Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН В ВОСПРИЯТИИ КОММУНИКАЦИОННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ'

ОСОБЕННОСТИ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН В ВОСПРИЯТИИ КОММУНИКАЦИОННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
население / здоровье / пожилые граждане / коммуникационные воздействия / здоровьесберегающее поведение / population / health / elderly citizens / communication impact / health-saving behavior

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алиев Ш. И., Павлова И. В., Исаева Е. Ю., Тарасова Л. В.

Статья посвящена обсуждению коммуникационных воздействий различных информационных акторов на пожилых граждан по стимулированию у них здорового образа жизни. Цели статьи — выявить особенности восприятия пожилыми россиянами коммуникационных воздействий по вопросам формирования и поддержания здорового образа жизни, определить степень значимости коммуникационных каналов, посредством которых такие мероприятия могут обеспечить высокую степень индивидуальной мотивации. Выявлено противоречие: с одной стороны, растет продолжительность жизни благодаря достижениям в области науки, медицины и технологий, способствующим снижению смертности от болезней и улучшению показателей здоровья; с другой стороны, выдвигается потребность в большем объеме уходовых услуг при меньшем количестве профессиональных кадров, осуществляющих социальное обслуживание, и медицинских работников. Определено, что возрастной принцип является одним из базовых в сегментировании состояния здоровья, согласно которому население пожилого возраста состоит из нескольких основных групп, имеющих разные социальные характеристики относительно условий жизни, медицинских показаний, потребительского поведения и восприятия информации: старшие предпенсионеры, пожилые родственники, ранние пенсионеры, поздние пенсионеры, социально активные пенсионеры. Сделан вывод, что коммуникационное воздействие на граждан пожилого возраста по вопросам формирования здорового образа жизни и стимулирования практик здоровьесбережения должно осуществляться с учетом особенностей конкретных коммуникационных каналов (межличностных и массовых). Рекомендуется при планировании и реализации социально ориентированной маркетинговой просветительской кампании не только сегментировать целевые аудитории пожилых граждан, но и оценивать степень значимости коммуникационных каналов для каждой из них

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алиев Ш. И., Павлова И. В., Исаева Е. Ю., Тарасова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHARACTERISTICS OF ELDERLY CITIZEN OF PERCEIVING COMMUNICATION EFFECTS OF ISSUES OF FORMATION OF HEALTHY LIFE-STYLE

The article discusses results of communication effects of various information actors on elderly citizen stimulating healthy life-style. The purpose of the study was to establish characteristics of perception by elderly Russians communication effects targeting formation and maintenance of healthy life-style, to determine degree of significance of communication channels by which such measures can provide high degree of individual motivation. The contradiction was established. From one hand, life span increases due to achievements of science, medicine and technologies promoting decreasing diseases' mortality and improving health indicators.From the other hand, the need in larger volume of caring services at lesser number of professional personnel providing social care and medical personnel comes up. It is established that age principle is one of the basic ones in segmentation of health state. According it, population of elderly age consists of several main groups having different social characteristics concerning conditions of life, medical indications, consumer behavior and information perception. The elderly pre-retired, elderly relatives, early retired, socially active retired. It is concluded that communication impact on elderly citizens concerning formation of healthy lifestyle and promotion of health saving practices are to be implemented considering specifics of particular communication channels (both interpersonal and mass ones). It is recommended in planning and implementing socially-oriented marketing and educational campaign not only to segment target audiences of senior citizens, but to evaluate degree of significance of communication channels for each of them

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН В ВОСПРИЯТИИ КОММУНИКАЦИОННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Health and Society

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2023 УДК 614.2

Алиев Ш. И.1,2, Павлова И. В.3, Исаева Е. Ю.3, Тарасова Л. В.4

ОСОБЕННОСТИ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН В ВОСПРИЯТИИ КОММУНИКАЦИОННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ ПО ВОПРОСАМ

ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

'ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» (филиал), 368502, г. Избербаш; 2ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений», 368220, г. Буйнакск; 3ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева», 302026, г. Орел; 4ФГКОУ «Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина», 302026, г. Белгород

