М. Ю. Соколов, С. В. Маслова
особенности подготовки и проведения конкурсов на право заключения соглашений о государственно-частном партнерстве
Статья посвящена механизму организации процесса подготовки и проведения конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве (конкурс ГЧП). Определены и подробно рассмотрены основные этапы конкурса ГЧП. Осуществлен сравнительно-правовой анализ конкурсов ГЧП и иных конкурсных процедур, предусматривающих предоставление государственного (муниципального) имущества или бюджетных средств, на основе которого выявлены особенности конкурсов ГЧП. Представлены формы управленческих решений, принимаемых при проведении конкурсов ГЧП, и рекомендации ответственным лицам. Освещен опыт Санкт-Петербурга в подготовке и проведении конкурсов ГЧП.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, подготовка и проведение конкурса ГЧП, этапы конкурса ГЧП, сравнительно-правовой анализ конкурсных процедур.
введение
По общему правилу, закрепленному в законодательстве Российской Федерации, договоры и соглашения, предусматривающие предоставление государственного (муниципального) имущества или поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств, заключаются по результатам торгов, проводимых в форме конкурса или аукциона [Об организации и проведении торгов..., 2002; О защите конкуренции, 2006].
Не является исключением и процедура заключения соглашений о государственно-частном партнерстве (соглашение ГЧП), так как большинством форм ГЧП предусмотрено вовлечение в проекты ГЧП государственных (муниципальных) активов и предоставление бюджетных средств. Кроме того, поскольку проекты ГЧП направлены на использование профессионального опыта партнера для наиболее эффективной эксплуатации созданных (реконструированных) им объектов в целях предоставления потребителям высокого качества услуг, то выбор партнера тем более должен
© М. Ю. Соколов, С. В. Маслова, 2011
осуществляться на конкурентной основе, когда по результатам оценки предложений участников выбирается лучшее из них. Несмотря на одинаковую основу всех конкурсных процедур, конкурсы ГЧП имеют ряд особенностей, которые обусловлены спецификой самого ГЧП. Дополнительный набор процедур и требований к участникам конкурса ГЧП продиктован тем, что партнер не просто получает в пользование государственное (муниципальное) имущество, но обязан, эксплуатируя его, осуществлять так же хорошо или даже лучше, чем государство, деятельность, связанную с оказанием услуг населению в таких важных сферах, как обеспечение коммунальными услугами, транспортное обслуживание, здравоохранение, образование и т. п.
Зарубежная практика идет по аналогичному пути, где соглашения о ГЧП заключаются по результатам тщательного отбора и оценки претендентов: «Выбор участников тендера — потенциальных партнеров по ГЧП должен проводиться на основе прозрачной, объективной и недискриминационной процедуры отбора, поощряющей конкуренцию и обеспечивающей баланс между необходимостью ускорения и удешевления процесса проведения торгов и выбором наилучшего предложения» [Практическое руководство..., 2008, с. 56].
Несмотря на развитие ГЧП в Российской Федерации и все возрастающее количество принятых в субъектах Российской Федерации законов о ГЧП1, правовое регулирование проведения конкурсов ГЧП практически отсутствует. Исключение составляет Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», определяющий конкурсную процедуру одной из форм ГЧП — концессионных соглашений, а также отдельные правовые акты субъектов РФ. Наиболее подробно конкурсные процедуры ГЧП регламентированы в законодательстве Санкт-Петербурга: Законе Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 г. № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах», постановлениях Правительства Санкт-Петербурга от 31 марта 2009 г. № 346 «О мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге», от 31 марта 2009 г. № 347 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга „Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах"», от 6 ноября 2009 г. № 1241 «О Межведомственной комиссии по отбору концепций проектов в целях их реализации путем участия Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах при Правительстве Санкт-Петербурга».
Отсутствие достаточной правовой основы является серьезной проблемой при организации и проведении конкурсов ГЧП, в том числе при разработке конкурсной документации, определении этапов и критериев
1 По состоянию на 1 сентября 2011 г. законы о ГЧП приняты более чем в 45 регионах РФ.
самих конкурсов, процедуры подачи и оценки заявок на участие в них и конкурсных предложений. В настоящей статье в продолжение ранее осуществленного авторами исследования отдельных вопросов ГЧП [Соколов, Маслова, 2010, с. 84-103] на основе международной практики, законодательства Санкт-Петербурга и опыта Санкт-Петербурга в реализации проектов ГЧП будут осуществлены анализ и описание конкурсных процедур ГЧП. Кроме того, проведенный анализ позволит выявить особенности конкурсов ГЧП, что и является целью настоящей работы.
подготовка к проведению конкурса гчп
Представляется, что не каждый проект создания, реконструкции или эксплуатации объектов социальной, транспортной, коммунальной, производственной инфраструктуры должен и может быть реализован на принципах ГЧП и в соответствии с законодательством о нем. В настоящее время существует достаточно широкий выбор способов и форм осуществления этих проектов. К ним относятся: 1) бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, когда создание инфраструктурного объекта осуществляется за счет бюджетных средств, а дальнейшая эксплуатация — государственными (муниципальными) учреждениями или предприятиями; 2) инвестиционная деятельность, когда этот объект создается за счет средств частных инвесторов, поступает в частную собственность и используется собственником в соответствии с определенным им назначением; 3) иные способы, в том числе ГЧП, когда инфраструктурный объект создается за счет средств частных инвесторов и им же эксплуатируется, но согласно параметрам и в соответствии с задачами, определенными органами государственной власти или местного самоуправления. Каждая из перечисленных форм осуществления проектов имеет свои преимущества и недостатки. И зачастую от того, насколько правильно определена эта форма, зависят эффективность и успешность проекта. Представляется, что использование механизмов ГЧП оправдано в случаях недостаточности у государственного сектора финансовых, технических, кадровых ресурсов, современных управленческих технологий, инновационных технических решений, опыта реализации таких проектов и, соответственно, их наличия у частного сектора. При этом реализация проекта на основе ГЧП не должна быть самоцелью органов государственной власти и местного самоуправления и в каждом случае подлежит обоснованию наибольшей эффективностью расходования бюджетных средств и распоряжения имуществом по сравнению с традиционными способами.
