Научная статья на тему 'Особенности показателей здоровья учащихся с патологией костно-мышечной системы'

Особенности показателей здоровья учащихся с патологией костно-мышечной системы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
333
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА / ШКОЛЬНИКИ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ / MONITORING OF HEALTH / OSTEOMUSCULAR SYSTEM / SCHOOLCHILDREN / DEVIATION AND STRUCTURE OF MORBIDITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Силкин Юрий Рафаилович, Чекалова Наталья Генриховна, Матвеева Нина Александровна, Кузмичев Юрий Георгиевич, Чекалова Светлана Александровна

Заболеваемость костно-мышечной системы (КМС) занимает приоритетное место. Выявлен значительный рост этой патологии к старшим классам. Дети, поступающие в школу, уже отягощены патологией КМС. Комплексная оценка здоровья значительно хуже у школьников с патологией КМС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Силкин Юрий Рафаилович, Чекалова Наталья Генриховна, Матвеева Нина Александровна, Кузмичев Юрий Георгиевич, Чекалова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of the health indices of schoolchildren with musculoskeletal system pathology

The morbidity of the osteomuscular system (OMS) is an important problem. It is found that the deviations and diseases of the OMS increased from the first to the last stages of school education. Children have deviations of the OMS before they have come to school. The resistance of the body of schoolchildren with diseases of the OMS is worse than from another with chronic diseases.

Текст научной работы на тему «Особенности показателей здоровья учащихся с патологией костно-мышечной системы»

УДК Б13.95/.9Б:Б1Б.7

ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ УЧАШИХСЯ С ПАТОЛОГИЕЙ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Ю.Р. Силкин, Н.Г. Чекалова, Н.А. Матвеева, Ю.Г. Кузмичев, С.А. Чекалова,

В.А. Балчугов, А.В. Додонов, С.Н. Ковальчук, И.А. Бычков, Т.М. Кожевникова

ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»

Чекалова Наталья Генриховна - e-mail: [email protected]

Заболеваемость костно-мышечной системы (КМС) занимает приоритетное место. Выявлен значительный рост этой патологии к старшим классам. Дети, поступающие в школу, уже отягощены патологией КМС. Комплексная оценка здоровья значительно хуже у школьников с

патологией КМС.

Ключевые слова: костно-мышечная система, школьники, заболеваемость, ступени обучения.

The morbidity of the osteomuscular system (OMS) is an important problem. It is found that the deviations

and diseases of the OMS increased from the first to the last stages of school education. Children have deviations of the OMS before they have come to school. The resistance of the body of schoolchildren with diseases of the OMS is worse than from another with chronic diseases.

Key words: monitoring of health, osteomuscular system, schoolchildren, deviation and structure of morbidity.

РЕАБИЛИТАЦИЯ

РЕАБИЛИТАЦИЯ

IVh

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

В течение последних десятилетий в состоянии здоровья учащихся сформировались устойчивые негативные тенденции, характеризующиеся ростом патологии костномышечной системы (КМС). Среди показателей здоровья заболеваемость КМС занимает особое место, т. к. отражает результат комплексного воздействия наследственных и социально-гигиенических факторов, является интегральной характеристикой состояния организма. Исследования состояния КМС учащихся крупного промышленного центра в ходе углубленных специальных медицинских осмотров немногочисленны и противоречивы [1, 2, 3, 4, 5, 6].

Цель исследования - изучение показателей здоровья учащихся с нарушениями и заболеваниями КМС с целью разработки и реализации профилактических и оздоровительных программ.

