ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ
А.О. Полушкина, Г.А. Краснова
Центр экономики непрерывного образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Проспект Вернадского, 82, Москва, Россия, 119571
Рассмотрены современные тенденции выбора не только квалифицированных, но и многопрофильных специалистов, что требует от человека постоянного расширения опыта в использовании аналогичных продуктов и систем, а также получения навыков и квалификации в смежных отраслях, таких как, финансы, управление, юриспруденция или специфических отраслевых знаний. Излагаются особенности повышения квалификации в ИТ-отрасли.
Ключевые слова: информационные технологии, сертификация, программное обеспечение, повышение квалификации, непрерывное профессиональное образование
Специалисты ИТ повышают квалификацию непрерывно, часто без отрыва от производства. В силу неоднородности выполняемых функций у сотрудников регулярно возникает необходимость расширения знаний в смежных областях, и специалист получает дополнительные навыки. Повышение квалификации в ИТ выполняется с помощью различных тренингов и учебный курсов, проводимых как компаниями, так и по собственной инициативе сотрудника. Повышение квалификации в ИТ характеризуется прежде всего сильным приоритетом сертификации специалистов с использованием международных и внутренних корпоративных стандартов, что подразумевает признание полученных дипломов на международном рынке [1]. В целом, именно на системе сертификации и лицензирования сотрудников построен подход к повышению квалификации в ИТ.
Сертификация охватывает буквально все направления деятельности в отрасли. Получить подобный документ можно как в области прикладного администрирования систем, так и в управлении комплексными ИТ-проектами, причем на каждом направлении существует собственная система оценки сертификатов. Для большинства компаний сертификат является подтверждением квалификации сотрудника в определенной области, по нему оценивают, насколько человек подходит для конкретной работы. Для реализации многих проектов необходимо наличие у сотрудников сертификатов определенного типа. Таким образом, система сертификации легла в основу повышения квалификации специалистов в ИТ.
Для компаний, занимающихся прикладными задачами, такими как создание и локализация ПО, сертификация часто является приятным бонусом для сотрудника. В большей степени здесь ценятся навыки и знания по специфическому направлению и/или языкам программирования. В этом случае специалист может обладать широким опытом применения своих навыков, но не получить соответствующего документа от лицензированного учебного центра. Иными словами,
повышение квалификации часто осуществляется в процессе рабочей деятельности и ни одна из сторон не является инициатором формального закрепления данного факта.
Другое популярное направление обучения — экспертиза в узкой области или ПО. Наиболее широко на европейском рынке представлены SAP, Microsoft, Oracle. На рынке ИТ работает большое количество узкопрофильных экспертов по внедрению определенного продукта. Это позволяет сотрудникам получать глубокую специализацию в своей области, выстраивая определенный структурированный план обучения. Часто инициатива повышения квалификации принадлежит компаниям-работодателям, так как это позволяет обучать необходимых профессионалов внутри компании. Отдельным направлением является повышение квалификации в экспертизе по смежным отраслям. Как правило, такое обучение проводится среди среднего и высшего звена компаний, работающих в области консалтинга или внедрения ПО.
Создание определенной иерархии сертификаций является базой повышения квалификации в ИТ. Сотруднику стоит выбрать желаемое направление на самых ранних стадиях работы в отрасли, чтобы получить возможность выстроить собственную траекторию повышения квалификации через различные сертификаты по соответствующей тематике [2].
Повышение квалификации происходит чаще всего по инициативе компаний, поскольку высокая стоимость обучения и относительная ценность наличия сертификата приводят к желанию переложить эти затраты на работодателя [3]. Наличие на рынке большого количества различных образовательных центров предоставляет самые разные возможности для обучения сотрудников. Стоит отметить, что для ИТ-отрасли характерно наличие большого количества англоязычных программ, многие из которых никогда не переводились на русский язык. Это дает компаниям возможность выбора среди всех образовательных учреждений, представленных на международном рынке. В большинстве случаев все они являются официально лицензированными на обучение по нужной программе и выдачу соответствующих дипломов и сертификатов, поэтому договор на обучение может быть заключен с зарубежными центрами.
