Научная статья на тему 'Особенности повышения квалификации учителей в современной Германии'

Особенности повышения квалификации учителей в современной Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / УЧИТЕЛЬ / ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / TEACHER / EDUCATION IN GERMANY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Наталья Владимировна

В статье раскрываются основные понятия, относящиеся к повышению квалификации учителей в Германии, а также подробно рассматривается общая концепция системы «Дополнительного образования». Кроме этого сделана попытка проанализировать основные аспекты содержания обучения с учетом особенностей данной концепции, определить место дальнейшего обучения учителей в системе «непрерывного образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

R

This paper describes the basic concepts of post-graduate teacher education in Germany, forming its categorical apparatus, as well as detailed consideration of the generic concept of the system: "Further Education". An attempt to analyze the main aspects of the content categories to reflect the peculiarities of the concept, identify the place of further education teachers in the system of "continuing education".

Текст научной работы на тему «Особенности повышения квалификации учителей в современной Германии»

Н. В. Романова

Особенности повышения квалификации

УЧИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ

ГЕРМАНИИ

УДК 371.14 ББК 74.03(03)(4Гем)

В статье раскрываются основные понятия, относящиеся к повышению квалификации учителей в Германии, а также подробно рассматривается общая концепция системы «Дополнительного образования». Кроме этого сделана попытка проанализировать основные аспекты содержания обучения с учетом особенностей данной концепции, определить место дальнейшего обучения учителей в системе «непрерывного образования».

Ключевые слова: повышение квалификации; учитель; образование в Германии.

N. V. Romanova

Review of the categorical system

OF POSTGRADUATE TEACHER EDUCATION

IN GERMANY

This paper describes the basic concepts of post-graduate teacher education in Germany, forming its categorical apparatus, as well as detailed consideration of the generic concept of the system: "Further Education". An attempt to analyze the main aspects of the content categories to reflect the peculiarities of the concept, identify the place of further education teachers in the system of "continuing education".

Keywords: professional development; teacher; education in Germany.

Образование взрослых, как не- твие, актуальным становится изучение

отьемлемая часть непрерывного обра- явлений в образовательных процессах

зования, признано важным фактором взрослых, а также терминологический

экономического и культурного разви- анализ определений, составляющих ка-

тия социального прогресса. Как следс- тегориальный аппарат данной отрасли.

Анализ категориального аппарата, определение сущности основных понятий, отражающих особенности организации и подготовки научно-педагогических кадров в Германии, отражен в трудах таких немецких исследователей современности, как

В. Г. Петрсон, И. Вильдт, К. Тумсер-Даут, Д. Шпиндлер, М. Вальтер, Шмитц, Кноль, Титгене, Вракнае и др. Родовым понятием в их работах выступает «'^'екегЫЫипд», что в буквальном переводе на русский язык значит «дальнейшее обучение (образование)».

Стоит отметить, что непосредственно словосочетание «дальнейшее обучение (образование ) » впервые было упомянуто в работе немецкого педагога XIX столетия Александра Каппа. В 1833 году в своем педагогическом труде «Учение Платона о воспитании как педагогика для отдельных личностей и как государственная педагогика или их практическая философия» А. Капп не только впервые произносит слово «ан-драгогика», но также отмечает необходимость продолжения образования и во взрослом состоянии. Третья часть книги называется: «Андрагогика или образование в мужеском возрасте. Необходимость дальнейшего образования в мужеском возрасте». Автор пишет: «Не только юноши нуждаются в хороших учителях, но и мужчинам необходимо найти хорошего учителя, поскольку находясь в том состоянии, в котором они находятся сейчас, не могут оставаться дальше. В случае же, если они станут предметом насмешек со стороны других за тот возраст, в котором они выказывают стремление

к учению, они должны найти поддержку в словах Гомера: «Плох лишь стыд терпящего нужду мужчины» и далее: «Самопознание и саморазвитие (самосовершенствование) — первое требование, предъявляемое к мужчине» [11. С. 119].

Безотносительно к педагогической профессиональной деятельности «дальнейшее обучение (образование)» детерминировано Немецким ученым советом [14], как продолжение или возобновление организованного обучения после окончания высшего учебного заведения [7. С. 197]. «Дальнейшее обучение (образование)» специфично своей неограниченностью во времени и может носить как продолжительный, так и краткосрочный характер. Кроме того, данное понятие может быть использовано как в условиях профессионального контекста для обозначения ситуации повышения квалификации неким сотрудником в своей профессиональной деятельности, так и вне его. Не обусловленное профессиональным контекстом употребление термина «дальнейшее обучение (образование)» предполагает организованное обучение, не связанное со сферой профессиональной деятельности взрослого человека.

