Minear L. 2012. Humanitarian Action and Politicization: A Review of Experience since World War II. — The Golden Fleece: Manipulation and Independence in Humanitarian Action (ed. by A. Donini). Sterling: Kumarian Press. P. 45-48.
Smillie I. 1995. The Alms Bazaar: Altruism Under Fire: Non-Profit Organizations and International Development. London: Intermediate Technology Publications. 286 p.
BORISOV Alexey Vladimirovich, Cand.Sci. (Philos.), Associate Professor at the Chair of Political Science and Political Philosophy, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (bld. 1, 53/2 Ostozhenka St, Moscow, Russia, 119992; aborisof@gmail.com)
HUMANITARIAN AID: ISSUE OF THE PRINCIPLES
Abstract. The author suggests an analysis of the appearing and evolution of the principles that regulate the humanitarian aid. The process of the origin of the normative regulation of humanitarian aid is shown, the factors influencing this process are revealed. The author pointed out that the efforts of the United Nations to regulate humanitarian aid, and attempts to set the regulatory framework are no more than a claim to manage the process of its provision. The necessity of the critical appraisal of the aforesaid principles is substantiated in the view of their historical, civilization and corporative conditionality. Keywords: humanitarian aid, humanitarian principles, International Committee of the Red Cross, League of Red Cross, UN, Geneva Conventions
НЕСТЕРОВ Артем Юрьевич — кандидат социологических наук, старший преподаватель Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ) (109004, Россия, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73; ne7terov@rambler.ru)
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ИЗ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ
Аннотация. В статье анализируются основные теоретические и практические вопросы подготовки к освобождению несовершеннолетнего осужденного. Автор отмечает, что после освобождения от уголовного наказания в виде лишения свободы индивиду приходится адаптироваться к нормальным условиям, кардинально отличающимся от пенитенциарных. При этом он сталкивается с проблемами правового и социального характера. Значение первых не так велико по сравнению со значением вторых. Сотрудники воспитательных колоний ФСИН России по возможности помогают несовершеннолетнему, освобождающемуся из мест лишения свободы, решить прежде всего проблемы социального характера. В статье приводятся статистические данные ФСИН России (2003-2015 гг.); выявляются и анализируются особенности подготовки к освобождению несовершеннолетнего осужденного из мест лишения свободы. Ключевые слова: особенности подготовки к освобождению несовершеннолетнего осужденного, ресо-циализация, исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы, пенитенциарная система ФСИН России
Социальные проблемы в сфере детства вызывают особый общественный резонанс. Именно поэтому в последние годы в России усилилось внимание ученых, политиков, юристов, общественных деятелей, журналистов к проблемам правового положения несовершеннолетних. Отмечаются декларативность юве-
нального законодательства, низкая степень эффективности правовой защиты детей [Нестеров 2016: 29].
Особенно актуально в условиях российской действительности исследование полноты и эффективности реализации социальных возможностей, предоставленных несовершеннолетнему как субъекту уголовно-исполнительного права. Причин тому несколько: во-первых, ратификация Россией в 1990 г. Конвенции ООН «О правах ребенка», принятой 20 ноября 1989 г. на 44-й сессии Генеральной ассамблеи ООН и закрепившей за несовершеннолетним статус самостоятельного участника правоотношений. Следствием присоединения к Конвенции стало активное обновление российского законодательства, регулирующего отношения в сфере детства, что порождает необходимость оценки содержания этого законодательства, в т.ч. на предмет соответствия международным стандартам правового положения лиц, не достигших совершеннолетия1.
Во-вторых, это получившее характер национальной катастрофы социальное неблагополучие российских детей. Несмотря на принимаемые государством меры по повышению благосостояния населения, уровень жизни значительного числа семей с детьми остается невысоким, что отрицательно сказывается на здоровье, воспитании и образовании несовершеннолетних. Сохраняются такие острые социальные проблемы, как детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство, ранняя алкоголизация и наркотизация подростков, насилие в отношении детей, рост преступности несовершеннолетних.
Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ). Сегодня права детей нередко нарушаются родителями. Между тем забота о детях — это важнейшая обязанность родителей и родственников ребенка, что было известно с древних времен.
