Научная статья на тему 'Особенности постуральной устойчивости детей младшего школьного возраста с тугоухостью'

Особенности постуральной устойчивости детей младшего школьного возраста с тугоухостью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
465
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / НАРУШЕНИЕ СЛУХА / ТУГОУХОСТЬ / ВЕРТИКАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / РАВНОВЕСИЕ / ПРОПРИОЦЕПЦИЯ / СТАБИЛОМЕТРИЯ / CHILDREN / HEARING IMPAIRMENT / HEARING LOSS / VERTICAL STABILITY / BALANCE / PROPRIOCEPTION / STABILOMETRY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Данилова Раиса Игнатьевна, Соболев Сергей Викторович

По данным различных исследований, примерно 6-8 % населения планеты в той или иной степени имеют нарушения слуха, 80 % из которых являются сенсоневральными нарушениями слуха. Около 2 % населения имеет двустороннюю значительно выраженную тугоухость. Более 13 млн человек в России страдают сенсоневральной тугоухостью. В школьном возрасте показатели физического развития детей с патологией слуха имеют сниженный уровень в сравнении со слышащими школьниками. Поддержание вертикального положения тела является одним из важнейших условий жизнедеятельности человека, позволяющее ему активно взаимодействовать с окружающей средой. Поддержание равновесия, т. е. баланса тела в основной стойке, активный, динамический процесс, в котором задействуются многие системы организма. Вопросы постуральной устойчивости тугоухих детей недостаточно изучены на данный момент. Оценить уровень устойчивости позволяет метод стабилометрии. Для исследования и оценки постуральной устойчивости использовались пробы с открытыми и закрытыми глазами, проба со снижением проприоцептивной чувствительности с помощью поролонового коврика. При помощи метода стабилометрии исследовались особенности постуральной устойчивости у тугоухих детей 7-9 лет. Сравнительный анализ стабилометрических показателей различных функциональных проб выявил относительное снижение постуральной устойчивости тугоухих детей. Выключение зрительного анализатора приводит к значимому снижению уровня вертикальной устойчивости у тугоухих детей в сравнении с нормально слышащими сверстниками. Наиболее значимые различия были получены в пробе со снижением проприоцептивной чувствительности. Вероятно, у тугоухих детей имеются определенные нарушения вестибулярного аппарата, компенсаторным механизмом которых является проприоцептивная система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Данилова Раиса Игнатьевна, Соболев Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF POSTURAL STABILITY IN DEAF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

According to numerous studies, about 6-8 % of the world’s population have hearing disorders of some kind, 80 % of which account for sensorineural hearing loss. Around 2 % of the population have pronounced bilateral hearing loss; more than 13 million Russians suffer from sensorineural hearing loss. It is known that the physical development of school age children with hearing disorders is at a lower level compared to their hearing peers. Maintaining vertical position of the body is one of the most important factors of human life allowing one to actively interact with the environment. What is more, it is an active, dynamic process involving a number of body systems. To date, postural stability of this category of children has not been explored enough. In our study, we assessed postural stability in deaf children aged 7-9 years applying stabilometry and performed tests on the subjects with eyes open and closed as well as the test with reduced proprioceptive sensitivity using a foam rubber mat. The comparative analysis of the tests with eyes open and closed showed that vertical stability in deaf children is reduced and visual deprivation leads to a greater postural imbalance than in their healthy peers. The most significant differences were obtained during the test with reduced proprioceptive sensitivity. Presumably, hard-of-hearing children have certain vestibular disorders, their compensatory mechanism being the proprioceptive system.