Еще одно понятие РогЛМипд, также имеющее отношение к области повышение квалификации, характеризуется использованием в узкоспециализированном или профессиональном контексте. В первом параграфе «Закона о профессиональном образовании Германии» данное понятие детерминировано как «наличие возможности у работающего человека

сохранить и расширить свои знания и умения в имеющейся у него профессии для приведения в соответствие своего уровня квалификации с уровнем технического, экономического и социального уровня развития страны» [2]. Повышение квалификации в профессиональной сфере носит обязательный характер и ограничено временными рамками.

Проблема детерминации и дифференциации таких понятий, как «повышение квалификации педагогических кадров» (ПКПК) и «дальнейшее образование педагогических кадров» (ДОПК) в Германии являются предметом научного изыскания, начиная с 60-х годов двадцатого столетия.

В середине 80-х гг. в работах немецких ученых Gerhard Heck u Manfred Schurig впервые была эксплицитно выражена задача нахождения «принципиальных, специфических черт, названных понятий». Результатом научного изыска явилась книга «Lehrerfort- und Lehrerweiterbildung. Theoretische Grundlagen und praktische Verwirklichung in Deutschland nach

1945» [10].

Анализируя имеющиеся научные концепции, авторы приходят к выводу, что под «повышением квалификации педагогических кадров» понимаются все мероприятия, направленные на «организацию и проведение учителем более качественного урока, соответствующего современным запросам общества, а также мероприятия, способствующие применению учителем новых знаний в области педагогики и содействующие осознанию учителем своей профессиональной роли» [4.

С. 1]. В свою очередь, под «дальнейшим образованием педагогических кадров» понимаются такие мероприятия, которые ориентированы на приобретение дополнительных квалификаций» [Там же]. При этом оба автора обращают внимание на тот факт, что явное разделение между двумя понятиями не всегда прослеживается достаточно четко. «Даже с учетом и принятием во внимание постановки различных целей, между ПКПК и ДОПК в конкретных формах их реализации трудно установить четкую разделяющую грань между двумя понятиями» [Там же].

Получение дополнительной квалификации как специфическая черта ДОПК отмечается и другими авторами [2. С. 62]. Однако, рассматривая проблему сущностных характеристик понятия, ВцЬшег уделяет внимание такой составляющей ДОПК, как сопутствие, содействие учителю в продвижении по карьерной лестнице. «Дальнейшее образование педагогических кадров содействует получению учителем дополнительных квалификаций, которые главным образом способствует восхождению его по карьерной лестнице» [Там же]. При этом стоит отметить, что речь не идет лишь о возрастании и поднятии оклада. В первую очередь, автор отмечает личностный рост учителя, ставящего своей целью достижения административной ступени.

Вплоть до 2007 года вопросами повышения квалификации и дальнейшего образования педагогических кадров занимался «Педагогический институт по организации ПКПК и

ДОПК». В 80-е годы XX века институт давал следующие определения рассматриваемым понятиям: повы-

шение квалификации педагогических кадров служит сохранению и поддержанию собственной квалификации в области профессиональной деятельности на должном уровне. Таким образом, под ПКПК понимались меры по повышению уровня квалификации учителя на рабочем месте, а также предложения, способствующие актуализации и пополнению профессиональных знаний [20. С. 224]. В свою очередь, понятие «дальнейшее образование педагогических кадров» понималось, как общее, служащее для определения всех учебных процессов, в которых взрослые по окончании вуза получают возможность для расширения собственного кругозора, а также пополнения набора имеющихся профессиональных навыков и знаний или улучшения и новой организации профессиональной квалификации. Речь идет о таких новых дополнительных квалификациях, как, например, школьный библиотекарь, педагоги специального образования, квалификация администратора и т. д.

