УДК 159.9.01
ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ ФЕНОМЕНА СТАРОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПСИХОЛОГО-ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ
© Т. М. Полькина
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Россия, Республика Башкортостан, 450106 г. Уфа, ул. Чернышевского 25а.
Тел.: +7 (927) 236 11 60.
E-mail: tmp64@mail.ru
В статье рассмотрены различные подходы к определению и пониманию феномена старости в различные периоды культурно-исторического развития. А именно: особенности представлений о старости в трудах античных мыслителей, философов Средневековья и эпохи Возрождения, исследователей Нового и Новейшего времени. Проанализированы современные психолого-философские концепции старости, классификации типов старения. Изучено понятие геронтопсихологии как науки о старости. Рассмотрены актуальность и причины интенсификации развития геронтологической науки на современном этапе психологических исследований.
Ключевые слова: феномен старости, психолого-философское знание, пожилой возраст, старение-смерть, категории старости, геронтопсихология, «третий возраст», постарение
населения.
Актуальность проблемы исследования
Объективные характеристики культурно-
исторического и социального развития современного мира обусловливают представление об обществе прежде всего как о динамической системе, находящейся в постоянном движении, структурные элементы и части которой претерпевают изменения в различных измерениях. Одним из таких измерений общества служит возрастная структура населения. Можно констатировать, что в последнее время в мире происходят значительные изменения в возрастной структуре населения: общее постарение, или, как принято его называть, «демографическая, тихая революция», причем последствия этого явления далеко выходят за рамки демографии и имеют большое экономическое, социальное, культурное, психологическое и духовное значение для современного человечества.
Таким образом, налицо необходимость более пристального внимания к проблемам пожилых и старых людей в обществе, причем не только и не столько с позиций теоретической и прикладной геронтологии, демографии, психологии и социологии, где проблемам старости уделяется достаточное внимание, но и с позиций психолого-философского знания.
Изучение теоретико-методологических оснований исследования старости и старения помогает по-новому осмыслить сущность человека в пожилом возрасте, выявить возможности общественного регулирования процесса старения с целью совершенствования качества социальной среды и отношений в обществе, а также способствует формированию морального сознания и правосознания как основы новой гуманистической геронтологической этики современного и будущего обществ.
Степень научной разработанности темы
Феномен старости издавна привлекал к себе внимание философов, социологов и психологов. Со времен возникновения древних цивилизаций суще-
ствуют различные представления по поводу процессов старения и собственно старости. Они образуют содержание геронтологического знания (от греч. «геронт» - старик, «логос» - учение). Во многих исторических исследованиях изучение понятия «старости» и «пожилого возраста» связывается с именами Конфуция, Лао-Цзы, Гиппократа, Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Ибн-Сины (Авиценны).
Онтогенез понятия «старость» имеет длительную историю. Свой вклад в описание понятия внесли зарубежные и отечественные мыслители: Ф. Бэкон, Вольтер, И. Кант, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, А. Камю, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер, Х.Ортега-и-Гассет, А. Швейцер, И. А. Ильин, В. В. Розанов, С. Л. Франк, Н. Ф. Федоров, П. А. Сорокин, В. Франки. Они заложили базу для дальнейшего развития философско-психологических концепций осмысления феномена старости.
Философско-психологическая аналитика старости представлена в работах отечественных исследователей, а именно: В. Д. Альперовича, С. В. Геценок, В. П. Демидова, Т. В. Карсаевской [1], К. С. Пигрова [2], И. А. Подольской, А. А. Телегина и др. В их трудах предпринимается попытка увязать решение геронтологических проблем с сущностными характеристиками человека, его природой, предназначением в мироздании; соотнести старость с такими понятиями, как духовность, ценности, традиции, мировоззренческая позиция, смысл жизни; дать социально-философское определение старости и сформулировать социально-философские концепции старения.
Цель исследования - выявление и описание различных концепций старения общества в социальной психологии и философии, представленных в трудах исследователей со времен античности и до современности.
Представления о старости в трудах античных мыслителей
Античные представления о старости группируются по двум основаниям: натуралистическому, допускающему существование души, субстанциально тождественной телу, и метафизическому, исходящему из приоритета души по отношению к телу. Античные философы рассматривали старость на всех уровнях: космологическом, онтологическом, антропологическом, социальном, этическом, эстетическом и т.д. При этом каждый аспект тесно связан с другими. Старость - целостный феномен, изучаемый в античности в контексте космического движения в целом.