Текст научной работы на тему «Особенности постуральной устойчивости детей младшего школьного возраста с тугоухостью»

УДК 612.88+85

ДАНИЛОВА Раиса Игнатьевна, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры социальной работы и социальной безопасности института комплексной безопасности Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 180 научных публикаций, в т. ч. 4 монографий и трех учебных пособий

СОБОЛЕВ Сергей Викторович, аспирант института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 10 научных публикаций

ОСОБЕННОСТИ ПОСТУРАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТУГОУХОСТЬЮ

По данным различных исследований, примерно 6-8 % населения планеты в той или иной степени имеют нарушения слуха, 80 % из которых являются сенсоневральными нарушениями слуха. Около 2 % населения имеет двустороннюю значительно выраженную тугоухость. Более 13 млн человек в России страдают сенсоневральной тугоухостью. В школьном возрасте показатели физического развития детей с патологией слуха имеют сниженный уровень в сравнении со слышащими школьниками. Поддержание вертикального положения тела является одним из важнейших условий жизнедеятельности человека, позволяющее ему активно взаимодействовать с окружающей средой. Поддержание равновесия, т. е. баланса тела в основной стойке, - активный, динамический процесс, в котором задействуются многие системы организма. Вопросы постуральной устойчивости тугоухих детей недостаточно изучены на данный момент. Оценить уровень устойчивости позволяет метод стабилометрии. Для исследования и оценки постуральной устойчивости использовались пробы с открытыми и закрытыми глазами, проба со снижением про-приоцептивной чувствительности с помощью поролонового коврика. При помощи метода стабилометрии исследовались особенности постуральной устойчивости у тугоухих детей 7-9 лет. Сравнительный анализ стабилометрических показателей различных функциональных проб выявил относительное снижение постуральной устойчивости тугоухих детей. Выключение зрительного анализатора приводит к значимому снижению уровня вертикальной устойчивости у тугоухих детей в сравнении с нормально слышащими сверстниками. Наиболее значимые различия были получены в пробе со снижением проприоцептивной чувствительности. Вероятно, у тугоухих детей имеются определенные нарушения вестибулярного аппарата, компенсаторным механизмом которых является проприоцептивная система.

Ключевые слова: дети, нарушение слуха, тугоухость, вертикальная устойчивость, равновесие, про-приоцепция, стабилометрия.

© Данилова Р.И., Соболев С.В., 2015

При поражении слуха у детей заметно проявляются особенности возрастной динамики физического развития и двигательной сферы. Даже если дети с нарушением слуха по физическим показателям отстают от нормы незначительно, то более существенные отклонения у них отмечаются в развитии координационных способностей (двигательной реакции, ориентации в пространстве, ритме движений). Дети с патологией слуха при выполнении движений со сложной координацией тратят на них значительно больше времени, чем здоровые школьники. Движения лишены пластичности, действия неточные. Слабое физическое развитие, слабость «мышечного корсета» часто приводят к таким недугам, как нарушение осанки, плоскостопие, которые у детей с нарушением слуха выявляются значительно чаще, чем у нормально слышащих сверстников [1-4]. Изучение вертикальной устойчивости позволяет получить информацию о функциональном состоянии опорно-двигательной и сенсорной систем. Поддержание равновесия - процесс динамический, в котором участвуют зрительная, проприоцеп-тивная и вестибулярная системы [5].

Однако особенности постуральной устойчивости тугоухих детей на данный момент изучены недостаточно. Оценить уровень устойчивости позволяет метод стабилометрии.

Целью данной работы являлось изучение особенностей постуральной устойчивости детей младшего школьного возраста с тугоухостью.

Материалы и методы. В исследовании принимали участие учащиеся младших классов общеобразовательных и специальных (коррек-ционных) школ Архангельской и Вологодской областей, а также воспитанники специального детского сада компенсирующего вида г. Архангельска. Общее количество обследованных -181 ребенок в возрасте от 7 до 9 лет. Из них контрольную группу составил 101 ребенок (60 девочек и 41 мальчик), группу с нарушением слуха составили 80 детей (35 девочек и 45 мальчиков). В группу с нарушением слуха вошли дети с различной степенью тугоухости ([-IV). Отсутствие значимых различий в вертикальной

устойчивости между детьми с различной степенью тугоухости позволило объединить их.

