Научная статья на тему 'Особенности порядка исполнения решений суда, руководителя территориального органа внутренних дел о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания'

Особенности порядка исполнения решений суда, руководителя территориального органа внутренних дел о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
778
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
несовершеннолетний правонарушитель центр временного содержания профилактика срок содержания / juvenile offender centre for temporary detention prevention term of detention

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Микаутадзе Сергей Романович

В статье рассматриваются особенности исполнения решений суда, руководителя территориаль-ного органа внутренних дел о помещении несовершеннолетнего правонарушителя в центр временного содержания в качестве меры профилактического воздействия со стороны уполномоченных на то органов и должностных лиц. Аргументируются пути решения проблемных вопросов, возникающих при исчислении сроков помещения и содержания несовершеннолетнего в центрах временного содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Микаутадзе Сергей Романович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PROCEDURE OF EXECUTION OF COURT DECISIONS, THE HEAD OF THE TERRITORIAL BODY OF INTERNAL AFFAIRS ABOUT THE PLACEMENT OF JUVENILES IN DETENTION CENTRES

The article considers the peculiarities of execution of court decisions, the head of the territorial body of in-ternal Affairs about the placement of the juvenile in detention Centres as a means of preventive action with the authorized bodies and the official persons are argued to address issues arising during the period of the premises and the detention of juveniles in detention сentres.

Текст научной работы на тему «Особенности порядка исполнения решений суда, руководителя территориального органа внутренних дел о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания»

С.Р. Микаутадзе,

кандидат юридических наук

ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ СУДА, РУКОВОДИТЕЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ О ПОМЕЩЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ЦЕНТР ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ

FEATURES OF THE PROCEDURE OF EXECUTION OF COURT DECISIONS, THE HEAD OF THE TERRITORIAL BODY OF INTERNAL AFFAIRS ABOUT THE PLACEMENT OF JUVENILES

IN DETENTION CENTRES

В статье рассматриваются особенности исполнения решений суда, руководителя территориального органа внутренних дел о помещении несовершеннолетнего правонарушителя в центр временного содержания в качестве меры профилактического воздействия со стороны уполномоченных на то органов и должностных лиц. Аргументируются пути решения проблемных вопросов, возникающих при исчислении сроков помещения и содержания несовершеннолетнего в центрах временного содержания.

The article considers the peculiarities of execution of court decisions, the head of the territorial body of internal Affairs about the placement of the juvenile in detention Centres as a means of preventive action with the authorized bodies and the official persons are argued to address issues arising during the period of the premises and the detention of juveniles in detention сentres.

Законодательная регламентация порядка исполнения решений суда, руководителей территориальных органов внутренних дел о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания характеризуется значительной пробельностью и нуждается в совершенствовании. Подавляющее большинство опрошенных в ходе проведенного исследования руководителей ЦВСНП из 11 регионов страны указали на существующие проблемы законодательного урегулирования и выразили озабоченность отсутствием в законе ответов на отдельные имеющие большое значение для функционирования центров временного содержания вопросы.

Так, одним из проблемных вопросов правоприменения является вопрос исчисления сроков содержания несовершеннолетнего в ЦВСНП.

Постановление судьи о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП должно содержать данные, предусмотренные п. 4 ст. 31.2 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Далее — Закон), в том числе цели и основания помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП с указанием в резолютивной части о его содержании в центре в течение времени, минимально необходимого для установления личности несовершеннолетнего, его устройства, передачи его родителям, иным законным представителям или для защиты его жизни или здоровья, либо предупре-

ждения совершения им повторного общественно опасного деяния, а также сведения о порядке обжалования и опротестования постановления.

В соответствии с п. 6 ст. 22 Закона несовершеннолетние могут содержаться в ЦВСНП органа внутренних дел в течение времени, необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях данный срок может быть продлен на срок до 15 суток.

В ходе проведенного анализа было установлено, что в большинстве случаев судьи принимали решение о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП на срок, необходимый для его дальнейшего устройства, но не более определенного количества суток, чаще всего не более 30 суток. Вместе с тем имели место случаи помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей на конкретные сроки. Так, например, за 2013 год суды Липецкой области в 10 случаях помещали несовершеннолетних в ЦВСНП на 30 суток; в 1 случае — на 25 суток; в 1 случае — на 15 суток; в 1 случае — на 10 суток.

Между тем необходимо учитывать, что на время нахождения несовершеннолетнего в ЦВСНП могут повлиять обстоятельства, связанные с установлением его личности, места проживания, угрозой его жизни или здоровью, которые суд предусмотреть не в состоянии. Поэтому конкретный срок помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП указывать в постановлении нецелесообразно. Иначе может сложиться ситуация, когда вопрос с устройством несовершеннолетнего фактически решен, а указанный в постановлении судьи срок еще не истек. Либо, наоборот, вопрос об устройстве несовершеннолетнего не разрешен, а срок, на который он помещен в центр, истек.