В течение длительного периода развития человечество изменяло свое отношение к детям. И вот ХХ столетие стало «веком ребенка», приобрело новое качество, когда стало очевидным, что ребенок — это не просто зависящее от окружающих, и прежде всего от родителей, существо. Его умение жить в обществе, в семье во многом зависит от предоставления ей возможности получить всестороннее развитие, проявить себя в социуме.
В XXI в. в российском обществе с особой остротой проявились новые проблемы, которые стали следствием непродуманных реформ и отсутствия адекватной социальной политики. Отсутствие в стране эффективных государственных программ, направленных на защиту материнства и детства, приводит к росту числа социальных сирот (сирот при живых родителях), деградации семьи, ее социальной незащищенности в условиях рыночных отношений. С каждым годом увеличивается число безнадзорных детей, пополняющих ряды малолетних преступников. Во многих семьях дети не учатся, не имеют элементарных условий для нормальной жизни. Общественные организации не в состоянии решить весь комплекс накопившихся за последнее десятилетие проблем. Со стороны государства пока не наблюдается внятной детской и молодежной политики.
Большую часть несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, составляют, прежде всего, подростки, у которых искажены ранние детско-родительские отношения (дети воспитывались, как правило, в кризисной/дисфункциональной семье). Каждый десятый осужденный (10,47%) (по состоянию на 01.07.2017 г. — 220 осужденных-сирот), отбывающий наказание в местах лишения свободы, — это воспитанник интернатных учреждений, более 74,85% осужденных — дети из неблагополучной (кризисной, дис-
1 См.: Конвенция ООН «О правах ребенка». Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989. Ратифицирована постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559-1. — Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. ХШ.
функциональной) семьи. По данным Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН России), за последние 5 лет число несовершеннолетних заключенных в России сократилось в 4,5 раза. Во многом это связано с гуманизацией уголовной системы в отношении несовершеннолетних заключенных, а также профилактической работой с детьми и подростками. Однако следует отметить, что на сокращение числа несовершеннолетних правонарушителей также повлияла неблагоприятная демографическая ситуация. По данным ФСИН России, более половины содержащихся в заключении подростков осуждены за кражи, грабеж или разбой. В воспитательных колониях ФСИН России сосредоточивается наиболее криминальная часть несовершеннолетних осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления.
Преступность несовершеннолетних составляет основу воспроизводства преступности в целом, а свой первый противоправный опыт профессиональные преступники приобретают, как правило, в юности. Впоследствии их социальная адаптация значительно затруднена или даже невозможна. Именно поэтому приоритетным направлением в деятельности пенитенциарных учреждений ФСИН России является социально-психологическая работа с несовершеннолетними осужденными. Их деятельность направлена на обеспечение социальной защиты, решение социальных и психологических проблем осужденных, содействие им в ресоциализации в местах лишения свободы. Число социально полезных связей за время отбывания наказания в виде лишения свободы резко уменьшается, вместо этого человек приобретает опыт общения с преступной средой. В то же время от освобожденного гражданина общество требует изменения образа жизни, включения его в иной ритм, необходимым становится выполнение социально одобряемых обязанностей, ранее не имевшихся или существовавших в незначительном объеме. Именно поэтому освобождению несовершеннолетнего осужденного предшествует подготовка его к самостоятельной жизни в социуме [Гайсина 2013: 5-6].
Этап подготовки несовершеннолетних осужденных к освобождению начинается с самого начала отбывания наказания в виде лишения свободы. С первого дня отбывания несовершеннолетним осужденным наказания в воспитательной колонии ФСИН России с ним проводятся воспитательные, психологические, социальные, образовательные мероприятия, а также мероприятия по сохранению связей с семьей и иных социально полезных связей, сохранению имеющегося у несовершеннолетнего осужденного жилья, восстановлению отсутствующих документов. На завершающем этапе отбывания наказания интенсивная групповая и индивидуальная работа с несовершеннолетними осужденными в воспитательной колонии ФСИН России включает в себя проведение занятий в школе подготовки к освобождению, решение вопросов трудового и бытового устройства и продолжения освобождаемым осужденным своего образования, а также психологическую подготовку к освобождению [Гайсина 2013: 7].