Изучались следующие показатели вертикальной устойчивости:

- средний разброс (средний радиус) отклонения центра давления (R, мм);

- средняя скорость перемещения центра давления (V, мм/с);

- площадь эллипса статокинезиограммы (S, мм2);

- качество функции равновесия (КФР, %).

Регистрацию показателей вертикальной

устойчивости проводили с помощью стабило-анализатора компьютерного «Стабилан-01-2», разработанного ОКБ «Ритм» (г Таганрог).

При сборе материала соблюдались все необходимые условия: использовалось отдельное помещение, исследование проводилось в первой половине дня, при максимальном физическом и психическом покое обследуемых, без посторонних звуков и визуальных помех [6, 7].

Для исследования и оценки вертикальной устойчивости использовались следующие пробы:

- с открытыми глазами (ОГ), с фиксацией взгляда на специальном маркере в центре экрана, находящемся на уровне глаз, удаленном на расстояние 2 м. Это фоновая проба, в которой про-приоцептивный, зрительный и вестибулярный анализаторы работают в естественном режиме;

- с закрытыми глазами (ЗГ). Выключение зрительного анализатора и повышение нагрузки на остальные афферентные каналы;

- со снижением проприоцептивной чувствительности (СПЧ). Осуществлялось с помощью поролонового коврика толщиной 15 см. При стоянии на такой опорной поверхности снижается импульсация от механорецепторов давления на подошвенной поверхности стоп, которые имеют существенное значение для коррекции колебаний тела.

Время регистрации стабилограммы составляло 30 с во всех пробах с перерывом между ними в 60 с.

Обработка данных осуществлялась с помощью статистического пакета программ «SPSS 17» for Windows. Распределение признаков на

нормальность производилось с использованием критерия Шапиро-Уилка. Для выявления различий между показателями у сравниваемых групп использовали критерий Манна-Уитни для независимых выборок и тест Вилкоксона для зависимых. Критический уровень значимости (р) при проверке статистических гипотез в исследовании принимали равным 0,05. Для описательной статистики признаков использовали медиану (Ме) и интервал от первого ^1) до третьего ^3) квартиля.

Результаты и обсуждение. Сравнительная характеристика стабилометрических показателей детей контрольных групп и детей с тугоу-

хостью выявила некоторые особенности вертикальной устойчивости тугоухих детей.

Проведенная нами фоновая проба с открытыми глазами выявила достоверно сниженный уровень вертикальной устойчивости у тугоухих девочек 7 лет в сравнении с их слышащими сверстницами (табл. 1). Данная тенденция проявляется в снижении всех стабилометрических показателей у тугоухих девочек: среднего радиуса отклонения центра давления (р = 0,017), средней скорости перемещения центра давления (р = 0,017), (р = 0,006) и качества функции равновесия (р = 0,022).

Таблица 1

ОЦЕНКА ВЕРТИКАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФОНОВОЙ ПРОБЫ С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

Девочки Мальчики

Показатели контроль Me (Q1; Q3), n = 20 тугоухость Me (Q1; Q3), n = 10 р-уровень контроль Me (Q1; Q3), n = 12 тугоухость Me (Q1; Q3), n = 17 р-уровень

7 лет

R, мм 4,6 (3,8; 5,3) 5,9 (4,9; 6,7) 0,017 5,0 (3,6; 6,3) 6,4 (4,9; 8,4) 0,093

V, мм/с 10,5 (9,1; 11,8) 12,8 (10,1; 15,5) 0,017 13,9 (10,7; 17,8) 16,4 (11,4; 23,2) 0,386

S, мм2 184,2 300,4 0,006 225,0 358,8 0,059

(133,6; 203,1) (207,9; 485,4) (110,0; 302,4) (207,7; 589,2)

