Научная статья на тему 'Особенности подготовки инженерно-экономических кадров для авиационного двигателестроения'

Особенности подготовки инженерно-экономических кадров для авиационного двигателестроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВИАЦИОННОЕ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ / ВУЗОВСКАЯ НАУКА / ДИНАМИКА ПОТРЕБНОСТИ В МОЛОДЫХ КАДРАХ / ДОЛЯ РАБОТНИКОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ / КОМПЕТЕНЦИИ ПО ДИВИЗИОНАМ / НАУКА ПРЕДПРИЯТИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ОТРАСЛЕВАЯ НАУКА / ПРОЕКТНО-ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихонов Алексей Иванович

В статье показана необходимость развития новых компетенций и профессиональных качеств у выпускников инженерно-экономических направлений для авиастроения в условиях активизации государственной политики импортозамещения. Представлены результаты мониторинга потребности авиационной промышленности в инженерно-экономических кадрах. Проведен анализ отсутствующих компетенций по дивизионам. Рассмотрены новые подходы и технологии организации образовательного процесса в условиях реализации политики импортозамещения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тихонов Алексей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRAINING ENGINEERING AND ECONOMIC PERSONNEL FOR THE AVIATION ENGINE BUILDING

The article shows the necessity of new competencies and professional qualities development of graduates of engineering and Economics directions for aircraft in conditions of the intensification of the state policy of import substitution. Presents the results of the monitoring needs of the aviation industry in engineering-economic frames. The analysis of missing competencies divisions. Reviewed new approaches and technologies of educational process organization in the conditions of realization of the policy of import substitution

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки инженерно-экономических кадров для авиационного двигателестроения»

• Синхронизация качества профильных ТЭК направлений профессионального образования, количества обучаемых по данным направлениям и потребностей ТЭК.

• Создание устойчивых связей между корпоративным сектором ТЭК и профессиональным образованием.

• Создание мотивационных механизмов инвестирования средств организаций ТЭК в развитие человеческого капитала.

• Создание высокопроизводительных рабочих мест в отраслях ТЭК.

• Повышение производительности труда в отраслях ТЭК.

• Повышение вовлеченности персонала ТЭК в разработку инновационных проектов.

• Разработка индекса развития человеческого капитала ТЭК.

• Популяризация профессий ТЭК, повышение их престижа.

• Профориентация молодежи.

При этом ключевыми факторами успеха и направлениями реализации новых подходов являются:

• Улучшение качества рабочей силы;

• Обеспечение качества профессионального образования;

• Определение роли и места уровней профессионального обучения в развитии производительных сил

• создание отраслевой системы подготовки кадров.

Эффективность этой работы по иностранным аналогам в два с половиной раза выше, чем наращивание основных фондов. С учетом этого эта работа должна стать приоритетной для всех энергокомпаний на обозримом будущем.

Библиографический список

1. Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации?: монография. Воронеж: ЦИРЭ, 2005. - 252 с.

2. Дятлов С. А. Теория человеческого капитала: учебное пособие. .С.А. Дятлов - СПб.: изд-во «СПбУЭФ», 1996. - 141 с.

3. Пригожин И. От существующего к возникающему / И. Пригожин. М.: Наука, 1985. - 328 с/

УДК 378.14

А.И. Тихонов ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНО-

ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ АВИАЦИОННОГО ДВИ-ГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ

Аннотация: В статье показана необходимость развития новых компетенций и профессиональных качеств у выпускников инженерно-экономических направлений для авиастроения в условиях активизации государственной политики импортозамещения. Представлены результаты мониторинга потребности авиационной промышленности в инженерно-экономических кадрах. Проведен анализ отсутствующих компетенций по дивизионам. Рассмотрены новые подходы и технологии организации образовательного процесса в условиях реализации политики импортозаме-щения

Ключевые слова: авиационное двигателестроение, вузовская наука; динамика потребности в молодых кадрах; доля работников с высшим образованием; компетенции по дивизионам; наука

