (далее также -специальный налоговый режим) составляют ФЗ от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима
'В России зарегистрировались более 7млн. [Электронный ресурс] / Федеральная налоговая служба. 2023. URL: https://www.nalog.gov. ru/rn77/news/activities_fts/13203249/ (дата обращения: 28.03.2023). Загл. с экрана.
Федеральный закон от 28.06.2022 г. № 206-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 5 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» // СЗ РФ. 2022. № 27, ст. 4607.
«Налог на профессиональный доход»» (далее - Закон № 422-ФЗ), отдельные статьи Налогового кодекса РФ, Гражданского Кодекса РФ и ряд других нормативно-правовых актов различной юридической силы.
Промежуточным итогом функционирования нового налогового режима стало расширение законодательной базы. На фоне возрастающего интереса к самозанятости законы, касающиеся порядка осуществления самозанятыми профессиональной деятельности, начали пересматривать и дополнять. Так, с 2020 года на указанную категорию налогоплательщиков были распространены меры поддержки, оказываемые субъектам малого и среднего предпринимательства3. В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», стартовавшем в 2019 году, созданы новые стимулы для перехода на режим самозанятости, а в отношении уже зарегистрированных самозанятых разработаны механизмы
3 Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 169-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статьи 1 и 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки" // СЗ РФ. 2020. N 24. Ст. 3743.
льготного кредитования и иные преференции в экономической сфере.
Федеральным законом от 28.06.2022 № 193-Ф3 «О внесении изменений в четвертую часть Гражданского кодекса Российской Федерации» физическим лицам, в том числе самозанятым, предоставлено разрешение регистрировать товарные знаки. Следовательно, у самозанятых- плательщиков налога на профессиональный доход (далее - НПД) - появилась возможность использовать новые средства индивидуализации для профессионального продвижения. Зарегистрированный торговый знак призван повысить конкурентоспособность самозанятых на рынке, а со временем призван стать основой для создания личного бренда.
Становится очевидным тот факт, что инициированный в режиме правового эксперимента процесс легализации деятельности самозанятого населения потребует дальнейшего регулирования и поиска дополнительных методов и форм стимулирования, сочетающих в себе частные и публичные интересы. Учитывая, что «самозанятость» оказалась в поле зрения российского законодателя сравнительно недавно, целесообразно учитывать опыт других стран, а также результаты межгосударственного сотрудничества, в том числе на уровне международных организаций.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ САМОЗАНЯТОСТИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Современной легальной дефиниции, определяющей статус самозанятого как нового субъекта экономической деятельности в российском праве пока не выработано. Категории «самозанятость», «самозанятый», «самозанятый индивид», «самозанятые граждане», «плательщик налога на профессиональный доход» и т.п. являются широко используемыми в отечественной доктрине и многоаспектными по своей природе.
«Человек, самостоятельно занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства»4-такое определение «самозанятого лица» сформулировано ГОСТом 12.0.004-2015. Исходя из этого определения, в широком понимании к самостоятельно занятым относятся:
- индивидуальные предприниматели;
- адвокаты, нотариусы, оценщики, медиаторы, арбитражные управляющие, и иные лица, занимающиеся в установленном порядкечастной практикой;
- иные граждане, которые выполняют работы или ока-зываютуслуги по гражданско-правовымдоговорам.
Такой подход имеет следствием возникающую правовую коллизию, заключающаяся в смешении статусов различных субъектов экономической деятельности. Новый режим налогообложения - налог на профессиональный доход - существенно сузил круг самозанятых, охватив сферой регулирования первую и последнюю из перечисленных категорий - индивидуальных предпринимателей и граждан, которые выполняют работы или оказываютуслуги по гражданско-правовымдоговорам.
При определении категории самозанятости на международном уровне используется Международная клас-
4 ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения, п.3.8. Введен 09.06.2016 N 600-ст. М.: Стандартинформ, 2016. 40 с.
сификация статуса в занятости, утвержденная в 1958 г. Статистической комиссией Организации Объединенных Наций и одобренная на 15-й Международной конференции статистиков труда в 1993 г. (MKC3-93). Согласно предложенной классификации по статусу занятости выделяются две основные категории занятости:
1) работники по найму и
2) самозанятые (лица, работающие на индивидуальной основе).
Анализ действующего в России трудового и гражданского законодательства демонстрирует соответствие международным актам в части классификации физических лиц по статусу занятости. В России предусмотрена и урегулирована как традиционная модель трудовых отношений «работник - работодатель», так и иные «внетрудовые» гражданско-правовые модели осуществления экономической деятельности с участием физических лиц.