С учетом изложенного отправным этапом подготовки конкурсов ГЧП является определение оснований использования этой формы для осуществления проекта.
В государствах, имеющих значительный опыт в сфере ГЧП (Великобритания, США, Канада, Франция, Германия), для оценки эффективности применения механизмов ГЧП используется концепция «Value for Money», позволяющая определить, стоит ли ценность, качество, полезность услуги или товара затраченных на них денежных и имущественных государственных (муниципальных) ресурсов, и демонстрирующая уровень соответствия «отдачи на вложенные средства» и «цены и качества».
В Санкт-Петербурге предварительная оценка финансовой, технической или экономической эффективности реализации проекта путем участия Санкт-Петербурга в ГЧП по сравнению с его реализацией иными способами также является обязательной и даже закреплена нормативно. Так, в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31 марта 2009 г. № 346 «О мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге» определение и обоснование целесообразности реализации проекта на принципах ГЧП осуществляется путем разработки и оценки концепции проекта, разработки технико-экономического обоснования, экспертизы соответствующих материалов, рассмотрения на межведомственной комиссии и в отраслевых исполнительных органах государственной власти. При этом определяющими факторами являются соответствие реализации проекта целям и задачам социально-экономического развития Санкт-Петербурга, состав объектов, товаров и (или) услуг, создаваемых или предоставляемых в рамках ГЧП, и потребность в них для государственных нужд, применение и внедрение технологий, выбранных для реализации проекта, срок реализации проекта, объем инвестиций, матрица распределения рисков, финансовая доступность и устойчивость проекта, правовые условия его реализации, состав и имущественно-правовой статус вовлекаемых в реализацию проектов объектов недвижимости, опыт реализации в других регионах Российской Федерации и других странах аналогичных по технико-экономическим показателям проектов в соответствующей отрасли и т. д.
При наличии оснований и принятии решения о целесообразности реализации проекта на принципах ГЧП осуществляется подготовка решения о проведении конкурса ГЧП. Ключевое место при этом занимает разработка конкурсной документации, определяющей предмет, условия и этапы проведения конкурса ГЧП, состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта соглашения ГЧП, основные его условия, порядок заключения, включающий проведение переговоров с победителем конкурса ГЧП и обеспечение партнером исполнения обязательств по соглашению. Кроме того, в конкурсной документации содержится информация об организаторе конкурса ГЧП, конкурсной комиссии, правовых основаниях проведения конкурса, возможностях и порядке привлечения экспертной группы и (или) независимых экспертов
для анализа заявок на участие и конкурсных предложений. Помимо этого, в конкурсной документации устанавливается: порядок представления заявок на участие в конкурсе ГЧП и конкурсных предложений; порядок их рассмотрения и оценки, требования, предъявляемые к ним, в том числе к содержанию, форме и составу заявок и конкурсных предложений; порядок определения победителя конкурса ГЧП и способы обеспечения участниками исполнения обязательств по заключению соглашения и исполнения обязательств по соглашению ГЧП. Конкурсная документация может содержать также проект соглашения ГЧП.
Кроме того, именно в конкурсной документации определяются и фиксируются критерии конкурса ГЧП, которыми, как правило, являются: технико-экономические показатели и сроки создания и (или) реконструкции объекта соглашения ГЧП, гарантии качества объекта соглашения ГЧП, предоставляемые партнером, объем финансирования, имущества или имущественных прав, подлежащих предоставлению со стороны органов государственной власти в целях исполнения соглашения ГЧП, объем привлекаемых средств партнера, обеспечение им исполнения своих обязательств по соглашению ГЧП, предельные цены (тарифы) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, надбавки к таким ценам (тарифам) при осуществлении деятельности, предусмотренной соглашением ГЧП, риски, принимаемые на себя партнером, и иные критерии.
Значение критериев конкурса ГЧП для оценки конкурсных предложений также определяется в конкурсной документации. Оно может быть определено в виде коэффициента, изменяющегося от нуля до единицы, при этом сумма значений всех коэффициентов должна быть равна единице. Значение критериев может быть указано и в виде процентного коэффициента, учитывающего отношение значения определенного критерия к совокупному значению таких критериев, составляющему 100%. Его можно определить и путем установления в конкурсной документации порядка поэтапной комплексной оценки конкурсных предложений. В этом случае оцениваются конкурсные предложения по одному или нескольким комплексным критериям. В случае соответствия конкурсных предложений таким критериям на предыдущем этапе оценки они допускаются к дальнейшему рассмотрению на следующем этапе оценки. В отношении каждого критерия конкурса в конкурсной документации могут быть установлены параметры, определяющие его начальное значение в виде числа и указывающие на необходимость уменьшения или увеличения начального значения критерия, а также коэффициент, учитывающий значимость критерия конкурса ГЧП.
