по управлению качеством, регулярно проводились смотры уровня технической оснащенности, надежности, долговечности и качества выпускаемой продукции. За 1966 - 1980-е гг из указанного количества промышленных предприятий при непосредственном участии и активной поддержке высших государственных органов власти Республики были построены или существенно реконструированы 68 предприятий.
Тем не менее на промышленных предприятиях многих министерств и ведомств темпы сокращения ручного труда были сравнительно невысокими, недостаточно выполнялись постановления правительства о первоочередном направлении материальных и финансовых ресурсов на техническое перевооружение и реконструкцию действовавших предприятий. За годы десятой пятилетки ни разу не выполнялись в полном объеме планы по капитальным вложениям в промышленность. Выполнение составляло в 1976 г. - 96,5%, в 1977 г. -87,9%, в 1978 г. - 98,3%. Отсюда вытекало невыполнение планов по реконструкции, техническому перевооружению и расширению промышленного производства в Республике.
Таким образом, подводя итоги индустриального развития Республики в 1960 - 1970-е гг., необходимо отметить рост промышленного потенциала Республики, наращивание его производственных мощностей, объема выпуска продукции, повышение эффективности производства и качества работы во всех его отраслях. Однако недочеты в управлении промышленностью со стороны органов государственной власти, несовершенство хозяйственного механизма, невыполнение планов государ-
ственного заказа привели к тому, что достижения 1960-х гг, громадные вложения в промышленность в первой половине 1970-х гг. не дали запланированного результата. Накопившиеся за эти годы просчеты отрицательно сказались и на дальнейшем развитии промышленности Республики.
1 См.: Азимов М.М. Социальное развитие рабочего класса Дагестана в 1950 - 1980-е гг. Махачкала, 1991 // Рукопис. фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 2. Д. 826. Л. 2 - 3.
2 См.: Шамхалов Ш.М. Дагестан: моя любовь и судьба. Махачкала, 1995. С. 54.
3 См.: Соловьев А.А. Съезды и конференции КПСС: Справочник. М., 1983. С. 278.
4 См.: Народное хозяйство Дагестанской АССР. К 50-летию образования СССР: Юбилейный стат. сб. Махачкала, 1972. С. 34.
5 См.: Народное хозяйство Дагестанской АССР в девятой пятилетке (1971 - 1975 гг.): Стат. сб. Махачкала, 1977. С. 87.
6 См.: Османов А.И. Дагестан в XX в.: исторический опыт регионального развития. Кн. 1. Историко- географическая характеристика, административное устройство, развитие промышленности и сельского хозяйства Дагестана. Махачкала, 2006. С. 17.
7 См.: ЦГА РД. Ф. 1 -п. Оп. 70. Д. 42. Л. 1.
8 См.: История Дагестана с древнейших времен до наших дней: В 2 т. Т. 2. История Дагестана в XX в. Махачкала, 2005. С. 440.
9 См.: Народное хозяйство Дагестанской АССР за 60 лет: Юбилейный стат. сб. Махачкала, 1981. С. 13 - 14, 21.
УДК 947/987
ОСОБЕННОСТИ «ПОЛИТИЧЕСКИХ ФРОНТОВ», РОЖДЕННЫХ ПЕРЕСТРОЙКОЙ
Перестроечный процесс в СССР, задуманный как усовершенствование «развитого социализма», вызвал к жизни многочисленные «политические фронты» с номинальным преобладанием среди них «народных». Самые первые появились до XIX Всесоюзной партийной конференции (1988 г), а после этого начался бум1. В официальных партийных документах они назы -вались неформальными организациями, что означало их создание без партийных санкций. Организации указанного рода оказались противовесом однопартийности страны при сильной зависимости официально дей -ствовавших неполитических организаций от правящей партии.
«Политические фронты» оказались причастными к формированию в КПСС фракций, их идейно-политическому отдалению друг от друга2. Именно они начали процесс восстановления многопартийности. Начальный результат был таков - внесение недоверия к кандидатам в депутаты, определяемым партийными комитетами. Эти «фронты» провели в законо -дательные органы демократически и антисоциалистически ориентиро-ванных политических активистов (Межрегиональная депутатская группа -399 человек), обеспечили образование все усиливавшейся антикоммуни -стической оппозиции, сумевшей перехватить власть и повести перестройку по совершенно иному пути, получившему название трансформации. Именно эти «фронты» в Прибалтике, Молдавии, Грузии, Армении, Азербайджане оттеснили коммунистов от власти, наметили линию образования независимых государств3.
