DOI: 10.24412/2686-9497-2021-11-12-9-15
С. В. Медовник
Особенности подхода свт. Филарета (Дроздова) к интерпретации принципов православной аскетики в практике духовного водительства по отношению к игум. Марии (Тучковой) и Е. В. Новосильцевой
Аннотация:
В статье рассматриваются различные проявления духовного руководства в рамках православной аскетической традиции в зависимости от индивидуальных особенностей личности. В качестве материала используется эпистолярное наследие выдающегося православного пастыря свт. Филарета (Дроздова). В современных дискуссиях о душепопечительской практике Церкви можно встретить мнение о том, что в православной церковной среде нет традиции индивидуального и уважительного подхода к людям, не учитываются особенности конкретной личности. Одновременно, по мнению самих верующих, в сходных жизненных ситуациях люди могут получать от духовников разные советы. Целью предпринимаемого нами исследования является выявление соотношения православной аскетической традиции и индивидуального духовного опыта в пастырской практике свт. Филарета (Дроздова). В тексте статьи анализируются биографические факты адресатов святителя, характер переписки, пастырские приемы по отношению к врачеванию скорбей. В ходе исследования демонстрируется, что для святителя характерен индивидуальный подход к душепопече-нию, а результатом следования адресатов духовному наставничеству свт. Филарета (Дроздова) явился их духовный подвиг.
Ключевые слова: Православная Церковь, Филарет (Дроздов), православная ас-кетика, пастырское руководство, духовная переписка
В современных дискуссиях о душепопечительской практике Церкви можно встретить мнение о том, что в православной церковной среде нет традиции индивидуального и уважительного подхода к людям, не учитываются особенности конкретной личности. Одновременно, по мнению самих верующих, в сходных жизненных ситуациях люди могут получать от своих духовников разные советы. В этой связи нам представляется важным обращение к опыту выдающихся отечественных пастырей с целью выявить, как единая аскетическая традиция проявляется в разных формах в зависимости от индивидуальных особенностей и самих духовных наставников,
и их чад. В качестве материала для исследования мы используем переписку святителя Филарета (Дроздова, 1782-1867) с мирянами, принадлежащими к разным сословиям и отличающимися по своей духовной опытности.
Ранее к данной проблеме обращались Г. В. Бежанидзе [1], М. Е. Козлов [2], И. Н. Корсунский [3], И. Ю. Смирнова [4], прот. Г. Флоровский [7] и прот. П. Хондзинский [8], иер. А. И. Черный [9], А. И. Яковлев [10]. Хотя отдельные аспекты обозначенной нами проблемы привлекали к себе внимание исследователей, но подробного рассмотрения интерпретации православной аскетики в практике духовного руководства свт. Филарета (Дроздова) до сих пор осуществлено не было.
Целью предпринимаемого нами исследования является выявление соотношения православной аскетической традиции и индивидуального духовного опыта в пастырской практике свт. Филарета (Дроздова).
Для достижения данной цели необходимо решить такую задачу, как определение особенностей актуализации свт. Филаретом общих принципов нравственно-аскетического учения Церкви применительно к индивидуальным духовным нуждам окормляемых им мирян.
В данном исследовании мы используем метод контекстного анализа, позволяющий выявить особенности реализации общих принципов нравственно-аскетического учения свт. Филарета (Дроздова) в контексте его пастырской деятельности, обращенной к конкретным лицам из числа мирян. Кроме того, применяется историко-типологический метод для выявления характерных особенностей рассматриваемых феноменов, а также историко-генетический метод, позволяющий проследить связь наставлений свт. Филарета (Дроздова) с церковной традицией.
В ходе исследования было выявлено, что для святителя характерен индивидуальный подход к душепопечению, что нашло свое отражение в его эпистолярном наследии. Рассмотрим особенности этого подхода.