Таким образом, документация для проведения как конкурсов ГЧП, так и иных конкурсных процедур, описывает весь цикл конкурса и является
основным рабочим документом как для организатора, так и для его участников.
Вместе с тем документация для проведения конкурсов ГЧП имеет и ряд особенностей. Например, в документацию для проведения конкурса на право заключения государственных (муниципальных) контрактов не допускается включать требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе к его квалификации и опыту работы, его деловой репутации), требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара [О размещении заказов., 2005, ст. 22, п. 2.1]. Конкурсная документация для проведения конкурсов ГЧП, напротив, может и большинстве случаев содержит требования к квалификации, профессиональным и деловым качествам участников конкурса.
В процессе подготовки конкурсов также определяются форма ГЧП, по которой будет реализовываться проект, состав и описание объекта соглашения и его основные условия, порядок заключения соглашения, орган, уполномоченный на заключение и исполнение соглашения, состав конкурсной комиссии по проведению конкурса. Наряду с конкурсной документацией, вышеперечисленные параметры утверждаются решением о проведении конкурса, с принятием которого подготовительная стадия конкурса ГЧП завершается.
ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА ГЧП
Конкурс ГЧП проводится в соответствии с принятым решением о заключении соглашения ГЧП и может состоять из следующих этапов:
♦ опубликование сообщения о проведении конкурса;
♦ прием заявок на участие в конкурсе;
♦ предварительный отбор участников конкурса;
♦ подача конкурсных предложений;
♦ оценка конкурсных предложений и определение победителя конкурса;
♦ проведение переговоров с победителем конкурса;
♦ заключение соглашения.
Анализ вышеуказанного перечня позволяет выделить еще одну особенность конкурсов ГЧП — двухэтапность конкурсного отбора. В отличие от иных конкурсных процедур [О размещении заказов., 2005; О порядке проведения конкурсов., 2010], при которых на основе оценки и сопоставления заявок на участие осуществляется выбор победителя, при проведении конкурсов ГЧП оценка заявок (на этапе предварительного отбора) осуществляется лишь с целью определения их участников, соответствующих общим и специальным требованиям, которые получают право на подачу конкурсных
предложений, в результате оценки которых и будет определен победитель. Следует отметить, что данная особенность не всегда присуща конкурсам ГЧП, так как в соответствии с решением о заключении соглашения они могут проходить без проведения этапа приема заявок и предварительного отбора участников2. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен далее, а продолжить исследование целесообразно описанием и анализом каждого из этапов конкурса ГЧП согласно последовательности их проведения.
Первым этапом конкурса ГЧП является опубликование сообщения о его проведении, которое осуществляется после принятия решения об этом. В случае проведения открытого конкурса ГЧП сообщение опубликовывается организатором конкурса в средствах массовой информации и размещается на официальном сайте уполномоченного органа государственной власти в сети Интернет, а при проведении закрытого конкурса ГЧП — направляется в форме письменного уведомления одновременно с приглашением принять участие в конкурсе.
Особенностью конкурсов ГЧП на этом этапе является то, что опубликование сообщения об их проведении в СМИ и Интернете является важным, но не единственным способом информирования о нем и его параметрах. Наиболее распространенным способом привлечения заинтересованных лиц к конкурсу ГЧП является организация его презентаций с участием крупных потенциальных инвесторов, международных финансирующих организаций, консультантов и иных лиц в формате road show3. Программа road show, как правило, состоит из общей презентации проекта ГЧП, которую делают представители органов государственной власти, организаторы конкурса, консультанты проекта, а также деловых встреч с потенциальными партнерами (face to face) для целей выяснения интересов каждого из них в проекте ГЧП и более подробных обсуждений по условиям объявленного конкурса.
2 Так, этап предварительного отбора не был предусмотрен и проведен в конкурсе на право заключения соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства зданий, предназначенных для размещения образовательных учреждений на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга (Приложение 1) (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 1 февраля 2011 г. № 108) [О заключении соглашения о создании и эксплуатации..., 2011].
3 C 7 по 9 мая 2008 г. в Лондоне прошло road show проекта развития аэропорта Пулково. Проект ГЧП представляли чиновники Санкт-Петербургской администрации, на презентации присутствовали представители крупнейших европейских банков и управляющих компаний аэропортов.
С 26 по 27 октября 2009 г. в штаб-квартире Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в Лондоне было проведено road show проекта создания и последующей эксплуатации завода по переработке твердых бытовых отходов, в котором приняли участие более 10 потенциальных партнеров.
Далее в срок, указанный в конкурсной документации, участники конкурса подают заявку и материалы, подтверждающие их соответствие предъявляемым к ним общим и специальным требованиям конкурса ГЧП (таблица).
Таблица
Требования конкурсного отбора
Общие требования предварительного отбора Специальные требования предварительно отбора
Наличие надлежащей регистрации в стране регистрации Отсутствие начатой в отношении участника конкурса ГЧП процедуры ликвидации или банкротства Отсутствие задолженностей перед бюджетом любого уровня в отношении налогов, сборов и других обязательных платежей Неучастие в решении вопросов, связанных с подготовкой и проведением конкурса ГЧП Наличие определенного годового оборота и активов, наличие чистой прибыли (после налогообложения) от деятельности Неподпадание под условия запрета на участие в конкурсе ГЧП, установленные в конкурсной документации, и др. Наличие опыта по реализации (самостоятельно либо в качестве участника в совместной с иными лицами) проектов в отношении объектов, аналогичных объекту соглашения ГЧП Финансирование без нарушений, в том числе за счет заемных средств, аналогичных проектов Наличие опыта привлечения негосударственного финансирования для реализации проектов по схеме ГЧП и др.
