Особенности правового положения женщин
в Советской России
А.А.Максимов
В статье рассматриваются содержание и особенности обеспечения равенства прав и свобод женщин в России времен Советского Союза. Выделены основные тенденции гендерной политики того времени, сексизм, государственный гендерный порядок, нормативно-правовые диспропорции в области равенства прав полов.
Ключевые слова: гендер, гендерное равноправие, правовое обеспечение, гендерная политика
Для цитирования: Вестник МИЭП. 2016. № 2 (23). С. 130-139.
На современном этапе развития России проблема равенства полов, или гендерного равенства, является одной из наименее изученных в рамках конституционного права. Воздействие политических, экономических и социальных изменений на правовое положение мужчин и женщин всегда носило неоднозначный характер и проявлялось в дифференцированном подходе к реализации прав и свобод мужчин и женщин.
Исследование вопроса правового положения мужчин и женщин несет в себе огромный объем не только правового, но и исторического материала, который обусловливает отдельные правовые аспекты данных конституционно-правовых норм. Проблема правового статуса мужчин и женщин в Российской Федерации в последнее время стала одной из важнейших, имеющих как теоретическое, так и практическое значение.
Исследованием вопросов равноправия полов в России занимаются в основном представители социологии, политологии, истории. Большое внимание этой проблеме уделяют такие специалисты, как С.Г.Айвазова [1], О.А.Воронина [2], Н.Л.Пушкарева [3], О.А.Хасбулатова [7] и др. Данные исследователи достаточно полно и всесторонне изучили ген-дерное равенство с точки зрения истории, социологии, политологии и т.д. Среди представителей юриспруденции, занимающихся изу-
Максимов Александр Александрович — кандидат юридических наук, заведующий кафедрой административного, финансового и информационного права Северного (г. Петрозаводск) филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации; доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Международного института экономики и права. Адрес для корреспонденции: aleksandr-law@mail.ru.
чением гендерного равноправия, можно назвать С.В.Поленину [5] и Л.Н.Завадскую [3].
Среди исследований ученых-юристов можно выделить изучение гендерного насилия, международных и национальных аспектов гендерного равноправия и т.д. Эти исследования, акцентируясь в основном на вышеуказанных проблемах, практически не раскрыли истории развития гендерного равноправия в России, затрагивая эти вопросы лишь косвенно. Исследования историков восполняют недостаточность проработанности вопросов становления гендерного равноправия, но с исторической точки зрения, исключая правовой аспект исследований. Ввиду этого можно с определенной долей уверенности говорить о недостаточности изучения историко-правовых аспектов развития гендер-ного равноправия в России.
Гендерные исследования в целом, и изучение вопросов гендерного равноправия в частности, обладают сравнительной новизной и являются наименее изученными в рамках конституционного права. Исследование правового положения мужчин и женщин несет в себе огромный объем историко-правового материала, который обусловливает особенности существовавших и существующих конституционно-правовых норм.
Понимание сути исторического развития гендерного равноправия, его этапов и преобразований на основании исторического анализа позволяет наиболее полно изучить равноправие мужчин и женщин, т.к. по своей сути равноправие как таковое может быть достигнуто лишь в полном уравнивании не только предоставляемых прав, но и в обеспечении равных возможностей для их реализации. На протяжении веков женщины были ограничены в своих правах, что породило дисбаланс гендерного равенства, т.к. по факту мужчины и женщины по своей природе являются равными и тождественными друг другу, представляя собой одних и тех же людей, только разных полов, однако за все время существования человечества (за редкими исключениями) мужчина являлся более «высшим существом», нежели женщина.
Именно поэтому в рамках настоящей статьи предлагается рассмотреть вопрос обеспечения равенства прав и свобод мужчин и женщин в СССР.
Сразу после Октябрьской революции большевики начали реформирование всей системы социальных отношений, в том числе тендерных. Первопричиной этого стало желание большевиков уравнять женщин в правах с мужчинами и окончательно решить так называемый женский вопрос. В этом контексте началась активная пропаганда идеи массового включения женщин в производство при полном уравнива-
нии в правах с мужчинами. Это представлялось как обязательное условие построения социалистического государства. Подобное вовлечение женщины в общественную жизнь в корне меняло ее гендерную роль. Однако Конституция РСФСР 10.07.1918 [8] никоим образом не определяла гендерное равенство.
Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве [9], который был принят 16.09.1918, восполнил пробелы Конституции относительно отдельных гендерных прав. Кодекс состоял из 4 разделов, каждый из которых был посвящен, соответственно, актам гражданского состояния, брачному, семейному и опекунскому праву.