Исследователь И. Ю. Смирнова справедливо отмечает, что в письмах свт. Филарета обнаруживается неизвестная сторона его личности: «В них не только запечатлен образ архипастыря, жившего непрестанной и напряженной заботой о Церкви, иерарха-администратора и церковного судьи, но в какой-то мере приоткрывается и тот потаенный сердца человек, о котором при жизни Филарета догадывались лишь немногие <...»> [4, с. 51]. Особую роль он сыграл в жизни женщин с непростыми судьбами — Е. В. Новосильцевой и М. М. Тучковой (впоследствии игуменьи Марии). С обеими святитель вел обширную переписку.
Екатерина Владимировна Новосильцева, урожденная графиня Орлова (1770-1849) — представительница светского общества. В переписке с ней можно выделить следующие темы: отношения с другими людьми, отношение к житейским скорбям, борьба с грехом, исповедь и Причастие, советы
относительно чтения и т. д. После гибели любимого сына на дуэли появилась потребность духовного укрепления перед лицом скорби, что также нашло отражение в эпистолярном наследии святителя [5, с. 7].
Маргарита Михайловна Тучкова (1781-1852) принадлежала к высшему светскому обществу, впоследствии приняла монашество. Женщина пережила две трагедии — потерю мужа, погибшего в Бородинском сражении в 1812 г., и смерть сына в 1826 г.: «В течение всех этих лет свт. Филарет был духовником Тучковой. Особенно важной эта роль сделалась в 1826 г., когда сын Тучковой неожиданно умер от скарлатины, и она впала в глубокое уныние и духовное окаменение» [2, с. 19]. Особенности переписки Марии Михайловны, впоследствии игуменьи Марии, обусловлены не столько принадлежностью ее к монашеству, сколько чертами ее характера: «Девочка обнаружила с ранних лет природу страстную, нервную и восприимчивую» [6, с. 212]. В письмах к Тучковой просматривается тактичность и осторожность святителя, который старается не сбить ее духовный настрой и помогает бороться с унынием, вызванным обстоятельствами жизни. В данной статье будут рассмотрены письма, адресованные будущей игуменье до принятия ею монашества, а также отдельные советы свт. Филарета, которые применимы не только в монашеской, но и в мирской жизни.
Осуществляя руководство своими духовными чадами, святитель направлял их к тому, чтобы их страсти, в частности уныние, становились предметом духовной работы. Можно проследить, как обращающиеся за советом и поддержкой к свт. Филарету по мере исполнения его наставлений твердо становятся на путь лучшей реализации своих возможностей. Так, в одном из писем свт. Филарет твердо, последовательно и в то же время осторожно объясняет М. М. Тучковой необходимость принятия сана игуменьи, несмотря на ее страхи и сомнения: «...Теперь, когда место, Вами созданное, в котором Вы начальствуете, по желанию Вашему сделалось духовным, Вы останавливаетесь на пути к духовному званию.» [6, с. 76-77].
Скорбь и уныние по поводу смерти близких людей — сильные чувства, зачастую надолго овладевающие человеком. И даже такому духовному наставнику, как свт. Филарет, приходилось поддерживать и утешать своих чад многие годы. При обращении свт. Филарета к этой нравственно-аскетической проблеме с течением времени наблюдается смена тона его наставлений по отношению М. М. Тучковой и Е. В. Новосильцевой.
Так, в письме от 1828 г. святитель отвечает на двухлетнюю скорбь М. М. Тучковой через отсылку к Священному Писанию (1 Фес. 4, 13): «Наше продолжительное и тяжкое сетование не только не богоугодно, но даже бывает грешно. Нам сказано: не скорбите, как прочие, не имеющие упования» [6, с. 31-32]. Цитата здесь употреблена в целях утешения, вразумления и напоминания об истине христианской веры; тон приведенного выше
письма — мягкий и отеческий. Иную ситуацию можно увидеть в письме от 1832 г.: «Не довольно ли сего, чтобы Вы вспоминали его [умершего сына] с миром и упованием? Надобно ли еще докучать небесам, чтобы от времени до времени посылали Вам оттуда вестника сказать, что там делает чадо Николай?» [6, с. 50]. Из этого и других писем видно, что адресат не мог смириться с потерей сына и неоднократно возвращался к своей проблеме, которая ранее уже обсуждалась. Святитель замечает это и несколько резким тоном призывает будущую игуменью сделать решительное усилие и довериться Божьему Промыслу.
