Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования авторского права в Российской Федерации и за рубежом'

Особенности правового регулирования авторского права в Российской Федерации и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12064
1432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОР / АВТОРСКОЕ ПРАВО / ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА / СРОК ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ / ПРАВА АВТОРА / AUTHOR"S RIGHT / AUTHOR / COPYRIGHT / TIME PERIOD OF COPYRIGHT PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голощапов А. М.

Статья содержит сравнительный анализ российского законодательства и законодательства зарубежных стран в части регулирования авторских прав, срока охраны, объектов авторского права, а также понятия автора произведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of legal regulation of copyright law in Russia and abroad

The article represents comparative study of the Russia"s legislation and the legislation of foreign countries with regard to regulation of the copyright, time period of protection, the objects of copyright law, and the comprehension of the product"s author

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования авторского права в Российской Федерации и за рубежом»

Особенности правового

регулирования авторского права в Российской Федерации и за рубежом

А.М. Голощапов

В связи с тем что Российская Федерации обсуждает с западными странами перспективу вступления в ВТО, одним из важнейших вопросов является гармонизация национального законодательства нормами международного права в области авторских прав, поскольку западные страны требуют от России создание эффективных условий для пресечения нарушений законодательства в области авторского права и защиты прав авторов. Поэтому в 2007-2008 гг. наше законодательство в сфере авторского права было приведено в соответствие с нормами международного права. Тем не менее Бернская конвенция «Об охране литературных и художественных произведений» многие вопросы оставляет на усмотрение национального законодательства. Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы изучить особенности законодательного регулирования объектов авторского права в России и некоторых зарубежных странах.

Правовой статус автора. Согласно статье 1257 Гражданского кодекса РФ, автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Таким образом, отечественное законодательство исходит их того, что только физическое лицо может быть первоначальным автором любого объекта авторского права. Пункт 3 статьи 1228 Гражданского кодекса РФ однозначно указывает, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может перейти к другому лицу на основании договора или в силу положений, установленных законом. Например, согласно пункту 2 статьи 1295, исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю. Под служебным произведением понимается такое произведение, которое было создано автором в рамках выполнения установленных для него трудовых обязанностей. Скажем, если гражданин работает журналистом в газете по трудовому договору и получает за это заработную плату, то логично предположить, что его должностной обязанностью является написание статей для журнала. Следовательно, произведения литературы, написанные таким журналистом, будут считаться служебными. С учетом положений пункта 3 статьи 1228 и пункта 2 статьи 1295 получается, что после создания произведения имущественные права на это произведение

(право тиражирования, копирования, и.т.д.) возникают изначально у автора, а затем в силу закона незамедлительно переходят к работодателю. Поэтому наше законодательство исходит из предположения, что в любом случае, независимо от законодательного закрепления перехода имущественных прав на произведение к работодателю, первоначальным обладателем имущественных прав и автором всегда будет гражданин, вложивший свое творчество в создание объекта авторского права. Надо сказать, что в советское время из этого правила было исключение. Гражданский кодекс 1964 года предусматривал возникновение авторских прав у предприятия, осуществившего съемку телевизионного фильма или кинофильма (ч.1 ст. 486 ГК РСФСР), таким образом, относительно фильмов изначально автором признавалось юридическое лицо.

На сегодняшний день многие страны англосаксонской правовой системы придерживаются указанного подхода. Так, в законодательстве Великобритании об авторском праве от 1988 года предусмотрено, что автор произведения является первым правообладателем на любое произведение. Статья 9 указанного закона предполагает, что автором является любое лицо, которое по отношению к произведению является его создателем. Однако данное положение английского закона также предполагает, что в качестве автора произведения может выступать организация, осуществляющая запись и создание звука или фильма. Кроме того, автором произведения сразу признается работодатель, если произведение создано работником в рамках выполнения трудовой деятельности. Аналогичная ситуация содержится и в законодательстве США. Статьей 101 закона США об авторском праве предусмотрено, что если произведение создано в рамках заказа профессиональным подрядчиком, то автором такого произведения является юридическое лицо1.