Материалы и методы базируются на данных углубленного медицинского осмотра учащихся ООУ 7-18 лет г. Н. Новгород (4666 детей из 10 школ, 2241 мальчик и 2425 девочек), выполненного бригадой высококвалифицированных специалистов НижГМА. Состояние костномышечной системы исследовано по расширенной программе, включающей заболеваемость КМС - патологическая пораженность (ПП), уровень морфофункциональных нарушений (МФН) и хронических заболеваний (ХЗ). Ортопедический статус изучен на основе: а) состояния мышечного корсета; формы грудной клетки и ног; симметрии надплечий, углов лопаток, треугольников талии, костей таза; формы ног, сводов стоп; признаков дизэмбри-огенеза (стрии, трофические нарушения кожи в области позвоночника); измерения пропорций тела; б) оценки уровня минерализации костной ткани по скрининг-тесту [7]; в) жалоб на боли в голове, спине, ногах (их характер, взаимосвязь с физическими нагрузками, вынужденным положением тела и др.). Статистическая обработка проведена средствами параметрического и непараметрического пакета прикладных программ Statistica 6.0, STATGRAPHICS plus v.5.1, SPSS v.10.05.

Результаты исследования

Заболеваемость класса КМС занимала приоритетное место среди других классов болезней и составила 1237,1%о. Дети, поступающие в школу, уже отягощены патологией КМС. Все школьники были разделены на три группы: группа А - дети без нарушений и заболеваний КМС (942 ребёнка), группа Б - дети с морфофункциональными нарушениями (2228 детей), группа В - дети с патологией КМС (1496 детей).

Физическое развитие у большинства школьников определено как нормальное, у четверти детей выявлены отклонения в физическом развитии. Распределение школьников с разным состоянием КМС по антропометрическому скринингу носит идентичный характер. Отмечена тенденция к большей доле школьников с нормальным физическим развитием в группе А и увеличение числа детей с дефицитом массы тела в группах Б (р=0,033) и В (р=0,027). Гендерные различия не выражены. Только у младших школьников с разным состоянием КМС выявлены достоверные различия по группам физического развития. Так, нормальное физическое развитие чаще определено в группе А. Среди отклонений высокорослость чаще выявлена в группе Б, избыток массы тела - в группе В.

Ортопедический статус: хорошее состояние мускулатуры чаще у детей группы А, слабое - в группе Б и В (табл.1). Нормальные формы грудной клетки преобладали в группе А, среди них цилиндрическая - в группе А, плоская - в группе В.

ТАБЛИЦА 1.

Ортопедический статус школьников с разным состоянием КМС, %

Оценка Группы КМС p

А Б В А-Б А-В Б-В

Состояние мускулатуры

Хорошее 46 34,3 34,3 0,000* 0,000* 0,968

Удовлетворительное 44,1 51,2 49,6 0,007* 0,052 0,507

Слабое 9,9 14,5 16,1 0,011* 0,002* 0,359

Форма грудной клетки

Цилиндрическая 40,9 35,7 29,8 0,042* 0,000* 0,006*

Коническая 41,3 41,4 40,6 0,99 0,84 0,747

Плоская 9,6 11,2 14,3 0,341 0,011* 0,040*

Килевидная 0 0,5 0,4 0,247 0,444 0,899

Воронкообразная 0 0 0,2 - 0,702 0,327

Ладьевидная 1,1 1,6 1,9 0,579 0,404 0,796

Эмфизематозная 3 3,9 5,8 0,414 0,024* 0,061

Паралитическая 4,1 5,7 7,1 0,214 0,033* 0,239

Форма живота

Нормальная 50,8 47,6 50,6 0,222 0,984 0,177

Отвислая 48,2 51,6 48,2 0,214 0,959 0,141

Втянутая 0,9 0,9 1,2 0,873 0,907 0,688

Форма ног

Нормальная 43,2 35,7 32,4 0,003* 0,000* 0,126

О-образная (лёгкая) 27,2 26,7 31,7 0,873 0,087 0,015*

О-образная (умеренная) 7,3 11,2 13,3 0,015* 0,001* 0,172

О-образная (выраженная) 0,6 0,8 1,5 0,811 0,178 0,189

Х-образная (лёгкая) 18 20,9 17,6 0,179 0,891 0,063

Х-образная (умеренная) 3,8 4,1 3,2 0,841 0,717 0,369

Х-образная (выраженная) 0 0,6 0,4 0,187 0,444 0,701

Примечание: * - различия достоверны (р<0,05).