Предлагаемые гражданским законодательством организационно-правовые формы - индивидуальное предпринимательство и создание юридического лица - в России длительное время выступали в качестве единственных конструкций для легализации бизнеса. Отсутствие системной занятости, риск неполучения доходов и прибыли при сохраняющихся налоговых и социальных обязательствах, делали невыгодным регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц. В 2017 году статья 23 ГК РФ «Предпринимательская деятельность гражданина» была дополнена положением, предусматривающим право физических лиц «осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица»5, оставаясь при этом в рамках правового поля.
В отличии от России в странах Европейского союза (далее- ЕС) на уровне межгосударственного объединения уже выработан единый подход к понятию самозанятости. Директивой 2010/41/EU Европейского парламента от 07.07.2010 года определено, что самозанятые работники - это «все лица, занимающиеся приносящей доход деятельностью за свой счет, на условиях, установленных национальным законодательством»6. В рамках предоставленных полномочий отдельные страны ЕС (например, Испания, Италия) выделяют статус «самозанятого» и «зависимого самозанятого», второй отличается тем, что осуществляет деятельность только по заказу одного клиента. В национальном законодательстве Бельгии в отдельную категорию выделены самозанятые, одновременно являющиеся наёмными работниками. В целом в странах ЕС придерживаются политики поощрения лиц, изъявивших желание стать самозанятыми [9], поскольку посредством вовлечения в ряды самозанятых сокращается количество безработных, увеличивается количество налоговых поступлений, а также создаются возможности для реализа-
5 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. М.: Юрид. лит., 1994. № 32. Ст. 2.
6 On the application of the principle of equal treatment between men and women engaged in an activity in a self-employed capacity and repealing Council Directive 86/613/EEC [Electronic resource] // Directive 2010/41/EU of the European Parliament and of the Council of 7 July 2010. URL: https://www.eumonitor.eu/9353000/l/j9vvik7mlc3gyxp/ vihmxwf27tyd (date ofviewing: 18.06.2023). Screen title.
ции инновационныхтехнологий.
В США на протяжении многих лет программа самозанятости реализуется в рамках борьбы с безработицей и нацелена в первую очередь на лиц, которые обладают высокой квалификацией и опытом работы. Термин «самозанятость» в США имеет исключительно налоговое толкование. Налоговыми органами выработаны четкие критерии отнесения к самозанятым, главные из них - самостоятельность в осуществлении профессиональной деятельности, отсутствие иерархичности и подчинённости руководству, характерное для трудовых отношений.
В странах, ранее входивших в СССР и не имевших опыта правового регулирования деятельности самозанятых в условиях рыночной экономики, законодательство в этой сфере аналогично российскому формируется в первую очередь за счет внедрения экспериментальных систем налогообложения [9]. Общей идеей правового регулирования для этих стран на сегодняшний день является фискальная нацеленность норм, предусматривающая ликвидацию неформального сектора экономики и вывод самозанятых работников «из тени».
В большинстве зарубежных юрисдикций продолжают придерживаться общепринятой международной классификации MKC3-937. Но новые явления в сфере занятости, характеризующиеся краткосрочностью контрактов, посредничеством с участием цифровых платформ, договорами с переменными часами работы, побуждают государства к немедленному реагированию и пересмотру собственных подходов к регулированию деятельности как наемных работников, так и самозанятых.
Совместные усилия государств в изучении новых и совершенствовании традиционных форм занятости консолидируются в рамках международных организаций и соглашений, научных институтов. Обсуждение и осуществление совместных инициатив в сфере будущего труда происходит в рамках Организации Объединенных Наций (далее - ООН), Международной организации труда (далее - МОТ) - специализированного учреждения ООН, Европейского Союза, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др.
Для ООН вопросы занятости являются центральным элементом деятельности в области устойчивого развития на период до 2030 года. Цели в области устойчивого развития предполагают глобальные усилия государств-членов, но общий успех предопределяют действия, предпринятые в отдельно взятых государствах, в том числе в сфере нормотворчества. Заслуживает внимания сотрудничество государств по вопросам занятости и самозанятости, осуществляемое в рамках МОТ - организации, ответственной за выполнение 8 цели устойчивого развития, обозначенной Генеральной Ассамблеей ООН как «содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех»8. Приоритетами МОТ в
7 Новые формы занятости и качество занятости: последствия для официальной статистики [Электронный ресурс] // ЕЭК ООН. Серия рабочих документов по статистике. Выпуск 8, июнь 2021 г. URL: https://unece.org/sites/default/files/2021-06/New%20forms%20of%20 employment%20RUS.pdf (дата обращения: 28.03.2023). Загл. с экрана.