Так, в конкурсной документации для проведения открытого конкурса на право заключения соглашения о создании, реконструкции и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства объектов, входящих в состав имущества аэропорта Пулково (Приложение 2), для каждого из участников конкурса были установлены следующие общие требования предварительного отбора:
1) быть надлежащим образом зарегистрированным в стране регистрации, в отношении него не должно быть начато процедур ликвидации;
2) в отношении него не должно быть начато процедур банкротства или финансовой несостоятельности за последние пять лет;
3) не должен иметь задолженности в Российской Федерации или в любом другом государстве перед бюджетом любого уровня или перед любым внебюджетным фондом по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей по состоянию на конец последнего календарного года в размере, превышающем 15% его активов, определенных по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
4) в отношении него не принято решение о приостановлении его деятельности в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях или по законодательству любого другого государства на дату рассмотрения заявки;
5) не должен подпадать под общие ограничения на участие в конкурсе, согласно которым следующие лица не имеют права на участие в конкурсе: лица, выступавшие в качестве консультантов, экспертов конкурсной комиссии, либо лица, оказывающие организатору конкурса, органам государственной власти Санкт-Петербурга, ОАО «Аэропорт „Пулково"» консультационные услуги по вопросам, связанным с конкурсом после опубликования сообщения о проведении конкурса; лица, не имеющие права на участие в конкурсе в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации, договорными обязательствами или судебными решениями; любые лица, если они или их аффилированные лица отвечают хотя бы одному из следующих требований: одним из видов деятельности которых являются авиационные перевозки (далее — авиаперевозчик), при этом считается соответствующим конкурсным условиям и допускается к участию в конкурсе лицо — оператор аэропорта, если он владеет компанией-авиаперевозчиком; одним из видов деятельности которых является аэропортовая деятельность (далее — оператор аэропорта) и собственником которых выступает авиаперевозчик, более 15% акций (долей в уставном капитале) которого принадлежит авиаперевозчику; являющиеся собственником аэропорта и (или) оператора аэропорта, расположенного на удалении менее 800 км включительно, измеряемых по прямой от аэровокзального комплекса «Пулково-1» (во избежание сомнений, оператор аэропорта может владеть компанией-авиаперевозчиком); лица, у которых возникает конфликт интересов в случаях, указанных в конкурсной документации [О заключении соглашения о создании, реконструкции..., 2008].
В свою очередь, в конкурсной документации конкурса на право заключения соглашения о создании и последующей эксплуатации на основе государственно-частного партнерства объектов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав завода по переработке твердых бытовых отходов в Санкт-Петербурге (Приложение 3), участникам конкурса применялись следующие общие требования предварительного отбора:
1) к опыту по реализации аналогичных проектов в течение последних пяти лет перед подачей заявки:
а) наличие опыта самостоятельно либо совместно с иными лицами по созданию предприятий по переработке твердых бытовых отходов с объемом переработки не менее 200 тыс. т бытовых отходов в год, на момент подачи заявки предприятие должно функционировать без существенных нарушений применимого законодательства и договорных обязательств как минимум в течение двух лет;
б) наличие опыта самостоятельно либо совместно с иными лицами участия в проектах, реализуемых на основе государственно-частного партнерства;
в) наличие опыта самостоятельно либо совместно с иными лицами по управлению и эксплуатации предприятиями по переработке твердых бытовых отходов с объемом переработки не менее 200 тыс. т бытовых отходов в год без существенных нарушений применимого законодательства и договорных обязательств;
2) к опыту по привлечению финансирования за последние пять лет перед
подачей заявки:
а) наличие опыта долгосрочного на срок более пяти лет финансирования проектов путем привлечения заемных денежных средств в размере, эквивалентном не менее 100 млн евро;
б) отсутствие существенных нарушений условий финансирования со стороны участника конкурса ГЧП как перед кредиторами, так и перед иными лицами, участвующими в реализации финансируемых проектов;
3) к финансовым обязательствам перед работниками:
а) отсутствие за последние три года задолженности по выплате заработной платы лицам, работающим по трудовому договору, в размере, превышающем 25% от общей суммы, подлежащей выплате данным лицам в каждом периоде, когда должна выплачиваться заработная плата;
4) к обязательствам по охране окружающей среды:
а) наличие в штатном расписании участника конкурса ГЧП подразделения по охране окружающей среды;
б) наличие регистрации EMAS либо выполнение всех требований, необходимых для регистрации EMAS, или наличие Сертификата ISO 14001 либо выполнение всех требований, необходимых для его получения [О заключении соглашения о создании и последующей эксплуатации., 2009].
Как отмечалось, предварительный отбор участников конкурса ГЧП проводится конкурсной комиссией в целях определения участников конкурса, соответствующих общим и специальным требованиям предварительного отбора участников конкурса, которые получают право на подачу конкурсных предложений. По нашему мнению, его проведение имеет важное значение, состоящее в том, что комиссия получает возможность убедиться в наличии у претендента, прошедшего предварительный отбор, соответствующей квалификации, качеств, опыта и ресурсов для участия в конкурсе и последующего исполнения обязательств по соглашению ГЧП. На это обращают особое внимание и ряд экспертов в сфере ГЧП.
