УДК 342.731 Л-14
Лагода Екатерина Андреевна
соискатель кафедры государственного и международного права Кубанского государственного аграрного университета т^уа-гау@уа^ех. ги
Особенности правового института свободы совести и религии в Италии
Аннотация:
В статье автор проводит исследование действующего на сегодняшний день в Италии законодательства в сфере свободы совести и религии на основе рассмотрения аутентичных нормативных актов и научных трудов на итальянском языке, определяет тенденции и особенности, влияющие на фактическое состояние этого правового института и его дальнейшее развитие.
Ключевые слова: свобода совести, свобода религии, правовой институт, Италия, действующее законодательство, проект закона.
Содержание правового института свободы совести и религии в каждом государстве имеет свои особенности, даже при наличии единой или схожей правовой формулы. Это отражается на практике реализации норм данного института и влечет различные его доктринальные толкования. Исследование состояния правового института свободы совести и религии в Италии представляется актуальным в силу исторических особенностей и религиозных традиций этой страны. Оно позволит выявить особенности и отличия по сравнению с законодательством других стран католической традиции.
Итальянская Республика является примером устойчивых взаимоотношений государства с Католической церковью, на основе которых сложилась своеобразная модель реализации свободы совести и религии. После подписания Италией, наряду с остальными государствами, ряда международных актов универсального характера, которые предполагают светскость, как один из международных стандартов, на законодательном уровне не последовало внесения соответственных изменений о светском характере государства в Конституцию 1948 г. [1]. Отсутствует также единый закон в сфере свободы совести и религии.
Знакомство с законодательством Италии позволяет сделать предварительный вывод о структуре предмета правового регулирования данного правового института. Он включает положения о многоконфессиональном характере государства, о взаимной независи-
399
мости государства и церкви, о содержании свободы совести и религии, об экономических гарантиях, о процедуре заключения соглашений между Италией и конфессиями, отличными от Католической.
На современном этапе правовой институт свободы совести и религии в Италии регулируется целой системой нормативных актов. К базовым из них следует отнести Конституцию Итальянской Республики 1948 г. (ит. La Costituzione della Repubblica Italiana 1948) и Соглашение между Итальянской Республикой и Святым Престолом 18 февраля 1984 с изменениями и дополнениями (ит. Accordo tra la Repubblica Italiana e la Santa Sede del 18 febbraio 1984). Кроме них имеется ряд Законов, регулирующих отношения между Италией и отдельными конфессиями. Предлагаем анализ перечисленных нормативных актов, которые следует считать источниками данного института.
Так, статья 7 Конституции регулирует взаимоотношения между Италией и Католической церковью и предусматривает, что: «Государство и Католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере. Их отношения регулируются Лате-ранскими соглашениями. Изменения этих соглашений, принятых обеими сторонами, не требуют какой-либо процедуры по пересмотру Конституции» [2].
Статьей 8 Конституции предусмотрен принцип равенства для всех конфессий, который закреплен в следующем виде: «Все религиозные исповедания в равной мере свободны перед законом. Религиозные конфессии, не являющиеся католическими, имеют право создавать свои организации согласно своим уставам, поскольку они не противоречат итальянскому правовому порядку. Их отношения с государством определяются законом на основе соглашений с органами, представляющими эти вероисповедания» [3].
В статье 19 предусмотрено прямое закрепление содержания свободы совести и религии: «Все имеют право исповедовать свои религиозные верования в любой форме, индивидуальной и коллективной, пропагандировать их и отправлять соответствующий культ в частном порядке или публично, за исключением обрядов, противных добрым нравам» [4].
Статья 117 пункт с) среди областей, в которых государство обладает правом исключительной законодательной инициативы, выделяет «отношения Республики с религиозными конфессиями» [5].
Особое значение в системе источников данного института имеет Соглашение между Итальянской Республикой и Святым Престолом 1984, которое явилось результатом долгих переговоров между Италией и Ватиканом по вопросу о пересмотре подписанных в 1929 г. Латеранских соглашений (ит. Patti Lateranensi), в части того, что католичество является государственной религией Италии. Ла-
400
теранские соглашения состоят из двух основных документов: Договора (ит. Trattato) и Конкордата (ит. Concordato). В 1984 г. изменения коснулись именно Конкордата, тогда как Договор остался неизменным. Соглашение 1984 г. является действующим источником права, состоит из четырнадцати основных статей и дополнительного протокола. Главное значение этого Соглашения состоит в том, что на основе пункта 1 дополнительного Протокола, который устанавливает следующее: «Считается утратившим силу принцип, изначально провозглашенный Латеранскими соглашениями, о католической религии, как единственной религии Итальянского государства», государство де-юре объявляется многоконфессиональным. В Италии Соглашение с Ватиканом принято характеризовать как всестороннее, в отличие, например, от Испании или Австрии, где подобные соглашения разделены на несколько самостоятельных документов, которые имеют собственную сферу регулирования.