8 Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчи-
вого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 25.09.2015. A/RES/70/1 URL:
достижении восьмой цели устойчивого развития являются: урегулирование неформальной экономики в соответствии с официальными требованиями; поощрение предпринимательства и развитие микро-, малых и средних предприятий; защита трудовых прав и создание надежных и безопасных условий работы; полная и производительная занятость и достойная работа и др. На их основе в рамках консультаций МОТ определяются и систематизируются приоритеты правительств в выполнении целей устойчивого развития, разрабатываются единые подходы к осуществлению сбалансированной и эффективной политики в сферетруда9.
ПРАВОВАЯ ПРИРОДА САМОЗАНЯТОСТИ В РОССИИ
В развитие конституционных положений «о свободном использовании гражданами своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; о свободе труда и выборе рода деятельности и профессии» законодателем предложен ряд юридических форм и конструкций, в которых может быть осуществлена их реализация.
Несмотря на все преимущества исторически сложившейся классической модели трудовых отношений «работник-работодатель», человечество находится в поиске и внедрении новых форм организации труда и профессиональной занятости. На сегодня самыми востребованными и широко распространёнными в современной России стали такие нетипичные ранее для советского государства формы официальной занятости, как трудовая занятость на условиях дистанционной работы; самозанятость физического лица в статусе плательщика налога на профессиональный доход; индивидуальное предпринимательство без образования юридического лица; деятельность посредством создания юридического лица. Самозанятость - наиболее популярная форма реализации профессиональной инициативы и самоорганизации граждан в условиях инновационного развития экономики, но одновременно и наименее урегулированная из перечисленных форм занятости.
Самозанятость с одной стороны по многим признакам напоминает предпринимательскую деятельность, но, с другой стороны, имеет и свои особенности, выражающиеся в ограничениях и стандартах, установленных Законом № 422-ФЗ. По замыслу законодателя самозанятые - это физические лица, лично реализующие свою деловую инициативу и выполняющие работы в целях получения дохода. Поэтому по отдельным профессиональным и бытовым характеристикам самозанятые близки к наемным работникам. Категория российских самозанятых занимает неоднозначное положение в системе занятости, «совмещая одновременно характеристики наемного труда и предпринимательства. С одной стороны самозанятые, как и наемные работники вправе выполнять все работы только лично, с другой стороны, как и у предпринимателей, у
https://unctad.org/system/files/official-document/ares70dl_ru.pdf (дата обращения: 28.03.2023). Загл. с экрана.
9 Паризотто А. Цель 8 - Анализ восьмой цели в области устойчивого развития, предусматривающей обеспечение «достойной работы для всех» [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. Доступ по ссылке URL: https://www.un.org/ru/chronicle/ article/22196 (дата обращения: 13.05.2023).
них отсутствует фиксированный доход»10.
Характеризуя современную правовую природу самостоятельной занятости в России, многие исследователей отмечают ее производный от трудовых характер отношений, а также то, что она приобрела популярность в контексте происходящих в обществе процессов дестандартизации и флексибилизации (англ. flexibility - гибкость) трудовых отношений [8]. Самозанятость, так же, как и работа по трудовому договору предполагает исключительное личное участие, уплачиваемый при этом налог на профессиональный доход является альтернативой налогу на доходы физических лиц, удерживаемого с заработной платы работника.
Какова правовая природа самозанятости в России? Ответ на этот вопрос присутствует в том числе и в статистических обзорах.
Так, социологическое исследование, проведенное в России в 2021 году, показало, что «до получения статуса самозанятого 35,4% работали по трудовому договору, 27,9%-работали неофициально, 17,6%-числились безработными, 7,1 % - работали по договору подряда, 7% - работали в статусе индивидуального предпринимателя, 3% - в статусе юридического лица»11. Как видно, лица, которые предпочли самозанятостьтрудовым отношениям, из общего числа официально зарегистрированных самозанятых составляют только третью часть. Чаще же официальную регистрацию в статусе самозанятого выбирают те, кто ранее никак не декларировал свои доходы. А это согласно официальным данным налоговых органов более 3,5 млн. человек12.
Современные реалии таковы, что все больше людей заинтересованы в гибком режиме рабочего времени (графика), в возможности сочетания работы с личными (семейными) интересами или обучением и пр. Но говорить о том, что подобная эволюция трудовых траекторий, и появление в ее результате самозанятости - безусловный прорыв в развитии общественных отношений и экономики в целом - преждевременно.