Так, важность этапа предварительного отбора (pre-qualification) отмечена и в работе [Делмон, 2010] и обосновывается следующим: «Обычно тендерный процесс является достаточно длительным и дорогостоящим как для участников тендера, так и для концедента4. Для более эффективного управ-
4 Дж. Делмон использует термин «концедент» не только в отношении стороны по концессионному соглашению, но и для удобства обозначения публичной стороны ГЧП, т. е. любого уровня публичной власти. — Прим. авторов.
ления финансовыми и временными затратами государство может провести предварительный отбор тех участников тендера, предложения которых с большей вероятностью могут оказаться привлекательными. При этом удается избежать временных и финансовых затрат, связанных с работой с теми участниками тендера, которые не удовлетворяют основным квалификационным требованиям или не имеют финансовой базы для реализации проекта. Предварительный отбор стимулирует к участию в тендере более квалифицированных участников, которые предпочитают конкурировать за проект с более узким кругом профессиональных соперников. Критерии для прохождения предварительного отбора в основном касаются финансового состояния компаний, необходимого для подтверждения возможности нести соответствующие финансовые обязательства, а также опыта привлечения финансирования и конкретного опыта реализации аналогичных проектов с использованием механизма ГЧП, в идеале реализованных в данной стране или хотя бы в стране со схожими экономическими, политическими и/или географическими условиями. Концедент может ограничить количество участников, имеющих возможность пройти предварительный отбор, например, до четырех-шести, чтобы избежать поступления чрезмерного количества предложений» [Делмон, 2010, с. 37]. Аналогичная оценка этому этапу конкурса ГЧП дана Н. В. Ханженковой, руководителем по инфраструктуре и энергетике бизнес-группы по России ЕБРР: «Международный опыт свидетельствует о важности использования качественных критериев и предварительного отбора участников на основании критериев, определяющих опыт и квалификацию оператора. Процесс и критерии должны быть разработаны таким образом, чтобы была возможность предварительно отобрать только тех претендентов, которые отвечают минимальным техническим требованиям и имеют соответствующий опыт, подтверждающий, что они могут справиться с поставленными задачами. Отсутствие процесса предварительного отбора может привести к нежеланию со стороны наиболее квалифицированных участников нести издержки, связанные с участием в конкурсе и подготовкой предложения, так как чрезмерно большое количество участников и конкуренция только по ценовым критериям снижает шансы на успех хорошо подготовленных и квалифицированных сторон» [Ханженкова, 2009, с. 111].
Конкурсная комиссия вправе привлекать экспертов (лиц, являющихся специалистами в области экономики, финансов, российского и международного права, проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации объекта соглашения ГЧП и в иных сферах, связанных с реализацией проектов ГЧП, представляющих консультационные услуги) для решения отдельных вопросов, связанных с оценкой заявок.
По результатам рассмотрения заявок в отношении каждого участника конкурса ГЧП, участвующего в предварительном отборе, принимается
решение о признании его соответствующим требованиям, предъявляемым к претендентам, и прошедшим предварительный отбор, либо об отказе в этом.
Участники конкурса ГЧП, прошедшие предварительный отбор, подают комплект документов, составляющих предложения по условиям конкурса. Особенностью этого этапа конкурса ГЧП является возможность подачи конкурсных предложений различными способами, а именно: в несколько или один этапов.
В случае, если в конкурсной документации предусмотрена подача предложений в несколько этапов, то она может осуществляться следующим образом:
♦ на первом этапе — подача конкурсного предложения по критериям конкурса и иным вопросам, имеющим технический характер;
♦ на втором этапе — подача конкурсного предложения по критериям конкурса и вопросам финансового характера;
♦ на третьем и последующих этапах — подача конкурсных предложений по критериям конкурса и вопросам, носящим иной характер, например юридический, и др.
В случае если в конкурсной документации предусмотрена подача конкурсных предложений в один этап, то конкурсное предложение, в свою очередь, может состоять из нескольких частей: технической (технические, проектные и конструкторские решения по реализации проекта, основанные на технологии, используемой участником конкурса ГЧП при сооружении и эксплуатации объекта соглашения ГЧП); юридической (предлагаемый участником конкурса ГЧП проект соглашения ГЧП, содержащий или не содержащий изменений к проекту соглашения ГЧП, предлагаемому органом государственной власти); финансовой (предлагаемые участником конкурса ГЧП размер платы по соглашению ГЧП, размер запрашиваемого им государственного финансирования, размер устанавливаемого тарифа на оказываемую партнером услугу либо иной числовой показатель финансовой модели проекта ГЧП) и т. д.
В конкурсах ГЧП в Санкт-Петербурге используется второй способ подачи конкурсных предложений. Так, в соответствии с требованиями документации конкурса на право заключения соглашения о проектировании, строительстве и последующей эксплуатации многофункционального культурного и общественно-делового центра «Дворец искусств на Васильевском острове» (Приложение 4) конкурсное предложение участника конкурса ГЧП должно содержать:
1) Пояснительную записку (общий обзор конкурсного предложения);
2) Техническую часть, запечатанную в отдельный конверт с пометкой «Техническая часть Конкурсного предложения»;
3) Юридическую часть, запечатанную в отдельный конверт с пометкой «Юридическая часть Конкурсного предложения»;
4) Финансовую часть, запечатанную в отдельный конверт с пометкой «Финансовая часть Конкурсного предложения»;
5) Оригинал Банковской гарантии по конкурсу ГЧП;
6) Оригинал документа, удостоверяющего право лица на подписание Конкурсного предложения.