КФР, % 78,2 69,1 0,022 69,2 58,4 0,443

(71,4; 82,1) (61,1; 78,2) (52,8; 76,9) (49,5; 73,4)

8 лет

R, мм 4,5 (3,8; 5,3) 5,8 (3,8; 10,6) 0,094 4,4 (3,9; 5,7) 6,1 (4,5; 8,9) 0,094

V, мм/с 9,9 10,9 0,217 13,0 14,0 0,157

(9,1; 10,8) (9,1; 20,8) (10,1; 14,8) (11,6; 21,1)

S, мм2 160,3 324,6 0,067 155,3 329,2 0,059

(113,9; 231,7) (118,1; 987,6) (127,2; 243,4) (168,9; 781,3)

КФР, % 79,5 75,6 0,256 68,2 68,2 0,213

(75,7; 82,0) (48,3; 82,0) (61,5; 78,5) (43,8; 72,2)

9 лет

R, мм 4,2 (3,3; 5,9) 4,8 (3,5; 6,8) 0,484 4,1 (3,1; 5,6) 6,0 (4,6; 7,9) 0,103

V, мм/с 10,7 (8,4; 12,7) 11,0 (9,7; 13,2) 0,465 10,8 (8,7; 12,8) 13,0 (9,0; 16,2) 0,256

S, мм2 134,7 201,6 0,286 147,6 303,7 0,114

(84,9; 268,0) (112,3; 425,2) (86,3; 261,1) (150,4; 678,1)

КФР, % 76,4 75,6 0,429 77,1 66,9 0,256

(69,4; 85,1) (67,1; 80,3) (68,9; 83,1) (58,8; 83,1)

В остальных случаях в пробе с ОГ значимых различий в стабилометрических показателях вертикальной устойчивости между тугоухими и нормально слышащими детьми получено не было. Однако во всех случаях прослеживается устойчивая тенденция к сниженному уровню вертикальной устойчивости у тугоухих детей.

Сравнительная характеристика стабиломе-трических показателей в пробе с закрытыми глазами показала значимое снижение уровня вертикальной устойчивости у тугоухих девочек всех возрастных групп (табл. 2). Так, в возрасте 7 лет тугоухие девочки показали достоверно сниженный уровень вертикальной устойчиво-

сти по показателям среднего разброса отклонения центра давления (р = 0,005) и площади эллипса статокинезиограммы (р = 0,005), а также тенденцию к снижению показателей средней скорости перемещения центра давления и качества функции равновесия. В возрастной группе

8 лет у тугоухих девочек отмечается снижение среднего разброса (среднего радиуса) отклонения центра давления (р = 0,028). В возрасте

9 лет тугоухие девочки отстают от нормально слышащих сверстниц по показателю КФР (р = 0,032), и наблюдается тенденция к снижению остальных изученных стабилометриче-ских показателей.

Таблица 2

ОЦЕНКА ВЕРТИКАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФОНОВОЙ ПРОБЫ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

Показатели Девочки Мальчики

контроль Me ^1; Q3), П = 20 тугоухость Me ^1; Q3), П = 10 р-уровень контроль Me ^1; Q3), П = 12 тугоухость Me ^1; Q3), п = 17 р-уровень

7 лет

R, мм 4,6 (3,8; 5,1) 7,6 (5,0; 8,4) 0,005 5,9 (4,5; 6,8) 6,3 (4,4; 8,9) 0,570

V, мм/с 13,8 17,3 0,061 15,1 16,5 0,675

(12,0; 16,4) (14,9; 21,3) (13,7; 20,6) (12,9; 27,2)

S, мм2 183,0 (113,0; 225,3) 373,6 (216,6; 614,0) 0,005 289,7 (177,5; 384,4) 365,8 (180,4; 746,3) 0,570

КФР, % 64,3 53,0 0,055 60,7 58,5 0,863

(54,1; 71,4) (42,3; 61,3) (45,5; 65,8) (32,7; 68,7)