Статья посвящена обсуждению коммуникационных воздействий различных информационных акторов на пожилых граждан по стимулированию у них здорового образа жизни. Цели статьи — выявить особенности восприятия пожилыми россиянами коммуникационных воздействий по вопросам формирования и поддержания здорового образа жизни, определить степень значимости коммуникационных каналов, посредством которых такие мероприятия могут обеспечить высокую степень индивидуальной мотивации. Выявлено противоречие: с одной стороны, растет продолжительность жизни благодаря достижениям в области науки, медицины и технологий, способствующим снижению смертности от болезней и улучшению показателей здоровья; с другой стороны, выдвигается потребность в большем объеме уходовых услуг при меньшем количестве профессиональных кадров, осуществляющих социальное обслуживание, и медицинских работников.

Определено, что возрастной принцип является одним из базовых в сегментировании состояния здоровья, согласно которому население пожилого возраста состоит из нескольких основных групп, имеющих разные социальные характеристики относительно условий жизни, медицинских показаний, потребительского поведения и восприятия информации: старшие предпенсионеры, пожилые родственники, ранние пенсионеры, поздние пенсионеры, социально активные пенсионеры.

Сделан вывод, что коммуникационное воздействие на граждан пожилого возраста по вопросам формирования здорового образа жизни и стимулирования практик здоровьесбережения должно осуществляться с учетом особенностей конкретных коммуникационных каналов (межличностных и массовых). Рекомендуется при планировании и реализации социально ориентированной маркетинговой просветительской кампании не только сегментировать целевые аудитории пожилых граждан, но и оценивать степень значимости коммуникационных каналов для каждой из них.

Ключевые слова: население; здоровье; пожилые граждане; коммуникационные воздействия; здоро-вьесберегающее поведение.

Для цитирования: Алиев Ш. И., Павлова И. В., Исаева Е. Ю., Тарасова Л. В. Особенности пожилых граждан в восприятии коммуникационных воздействий по вопросам формирования здорового образа жизни. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(6):1396—1401. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866Х-2023-31 -6-1396-1401

Для корреспонденции: Алиев Шапи Изиевич, д-р социол. наук, доцент, зав. кафедрой юридических дисциплин ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», директор Дагестанского гуманитарного института (филиала) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений»; e-mail: [email protected]

AlievS. I.1,2, Pavlova I. V.3, IsaevaE. Y.3, TarasovaL. V.4 THE CHARACTERISTICS OF ELDERLY CITIZEN OF PERCEIVING COMMUNICATION EFFECTS OF ISSUES OF FORMATION OF HEALTHY LIFE-STYLE

'The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Dagestan State University" (The

Branch), 368502 Izberbash, Russia;

2The Educational Institution of Trade Unions of Higher Education "The Academy of Labor and Social Relationships",

368220 Bujnaksk, Russia;

3The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The I.S. Turgenev Orel State University"

302026, Orel, Russia;

4The Federal State Public Educational Establishment of Higher Education "The I.D. Putilin Belgorod Juridical Institute of the Ministry of Internal Affairs" 302026, Belgorod, Russia

The article discusses results of communication effects of various information actors on elderly citizen stimulating healthy life-style.

The purpose of the study was to establish characteristics of perception by elderly Russians communication effects targeting formation and maintenance of healthy life-style, to determine degree of significance of communication channels by which such measures can provide high degree of individual motivation. The contradiction was established. From one hand, life span increases due to achievements of science, medicine and technologies promoting decreasing diseases' mortality and improving health indicators.From the other hand, the need in larger volume of caring services at lesser number of professional personnel providing social care and medical personnel comes up. It is established that age principle is one of the basic ones in segmentation of health state. According it, population of elderly age consists of several main groups having different social characteristics concerning conditions of life, medical indications, consumer behavior and information perception. The elderly pre-retired, elderly relatives, early retired, socially active retired. It is concluded that communication impact on elderly citizens concerning formation of healthy lifestyle and promotion of health saving practices are to be implemented considering specifics of particular communication channels (both interpersonal and mass ones). It is recommended in planning and implementing socially-oriented marketing and educational campaign not only to segment target audiences of senior citizens, but to evaluate degree of significance of communication channels for each of them. Keywords: population; health; elderly citizens; communication impact; health-saving behavior.