Вскрытие конвертов с Конкурсными предложениями производится конкурсной комиссией в срок, установленный в конкурсной документации. Участники конкурса ГЧП и их представители вправе присутствовать на заседании конкурсной комиссии при вскрытии конвертов с конкурсными предложениями. Вскрытие конвертов участника конкурса ГЧП осуществляется конкурсной комиссией в следующем порядке:
1) вскрывается Внешний конверт с надписью «Конкурсное предложение», оформленный в соответствии с установленными в конкурсной документации требованиями;
2) если в Конкурсное предложение участником конкурса ГЧП вносились изменения, то вскрывается конверт (конверты) с этими изменениями и все конверты, вложенные в такой конверт (конверты) с внесенными изменениями. Порядок вскрытия конвертов соответствует порядку их поступления и регистрации организатором конкурса. Конверт, содержащий надпись «Финансовая часть Конкурсного предложения. Изменение Конкурсного предложения» не вскрывается;
3) вскрывается конверт с надписью «Техническая часть Конкурсного предложения»;
4) вскрывается конверт с надписью «Юридическая часть Конкурсного предложения».
Конверт с надписью «Финансовая часть Конкурсного предложения» в срок подачи Конкурсного предложения не вскрывается. Конкурсная комиссия проводит вскрытие указанных конвертов в иной срок, установленный в конкурсной документации.
После вскрытия последнего Внешнего конверта, содержащего Конкурсное предложение, и всех вложенных в него конвертов, Конкурсная комиссия запечатывает все конверты, содержащие надпись «Финансовая часть Конкурсного предложения», в один конверт, и секретарь Конкурсной комиссии передает указанный конверт на нотариальное хранение в соответствии с требованиями статьи 97 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4462-1.
По результатам заседания Конкурсной комиссии составляется протокол вскрытия Внешних конвертов, содержащих Конкурсные предложения. Затем, после рассмотрения и оценки Технической и Юридической частей Конкурсного предложения, в срок, определенный в конкурсной документации, организатор конкурса направляет участникам приглашение на заседание Конкурсной комиссии, на котором состоится вскрытие конвертов, содержащих Финансовую часть. Приглашение должно содержать дату, время и место заседания Конкурсной комиссии. Между
днем направления указанного приглашения Участникам конкурса и заседанием Конкурсной комиссии должно пройти не менее пяти рабочих дней. После вскрытия конвертов, содержащих Финансовую часть, конкурсная комиссия составляет протокол вскрытия конвертов, содержащих Финансовую часть [О заключении соглашения о проектировании., 2010].
Таким образом, независимо от того, в один или несколько этапов осуществляется подача конкурсного предложения, общим правилом выступает его разделение на техническую, юридическую и финансовую составляющие, что также подчеркивает существующие отличия конкурсов ГЧП от иных конкурсных процедур, в которых заявка или предложение являются неделимыми.
На следующем этапе конкурса ГЧП осуществляется оценка конкурсных предложений, которая, как отмечалось, проводится для проведения сравнения представленных в конкурсных предложениях условий в целях определения победителя конкурса на основании критериев, содержащихся в конкурсной документации.
Оценка конкурсных предложений также может осуществляться различными способами: наиболее распространенными являются числовая и экспертная оценка.
Выбор способа оценки конкурсных предложений зависит от различных факторов, например: от технической сложности объекта соглашения ГЧП, количества претендентов и конкурсных предложений, способа подачи последних и др.
В Санкт-Петербурге законодательно закреплен [О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга., 2009] и применяется следующий подход к оценке предложений участников конкурса ГЧП. Экспертная оценка осуществляется в случае представления трех и менее конкурсных предложений, а также если объект соглашения ГЧП является технически сложным. Если же объект соглашения ГЧП не сложный технически, то осуществляется числовая оценка. Когда на конкурс представлены три и более конкурсных предложения, то в зависимости от технической сложности объекта соглашения осуществляется их числовая или экспертная оценка. Кроме того, оценка предложений, содержащих числовые параметры критериев конкурса ГЧП, осуществляется комиссией в следующем порядке. Если для критерия конкурса установлено увеличение его начального значения, то величина, рассчитываемая по содержащемуся в конкурсном предложении условию и такому критерию определяется путем умножения коэффициента такого критерия на отношение разности значения, содержащегося в конкурсном предложении условия, и наименьшего из значений, содержащихся во всех конкурсных предложениях условий, к разности наибольшего из значений, содержащихся во всех конкурсных предложениях условий, и наименьшего из значений, со-
держащихся во всех конкурсных предложениях условий. Если для критерия конкурса установлено уменьшение его начального значения, то величина, рассчитываемая по содержащемуся в конкурсном предложении условию и такому критерию, определяется путем умножения коэффициента этого критерия на отношение разности наибольшего из значений, содержащихся во всех конкурсных предложениях условий, и значения, содержащегося в конкурсном предложении условия, к разности наибольшего из значений, содержащихся во всех конкурсных предложениях условий, и наименьшего из значений, содержащихся во всех конкурсных предложениях условий. Для каждого предложения величины, рассчитанные по всем критериям конкурса, суммируются, и рассчитывается итоговая величина. Содержащиеся в конкурсных предложениях условия оцениваются конкурсной комиссией путем сравнения результатов суммирования. Победителем конкурса ГЧП признается участник, предложивший наилучшие условия. В случае если два и более конкурсных предложения содержат равные наилучшие условия, победителем конкурса признается участник конкурса ГЧП, раньше других представивший в комиссию конкурсное предложение.