Поскольку повышение квалификации происходит на основе зарубежных курсов, большой популярностью пользуется электронное/дистанционное обучение. Многие учебные курсы выставлены в открытый доступ для самостоятельной подготовки к нужным экзаменам. В некоторых случаях возможна даже сдача самого экзамена онлайн. Результаты такого экзамена также оформляются как официальный сертификат, но более доступная форма подготовки и его стоимость делает электронные курсы популярными для индивидуальной программы повышения квалификации.
Сертификация занимает большую долю в повышении квалификации в сфере ИТ. Приобретение новых навыков зачастую подтверждается именно сертификатами определенных организаций. Получение сертификата предполагает наличие если не практического опыта работы в данной области, то хотя бы наличие достаточных для такой работы теоретических знаний, что делает сотрудника более ценным с точки зрения рабочего потенциала.
Сертификацией, особенно связанной с международными методиками и стандартами, как правило, занимаются внешние учебные центры или ИТ-компании. Существует также практика центров, созданных именно с целью распространения сертификации определенного типа, нацеленной на продукты или методы очень узкой направленности. Например, сертификация CISCO (1) подтверждает уровень квалификации специалиста именно в методиках и продуктах компании, но зачастую не является актуальной при использовании аналогичного продукта.
В современной ИТ-отрасли сертификация зачастую является единственной формой подтверждения собственной квалификации для сотрудника, поэтому различные экзамены и курсы крайне популярны для всех направлений. Получение сертификации происходит на основе экзамена, проводимого авторизованным учебным центром. Поскольку такие центры часто являются международными, сертификация автоматически признается в большинстве зарубежных стран. Этот фактор делает получение международного сертификата более актуальным, чем традиционные учебные курсы или дополнительное образование.
Сертификация в ИТ-отрасли может быть узкопрофильной, что предполагает получение глубоких знаний по использованию и изменению определенных программных продуктов. Такая сертификация осуществляется компанией-производителем продукта или лицензированными ею учебными центрами и занимается обучением будущих экспертов для дальнейшей работы с данным продуктом. Как правило, такие сертификации производятся отдельно для каждого блока или модуля программы, что позволяет выстроить определенную иерархию и специализацию для участников. Разумеется, в данном случае повышение квалификации носит комплексный характер — человек постепенно продвигается с нижних ступеней до экспертных, что отражается соответствующими сертификатами.
На территории России, например, популярны сертификаты компаний SAP, Oracle, 1C (2), активно присутствующими на ИТ рынке и фактически подтверждают навыки своих обладателей в работе с определенными модулями соответствующего продукта. Такая сертификация сейчас носит массовый характер среди специалистов в отрасли в связи с популярностью данных продуктов при автоматизации крупных компаний и производств. Компания 1C даже на этом фоне является уникальным явлением, поскольку подавляющее большинство компаний России и стран СНГ использует ее продукты для финансового и бухгалтерского учета, что создает колоссальную потребность в сертифицированных специалистах по работе с данными продуктами. Разумеется, в этом случае повышение квалификации сотрудников для работы с программами 1С носит массовый характер.
Сертификация по направлению деятельности подразумевает получение навыков работы с определенными стандартами и международными методиками функционирования ИТ на предприятиях. Такие сертификации строятся на основе международных стандартов (COBIT, ITIL, ISO9000) и подразумевают наличие практического опыта в области создания и управления ИС различной степени сложности. Например, специальности и ступени сертификации компании ISACA (3) построены как на стандарте COBIT, так и на общих принципах управления ИТ, управления рисками, управления проектами и пр. в различных комбинациях. Это создает возможность повышать квалификацию в определенном направлении
с учетом текущей деятельности сотрудника. Стоит отметить, что такие сертификации подразумевают не только большое количество теоретических знаний, но и наличие у экзаменуемого практических навыков работы по данной теме.
