реализации и саморазвития. Направленность педагога на развитие своих профессиональных способностей и на достижение как можно лучших результатов - необходимое условие приобретения смысла ценности. Педагогическая рефлексия является проявлением зрелости педагога и в то же время критерием уровня развития его технологической компетентности. Это критическое переосмысление педагогом своих интеллектуальных возможностей: отказ от стереотипных решений в пользу решений творческих. Педагогическая рефлексия является стимулом формирования творческого подхода к своей профессиональной деятельности. Это совокупность представлений, оснований для оценки профессиональной деятельности, ориентации в ней, дифференциации объектов по их значимости. Ценностно-смысловой компонент выступает смыслооб-разующим фактором профессиональной деятельности; раскрывает идеальные цели, смыслы, отношения, с помощью которых педагог определяет для себя предназначение профессиональной деятельности, смысл жизнедеятельности и на основе которых формируются мотивы и приоритеты его профессиональной деятельности.
Ценностные ориентации выражают внутреннюю основу отношений личности к действительности. Они отражают ее представления о целях деятельности и средствах их достижения и тем самым становятся важным источником развития последующей жизнедеятельности в целом.
Таким образом, мы выделяем три компонента технологической компетентности: когнитивный, деятельностный и ценностно-смысловой. Содержательное наполнение каждого из обозначенных компонентов и критерии их сформированности являются предметом дальнейшего исследования.
Примечания
1. Смятских А. А, Туркина Т. Ж. Развитие профессиональной компетентности педагога. М., 2000. 186 с.
2. Манько Н. Н. Технологическая компетентность педагога // Школьные технологии. 2002. № 5. С. 33-41.
3. Никифорова Е. И. Формирование технологической компетентности учителя в системе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2007. 242 с.
4. Смятских А. А, Туркина Т. Ж. Указ. соч.
5. Гребенкина А. К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного профессионального образования: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000. 441 с.
6. Аопанова Е. В., Аонская А. В. Технологическая компетентность педагога. Секреты педагогического мастерства / под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск, ЦРНС - Изд-во «СИБПРИНТ», 2009. С. 42-69.
7. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Сов. энцикл., 1991. Т. 1. С. 589.
8. Маркова А. К. Психологический анализ профессиональности учителя // Сов. педагогика. 1990. № 8. С. 82-88.
9. Ермаков Д. Компетентность в решении проблем // Школьные технологии. 2005. № 5. С. 87-93.
УДК 73.01
Г. А. Гущина
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА -
БУДУЩЕГО ЭКОНОМИСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
В данной статье раскрыта актуальность проблемы формирования профессиональной культуры учащихся вузов, даны некоторые понятия профессиональных и социальных норм, определены характеристики личности на разных этапах профессионального становления, представлена примерная модель выпускника вуза - будущего экономиста.
The article reveals the actuality of modeling and training future economists for their professional activities in context with forming their professional culture. The author characterizes personality on different stages of professional formation and presents an approximate model of a graduating economy student.
Ключевые слова: формирование, профессиональная культура, будущий экономист, становление личности, профессиональное образование.
Keywords: formation, professional culture, future economist, development of personality, professional education.
Российское общество в настоящее время испытывает определенные трудности, связанные с мировым экономическим кризисом, поэтому мы должны учитывать возрастание значимости системы профессионального образования как социального института по воспроизводству профессионалов особого типа, способных эффективно работать в новых экономических условиях. Информационный подъем, формирование рыночных отношений в мире труда, сложные экономические условия требуют подготовки человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, среди которых выбор образовательной траектории в соответствии с представлениями о будущей профессии, выбор наиболее целесообразного для будущего трудоустройства, содержания подготовки, способность самостоятельно ориентироваться в мире информации, быстро восполнять пробелы в знаниях, умение адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности [1].
Современные педагоги, работающие в системе экономического образования, преподаватели вузов испытывают насущную потребность в системном обновлении фундаментальных мировоззренческих основ своего профессионального инструментария, эффективном внедрении прогрес-
© Гущина Г. А., 2009
сивных подходов в комплексный процесс разностороннего развития личности сегодняшнего студента - потенциального гражданина всемирного содружества людей второй половины наступившего столетия [2].
