Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОМАНДЕ СХЛ "УРАЛГУФК"'

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОМАНДЕ СХЛ "УРАЛГУФК" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ ХОККЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ / КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТИРОВАНИЯ / STUDENT HOCKEY / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / TRAINING METHODOLOGY / CONTROL TESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаворонков Сергей Сергеевич, Каменев Олег Ренатович, Григоркин Сергей Михайлович, Дегтярев Александр Владимирович

В статье представлены организационно-методические особенности построения тренировочного и соревновательного процесса в студенческом хоккее на примере ХК «УралГУФК». Целью исследования является научное обоснование возможности повышения уровня спортивной подготовленности в условиях обучения в вузе хоккеистов-студентов. Профессорско-преподавательским составом кафедры теории и методики хоккея Уральского государственного университета физической культуры был организован учебно-тренировочный и соревновательный процесс студентов-хоккеистов. В течение сезонов 2018-2019 гг. и 2019-2020 гг. была проведена оценка ее эффективности. В исследовании приняли участие 58 хоккеистов-студентов. Проведен анализ уровня физической подготовленности хоккеистов и динамики статистических командных показателей. Повышение уровня спортивной подготовленности в условиях обучения в вузе хоккеистов-студентов является решаемой задачей, может позволить обучающимся продолжить профессиональную спортивную карьеру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жаворонков Сергей Сергеевич, Каменев Олег Ренатович, Григоркин Сергей Михайлович, Дегтярев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PLANNING OF TRAINING AND COMPETITIVE PROCESS IN THE TEAM SHL "URALGUFK"

The article presents the organizational and methodological features of building up the training and competitive process in student hockey on the example of hockey team "UralGUFK". The purpose of the study is the scientific justification for the possibility of increasing the level of sports preparedness in the conditions of training at the university of hockey students. The teaching staff of the department of theory and methods of hockey of the Ural State University of Physical Culture organized the training and competitive process for hockey students. During the seasons 2018-2019 and 2019-2020 its effectiveness was evaluated. The investigation involved 58 hockey students. The level of physical fitness of hockey players and the dynamics of statistical team indicators were investigated. Raising the level of sports preparedness in the conditions of training at the university of hockey students is a solvable task that can allow students to continue their professional sports career.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОМАНДЕ СХЛ "УРАЛГУФК"»

5. Шамардин, А.А. Функциональные аспекты тренировки спортсменов / А.А. Шамардин, И.Н. Солопов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10-3. - С. 299-300.

6. Агафонова, М.Е. Опыт выполнения программы тренировок по функциональной подготовке на обучающих курсах по тактической стрельбе / М.Е. Агафонова // Прикладная спортивная наука. - 2015. - № 2. - С. 5-11.

REFERENCES

1. Efimov, V. (2018), "Special functional training of military personnel of the National Guard troops", Development of a training system for military specialists in the national guard forces of the Russian Federation: traditions and modernity, Perm Military Institute of the National Guard Troops, Perm, pp. 313-318.

2. Efimov, V. (2018), "Pedagogical aspects of special functional training". Russian Scientific and Practical Conference (with full-time participation). Humanitarian and socio-economic sciences: theory and practice, Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation, Perm, pp. 108-114.

3. Zelenin, L.A. (2013), "The influence of training simulators on the main features of sportsmen's nervous system", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 94-98.

4. Zelenin, L.A. (2014), Paired formation of the ability to equilibrium by means of a training set when training young athletes-canoeists, dissertation, Naberezhnye Chelny.