Просветитель древности Эпикур (324-270 гг. до н.э.) в «Письме к Менекею» рекомендует тем, кто еще молод упражняться в философствовании, и тот, кто стар, по его мнению, не должен уставать, философствуя, т.к. никогда не поздно начать беспокоиться о своем духовном здоровье «...заниматься философией следует и молодому и старому: первому - для того, чтобы он и в старости оставался молод благами в доброй памяти о прошлом, второму - чтобы он был и молод и стар, не испытывая страха перед будущим». Далее Эпикур отмечает, что большинство людей то бегут от смерти как величайшего из зол, то жаждут ее как отдохновения от зол жизни. А мудрец не уклоняется от жизни, и не боится смерти, а наслаждается ею как приятным временем [4].
Древние греки особо ценили мудрость возраста. В произведениях Гомера мы находим упоминание об особых способностях пожилых людей, подчеркивается готовность молодежи подчиняться совету мудрецов или приговору старших. В эпосе Гомера старцы пользуются правом первого и решающего слова при обсуждении важнейших дел общины. Клятва старейшины является критерием выполнения обещания и авторитетом. Духовное воздействие стариков осуществлялось в форме советов живых, а также в виде влияния души умерших предков, представителями которых выступали старики.
Платон (427-347 гг. до н.э.) видел в преклонном возрасте особые преимущества, например, только с 60 лет, по его мнению, человек мог быть выдвинут на должность церковного служителя. Мнение старейшин имело решающее значение и на судебных процессах. Как современно звучит платоновская мысль о том, что старение организма компенсируется духовной зрелостью, проницательностью, внутренней свободой. По его словам, когда закрываются физические очи, открываются духовные. В первую очередь, он выделяет индивидуальный компонент старения и видит переживания стадии старения исходящими из образа жизни в молодости и середине жизни [5]. Платон велит старикам присутствовать при телесных упражнениях, плясках и играх юношества, с тем, чтобы они могли радоваться гибкости и красоте тела других, утра-
ченных ими самими, и оживлять в памяти благо -дать и прелесть этого цветущего возраста.
Согласно Лукрецию (ок. 99-55 гг. до н.э.), сам мир есть изменяющееся тело, и он подвержен старению. Его взгляд на проблему «старение-смерть» заключается в том, что он наделяет душу естественной природной сложностью и говорит о ее посмертном разложении, тогда как, согласно Платону, душа отлетает в родственный ей идеальный мир [3].
Мирочувствие Лукреция оказалось созвучным мировоззрению римских стоиков Эпиктета (50-138 гг. н.э.) и Марка Аврелия (121-180 гг. н.э.) и было доведено ими до логического завершения. Эпиктет заявляет, что человек - это душонка «с телом - ходячим трупом». У Эпиктета и Марка Аврелия последовательно дискредитируется все позитивное содержание старости, за исключением смерти, как последнего долга перед всепоглощающим мировым Целым. При этом возрасты жизни, хотя и неявно, но все же идентифицируются с соответственными этапами мирового круговращения, предполагающего замыкание круга жизни и начало ее нового отсчета от детства к старости [6].
Негативный портрет пожилого человека создал Аристотель (384-322 гг.до н.э.). Он не находит в старости ничего положительного, считая, что в этот период людей покидают физические и умственные силы, духовные способности. Долгую жизнь он называет несчастьем, а стремление к полноценному участию в общественной жизни толкует, как слабость [7].
Вслед за Аристотелем мыслители поздней римской античности на первый план выводят физическое старение человека, изображают его одряхлевшим, немощным, жалким и больным. Гораций (65-8 гг. до н.э.) называл стариков алчными и тяжелыми людьми, порицателями молодости, восхваляющими то время, когда сами были юны... Центральная в его произведениях тема - потеря или, как минимум, уменьшение ощущения жизненного счастья. Старость представлена в мрачных тонах, он постоянно сожалеет об утрате молодости.
Овидий (48-8 гг. до н.э.) в «Метаморфозах» представляет человеческую жизнь как череду сменяющихся периодов, которые он сравнивает с временами года [3]. С наступлением старости человек превращается в бессильное, беззубое, дряблое существо, с глубокими морщинами, которое медленно подстерегает смерть, уничтожающую все. Старость, по Овидию,- четвертый возраст. Многие современные геронтологи относят его к возрасту долгожителей.