Оценка конкурсных предложений, представленных в соответствии с конкурсной документацией, не устанавливающей числовые параметры критериев конкурса ГЧП, осуществляется комиссией путем ранжирования предложений на основании результатов их комплексной оценки и сопоставления по степени выгодности содержащихся в них условий. Каждому из оцениваемых предложений комиссией присваивается свой рейтинг (место в порядке).
Если в соответствии с конкурсной документацией подача предложений осуществляется в несколько этапов, то результаты оценки предыдущих этапов не учитываются при оценке предложений, поданных на последующих этапах. В случае подачи предложений в несколько этапов их рассмотрение и оценка производятся на соответствие критериям конкурса ГЧП и иным вопросам, имеющим технический, юридический, финансовый характер.
Конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения и оценки предложений с указанием тех из них, в отношении которых принято решение о несоответствии требованиям конкурсной документации (в случаях если они являются неполными или недостоверными). Также в нем указываются результаты оценки предложений и обосновывается решение о признании победителя конкурса. Если конкурсная документация содержала проект соглашения ГЧП, то комиссия направляет такой проект победителю конкурса наряду с протоколом о результатах проведения конкурса ГЧП.
Конкурсная комиссия и на данном этапе конкурса ГЧП, если это предусмотрено в конкурсной документации, вправе привлекать экспертов для решения отдельных вопросов, связанных с оценкой конкурсных предложений.
Следующим этапом конкурса ГЧП является проведение переговоров с победителем в целях обсуждения условий соглашения ГЧП в части, не затрагивающей условий, определенных в документации и содержащихся в конкурсном предложении победителя. Переговоры проводятся путем совместных совещаний уполномоченного органа государственной власти и представителей победителя конкурса ГЧП. По окончании каждого этапа переговоров оформляется протокол с указанием обсужденных вопросов и принятых решений. По результатам переговоров, зафиксированным в соответствующих протоколах, подготавливается окончательный вариант соглашения ГЧП для подписания.
Заключение соглашения ГЧП является завершающим этапом конкурса ГЧП. Оно осуществляется в соответствии с основными условиями соглашения, установленными в принятом уполномоченном органом решении о заключении соглашения ГЧП, а также может включать в себя и иные согласованные сторонами условия, предусмотренные в конкурсной документации и конкурсном предложении победителя конкурса ГЧП.
Соглашение ГЧП заключается путем его подписания уполномоченным органом и победителем конкурса ГЧП. Однако подписание соглашения ГЧП не совпадает с его вступлением в силу. Порядок вступления в силу соглашения ГЧП определяется в самом соглашении, при этом оно не может вступить в силу ранее обеспечения победителем конкурса ГЧП исполнения обязательств по нему.
Наличие условий, которые должен выполнить победитель конкурса ГЧП, является обязательным требованием для заключения соглашения ГЧП и вступления его в силу — такова еще одна отличительная особенность конкурсов ГЧП. Итак, к условиям, выполнение которых является обязательным для заключения соглашения ГЧП или вступления соглашения ГЧП в силу, относится предоставление победителем конкурса ГЧП:
1) банковской гарантии по исполнению обязательств по соглашению ГЧП в размере, определенном в конкурсной документации, который подлежит ежегодному (в период действия соглашения ГЧП) изменению в соответствии с индексом потребительских цен;
2) финансового закрытия, а именно: до даты подписания соглашения ГЧП — документального подтверждения доступности финансовых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по соглашению ГЧП (соглашений с банками или иными финансовыми учреждениями о финансировании работ в отношении объекта соглашения ГЧП), в объеме, достаточном для выполнения обязательств по соглашению ГЧП, а до даты вступления его в силу — документального подтверждения того, что победитель конкурса ГЧП выполнил все свои обязательства и условия по указанным соглашениям о фи-
нансировании, и это позволит ему использовать предоставленные финансовые средства для целей выполнения своих обязательств по соглашению ГЧП. При этом указанные соглашения о финансировании должны вступить в силу, являться действительными и по ним должно быть открыто финансирование банком или иным финансовым учреждением;
3) до даты вступления соглашения ГЧП — основного экологического отчета, в котором отражены существующее состояние окружающей среды на территории объекта соглашения ГЧП и оценка причин, вызвавших такое состояние, которое проводится для определения того, является ли оно следствием прошлой или настоящей деятельности на этой территории;
4) иных документов, подтверждающих выполнение победителем конкурса ГЧП условий заключения соглашения ГЧП и вступление его в силу.
В случае неисполнения победителем конкурса ГЧП предварительных условий подписания соглашения ГЧП или вступления его в силу может быть принято решение о заключении соглашения ГЧП с участником конкурса ГЧП, предложение которого по результатам рассмотрения и оценки содержит лучшие условия, следующие после представленных победителем конкурса ГЧП, либо об установлении нового срока выполнения победителем конкурса ГЧП предварительных условий.