5. Shamardin, A.A. (2013), "Functional aspects of training athletes", Fundamental research, No. 10, pp. 299-300.

6. Agafonova, M.E. (2015), "Experience in the implementation of training programs for functional training in training courses in tactical shooting", Applied sports science, No. 2, pp. 5-11.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.06.2020

УДК 796.966

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОМАНДЕ СХЛ «УРАЛГУФК»

Сергей Сергеевич Жаворонков, преподаватель, главный тренерХК «УралГУФК», Олег Ренатович Каменев, старший преподаватель, спортивный менеджер ХК «УралГУФК», Сергей Михайлович Григоркин, доцент, заслуженный тренер России, Александр Владимирович Дегтярев, доцент, руководитель ХК «УралГУФК», Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Аннотация

В статье представлены организационно-методические особенности построения тренировочного и соревновательного процесса в студенческом хоккее на примере ХК «УралГУФК». Целью исследования является научное обоснование возможности повышения уровня спортивной подготовленности в условиях обучения в вузе хоккеистов-студентов. Профессорско-преподавательским составом кафедры теории и методики хоккея Уральского государственного университета физической культуры был организован учебно-тренировочный и соревновательный процесс студентов-хоккеистов. В течение сезонов 2018-2019 гг. и 2019-2020 гг. была проведена оценка ее эффективности. В исследовании приняли участие 58 хоккеистов-студентов. Проведен анализ уровня физической подготовленности хоккеистов и динамики статистических командных показателей. Повышение уровня спортивной подготовленности в условиях обучения в вузе хоккеистов-студентов является решаемой задачей, может позволить обучающимся продолжить профессиональную спортивную карьеру.

Ключевые слова: студенческий хоккей, педагогический эксперимент, методика подготовки, контрольные тестирования.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p109-115

FEATURES OF PLANNING OF TRAINING AND COMPETITIVE PROCESS IN THE

TEAM SHL "URALGUFK"

Sergey Sergeevich Zhavoronkov, the teacher, head coach of hockey team "UralGUFK", Oleg Renatovich Kamenev, the senior teacher, sports manager of hockey team "UralGUFK", Sergey Mikhailovich Grigorkin, the senior lecturer, honored coach of Russia, Alexander Vladimi-rovich Degtyarev, the senior lecturer, leader of hockey team "UralGUFK", Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Abstract

The article presents the organizational and methodological features of building up the training and competitive process in student hockey on the example of hockey team "UralGUFK". The purpose of the study is the scientific justification for the possibility of increasing the level of sports preparedness in the conditions of training at the university of hockey students. The teaching staff of the department of theory and methods of hockey of the Ural State University of Physical Culture organized the training and competitive process for hockey students. During the seasons 2018-2019 and 2019-2020 its effectiveness was evaluated. The investigation involved 58 hockey students. The level of physical fitness of hockey players and the dynamics of statistical team indicators were investigated. Raising the level of sports preparedness in the conditions of training at the university of hockey students is a solvable task that can allow students to continue their professional sports career.

Keywords: student hockey, pedagogical experiment, training methodology, control tests.

ВВЕДЕНИЕ

Студенческий спорт является одной из важнейших составляющих системы физической культуры, занимает пограничное положение между массовым спортом и спортом высших достижений, позволяет учащимся совершенствовать свои спортивные навыки и участвовать в соревнованиях без отрыва от образовательного процесса. После развала Советского Союза организованный студенческий хоккей в России по факту отсутствовал. Переломным моментом можно назвать 22 апреля 2016 года, когда президент Российской Федерации Владимир Путин провел заседание Совета по развитию физической культуры и спорта. Главной темой обсуждения явилось развитие российского хоккея, инфраструктуры, строительство стадионов для студенческих команд. Итогом заседания стало принятие перечня поручений (ПР-905, пункт 1Г), был запущен процесс создания Студенческой хоккейной лиги (СХЛ). На данный момент проведено четыре полноценных сезона СХЛ, объединившей под своими знаменами студенческие команды по всей России. Студенческий хоккей на данном этапе находится в поиске своего места в системе российского хоккея. В перспективе, при должном уровне финансирования, материально-технического обеспечения и наличии кадров на местах, СХЛ может встроиться в систему молодежного хоккея или же по аналогии с США превратиться в самостоятельный проект любительского хоккея, повышающий престиж учебных заведений и позволяющий спортсменам сократить свои расходы на обучение в вузе [4; 5].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью исследования было создание методики подготовки хоккеистов, обучающихся в высшем учебном заведении. Исследование проводилось в течение соревновательного сезона 2018-2019 гг. и 2019-2020 гг. на базе сборной студенческой команды «Урал-ГУФК», представляющей Уральский государственный университет физической культуры в Первенстве Студенческой хоккейной лиги (2018-2019), Чемпионате Студенческой хоккейной лиги (2019-2020) Открытом Чемпионате города Челябинска в дивизионе «Мастер» и на Универсиаде Челябинской области. Профессорско-преподавательским составом кафедры теории и методики хоккея Уральского государственного университета