For citation: Aliev S. I., Pavlova I. V., Isaeva E. Y., Tarasova L. V. The characteristics of elderly citizen of perceiving communication effects of issues of formation of healthy life-style. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2023;31(6): 1396-1401 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2023-31-6-1396-1401

Здоровье и общество

For correspondence: Aliev S. I., doctor of sociological sciences, the Head of the Chair of Juridical Disciplines of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Dagestan State University" (The Branch), the Director of the Dagestan Humanitarian Institute (the Branch) of the Educational Institution of Trade Unions of Higher Education "The Academy of Labor and Social Relationships", e-mail: [email protected] Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support.

Received 18.02.2023 Accepted 30.05.2023

Введение

Ожидаемая продолжительность жизни во всем мире растет благодаря достижениям в области науки, медицины и технологий, способствующим снижению смертности от болезней и улучшению показателей здоровья. При этом увеличение продолжительности жизни выдвигает на первый план насущную проблему — старение населения, которое потребует большего ухода при меньшем количестве лиц, осуществляющих уход, и медицинских работников.

Тенденции старения населения оказывают дополнительное давление на рынок услуг по уходу за пожилыми людьми и отрасль здравоохранения, детерминируя необходимость разработки действенных системных и многовекторных мер, направленных на обеспечение надлежащего качества жизни пожилых людей.

В последние годы в регионах Российской Федерации получили широкое распространение целевые программы, местные, корпоративные и общественные инициативы, ориентированные на формирование и стимулирование здорового образа жизни (ЗОЖ) пожилых граждан. Достойное долголетие не может быть оторванным от здорового, в связи с чем в настоящее время ведется множество информационно-коммуникационных кампаний по популяризации ЗОЖ-практик, развитию здоровьесберегаю-щих привычек и поведения. Все эти кампании используют маркетинговый подход к организации и распространению коммуникационного воздействия на целевые аудитории.

Цели настоящей работы — выявить особенности восприятия пожилыми россиянами коммуникационных воздействий по вопросам формирования и поддержания ЗОЖ, определить степень значимости коммуникационных каналов, посредством которых мероприятия по стимулированию ЗОЖ могут обеспечить высокую степень мотивации.

Пожилые граждане и рост их численности во всем мире рассматриваются как значительная нагрузка на государственные системы здравоохранения и социального обеспечения. Большая часть медицинских расходов, связанных с уходом за пожилыми людьми, покрывается правительством. Так, 35% пожилых граждан США получают какую-либо государственную поддержку, включая дома престарелых и жилые сообщества. В среднем правительство тратит 26 тыс. долларов на одного пожилого человека ежегодно. Это почти в 3 раза больше, чем страна тратит на детей и работающее население [1].

В связи с этим разрабатываются меры, направленные на обеспечение как можно более долговременного здоровья и хорошего психологического самочувствия пожилых граждан. С одной стороны, проводятся структурные, технологические и иные преобразования субъектов системы здравоохранения и медицинского обслуживания. С другой — осуществляются мероприятия по стимулированию личной ответственности пожилых граждан за состояние их здоровья: проводятся различные информа-ционно-коммуникационные кампании по стимулированию продаж цифрового медицинского оборудования и носимых мобильных устройств, позволяющих осуществлять мониторинг показателей здоровья, аппаратов домашнего использования. Кроме того, широкомасштабно проводятся мероприятия по обеспечению знаний и формированию поведенческих практик пожилых граждан в области здоро-вьесбережения, ЗОЖ.

Информационно-коммуникационное воздействие на граждан пожилого возраста [2] должно учитывать их покупательную способность. Так, в США пожилые люди тратят чуть менее 50% совокупных потребительских доходов, при этом на них ориентировано менее 5% рекламы. Они являются самым богатым сегментом современных развитых обществ: составляют более половины вкладчиков в финансовых учреждениях и контролируют почти 70% всех активов в стране. Пожилые люди имеют в 5 раз больше доходов, чем средний американец. Аналогичную картину можно наблюдать и в других странах с развитой экономикой [3].

Еще 30—40 лет назад социологи и демографы исходили из предположения, что дети их современников будут получать более высокую заработную плату и жить лучше. Однако миллениалы (в возрасте 18—34 лет) отвергли эту тенденцию и стали первым поколением, у которого более низкие доходы и меньше рабочих мест по сравнению с предыдущими поколениями. По данным Бюро переписи населения США, сегодня они зарабатывают на 2 тыс. долларов меньше, чем та же возрастная группа в 1980 г. [4].