Объекты авторского права. Объектом авторского права, по российскому законодательству, понимается произведение, как результат творческой деятельности автора. На основании пункта 1 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ к объектам авторского права относятся произведения науки, литературы и искусства. По общему правилу охрана произведению предоставляется независимо от назначения и достоинства этого произведения. Оно получает правовую охрану с момента его выражения в объективной форме и не требует какой-либо государственной регистрации, в отличие от товарных знаков2. Однако несмотря на то, что Бернская конвенция об охране художественных и литературных произведений, к которой присоединились почти все развитые страны мира, в статье 4 предусматривает, что для возникновения правовой охраны объектов авторского права не требуется каких-либо формальностей, то есть регистрации или уведомления в государственных органах, в некоторых странах объекты авторского права считаются близкими к товарным знакам и для получения правовой охраны требуют соблюдения неких действий, которые именуются формальностями (государственная регистрация или депонирование). Например,

1 См подробнее: Липциг Д. Авторское право и смежные права. Научный центр «Ладомир». Юнеско. 2002. Стр. 101.

2 Авторское право и смежные права. Учебник под редакцией И.А. Близнеца. Прогресс. М., 2010. С. 45.

статья 155 закона об авторском праве Доминиканской Республики предусматривает в качестве условия правовой охраны печатных произведений обязательное депонирование, то есть сдачу одного экземпляра на хранение в государственный орган и внесение об этом записи в национальной реестр авторского права. Статья 57 закона Аргентины «Об интеллектуальной собственности» предполагает, что издатель печатных произведений должен депонировать свои произведения в Бюро национального регистра интеллектуальной собственности. В Никарагуа статья 835 Гражданского кодекса предусматривает, что автор должен сдать на хранение в Национальную библиотеку шесть экземпляров своей книги. В указанных странах только после соблюдения указанных формальностей объект авторского права приобретает правовую охрану. Еще до недавнего времени в США действовало законодательное положение, согласно которому судебное преследование, связанное с нарушением авторских прав, не могло быть возбуждено до государственной регистрации произведения. Хотя сегодня данное правило в законодательстве США приведено в соответствие с Бернской конвенцией, тем не менее американское законодательство поощряет регистрацию произведения. Так, регистрация произведения служит необходимым условием права на взыскание издержек и оплату услуг адвоката. В Португалии в силу статьи 214 закона об авторском праве регистрация обязательна только для неопубликованных произведений. В европейских странах, таких как Франция (за исключением отдельных случаев) или Германия, законодательство которых основано на положениях Бернской конвенции, возникновение авторского права не связано какими-либо формальностями и права автора возникают в момент, когда произведение создано и выражено в объективной форме.

Аналогичная ситуация существует и в российском законодательстве. Согласно части 4 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Для начала охраны произведения необходимо, чтобы оно было выражено в объективной форме: в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме зву-ко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме, о чем говорит часть 3 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ. Это означает, что в России автору для того, чтобы получить правовую охрану своего произведения, достаточно его закрепить в объективной форме, например написать на листе бумаги или занести в память компьютера. В нашей стране существует депонирование произведений в Российском авторском обществе. Следует отметить, что такое депонирование не является обязательным, но факт может быть использован в качестве доказательства при рассмотрении в суде спора об авторстве.

Что же касается отдельных видов произведений, то относительно их охраны в некоторых странах требуется соблюдение некоторых условий. Так, например, законодательство Франции и Италии предполагает, что хореографические произведения и пантомимы получают правовую охрану только в том случае, когда существуют письменно зафиксированные указания относительно их постановки. Иногда в некоторых правовых системах возникает вопрос о том, что

считать первичным, оригинальным произведением скульптуры: матрицу, по которой скульптуру отливают, или первый экземпляр. Во Франции оригинальным признаются первые восемь экземпляров скульптур, изготовленные под непосредственным контролем или самим скульптором.

Статус фотографического произведения является предметом дискуссии в зарубежном законодательстве. Так, многие страны рассматривают фотографии как механическое копирование и отказываются признавать их в качестве произведений. Зарубежное законодательство исходит из концепции, согласно которой автор (фотограф), создавая фотографическое произведение, выбирает позицию, пейзаж, освещение, композицию и т.д. По этим признакам фотография, являющаяся объектом авторского права, отличается от обычной фотографии, созданной при помощи механического использования и фиксации изображения на фотоаппарате. Так, например, в Испании обычные фотографии, не имеющие творческого вклада, охраняются всего 25 лет. В то время как фотографии, являющиеся творческим произведением, охраняются в порядке, предусмотренном Бернской конвенцией, то есть не менее 50 лет. В Бразилии охраняются только те фотографии, которым присущи черты художественного произведения или документа.