В письмах к Е. В. Новосильцевой можно наблюдать схожую динамику содержания наставлений. После убийства сына в 1825 г. Екатерина Владимировна потеряла интерес к светской жизни и винила себя в случившемся [5, с. 6]. В первом письме, касающемся этой проблемы, свт. Филарет высказывается о смерти близкого человека в формах, близких к поэтическим, отвечая на печальное известие цитатами из Псалтири (Пс. 26, 11): «Вот время мужаться, терпеть, повиноваться. Мужайся, и да крепится сердце твое, потерпи Господа» [5, с. 92]. В письме, написанном через несколько дней, свт. Филарет продолжает утешение: приводит в пример образ Божией Матери, потерявшей Сына, описывает погибшего с положительной стороны, указывает на Божий Промысл [5, с. 94]. Но, как и в случае с М. М. Тучковой, Е. В. Новосильцева спустя время не смогла преодолеть скорбь, связанную со смертью сына. Святитель в несколько более резкой форме, как и в письме к будущей игуменье, пытается вразумить своего адресата: «Какие хотите Вы доказательства о блаженстве отшедшего? <...> Кто обязан давать их Вам с неба?» [5, с. 109].
Духовные состояния Е. В. Новосильцевой и игуменьи Марии (Тучковой) свидетельствуют о том, что продолжительная скорбь приводит к унынию. В его врачевании наблюдается индивидуальный подход святителя к своим подопечным. В письме к первому адресату данный грех называется напрямую, тогда как во втором случае святитель дает наставления в обобщенной форме. Это, вероятно, обусловлено духовным состоянием и характером игуменьи Марии, когда любое напоминание о ее немощах могло свести к минимуму любые попытки побороть уныние.
По переписке можно проследить борьбу Тучковой со страхом смерти. Святитель призывает ее сосредоточиться на подготовке к вечности: «Да, полезнее пещись о приготовлении к будущему, нежели гадать о времени перехода» [6, с. 48]. В отличие от М. М. Тучковой, Е. В. Новосильцева испытывала не страх перед смертью, а желание умереть. В этом случае святитель приводил в пример образы подвижников, которые готовы были отдать свою жизнь за веру во Христа, а не потому что утратили последнее утешение. В переписке с каждой из женщин святитель приводил образ
ветхозаветного Иова, призывал смотреть на скорби со смирением и благодарностью к Богу.
Вообще, во многих случаях свт. Филарет использует образы и цитаты из Библии, где тоже заметен индивидуальный подход к духовным чадам. В переписке с женщинами он обнаруживает себя как человек, блестяще ориентирующийся в тексте Священного Писания и способный донести содержание Слова Божия по определенной теме в переписке с конкретным адресатом.
Исследователь А. И. Черный отмечает особое отношение свт. Филарета к добродетели послушания, без которой взаимоотношения наставника и наставляемого были бы неполными [9, с. 14-19]. Святитель призывает к этой добродетели и своих духовных дочерей. В письме к Е. В. Новосильцевой она упоминается достаточно часто с целью наставления или вразумления [5, с. 56-57]. А в письмах к Марии (Тучковой) указание на добродетель послушания используется в качестве поддержки, а также упоминается в связи с неочевидным для человека приобретением: «Что Вы за послушание не ходите в пещеру, то не потеря, а может быть, и приобретение. Молитва в келье может иметь то же достоинство, что и молитва в пещере, в таком случае послушание доставляет чистую прибыль» [6, с. 36]. В послушании, которое совершается «ради Него», а «не ради человека», святитель видит истинную свободу [6, с. 36].