© Тихонов А.И., 2014

предприятия; импортозамещение; отраслевая наука; проектно-проблемный метод

Alexey Tikhonov FEATURES OF TRAINING ENGINEERING AND ECONOMIC

PERSONNEL FOR THE AVIATION ENGINE BUILDING

Abstract: The article shows the necessity of new competencies and professional qualities development of graduates of engineering and Economics directions for aircraft

in conditions of the intensification of the state policy of import substitution. Presents the results of the monitoring needs of the aviation industry in engineering-economic frames. The analysis of missing competencies divisions. Reviewed new approaches and technologies of educational process organization in the conditions of realization of the policy of import substitution

Keywords: aviation engine building, University science; dynamics of the needs of young people; the proportion of workers with higher education; the competence of the division; science enterprise;; import substitution; sectoral science; project-problem method

Еще в мае 2009 года В.В.Путин говорил, что он против тотального импортозамещения и считал его необходимым только в стратегически важных отраслях экономики. Однако с учетом изменившейся ситуацией, связанной с кризисом в международных отношениях из-за событий в Украине, когда многие ведущие страны западного мира объявили о санкциях, вопрос об импортозамещении приобрел стратегическое значение для России. В марте 2014 года Д.А. Медведев заявил, что страна обладает достаточным потенциалом для того, чтобы производить самостоятельно широкий спектр товаров. В мае 2014 г. президент В.В. Путин уже заявил о необходимости проведения активной политики импортозамещения в соответствии с нормами ВТО и обязательствами перед партнерами Евразийскому экономическому союзу. В этой связи министерство промышленности и торговли опубликовало обновленный текст государственной программы «Развитие авиационной промышленности на период 20132025 годы», целью которой является создание высококонкурентной авиационной промышленности и закрепление ее позиции на мировом рынке в качестве третьего производителя по объемам выпуска авиационной техники.

В Госпрограмме, состоящей из подпрограмм, описывающих мероприятия для соответствующих подотраслей, в частности, «Самолетостроение», «Вертолетостроение», «Авиационное двигателестроение», «Авиационное агрегатостроение», «Авиационное приборостроение», «Малая авиация», «Авиационная наука и технологии» показано, что Россия к 2025 году должна достичь в денежном выражении следующих долей в мировом авиапроме: в гражданском и военном секторах соответственно в самолетостроении 3,2 % и 10,9 %; в вер-толетостроении 12 % и 16,5 %; в авиационном двигателестроении 1,4 % и 12,9 %; в авиационном агрегатостроение 4,4 % и 5,4 %; в авиационном приборостроении 10,9 % и 21 %.[1]/

Кроме того, значительный акцент сделан на повышении эффективности управления научными исследованиями, на формировании постоянно обновляемого научно-технического задела, на расширении участия России в международных научных исследованиях в области авиастроения.

Совершенно очевидно, что сложившаяся ситуация становится генератором принципиально новых требований к кадровому обеспечению авиационных отраслей на основе развития новых компетенций и профессиональных качеств у выпускников инженерно-экономических направлений, связанных с умением добывать и перерабатывать информацию, диагностировать ситуацию, действовать с учетом меняющегося баланса интересов, выращивать творческое воображение и расширять интеллектуальный горизонт.

Все это в полной мере осознается в нашем университете и ведется большая работа по подготовке профессионалов, которые будут действовать в условиях изменяющейся инновационной среды.

В настоящее время в ИНЖЭКИН МАИ обучаются 2500 студентов. Из них:

> по очной форме - 961 студентов (бюджет - 583, контракт -378)

> по очно-заочной форме - 220 студента (бюджет - 181, контракт - 39) ^ второе высшее - 923 студента (все контракт)

по заочной форме - 396 студента (все - контракт).