Сенека (4 г. до н.э.-65 г. н.э.) также разделяет человеческую жизнь на четыре периода: «младенчество», «детство», «отрочество», «старость». Старость у него - возраст усталости, а не полной немощи, «гнет возраста чувствует только тело, а не душа и состарились одни только пороки и то, что им способствует». Душа ощущает «самый рассвет».
Главный атрибут старости у Сенеки - мудрость, которую необходимо приобретать на протяжении жизни. Только мудрость, несмотря на физическую немощь, облегчает силу духа. Чтобы быть мудрее, необходимо заниматься философией, которая дает «веселость, мужество и радость, несмотря на состояние тела, несмотря на бессилие» [3].
Наиболее знаменитое и известное произведение из сохранившихся трудов о старости периода античности принадлежит перу Цицерона (106-43 гг. до н.э.). Каждое положение автора звучит современно и не потеряло своей актуальности по прошествии двух тысячелетий. Человек борется с законами природы, которые он должен принять, и это похоже на битву великанов с богами. Для Цицерона существует единственно разумная возможность признать проблему старости, а точнее с ней согласиться, ибо «борьба» со старостью всегда заканчивается поражением.
Проблема старости и старения
в Средневековье и эпоху Возрождения
Особую ценность в изучении возраста старости этого периода имеют труды Оригена, Августина, Григория Нисского, Григория Паламы, Никиты Стифата, Исаака Сирина и других отцов христианской Церкви. В христианской литературе содержится богатый материал, позволяющий эксплицировать возрасты человеческой жизни, включая и старость.
Античный космос цикличен, миры, им порождаемые, сменяют друг друга; христианский мир конечен, он однажды сотворен и однажды должен погибнуть. Средневековый человек привязан к естественной жизни, но в стремлении к жизни будущей он отрекается от мира здешнего. Наиболее полно это выражено в старости, когда близость к Богу ощущается максимально. Через это формируется трансцендентная духовность христианского старца, которая отличается от имманентной духовности старца античного.
Среди мыслителей этой эпохи, обсуждавших проблему старости, можно выделить Петрарку (1304-1374) и Микеланджело (1475-1564). Петрарка, в частности, высказал целый ряд идей, актуальных и в наше время. Он выдвинул идею проекта, предложенного много позже Н. А. Бердяевым, о соединении идеи Бога с идеей творчества, апофеоз которого, согласно мысли великого гуманиста, достигается в старости [8].
Лирику Микеланджело пронизывают темы творчества, старости и одиночества. Образ старости обретает у него характер несовместимости формы и содержания. С одной стороны, «лишь с красотою дружен гений мой», с другой, он дает эстетически неприглядное изображение старости, позволяющее усомниться в первом высказывании. Для Микеланджело поэтическое слово о старости - это способ очищения, освобождения от ее немощи и тленности. Именно реалистическое, граничащее с хрестоматийной точностью, медико-биологическое
описание старости соответствует цели поэта. И когда ее внешняя форма сбрасывается, обнаруживается истина, т.е. мудрость.
Таким образом, в эпоху Средневековья складывается новое понимание старости, соединяющее идею одушевленного тела, ориентированного на имманентное бытие, и идею личности, устремленной в трансцендентную сферу. Средством их соединения становится творчество.
Понимание сущности категории старость в трудах мыслителей Нового и Новейшего времени
Более рациональное рассмотрение понятия старости в Новое время дается в работах Ф. Бэкона и Т. Гоббса. В контексте натурфилософии своего времени, погруженной в христианское миросозерцание, о старости писал Г. Лейбниц. Самоценность человеческой жизни в старости раскрыта в работах И. Канта, который впервые на научную основу поставил решение вопроса о старении Земли, исследовал проблему антропологического старения. Последняя проблема проходит сквозной темой от античности до новейшего времени и получает развитие в трудах Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, О. Шпенглера.
Физиологическое и духовное становление старости дано Гегелем (1770-1831 гг.). Тождество объективного и субъективного и есть, по Гегелю, мудрость, или старость. Гегель утверждает, что начальный и итоговый возрасты тождественны в смысле лишенности противоречий. Внешне старость проявляется через возрастающее окостенение и ослабление мышц и жил, слабую чувствительность и т.д. Внутренне старость есть бессилие, «всеобщее, простое состояние убыли», когда количественные отношения переходят в качественные, Гегель квалифицирует старость как болезнь, которая может разрешиться только смертью. Духовная старость, по Гегелю, есть истинная зрелость в противоположность возрастной старости, как болезни [3].