Патологические формы - эмфизематозная и паралитическая - чаще выявляли в группе В. Формы живота среди детей этих групп распределены практически равномерно. Нормальная форма ног чаще отмечена в группе А, О-образная форма лёгкой и умеренной степени - в группах Б и В. Х-образная форма лёгкой, умеренной и выраженной степени несколько чаще определена в группе Б. У мальчиков всех трёх групп чаще выявлено хорошее состояние мускулатуры, у девочек - слабое и среднее. Минерализация костной ткани у детей с патологией КМС определена как «сниженная» в 13,4% случаев, что в 11,2 раза чаще, чем у детей с МФН КМС.

Ранжированный ряд уровней заболеваемости по отдельным классам болезней в группах А, Б и В практически одинаков (табл. 2). Лидировал во всех трех группах класс болезней пищеварения. Однако, среди этого класса болезней наибольшую долю занимали заболевания зубочелюстной системы (84,1%), в структуре которой большинство составлял кариес. Без учета этой патологии заболеваемость в данном классе значительно ниже, что определило ведущие позиции болезней КМС.

Уровень патологической поражённости школьников группы А значительно ниже по сравнению с группами Б и В; в группе В - наивысший.

ТАБЛИЦА 2.

Заболеваемость школьников с разным состоянием КМС, %о

Классы болезней по МКБ-10 Группы р

А - 942 Б - 2228 В - 1496

I 41,4±6,8 39,0±4,2 33,42±4,84 0,875 0,345 0,33

II 13,8±3,8 19,7±2,9 23,40±3,91 0,25 0,097 0,449

III 0 0,9±0,6 2,01±1,16 0,358 0,169 0,366

IV 401,3±19,3 441,2±13,1 454,55±15,84 0,097 0,021* 0,356

V 58,4±7,8 97,4±6,4 96,26±8,08 0,001* 0,002* 0,697

VI 105,1±10,3 248,2±9,3 416,44+13,30 0,000* 0,000* 0,000*

VII 276,0±17,1 284,1±10,6 342,25±14,51 0,35 0,002* 0,003*

VIII 12,7±3,7 12,1±2,4 17,38+3,51 0,802 0,434 0,194

IX 31,8±5,7 42,6±4,4 36,76+4,96 0,186 0,574 0,385

X 441,6±20,0 462,7±14,0 514,71+17,30 0,742 0,017* 0,010*

XI 1779,2±35,4 1913,4±23,9 1905,75+30,74 0,003* 0,022* 0,611

XII 146,5±12,1 155,7±8,2 201,20+11,20 0,617 0,002* 0,001*

XIII 0 1428,6±0,7 1731,28+13,99 0,000* 0,000* 0,000*

XIV 36,1±6,4 47,1±4,7 50,80+6,35 0,161 0,183 0,992

XVII 69,0±8,8 61,0±5,2 82,89+7,44 0,575 0,178 0,018*

XIX 3,2±1,8 11,2±2,3 14,04+3,04 0,034* 0,008* 0,372

Итого 3416,1±57,9 5265,3±41,6 5923,13±54,68 0,000* 0,000* 0,000*

Примечание: * - различия достоверны (р<0,05).

У детей без патологии КМС, по сравнению с детьми групп Б и В, уровень заболеваемости по отдельным классам болезней (психические расстройства, нервная, эндокринная система, пищеварение, КМС, врожденные аномалии) значимо ниже. В группе В, по сравнению с группой Б, более высокая заболеваемость определена ещё по ряду классов болезней: глаза, дыхания, кожи, травм. Необходимо отметить, что только в двух классах болезней - КМС и нервная система - значимые различия выявлены между всеми тремя группами детей. У девочек уровень П П выше, но статистически значимо только в группе с патологией КМС. В группе А по отдельным классам болезней значимые различия в пользу девочек касаются болезней глаза, пищеварения, у мальчиков - психических расстройств. В группах Б и В выше уровни заболеваемости у девочек по нескольким классам болезней: эндокринная, нервная система, глаза, в группе Б - кожи, в группе В - мочеполовой системы; у мальчиков более высокие уровни болезней: психические расстройства (группы Б и В), врожденные аномалии, травмы (группа Б).