В ст. 52 Кодекса устанавливалось, что только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в Отделе записей актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов. В качестве основного условия вступления в брак стало признаваться достижение брачного возраста вступающих в брак, который определялся по ст. 66 для женского пола в 16 лет, а для мужского пола — в 18 лет. Здесь наблюдается первый гендерный дисбаланс тех времен. Несмотря на объявленное равноправие, для женщин устанавливались меньшие требования по возрасту для вступления в брак. Это можно объяснить пережитками Российской Империи, т.к. мужчина по-прежнему считался главой семьи, а женщина - «кухаркой». Однако фактически уже в 1918 г. женщины России могли свободно избирать профессию, место жительства, получать образование, расторгать брак, а также получили право на равную оплату за равный с мужчинами труд.
Отдельно необходимо осветить влияние трудового законодательства на гендерное равноправие. В 1918 г. Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК) принял Кодекс законов о труде [10]. Данный Кодекс сочетал в себе принуждение к труду с провозглашением достаточно высокого уровня трудовых прав работников. Продолжительность рабочего времени устанавливалась в восемь дневных или семь ночных часов (ст. 84).
Кодексом запрещались сверхурочные работы для женщин и лиц до 18 лет. Также Кодекс предусматривал перерывы во время рабочего времени, которые должны были иметь место не позднее, как через 4 ч после начала работы, продолжительность которых не могла быть меньше 1/2 ч и больше 2 ч (ст. 89). В примечаниях к данной статье было указано, что для работниц, кормящих ребенка грудью, должны быть установлены дополнительные перерывы через каждые 3 ч не менее чем на 1/2 ч. Согласно положениям ст. 3 Кодекса временно освобождались от
трудовой повинности беременные женщины на 8 недель до разрешения от бремени и 8 недель после родов. Из приведенных примеров видно, что, несмотря на всеобщую трудовую обязанность, в отношении беременных женщин устанавливались определенные снисхождения.
Спустя 4 года, 09.11.1922, ВЦИК издал Постановление о «Введении в действие Кодекса законов о труде РСФСР» (вместе с Кодексом законов о труде РСФСР) [11], отменив Кодекс законов о труде 1918 г. Кодекс 1922 г. отдельно устанавливал особенности труда женщин и несовершеннолетних (глава XIII). Так, например, Кодексом в ст. 129 воспрещалось применение труда женщин и лиц моложе 18 лет в особо тяжелых и вредных для здоровья производствах и подземных работах. Эти же категории граждан в соответствии со ст. 130 не допускались к производству ночных работ. Однако в примечаниях к этой статье указывалось, что Народному комиссариату труда, по соглашению с Всероссийским Центральным советом профессиональных союзов, предоставляется право разрешать производство ночных работ взрослым женщинам в тех отраслях производства, где это вызывается особой необходимостью.
Таким образом, женщина достигла равноправия там, где в силу особенностей своего организма была вправе рассчитывать на определенное снисхождение законодателя.
Также Кодексом закреплялись особенности труда беременных и кормящих грудью женщин путем установления для них в ст. 131 безусловного запрета на ночную и сверхурочную работу. Также освобождались от работы женщины, занятые физическим трудом, в течение 8 недель до и 8 недель после родов, а занятые конторским и умственным трудом — в течение 6 недель до и 6 недель после родов (ст. 132). Как видно, беременных женщин разграничивали не по количеству рожденных детей, а по характеру осуществляемой ими работы. В этом заключается главный дисбаланс обеспечения прав женщин по отношению друг к другу: невозможно в качестве основного условия для срока отпуска по беременности устанавливать род осуществляемого женщиной труда, т.к. единственно разумным условием является сложность беременности и количество ожидаемых детей. Женщины, начиная с пятого месяца беременности, не подлежали посылке в командировку вне места постоянной работы без их согласия (ст. 133). А для матерей, кормящих грудью, устанавливались дополнительные перерывы для кормления ребенка, причем указанные перерывы засчитывались в счет рабочего времени (ст. 134), что в те времена было достаточно важно.
Конституция СССР 1924 г. [12] по-прежнему не декларировала прав и свобод человека и гражданина, равно как и Конституция РСФСР
1925 г. [13]. Однако этот правовой пробел был восполнен Кодексом законов о браке, семье и опеке, который вступил в силу 19.11.1926 [14]. Кодекс состоял из четырех разделов: о браке, о взаимоотношениях детей и родителей и других лиц, состоящих в родстве, об опеке и попечительстве и записи актов гражданского состояния. Кодексом в ст. 5 впервые был установлен единый брачный возраст для лиц, вступающих в брак, — 18 лет. Соответственно, можно сказать, что только спустя 8 лет после создания РСФСР женщины были уравнены в правах с мужчиной в вопросе требования к возрасту вступающих в брак.