В работах немецких философов Шлейермахе-ра (1768-1834 гг.) и Шопенгауэра (1788-1860 гг.) молодость и старость рассматриваются в противопоставлении. Понятие старости имело для Шлей-ермахера двоякое значение. С одной стороны, под старостью он понимал физическое увядание, с другой стороны - старость не прекращает духовного развития, это - особое состояние души. Шлейер-махерская свобода духа, свобода человека возможна лишь в состоянии «вечной молодости», которую можно сохранить. Так как юность является символом поиска и стремления познать истину, то у человека действующего, работающего над собой, стремящегося к самопознанию и совершенствованию, в старом теле может жить молодая душа.
Богатым источником информации об испытаниях, которые готовит старость, являются произведения Гете (1749-1832 гг.), который выступает против любых ограничений в поведении. Он дает советы, предлагает приспособиться к новой ситуации и побуждает к действию. В его работе «Мак-
симумы и отражения» содержится совет избегать рассредоточенности в деятельности, учитывая ее многогранность. Чем старше становится человек, тем сложнее ему приступать к новому виду деятельности, здесь надо придти ему на помощь. Стареть по Гете - «значит само по себе начинать новое. Все поведение изменяется, и следует либо вообще прекратить действовать, либо принять новую роль мужественно и осознанно».
По мнению Хельдерлина (1770-1843 гг.), беспокойная и мечтательная старость наступает мирно и весело. «Постоянно растущие отрешенность и миролюбие пожилых людей не связаны с оплакиванием тех качеств, которые уже не вернуть». В приведенных высказываниях старость показана не только как трудное время, но и как период жизни, который имеет и свои преимущества.
Старость, как проблема обретения индивидуальности, исследована Л. Фейербахом (1804-1872). Центральная категория его антропологии - жизнь, данная в ее неисчерпаемости, способности к самовыражению. В ее свете Фейербах рассматривает и сущность старости. Старость есть природный феномен и не является, с точки зрения глобальности жизни, обязательной и необходимой [9].
Социальные причины становления нормальной и патологической старости изучались К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895). С их точки зрения, сущность человека в буржуазном обществе проявляется в превращенных формах, стало быть, и старость в таком обществе тоже деформируется.
Философское осмысление феномена старости на современном этапе
Эрнс Блох (1885-1977 гг.) в работе «Принцип надежд» писал, что старость жаждет покоя, покоя, который, как бальзам смягчит боль прошлого и настоящего, покоя, который поможет пережить утрату молодости. Но такой покой и забвение возможны лишь в социалистическом обществе, капиталистическому строю с его суетой и спешкой, которую он считает настоящей жизнью, покой не мыслим. Блох сильно идеализировал старость, рисуя пожилого человеком мудрым и знающим, умеющим отделять «зерна от плевел» и поступающим всегда разумно.
Жан Амери (1912-1978 гг.) также считает, что для буржуазного общества пожилой человек не является особой ценностью. Он призывает к размышлению о старости и выделяет пять способов ее восприятия. «Старость как ощущение времени, и возрастные изменения в организме, как социальную категорию, как культурную величину, и старость как предшественницу смерти и небытия».
Благоговение перед жизнью в любом возрасте является, по мнению, немецкого философа Альберта Швейцера (1875-1965 гг.) фактором жизни. «Надо особенно думать и всеми силами поворачивать людей к добру, к ясности, к самопознанию, пониманию
смысла жизни, что они такое и как им жить». И в этом - одна из задач образования пожилых людей. Можно помочь людям третьего возраста организовать активную, деятельную жизнь в старости, используя жизненный опыт и мудрость пожилых.
У Н. Ф. Федорова вопросы смерти и бессмертия связаны с одним из важнейших направлений в философии - онтологией. Появление разумного человека Н. Ф. Федоров связывает с осознанием человеком смертности. Считая себя ограниченным, конечным, временным, кратковременным, человек в первую очередь подразумевал свою смертность. Преодоление смертности - важнейший шаг на пути человека к осознанию своих огромных возможностей по регуляции природы. По мнению Н. Ф. Федорова, борьба со смертью - это главное дело человечества, которое должно объединить все слои общества: «Если бы человеческий род не разделился бы на отвлеченно мыслящих (интеллигенцию) и слепо действующих (народ), то главным предметом изучения для них была бы смерть, а целью - бессмертие и воскрешение» [10].