Результатом следования Е. В. Новосильцевой и Марией (Тучковой) духовному наставничеству свт. Филарета явился духовный подвиг обеих женщин. Екатерина Владимировна была известна широкой благотворительной деятельностью, а игуменья Мария основала Спасо-Бородинскую обитель в память о погибшем на Отечественной войне муже.
Свидетельством того, что письма были ценны для адресатов, является уже тот факт, что эта переписка, а также воспоминания духовных чад свт. Филарета, сохранились до нашего времени. Вся переписка основана на слове Священного Писания и православной нравственно-аскетической традиции и показывает многогранность христианского учения, преломляясь в разных ответах и наставлениях как к одному и тому же адресату на разных этапах его жизни, так и к разным адресатам в связи с особенностями их характера и опыта. Наследие святителя актуально и продолжает служить средством наставления для современного поколения христиан. Оно требует дальнейшего научного осмысления.
Источники и литература:
1. Бежанидзе, Г. В. Святитель Филарет (Дроздов) как человек Церкви в эпоху царствования Александра I / Г. В. Бежанидзе // Филаретовский альманах. М., 2011. Вып. 7. С. 113-139.
2. Козлов М. Е., прот. Святитель Филарет (Дроздов) в его отношении к женскому монашеству / протоиерей М. Е. Козлов // Филаретовский альманах. М., 2006. Вып. 2. С. 5-24.
3. Корсунский, И. Н. Черты из жития св. праведного Филарета Милостивого в жизни Филарета, митрополита Московского: (к 25-летию со дня кончины святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского) / И. Н. Корсунский // Богословский вестник. 1893. Т. 1. № 3. С. 501-521.
4. Смирнова, И. Ю. О богословском значении эпистолярного наследия святителя Филарета (Дроздова) / И. Ю. Смирнова // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2011. № 3-4. С. 51-60.
5. Филарет (Дроздов), свт. Письма к Екатерине Владимировне Новосильцевой / святитель Филарет (Дроздов). Сергиев Посад, 2017.
6. Филарет (Дроздов), свт. Письма к игумении Марии Тучковой и к Варваре Михайловне Нарышкиной / святитель Филарет (Дроздов). Сергиев Посад, 2017.
7. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия / протоиерей Георгий Флоровский. М., 2009.
8. Хондзинский П., свящ. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи: историко-богословское исследование / священник Павел Хондзинский. М., 2012.
9. Черный А. И., иер. Преемство традиции пастырского служения в святоотеческом богословии: Димитрий Ростовский, Тихон Задонский, Филарет Московский / иерей А. И. Черный // Филаретовский альманах. М., 2019. Вып. 15. С. 7-20.
10. Яковлев, А. И. Святитель Филарет (Дроздов) и развитие русской национальной культуры в первой половине XIX века / А. И. Яковлев // Филаретовский альманах. М., 2004. Вып. 1. С. 144-199.
References:
1. Bezhanidze G. V. Sviatitel' Filaret (Drozdov) kak chelovek Tserkvi v epokhu tsarstvova-niia Aleksandra I [St. Philaret (Drozdov) as a Man of the Church During the Reign of Alexander I]. Filaretovskii al'manakh — Philaretovsky Almanac. Moscow, 2011, issue 7, pp. 113-139.
2. Kozlov M. E., prot. [Archpriest]. Sviatitel'Filaret (Drozdov) v ego otnosheniikzhenskomu monashestvu [St. Philaret (Drozdov) in His Attitude to Female Monasticism]. Filaretovskii al'manakh — Philaretovsky Almanac. Moscow, 2006, issue 2, pp. 5-24.
3. Korsunskii I. N. Cherty iz zhitiia sv. pravednogo Filareta Milostivogo v zhizni Filareta, mitropolita Moskovskogo: (k 25-letiiu so dnia konchiny sviatitelia Filareta (Drozdova), mitropolita Moskovskogo) [Traits from the Life of St. Righteous Philaret the Merciful in the Life of Philaret, Metropolitan of Moscow: (to the 25th Anniversary of the Death of St. Philaret (Drozdov), Metropolitan of Moscow)]. Bogoslovskii vestnik — Theological Bulletin], 1893, vol. 1, no. 3, pp. 501-521.