Оказание помощи несовершеннолетним осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, закреплено в Уголовно-исполнительном кодексе РФ. В соответствии со ст. 180—181 УИК РФ оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, является обязанностью администрации пенитенциарных учреждений ФСИН России, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы1.
1 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 15.11.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). Гл. 22. Ст. 180 «Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных и в применении к ним мер медицинского характера»; ст. 181 «Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания».
Оказывая помощь несовершеннолетним осужденным, администрация пенитенциарного учреждения ФСИН России взаимодействует в решении вопросов трудового и бытового устройства лиц, освобождаемых от отбывания уголовного наказания, с органами местного самоуправления, внутренних дел, опеки и попечительства, управления здравоохранением, образованием, социальной защиты населения, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, и федеральной службой занятости населения по избранному ими месту жительства1.
Работа с несовершеннолетним, готовящимся к освобождению из мест лишения свободы, строится по следующим направлениям:
1) диагностика наличного уровня развития с целью определения степени развитости, личностных ресурсов осужденного несовершеннолетнего для успешной адаптации на свободе;
2) просветительская работа в сфере ресурсов территории, на которой несовершеннолетний собирается проживать на свободе, связанная с образованием и трудоустройством, возможностью ведения здорового образа жизни;
3) работа с психологическими проблемами несовершеннолетнего;
4) работа по решению юридических проблем;
5) работа с семьей и социальным окружением несовершеннолетнего осужденного;
6) помощь (по возможности) освободившимся несовершеннолетним в трудоустройстве и получении образования вне системы ФСИН России;
7) помощь (по возможности) в решении проблем медицинского характера осужденного [Гайсина 2013: 14].
Социально-педагогическая (адаптационная) работа в не пенитенциарных условиях с несовершеннолетним, освободившимся из мест лишения свободы, как правило, начинаются с установления контакта со специалистом (инспектором детской комнаты полиции), который может оказать ему помощь. Наиболее эффективной является практика, когда среди специалистов, работающих с конкретным подростком, будет один, который координирует всю эту работу и на которого подросток может опираться (из практического опыта можно заключить, что несовершеннолетнему осужденному бывает достаточно сложно иметь дело с множеством разных людей, которые выполняют каждый свои цели и задачи, а не с одним определенным человеком) [Шиловская 2006: 295].
Если несовершеннолетний осужденный освобождается условно-досрочно (УДО), к работе с ним подключаются сотрудники ФСИН России. Это постепенное освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности можно использовать как поддерживающий работу специалиста фактор, однако должно быть четко налаженное взаимодействие между сотрудниками ФСИН России и специалистом, сопровождающим конкретного несовершеннолетнего.
Мероприятия по подготовке несовершеннолетних осужденных к освобождению должны преследовать единую цель и быть непременно взаимосвязанными. Непременным условием успешности процесса реабилитации выступает заинтересованность самих подростков, а также их семей и государства в целом в результатах. Главная цель подготовки несовершеннолетних к освобождению — это, прежде всего, помочь им успешно интегрироваться в современное российское общество, осознать свое место в жизни, определиться с родом деятельности в постпенитенциарный период [Шиловская 2006: 296-297].
К основным факторам, обусловливающим эффективность данного процесса,
можно отнести возможность пройти курс социальной, психологической, медицинской реабилитации в специальном учреждении; возможность обратиться за помощью к специалистам; наличие разработанных и апробированных программ реабилитации несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы; наличие психолого-педагогических методик работы по реабилитации несовершеннолетних правонарушителей; своевременное начало процесса реабилитации; мотивация несовершеннолетних к изменению образа жизни, поведения; консультативно-разъяснительная работа с родителями, участие родителей в процессе реабилитации; благоприятный социум, отсутствие криминального окружения; наличие условий для продолжения образования и трудоустройства; желание работать или получать образование [Гайсина 2013: 20].
Несовершеннолетние осужденные, подлежащие освобождению из воспитательных колоний ФСИН России, направляются, как правило, к месту жительства родственников либо иных лиц, их заменяющих. Родственникам либо иным лицам сообщается о дне освобождения несовершеннолетнего осужденного и предлагается прибыть в воспитательную колонию ФСИН России для его встречи и сопровождения к месту жительства.