Особенности психологического понимания феномена старости
С точки зрения психологических исследований старение не может рассматриваться как простая инволюция, угасание или регресс. Старение рассматривается как продолжающееся становление человека, которое включает не только многие приспособительные и компенсаторные механизмы жизнедеятельности, но и способы активного взаимодействия с миром. Люди позднего возраста вынуждены ориентироваться не только в новой внешней ситуации, но и реагировать на изменения в самих себе (Г. Йолов, И. Петров, Е. Ф. Рыбалко, Э. Эриксон, D. Kausler, J. Norris, M. Pratt, K. Schaie).
Ведутся дискуссии вокруг того, что считать старостью, ее первыми проявлениями, что такое возраст и каковы его причины. Проводя анализ жизненной позиции пожилых людей, которые считали свое старение удачным, успешным, благоприятным и даже счастливым, ученые пришли к выводу, что можно говорить о становлении новой жизненной позиции в позднем возрасте.
Под понятием «пожилой возраст» подразумевается представитель третьего возраста, то есть человек, перешагнувший пенсионный рубеж, физические, психологические, профессиональные ресурсы которого позволяют вести активный образ жизни, трудовую и образовательную деятельность [11].
Психология старения - геронтопсихология. Выделяют несколько различных представлений о старости [12]. Например, психологическая старость определяется самоощущением человека, видением своего места в возрастной структуре. Признание себя старым - сильнейший психологический фактор старения. Социальная психология старения [13] занимается не только негативными возрастными сдвигами в личности пожилого человека. Не менее
важно знать, какие положительные изменения в личности стареющих людей способствуют лучшей адаптации к новым условиям и увеличению продолжительности активной жизни (C. Armon, M. Banajim, G. Cohen, M. Commons, R. Crowder, S. Hale, R. Larson, L. Light, F. Richards).
Социальная старость является своеобразным синтезом разных видов старости. Прежде всего, представление о социальной старости связано с возрастом общества в целом. Социальный возраст человека соотносится со средней продолжительностью жизни в определенной стране на определенном временном отрезке. Чем выше уровень старения населения в целом, тем дальше отодвигается индивидуальная граница старости.
Чаще всего старение описывается как ряд динамических изменений, в которых темпы деструктивных процессов преобладают над темпами конструктивных. На биологическом уровне возрастает уязвимость организма и вероятность смерти, на социальном уровне происходит изменение социального статуса и поведенческих паттернов пожилого человека, на психологическом уровне - осознание происходящих перемен и приспособление к ним. Старость определяется не только как «период потерь», но и как «кульминационный момент аккумуляции опыта, знаний, интеллектуального и личностного потенциала пожилых» [14, с. 469].
На наш взгляд, интересной является классификация социально-психологических типов старости И. С. Кона [15], построенная на основании зависимости типа от характера деятельности, которой старость заполнена. И. С. Кон выделяет четыре типа старения: 1) активную, творческую старость; 2) старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью; 3) «женский» тип старения; 4) «мужской» тип старения в заботе о здоровье. У людей преклонного возраста постепенно изменяется мотивационная сфера, и немаловажным фактором здесь является отсутствие необходимости ежедневно трудиться, выполнять принятые на себя обязательства. Согласно А. Маслоу, ведущими потребностями в пожилом возрасте становятся телесные потребности, потребность в безопасности и надежности.
О личности пожилого человека, его мотивации, эмоциональных состояниях в старости, самооценке и содержании «Я»-образа этого периода жизни человека пока не существует полных и достоверных знаний. Однако научно обоснованные знания о старости как таковой, о личностном статусе пожилого человека и стиле жизни в старости позволяют не просто продлить жизнь, но и сохранить ее полноценной и активной (P. Baltes, F. Dit-man-Kohlis, A. Kozma, H. Hermans, H. Kempen, R. Van Loon, K. Rubin, C. Sansones, M. Stones).
Психологический аспект исследования пожилых людей представлен в работах Г. М. Андреевой, О. В. Красновой, К. Рощака, Л. Торнстона. Они глубоко проанализировали особенности личности
данного периода, динамику ее мотивационнопотребительской сферы, типы старения.
Выводы
Таким образом, на основании проведенного теоретического обзора отечественных и зарубежных исследований можно сделать вывод о том, что не существует единого понимания и определения феномена старости. Феномен старости выступает в качестве длительного и значительного этапа индивидуального развития и в современном обществе является одним из важнейших индикаторов направлений изменения социальных, экономических, культурных процессов макроструктурного уровня.