Разработка фундаментальных педагогических исследований, посвящённых проблемам естественно-гармоничного «вхождения» личности в профессиональный социум экономических знаний постиндустриального периода ориентирована в прогрессивных развивающих системах на общественно-образовательные стандарты нового поколения, единые образовательные пространства и определенные качества личности [3]. По существу, это представляет собой реальный образовательный ценностный ориентир экономического образования как доминанту геополитического контекста культуры и личности homo sapiens neus.
Формирование профессиональной культуры, ведущей к реальным социальным отношениям, предполагает, что будущий экономист будет по-настоящему «обладать знанием «социального организма», а значит, «понимать социально-экономические, общественные, политические отношения, уметь ориентироваться в профессиональных и общественных процессах и отношениях» [4]. Он будет способен вносить дельные предложения по улучшению существующей системы, сможет решать стоящие перед ним профессиональные задачи, а не перекладывать их на других.
В нашем исследовании мы определили профессиональную культуру экономиста как определенную, сложившуюся совокупность принципов, приемов, методов осуществления профессиональной деятельности ее субъектами в соответствии с системой профессионально-этических норм, которая представлена как внутренне содержащиеся и внешне проявляемые нормы, определяющие поведение личности в профессиональной среде.
Процесс формирования профессиональной культуры, по нашему мнению, более эффективно будет происходить через усвоение определенной системы профессионально-этических норм и характеризоваться специфической формой взаимодействия всех элементов системы обучения и воспитания учебного заведения. Эти взаимодействия исследованы нами различным образом:
- через содержание учебных планов и программ;
- последовательность изучения циклов дисциплин;
- сочетание различных форм проведения занятий;
- интенсивность использования в процессе обучения новых образовательных технологий;
- проведение деловых игр;
- организацию профессиональных проб и их рефлексивного анализа;
- организацию различных видов практики обучаемых;
- содержание и организацию защиты выпускных квалификационных работ;
- проведение итоговой аттестации.
В сложившейся рыночной ситуации уровень профессиональной культуры будет влиять на процесс трудоустройства и адаптации выпускников вуза, иметь большее значение в период его обучения и после его окончания. Поэтому эффективность сочетания теоретической и практической компонент с предварительным трудоустройством и адаптацией обучающихся является важным элементом в формировании профессиональной культуры выпускника - будущего экономиста, который практически реализуется через значительные маркетинговые усилия организаторов учебного процесса.
Теоретическая компонента реализуется также посредством получения на учебных занятиях информации о характере основных ролей и функций, выполняемых человеком, занимающим определенную должность. Освоение роли экономиста путем проведения деловых игр, профессиональных проб, организация практики - это практическая компонента, а также частичная трудовая занятость, которая имеет место на старших курсах обучения (предварительное трудоустройство и адаптация), привлечение к учебной деятельности вуза практиков, работающих на предприятии.
Для успешного формирования профессиональной культуры будущих экономистов целесообразно представить образ выпускника в виде модели. Под моделированием в педагогике принято понимать метод познавательной и практической деятельности, позволяющий адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты педагогического процесса, получить и использовать новую информацию о настоящем и будущем состоянии, закономерностях и тенденциях функционирования и развития этого процесса
[5].
Основополагающим в большинстве современных моделей профессиональной культуры, представленных зарубежными учеными, является понятие «профессиональная этика». Многими международными организациями, объединяющими профессионалов, разработаны рекомендации по этическим нормам различных профессий, которые призваны способствовать выработке и внедрению скоординированных и взаимосвязанных стандартов профессиональной этики и повышению их однородности в разных
странах мира. Среди профессионалов экономических специальностей чаще называются следующие: честность; объективность; профессиональная компетентность и должная тщательность; конфиденциальность; профессиональность поведения [6].
Существенные отличия в трудах различных научных школ обнаруживаются при рассмотрении учеными личностной составляющей образа выпускника вуза - будущего экономиста. В качестве причин этого следует назвать специфику профессии и мировоззренческие установки, ориентирующие на выполнение определенной социальной функции [7].
При описании «профессиональной» составляющей модели выпускника вуза, помимо квалификационных требований, многие ученые используют следующие характеристики личности: инициативность, самоорганизация, саморегуляция, что указывает на уровень овладения выпускником профессиональными нормами [8].