На непредсказуемый вектор развития отношений в неформальном секторе занятости указывается и в Докладах Международной организации труда - «Профсоюзы на распутье»13, «Нестандартные формы занятости»14. Некоторые из новых форм осуществления занятости предлагают улучшенные возможности для совмещения работы и семейной жизни, другие оказы-
10А.Н. Покида, Н.В. Зыбуновская Самозанятость на современном рынке труда [Электронный ресурс] // ВНИИ труда. 16.01.2020. URL: https://vcot.info/blog/samozanatost-na-sovremennom-rynke-truda-a-n-pokida-n-v-zybunovskaa (дата обращения: 13.05.2023).
11В России зарегистрировались 5 млн. самозанятых [Электронный ресурс] / Федеральная налоговая служба. 2022. URL: https://www. nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/12258990/ (дата обращения: 28.03.2023). Загл. с экрана.
12 В России зарегистрировались более 7 млн. самозанятых [Электронный ресурс] / Федеральная налоговая служба. 2023. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/13203249/ (дата обращения: 28.03.2023). Загл. с экрана.
13 Доклад Международной организации труда "Профсоюзы на распутье" МОТ 2022 [Электронный ресурс] / Международная организация труда. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/— ed_dialogue/—actrav/documents/publication/wcms_752230.pdf (дата обращения: 29.04.2023). Загл. с экрана.
14 Доклад Международной организации труда "Нестандарт-
ные формы занятости" МОТ 2017 [Электронный ресурс] / Между-
народная организация труда. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/
groups/public/—dgreports/—dcomm/—publ/documents/publication/
wcms_554952.pdf(flaTa обращения: 29.04.2023). Загл. с экрана.
вают негативное воздействие из-за работы в «неудобные часы» [11] и увеличивающейся неопределенности в уровне заработка и режиме труда и отдыха. Вместе со стремительном распространением новых форм занятости многократно возрастает риск недовольств самозанятых, влекущих судебные разбирательства. Многочисленная судебная практика зарубежных стран, увеличившаяся на фоне платформенной занятости, является тому подтверждением15.
В России, например, самозанятые, вышедшие «из тени» и официально зарегистрировавшиеся в качестве плательщиков НПД, находятся в крайне неустойчивом правовом положении ввиду различных факторов. В их числе отсутствие социальных гарантий, риск возможных экономических кризисов, низкая правовая информированность, отсутствие организованных профессиональных объединений по защите и представительству интересов и т.п. Нестабильность правового статуса самозанятых влечет ситуацию, когда при решении юридических споров самозанятость рассматривается отечественными правоприменителями не как цельное явление. К решению споров с участием самозанятых суды подходят комплексно, нередко констатируя факт нахождения самозанятого втрудовых отношениях16.
Анализ многочисленных экономических и правовых исследований показывает, что преобладающим критерием при оценке успешности отечественного правового эксперимента по легализации самозанятости у большинства авторов является количественный показатель официально зарегистрированных самозанятых. Между тем, результаты недавнего исследования на тему «Самозанятость в Российской Федерации. Социально-экономические и юридико-правовые аспекты по итогам 2019-2021 г.г.», позволяют увидеть недостатки такого подхода. Авторы предостерегают, что неконтролируемый рост числа самозанятых в долгосрочной перспективе «может повлечь макроэкономическую нестабильность ввиду того, что при низком уровне доходов и добровольности платежей во внебюджетные фонды, они тем не менее будут претендовать на социальное и пенсионное обеспечение, и другие выплаты, гарантированные работникам в условиях наемного труда. В случае удовлетворения таких претензий выплаты фактически будут производиться из средств, перечисленных в эти фонды наемными работниками, уменьшая их без пополнения» [1]. Таким образом, стимулируя выход самозанятых «из тени», любому государству необходимо прогнозировать какое влияние новые субъекты способны оказывать на рынок труда будущего и насколько это влияние соответствует интересам общества.
15 Платформенная занятость: вызовы и возможные решения [Электронный ресурс] / Центр стратегических решений. 2021 г. URL: https://www.csr.ru/upload/iblock/6ca/krk89ha0yxx3ystja243obvc7ly8b ntv.pdf (дата обращения: 29.04.2023). Загл. с экрана.
16 Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2023 по делу N 88-10938/2023 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс». URL: https://online.consultant.ru/riv/cgi/online. cgi?req=doc&ts=HP6UsgTKgM8oGDIZl&cacheid=7FB7C476173B61E63 CBFF195F527DB17&mode=splus&rnd=XaipHg&base=KSOJ006&n=1178 61&dst=100029#0YxbsgTxm69PW971 (дата обращения: 29.04.2023).
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОЗАНЯТОСТЬ: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД?