По мнению прокурора отдела по делам несовершеннолетних Прокуратуры Челябинской области Л.П. Хашимовой, конкретный срок, необходимый для проведения с подростком профилактической работы, должен определяться работниками ЦВСНП, исходя из личности несовершеннолетнего, совершенных им правонарушений и других конкретных обстоятельств. Невыполнение сотрудниками ЦВСНП всего объема профилактических мероприятий снижает эффективность этой меры профилактического воздействия, в результате после выхода из центра подростки вновь совершают правонарушения.

Исследованием установлено, что в большинстве регионов фактические сроки содержания для подавляющего большинства несовершеннолетних (80%) в ЦВСНП определялись от 20 до 30 суток. При этом, если в Воронежской области практика отличается единообразием и опреде-

ленной строгостью, выражающейся в 30-дневном сроке пребывания подавляющего большинства несовершеннолетних, то, например, в Свердловской, Тюменской, Липецкой, Самарской, Ульяновской областях такой строгости в минимально определенном количестве суток содержания несовершеннолетнего в центре нет. Этот срок определяется начальником ЦВСНП с учетом эффективности воспитательной работы с подростком, заинтересованности законных представителей в возвращении его домой, характеристики несовершеннолетнего со стороны воспитателей центра и т.п. Так, одним из факторов, учитываемых при определении срока содержания несовершеннолетнего в ЦВСНП по Самарской области, является характер проступка, послужившего фактическим основанием помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания. Если подросток совершил общественно-опасное деяние, предусмотренное УК РФ, сотрудник ЦВСНП ходатайствует перед судом об указании в решении конкретного срока содержания в центре данного несовершеннолетнего. Если же был совершен административный проступок, судья в своем постановлении указывает «плавающий» срок — до 30 суток, поскольку не исключает возможность (по усмотрению начальника ЦВСНП) досрочной передачи несовершеннолетнего родителям.

Правила исчисления сроков часами и сутками определены процессуальным законодательством. Так, согласно ч. 2 ст. 128 УПК РФ срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. По общему правилу, если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Однако следует указать на то, что сроки содержания несовершеннолетних в ЦВСНП обоснованно должны относиться к исключительным случаям, так же как сроки содержания под стражей, домашнего ареста. Данная исключительность выражается в том, что сроки содержания несовершеннолетних в ЦВСНП не могут переноситься на первый следующий за выходным рабочий день, поскольку относятся к существенно ограничивающим основные права человека мерам воздействия. Подобная практика исчисления сроков содержания несовершеннолетних в ЦВСНП подтверждена большинством опрошенных судей Липецкой и Воронежской областей.

Практика показывает неоднозначность решений и о моменте исчисления срока нахождения несовершеннолетнего в ЦВСНП. Причем, как показало исследование, данная практика может различаться в районах даже одного субъекта Российской Федерации.

При всем своеобразии правовой природы ограничения свободы несовершеннолетнего, помещаемого в центры временного содержания, можно утверждать, что по своей сути оно является принуждением, причем с достаточно явной формой. Не случайно многие из опрошенных в ходе исследования судей отметили данную особенность в качестве обстоятельства, заслуживающего пристального внимания и в некоторой степени «придирчивого» отношения к решению вопроса о применении к несовершеннолетним данной меры принуждения.

Согласно судебной практике большинства субъектов Российской Федерации момент исчисления срока нахождения несовершеннолетнего в ЦВСНП исчисляется с момента его фактического помещения в центр, т.е. срок помещения в ЦВСНП на основании постановления начальника ОВД или иного уполномоченного лица до судебного решения в обязательном порядке должен быть засчитан судом. При этом практика в отдельных регионах (Липецкая, Волгоградская, Свердловская области) свидетельствует, что данные сроки исчисляются с момента задержания несовершеннолетнего.

Данная практика представляется наиболее обоснованной, поскольку согласно ч. 2 ст. 22 Конституции Российской Федерации до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Учитывая, что вопросы исчисления сроков содержания несовершеннолетних в ЦВСНП становятся объектом пристального внимания не только судей, но и адвокатов, правозащитников и принимая во внимание тот факт, что в подавляющем большинстве случаев суды в своих решениях о помещении в центры не конкретизируют ни сроки (указывая в большинстве случаях срок не более 30 суток), ни момент исчисления данных сроков, ответственность за соответствие фактического применения данной «меры принуждения» букве закона ложится на начальников ЦВСНП. Именно поэтому участие представителя центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей в судебном заседании при рассмотрении вопроса о применении данной меры воздействия является целесообразным, объективно необходимым.

Практика исчисления срока нахождения несовершеннолетнего в ЦВСНП на основании постановления начальника ОВД с момента задержания несовершеннолетнего подтверждена в Волгоградской и Свердловской областях. В Самарской области срок содержания исчисляется с момента фактического помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП, а в Воронежской, Ульяновской и Тюменской областях, а также в республике Мордовия этот срок начинается с момента

доставления подростка. По словам начальников ЦВСНП, это обусловлено объективным фактором — большой протяженностью территории и длительной (6—8 часов) транспортировкой несовершеннолетнего в ЦВСНП.