Еще одним направлением сертификации является обучение по смежному направлению. В целом, многие сотрудники средних и старших позиций в ИТ отрасли имеют двойное образование в областях ИТ и управления или вторую специализацию по управлению проектами или аналогичную. Для таких случает становятся актуальными такие сертификаты, как PMP (4), PME (5), IPMA (6), Ms Project (7). Такие сертификаты актуальны для руководящих позиций и востребованы для сотрудников, участвующих в управлении проектом на самых разных уровнях. Получение данных сертификатов также производится через авторизованные учебные центры, и большая часть выдаваемых документов также имеет международный статус. Это создает стимул для повышения квалификации как среди самих компаний, так и индивидуально для каждого сотрудника. Часто стоимость данного курса достаточно высока, поэтому зачастую компании используют их для поощрения и продвижения своего персонала.
Сертификация как способ повышения квалификации сотрудников зачастую приобретает гипертрофированные формы. В частности, практический опыт работы с продуктом может быть не принят во внимание в случае отсутствия подтверждающего документа. Таким образом, наличие определенного набора сертификатов становится приоритетным для специалиста в отрасли, но не несет практического значения для конечного результата. Часто на экзамен выходят уже сложившиеся профессионалы в данной области, чтобы получить документальное подтверждение своих знаний. Приоритет полученных сертификатов при оценке квалификации и стоимости сотрудника крайне высок в ИТ-отрасли.
Компании рассматривают получение сертификата сотрудником как способ улучшения его практических навыков [4]. Строго говоря, при подготовке к сертификации человек действительно получает определенный набор теоретических навыков, однако зачастую они так и остаются теоретическими, особенно если он не ведет практической деятельности по данному направлению. Повышение квалификации путем сертификации происходит, если сотрудник обучается по текущему направлению деятельности или в близких к нему областях, желательно в привязке к своей повседневной деятельности. Это создает стимул для получения формального подтверждения своей квалификации и обеспечивает доступ к практическим знаниям во время подготовки к экзамену.
Сертификация в целом имеет довольно интересные финансовые механизмы. Для сферы ИТ сложилась ситуация, в которой сертификация сотрудников в той или иной форме является необходимой и неизбежной для многих компаний. Так, в список требований для участия в конкурсе на внедрение/оптимизацию программного продукта входит наличие на проекте специалистов с определенной квалификацией, подтвержденной соответствующими сертификатами. В частности, компания CISCO требует наличие сертификации CISCO для работы с продуктами своей компании. Таким образом, созданный рынок услуг сертификации поддерживается жесткими требованиями к наличию пресловутых подтверждений квалификации. С одной стороны, это позволяет отсечь явно недостаточно обу-
ченные кадры, с другой — создает вынужденный спрос на образовательные услуги. Еще одной особенностью сертификатов, особенно международных, является ограниченность срока их действия. Это вынуждает людей повторно сдавать экзамен каждые 3—4 года в зависимости от сертификата. Таким образом ограничивается количество специалистов, обладающих данной сертификацией в отрасли и создается повторный спрос на образовательные услуги. Рынок услуг по сертификации активно навязывается отрасли ИТ и получает солидную поддержку среди производителей ПО.