4. Smirnova I. lu. O bogoslovskom znachenii epistoliarnogo naslediia sviatitelia Filareta (Drozdova) [On the Theological Significance of the Epistolary Heritage of St. Philaret (Drozdov)]. Gosudarstvo, religiia, Tserkov' v Rossii i za rubezhom — State, Religion, Church in Russia and Abroad. 2011, no. 3-4, pp. 51-60.
5. Filaret (Drozdov), svt. [Saint]. Pis'ma k Ekaterine Vladimirovne Novosil'tsevoi [Letters to Ekaterina Vladimirovna Novosiltseva]. Sergiev Posad, 2017.
6. Filaret (Drozdov), svt. [Saint]. Pis'ma kigumeniiMarii Tuchkovoi ik Varvare Mikhailovne Naryshkinoi [Letters to Abbess Maria Tuchkova and to Varvara Mikhailovna Naryshkina]. Sergiev Posad, 2017.
7. Florovsky G., prot. [Archpriest]. Puti russkogo bogosloviia [Paths of Russian Theology]. Moscow, 2009.
8. Khondzinsky P., sviashch. [Priest]. Sviatitel'FilaretMoskovskii:bogoslovskiisintezepokhi: istoriko-bogoslovskoe issledovanie [Saint Philaret of Moscow: Theological Synthesis of the Age: Historical and Theological Research]. Moscow, 2012.
9. Chernyi A. I., ier. [Priest]. Preemstvo traditsiipastyrskogosluzheniia vsviatootecheskom bogoslovii: Dimitrii Rostovskii, Tikhon Zadonskii, Filaret Moskovskii [Continuity of the Tradition of Pastoral Service in Patristic Theology: Demetrius of Rostov, Tikhon Zadonsky, Philaret of Moscow]. Moscow, 2019, issue 15, pp. 7-20.
10. Yakovlev A. I. Sviatitel' Filaret (Drozdov) i razvitie russkoi natsional'noi kul'tury v pervoi polovine XIX veka [Saint Philaret (Drozdov) and the Development of Russian National Culture in the First Half of the 19th Century]. Filaretovskii al'manakh — Philaretovsky Almanac. Moscow, 2004, issue 1, pp. 144-199.
S. V. Medovnik
Osobennosti podkhoda svt. Filareta (Drozdova) k interpretatsii printsipov pravoslavnoi asketiki v praktike dukhovnogo voditel'stva po otnosheniiu k igum. Marii (Tuchkovoi) i E. V. Novosil'tsevoi [Features of St. Philaret Drozdov's Approach to the Orthodox Ascetics Principles Interpretation in the Practice of the Spiritual Guidance of Maria Tuchkova and Ekaterina Novosilceva]
Abstract:
The article examines the various manifestations of spiritual guidance within the Orthodox ascetic tradition, depending on the individual characteristics. The material used is the epistolary heritage of the outstanding Orthodox pastor St. Philaret (Drozdov). In contemporary discussions of the pastoral practice of the Church it is possible to encounter the view that in the Orthodox Church there is no tradition of an individual and respectful approach to people, and that the characteristics of the individual are not taken into account. At the same time, according to believers themselves, people in similar life situations can receive different advice from clergy. The aim of the present study is to reveal the relationship between the Orthodox ascetic tradition and individual spiritual experience in the pastoral practice of St. Filaret (Drozdov). The text analyzes the biographical facts of the saint's addressees, the nature of his correspondence, and his pastoral techniques in relation to the healing of sorrows. In the course of the study it is shown that the saint is characterized by an individual approach to pastoral care, and the addressees' adherence to the spiritual guidance of St. Filaret (Drozdov) resulted in their spiritual exploits.
Keywords: Orthodox Church, Philaret (Drozdov), Orthodox asceticism, pastoral care, spiritual correspondence