Сегмент пожилых людей состоит из многомиллионной аудитории. У них достаточный располагаемый доход, они ищут рекомендации, которые помогут прожить более долгую и здоровую жизнь, и открыты для правильно организованного коммуникационного воздействия [5]. Информационно-коммуникационный маркетинг (прежде всего, социально ориентированный, направленный на формирование установок ЗОЖ) должен учитывать возраст пожилых граждан и связанные с ним когнитивные, пси-

хологические, физические и иные особенности восприятия информации.

Несмотря на то что в теории маркетинга возрастной принцип является одним из базовых в сегментировании рынка, население пожилого возраста состоит из нескольких основных групп, имеющих разные социальные характеристики относительно условий жизни, потребительского поведения и восприятия информации. К ним относятся:

1. Старшие предпенсионеры (формально — граждане за 5 лет до границы пенсионного возраста). Характеристику «старший» обычно начинают использовать применительно к возрасту 55 лет и старше, но многие люди, которым исполняется 50 лет, также планируют выйти на пенсию. Кроме того, более молодые супруги (45—54 лет), состоящие в браке с пожилыми пенсионерами, часто готовы к финансовым изменениям и решениям перед выходом на пенсию того из них, чей возраст старше.

2. Пожилые родственники, проживающие с детьми и внуками. Бабушки, дедушки и другие пожилые члены семьи заслуживают отдельной сегментации, поскольку часто воспринимают себя как дополнительную нагрузку на молодых членов семьи и готовы корректировать свои поведенческие практики с целью снижения этой нагрузки.

3. Ранние пенсионеры. Только перешагнувшие границу пенсионного возраста, еще не сместившие в своем сознании акценты с трудовых практик на иные, свободные от регулярной работы. Чаще всего они продолжают трудовую деятельность еще в течение нескольких лет после выхода на пенсию.

4. Поздние пенсионеры. В отличие от ранних, уже не могут по объективным физическим и физиологическим причинам выполнять трудовые обязанности и отказываются от полной или частичной занятости.

5. Социально активные пенсионеры. Эта группа пожилых людей, как правило, не участвует в трудовых отношениях, однако ведет активную социальную жизнь: участвует в общественной работе, политических движениях, благотворительной деятельности.

Материалы и методы

С целью определения основных коммуникационных каналов взаимодействия с пожилыми гражданами, проживающими в Белгородской области, по вопросам ЗОЖ и ценностей здоровьесберегающих практик проведено социологическое исследование. Исследование проводилось в несколько этапов в период 2021—2022 гг.

Результаты исследования

На первом этапе исследования проведены серии фокус-групп, на которых методом мозгового штурма были выявлены коммуникационные каналы, которые с той или иной степенью эффективности формируют информационное пространство вокруг пожилых граждан. Членами фокус-групп, участвовавшими в первом этапе исследования, выступили:

Health and Society

1. Участковые врачи-терапевты, ведущие прием в поликлинических учреждениях. Они хорошо осведомлены об основных заболеваниях пожилых граждан, многих пациентов ведут в течение нескольких лет, что сформировало особый доверительный тип общения, тематика которого может выходить за пределы медицинской и охватывает вопросы образа жизни пациента.

2. Представители (работники) учреждений, подведомственных управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения и труда Белгородской области, социальные работники, осуществляющий бытовой уход за пожилыми гражданами. Они хорошо знают привычки и стиль жизнедеятельности своих пожилых подопечных, вкусовые пристрастия, отношение к средствам массовой информации, способности в сфере 1Т-тех-нологий, готовность использовать и цели использования цифровых гаджетов.

3. Сотрудники клубов, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, получателем которой выступают пожилые граждане. Это прежде всего районные общества, танцевальные, спортивные и иные секции, досуговые клубы, школы для пожилых (где проходит обучение компьютерной грамотности), другие структуры, функционирующие в рамках программ активного долголетия. Сотрудники таких организаций также находятся в тесном контакте со своими обучающимися, что позволяет им иметь мнение по вопросам оценки тех или иных параметров жизнедеятельности пожилых граждан.