физической культуры был организован учебно-тренировочный и соревновательный процесс студентов-хоккеистов. В течение сезонов 2018-2019 гг. и 2019-2020 гг. была проведена экспериментальная оценка ее эффективности. В исследовании приняли участие 58 хоккеистов-студентов.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Планирование процесса спортивной подготовки хоккеистов студенческой команды «УралГУФК» осуществлялось на основе следующих документов: расписание учебных занятий университета, календарь Чемпионата Студенческой хоккейной лиги, календарь Открытого Чемпионата города Челябинска, календарь Универсиады образовательных организаций высшего образования Челябинской области.

Одной из отличительных особенностей тренировочного процесса команды «Урал-ГУФК» стало значительное снижение тренировочных нагрузок на подготовительном этапе. Также была изменена направленность тренировочного процесса на данном этапе, отсутствовал уклон в сторону развития уровня физической подготовленности, упор делался на техническую подготовку. Такой подход в кратковременной перспективе повлек за собой достаточно тяжелый старт в соревнованиях, однако по ходу сезона полностью оправдал себя [3]. В таблице 1 представлена динамика объемов тренировочных и соревновательных нагрузок годичном цикле подготовки хоккеистов команды «УралГУФК».

Таблица 1 - Динамика объемов тренировочных и соревновательных нагрузок годичном цикле подготовки хоккеистов команды «УралГУФК»_

Параметры и виды нагрузок Периоды

Подготовительный Соревновательный Переходный

Первый соревновательный этап Второй соревновательный этап

час % час % час % час %

Соревновательная - - 147 49 28 47 - -

Кол-во игр - - 49 - 10 - - -

Тренировочная 15 100 153 51 32 53 15 100

Кол-во тренировочных дней 10 - 101 - 15 - 10 -

Кол-во тренировочных занятий 12 - 101 - 30 - 10 -

Объем тренировочной нагрузки на один день 1,5 - 1,5 - 2,1 - 1,5 -

Специфическая 10 67 124 81 28 87,5 10 66

Неспецифическая 5 33 29 19 4 22,5 5 34

Объем суммарной нагрузки 15 - 300 - 60 - 15 -

Суммарная нагрузка на один день 1,5 - 2 - 2,4 - 1,5 -

Основным структурным элементом в рамках подготовки к матчам СХЛ на первом соревновательном этапе (регулярный чемпионат) стал подводящий микроцикл (таблица 2).

Таблица 2 - Содержание подводящего микроцикла первого соревновательного этапа

№ дня Содержание Продолжительность занятия, мин Направленность занятия

1 1) Лед (высокая моторная плотность занятия, короткие паузы, длинные прокаты на упражнениях, единоборства) 90 СФП

2) Зал (тренажерный зал по станциям, непредельные веса) 45 Скоростно-силовая подготовка

2 Учебно-тренировочная игра 120 Физическая, технико-тактическая подготовка

3 День самостоятельной подготовки

4 1) Лед (взаимодействие в тройках и парах, упражнения 1х0, 2х1, 3х2, игра в формате 5на5; короткие по времени упражнения в субмаксимальной зоне мощности) 90 Тактическая, технико-тактическая

2) Зал (упражнения на баланс, без отягощений, на растяжку) 30 Физическая подготовка

5 1) Лед (Большинство-меньшинство, выходы из зоны, тактические построения в атаке и обороне) 75 Тактическая

2) Тактическое занятие (разбор соперника, видеопросмотр) 30 Теоретическая

6 Игра СХЛ

7 Игра СХЛ

Всего в регулярном Чемпионате СХЛ 2019-2020 каждая команда играет 16 спаренных матчей, т. е. потребуется 8 подводящих микроциклов в сезоне, без учета матчей плей-офф. После проведения спаренных игр Чемпионата СХЛ проводился восстановительный микроцикл (таблица 3).