Пунктом 1 статьи 34 Конституции РФ каждому «гарантировано право на свободное использование способностей и имущества для осуществления любой не запрещенной законом экономической деятельности»17.
В российском праве категория «экономическая деятельность» является понятием многоаспектным и не имеет легальной дефиниции, хотя активно используется в гражданском, административном, уголовном и иных отраслях законодательства. Наряду с термином «экономическая деятельность» законодатель оперирует понятиями «предпринимательская деятельность» и «деятельность, приносящая доход». Системный анализ конституционного текста позволяет однозначно определить, что экономическая деятельность включает в себя предпринимательскую деятельность. В развитие законодательных ориентиров в отечественной цивилистике вполне обоснованно придерживаются более широких трактовок, согласно которым понятием экономическая деятельность охватывается как предпринимательская, так и трудовая, и иная приносящая доход и незапрещённая закономдеятельность [2].
Категория «деятельность, приносящая доход», появилась в гражданском законодательстве сравнительно недавно, одновременно породив проблему соотношения с предпринимательской деятельностью18. Категоризация форм и видов экономической деятельности является важным элементом в механизме налогового администрирования, влияющим на выбор режима налогообложения. Учитывая, что объектом налогообложения самозанятых признаются именно доходы от реализации товаров (работ, услуг и имущественных прав), закономерно возникает вопрос: как квалифицировать профессиональную деятельность в статусе самозанятого?
Профессиональная деятельность, осуществляемая в статусе самозанятого, - один из видов экономической деятельности, осуществляемых посредством использования юридических конструкций гражданско-правовых договоров. В этом смысле многими учёными справедливо отмечается ее схожесть с предпринимательской деятельностью, осуществляемой другими субъектами, в первую очередь с индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица [1].
При квалификации деятельности в качестве предпринимательской необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ):
- «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли;
- во-вторых, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в
17 Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] [Электронный ресурс] // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
"Федеральный закон от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ с сайта URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162608/
этом качестве в установленном законом порядке»19.
Анализ законодательства и обширной научной базы на эту тему позволяет сформулировать следующий перечень признаков предпринимательской деятельности: нацеленность на извлечение прибыли, самостоятельность, системность осуществления, рисковый характер, государственная регистрация. Указанные признаки, за исключением нацеленности на получение прибыли, в полной мере характерны и для деятельности в статусе самозанятого. В дополнении к перечисленным характерной особенностью статуса самозанятого является также личное осуществление профессиональной деятельности без привлечения наемных работников.
Системный анализ нормативного обеспечения в области самозанятости, позволяет прийти к выводу, что решающим моментов в выборе физическим лицом статуса самозанятого является не получение прибыли, а возможность заниматься профессиональной деятельностью вне трудовых отношений. Получаемый доход в результате является объектом налогообложения. В этом смысле предлагаемый Законом № 422-ФЗ новый налоговый режим «Налог на профессиональный доход» является альтернативой налогу на доходы физических лиц, который уплачивался бы работодателем (налоговым агентом) в случае, если бы аналогичная профессиональная деятельность осуществлялась им на основании трудового договора.
Проблема соотношения понятий «приносящая доход деятельность» и «предпринимательская деятельность» лежит в плоскости соотношения статусов самозанятого и индивидуального предпринимателя. Разграничительными критериями здесь выступают цели деятельности субъектов. Основным признаком предпринимательской деятельности является нацеленность на извлечение прибыли. Ради ее извлечения индивидуальный предприниматель с учетом экономических показателей своей деятельности вправе осуществить смену режима налогообложения, расширить или сократить штат сотрудников, принять иные меры по оптимизации бизнеса. В отношении самозанятых термин прибыль не применим, кроме как личным трудом, какими-либо дополнительными способами самозанятый не может повысить уровень своего благосостояния. Появляющийся у самозанятого в результате личного осуществления деятельности доход, имеет, по сути, тоже назначение, что и заработная плата наемного работника.
Поскольку относительно «деятельности, приносящей доход» ни законодателем, ни доктриной не выработаны критерии разграничения от других форм экономической деятельности, то при сопоставлении с предпринимательской деятельностью, многие ученые констатируют наличие схожих черт, а некоторые даже указывают на их тождественность [5]. Представляется вполне допустимым придерживаться синонимичности понятий «предпринимательская деятельность» и «деятельность, приносящая доход» при исследовании гражданско-правового статуса самозанятых. Аналогич-
19 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (п.6 ч.2 ст.6) [Электронный ресурс] // Доступ с сайта URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 29.04.2023).
ной позиции придерживаются цивилисты и в более ранних отечественных исследованиях, не проводя четкой разграничительной линии между самозанятостью и предпринимательством [4, стр. 10].