4. Работники рекламных агентств, сотрудники маркетинговых отделов (отделов рекламы и связей с общественностью) коммерческих компаний, производящих и продающих товары и услуги, потребителями которых являются пожилые граждане.

На фокус-групповых сессиях были названы каналы, значимые для пожилых граждан и способные передавать информационное воздействие по темам, так или иначе связанным со здоровьем, ЗОЖ, здо-ровьесбережением. Каждому названному каналу был присвоен рейтинг значимости от 1 («наиболее значимый») до 10 («наименее значимый»).

Итоговый список каналов был разделен на несколько категорий по степени мотив ационной значимости (см. таблицу).

Каналы информационно-коммуникационного воздействия и степень их мотивационной значимости для пожилых граждан

Категория

Канал

Категория I (каналы высокой мотивационной значимости)

Категория II (каналы средней мотивационной значимости) Категория III (каналы низкой мотивационной значимости)

Участковый врач

Значимые (авторитетные) личности Тематические передачи федерального телевидения и их герои Районная газета

Тематические передачи местного телевидения Тематические мероприятия (ивенты) Дети Друзья

Здоровье и общество

На втором этапе исследования была проведена серия экспертных интервью с представителями фо-кус-групп первого этапа исследования, которые охарактеризовали выделенные каналы и определили причины, по которым значимость этих каналов с точки зрения воздействия на пожилых граждан по вопросам формирования и практики здорового образа жизни дифференцирована.

Относительно каналов категории I эксперты отмечают следующее. Лечащий врач в представлении пожилых граждан — это авторитетное лицо, обладающее особыми знаниями относительно фактического состояния здоровья гражданина и его перспектив с учетом существующего образа жизни и его смены в будущем. Исследователи пишут, что в стационарах, где живут пожилые люди, достаточно высока степень воздействия персонала на формирование ЗОЖ у проживающих [6]. С одной стороны, можно считать, что работники стационарных социальных организаций могут быть авторитетными лицами для пожилых граждан, с другой — имеет место также и обязательность некоторых здоровьесбера-гающих процедур, которые реализуются в стационарах.

Пожилые граждане часто упоминают лидеров мнений из числа значимых для них лиц: известных спортсменов, артистов, уважаемых политиков. Постоянный или периодический мониторинг их жизни, выступлений, интервью и публичных действий выступает своего рода образцом поведенческих практик, к которым пожилые граждане апеллируют в качестве аргумента.

Хорошо известные телевизионные программы, выходящие в эфир в течение многих лет, например «Здоровье с Еленой Малышевой», также имеют большой авторитет в глазах пожилых. Авторитетность самой передачи перекладывается на восприятие приглашенного на нее специалиста: пожилыми гражданами он изначально воспринимается как эксперт, транслирующий правильные и нужные знания, вне зависимости от того, знаком он зрителю, или нет.

Наиболее авторитетных и значимых лиц пожилые граждане периодически упоминают поименно: доктор Мясников, доктор Комаровский и др.

Относительно коммуникационных каналов категории II эксперты отмечают следующее.

Поскольку в районных средствах массовой информации упоминаются события, личности, процессы и явления, имеющие преимущественно районный характер, пожилыми гражданами эта информация воспринимается как наиболее достоверная, которую можно проверить за счет близости упоминаемых участников. В результате подобная информация привлекает внимание пожилых граждан. И, несмотря на то что ее авторитетность ниже, чем у транслируемой через федеральные каналы, она обладает определенным мотивационным потенциалом.

К тематическим мероприятиям и событиям следует относить разнообразные «Школы здоровья»,

«Праздники долголетия», «Ярмарки здоровых продуктов», «Дни спорта».

Во время организации и проведения подобных мероприятий пожилые граждане имеют возможность не только пообщаться и проконсультироваться с врачами, узкими специалистами, но и испытать медицинское оборудование (в том числе домашнего использования), пообщаться с их производителями, попробовать свои силы и оценить их в каких-то состязаниях (армрестлинг, прыжки на скакалках, отжимания, приседания и прочее). Непосредственная вовлеченность в процесс ивента повышает настроение, однако имеет слабую мотивационную значимость, поскольку воспринимается скорее как развлечение, нежели как серьезный мотиватор для перехода или укрепления здоровьесберегающих привычек.