ПП школьников с разным состоянием КМС на ступенях обучения: в группе А значимое снижение на 2-й ступени обучения с последующим некоторым увеличением к 3-й ступени. У М (мальчиков) выше уровень заболеваемости на 1-й ступени - психические расстройства, на 3-й - болезни кровообращения, дыхания, у Д (девочек) - болезни мочеполовой системы.

В группе Б выявлены колебания уровня ПП (без статистической значимости): некоторое снижение ко 2-й, а затем некоторое повышение к 3-й, по сравнению с 1-й ступенью обучения. Однако по отдельным классам болезней определены значимые различия, определяющие диапазоны уровня заболеваемости. Снижение уровня заболеваемости от 1-й ко

2-й и к 3-й ступеням определено по психическим расстройствам, болезням органов кровообращения, от 1-й ко 2-й сту-

пени - органов пищеварения. Наряду со снижением отмечено увеличение уровня заболеваемости от 1-й ко 2-й и к 3-й ступеням: болезни инфекционные, нервной системы, глаза, от 2-й к 3-й ступени - кожи, от 1-й к 3-й и от 2-й к 3-й ступени - врожденные аномалии, от 1-й к 3-й ступени - уха. У М значимо выше на 1-й ступени уровень болезней мочеполовой системы, на 2-й ступени - врожденных аномалий, травм. У Д выше уровень заболеваемости на 1-й и 2-й ступенях: болезни нервной системы, кожи, только на 2-й ступени -болезни глаза, на 2-й и 3-й ступенях - эндокринной системы.

В группе В уровень ПП снизился на 2 ступени обучения, а затем увеличился к 3 почти до уровня 1-й ступени. Значимое снижение заболеваемости отмечено по психическим расстройствам от 1-й ко 2-й и к 3-й, а рост - по болезням нервной системы, кожи - от 2-й к 3-й ступени. У мальчиков несколько ниже уровень ПП на всех ступенях обучения, значимые различия только на 2-й ступени. Однако, по отдельным классам болезней на 1-й ступени у них достоверно выше заболеваемость по психическим расстройствам, мочеполовой системы, врожденным аномалиям. У Д выше уровень болезней эндокринной системы, глаза - на 2-й и 3-й ступенях, болезней нервной системы - на 1-й и 2-й ступенях, мочеполовой системы - на всех трёх ступенях обучения.

Распространенность морфофункциональных нарушений в здоровье школьников с разным состоянием КМС значительно выше в группе Б по сравнению с детьми групп А и В. При ранжировании уровней МФН первое место, с большим представительством во всех группах, занимали болезни пищеварения; в группе А на втором месте - эндокринные, на третьем - болезни органов дыхания; в группе Б на втором месте - КМС, на третьем - болезни органов дыхания; в группе В на втором месте - болезни органов дыхания, на третьем

- эндокринные болезни.

Практически по всем классам болезней определили увеличение уровней МФН от группы А к группам В и Б: психические расстройства, болезни нервной системы, кожи, глаза, органов дыхания, врожденные аномалии, травмы.

Гендерные различия выражены по отдельным классам болезней: у мальчиков выше уровень МФН в группах Б и В по психическим расстройствам и только в группе Б - по болезням пищеварения, мочеполовой системы и травм; у девочек в группе А по болезням пищеварения; в группах Б и В по болезням эндокринной системы; только в группе Б -кожи, в группе В - глаза.

