Религиозное
пространство
личности
Анатолий Васильченко
Выбор жизненного пути - центральная проблема психологии личности
Жизненный путь личности -индивидуальная история жизни человека
Молодость - возраст самоопределения в выборе жизненного пути
ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛОДЕЖЬЮ
Проблема понимания значения выбора жизненного пути произрастает из проблемы самосознания личности и является центральной как в психологии личности, так и в общей психологии. Изучение жизненного пути и жизненных целей личности дает основание к пониманию не только поведения человека, но его самосознания.
Жизненный путь личности - индивидуальная история личности, которая складывается под влиянием обстоятельств жизни, генотипа и внутренней позиции самого человека. Жизненный путь определяется содержанием самой жизни и теми значениями и смыслами, которые человек придает своему жизненному пути. Личностный смысл - выражение субъективного отношения к явлениям объективной действительности. Тот личностный смысл, который придается человеком в молодости, уже определившимся с выбором своего жизненного пути, опосредует его настоящее и будущее не только в обыденной жизни, но и во внутренней позиции в его духовной сфере.
Актуальность исследования понимания жизненного пути личности в юношеском возрасте безусловна, особенно, когда процессы глобализации создают ситуации, нивелирующие прежде сложившиеся ценностные ориентации и моральные представления человека, влияющие на его самосознание в целом. В этой связи особый интерес представляет та молодежь, которая уже самоопределилась с выбором жизненного пути: здесь складываются ценностные ориентиры, которые опреде-
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 107 № 1-2007
Методологические основы
исследования: развитие личности как социальный и уникальный жизненный путь
ляют константы, формирующие личность. Такой выборкой (помимо ряда гражданских и военных профессий) может быть молодежь, связавшая свой путь со служением в сфере Православия. В этом случае выбор жизненного пути определяет не только характер предстоящей деятельности, но и особенности самосознания.
Выявление особенностей понимания жизненного пути и особенностей прилагаемых для этого усилий современной молодежью особенно актуально, когда усиливается маргинализация молодого поколения.
Общей методологической основой исследования проблемы жизненного пути личности в контексте особенностей самосознания современной молодежи служит марксистская идея о развитии личности путем «присвоения материальной и духовной культуры».
Особенности жизненного пути личности мы рассматриваем через идеи С.Л. Рубинштейна [1], Б.Г. Ананьева [2], а так же через концепцию феноменологии развития и бытия личности В.С. Мухиной [3]. Согласно В.С. Мухиной, человек развивается и существует в двух ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность, что для нашего исследования означает социальную и культурную предопределенность выбора жизненного пути и одновременно уникальность этого выбора. Мы разделяем эту позицию, понимая самосознание личности как универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологически значимую структуру, присущую каждому социализированному индивиду. Структура самосознания включает звенья, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии, ее отношения к самой себе и окружающему миру. Самосознание в исследовании рассматривается через анализ пяти звеньев структуры самосознания человека как личности: 1 - идентификация с именем и заменяющим его местоимением «Я», с образом тела, с индивидуальной духовной сущностью человека; 2 - притязание на признание; 3 - половая идентификация; 4 - психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); 5 - психологическое пространство личности (права и обязанности). Многочисленными исследованиями было подтверждено, что звенья самосознания, выделенные В.С. Мухиной, формируются у всех людей, независимо от принадлежности к какому-либо этносу, социальному слою, различаясь в содержательном наполнении в зависимости от характеристик социальной ситуации развития. Ценности, входящие в
Гипотеза исследования
Метода исследования
Выборка
Состав экспертов
содержание структурных звеньев самосознания, переживаются человеком в качестве уникальных личностных потребностей. Типология самосознания зависит не только от индивидуального пути отдельной личности, не только от момента исторического развития общества, в котором существует человек, но и от менталитета сообщества, в которое входит конкретная личность с задачей самоопределения и выбора жизненного пути.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что у молодежи с религиозной ориентацией понимания своего жизненного пути имеются выраженные позиции, которых эта молодежь неизменно придерживается в своих суждениях. Учащиеся духовных школ разделяют общность понимания своего жизненного пути через канонизированные ценности Православия как в плане социального самоопределения, так и в отношении внутренней позиции.