8 лет

R, мм 5,1 (3,8; 7,4) 5,7 (3,5; 10,8) 0,028 5,3 (4,2; 6,7) 7,9 (5,4; 10,4) 0,028

V, мм/с 13,2 15,9 0,548 15,6 28,1 0,002

(11,1; 20,0) (9,9; 26,3) (12,4; 18,8) (16,5; 33,0)

S, мм2 205,4 338,8 0,456 226,7 577,1 0,017

(119,4; 309,6) (109,4; 1078,5) (144,2; 361,4) (260,1; 1021,2)

КФР, % 68,2 56,9 0,648 60,9 34,2 0,002

(43,3; 75,0) (33,4; 79,2) (49,8; 69,8) (23,0; 56,3)

9 лет

R, мм 4,2 (3,6; 5,7) 5,7 (4,3; 8,8) 0,069 4,1 (3,4; 5,7) 6,5 (4,0; 10,0) 0,093

V, мм/с 14,8 16,9 0,052 13,1 17,7 0,075

(10,8; 17,3) (14,7; 24,2) (10,6; 15,7) (12,4; 26,9)

S, мм2 160,6 287,2 0,060 126,4 386,1 0,114

(101,7; 260,5) (167,7; 766,0) (90,4; 291,6) (163,0; 899,9)

КФР, % 64,7 55,4 0,032 68,1 52,4 0,075

(56,7; 76,1) (40,0; 61,5) (60,2; 77,2) (32,5; 69,9)

При сравнении стабилометрических показателей тугоухих мальчиков и мальчиков контрольных групп 7 и 9 лет в пробе с ЗГ значимых различий получено не было. Можно лишь отметить тенденцию к снижению показателей вертикальной устойчивости у тугоухих мальчиков 9 лет. Достоверные отличия всех изученных стабилометрических показателей вертикальной устойчивости выявлены у мальчиков 8 лет. Так, у тугоухих мальчиков 8 лет отмечается значимое снижение уровня вертикальной устойчивости по всем стабилометрическим показателям в сравнении с их слышащими сверстниками.

ОЦЕНКА ВЕРТИКАЛЬНОЙ УСТОЙ ФОНОВОЙ ПРОБЫ СО СНИЖЕНИЕМ ПРО

Проведенная проба со снижением пропри-оцептивной чувствительности выявила достоверное снижение уровня вертикальной устойчивости у мальчиков и девочек с нарушением слуха 7 и 8 лет по всем стабилометрическим показателям, особенно выраженное у мальчиков, а также у тугоухих девочек 9 лет по показателям средней скорости перемещения центра давления (р = 0,020) и качества функции равновесия (р = 0,035), в сравнении с их слышащими сверстниками (табл. 3).

Анализ результатов исследования выявил снижение уровня вертикальной устойчивости

Таблица 3

ВОСТИ ДЕТЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РИОЦЕПТИВНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

Девочки Мальчики

Показатели контроль Me (Q1; Q3), n = 20 тугоухость Me (Q1; Q3), n = 10 р-уровень контроль Me (Q1; Q3), n = 12 тугоухость Me (Q1; Q3), n = 17 р-уровень

7 лет

R, мм 7,2 (6,0; 8,7) 9,4 (8,3; 11,7) 0,005 6,8 (6,2; 8,7) 12,8 (8,5; 18,1) <0,001

V, мм/с 20,2 28,9 0,002 24,9 39,1 0,013

(14,4; 25,2) (23,9; 34,9) (22,3; 28,3) (26,8; 62,0)

S, мм2 456,8 820,0 0,002 424,5 1527,3 0,001

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(312,6; 627,5) (576,5; 1264,0) (344,7; 649,5) (647,0; 2852,3)

КФР, % 44,8 (36,0; 31,8 0,002 33,8 22,3 0,027

62,5) (22,2; 36,5) (28,7; 38,5) (9,8; 32,1)

