УДК 352.075
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА
Р.Н. Василенко
Аннотация. В статье исследованы нормативно-правовые подходы к регулированию деятельности органов местного самоуправления в сфере строительства. Проанализированы требования Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Выявлены особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
Ключевые слова: строительство, полномочия, органы местного самоуправления, город федерального значения.
Abstract. The article investigates the legal approaches to the regulation of local government in the construction industry. It analyses the requirements of the Town Planning Code of the Russian Federation and the Federal Law of October 6, 2003 №131-FZ «On General Principles of Local Self-Government in the Russian Federation». It shows up the features of the urban development activities in the territorial entities of the Russian Federation: the federal cities Moscow and St. Petersburg.
Keywords: construction authority, local governments, the federal city.
Отношения в области строительства регулируются значительным числом нормативно-правовых актов федерального, регионального и местного уровня. Тем не менее, основным регулятором отношений в сфере строительства выступает Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) [1]. Ему не могут противоречить федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти,
<д|Ь>
МФЮА
содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности.
ГрК РФ разделяет полномочия в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов.
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности определены ст. 8 ГрК РФ [1].
Систематизация полномочий органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности представлена на рис. 1.
Полномочия органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности
Подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений Утверждение правил землепользования и застройки поселений
Утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ
Выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений Принятие решений о развитии застроенных территорий
Проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных ГрК РФ
Разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений
Рис. 1. Полномочия органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности
Систематизация полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности представлена на рис. 2.
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной ■—деятельности —
Подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов
Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов
Утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий
Утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ
Выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих территориях Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов
Рис. 2. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности
Систематизация полномочий органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности представлена на рис. 3.
За соблюдением органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности предусмотрен контроль со стороны федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства (таким органом выступает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - Минстрой России).
Контрольные функции со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрены в отношении соблюдения законодательства о градостроительной деятельности органами местного самоуправления.
<д|Ь>
МФЮА
Полномочия органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности
Подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов
Утверждение правил землепользования и застройки городских округов Утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ
Выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов Принятие решений о развитии застроенных территорий
Проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных ГрК РФ
Разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов
Рис. 3. Полномочия органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности
Ст. 63 ГрК РФ определены особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге [1].
При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 3 ст. 79 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «...предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-
Петербурга в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В соответствии с законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства и установленного перечня вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга местная администрация в таких муниципальных образованиях может не формироваться» [2].
В связи с этим ГрК РФ установлено, что, если в силу принятых законов субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, то они осуществляются органами государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Документами территориального планирования субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга являются генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, которые утверждаются законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями, установленными ГрК РФ.
Согласование проектов генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не осуществляется. При этом публичные слушания по проектам генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга должны быть проведены в каждом внутригородском муниципальном образовании городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. №131-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» был внесен ряд важных уточнений в осуществление градостроительной деятельности в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге [3].
Так, определено, что подготовка проектов генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществля-
<д|Ь>
ется с учетом нормативов градостроительного проектирования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Проект генерального плана города Москвы согласовывается с Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о статусе столицы Российской Федерации.
Наделение органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности осуществляется соответственно законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Нормативы градостроительного проектирования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 ст. 29.2 ГрК РФ, населения городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Содержание, порядок подготовки и утверждения нормативов градостроительного проектирования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Утвержденные нормативы градостроительного проектирования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий 5 дней со дня утверждения указанных нормативов.
Законодательством о градостроительной деятельности предусмотрен контроль со стороны Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстроя России).
Контрольные функции со стороны органов государственной власти субъектов РФ предусмотрены в отношении соблюдения законодательства о градостроительной деятельности органами местного самоуправления.
Таким образом, ГрК РФ разделяет полномочия в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов. В отношении
осуществления градостроительной деятельности в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге существует ряд особенностей. Они определяются тем, что, если в силу принятых законов данных субъектов РФ полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, то они осуществляются органами государственной власти данных субъектов РФ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. №1 (часть 1). Ст. 16. с изм. и доп. в ред. от 05.05.2014 г.
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №40. Ст. 3822. с изм. и доп. в ред. от 28.12.2013 г.
3. Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 5 мая 2014 г. №131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. №19. Ст. 2336.
Р.Н. Василенко,
начальник отдела компьютерного и информационного обеспечения Мосгосэкспертизы,
Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: [email protected]