Ю.С. Ульянова,
кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук, филиал СКГТУ, г. Пятигорск
ВЕСТНИК. 2007. № 15(1)
Внимание современных политических историков к «политическим фронтам» советского происхождения непропорционально исторической роли этой формы политизации населения и свободы политического выбора. Ее заслонила тематика многопартийности. Близкое изучение процессов формирования и действий «политических фронтов» показывает ряд их отличительных особенностей по СССР в сопоставлении с общемировыми данными.
Рождение понятия «политический фронт» российское. Оно появилось в дооктябрьской России в виде идеи объединения сил эсеров и кадетов по выборам и проведению Учредительного собрания, которое создало бы республиканско-конституционно-юридические основы формирования легитимных парламента и правительства4. Эти планы были направлены против большевиков . По своему происхождению «фронт» - блок сложившихся политических партий по действию в общеприемлемом направлении. Однако, когда большевики вошли в блок с левыми эсерами, они не назвали свое объединение фронтом. В ходе социалистического строительства важнейшие направления мобилизации сил народа (борьбы с неграмотностью, за коллективизацию, индустриализацию и др.) были названы фронтами, но здесь совершенно другой смысл, далекий от блока партий. Даже «блок коммунистов и беспартийных» не получил название фронта.
Однако исходный смысл «фронта» нашел применение в борьбе французских и испанских коммунистов за демократию и власть против надвигающейся угрозы фашизма. Руководство III Интернационала санкционировало блок коммунистов с социалистами, а также демократически устремленными неполитическими общественными организациями (женскими, молодежными , культурными и др.) с перспективами победы на выборах5.
Смысл блокировки партий друг с другом и с ведущими неполитическими организациями сохранился при строительстве народной демократии в восточноевропейских странах (Польше, Чехословакии, Венгрии, ГДР, Болгарии, Румынии и даже Албании). Однако здесь была доминантная, правящая партия, а остальные были неравноправны по отношению к ней.
Перестроечная ситуация в СССР, о которой уже говорилось, не похожа ни на один из проявившихся ранее случаев. Ее главное отличие в том, что «фронт» не оказался блоком политических партий. То же касается и объединения партии с неполитической организацией, в этом случае это не только внепартийный феномен, но и феномен, не связанный с существовавшими неполитическими организациями, число которых в СССР было примерно 1100 - это всесоюзные (100), республиканские (200) и местные (800) в совокупности.
Характерная особенность перестроечных «фронтов» - клубное, местное происхождение с объединительными устремлениями. Впечатляет не просто богатство названий («Перестройка», «Демократизация», «Плюрализм», «Гражданская инициатива» и др.), даже не доминирование «народного фронта», а возникновение «фронтов» одномоментно в более чем 30 крупных городах СССР при слабой активности только в Среднеазиатских республиках. До сих пор неясно, возникли ли
эти организации самоинициативно или же по негласным указаниям городских и республиканских комитетов КПСС. Если брать данные Ставропольского края6, организатор здешнего «народного фронта» В.А. Красу-ля был снят с должности замредактора газеты «Ставропольская правда»7. Здесь явная самоинициатива. Если же взять создание «Объединенного фронта трудящихся», который мигом одолел стадию республиканского строительства и заявил о себе как об общесоюзной организации8, сомнений в инициативе высших партийных органов нет. В то же время «Российский народный фронт» не смог сложиться. Его инициаторы оказались перед дилеммой - за социализм или же антисоциализм.
В возникших «фронтах» оказалось немало коммунистов, которые не сочли нужным спрашивать разрешения собственных партийных организаций. Но на Украине оказались пострадавшие: были исключены из партии А.З. Бураковский, С.П. Головатый, В.Г Дончик9. В организации рассматриваемого типа влились не просто политически активные лица, а множество конспиративных диссидентских, националистических, церковных группировок. Названные неформальными, они все же стали объектом изучения идеологических отделов КПСС10, если не добавлять сюда органы безопасности страны. Однако правящая партия оказалась бессильной повлиять на процессы объединения граждан так, чтобы социалистическая система не пострадала.
Костяк «политических фронтов» действовал не менее целеустремленно, нежели лидеры традиционных политических партий. Их сила была в широкой поддержке незарегистрированных членов. Тогда, когда среди лидеров «народных фронтов» России было сильное соперничество за первые позиции с целью попадания в списки кандидатов в депутаты, такого в Прибалтике, Молдавии, Грузии, Армении, Азербайджане не было. Со временем «фронты» этих бывших союзных республик преобразились. Они породили партии, действовали с ними в блоке. В «Белорусском народном фронте» сложились два уровня, где «наверху» была обычная партия, а «внизу» - движение. В Азербайджане «фронт» действовал с атрибутами политической партии, но был оппозиционен действующей власти.