8 лет

R, мм 5,9 10,1 0,001 7,9 10,8 0,001

(4,9; 7,2) (7,8; 12,5) (6,9; 9,6) (9,6; 15,4)

V, мм/с 17,8 (13,7; 19,4) 24,5 (21,0; 32,5) 0,001 23,2 (20,4; 26,7) 36,1 (30,3; 46,4) <0,001

S, мм2 296,3 856,6 0,001 591,1 1059,6 0,001

(219,8; 394,6) (535,8; 1447,2) (461,6; 746,2) (796,7; 2008,9)

КФР, % 49,4 37,9 0,002 37,5 24,0 <0,001

(46,4; 65,1) (27,6; 46,5) (32,0; 45,3) (17,9; 31,9)

9 лет

R, мм 7,8 (5,4; 10,1) 8,3 (6,3; 9,9) 0,345 8,3 (6,8; 10,3) 8,7 (6,3; 12,0) 0,905

V, мм/с 20,4 25,1 0,020 20,4 24,2 0,152

(16,3; 23,9) (20,0; 30,5) (19,8; 22,8) (19,5; 34,5)

S, мм2 513,9 626,3 0,286 524,3 689,1 0,581

(271,3; 772,3) (361,7; 901,8) (408,0;859,5) (359,9; 1382,8)

КФР, % 45,6 34,9 0,035 44,1 36,3 0,236

(36,9; 56,8) (30,0; 44,3) (37,8; 45,5) (26,1; 49,8)

у тугоухих детей по всем основным показателям стабилометрии: среднему разбросу (среднему радиусу) отклонения центра давления, средней скорости перемещения центра давления, площади эллипса статокинезиограммы, качеству функции равновесия. В тех случаях, когда значимого снижения получено не было, присутствуют тенденции к снижению уровня вертикальной устойчивости у детей с нарушением слуха.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о наибольшем снижении устойчивости у тугоухих детей при снижении про-приоцептивной чувствительности. В данной пробе снижается импульсация от механоре-цепторов стопы и основная нагрузка по поддержанию равновесия ложится на зрительный и вестибулярный аппараты. Так как каких-либо патологий зрительного аппарата, которые могли бы привести к снижению вертикальной устойчивости, у данной выборки обследуемых обнаружено не было, можно предположить, что достоверное снижение уровня вертикальной устойчивости у тугоухих детей по сравнению с нормально слышащими при снижении проприоцептивной чувствительности связано в первую очередь с нарушением в функционировании вестибулярного аппарата. Данное предположение подтверждается и другими исследованиями [1-4, 8], которые также отмечали снижение функционирования вестибулярного аппарата у детей с нарушением слуха. Кроме того, снижение вертикальной устойчивости в данном случае может означать, что проприоцептивная система у тугоухих детей задействована в поддержании равновесия в большей степени, чем у нормально слышащих детей.

Ранее [9, 10-12] было показано, что вестибулярный анализатор в естественных условиях не является ведущим в поддержании равновесия и играет второстепенную роль, лишь допол-

няя зрительный и проприоцептивный анализаторы. Вероятно, именно поэтому нарушение вестибулярного аппарата у тугоухих детей не привело к значимому снижению вертикальной устойчивости в пробе с открытыми глазами. Нарушение в работе вестибулярного аппарата компенсируется в первую очередь повышенной чувствительностью проприоцептивной системы, которая и играет основную роль компенсаторных реакций организма в поддержании равновесия. Это подтверждается полученными в данном исследовании показателями снижения равновесия у тугоухих детей в сравнении с нормально слышащими в пробе со снижением проприоцептивной чувствительности.

При выключении зрительного анализатора в пробе с закрытыми глазами нагрузка по поддержанию равновесия ложится на вестибулярный аппарат и проприоцептивную систему. У тугоухих детей в данном случае основную нагрузку несет проприоцептивная система. Выключение зрительного анализатора у тугоухих детей не привело к столь же значимому снижению равновесия, как в пробе со снижением проприоцеп-тивной чувствительности. Следовательно, именно проприоцептивная система является главным компенсационным механизмом нарушенного вестибулярного аппарата у тугоухих детей.