Характеризуя коммуникационные каналы категории III и их мотивационное значение, эксперты говорят о том, что ни дети, ни ближайшие друзья не являются главными субъектами влияния на образ жизни пожилых граждан.

Дети не являются значимыми для пожилых граждан мотиваторами к ЗОЖ. С одной стороны, пожилые соглашаются, что дети более технологически ориентированы, однако крайне неохотно признают за ними первенство в тех или иных знаниях. С другой стороны, в большинстве своем они утверждают, что дети не ведут ЗОЖ (курят, употребляют спиртные напитки, не занимаются регулярно спортом). Даже дети, которые могут служить образчиком здоровьесберегающего поведения, имеют слабое влияние на своих родителей.

Мнение друзей имеет слабую авторитетность, поскольку отношение к нему скептичное, по принципу «ну что такого он может знать, чего не знаю я». Поэтому здоровьесберегающие практики друзей даже с хорошим результатом имеют слабое мотивационное значение.

На третьем этапе исследования мы попросили представителей (работников) учреждений, подведомственных управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения и труда Белгородской области, дать экспертную оценку эффективности коммуникационных каналов в отношении выделенных нами ранее групп пожилых граждан.

Поясняя свою позицию, эксперты отметили следующие поведенческие особенности по вопросам ЗОЖ и восприятию коммуникационных каналов пожилыми гражданами (приведены цитаты, наиболее ярко выражающие позицию экспертного сообщества).

Предпенсионеры. Эксперт: «Предпенсионеры — это работающие граждане. Им, как правило, некогда смотреть телевизор или ходить на какие-то мероприятия. Они активны, физически и ментально здоровы, бодры, но при этом время от времени сталкиваются с некоторыми заболеваниями. Поэтому обращаются к врачам за консультациями и воспринимают их как авторитетный источник информации.

Им не свойственно использование каких-то сомнительных и непроверенных источников информации. Эти люди логичны и последовательны в своих действиях в целом и в действиях относительно своего здоровья, в частности. В отношении старших предпенсионеров эффективно работают такие каналы коммуникации, как „Участковый врач" и „Значимые (авторитетные) личности"».

Пожилые родственники, проживающие с детьми и внуками. Эксперт: «Эти пожилые граждане, как правило, склонны находиться в некоторой конфронтации со своими родственниками по целому ряду вопросов. Это связано с постепенной утратой авторитета, объективным отставанием в знаниях современных технологий и вообще — отставанием от жизни. По вопросам здоровья более молодые родственники (дети и внуки) чаще всего предлагают своим старшим родным обратиться к компетентному источнику — прежде всего к врачу. Однако пожилые родители будут апеллировать к газетным статьям и телевизионным передачам как самым авторитетным источникам информации. Возможно, из чувства противоречия».

Ранние пенсионеры. Эксперт: «Их поведенческие практики сходны с предпенсионерами: ранние пенсионеры только перешагнули возрастной пенсионный порог, еще не утратили жизненной активности, многие из них продолжают работать на том же самом рабочем месте и вести тот же образ жизни. Они предпочитают „фильтровать" получаемую информацию, особенно по темам, которые так или иначе связаны со здоровьем. Обычно много читают ин-тернет-источники, как бы готовясь к диалогу с врачом. Однако признают за ним авторитет и компетенции и — как следствие — рекомендации как истину в последней инстанции. Поэтому любые идеи и предложения от врача (в том числе относительно ЗОЖ) для этой категории пожилых граждан имеют большой мотивационный вес».

Поздние пенсионеры. Эксперт: «Круг общения у этих граждан очень узкий. Многие ведут замкнутый образ жизни, одиноки, неактивны и безынициативны. Практически никогда не участвуют в мероприятиях, которые, в общем-то, проводятся именно для них. Однако хорошо взаимодействуют с социальным работником, который становится для пенсионеров значимым (авторитетным) лицом. Прислушиваются к мнению соцработника, пробуют новые виды активности)».