Если подвести итог, то:
- родиной понятия «политический фронт» является Россия;
- этот термин не попал в лексикон марксизма-ленинизма;
- инициаторами употребления термина «фронт» являются французы и испанцы;
- только при послевоенном строительстве народной демократии «политический фронт» в смысле «блока» вошел в лексикон отечественного обществознания;
- перестроечный процесс, однако, породил «политический фронт» совершенно иного - беспартийного -рода;
- перестроечные «политические фронты» оказались самой ранней организованной оппозицией КПСС;
- эти «фронты» внесли существенный вклад в процесс восстановления многопартийности на всем постсоветском пространстве, они должны учитываться в политических, исторических и конституционно-правовых исследованиях соответствующего периода.
1 См.: Каталог-справочник неформальных самодеятельных организаций и независимой прессы. М., 1990.
2 См.: Холмская М.Р. Коммунисты России: факты, идеи, тенденции. Информационно-аналитический обзор. М., 1998.
3 См.: Ульянова Ю.С. «Политический фронт». Пятигорск, 2001.
4 См.: Чернов В.М. Перед бурей. М., 1993. С. 331.
5 См.: Дюкло Ж. Мемуары. Т. I. М., 1985. С. 184.
6 См.: Центр документации новейшей истории Ставропольского края. Ф. 1, оп. 81, д. 336, 338, 348, 368.
7 См.: Красуля В.А. Диссидент из номенклатуры. Ставрополь, 1992. С. 124.
8 См.: Березовский В.Н., Кротов Н. «Неформалы» - Кто они? // Неформальная Россия. М., 1990. С. 39.
9 См.: В ЦК Компартии Украины // Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 118.
10 См.: Известия ЦК КПСС. 1990. № 4, 8, 9; 1991. № 3, 7.
УДК 94(47)
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ ТОРГОВОЙ ПАЛАТЫ
В 2007 г Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ) будет праздновать свой 75-летний юбилей. В отечественной исторической литературе датой создания ТПП РФ принято считать 28 мая 1932 г, когда была основана Всесоюзная торговая палата (ВТП). В этот день было подписано постановление СНК СССР об утверждении Устава ВТП, которое отменяло действующие ранее уставы - Всесоюзно-Западной тор -говой палаты (ВЗТП), утвержденный Советом труда и обороны 23 сентября 1927 г., и Всесоюзно-Восточной торговой палаты (ВВТП), утвержден -ный СНК СССР 14 июня 1928 г.1. Данная дата отмечена во многих публикациях советского и современного периодов, подтверждая правопреемственность ныне действующей ТПП РФ2.
Между тем, судя по вышеприведенному документу, 1932 г явился точкой отсчета даты утверждения Устава ВТП, но не самой организации. Справедливо ли утверждать, что 28 мая 1932 г. является днем образования ТПП РФ, правопреемницы ВТП ? При каких обстоятельствах произошло создание самой организации? Кто был инициатором создания? Ответы на эти вопросы важны для нас, так как могут помочь раскрыть историчес -кие условия и обстоятельства формирования центрального органа торгово-промышленных палат в России.
Поиск опубликованных исторических источников привел нас к удиви -тельному результату: дата утверждения Устава ВТП подтверждена многи -ми публикациями, а вот описания обстоятельств создания палаты нигде нет. Только в одном из информационных сборников ВТП удалось найти сообщение о дате проведения объединительного собрания: «7 октября 1931 г состоялось собрание членов ВТП. На общем собрании членов ВЗТП и ВВТП, созванном по вопросу объединения, замнаркома внешней торговли Ш.З. Элиава так сформулировал необходимость этого объединения: "В условиях обострения кризиса, всевозможных помех против нашего экспорта нам приходится перестраивать свои ряды и создавать единую торговую палату"»3. Других документов, раскрывающих обстоятельства создания ВТП, в опубликованных источниках обнаружить пока не уда -лось. Между тем стала ясна дата проведения учредительного собрания. Учредителями ВТП выступили члены ВЗТП и ВВТП. Рассмотрим обстоятельства создания организаций-учредителей, по статусу - тоже всесоюзных организаций.
В период нэпа, когда возникла острая необходимость возобновления экспортно-импортных поставок в условиях непризнания советского правительства и экономической блокады стран Антанты, родилось решение об использовании института торговых палат как общественных организаций частного бизнеса для осуществления прямых внешнеэкономических контактов с зарубежными компаниями. Такие палаты были созданы: одна - на западном направлении, другая - на восточном.
Первая советская торговая палата - Северо-Западная областная тор -говая палата - была учреждена 11 ноября 1921 г. в Петрограде «для упо -рядочения внутреннего товарооборота и восстановления связей с заграничными рынками»4. Поначалу она не имела прав юридического лица и функционировала как структурное подразделение Северо-Западного
В.И. Федотов,
кандидат исторических наук, старший вице-президент Торгово-промышленной палаты Саратовской области
ВЕСТНИК. 2007. № 15(1)