Модель выпускника вуза - будущего экономиста является довольно емким и многообразным понятием. Она может быть определена, по нашему мнению, разными способами:
1) совокупность определяющих знаний и навыков, полученных в процессе обучения;
2) информационный массив, активное усвоение которого необходимо для эффективной работы на предприятии;
3) система обучения, позволяющая выпускнику успешно реализовывать все виды деловых (производственных) контактов со средой (информационной, технологической, кадровой и др.);
4) детальное описание всех интеллектуально-профессиональных и социально-психологических качеств выпускника вуза;
5) формализованный перечень всех должностных функций и обязанностей;
6) система навыков, позволяющих решать стандартные и нестандартные ситуации, возникающие в ходе производственной деятельности;
7) описание качеств личности преуспевающего профессионала: его возраст, пол, образование, стаж работы по специальности, владение современными информационными технологиями, знание иностранных языков и т. д.;
8) отображение процесса взаимодействия определенных типов обучаемых с профессионально значимой средой;
9) уровень усвоения системы профессионально-этических норм, принятых в данной профессиональной среде.
Следовательно, модель выпускника вуза может рассматриваться как «своеобразный отпечаток воздействия на человека различных условий, групп факторов» [9], в первую очередь связанных с профессиональным становлением.
Целесообразно проинтерпретировать модель выпускника вуза как некий определенный образ. Для того чтобы выстроить модель выпускника вуза, нам представилось необходимым очертить круг факторов, которые влияют на формирование профессиональной культуры, и выделить среди них те, на которые можно реально воздействовать.
Первая группа факторов связана с уровнем культуры абитуриента:
- врожденными способностями;
- социально-психологической обстановкой в семье, где воспитывался ребенок;
- уровнем жизни;
- фактором «довузовского» воспитания и образования;
- качествами личности;
- наклонностями и устремлениями, сформировавшимися до поступления в вуз.
Очевидно, что перечисленная группа факторов практически выпадает из числа управляемых.
Вторая группа факторов начинает воздействовать во время обучения студента:
- уровень развития профессиональной культуры вуза;
- эффективность отбора абитуриентов;
- потенциал вуза;
- содержание и организация учебного процесса;
- степень использования передовых технологий обучения;
- профессионально значимая среда вуза;
- помощь молодому специалисту в адаптации к новым условиям профессиональной среды предприятия.
И, наконец, третья группа - это малоуправ-ляемые факторы воздействия на человека после окончания учебного заведения:
- уровень развития организационной культуры предприятия;
- профессиональные консультации молодых специалистов, организованная адаптация и некоторые другие.
Таким образом, решая вопрос о построении модели выпускника вуза, прежде всего приходится делать упор на вторую группу перечисленных факторов. Здесь можно говорить и о модели абитуриента, и о модели выпускника вуза, и, наконец, о модели профессионала, работающего на предприятии.
Создание модели выпускника, по нашему мнению, должно строиться в том числе и на основе предварительного анализа требований предприятия к данной профессии, то есть анализа про-фессиограмм. Отечественная и зарубежная практика показала, что такой анализ наиболее эффективен, если он производится на основе по-
строения и интерполяции межотраслевых балансов кадров с различным уровнем образования [10].
Таким образом, модель выпускника должна служить основой для формирования профессиональной культуры в вузе, наравне с учетом требований государственных стандартов, возможностей и ограничений системы образования, требований предприятий к уровню профессиональной культуры выпускника, а также «входных характеристик» абитуриентов. Такая модель должна быть динамичной, с постоянной возможностью корректировки в соответствии с изменениями в отраслях экономики. Для обеспечения актуальности модели скорость ее обновления должна быть не меньше скорости изменения факторов, ее определяющих.
Примечания
1. Попков В. А, Коржуев А. В. Очерки прикладной методологии процесса вузовского обучения. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 352.
2. Скок Г. Б. К проблеме качества образования: концепции, проблемы оценки, управление: тез. Все-рос. науч.-практ. конф. Новосибирск, 1998. 23 с.
3. Там же.
4. Богданов А. А. Вопросы социализма: работы разных лет. М.: Полит. лит., 1990. С. 67.
5. Уемов А. И. Логические основы метода моделирования. М.: Мысль, 1971. 215 с.
6. Попков В. А., Коржуев А. В. Указ. соч.
7. Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 215 с.
8. Попков В. А, Коржуев А. В. Указ. соч.
9. Уемов А. И. Указ. соч. С. 45.
10. Скок Г. Б. Указ. соч.