ВЫВОДЫ
Самозанятость - одна из наиболее актуальных форм реализации деловой инициативы и самоорганизации граждан в современных условиях. Официальная регистрация в качестве самозанятого позволяет легально осуществлять экономическую деятельность. Совершенствование правового статуса самозанятого затрудняют отсутствие единства в доктринальных подходах при определении самозанятости и ее категоризации. Во многом такое положение дел обусловлено постоянной трансформацией законодательства, стремительным развитием в условиях цифровизации отношений с участием самозанятых и внедрением новых форм занятости. Инициированный в интересах общества процесс легализации деятельности самозанятых идет по пути выработки дополнительных методов его стимулирования, сочетающих публичные и частные интересы, и имеет своей целью дальнейшее позиционирование самозанятых граждан как полноценных субъектов экономической деятельности.
Учитывая, что «самозанятость» оказалась в поле зрения российского законодателя сравнительно недавно, целесообразно учитывать не только опыт отдельных стран, но также результаты межгосударственного сотрудничества, особенно на уровне международных организаций. Важно отметить, что даже устоявшиеся зарубежные практики администрирования самостоятельной занятости, не могут предложить однозначных решений, подтвержденных абсолютной эффективностью. В связи с чем у России нет иного пути, как выработать собственные подходы в данной сфере.
Обобщая отечественные и зарубежные подходы в определении самозанятости, следует отметить, что основными ее признаками являются отсутствие работодателя, рисковость, системность осуществления, самостоятельный характер деятельности и принятия профессиональных решений, а также регистрация в качестве субъекта налогообложения. При регулировании отношений частно-правового порядка с участием самозанятых разграничение деятельности на предпринимательскую и деятельность, приносящуюдоход, принципиального значения не имеет.
Новый налоговый режим, веденный Федеральным законом № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» не изменил сложившиеся правовые основы осуществления экономической деятельности, но предложил более оптимальные условия для их реализации, создав в первую очередь условия для легализации теневого сектора экономики. Налог на профессиональный доход - самый простой и низкозатратный налоговый режим. Данный режим сегодня по-прежнему лучшее решение для лиц, решившихся легализовать свои доходы - некий стартап в самостоятельной профессиональной деятельности.
В профессиональной деятельности самозанятого присутствуют отдельные элементы предпринимательской деятельности и трудовой деятельности. Правовой статус современного самозанятого в России является
промежуточным между наемным работником и индивидуальным предпринимателем. Сложившаяся за последние несколько лет положительная практика в сфере переквалификации гражданских правоотношений в трудовые является тому прямым подтверждением20. В отсутствии легальной дефиниции «самозанятый» может быть определен на основании имеющихся признаков как физическое лицо, зарегистрированное в качестве плательщика налога на профессиональный доход, лично осуществляющее разрешенные виды экономической деятельности с целью получения доходов.
Ввиду невозможности однозначной идентификации деятельности самозанятого, как предпринимательской [5] при разработке мер экономического стимулирования легализации и развития самостоятельной занятости и совершенствовании ее правового регулирования, следует исходить из идентичности гражданско-правовых статусов самозанятого и индивидуального предпринимателя. Параллельно назревает вопрос об определении места самозанятого в сложившейся системе хозяйствующих субъектов.
Анализ отечественной нормативно-правовой базы в сфере самозанятости, позволяет сделать вывод, что законодательно преобразования в данной сфере общественных отношений фиксируются преимущественно на уровне подзаконного нормативно-правового регулирования и путем внесения изменений в уже действующие законы (кодексы). Исходя из предпринимательского характера деятельности самозанятого, учитывая его статусные особенности и ограничения, можно спрогнозировать, что разработка специального нормативно-правового акта, определяющего статус самозанятого как субъекта экономического оборота в сфере частноправовых и публично-правовых отношений, является лишь вопросом времени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задействованные отечественным законодателем на период с 2019-2028 гг. в экспериментальном порядке административно-правовые механизмы уже предоставили неофициально занятым возможность стать полноправными участниками экономического оборота. Официальный статус «самозанятого» позволяет индивиду осуществлять профессиональную деятельность в правовом поле вне трудовых отношений и может рассматриваться как стартовый этап в индивидуальной предпринимательской деятельности гражданина [7].