Roth пишет: «Дальнейшее образование педагогических кадров — это скорее обозначение получения дополнительных квалификаций в определенной профессиональной области» [16. С. 119]. К таковым квалификациям, с точки зрения автора, можно отнести преподавание второго, третьего и следующих школьных предметов, а также квалификация учителя — консультанта, методиста и т. п.» [Там же]. Такой концептуальный подход в определе-

нии содержания понятия «дальнейшее образование педагогических кадров» соответствует подходу Peter Daschner, который детерминирует ДОПК, как образование, направленное на получение дополнительных компетенций [6. С. 290]. В данном случае речь идет о таком уровне квалификации учителя, когда он способен преподавать различные предметы на различных ступенях школьной системы образования.

В свою очередь, Terhart придерживается точки зрения, нашедшей свое отражение в концепции комиссии по поддержке образования учителей Германии. Названная комиссия считает понятия «дальнейшее образование педагогических кадров» и «расширение круга определенных квалификаций педагогических кадров» синонимичными [18. С. 125].

Официальная интернет-страница Министерства образования Германии, рассматривая особенности и специфику организации и проведения уроков «Искусства и культуры», дает следующее описание дополнительных квалификаций учителя: «Помимо

формальных квалификаций, которые учитель должен получать и поддерживать в рамках своей непосредственной профессиональной деятельности, он также имеет право на приобретение дополнительных квалификаций. К таковым относятся квалификации, приобретение которых не входит в список разного рода занятий по подготовке учителей, предлагаемых образовательными ведомствами. Либо предложенные занятия лишь частично покрывают запрос учителя на приобретение определенной квалификации» [3].

Наряду с дискуссиями, развернувшимися в научной педагогической литературе относительно определения понятия «дальнейшее образование педагогических кадров», находят свое отражение и подробные описания дефиниции «повышение квалификации педагогических кадров».

Рассмотрим некоторые определения понятия «повышение квалификации педагогических кадров», нашедшие свое отражения в научной литературе в период с 1983 по 2009 гг.

Рассматривая специфику ПКПК, Burner обращает внимание на такие меры по повышению квалификации, которые способствуют «сохранению и повышению профессионализма учителя в рамках сферы его предметной деятельности. Данные меры не имеют влияния на изменения должности, статуса или заработка учителя» [4.

С. 62].

Невзирая на тот факт, что разделение между пониманием ПКПК и ДОПК произошло в 60-е годы 20 столетия, некоторые немецкие педагоги обьединяют данные понятия. Так, Roth обобщает мероприятия в области ПКПК и ДОПК в смысле их профессиональной направленности и времени получения: лишь после сдачи первого государственного экзамена [16. С. 119]. Отметим, что немецкая система образования в области педагогики включает в себя три основные фазы. Первая — непосредственно обучение в педагогическом вузе до сдачи государственного экзамена. Вторая — рефендариат, завершающийся сдачей государственных экзаменов, основная цель которого заключается в органи-

зации практической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности и предполагает посещение семинаров, проведение пробных уроков, посещение уроков старших коллег. Третья — повышение квалификации и организация дополнительного педагогического образования. Возвращаясь к пояснениям Roth, становится ясно, что меры ПКПК и ДОПК относятся им ко второй фазе педагогического образования, что предполагает их детерминацию как сохранение и более глубокое изучение профессиональных знаний и навыков. В данном случае речь идет о семинарах, обеспечивающих некоторую поддержку, помощь и ряд предложений (идей) по организации и «оформлению» уроков.

В свою очередь, Daschner [6. С. 291], обьединяет понятия ПКПК и ДОПК и называет их «Lehrerbildung» (образование учителей — перевод наш), понимая под данным явлением сохранение, актуализацию и улучшение профессиональных знаний и навыков.

Стоит, однако, отметить, что немецкая система образования разводит такие понятия, как «образование» — «Ausbildung/bildung», использованное Dascher и «повышение квалификации» — «Fortbildung». Так, Е. Баумгарт и Г. Бюхелер отмечают, что образование/обучение осуществляется в соответствии с утвержденными учебными программами и предполагает получение сертификата государственного образца, при условии успешной сдачи выпускного экзамена. [1. С. 28]. Обучение или образование осуществляется на первой ступени

системы педагогического образования в Германии.

Интернет-страницы основных педагогических университетов Германии также предлагают разделять такие понятия, как «педагогическое образование» и «повышение педагогической квалификации». Под педагогическим образованием предлагается понимать непосредственно обучение в педагогическом университете для получения учительской профессии. «Повышение квалификации» может быть направлено на уже действующих учителей, имеющих своей целью расширение, например, собственного методического репертуара, расширение кругозора и т. д. Такое объяснение также предполагает объединение ПКПК и

ДОПК.