В рамках направления «Менеджмент» ведется обучение по 11 профилям: ^ Производственный менеджмент на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности

> Международный менеджмент ^ Организационный менеджмент

> Антикризисный менеджмент

^ Управление технологическими инновациями ^ Управление проектами ^ Информационный менеджмент

> Финансовый менеджмент на предприятиях высокотехнологичный отраслей промышленности

> Инвестиционный менеджмент на предприятиях высокотехнологичный отраслей промышленности

> Экономика и менеджмент в ракетно-космической промышленности ^ Корпоративный менеджмент в авиастроении

Направление «Экономика» представлено 3 профилями:

> Экономика авиационных проектов

> Финансы и кредит

> Бизнес-информатика в экономике

Подготовка магистров ведется по 7 программам направления «Менеджмент»: ^ Общий и стратегический менеджмент

> Инновационный менеджмент

> Антикризисное управление

^ Управление инновационными проектами: анализ и технология реализации ^ Управление экономической безопасностью

> Финансовый менеджмент

^ Управление инвестициями в авиационной промышленности

По магистерской программе системного интегратора (ОАК) следует отметить следующие отличительные черты:

1. 50 % программы - практическая работа слушателей в проектах предприятия

2. Образовательные модули программы направлены на подготовку по недостающим компетенциям (согласно анализа работодателя)

3. ППС кластера состоит:

- лучшие ППС опорных вузов;

- ведущие зарубежные ученые;

- высококвалифицированные специалисты отрасли;

4. Интеграция научных школ:

- отраслевая наука (ЦАГИ, ЛИИ и т.п.);

- вузовская наука;

- РАН;

- наука предприятия.

Казалось бы, все сложилось благополучно, однако мы понимаем необходимость генерации новых компетенций, в частности в области управления производством авиационных отраслей. Поэтому мы осуществляем постоянный мониторинг потребности в инженерно-экономических кадрах (рисунки 1,2).

□ ВУЗы

ССУЗы, НПО

1800 п 1600

1400 -] 1300 1200 1000 800 600 400 200 0

2007

2011

2015

2020

2025

Рис 1. Динамика потребности ОАК в молодых кадрах в 2011-2025гг.

Рис. 2. Дифференциация потребности в кадрах в производственной и научной сферах

Как видим, потребность в молодых кадрах будет снижаться в силу высокотехноло-гичности производства, но при этом возрастет потребность специалистов для наукоемкой сферы. Увеличение доли работников с высшим образованием обусловлено ростом квалификационного уровня рабочих кадров в связи с повышением уровня механизации и автоматизации производственных процессов, внедрением цифрового оборудования.

В целях выявления новых образовательных ниш нами также проводится анализ отсутствующих компетенций, результаты которого представлены в таблице.

Очевидно, что для подготовки специалистов нового типа необходимым становится внедрение новых образовательных технологий, использование дистанционных форм подготовки, интерактивные методы обучения. В этом плане интересен опыт, представленный в [2] и заключающийся в использовании проблемно-проектного метода, позволяющего «налаживать межкультурную коммуникацию, запускать процессы мышления, рождать идеи». Как указывают авторы, одним из наиболее эффективных проектных методов является «концептуальное моделирование, с помощью которого осуществляется стратегия личной и коллективной деятельности в условиях проблемных ситуаций, позволяющая «проигрывать» сценарии и варианты решений на системном уровне, а также организовывать нетрадиционные виды взаимодействия, основанные на знаниях случайного происхождения и недостаточной информации» [2].