Таблица 3 - Содержание восстановительного микроцикла соревновательного этапа.

№ дня Содержание Продолжительность занятия, мин Направленность занятия

1 Плавание в бассейне 45 Аэробная

2 День самостоятельной подготовки

3 Зал (спортивные игры) 60 ОФП

Основной задачей данного микроцикла является восстановление физических и моральных сил игроков команды, занятия на льду не проводились в целях отвлечения от основной соревновательной деятельности.

Далее следовал ординарный микроцикл, основной функцией было поддержание физической формы и технико-тактической подготовки на должном уровне (таблица 4).

Таблица 4 - Содержание ординарного микроцикла соревновательного этапа

№ дня Содержание Продолжительность занятия, мин Направленность занятия

1 Лед 90 Комплексная подготовка

2 Выходной

3 Товарищеская игра 120 Комплексная подготовка (преобладает направленность на становление спортивной формы)

4 Выходной

5 Контрольная игра 120 Комплексная подготовка (преобладает тактическая подготовка)

Таким образом, на первом соревновательном этапе тренировочный процесс представлял собой планомерное чередование ординарных, подводящих и соревновательных микроциклов.

В рамках подготовки ко второму этапу соревнований, играм плей-офф, был проведен специально-подготовительный микроцикл, состоящий из последовательно проведенных ординарного, ударного, восстановительного и подводящего микроциклов. Был значительно увеличен объем ледовой подготовки, в подводящем микроцикле из семи тренировочных дней шесть включали в себя занятия на льду [1; 2]. Ординарный и удар -ный микроциклы решали задачи становления спортивной формы, восстановительный микроцикл позволил хоккеистам выйти из-под нагрузки, а в подводящем уже решались задачи непосредственно тактической и технико-тактической направленности. В течение специально-подготовительного микроцикла было проведено 5 контрольных матчей с командами ЮХЛ, выпускными годами спортивных школ г. Челябинска.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для получения объективной оценки уровня спортивной подготовки хоккеистов команды «УралГУФК» до и после эксперимента одновременно проводилось исследование уровня физической подготовленности хоккеистов и исследование динамики статистических командных показателей.

В процессе теоретического анализа были отобраны педагогические тесты, включенные в Национальную программу подготовки хоккеистов «Красная машина», позволяющие дать оценку уровня развития различных сторон физических способностей хоккеистов-студентов.

Тесты, позволяющие оценить уровень специальной физической подготовки:

1. Бег на коньках 30 м.

2. Бег на коньках по малой восьмерке.

3. Бег на коньках челночный 5 х 54 м.

Тесты, позволяющие оценить уровень общей физической подготовки:

1. Без 30 м с высокого старта.

2. Подтягивания на перекладине.

3. Приседания со штангой.

В таблице 5 отображены результаты тестирований на уровень общей и специальной физической подготовленности хоккеистов-студентов команды «УралГУФК».

Таблица 5 - Динамика результатов в контрольных тестированиях у контрольной и экспериментальной групп_

Тесты Группы До эксперимента После эксперимента Р

х±т X±т

Бег на коньках 30 м, с ЭГ 4,37±0,009 4,01±0,007 < 0,05

КГ 4,33±0,011 4,29±0,015 > 0,05

Р > 0,05 < 0,05 -

Бег на коньках по малой восьмерке, с ЭГ 24,98±1,12 21,58±0,87 < 0,05

КГ 24,80±0,95 23,89±1,11 > 0,05

Р > 0,05 < 0,05 -

Бег на коньках челночный 5х54 м, с ЭГ 46,31±2,12 43,41±1,72 < 0,05

КГ 46,25±3,17 45,94±2,69 > 0,05

Р > 0,05 < 0,05 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Без 30 м с высокого старта, с ЭГ 4,93±0,0067 4,39±0,0031 < 0,05