Выводы:

1. Выключение зрительного анализатора приводит к значимому снижению уровня вертикальной устойчивости у тугоухих детей в сравнении с нормально слышащими сверстниками.

2. Наиболее выраженное снижение вертикальной устойчивости у тугоухих детей в сравнении с нормально слышащими ровесниками происходит при снижении проприоцептивной чувствительности.

3. Основным компенсационным механизмом нарушенного вестибулярного аппарата у тугоухих детей является проприоцептивная система.

Список литературы

1. Бабенкова Р.Д. Вопросы физического воспитания глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста // Дефектология. 1983. № 3. С. 21-29.

2. БайкинаН.Г. Влияние потери слуха на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков // АФК. 2002. № 4. С. 14-19.

3. БайкинаН.Г., СермеевБ.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих детей. М., 1991. 64 с.

4. Белостоцкая Е.М. Значение целенаправленного физического воспитания для развития детей с нарушениями слуха // Гигиенические основы физического воспитания и спорта детей и подростков. Таллин, 1995. С. 56-58.

5. Грибанов А.В., Шерстенникова А.К. Физиологические механизмы регуляции постурального баланса человека (обзор) // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биол. науки. 2013. № 4. С. 20-29.

6. Скворцов Д.В. Стабилометрическое исследование: крат. рук. М., 2010. 174 с.

7. Усачев В.И., Мохов Д.Е. Стабилометрия в постурологии: учеб. пособие. СПб., 2004. 20 с.

8. Какузин В.А. Статическое равновесие у глухих учащихся и его изменения в процессе физического воспитания: дис. ... канд. пед. наук. М., 1973. 122 с.

9. Гурфинкель В.С., Коц Я.М., ШикМ.Л. Регуляция позы человека. М., 1965. 256 с.

10. Гурфинкель В.С. Стабилизация положения тела - основная задача позной регуляции // Физиология человека. 1981. Т. 7, № 3. С. 400-410.

11. Левик Ю.С. Система внутреннего представления в управлении позой и движениями // Физиология мышц и мышечной деятельности: материалы III Всерос. шк.-конф., Москва, 1-4 февраля 2005. М., 2005. С. 53.

12. Nashner L.M., Peters J.F. Dynamic Posturography in the Diagnosis and Management of Dizziness and Balance Disorders // Neurol. Clin. 1990. Vol. 8, № 2. P. 331-349.

References

1. Babenkova R.D. Voprosy fizicheskogo vospitaniya glukhikh detey doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta [Physical Education of Deaf Preschool and Primary School Children]. Defektologiya, 1983, no. 3, pp. 21-29.

2. Baykina N.G. Vliyanie poteri slukha na adaptatsionnye i reabilitatsionnye protsessy glukhikh podrostkov [Impact of Hearing Loss on the Adaptation and Rehabilitation Processes in Deaf Teenagers]. Adaptivnayafizicheskaya kul 'tura, 2002, no. 4, pp. 14-19.

3. Baykina N.G., Sermeev B.V Fizicheskoe vospitanie v shkole glukhikh i slaboslyshashchikh detey [Physical Education in Schools for Deaf and Hard-of-Hearing Children]. Moscow, 1991. 64 p.

4. Belostotskaya E.M. Znachenie tselenapravlennogo fizicheskogo vospitaniya dlya razvitiya detey s narusheniyami slukha [The Importance of Directive Physical Education for the Development of Children with Hearing Disorders]. Gigienicheskie osnovy fizicheskogo vospitaniya i sporta detey i podrostkov [Hygienic Bases of Physical Education and Sport for Children and Adolescents]. Tallinn, 1995, pp. 56-58.