Дифференцируя понятия ДОПК и ПКПК, федеральное министерство по образованию на одной из интернет-конференций отмечает обязательность и необходимость ПКПК. «Бездействие в педагогической сфере — это шаг назад. Такое положение вещей должен осознавать каждый учитель. Поставленные в рамках некоего предмета учебные цели и заданное содержание могут не соотноситься с требованиями государства ввиду от-сроченности самого экзамена. В таких случаях повышение квалификации учителей приобретает особое значение» [3]. «Несомненным остается тот факт, что повышение квалификации учителей остается обязательным и необходимым условием адекватного развития как отдельной личности, так и всей системы образования» [16.

С. 120]. Стоит, однако, помнить, что

в области повышения квалификации «любой профессиональной сферы, особенно в сфере образования организация ПКПК должна происходить на добровольной основе. Обязанность учителя повышать собственную квалификацию является неким правовым производным учителя, имеющего статус гражданского служащего. <...> Однако учитель полноправен принимать решения относительно способов, целей и временных затрат, отведенных им на собственное повышение квалификации» [13. С. 231].

Качество обязательности и необходимости в области ПКПК носит не только рекомендательный, но обязательный, характер. Требование о повышении квалификации учителей прописано в 1984 г. в § 29 Федерального закона об учительской службе [8].

Повышение квалификации педагогических кадров стало необходимым условием для расширения и углубления методических, содержательных аспектов и профессиональных знаний, полученных на первой и второй ступенях педагогического образования, для их корреляции и корректировки в соответствии с изменяющимися запросами общества [13. С. 226].

Мероприятия по осуществлению ПКПК и ДОПК, актуализируются главным образом через предложения педагогических университетов. Университеты ориентируются на потребности широкой массы учителей.

Однако оферентами ПКПК могут также выступать министерства школьного и дальнейшего образования, краеведческие институты, ведомства по делам школ, а также такие иные

государственные учреждения, как академии повышения квалификации, народные школы и т. д. Организация проведения мероприятий по повышению квалификации педагогических кадров лежит в области деятельности регионов и осуществляется администрацией округа в сотрудничестве с университетами и по согласованию с другими участниками процесса повышения квалификации.

К основным темам, рассматриваемым в рамках повышения квалификации, относят:

1. Темы общего порядка:

— общепедагогические вопросы, темы из области дидактики и психологии;

— новые информационно-коммуникационные технологии;

— общественные проблемы, касающиеся школы.

2. Темы частного порядка:

— общественные проблемы и их влияние на школу; проблемы воспитания, наркотики, насилие в школе;

— концепции развития «усиления позиций школы»;

— развитие и поддержка качества школьной работы;

— школьные программы.

Исходя из вышеизложенного,

можно заключить, что понятия «повышение квалификации педагогических кадров» и «дальнейшее образование педагогических кадров» обозначают различные подходы, хотя последние не всегда систематически прослеживаются и дифференцируются в нормативных и педагогических источниках. Оба понятия имеют общую содержательно-смысловую составляющую и могут быть рассмотрены как эквиполентные аппозиции, где общим элементом выступает детерминированная Советом по образованию специфика данных понятий: возобновленные институционально-организованные меры по получению дополнительного образования

— расширение имеющейся профессиональной компетенции учителя по завершению второй фазы высшего педагогического образования. Исторически сложившиеся особенности ПКПК и ДОПК определяют специфику всей системы повышения квалификации педагогических кадров современной Германии. Система предоставления услуг в области повышения квалификации и дальнейшего образования педагогических кадров может осуществляться как государством, так и частными, а также конфессиональными образовательными организациями.

Список литературы

1. Baumgart, E. Lexikon Wissenswer-tes zur Erwachsenbil-dung / E. Baumgart, H. Bucheler. — Berlin : Luchterhand, 1998. — 242 p.

2. Berufsbildungsgesetz: 1. Begriff: Nach § 1. III BBiG. — Berlin: Beltz, 200З. —

1бб8 s.

3. bm:ukk (2001): Ziele der Lehrerfort-

bildung und Lehrerweiterbildung. — Режим доступа: http: / / www. bmukk. gv. at / schu-

len/04/Ziele_der_Lehrerfortbild1732.xml

— Дата обращения: З июля 2009 г.