Будучи сложным био-социо-психологическим феноменом, изучение старости требует комплексного междисциплинарного подхода, объединяющего естественные, социальные и гуманитарные науки.
На протяжении XX века происходит нарастание естественнонаучного интереса к проблеме старости, которая становится предметом специальных медицинских методик по увеличению срока жизни, по предотвращению старения и продления молодости, по сохранению функциональной активности человека. В наибольшей степени эта потребность проявилась в последние годы из-за существенного постарения населения экономически развитых и развивающихся стран, т.е. из-за увеличения в его структуре доли пожилых.
Именно поэтому в начале XXI в. наблюдается интенсификация исследований проблем старения, появились новые проблемы и подходы к решению традиционных геронтологических вопросов. Проблемы старения все больше привлекают внимание ученых самых разных областей знаний. Быстрыми темпами идет институциональное оформление науки геронтологии - возникают геронтологические и гериатрические научные школы и общества, проводятся специализированные психологические конференции, публикуются периодические издания, всецело посвященные проблеме старения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карсаевская Т. В. Этапы жизненного цикла человека: зрелость, старость: социально-философский аспект // Психология зрелости и старения. 1997. №1. С. 8-12.
2. Пигров К. С. Экзистенциальный смысл настоящей старости // Философия старости. Геронтософия: сборник материалов конференции. Серия «Symposium». СПб, 2002. Вып. 24. С. 5-15.
3. Карсаевская Т. В., Шаталов А. Т. Философские аспекты геронтологии. М.: Наука, 1978. 352 с.
4. Эпикур. Главные мысли // Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1983. С. 321.
5. Платон. Диалоги. СПб.: Азбука-классика, 2007. 448 с.
6. Эпиктет. В чем наше благо? // Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М. 1995. 268 с.
7. Аристотель. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. 550 с.
8. Петрарка Ф. Старческие письма // Петрарка Ф. Канцонье-ре. Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру. М., 1999. 660 с.
9. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К. и Энгельс Ф. Избр. произв. в 3-х т. Т.1. М., 1979. 394 с.
10. Архипов М. В. Социально-утопический космизм Н. Ф. Федорова // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. Санкт-Петербург, 16-19 декабря 1996 г. СПб: БГТУ, 1996. С. 228.
11. Шахматов Н.Ф. Старение - время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей // Учебное пособие по психологии старости. Для факультетов: психологических и социальной работы. М.: Медицина, 2004. 686 с.
12. Абрамова Г. С. Психология человеческой жизни: исследования геронтопсихологии. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 224 с.
13. Краснова О. В., Лидерс А. Г. Социальная психология старения. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 288 с.
14. Краснова О. В. Стереотипы пожилых и отношение к ним // Психология развития. М.: Центр Геронтолог, 2005. 524 с.
15. Социологическая психология. Избран. психолог. труды.
М.: Институт практической психологии; Воронеж:
МОДЭК, 1999. 560 с.
16. Аврелий Марк. Наедине с собой. Симферополь: 1998. 332 с.
17. Анурин В. Некоторые проблемы социологии старости // Пожилые люди взгляд в XXI век / Под. ред. проф. З. С. Саралиевой. Н. Новгород: НИСОЦ, 2000. С. 114-117.
18. Архипов М. В. Социально-утопический космизм Н. Ф. Федорова // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. Санкт-Петербург, 16-19 декабря 1996. СПб.: БГТУ, 1996. 228 с.
19. Вишневский А. Похвала старению // Отечественные записки. М., 2004. №4. С. 78-96.
20. Волкова Т. Н. Социальные и психологические проблемы старости // Вопросы психологии. 2005. №2. С. 118-126.
21. Давыдовский И. В. Старость и эволюция организмов // Психология старости: Хрестоматия. Самара: БАХРАХ-М, 2004. С. 179-199.
22. Козлов А. А. Старость: социальная разобщенность или целостность? (Теории и традиции западной социальной геронтологии) // Мир психологии. 1999. №2. С. 80-96.
23. Рыбакова Н. А. Феномен старости. Москва-Псков, 2000. 169 с.
24. Словарь-справочник по социальной геронтологии / ответственный редактор Б. Г. Тукумцев. Самара: Самарский университет, 2003. 208 с.
25. Эпштейн М. К философии возраста // Фрактальность жизни и периодическая таблица возрастов М.: Звезда, 2006. №4. С. 200-211.
Поступила в редакцию 02.07.2012 г.