Главные гендерные роли женщины при социализме — это роли труженицы и матери. Их интерпретация со временем менялась, и это получало закрепление в законодательстве. Однако на практике эти две роли трудно совместимы, чем-то одним женщине приходилось жертвовать.
В середине 1930-х гг. изменение гендерных отношений было закреплено в законодательстве. Законодательное закрепление равенства российских женщин с мужчинами в политических и гражданских правах было осуществлено лишь Конституцией СССР, принятой в 1936 г. [13]. Конституция гарантировала «предоставление женщине в СССР равных прав с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав обеспечивалась предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов (ст. 122). Статья 135 Конституции закрепила, что выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от пола имеют право участвовать в выборах, а в ст. 137 было особо подчеркнуто, что женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами. Конституцией РСФСР 1937 г. были продублированы эти нормы.
Конституционное закрепление равенства, а именно право избирать и быть избранным, было обеспечено в течение длительного времени специальными политическими установлениями Коммунистической партии СССР. Представительство женщин во всех структурах власти было необходимым элементом советской демократии. «Среди членов Верховного Совета СССР и Верховных Советов республик СССР женщины были представлены в объеме 33%, и до 50% женщин было
представлено во всех структурах власти низового звена — Советах народных депутатов» [1, с. 128]. Участие женщины в государственном управлении было идеологической установкой партии, в соответствии с которой представительство мужчин и женщин олицетворяло победу социалистической демократии. Реально за этим стояла система руководящих органов ЦК КПСС, которая работала на демонстрацию успехов политики в отношении женщин.
В конце 1940-х гг. в отношении брачно-семейного права произошли незначительные изменения: была усложнена процедура развода, сам развод стал считаться признаком моральной неустойчивости, мог повлечь неприятные последствия для карьеры. Гендерная роль женщины снова изменилась, теперь она стала хранительницей семейного очага, воспитательницей детей, нравственной опорой семьи, но при этом не переставала работать на социалистическом производстве. Одним из основных факторов, удерживающих женщину на работе, была неспособность подавляющего большинства мужей на свою заработную плату обеспечить семью.
В 1953 г. общественные отношения вступили в очередной период изменений, и в сфере регулирования гендерных отношений также наступил новый этап, связанный с их определенной либерализацией. В 1968 г. был принят новый документ — «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье» [15]. Этот Закон, хотя и имел достаточно общий характер, говорил не столько о долге и обязанностях женщин, сколько об их правах и о поощрении материнства. Например, в ст. 3 устанавливалось равноправие женщины и мужчины в семейных отношениях, а также в личных и имущественных правах. В целом, государственная помощь семье трактовалась как помощь женщине-матери и не более того.
Свое развитие нормы Основ получили в Кодексе о браке и семье РСФСР [16]. Кодекс более полно регулировал отношения, возникающие по поводу прав и обязанностей супругов, а также родителей и детей. При принятии Кодекса в ст. 1 были установлены следующие задачи, которые должны были быть достигнуты посредством его (Кодекса) принятия: построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, на свободных от материальных расчетов чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи, а также всемерная охрана интересов матери и детей и обеспечение счастливого детства каждому ребенку. Как видно из задач, законодатель ставил целью осуществление полной и всесторонней поддержки матери, а не женщины как таковой.
Еще одним документом, регулирующим правовое положение женщин, стал Кодекс законов о труде РСФСР, принятый 09.12.1971 [17]. Глава XI Кодекса была отдельно посвящена особенностям труда женщин и называлась «Труд женщин». Кодекс установил перечень работ, на которых запрещался труд женщин (ст. 160); ограничил труд женщин на работах в ночное время (ст. 161); для беременных и кормящих грудью женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до одного года, запретил ночную, сверхурочную работу и направления в командировки (ст. 162), а для женщин, имеющих детей от 1 года до 8 лет, установил ограничение ночных, сверхурочных работ и направления в командировки (ст. 163). Кодексом устанавливался отпуск по беременности и родам в размере 56 календарных дней до родов и 56 календарных дней после родов с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию, а в случае ненормальных родов или рождения 2 и более детей отпуск после родов предоставлялся продолжительностью 70 календарных дней (ст. 165). Кроме отпуска по беременности и родам согласно ст. 167 женщине, по ее заявлению, мог быть предоставлен дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста 1 года, причем на время отпуска сохранялось место работы (должность). Из вышеперечисленных норм видно, как законодательно изменилась только формулировка «8 недель» на «56 дней». Из положительных моментов можно назвать установление выплаты пособий по родам и возможность находиться женщине в отпуске до года после родов, что является едва ли не самым важным для молодой матери — забота о ребенке.