4. Boehmer, M. Zentrale und dezentrale Lehrerfortbildung. Entwicklung, Strukturen-und Innovationen / M. Boehmer. — Wein-heim und Basel: Beltz Verlag, 1983. — 113 s.

З. Bund- Lander- Komission fur Bil-dungsplanung: Bildungsgesamtplan. — Stutt-

gardt : Klett-Cotta, 1973. — Bd. 1. — З9 s.

6. Daschner, Peter (2004): Dritte Phase an Einrichtungen der Lehrer-fortbil-dung. In: BbmkeSigrid // Reinhold, Peter / Tulodziecki, Gerhard und Wildt, Johannes (Hrsg.): HandbuchLehrerbildung. — Kempfen: AZ Druck und Datentechnik, 2004. — S. 290—301.

7. Deutscher Bundesrat: Empfehlungen der Bildungskomission. — Struk-turplan fur das Bildungswesen, Bonn : Bundesdruckerei,

1970. — 1З0 s.

8. Dienstauftragsverfahren (2009). — Режим доступа: http:/ /www.phvorarlberg. ac.at — Дата обращения: 9 января 2010 г.

9. Dienstpflichten (2009). — Режим доступа: http://www.bmukk.gv.at — Дата обращения: 9 октября 2009 г.

10. Heck, G. Einleitung. // Heck, Gerhard und Schurig, Manfred (Hrsg.) : Lehrer-fort- und Lehrerweiterbildung. Theoretische Grund-lagen und praktische Verwirklichung in Deutschland nach 194З / G. Heck, M. Schurig. — Darmstadt : Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1982. — 71 s.

11. Kapp, Al. Platon’s Erziehungslehre als Padagogik / Al. Kapp. — Minden-Leip-zig: Ferdinand Essmann, 1833. — 144 s.

12. Lippert, E. uber Grundlegung, Pla-nung und Wirklichkeit in der Leh-rerfortbil-

dung / E. Lippert // Heck, Gerhard und Schurig, Manfred (Hrsg.): Lehrerfort- und Lehrerweiterbildung. Theoretische Grund-lagen und praktische Verwirk- lichung in Deutschland nach 194З. — Darmstadt : Wis-senschaftliche Buchge-sellschaft, 19З4. — S. б4—77.

13. Mohr, K. Lehrerfort- und —wei-

terbildung / K. Mohr // Heck, Gerhard und Schurig, Manfred (Hrsg.): Lehr-

erfort- und Lehrerweiterbildung. Theo-reti-sche Grundlagen und praktische Verwirklichung in Deutschland nach 194З. — Darmstadt : Wissenschaftli-

che Buchgesellschaft, 197З. —

S. 222—237.

14. PH Wien (2009): Fortbildung. —

Режим доступа: http://www.phwien.ac.at — Дата обращения: 3 июня 2009 г.

1З. PH Wien (2009). — Режим

доступа: http://www.phwien.ac.at — Дата обращения: 3 июня 2009 г.

16. Roth, J. H. W. (1991): Zur Proble-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

matik der Lehreraus- und -weiterbildung / J. H. W. Roth. — Darmstadt : Wissen-schaftliche Buchgesellschaft, 1991. — 2З4 s.

17. Ruckbesinnung auf (Selbst-) Erfah-rung / / Bдuerle, Siegried (Hrsg.): Lehrer auf die Schulbank. Stuttgart: Metzlersche Verlagsbuchhand-lung und Carl Ernst Poe-schel Verlag GmbH. S. 11З—127.

18. Terhart, E. Perspektiven der Lehrer-bildung in Deutschland. Ab-schlussbericht der von der Kultusministerkonferenz einge-setzten Kommis-sion / E. Terhart. — Wein-heim, Basel : Beltz Verlag, 2000. — З2 s.

19. Weninger, E. Die bleiben-

den Aufgaben der Lehrerfortbildung / E. Weninger. — Darm-stadt: Wissen-schaftliche Buchgesellschaft, 19З1. —

S. З0—б3.

20. Wunderl, H. Lehrerlnnenfortbildung in Nieder6sterreich von 19б0 bis 2007 / H. Wunderl // Rauscher, Erwin (Hrsg.): Pad-agogik tar Nieder6sterreich. Fest-schrift zur Grundung der PH NO. — Baden: Druckerei Philipp GmbH, 2007. — S. 217—224

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.