КГ 4,95±0,0035 4,88±0,0122 > 0,05

Р > 0,05 < 0,05 -

Подтягивания на перекладине ЭГ 13,4±3,1 16,1±2,4 < 0,05

КГ 13,9±2,2 14,1±3,2 > 0,05

Р > 0,05 < 0,05 -

Приседания со штангой ЭГ 11,67±1,23 16,97±2,31 < 0,05

КГ 12,65±1,71 13,51±0,97 > 0,05

Р > 0,05 < 0,05 -

Примечание: р - уровень статистической значимости; х - средняя арифметическая; т - ошибка средних арифметических; ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа.

Из таблицы 5 следует, что во всех контрольных испытаниях хоккеисты экспериментальной группы достоверно улучшили свои результаты (р <0,05), в то время как динамика результатов в контрольной группе была статистически незначима (р >0,05).

Таким образом, было установлено, что хоккеисты-студенты экспериментальной группы показали достоверный прирост показателей уровня физической подготовленности, что позволило им сохранять спортивную форму на протяжении сезона, адекватно воспринимать нагрузку и самое главное подойти к играм плей-офф в состоянии высокой физической готовности.

Параллельно с исследованием уровня физической подготовленности с целью определения эффективности организации тренировочного процесса команды УралГУФК был проведен анализ и фиксация статистических командных показателей.

Данное исследование должно было позволить оценить степень тактической обу-ченности игроков команды, их технико-тактическое мастерство, так как для выполнения задач, поставленных на сезон, успешного выступления в плей-офф требовалась не только высокая физическая готовность, но и умение переиграть соперника, менять тактику по ходу игру в соответствии с установкой тренера.

В таблице 6 представлена динамика статистических командных показателей студенческой команды «УралГУФК», являющихся критически важными для успешного выступления в плей-офф (%Б - процент реализованных численных преимуществ; %М -процент нереализованных численных преимуществ соперника; %БВ - процент реализации бросков в створ). Игра в численных неравенствах имеет огромное значение на исход матча и в регулярном чемпионате, но в плей-офф значимость данного аспекта возрастает многократно.

Таблица 6 - Динамика статистических командных показателей студенческой команды «УралГУФК» в течение эксперимента_

Статистические командные показатели До эксперимента После эксперимента p

x ±m x±m

%Б 13,5±1,01 24,3±0,96 <0,05

%М 77,2±2,45 92,4±1,39 <0,05

%БВ 3,6±0,21 12,2±0,38 <0,05

Примечание: %Б - процент реализованных численных преимуществ; %М - процент нереализованных численных преимуществ соперника; %БВ - процент реализации бросков в створ р - уровень статистической значимости; х - средняя арифметическая; т - ошибка средних арифметических.

Анализируя результаты, представленные в таблице 6, можно сделать вывод о том, что студенческая команда «УралГУФК» по окончании эксперимента значительно улучшила все исследуемые командные статистические показатели и, как следствие, к матчам первого раунда серии плей-офф подошла с оптимальным уровнем тактической подготовленности. Основным фактором, позволяющим утверждать об эффективности тренировочного процесса, организованного на базе кафедры теории и методики хоккея и футбола Уральского государственного университета физической культуры, являются бронзовые медали Чемпионата СХЛ 2019-2020 гг. и золотые медали Первенства СХЛ сезона 20182019 гг. В течение соревновательного сезона 2019-2020 гг. нападающий ХК «УралГУФК» Драгунов А. Г. подписал контракт с командой МХЛ «Сарматы» г. Оренбург, ряд игроков получили предложения пройти просмотр в клубах МХЛ в следующем сезоне.