Негативные проявления неформальная занятость населения, в том числе самозанятость, может иметь в отсутствии мер социальной поддержки и экономического стимулирования, а также в условиях стремительного распространения новых форм занятости. Сохраняющими актуальность и неурегулированными на сегодняшний день в сфере самозанятости являются вопросы режима работы и отдыха, компенсации за переработку и простой. В отдельных сегментах платформенной самозанятости не установлены минимальные уровни стоимости услуг, соответствующие национальным нормам минимальной оплаты труда, отсутствуют
20 Письмо ФНС России от 15.04.2022 N ЕА-4-15/4674 «О направлении информации по проведению мероприятий налогового контроля по НПД» [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. СПС "КонсультантПлюс" URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_415304/ (дата обращения: 8.05.2023).
какие-либо профессиональные саморегулируемые сообщества самозанятых, представляющие их интересы и гарантирующие защиту. Важным экономическим стимулом для легализации самозанятых является продолжение работы над созданием эффективного механизма налоговых преференций и развития самозанятых как субъектов малого предпринимательства [3].
Анализ законодательства и правоприменительной практики, статистические обзоры конечной целью правового эксперимента, осуществляемого в отношении самозанятого населения, позволяют спрогнозировать оптимальной ситуацию, при которой самозанятый индивид, используя предоставленный специальный налоговый режим, получает правовые, экономические и социальные гарантии в объеме не меньшем, чем работник в трудовых отношениях. В ином случае, в качестве возможной альтернативы положительного развития бизнес-сценария, может допускаться переход из статуса самозанятого индивида в статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, с получением налоговых, иных статусных
ЛИТЕРАТУРА
1. БулахА.А. Статус самозанятого в российском гражданском праве // Вопросы российской юстиции, 2022, № 17, С. 235-252.
2. Дерюгина Т.В. Предпринимательская или приносящая доход деятельность некоммерческих организаций: проблемы гражданско-правового регулирования // Юридический вестник Самарского университета. 2018. №3.
3. Ершова И. В., Шишмарева Т. П., Енькова Е. Е. Правовой статус самозанятых как субъектов предпринимательства: проблемы и перспективы реформирования // Журнал Сибирского Федерального университета № 14, 2021. - С. 1648-1658.
4. Жеребин В. М., Романов А.Н. Самостоятельная занятость населения: Основные представления и опыт кризисного периода. М.: ИНФРА-М, 2019. 200 с.
5. Жукова Ю.Д., Подмаркова A.C. Самозанятые граждане: правовая квалификация деятельности и перспективы формирования специального режима // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 4. С. 49-79.
6. Избиенова Т.А., Безина А.К. Реализация права на объединение работников, занятых через интернет платформы, в европейских странах и в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы российского права. 2021. №2 (123).
7. Касаткина Н.П., Шумкова Н.В. От самообразования к самозанятости: непарадный вход молодежи на рыноктруда // Мониторинг. 2020. №3 (157).
8. Макаров Е. И., Кузьмина H. Н., Гришин И. А. [и др.]. Самозанятость в Российской Федерации: социально-экономические и юридико-правовые аспекты по итогам 2019-2021 годов // Социально-трудовые конфликты. 2022. № 34. С. 113-123.
9. Хасенов М.Х. Правовое регулирование деятельности самозанятого населения // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. № 1. С. 19-22.
10. Nordenmark M., Brulin Е., Vinberg S. Sickness presenteeism among the Self-employed and Employed in Northwestern Europe. -The Importance
преференций.
Оценивая все плюсы и минусы самозанятости, представляется, что современное государственное регулирование бизнеса в России должно осуществляться комплексно с учетом интересов власти, бизнеса и отдельных категорий самозанятых лиц. В первую очередь необходимо четкое межотраслевое закрепление категоризации по статусу занятости. В дальнейшем очевидна необходимость «введения легального определения самозанятого, которое позволило бы провести границы между ним и индивидуальным предпринимателем» [1], другими субъектами экономической деятельности
В случае, если эксперимент по введению налога на профессиональный доход, запланированный до 31 декабря 2028 года, окажется успешным и институт самозанятых приживется, то закономерно потребуется разработка специального нормативного акта, определяющего и конкретизирующего статус самозанятого гражданина в сфере частно-правовых и публично-правовых отношений.
REFERENCES
1. BulakhA.A. The status of the self-employed in Russian civil law // Issues of Russian Justice, 2022, No. 17, pp. 235-252.
2. Deryugina T.V. Entrepreneurial or income-generating activities of non-profit organizations: problems of civil law regulation // Legal Bulletin of Samara University. 2018. №3.
3. Ershova I. V., Shishmareva T. P., Enkova E. E. Legal status of the self-employed as business entities: problems and prospects for reform // Journal of the Siberian Federal University No. 14, 2021. - P. 16481658.
4. Zherebin V.M., Romanov A.N. Self-employment of the population: Basic ideas and experience of the crisis period. M.: INFRA-M, 2019. 200 p.