Математическая модель изменчивости уровня МФН КМС (%о) в зависимости от общего уровня МФН и ХЗ: МФН КМС=160,7+53,36 МФН±36,05 (R=26,97%, р=0,000); МФН КМС=328,6+15,09 ХЗ±41,46 (R=22,6%, р=0,018), (R-доля вклада) показала, что высокий уровень МФН КМС зависит от общего уровня МФН и ХЗ.

Уровень хронической заболеваемости самый высокий в группе детей с патологией КМС. Первые три места в группах А и Б занимали одни и те же классы болезней в разных вариациях. У детей без патологии КМС на первом месте - болезни органов пищеварения, на втором - дыхания, на третьем

- нервной системы. В группе Б на первом месте - болезни нервной системы, на втором - пищеварения, на третьем -дыхания. В группе В первое место с большим отрывом занимали болезни КМС, второе - нервной системы, третье -пищеварения.

РЕАБИЛИТАЦИЯ

РЕАБИЛИТАЦИЯ

IVh

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Гендерные различия - общий уровень хронических заболеваний выше у девочек, особенно в группах Б и В. Распространенность ХЗ по отдельным классам болезней выше у девочек групп Б и В: нервной системы, пищеварения, мочеполовой; в группе А - болезни глаза; в группе В - кожи. У мальчиков выше уровень ХЗ в группах Б и В - болезни органов дыхания; в группе Б - врожденные аномалии; в группе В - психические расстройства.

На ступенях обучения у детей группы А - уровень ХЗ невысокий, но тем не менее он значимо увеличился от 1-й ко 2-й и к 3-й ступеням. По большинству классов болезней также отмечен рост общего уровня ХЗ, но значимое увеличение только к 3-й ступени в классе болезней глаза, кровообращения, пищеварения. У М определена тенденция к более высокому уровню ХЗ на 1-й и 3-й ступенях, у Д - значимо выше общий уровень ХЗ на 2-й ступени. Также выше уровень ХЗ у Д по болезням глаза, на 3-й ступени - по болезням мочеполовой системы; у М на 3-й ступени - по болезням органов дыхания.

У детей группы Б отмечено значимое увеличение общего уровня ХЗ, от 1-й к 3-й и от 2-й к 3-й ступеням. По большинству классов болезней также определено увеличение уровня ХЗ: от 1-й ко 2-й и к 3-й ступеням - болезни глаза, от 1-й ко

2-й и к 3-й ступеням - болезни нервной системы, уха, пищеварения; снижение уровня от 1-й ко 2-й и к 3-й ступеням по классу болезней кожи. У Д несколько выше уровень ХЗ на всех трех ступенях, значимое отличие только по отдельным классам болезней: выше уровень на 1 и 2 ступени по классу болезней нервной системы; на 2 ступени - глаза; на 1-й ступени - кожи. У М выше уровень ХЗ на 1-й и 3-й ступенях болезней органов дыхания; на 2-й ступени - инфекционных болезней, врожденных аномалий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди детей группы В выявлено значимое увеличение общего уровня ХЗ от ступени к ступени. По отдельным классам болезней: увеличение ХЗ от ступени к ступени определили только в классе болезней КМС; от 1-й к 3-й ступени -болезни органов пищеварения, мочеполовой системы; от 2-й к 3-й ступени - уха. Уменьшение уровня ХЗ выявлено от 1-й ко 2-й и к 3-й ступеням в классе болезней психического расстройства. Гендерные различия по общему уровню ХЗ незначимы, определена тенденция к более высокому уровню у Д. По отдельным классам: на 1-й ступени обучения у М значительно выше уровень психических расстройств и органов дыхания; у Д на 1-й ступени выше уровень ХЗ болезней кожи, на 2-й - нервной системы, глаза, мочеполовой системы; на

3-й ступени - органов пищеварения, мочеполовой системы.