Если у освобождаемого несовершеннолетнего осужденного нет родственников или иных лиц, их заменяющих, администрация пенитенциарного учреждения ФСИН России направляет запрос в орган опеки и попечительства, подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, по его прежнему месту жительства с просьбой решить вопрос устройства такого лица на работу или учебу и обеспечения его жилой площадью [Шиловская 2006: 298].
В необходимых случаях несовершеннолетний осужденный после освобождения в установленном порядке может быть направлен в школу-интернат, другое учебно-воспитательное учреждение на государственное попечение либо передан органам опеки и попечительства. Несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника пенитенциарного учреждения ФСИН России. К решению вопросов социальной защиты, трудового и бытового устройства освобождающихся несовершеннолетних осужденных привлекаются попечительские советы, создаваемые при каждой воспитательной колонии ФСИН России1.
Основными задачами в сфере социальной адаптации лиц, отбывших наказание, являются их профессиональная ориентация и трудоустройство, благополучная обстановка в семье, в кругу родственников, а также друзей, знакомых, соседей. Сложный процесс ресоциализации, перевоспитания и возвращения в общество лица, совершившего преступление, начинается при отбытии наказания и заканчивается после его полной адаптации к условиям нормального существования в нормальной социальной среде [Журавлев 2002: 33-34].
Можно привести следующие примеры из положительной практики.
Сотрудники УИИ встретились с воспитанниками Новосибирской воспитательной колонии ГУФСИН России по Новосибирской области. Представители филиалов по Новосибирскому, Ордынскому, Мошковскому районам уголовно-исполнительной инспекции ГУФСИН России по Новосибирской области и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской области провели прием по личным вопросам с несовершеннолетними осужденными.
Мероприятие организовано в соответствии с планом работы комиссии по
делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской обл. на 2016 г., который включает комплекс мер по профилактике безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидов, правонарушений несовершеннолетних, защите их прав на территории Новосибирской области.
Представители УИИ и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав встретились с воспитанниками Новосибирской воспитательной колонии ГУФСИН России по Новосибирской области, ранее состоявшими на учете в филиалах уголовно-исполнительной инспекции Новосибирской области, а после освобождения вернулись в районы области.
Беседы с несовершеннолетними осужденными проводились с целью поддержания контакта и оценки степени исправления несовершеннолетних.
В ходе встречи с воспитанниками Новосибирской воспитательной колонии ГУФСИН России по Новосибирской области обсуждались вопросы, решение которых потребуется после освобождения подростков из воспитательной колонии: это, прежде всего, определение местожительства, места учебы или работы, досуговой занятости подростка.
Из беседы с одним из воспитанников стало известно, что он обучается в 11-м классе средней общеобразовательной школы ГУФСИН России по Новосибирской области в Новосибирской воспитательной колонии, параллельно получает профессию слесаря, принимает активное участие в работе различных кружков. Замечаний в отношении подростка и жалоб у него самого нет; он интересуется подробностями жизни своих близких родственников. Еще один воспитанник обучается в 8-м классе вечерней общеобразовательной школы, параллельно получает профессию швеи, работает в столовой разнорабочим. В Новосибирской воспитательной колонии ГУФСИН России по Новосибирской области он приобрел новых друзей, которые, по словам администрации Новосибирской воспитательной колонии, характеризуются положительно, — прокомментировали представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской области.
В завершении встречи руководство Новосибирской воспитательной колонии ГУФСИН России по Новосибирской области, представители УИИ и комиссии по делам несовершеннолетних Новосибирской области обсудили вопросы преемственности и непрерывности процесса исправления несовершеннолетних.
Комиссия считает, что проведение подобных бесед может способствовать социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних осужденных, готовящихся к освобождению из Новосибирской воспитательной колонии, — пояснила начальник филиала по городу Тогучину и Тогучинскому району УИИ ГУФСИН России по Новосибирской области Ю.Н. Бакаевская1.
Таким образом, социальная (постпенитенциарная) адаптация считается успешной, когда социально полезные связи освобожденного от наказания в основных сферах жизнедеятельности установлены и не имеют существенных отклонений (нормальные отношения в семье, наличие жилья, регистрации по месту жительства, постоянного места работы, участие в общественной работе, полезное проведение досуга, повышение общеобразовательного и культурного уровня и т.д.). Нормально адаптированный освобожденный порывает связи с преступной средой и другими лицами, чье поведение характеризуется как антиобщественное, не злоупотребляет алкоголем, не допускает правонарушений.
