УДК 378 (13.00.08)
Г. Н. Курбонова
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ и интеграции учебных ДИСЦИПЛИН В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Компетенции в профессиональном образовании рассматриваются как главные целевые установки в реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. В построении компетентностной модели профессиональной подготовки выпускника они выступают в качестве интегрирующего начала. Реализация компетентностной модели на основе взаимодействия и интеграции учебных дисциплин в подготовке учителя музыки актуализирует вопрос о содержании и особенностях данных процессов.
Ключевые слова: компетентностная модель, взаимодействие дисциплин, интеграция дисциплин.
Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в системе высшего профессионального образования определила ряд вопросов, требующих анализа, обмена педагогическим опытом, дальнейшего научного осмысления.
ФГОС определяют комплекс компетенций, которыми должен овладеть бакалавр направления подготовки «Педагогическое образование» по профилю «Музыка». В этот комплекс входят компетенции разных уровней: общекультурного и профессионального. Специальные компетенции, которые отсутствуют в стандарте, определяются самостоятельно научно-педагогическим составом выпускающих кафедр. Этот факт имеет большое значение, поскольку каждая выпускающая кафедра получила возможность самостоятельно формулировать специальные компетенции. Свобода, предоставленная вузам в определении специальных компетенций, налагает огромную ответственность на выпускающие кафедры за конечный результат. В качестве ориентиров выступает существующая педагогическая практика и многолетний опыт подготовки специалистов у профессорско-преподавательского состава кафедр. Важно отметить, что на данном этапе отсутствуют профессиональные стандарты, которые легли бы в основу образовательных стандартов и тем самым обеспечили преемственность, в том числе в части определения специальных компетенций бакалавров. Правомерно, что между преподавателями разных вузов, осуществляющих подготовку бакалавров по профилю «Музыка», нет единства в определении перечня и содержания специальных компетенций.
Согласно нормативным документам, методическим рекомендациям выпускающей кафедрой, преподавателями дисциплин, формирующих данную компетенцию, разрабатываются содержание и сущностные характеристики конкретной компетенции выпускника и указывается, с помощью какого содержания, образовательных технологий и т. п. можно ее формировать в условиях университета.
На основании сформулированных в ФГОС и дополнительных (специальных) компетенций выпу-
скающая кафедра разрабатывает компетентност-ную модель подготовки выпускника. Она должна отражать всевозможные линии междисциплинарного взаимодействия, направленность на формирование профессиональных компетенций, открытость к изменениям, которые могут происходить с учетом мнения работодателей, установления дополнительных квалификационных характеристик и профессионально значимых качеств.
Как утверждает Т. В. Тарбокова, для разработки модели дидактической системы необходимо выявить педагогические условия, способствующие эффективной подготовке студентов. «Модель дидактической системы включает ГОС, цели и результат обучения, учебный материал, преподавателя, студента, педагогические условия трех иерархически соподчиненных уровней: 1) методологические, 2) методические, 3) содержательно-организационные и мотивационно-волевые» [1]. В данной статье рассмотрен методологический уровень как базовый в построении компетентностной модели.
«Взаимодействие - философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. .. .Взаимодействие находится в глубокой связи с понятием структуры. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности» [2].
Взаимодействие учебных дисциплин выступает регулирующим и одновременно управляющим фактором, определяющим качество подготовки бакалавров. Предметом взаимодействия преподавателей разных учебных дисциплин становится процесс формирования профессиональной компетентности выпускников (рисунок).
Вопрос о соотнесении (сопряжении) учебных дисциплин и формируемых ими компетенций является принципиальным. Конкретная компетенция может формироваться разными дисциплинами и на протяжении всего периода обучения студента в вузе. Например, обратимся к такой общекультур-
Модель взаимодействия учебных дисциплин
ной компетенции, как «владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее решения». Практически любая учебная дисциплина способна ориентировать свое содержание на формирование данной компетенции. Возникают новые трудности, обусловленные необходимостью единого толкования конкретной компетенции педагогами, работающими со студентами одной группы, но преподающими разные дисциплины. Для этого мало быть компетентным профессионалом в своей области, необходимо установление единства в понимании содержания профессиональных компетенций с учетом профиля подготовки будущих выпускников в процессе их формирования. Достижение такого единства возможно лишь в диалоге, сотрудничестве, взаимодействии преподавателей, работающих на разных кафедрах. Решение видится в проведении методологических и методических межкафедральных семинаров с участием преподавателей философии, культурологии, психологии, методологии, а также музыкальных дисциплин, где состоится обмен не только информацией, но и смыслами о содержании и сущностных характеристиках профессиональных компетенций.
Особое внимание следует уделить проблеме интеграции учебных дисциплин. В данном случае речь идет об интеграции музыкально-исполнительских дисциплин, поскольку для понимания интеграции как процесса, заданного самой природой материального мира, важно найти основание в природе интегрируемых явлений.