Модель изменчивости ХЗ КМС (%) в зависимости от

общего уровня ХЗ: ХЗ КМС=18,58+77,87 ХЗ±31,03 (R=58,08%, р=0,000) выявила, что высокий уровень хронических заболеваний КМС зависит от общего уровня ХЗ.

Комплексная оценка здоровья (группы здоровья) школьников групп А, Б и В по данным углубленных медицинских осмотров показала, что у детей без патологии КМС значительно ниже доля детей с III и IV группами здоровья, чем у детей с МФН и ХЗ КМС. Кроме того, в группе В не представлены практически здоровые дети.

Анализ трехлетней обращаемости школьников в детские поликлиники не установил статистически значимых различий у детей с разным состоянием КМС. Первое место

по обращаемости традиционно на всех ступенях обучения занимали болезни органов дыхания, которые в основном сформированы за счет ОРЗ и ОРВИ. Именно они определяют характеристику здоровья детей по принятым показателям резистентности. Установили, что резистентность улучшалась с возрастом, но была хуже у школьников с МФН и тем более с ХЗ КМС, а также у девочек. В течение трех лет показатель обращаемости статистически значимо снижался с 1709% до 1490%. Однако, средние значения отсутствия учащегося в школе в днях (8,42-8,64-8,53) и кратности заболевания отличались постоянством (1,44-1,58-1,48).

Выводы

Нормальное физическое развитие определено у большинства детей, без значимых различий в группах А, Б, В. Показатели ортопедического статуса, минерализации костной ткани, резистентности организма хуже у школьников с ХЗ КМС, а также у девочек. Высокая заболеваемость КМС определена высоким уровнем общей ПП, что подчеркивает значимость этого класса болезней в патогенезе соматической патологии, особенно следующих классов болезней: нервной, эндокринной, мочеполовой, пищеварительной систем, органов дыхания. Уровень хронических заболеваний у школьников с патологией КМС выше в 4,3 раза, с МФН - в 3,1 раза. Среди мальчиков наиболее часто определены болезни органов дыхания и психические расстройства, среди девочек - болезни пищеварения, мочеполовой и нервной систем. Сочетанные соматические расстройства увеличивались от ступени к ступени обучения, часто трансформируясь из МФН в ХЗ. Следовательно, дети с патологией КМС представляют группу риска, что требует от медицинского персонала систематического наблюдения и свидетельствует о необходимости дифференцированного назначения профилактических и коррекционных программ на протяжении всего периода школьного обучения. Учащиеся с патологией КМС должны заниматься в специальной группе по физической культуре (занятия ЛФК), а также дополнительно во внеучеб-ное время в коррекционных и оздоровительных группах.

ш

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» как инструмент международного взаимодействия в охране здоровья детей. Российский педиатрический журнал. 2011. № 4. С. 12-18.

2. Камаев И.А. и др. Здоровье населения и методы его изучения. Н. Новгород: НижГМА, 2009. 68 с.

3.Кучма В.Р., Сухарёва Л.М., ЯмпольскаяЮ.А. Тенденции роста и развития московских школьников старшего подросткового возраста на рубеже тысячелетий. Гигиена и санитария. 2009. № 2. С. 18-21.

4. Сухарёва Л.М. и др. Особенности заболеваемости московских школьников за последние 50 лет. Гигиена и санитария. 2009. № 2. С. 21-26.

5. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков). Школа здоровья. 2010. № 4. С. 25-66.

6. Яковлева Т.В., Иванова А.А., Модестов А.А. Основные направления модернизации системы оздоровления детей и подростков. Российский педиатрический журнал. 2011. № 3. С. 37-39.

7. Вишневецкая Т.Ю., Макарова А.Ю., Чепрасов В.В. Взаимосвязь сомато-скопических признаков и уровня минерализации костной ткани у детей 10-16 лет. Диагностика, профилактика и коррекция нарушений опорнодвигательного аппарата у детей и подростков: материалы Всероссийской конф. с международным участием. М. 2002. С. 52-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.