1 ФКУ «Новосибирская воспитательная колония» ГУФСИН России по Новосибирской области. Новости. Доступ: http://www.novosibirsk-vk.ru / (проверено 10.04.2017).
В современный период к решению проблемы социальной адаптации несовершеннолетних осужденных, освобожденных из пенитенциарного учреждения ФСИН России, необходимо подходить комплексно, придавая особое значение оказанию им реальной помощи в постпенитенциарный период. Работа с несовершеннолетним должна проводиться сотрудниками воспитательной колонии ФСИН России и внешними специалистами — социальными педагогами, психологами, наркологами, специалистами по социальной работе, юристами, причем она должна быть согласованной, осуществляться в едином направлении (алгоритме). Здесь работа одной организации должна дополнять работу другой (или нескольких организаций сразу) [Журавлев 2002: 35-36].
Основной и, на наш взгляд, самой главной задачей подготовки несовершеннолетних осужденных является не просто вооружение их системой знаний, норм и ценностей, а развитие способности и готовности жить в современном обществе, эффективно взаимодействовать с социумом и разрешать жизненные проблемы. Поэтому необходимо содействовать их успешной социальной адаптации и интеграции в современное российское общество. Перед специалистами, работающими с подростками, освободившимися из мест лишения свободы, встают задачи в таких направлениях деятельности, как содействие в решении психологических, социальных и юридических проблем несовершеннолетнего, работа с семьей, работа по осознанию подростком ответственности и желанию загладить причиненный им вред, содействие в решении вопросов получения образования и трудоустройства, организации общения и досуга, формировании ценностей здорового образа жизни и т.п.
Список литературы
Гайсина А.М. 2013. Подготовка осужденных несовершеннолетних к освобождению — залог успешной адаптации на свободе: методическое пособие. Уфа. 43 с.
Журавлев В.Л. 2002. Основы, принципы и организация процесса воспитательно-педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных. — Преступление и наказание. № 4. С. 25-40.
Нестеров А.Ю. 2016. Доктринальные особенности соблюдения и защиты основных конституционных прав и свобод несовершеннолетних осужденных (проблемы теории и практики). — Вопросы эволюции правовой мысли человечества: сборник статей международной научно-практической конференции. Казань: НИЦ «Аэтерна». С. 28-40.
Шиловская А.Л. 2006. Подготовка осужденных несовершеннолетних к освобождению из воспитательных колоний как элемент профилактики рецидивной преступности. — Профилактическая деятельность государства как одно из основных средств сдерживания преступности в РФ: материалы международной научно- практической конференции. 14-16 декабря 2005 г. (под. общ. ред. Ю.И. Калинина). M.: ВНИИ МВД России. C. 293-299.
NESTEROV Artem Yur'evich, Cand.Sci. (Soc.), Senior Lecturer, Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovsky (PKU) (73 Zemlyanoi Val St, Moscow, Russia, 109004; ne7terov@rambler.ru)
PECULIARITIES OF PREPARATION FOR RELEASE OF MINOR-CONVICTED FROM PENITENTIARY INSTITUTIONS OF FSIN OF RUSSIA
Abstract. The article analyzes the main theoretical and practical questions of preparation for the release of minor convicted. The author reveals that after liberation from criminal punishment in the form of deprivation of liberty, the individual has to adapt to normal life, cardinally different from penitentiary conditions. At the same time, a pupil of a colony released from places of deprivation of liberty faces legal and social problems. The value of the former is not so great in comparison with the value of the latter. That is why employees of the Federal Penitentiary Service of Russia, if possible, help a minor released from places of deprivation of liberty to solve, first off, social problems. The author gives statistical data of the Federal Penitentiary Service of Russia (2003-2015); reveals and analyzes the peculiarities of preparation for the release of a minor convicted from places of deprivation of liberty.
Keywords: preparation for release of minor convicted, re-socialization, execution of criminal punishment in form of imprisonment, penitentiary system of FSIN of Russia