В Российской Федерации согласно части 1 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ любые фотографические произведения относятся к объектам авторского права и охраняются независимо от их достоинства и назначения.

Особо стоит отметить произведения народного творчества и фольклора. Так, пункт 6 статьи 1229 Гражданского кодекса России предполагает, что произведения народного творчества, не имеющие конкретных авторов, не являются объектами авторского права, а следовательно, не подлежат правовой охране. Однако в развивающихся странах, прежде всего в странах Африки, коммерческая эксплуатация фольклорных произведений является дополнительным источником поступления денежных средств в казну. Бернская конвенция в пункте 4 статьи 15 не препятствует государству самому выбирать — устанавливать режим охраны фольклора или нет. Так, если произведение не опубликовано, его автор неизвестен, но есть основания полагать, что он был гражданином страны, которая является участником Бернской конвенции, то законодательство этой страны может назначить компетентный орган, который будет от имени государства управлять имущественными правами и получать вознаграждение за использование произведений фольклора. Так, произведения фольклора являются охраняемыми объектами авторского права, а права на них принадлежат государству в следующих странах: Боливия, Чили, Марокко, Куба, Кения, Бурунди.

Срок охраны объектов авторского права. Согласно положениям Бернской конвенции, срок охраны имущественных прав на произведения длится в течение всей жизни автора плюс 50 лет после его смерти. Однако международные нормы не препятствуют установлению более продолжительного срока охраны. Так, в Российской Федерации статья 1281 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что исключительные права действуют и охраняются в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Однако, например, для фотографических произведений и произведений прикладного искусства Бернская конвенция разре-

шает устанавливать более короткий срок охраны, который не может быть все же менее десяти лет. А что касается общего срока охраны имущественных прав, то, например, в Бразилии срок составляет 60 лет после смерти автора, а в Колумбии — 80 лет. Однако единым условием для всех законодательных систем мира является положение, согласно которому после окончания срока охраны произведение происходит в общественное достояние и любое лицо без согласия наследников и без выплаты вознаграждения может его использовать, тиражировать, исполнять, сохраняя неприкосновенность произведения и указывая его автора.

Отдельно стоит остановиться на сроке охраны личных неимущественных прав автора. Личные неимущественные права представляют собой категорию моральных прав, которые неотчуждаемы, непередаваемы и неразрывно связаны с личностью автора3. Например, право автора на имя, право признаваться автором произведения, право на неприкосновенность произведения. Статья 1267 Гражданского кодекса РФ устанавливает бессрочный принцип охраны личных неимущественных прав автора. Так, если лицо присваивать себе право авторства или незаконно указывает свое имя на экземплярах произведения, то независимо от того, когда было создано или обнародовано произведение, наследники автора или лицо, назначенное самим автором, может защищать право авторства в судебном порядке путем предъявления иска о признании авторства. Статья 6 Бернской конвенции устанавливает правило, согласно которому срок охраны личных неимущественных прав в странах - участниках Бернской конвенции не может быть меньше, чем срок охраны имущественных прав. Однако в некоторых странах, в которых используют систему общего права (common law) охрана личных неимущественных прав прекращается после смерти автора. В некоторых странах, как и в России, срок действия личных неимущественных прав неограничен, например, во Франции, Мексике. Однако в большинстве европейских прав срок действия личных неимущественных прав такой же, как и у имущественных. Это Германия, Нидерланды, Норвегия, Люксембург.

Подводя итог, можно отметить, что, хотя в большинстве вопросов российское законодательство очень похоже на зарубежное и в полной мере соответствует положениям Бернской конвенции, тем не менее по некоторым вопросам отечественные нормы права предоставляют авторам даже большие преимущества в правах, а по некоторым позициям целесообразно использовать опыт зарубежных стран.

3 См. Комментарий к части 4 Гражданского кодекса под редакцией А.Л. Маковского. Статут. М., 2008. С. 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.