5. Gribanov A.V., Sherstennikova A.K. Fiziologicheskie mekhanizmy regulyatsii postural'nogo balansa cheloveka (obzor) [Physiological Mechanisms of Human Postural Balance Regulation (Review)]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Mediko-biologicheskie nauki, 2013, no. 4, pp. 20-29.

6. Skvortsov D.V. Stabilometricheskoe issledovanie [Stabilometry]. Moscow, 2010. 174 p.

7. Usachev VI., Mokhov D.E. Stabilometriya vposturologii [Stabilometry in Posturology]. St. Petersburg, 2004. 20 p.

8. Kakuzin V.A. Staticheskoe ravnovesie u glukhikh uchashchikhsya i ego izmeneniya v protsesse fizicheskogo vospitaniya: dis. ... kand. ped. nauk [Static Balance in Deaf Pupils and Its Changes in the Course of Physical Education: Cand. Ped. Sci. Diss.]. Moscow, 1973. 122 p.

9. Gurfinkel' V.S., Kots Ya.M., Shik M.L. Regulyatsiyapozy cheloveka [Regulation of Human Posture]. Moscow, 1965. 256 p.

10. Gurfinkel' V.S. Stabilizatsiya polozheniya tela - osnovnaya zadacha poznoy regulyatsii [Posture Stabilization Is the Main Task of Posture Regulation]. Fiziologiya cheloveka, 1981, vol. 7, no. 3, pp. 400-410.

11. Levik Yu.S. Sistema vnutrennego predstavleniya v upravlenii pozoy i dvizheniyami [The System of Internal Representation in Posture and Movement Control]. Fiziologiyamyshts i myshechnoy deyatel'nosti: materialyIII Vseros.

shk.-konf. [Physiology of Muscles and Muscle Activity: Proc. 3rd Russia-Wide Conf.]. Moscow, 1-4 February 2005. Moscow, 2005, p. 53.

12. Nashner L.M., Peters J.F. Dynamic Posturography in the Diagnosis and Management of Dizziness and Balance Disorders. Neurol. Clin., 1990, vol. 8, no. 2, pp. 331-349.

Danilova Raisa Ignatyevna

Integrated Safety Institute, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)

Sobolev Sergey Viktorovich

Postgraduate Student, Institute of Medical and Biological Research, Northern (Arctic) Federal University

named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)

FEATURES OF POSTURAL STABILITY IN DEAF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

According to numerous studies, about 6-8 % of the world's population have hearing disorders of some kind, 80 % of which account for sensorineural hearing loss. Around 2 % of the population have pronounced bilateral hearing loss; more than 13 million Russians suffer from sensorineural hearing loss. It is known that the physical development of school age children with hearing disorders is at a lower level compared to their hearing peers. Maintaining vertical position of the body is one of the most important factors of human life allowing one to actively interact with the environment. What is more, it is an active, dynamic process involving a number of body systems. To date, postural stability of this category of children has not been explored enough. In our study, we assessed postural stability in deaf children aged 7-9 years applying stabilometry and performed tests on the subjects with eyes open and closed as well as the test with reduced proprioceptive sensitivity using a foam rubber mat. The comparative analysis of the tests with eyes open and closed showed that vertical stability in deaf children is reduced and visual deprivation leads to a greater postural imbalance than in their healthy peers. The most significant differences were obtained during the test with reduced proprioceptive sensitivity. Presumably, hard-of-hearing children have certain vestibular disorders, their compensatory mechanism being the proprioceptive system.

Keyword: children, hearing impairment, hearing loss, vertical stability, balance, proprioception, stabilometry.

Контактная информация: Данилова Раиса Игнатьевна адрес: 163012, г. Архангельск, ул. Кутузова, д. 8;

e-mail: [email protected];

Соболев Сергей Викторович адрес: 163045, г. Архангельск, проезд Бадигина, д. 3;

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.