УДК 355.237.3
Б01: 10.24412/2071-6168-2024-12-91-92
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
Д.С. Суровов, С.А. Мешков, С.О. Бузоева
В статье рассмотрены проблемы, связанные с особенностями подготовки личного состава Военно-Морского Флота. Указана необходимость внесения в техническое задание на изделие военной техники требований по учебно-тренировочному обеспечению. Включение в техническое задание этих требований будет способствовать повышению готовности военнослужащих к эксплуатации новой техники.
Ключевые слова: обучение, личный состав, система управления стрельбой, техническое задание.
Одним из принципов национальной морской политики, которым руководствуются при осуществлении морской деятельности и защите национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане, является эффективное использование военно-морского потенциала. Военно-морская деятельность - это деятельность государства по предотвращению агрессии против Российской Федерации, реализации и защите ее национальных интересов в Мировом океане [1].
В современном мире вокруг России сложилась сложная геополитическая обстановка, в которой одним из основных аргументов страны во внешней политике являются вооруженные силы. Основой вооруженных сил являются кадровые военные, подготовленные в специальных учебных заведениях и успешно освоившие программу по воинской специальности.
Несмотря на то, что большинство событий в современных военных конфликтах проходят на сухопутном театре военных действий, морской театр также является значимым. Одним из аспектов успешного выполнения поставленных боевых задач является высокий уровень квалификации кадровых военнослужащих. Возникает острая необходимость в подготовке квалифицированных кадров, в том числе для Военно-Морского Флота (далее -ВМФ).
Необходимость подготовки кадров для ВМФ осложнена особенностями изделий военного назначения, используемых на флотах, а также спецификой постройки надводных и подводных кораблей. Если сравнить количество выпускаемой и эксплуатируемой бронетехники с количеством ВМФ кораблей в год, то можно заметить, что для флота необходимо намного больше высококвалифицированных специалистов на одну единицу техники, чем для других родов войск. Сравнительная оценка количества техники и экипажа на ней приведено в таблице.
Особенности морской и наземной техники
Наименование техники Экипаж, чел. Количество
выпущенной техники, шт. | ожидаемой техники, шт.
Танки
Т-90М[2] 3 120 -
Т-90 и Т-90А[2] 3 100 -
Т-80У и Т-80БВ[2] 3 150 -
Т-72Б3[2] 3 650 -
Надводные корабли
проект 21631 [3] 52 11 1
проект 20380 [4] 99 9 3
проект 22160 [5] 40 4 2
проект 22800 [6] 39 4 12
Количество кораблей, построенных в рамках одного проекта, могут существенно отличаться по составу применяемых в них изделий. Примером могут служить корабли проекта 20380 с различающимся радиотехническим вооружением.
Самые первые корабли данной серии оснащались системой управления огнем (далее - СУС) 5П-10, в состав которой входил радиоэлектронный координатор. Начиная с седьмого корабля радиотехническое оборудование претерпело изменение, ввиду модернизации конструкции корабля. Из состава СУС был исключен радиоэлектронный координатор и взамен его был применен многофункциональный радиолокационный комплекс «ЗАСЛОН». Такая конструкция использовалась на кораблях с седьмого по девятый (с возможным применением на строящихся кораблях с десятого по двенадцатый).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что на двенадцати кораблях используются три разных СУС корабельной артиллерии при выполнении одинаковых задач. Эти изделия отличаются последовательностью выполнения операций. В рамках одного проекта перевод оператора управления огнем с одного корабля на другой приведет к дополнительному изучению материальной части изделия при однотипном назначении старой и новой системы. Подобные ситуации могут складываться и на других проектах кораблей, что приводит к невозможности подготовить личный состав, который сможет оперативно выполнять боевые задачи на другом корабле подобного проекта.
Решение проблемы может заключаться в выполнении следующих действий (на примере СУС):
- выпустить решение Заказчика об унификации порядка выполнения боевых задач СУС проекта 20380;
- со стороны научно-исследовательской организации ВМФ провести сравнение интерфейсов изделий проекта, выполняющих одинаковые задачи. Исследование зачастую может проводиться путем анализа руководств по эксплуатации;
- на основе анализа определить единый интерфейс, приняв один из имеющихся как «эталон» или создать
новый;
- на основе «эталона» выпустить дополнение к техническим заданиям в разделы, связанные с требованиями к эргономике и программным средствам;
- на основе дополнений к техническим заданиям предприятиям-изготовителям СУС произвести доработку программного обеспечения и эксплуатационной документации на изделие;
Известия ТулГУ. Технические науки. 2024. Вып. 12
- на основании решения Заказчика выпустить бюллетени на переданные ВМФ изделия и произвести доработку самих изделий, при этом доработать комплекты запасных частей инструментов и принадлежностей при необходимости.