В процессе обучения в вузе и выступления за студенческую команду игроки Куда-шев О. О., Ложкин А. С., Котов П. И., Кораблев Д. С., Толмачев Д. К., Мыльников А. И., Беллер, Я. Ю. официально начали тренерскую карьеру в спортивных школах г. Челябинска.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жаворонков, С.С. Лонгитюдное исследование скоростных способностей юных хоккеистов / С. С. Жаворонков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 94-97.

2. Жаворонков, С. С. Методика развития скоростных способностей у юных хоккеистов на этапе начальной специализации в годичном цикле подготовки / С. С. Жаворонков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 100-105.

3. Жаворонков, С.С. Экспертная оценка проявления скоростных способностей юных хоккеистов в соревновательной деятельности / С.С. Жаворонков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 75-77.

4. Особенности изменения анаэробной работоспособности и морфофункциональных параметров у хоккеистов в соревновательном периоде / Ф. А. Мавлиев, А. С. Назаренко, А. Х. Валиа-хметов, В. Е. Андреев // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 3. - С. 78-83.

5. Чичелов, И.А. Повышение спортивной квалификации хоккеистов в условиях образовательного процесса в вузе / И.А. Чичелов, Л.В. Михно, А.В. Точицкий // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 218-222.

REFERENCES

1. Zhavoronkov, S.S., (2018), "Longitude research of speed abilities of young hockey players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (158), pp. 94-97.

2. Zhavoronkov, S.S., (2018), "Methods for young hockey players speed abilities development at the primary specialization stage in one-year training cycle", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 100-105.

3. Zhavoronkov, S.S., (2018), "Expert assessment of young players speed abilities in competitive activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (159), pp. 75-77.

4. Mavliev, F. A., (2019), "Features of changes in anaerobic performance and morphofunctional parameters of hockey players in the competitive period", Physical education, sport - sciences and practice, No. 3, pp. 78-83.

5. Chichelov, I. A., (2017), "Increasing of hockey players sport qualification in terms of educational process at the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (143), pp. 218222.

Контактная информация: [email protected], [email protected], grigorkiny @mail. ru, goalkiper-29 @mail. ru

Статья поступила в редакцию 24.06.2020

УДК 796.922.093.642

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК БИАТЛОНИСТОВ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Николай Степанович Загурский, кандидат педагогических наук, профессор, Яна Сергеевна Романова, кандидат педагогических наук, заслуженный мастер спорта, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Аннотация

В статье проведен анализ параметров объема и интенсивности тренировочных нагрузок у биатлонисток этапа высшего спортивного мастерства (спортсменок юниорских, резервных и основных сборных команд), показано соотношение основных средств и динамика изменения интенсивности циклической нагрузки в годичном цикле тренировки. Представлена динамика результатов выступления сборной команды России на международных стартах за период 2000-2020 гг.

Ключевые слова: биатлон, тренировочные и соревновательные нагрузки, средства тренировки, биатлонисты этапа высшего спортивного мастерства, юноши, юниоры, интенсивность нагрузки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p115-118

STRUCTURE AND CONTENTS OF TRAINING LOADS OF BIATHLETES ON THE STAGE OF HIGHER SPORTS MASTERY

Nikolay Stepanovich Zagursky, the candidate of pedagogical sciences, professor, Yana Ser-geevna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, Honored Master of Sports, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk

Abstract

The article analyzes the parameters of the volume and intensity of training loads for biathletes at the stage of higher sports skills (athletes of junior, reserve and main teams), it shows the ratio of the fixed assets and the dynamics of changes in the intensity of the cyclic load in the annual training cycle. The dynamics of the results of the performance of the Russian national team at international starts for the period 2000-2020 is presented.

Keywords: biathlon, training and competitive loads, training aids, biathletes of the stage of higher sportsmanship, young men, juniors, load intensity.

Актуальность и проблема исследования определяются отсутствием видимой преемственности между спортивными сборными командами России по биатлону юниорского, резервного и основного состава. Проблема недостаточно высокой скорости передви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.