Социально активные пенсионеры. Эксперт: «Эти пенсионеры везде: на митингах, на праздниках, на уличных шествиях и дворовых спортивных состязаниях. Вне зависимости от возраста они готовы заниматься любыми активностями, имеющими значимость для окружающего их сообщества. Они постоянные участники любых ЗОЖ-мероприятий. Их знают все и невольно обращают внимание на их деятельность. Они готовы черпать информацию из любых источников, при этом невольно становятся авторитетным источником для других».

Health and Society

Старение и выход на пенсию являются важным поворотным моментом в жизни каждого человека. Пожилые граждане, как и представители других возрастных категорий, хотят быть здоровыми и активными. Однако поведенческие привычки, закрепленные в течение многих лет [7], не способствуют этому, а переход на ЗОЖ и здоровьесберегающие практики требует усилий и стимулов.

Заключение

Коммуникационное воздействие на граждан пожилого возраста по вопросам формирования ЗОЖ и стимулирования практики здоровьесбережения должно осуществляться с учетом выявленных особенностей коммуникационных каналов. Планируя и реализуя социально ориентированную маркетинговую кампанию, следует не только сегментировать целевые аудитории пожилых граждан, но оценивать степень значимости коммуникационных каналов для каждой из них.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. National Center for Health Statistics. Режим доступа: http:// www.census.gov/quickfacts/fact/table/US/PST045221 (дата обращения 10.07.2023).

2. Бессчетнова О. В., Волкова О. А., Алиев Ш. И., Ананченко-ва П. И., Дробышева Л. Н. Влияние цифровых медиа на психическое здоровье детей и молодежи. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(3):462—7. doi: 10.32687/0869-866Х-2021 -29-3-462-467

3. CorayT. How to Market to Seniors. Режим доступа: https:// www.sheerid.com/blog/how-to-market-to-seniors/ (дата обращения 10.07.2023).

4. Demographic aging and longevity prospects: social justice in the context of ageism. Режим доступа: https://www.census.gov/news-room/press-releases/2015/cbl5-l 13.html (дата обращения 10.07.2023).

5. Ананченкова П. И., Волкова О. А., Пашко Т. Ю. Эйджизм. Старение. Достойная старость. Монография. М.: ИД АТиСО; 2019. 175 с.

6. Волкова О. А. Теория социальной терапии в практике интернатных учреждений для престарелых и инвалидов. Теория и практика общественного развития. 2012;(11):57—9.

7. Волкова О. А., Конева Т. Н., Копытов А. А., Артемова Ю. С. Социальные интеракции как фактор активности пожилых и инвалидов в получении стоматологических услуг. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;27(4):404—7.

Поступила 18.02.2023 Принята в печать 30.05.2023

REFERENCES

1. National Center for Health Statistics. Available at: http://www.cen-sus.gov/quickfacts/fact/table/US/PST045221 (accessed 10.07.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Besschetnova О. V., Volkova O. A., Aliev Sh. I., Ananchenkova P. I., Drobysheva L. N. The effect of digital mass media on mental health of children and youth. Problemi socialnoi gigieni, dravookhranenia i istorii medttsini. 2021;29(3):462—7. doi: 10.32687/0869-866X-2021-29-3-462-467 (in Russian).

Здоровье и общество

3. Согау Т. How to Market to Seniors. Available at: https://www.sheer-id.com/blog/how-to-market-to-seniors/ (accessed 10.07.2023).

4. Demographic aging and longevity prospects: social justice in the context of ageism. Available at: https://www.census.gov/newsroom/ press-releases/2015/cbl5-l 13.html (accessed 10.07.2023).

5. Ananchenkova P. I., Volkova O. A., Pashko T. Yu. Ageism. Aging. A decent old age. Monograph. Moscow: ID ATiSO; 2019. 175 p. (in Russian).

6. Volkova O. A. Theory of social therapy in the practice of residential institutions for the elderly and disabled. Theory and practice of social development. 2012;(11):57—9 (in Russian).

7. Volkova O. A., Koneva T. N., Kopytov A. A., Artemova Yu. S. The social interactions as a factor of activity of the elderly and the disabled in receiving dental service. Problemy sotsialnoy gigieny, zdra-vookhraneniya i istorii meditsiny. 2019;27(4):404—7. doi: 10.32687/ 0869-866X-2019-27-4-404-407 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.