Кодексом предусматривались гарантии при приеме на работу и запрет увольнения беременных женщин, матерей, кормящих грудью, и женщин, имеющих детей в возрасте до 1 года (ст. 170), и были сохранены перерывы для кормления ребенка грудью и предусмотрены перерывы в случае кормления грудью 2 и более детей (ст. 169). Указанные нормы были направлены, в первую очередь, на защиту материнства и детства. Также впервые Кодексом предусматривалось кормление грудью 2 и более детей, что не было в предыдущих Кодексах о труде.
Конституция СССР 1977 г. [18] развила эти нормы, установив в ст. 34 «равенство всех перед законом независимо от пола» и в ст. 35 фактическое равенство полов: «женщина и мужчина имеют в СССР равные права. Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной дея-
тельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей». В продолжение этого Конституция РСФСР 1978 г. [19] также закрепила эти нормы.
Таким образом, правовой статус женщины был противоречивым, что порождало диспропорции в гендерных отношениях, которые подчас невозможно было чем-либо сбалансировать. Хотя на тот период времени уже предпринимались попытки достичь абсолютной гармонизации гендерных отношений, они практически всегда сводились к законодательному закреплению тех или иных идей, норм и принципов, которые часто не могли a priori быть реализованными, оставаясь всего лишь продекларированными постулатами. Так или иначе, но программа партии (тогда еще ВКП (б)) 1918 г. предусматривала достижение полного гендерного равноправия, что находило свое отражение в Конституциях советского периода, но по факту это гендерное равноправие так и не было достигнуто во время существования СССР.
В итоге можно сказать о том, что полное закрепление на конституционном уровне прав женщин и, что особенно важно, равенство этих прав с правами мужчин, было осуществлено лишь в Конституции СССР 1977 г., причем законодатель «целенаправленно отказался от формулировки «Женщина в СССР имеет равные права с мужчиной», заменив ее на: «женщина и мужчина имеют в СССР равные права» [4]. В этом заключается главный элемент гендерного равноправия: права мужчин не являются эталоном, к которому приравниваются права женщин; права женщин должны быть полностью равны правам мужчин по своему содержанию.
Литература
1. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М., 1998. 408 с.
2. Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. М., 2004. 320 с.
3. Завадская Л.Н. Гендерная экспертиза российского законодательства. М., 2001. 256 с.
4. Законодательство о правах женщин в СССР: Сборник нормативных актов. М., 1975.
5. Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000. 320 с.
6. Пушкарева Н.Л. Русская женщина: история и современность. М., 2002. 526 с.
7. Хасбулатова О.А., Гафизова Н.Б. Женское движение в России (вторая половина XIX — начало XX века). Иваново, 2003. 256 с.
8. Конституция РСФСР от 10.07.1918 // Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.
9. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 16.09.1918 // Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 76-77. Ст. 818.
10. Кодекс законов о труде от 01.12.1918 // Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 87-88. Ст. 905.
11. О введении в действие Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р. изд. 1922 г.: Постановление ВЦИК от 09.11.1922 (вместе с Кодексом Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р.) // Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 70. Ст. 903.
12. Конституция СССР от 31.01.1924 // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. № 2. Ст. 24.
13. Конституция СССР от 05.12.1936 // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. № 283.
14. О введении в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке: Постановление ВЦИК от 19.11.1926 (вместе с Кодексом) // Собрание узаконений РСФСР. 1926. № 82. Ст. 612.
15. Об утверждении основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье: Закон СССР от 27.06.1968 (вместе с Основами законодательства) // Ведомости ВС СССР. 1968. № 27. Ст. 241.
16. Об утверждении кодекса о браке и семье: Закон РСФСР от 30.07.1969 (вместе с Кодексом о браке и семье РСФСР) // Ведомости ВС РСФСР. 1969. № 32. Ст. 1086.
17. Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР: Закон РСФСР от 09.12.1971 (вместе с Кодексом) // Ведомости ВС РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007.
18. Конституция СССР от 07.10.1977 // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.
19. Конституция РСФСР от 12.04.1978 // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.
Peculiarities of legal status of women in Soviet Russia
Maksimov Aleksander — Candidate of Law, Head of the Chair of Administrative, Financial and Informational Law of the Northern (Petrozavodsk) branch of Russian Legal Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation; Associate Professor of the Department of Criminal Law Disciplines of the International Institute of Economics and Law Address for correspondence: aleksandr-law@mail.ru
The author discusses the contents and features of the equality of the rights and freedoms of women in Russia since the Soviet Union. The study identified the main directions of gender policy of the time, sexism, gender relations, government, regulation, inequality in the equality of the sexes.
Key words: gender, gender equality, legal security, gender policy
For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2016. N 2 (23). P. 130-139.