Таким образом, можно сделать первый шаг для унификации целого ряда изделий одинакового назначения в пределах одного проекта корабля.
В дальнейшем возникает вопрос подготовки личного состава не с точки зрения общего боевого применения, а с непосредственной работой на пультах операторов СУС.
В большинстве технических заданий разделы, связанные с учебно-тренировочным процессом, не рассматриваются или требования к ним не предъявляются. Это приводит к тому, что преподаватели военных институтов читают курс лекций с уклоном на теоретическую часть применения изделий, без описания особенностей.
Рекомендуется создание Учебных центров ВМФ РФ для обязательной переподготовки личного состава флота каждые 5 лет. Следует больше уделять внимание практической части занятий. Активнее внедрять на флоте различные тактики и новшества (по опыту эксплуатации вооружения и военной техники полученному в ходе операций) в борьбе с беспилотными летательными аппаратами и безэкипажными кораблями.
Система обучения и воспитания кадров для ВМФ должна быть скоординированным, многоуровневым, высокотехнологичным и отлаженным механизмом.
Необходимо иметь современные тренажёры и учебные образцы вооружения, которые дополняют подготовку военно-морских специалистов на кораблях. Большое внимание в системе образования ВМФ следует уделять участию в ежегодных международных военно-технических выставках, форумах и салонах [7].
На примере СУС следует отметить, что для выполнения ею своих основных задач должны быть получены данные от иных корабельных систем, в части метеоданных, навигационной информации и т.д. Из этого следует вывод о необходимости проверять информационное взаимодействие с использованием имитаторов сопрягаемых с СУС систем. Эти имитаторы, разрабатываемые в интересах Заказчика, также являются его собственностью, как и само изделие. Учебные заведения ВМФ могут сделать запрос Заказчику с просьбой предоставления имитаторов и документацию, описывающую последовательность работы на ней в свой адрес. Получив изделие и документацию на него можно создать учебный класс, в котором будет проводиться подготовка личного состава на конкретные системы определенного проекта корабля. Можно упростить эту процедуру простым предъявлением требований к учебно-тренировочному обеспечению при написании технического задания на изделие [8].
Проведение вышеописанных действий приведет не только к первичной унификации изделий военной техники и частичному упрощению подготовки личного состава, но и к увеличению числа специалистов, которые могут проводить проверки по прямому назначению, что приведет, к улучшению качества обслуживания и эксплуатации изделий.
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 31 июля 2022 г. № 512 «Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации»;
2. The Military Balance 2024, The International Institute for Strategic Studies, 2024. 554 p.;
3. Р. Волков, А. Бричевский Online справочник RussianShips.info [Электронный ресурс] URL: https://russianships.info/boevye/21631.htm (дата обращения: 10.05.2024).
4. Р. Волков, А. Бричевский Online справочник RussianShips.info [Электронный ресурс] URL: https://russianships. info/boevye/20380.htm (дата обращения: 10.05.2024).
5. Р. Волков, А. Бричевский Online справочник RussianShips.info [Электронный ресурс] URL: https://russianships. info/boevye/22160.htm (дата обращения: 10.05.2024).
6. Р. Волков, А. Бричевский Online справочник RussianShips.info [Электронный ресурс] URL: https://russianships.info/boevye/22800.htm (дата обращения: 10.05.2024).
7. Н. Евменов, Система образования в Военно-морском флоте России - это скоординированный, многоуровневый, высокотехнологичный и отлаженный механизм, направленный на подготовку высококвалифицированных кадров для ВМФ РФ, Еженедельник «Звезда», 30 сентября 2024 г. [Электронный ресурс] URL: https://zvezdaweekly.ru/news/20227251436-fzX07.html (дата обращения: 10.05.2024).