Таблица

Отсутствующие компетенции по дивизионам_

Дивизион Наименование компетенции

Боевая авиация Проектирование: мультифункциональные команды, управление конфигурацией, параллельное проектирование Управление цепочкой поставок: развитие поставщиков, управление закупленной продукцией, управление заказами, управление изменениями Управление качеством: международные нормы авиации, система встроенного качества ППО: международные практики и стандарты, аналитика, разработка и внедрение услуг, работа с данными он-лайн Управление программой: риск-менеджмент, бизнес-аналитика, внедрение PLM, стратегический менеджмент

Гражданская авиация Проектирование: мультифункциональные команды, проектирвание под заданную стоимость Управление цепочкой поставок: развитие поставщиков, управление требованиями к поставщикам, экономика и планирование поставок ППО: международные практики и стандарты, аналитика, разработка и внедрение услуг, работа с данными он-лайн, взаимодействие с заказчиком, договора и контракты Управление программой: управление знаниями, планирование ресурсов

Транспортная авиация Производство: ERP/MRP системы Управление цепочкой поставок: развитие поставщиков, управление закупленной продукцией ППО: международные практики и стандарты Управление программой: бизнес-аналитика, риск-менеджмент, управление знаниями, внедрение PLM, управление жизненным циклом, маркетинг

Специальная авиация ППО: международные практики и стандарты

Очевидно также, что ориентация на импортозамещение потребует новую генерацию конкурентоспособных управленческих кадров для организаций авиационного двигателе-строения, особенно в сфере гражданского авиастроения. Соответственно, в сфере образования потребуется ускоренное обновление. В этой связи «прогнозирование и мониторинг компетенций обеспечивает построение прогноза потребности в рабочей силе, а также поиск и анализ возможных способов достижения баланса между спросом и предложением на рынке труда» [2].

Проблемно-проектный подход не может быть реализован традиционными методами и технологиями. С этих позиций интересен представленный в [3] технологический подход к

организации образовательного процесса. Автор расширяет содержание уже известных прогрессивных педагогических технологий:

- интерактивные, предполагающие моделирование жизненных и хозяйственных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем (коучинг), от индивидуализации обучения (микротехнологии) до макротехнологий (дистанционное обучение, компьютерные технологии и т.д.); и метатехнологий, (социального воспитания, общественно -государственного управления, сетевые, телекоммуникационные технологии);

- интраактивные, направленные на активизацию интеллектуальной деятельности в режиме самостоятельной работы, самообучения, самовоспитания, саморазвития:

Но в большей мере, на наш взгляд, важнее наполнить новым содержание сам образовательный процесс, при формировании учебных планов учесть потребность производства в специалистах, владеющих отраслевой спецификой и НИОКР.

Таким образом, развитие новых компетенций и профессиональных качеств у выпускников инженерно-экономических направлений для авиастроения с учетом современных тенденций развития промышленного производства приобретает стратегическую значимость, при этом необходимо развивать формы и методы взаимодействия сферы профессионального образования и организаций,

Библиографический список

1. Государственная Программа «Развитие авиационной промышленности на период 2013-2025 годы»

2. Ваховский В.В., Григорьев В.В. Особенности подготовки управленческих кадров для инновационной экономики / Электронный журнал об образовании «Аккредитация в образовании» 2012. Режим доступа http://www.akvobr.ru/osobennosti_podgotovki_upravlencev.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Степихова В.А Технологический подход к организации образовательного процесса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ppt4web.ru/pedagogika/tekhnologicheskijj-podkhod-k-organizacii-obrazovatelnogo-processa.html

УДК 338

Н.А. Федотова ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ

В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье представлены пять основных функции управления человеческим капиталом в высшем учебном заведении Российской Федерации. Подробно проанализирована такая категория человеческого капитала как профессорско-преподавательский состав. Рассмотрены, основные проблемы с которыми сталкивается руководство вузов и пути их решения на каждом этапе управления человеческим капиталом. Данный анализ показывает, что эта сфера является слабо изученной в менеджменте. Выделены основные направления для создания эффективной системы управления человеческим капиталом в высшем учебном заведении Российской Федерации.

Ключевые слова: высшее учебное заведение Российской Федерации, общие функции управления, человеческий капитал, профессорско-преподавательский состав, эффективная система управления.

Nataliya Fedotova FUNCTION OF THE HUMAN CAPITAL MANAGEMENT IN A

© Федотова Н.А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.