Специфика видов музыкального исполнительства предопределила узкодисциплинарный подход в преподавании, что мешает будущим педагогам-музыкантам осознать их глубинное родство. В процессе подготовки музыкально-исполнительские
дисциплины ведутся индивидуально, разными педагогами, причем студенты одновременно осваивают такие виды музыкально-исполнительской деятельности, как инструментальное исполнительство, вокально-хоровое и дирижерское, которые в профессиональной деятельности учителя музыки взаимодополняют друг друга. Существуя обособленно в образовательном процессе в вузе, они сочетаются и гармонично взаимодействуют в работе учителя музыки. Так возникла объективная потребность в разработке и внедрении интегративного учебного курса, где абстрактно-всеобщие положения теории музыкального исполнительства осваиваются раньше, чем многообразные и конкретные ее проявления. В своей фундаментальной работе «Виды обобщения в обучении» В. В. Давыдов писал о необходимости преодоления «односторонне индуктивного принципа» развертывания учебного материала, а именно о создании интегративных предметов, где абстрактно-всеобщее кладется в основу усвоение всего последующего, его многообразных частных проявлений [3].
Следует отметить, что сущностная интеграция музыкально-исполнительских дисциплин возможна лишь методом восхождения от абстрактного к конкретному, путем прослеживания того, как природа художественной деятельности, к которой относится и музыкальная деятельность, проявляла себя в различные периоды становления и развития музыкального исполнительства.
Базовыми методологическими положениями интеграции выступают следующие:
1. Интеграция в соответствии с научным значением есть процесс воссоздания целостности методом восхождения от абстрактного к конкретному.
2. Интегририрующим абстрактно-всеобщим основанием курса «Введение в теорию и историю
исполнительства» выступает диалектика художественного времени и интонирования, обеспечивающая рассмотрение ключевых проблем музыкального исполнительства через подлинную природу музыкального исполнительства.
Диалектическая сущность мира получила отражение во всех продуктах человеческой деятельности. В том числе в музыкальном искусстве в диалектике художественного времени и интонирования. Данное положение выступает в интеграции музыкально-исполнительских дисциплин методологически важным, потому что сущность указанных атрибутов художественной деятельности есть то генеральное основание, на котором интегрируются все музыкально-теоретические знания, обеспечивающие осуществление музыкально-исполнительской деятельности как процесса воспроизведения подлинной природы музыкального искусства. Диалектика этих атрибутов музыкального исполнительства, в свою очередь, интегрируется в понятии «импровизационность», которое и выражает фундаментально родовое качество музыки как живого искусства.
В таком значении диалектика художественного времени и интонирования обеспечивает подлинно научный выход из узкодисциплинарной замкнутости, или «предметоцентризма», по определению А. Я. Данилюк [4]. В этом видится один из путей обновления содержания музыкально-исполнительской подготовки учителя музыки.
3. В качестве интегрирующего начала в исполнительской деятельности музыканта выступает его музыкальное мышление. Оно воссоздает целое (музыкальный образ) с одновременным его преобразованием.
4. Основным условием развития мышления будущих учителей музыки выступает построение учебных дисциплин как модели выведения знаний, где всеобщие закономерности предшествуют конкретному.
В курсе «Введение в теорию и историю исполнительства» сделана попытка интегрировать такие знания (именно знания, а не сведения), которые бы позволили будущему учителю музыки посмотреть на сущность своей профессии и подготовки к ней, особенно на свою исполнительскую деятельность «сверху», т. е. от абстрактного. Это необходимо, так как именно в таком виде оно раскрывает направленность содержания курса на воспитание у студентов методолого-методического мышления в области музыкального исполнительства [5].
В завершение следует отметить, что формирование профессиональной компетентности будущих учителей музыки происходит в процессе освоения дисциплин достаточно разных по своему содержанию и характеру. Взаимодействие и интеграцию учебных дисциплин необходимо осознавать как требование, предъявляемое к системе образования, от выполнения которого во многом зависит повышение его качества.
Список литературы
1. Тарбокова Т . В . Модель дидактической системы активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов в процессе предметного обучения // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2012 . Вып . 2 .
2 . Философский энциклопедический словарь / гл . ред .: С . М . Ковалёв, В . Г . Панов. М . : Сов. энциклопедия, 1983. 840 с .
3 . Давыдов В . В . Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов . М . : Педагогическое
общество России, 2000 .
4 . Данилюк А . Я . Теория интеграции образования . Ростов н /Д: Изд-во Рост . пед . ун-та, 2000 .
5 . Курбонова Г . Н . Интеграция музыкально-исполнительских дисциплин в профессиональной подготовке будущих учителей музыки: мо-
нография . Абакан: Хакасский государственный университет им . Н . Ф . Катанова, 2009 .
Курбонова Г Н., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой.
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова.
Абакан, Республика Хакасия, Россия, 655010.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 09.11.2012.
G. N. Kurbonova
SPECIFIC FEATURES OF THE COMPETENT MODEL ON THE BASIS OF COMMUNICATION AND INTEGRATION
of subject matters into training the music teacher
The competence of vocational training is considered as the main purposes in realisation of the federal state educational standards. In the construction of the competent model of vocational training of the graduate they are as the integrating beginning. The realisation competent models on the basis of communication and integration of subject matters into preparation of the music teacher analyses the question on the maintenance and features of the given processes.
Key words: competent model, communication of disciplines, integration of disciplines.
N. F. Katanov Khakass State University
Ul. Vyatkina, 14, Abakan, Republic of Khakassia, Russia, 655017.
E-mail: [email protected]