В данном исследовании использовались следующие методы: 1 - рефлексия учащихся духовных школ на свое представление о жизненном пути духовного лица; 2 - Интервью с экспертами.
Было обследовано 100 студентов школ (МДА и С), 100 студентов психологов V курса МПГУ. Работа проводилась в период с 2004 по 2006 год. Кроме того, были проведены интервью-беседы с шестью экспертами.
Учащимся МДА и С предлагалось дать рефлексивный анализ своему представлению об идеальном жизненном пути духовного лица, а также о собственном желаемом пути в начале своего служения и на этапе позднего возраста.
Рефлексия представляет собой свободное самовыражение ожиданий и желаний молодых людей, планирующих свою жизнь на поприще служения в сфере Православия.
Анализу подлежали: 1 - представления о жизненном пути духовного лица; 2 - мечты и планы собственного жизненного пути; 3 - ожидания, связанные с началом служения и на этапе завершения служения.
В качестве экспертов выступали следующие представители профессорско-преподавательского состава МДА и С:
Епископ Феогност;
Осипов Алексей Ильич, профессор богословских наук МДА и С;
Игумен Глеб, ст. преподаватель регентского класса МДА и С;
Направления работы с экспертами
Результаты исследования
Игумен Вассиан, проректор по воспитательной работе МДА и С;
Протоиерей Вячеслав Тулупов, настоятель храма Архангела Михаила (г. Сергиев Посад), бывший преподаватель МДА и С;
Игумен Глеб, преподаватель регентской школы МДА и С.
Работа с экспертами проводилась в двух направлениях.
Во-первых, с экспертами обсуждались значимые для исследования вопросы:
- методы, используемые для формирования православных ценностных ориентаций у семинаристов и студентов МДА и С;
- методы формирования личности православного человека;
- особенности понимания жизненного пути личности учащихся духовных школ.
Эксперты в свободной форме должны были выразить свое мнение. С их согласия беседа записывалась на магнитофон, затем расшифровывалась. Из текста высказываний извлекался тот материал, который отвечал задачам нашего исследования.
Во-вторых, эксперты обсуждали полученные в нашем исследовании эмпирические результаты психологических методов. В их задачу входило выразить свое отношение к полученным результатам наблюдения и экспериментов: дать комментарий и высказать суждения о достоверности этих результатов, исходя из их практического опыта многолетнего взаимодействия и наблюдения учащихся духовных школ.
Все результаты исследования подвергались системному анализу, позволившему сделать следующие выводы.
В контексте психологии личности впервые исследовалось понимание жизненного пути личности православной молодежью - учащимися духовных школ. Было показано, что в случае когда молодежь уже определилась с выбором жизненного пути, она стабильно ориентируется на ценности, которые определяют константы, формирующие самосознание личности. Выявлено, что выбор жизненного пути определяет не только характер предстоящей деятельности и образа жизни, но и особенности самосознания.
Анализ результатов исследования позволил нам сделать следующие выводы:
1. Выбор жизненного пути и следование его социальным ожиданиям приводят к стабильной и последовательной ориентации на ценности, которые определяют константы, формирующие самосознание личности. Выбор жизненного пути детерминирует как характер предстоящей деятельности, так особенности самосознания личности.
2. Выбор жизненного пути в сфере православного служения создает условия для формирования толерантного типа поведения как в кругу православных коллег, так и с представителями мирских граждан.
3. Выбор жизненного пути в сфере православного служения создает условия для формирования религиозного сознания.
1. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., 1945.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
3. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. М., 1985; Она же. Феноменология бытия и развития личности. М.; Воронеж, 1999; Она же. Личность: мифы и реальность. Екатеринбург, 2006.
О
№ 1-2007