5. Zhukova Yu.D., Podmarkova A.S. Self-employed citizens: legal qualification of activities and prospects for the formation of a special regime // Law. Journal of the Higher School of Economics. 2021. No. 4. P. 49-79.
6. Izbienova T.A., Bezina A.K. Implementation of the right to unite workers employed through Internet platforms in European countries and in the Russian Federation // Actual problems of Russian law. 2021. No. 2 (123).
7. Kasatkina N.P., Shumkova N.V. From self-education to self-employment: unofficial entry of youth into the labor market // Monitoring. 2020. No. 3 (157).
8. Makarov E. I., Kuzmina N. N., Grishin I. A. [et a!.]. Self-employment in the Russian Federation: socioeconomic, legal and legal aspects following the results of 2019-2021 // Social and labor conflicts. 2022. No. 34. P. 113-123.
9. Khasenov M.Kh. Legal regulation of the self-employed population // Labor law in Russia and abroad. 2019. No. 1. P. 19-22.
10. Nordenmark M., Brulin E., Vinberg S. Sickness presenteeism among the Self-employed and Employed in Northwestern Europe. -The Importance
of Time Demands //Safety and Health at Work. 2019. Vol. 10. No. 2. P. 224-228. 11. Wood A.J., Graham M., Lehdonvirta V. and Hjorth J. Good Gig, Bad Gig: Autonomy and Algorithmic Control in the Global Gig Economy // Work, Employment and Society. 2019. Vol. 33, No. 1, pp. 56-75.
of Time Demands // Safety and Health at Work. 2019 Vol. 10. No. 2. P. 224-228. 11. Wood A.J., Graham M., Lehdonvirta V. and Hjorth J. Good Gig, Bad Gig: Autonomy and Algorithmic Control in the Global Gig Economy // Work, Employment and Society. 2019 Vol. 33, no. 1, pp. 56-75.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью кандидата юридических наук, доцента Снегиной С.Н. «Особенности правового регулирования экономической деятельности в статусе самозанятого»
В представленной статье автор четко, обоснованно и последовательно сформулировал и раскрыл цель, задачи и основные направления исследования широкого круга проблем, связанных с самозанятостью в России и избранных правопорядках (Европейский союз и его государства-члены, Соединенные Штаты Америки и государства постсоветского пространства). Отдельное место уделено роли Организации Объединенных Наций в
обеспечении устойчивого развития посредством решения проблемы обеспечения занятости. Данное исследование характеризуется внутренним единством, содержит целостную систему научных результатов и предложений, основанных на внимательном отношении к принятым в России и избранных правопорядках нормативным правовым актам, положениям доктрины и практики.
Данный научный труд представляет собой комплексное правовое исследование, которое отражает особенности закрепления и совершенствования правового института самозанятости как в России, так и за рубежом, обобщает признаки самозанятости, освещает специфику налогового режима, определяет «место самозанятого в сложившейся системе хозяйствующих субъектов». К примеру, в работе последовательно и подробно излагаются подходы к определению самозанятости в России и за рубежом, или все то, что призвано, как искусственно расширить круг лиц, признаваемых в качестве самозанятых (за счет включения индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц), так и сузить их до тех, пределов, которые и определены законодателями в соответствующих нормативно-правовых актах. Это соответствующим образом отражается на их правовом статусе. При освещении правовой природы самозанятости в России автор отдельное внимание уделяет вопросам цифровой трансформации занятости посредством использования различных платформенных решений, что представляется особенно актуальным при ее рассмотрении через призму законотворческой, правоприменительной и судебной деятельности компетентных органов власти Российской Федерации, занятых вопросом обеспечения эффективной цифровой трансформации российской экономики и сектора государственного управления в очень сжатые сроки.
Представленный научный труд заслуживает самой высокой оценки и подлежит опубликованию в официальных научных изданиях.
Рецензент: к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации, старший научный сотрудник Центра исследований и экспертиз Юридического факультета Кауракова Мария Викторовна
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 80,5%
Статья поступила в редакцию 07.07.2023, принята к публикации 29.07.2023 The article was received on 07.07.2023, accepted for publication 29.07.2023
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Снегина Светлана Николаевна, канд. юрид. наук, доцент, доцент департамента правового регулирования экономический деятельности, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва. AuthorlD: 996446; Индекс Хирша автора (РИНЦ) - 1. E-mail: [email protected]
ABOUTTHE AUTHOR
SneginaSvetlana Nikolaevna, Cand.Sci.(Law), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Legal regulation of economic activity, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow. AuthorlD: 996446; Hirsch Index (RSCI) - 1. E-mail: [email protected]