Определенный интерес имеет практика установления сроков исчисления времени содержания несовершеннолетних в ЦВСНП по Воронежской области, когда сотрудники центра в судах отдельных районов города Воронежа просят судей указать в постановлении конкретный момент (сутки) течения срока содержания несовершеннолетнего в ЦВСНП. Со слов начальника ЦВСНП Воронежской области, эта особенность продиктована сложившейся в данных районных судах практикой.

Не определен Законом и момент исполнения сотрудниками ОВД постановления судьи о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП — с момента его оглашения или с момента вступления постановления в законную силу.

На практике судебные постановления исполняются с момента оглашения в зале судебного заседания, что является правильным, исходя из целей и задач помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП. Постановление о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП подлежит немедленному исполнению сотрудниками ОВД, о чем следует указывать в его резолютивной части. Подобная практика подтверждена в Свердловской, Тюменской, Липецкой, Волгоградской, Воронежской областях. Тем не менее в Самарской области судебные постановления районных судов города исполняются с момента оглашения в зале судебного заседания, а судебные постановления судов районов области только по истечении 10-суточного срока на обжалование данного решения.

Интересна практика в республике Мордовия. Согласно методическим рекомендациям прокуратуры республики допустима и признана законной как практика исчисления сроков содержания несовершеннолетних в ЦВСНП с момента оглашения постановления в зале судебного заседания, так и практика исчисления сроков после истечения времени, определенного для обжалования данного решения судьи.

По общему правилу обжалование или опротестование постановления не приостанавливает его исполнения.

После оглашения постановления судья разъясняет порядок его обжалования и опротестования, предусмотренный п. 1 ст. 31.3, ст. 30 Закона, о чем должна быть сделана запись в протоколе судебного заседания.

Копия постановления вручается или высылается несовершеннолетнему, его родителям или

иным законным представителям не позднее трех суток со дня вынесения, а также передается адвокату, прокурору, представителю ЦВСНП и представителю органа внутренних дел.

Еще одной особенностью порядка помещения несовершеннолетних в ЦВСНП по постановлению судьи является практика учета судом «предварительного» помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП на основании постановления руководителя органа внутренних дел на срок не более 48 часов. При этом, как уже было сказано, обязательность такого «предварительного» помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП для решения вопроса судьей о помещении несовершеннолетнего в центр на полноценный срок до 30 суток законом не предусмотрена. В связи с этим следует сделать вывод, что постановления судей об отказе в удовлетворении ходатайства начальника ОВД по основанию предварительного непомещения несовершеннолетнего в ЦВСНП начальником ОВД необоснованны. Исследованием установлено, что подобная практика имеет место в Томской, Свердловской, Тюменской, Липецкой, Волгоградской, Самарской и других областях.

Определенную сложность при исчислении сроков содержания несовершеннолетних в ЦВСНП представляют случаи, связанные с заболеванием подростков, объявлением карантина и т.д. Исследованием установлено, что в большинстве регионов вопрос об исчислении сроков содержания в указанных ситуациях решается на основании п. 6 ст. 22 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», согласно которой период карантина, объявленного органом управления здравоохранением или медицинской организацией, время болезни несовершеннолетнего, которая подтверждена медицинской организаци-

ей и препятствует его возвращению в семью или направлению в соответствующее учреждение, не входят в срок содержания несовершеннолетнего в ЦВСНП. Подобная практика подтверждена в Воронежской, Липецкой, Самарской, Волгоградской, Тюменской, Свердловской и других областях.

Таким образом, рассмотрение особенностей исполнения постановлений судей, решений руководителей органов внутренних дел о помещении несовершеннолетних правонарушителей в центры временного содержания позволило выявить ряд проблем, большинство из которых связано с отсутствием единообразной практики применения законов, регламентирующих процедуру помещения и содержания несовершеннолетних в центрах. Исследованием доказано, что основной причиной этого является пробельность законов и несовершенство законодательной техники. Восполнить данный недостаток для эффективного обеспечения прав несовершеннолетних возможно лишь путем эффективного взаимодействия при применении законов всеми субъектами профилактики и предупреждения преступности и правонарушений несовершеннолетних.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хашимова Л.Г. Надзор за исполнением законодательства при помещении несовершеннолетних в центр временного содержания // Законность. — 2013. — № 3. — С. 34—39.

REFERENCES

1. Hashimova L.G. Nadzor za ispolneniem zakonodatelstva pri pomeschenii nesover-shennoletnih v tsentr vremennogo soderzhaniya // Zakonnost. — 2013. — № 3. — S. 34—39.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Микаутадзе Сергей Романович. Начальник кафедры уголовного процесса. Кандидат юридических наук.

Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53.

Мiкаutаdzе Sergey Romanovich. Chief of the chair of Criminal Process. Candidate of Legal Sciences. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53.

Ключевые слова: несовершеннолетний правонарушитель; центр временного содержания; профилактика; срок содержания.

Key words: juvenile offender; centre for temporary detention; prevention; term of detention.

УДК 342.9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.