Далее следует присущая именно Итальянской модели система нормативных актов, которые юридически закрепляют отдельные аспекты реализации свободы совести и религии. Обозначенные под общим названием «Соглашения во исполнение Договора» (ит. Intese attuative dell'Accordo), они включают Закон от 20 мая 1985 г. № 222 «Положения о церковных учреждениях и имуществе в Италии и о содержании католических священнослужителей, работающих в епархиях». (ит. Legge 20 maggio 1985, n. 222 Disposizioni sugli enti e beni ecclesiastici in Italia e per il sostentamento del clero cattolico in servizio nelle diocesi) и одиннадцать Указов Президента Республики (ит. Decreto del Presidente della Repubblica/ DPR), касающихся таких вопросов, как религиозные праздники, преподавание католической религии на всех ступенях системы образования, пастырское попечение католиков, работающих в системе полиции [6]. Правовые гарантии и уголовная защита религиозных чувств граждан предусмотрены Уголовным Кодексом Италии на основе статей 402, 403, 404, 405, 406 и 724 Уголовного кодекса Италии (ит. Tutela penale del sentimento religioso - Codice Penale Italiano) [7].
Среди источников необходимо отдельно указать на нормы международного права и нормы права, предусмотренные в рамках Европейской интеграции, по которым Италия имеет обязательства. К ним относятся Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней, Хартия основных прав Европейского Союза.
Как было указанно ранее, на сегодняшний день в Итальянском законодательстве не существует единого отраслевого закона, составляющего базу правового института свободы совести и религии, как это принято в юридической практике многих других государств. Отметим, однако, что попытки принятия такого закона были пред-
401
приняты. Так, в 1990 г. был предложен проект закона «Нормы о свободе религии и об упразднении законодательства о признаваемых культах» (ит. «Norme sulla liberta religiosa e abrogazione della legis-lazione sui culti ammessi»). 3 июля 1997 г. проект Закона с тем же названием был снова представлен на рассмотрение парламента.
Приведем результаты анализа проекта закона: структура закона предполагала наличие сорока двух статей, разделенных на четыре главы:
Глава I «Свобода совести и религии»,
Глава II «Конфессий и религиозные объединения»,
Глава III «Заключение Соглашений»,
Глава IV «Заключительные и переходные положения».
Проект Закона имел четкую проработанную структуру, в него входили принципы международного права в сфере прав человека, он детализировал положения Итальянской Конституции - по всем критериям он носил прогрессивный характер. Тем не менее данный проект так и не был принят, оставляя систему законодательства в сфере религии нечеткой, громоздкой, и фактически ориентированной только на интересы одной католической конфессии.
Одной из особенностей правового института свободы совести и религии в Италии является механизм признания государством конфессии, отличной от католической. Закрепленное в статье 8 Конституции право для иных конфессий осуществлять свою деятельность для каждой из них начинается с обязательной процедуры заключения соглашения между Итальянским Правительством и Конфессией. Подобная практика принята и в иных странах католической традиции, например в Испании. Но принципиальная разница состоит в том, что в Италии Соглашение заключается не с «большой семьей», в которую уже входят все деноминации и течения внутри одной конфессии, а конкретно с каждой новой организацией. Это осложняет и загромождает законодательство в данной сфере, делает его казуистичным.
Главная тенденция в правовом закреплении института свободы совести и религии заключается в том, что, признавая светскость Итальянской Республики, практическое положение дел позволяет говорить о продолжающейся теснейшей связи итальянцев с Католической церковью, так как по данным статистики 97% населения являются католиками. Наблюдается также положение, свойственное другим государствам, когда взаимоотношения с ведущей конфессией, в данном случае с Католичеством, в обыденном сознании понимается не только как религиозная принадлежность, но и как общее социокультурное состояние индивида, часть его национальной идентичности.
402
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует об особенностях правового института свободы совести и религии в Италии, обусловленных, во-первых, границами предмета правового регулирования, во-вторых, многосложностью источников, в-третьих, усложненными процедурами выстраивания отношений между государством и религиозными организациями. Оно может быть полезно при проведении сравнительного анализа отечественного и зарубежного законодательства в сфере свободы совести и религии и может способствовать совершенствованию аналогичного института в законодательстве Российской Федерации.
Ссылки:
1. Красиков А.А. Религиозный фактор в европейской и российской политике: (исторический аспект). М., 2000.
2. La Costituzione della Repubblica Italiana 1948. R., 2006.
3. Ibid.
4. Ibid.
5. Ibid.
6. La Presidenza del Consiglio dei Ministri Italia. URL: www.governo.it
7. Francesco Margiotta Broglio “Aspetti della politica religiosa degli ultimi quindici anni” // “Dall'Accordo del 1984 al disegno di legge sulla liberta religiosa - Un quindicennio di politica e di legislazione ecclesiastica”. R., 2008.
403