В итоге можно сказать, что сертификация является документальным подтверждением квалификации сотрудников, навязанной ИТ-отрасли и имеет большее значение, чем прочие способы повышения квалификации. Из положительных сторон стоит отметить широкую вариабельность дополнительного образования в самых разных направлениях, особенно в сфере разработки и управления ИС. Повышение квалификации с помощью сертификации позволяет ИТ-отрасли оставаться интернациональной и в большинстве случаев способствует активному развитию бизнеса на международном пространстве. Отрицательным в данном случае является навязывание сертификации даже в случаях ее практической бесполезности.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Cisco Systems, Inc — американская транснациональная компания, разрабатывающая и продающая сетевое оборудование. Одна из крупнейших в мире компаний, специализирующихся в области высоких технологий. Cisco называет себя «мировым лидером в области сетевых технологий, предназначенных для сети Интернет» — «CISCO. О компании» http://www.cisco.com/web/RU/about/index.html
(2) Российская фирма "1С" специализируется на разработке, продаже, и поддержке ПО для дома и офиса. Компания разработала ПО для бухгалтерского учета и систему программ «1С:Предприятие» для автоматизации управления и учета на предприятиях различных отраслей, видов деятельности и типов финансирования. «Фирма 1С. О фирме» http:// www1c.ru/rus/firm1c/firm1c.htm
(3) ISACA (Information Systems Audit and Control Association) является международной ассоциацией профессионалов в области управления ИТ. Деятельность ассоциации фокусируется на аудите, безопасности и корпоративном управлении ИТ. Ассоциация также предоставляет, признанные во всем мире, сертификации. http://www.isaca.org/chapters2/moscow/ aboutourchapter/pages/default.aspx
(4) Сертификация Project Management Professional, степень в области управления проектами, доступная для специалистов из различных отраслей
(5) Сертификация Project Management Expert, «Эксперт в управлении проектами» для руководителей и менеджеров проектов, для подтверждения знаний в области проектного управления.
(6) Сертификация специалистов по управлению проектами по модели IPMA-СОВНЕТ
(7) Сертификация Microsoft Project Specialist для специалистов по использованию инструментария Microsoft для управления проектами.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Шапиро Л. Сертификация и повышение квалификации. Вопросы и ответы. Часть 1 // Системный администратор. 2012. № 4. С. 86—89.
[2] Статья 196. «Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников». «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=165886;from=172665-3038;rnd=0.039460546569898725
[3] Можайский К.А. Современный подход к формированию системы сертификации персонала // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. № 8. С. 16—23.
[4] Бычков В. Как связаны сертификация специалистов и их практические навыки? URL: http://www.computerra.ru/cio/5486
FEATURES OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF IT SPECIALISTS
A.O. Polushkina, G.A. Krasnova
Center of economy of continuous education Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Vernadsky str., 82, Moscow, Russia, 119571
Article is devoted to features of professional development in branch of information technologies and experts. As the main engine of professional development in IT of branch the continuous motivation on increase and expansion of knowledge acts. The current trend in a choice not only qualified, but also demands versatile experts from the person or deep examination in one accurate direction with continuous expansion of experience in use of similar products and systems, or qualification in allied industries, such as, finance, management, law or specific branch knowledge. The special attention is paid to processes of certification about use of the international and internal corporate standards.
Key words: information technology, certification, software, professional development, constant education
REFERENCES
[1] Shapiro L. Sertifikacija i povyshenie kvalifikacii. Voprosy i otvety. Chast' 1 [Certification and professional development. Questions and answers. Part 1]. Sistemnyj administrator [System administrator]. 2012. No 4. pp. 86—89.
[2] Ctat'ja 196. «Prava i objazannosti rabotodatelja po podgotovke i dopolnitel'nomu professional'nomu obrazovaniju rabotnikov». «Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii» ot 30.12.2001 N 197-FZ (red. ot 31.12.2014) [Labour Code of Russian Federation, section 196 "Rights and duties of an employer by professional training and development of employees. — Red 31.12.2014. URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165886;from=172665-3038;rnd=0.039460546569898725
[3] Mozhajskij K.A. Sovremennyj podhod k formirovaniju sistemy sertifikacii personala [Modern technique of making professional certification system]. Kadrovik. Kadrovyjmenedz,hment [HR. HR management]. 2010. No 8. pp. 16—23.
[4] Bychkov V Kak svjazany sertifikacija specialistov i ih prakticheskie navyki? [How to connect of professional certification and professional skills?]. URL: http://www.computerra.ru/cio/5486