8. ГОСТ РВ 0015-201-2021 Система разработки и постановки на производство военной техники. Тактико-техническое (техническое) задание на выполнение опытно-конструкторских работ. М., Российский институт стандартизации, 2022.
Суровов Даниил Сергеевич, инженер 1 категории, surovov36@yandex. ru, Россия, Санкт-Петербург, акционерное общество «ЗАСЛОН»,
Мешков Сергей Анатольевич, канд. техн. наук, доцент, [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова,
Бузоева Светлана Олеговна, преподаватель, Svetlanabuzoeva@inbox. ru, Россия, Владикавказ, СевероКавказское суворовское военное училище
FEATURES OF TRAINING NA VAL FORCES PERSONNEL D.S. Surovov, S.A. Meshkov, S.O. Buzoeva
The article discusses issues related to the specifics of training Naval Forces personnel. The need to include training requirements in the technical specifications for military equipment is highlighted. Including these requirements in the technical specifications will enhance the readiness of personnel to operate new equipment.
Key words: training, personnel, fire control system, technical specifications.
92
Surovov Daniil Sergeevich, engineer of the 1st category, surovov36@yandex. ru, Russia, St. Petersburg, ZASLON Joint Stock Company,
Meshkov Sergey Anatolyevich, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, St. Petersburg, D.F. Ustinov Baltic State Technical University «VOENMEH»,
Buzoeva Svetlana Olegovna, teacher, Svetlanabuzoeva@inbox. ru, Russia, Vladikavkaz, North Caucasian Suvo-rov Military School
УДК 615.47
Б01: 10.24412/2071-6168-2024-12-93-94
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ФЕНИЛАЛАНИНА В КРОВИ
НА МИКРОКОНТРОЛЛЕРЕ
Н.С. Тархов, А.Р. Дивавин
Рассматривается необходимость создания отечественного устройства для определения концентрации фенилаланина в крови. Предлагаемое устройство (в портативном исполнении) позволит решить проблему быстрой экспресс-диагностики концентрации фенилаланина в крови для своевременной коррекции диетического питания людей, страдающих фенилкетонурией.
Ключевые слова: микроконтроллер, измерительное устройство, фенилкетонурия, фенилаланин.
Основным источником информации в приборах, аппаратах и системах, исследующих неэлектрические характеристики организма, являются датчики, преобразующие измеряемые показатели в нормированные электрические сигналы. В зависимости от типа измеряемой величины применяются физические и химические датчики. Химические датчики измеряют состав и концентрацию различных веществ. Технология изготовления биомедицинских датчиков в значительной мере базируется на технологиях микроэлектроники, причем наблюдается тенденция размещения в одной микросистеме датчиков с элементами предварительной обработки информации, включая контроль работоспособности, калибровку, различные типы компенсаций, микроконтроллеры (МК), каналы коммуникаций и т.д. [1]. При проектировании портативного устройства для измерения концентрации фенилаланина (ФА) в крови, обоснование разработки которого для применения в домашних условиях для своевременной коррекции диетического питания людей, страдающих заболеванием фенилкетонурия, достаточно подробно изложено в [2-4], будем использовать типовой вариант построения измерительных приборов медицинского назначения с применением МК (MCU), представленный на рисунке 1. Одной из перспективных разработок для использования в биотехнических системах являются МК семейства БТМ32 [5].
Рис 1. Обобщенная структурная схема прибора для исследования неэлектрических характеристик
с использованием МК STM32F4
На основе обобщенной схемы разработана структура устройства для измерения концентрации ФА в крови, которая представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Структура устройства для измерения концентрации ФА в крови: БС - биосенсор; SPÍ1 - контроллер интерфейса 8Р1 микроконтроллера; СР1 - сдвиговый регистр, ЛИ - линейка индикаторов; 8Б01- канал записи последовательных данных в регистры сдвига; МК - микроконтроллер; АБС1 - встроенный АЦП микроконтроллера; ОРЮ - порт ввода-вывода микроконтроллера
МК имеет в своем составе 3 встроенных достаточно качественных АЦП по 8 коммутируемых аналоговых каналов на каждый из них. Сигнал с датчика (Д) при необходимости усиливается и фильтруется блоком усиления и фильтрации (БУФ), который также используется при необходимости согласования характеристик датчиков и АЦП и подавления помех от источника сигнала. Управление блоком воздействия (БВ) обычно осуществляют через порты
93