заключение
Результаты анализа процедур при подготовке и проведении конкурсов ГЧП демонстрируют следующие их особенности:
1) наличие предварительной оценки финансовой, технической или экономической эффективности реализации проекта в рамках ГЧП, на основе которой определяются преимущества ГЧП по сравнению с реализацией проекта иными способами и осуществляется принятие решения о проведении конкурса ГЧП;
2) длительность и сложность процесса подготовки конкурсной документации и самого конкурса ГЧП, продолжительность которого, как правило, составляет около двух лет;
3) информирование о проведении конкурса ГЧП путем его презентации в формате road show;
4) двухэтапность конкурсного отбора, включающего в себя предква-лификацию участников и выбор победителя конкурса ГЧП на основе оценки конкурсных предложений;
5) предъявление к участникам конкурса ГЧП на этапе предварительного отбора общих и специальных требований, в том числе ка-
сающихся реализации аналогичных проектов, опыту привлечения финансирования и др.;
6) многовариантность способов подачи и оценки конкурсных предложений;
7) наличие условий, выполнение которых является обязательным для заключения соглашения ГЧП и вступления его в силу;
8) привлечение консультантов, которые осуществляют оказание консультационных услуг по финансовым, техническим, юридическим вопросам, проблемам в области управления проектом, проектного финансирования и иным вопросам, связанным с отбором проектов в целях их реализации в ГЧП, подготовки и проведения конкурса ГЧП, а также экспертов по вопросам, связанным с рассмотрением и оценкой заявок и предложений участников конкурса ГЧП.
На основании проведенного исследования выработаны следующие рекомендации для лиц, принимающих управленческие решения при подготовке и проведении конкурсов ГЧП:
1) ГЧП не является универсальным способом реализации инфраструктурных проектов, поэтому следует подробно проанализировать преимущества и недостатки использования механизмов ГЧП для осуществления конкретного проекта и рационально подходить к решению о выборе именно этой формы;
2) ранее осуществленный проект ГЧП не является шаблоном для аналогичных проектов, планируемых к реализации, поэтому необходимо использовать все многообразие форм ГЧП, в каждом случае специально определяя совокупность и последовательность действий частного и государственного сектора в отношении объекта ГЧП, способов финансирования, а также объем правомочий сторон ГЧП;
3) учитывая длительность и сложность процесса подготовки конкурсной документации и самого конкурса ГЧП, следует стандартизировать содержание конкурсной документации и основные этапы конкурса ГЧП, выработав к ним главные требования;
4) необходимо обеспечивать максимальное информирование о конкурсе ГЧП и самом проекте в целях привлечения внимания наибольшего количества заинтересованных лиц, устанавливая при этом такие требования предварительного отбора и критерии конкурса ГЧП, которые позволят выбрать лучшего партнера по ГЧП;
5) требуется организация квалифицированного кадрового обеспечения конкурса ГЧП путем как создания внутренней команды, включающей в себя представителей всех заинтересованных органов и организаций, выступающих на публичной стороне соглашения ГЧП, так и привлечения соответствующих экспертов и консультантов;
6) следует сформировать необходимую нормативную базу для реализации ГЧП и постоянно совершенствовать ее, уделяя особое внимание закреплению в бюджетном законодательстве обязательств по государственному финансированию проектов ГЧП.
Отметим, что приведенный перечень особенностей подготовки и проведения конкурсов ГЧП не является исчерпывающим и демонстрирует лишь основные из них. Представляется, что этот перечень может быть дополнен по результатам проводимого авторами настоящей статьи дальнейшего исследования такого многопланового явления, как ГЧП.
литература
Делмон Дж. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре. Практическое руководство для органов государственной власти. 2010 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ppiaf.org/ppiaf/sites/ppiaf.org/files/ puЫication/Jeff%20Delmon_PPP_russian.pdf Соколов М. Ю., Маслова С. В. Регулирование отношений в сфере государственно-частного партнерства в региональном законодательстве и управленческие решения // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2010. Вып. 4. С. 84103.
Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерств. Нью-Йорк, Женева: Организация объединенных наций, 2008.
Ханженкова Н. В. Государственно-частные партнерства в секторе коммунальной инфраструктуры // Государственно-частное партнерство. Пути совершенствования законодательной базы / Под общ. ред. А. А. Зверева. М., 2009 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ebrd.com/downloads/ legal/concessions/framewk.pdf О заключении соглашения о создании, реконструкции и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства объектов, входящих в состав имущества аэропорта «Пулково». Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16 апреля 2008 г. № 393 // Невское время. 2008. № 71. 19 апреля. О заключении соглашения о создании и последующей эксплуатации на основе государственно-частного партнерства объектов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав завода по переработке твердых бытовых отходов. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 г. № 1264 // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2009. № 44. 16 ноября. О заключении соглашения о проектировании, строительстве и последующей эксплуатации на основе государственно-частного партнерства многофункционального культурного и общественно-делового центра «Дворец искусств на Васильевском острове». Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 9 декабря 2010 г. № 1680 // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2011. № 1. 28 января.
О заключении соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства зданий, предназначенных для размещения образовательных учреждений на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга, и договора аренды земельных участков. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 1 февраля 2G11 г. № 1G8 // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2G11. № 2. 2S февраля.
О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон от 21 июля 2GGS г. № 94-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2GGS. 2S июля. № 3G (ч. 1). Ст. 31GS.
О защите конкуренции. Федеральный закон от 2б июля 2GG6 г. № 1З5-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2GG6. 31 июля. № 31 (ч. 1). Ст. 3434.
Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2GG2 г. № 8G8 // Собрание законодательства РФ. 2GG2. 18 ноября. № 4б. Ст. 4587.
О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса. Приказ Федеральной антимонопольной службы РФ от 1G февраля 2G1G г. № б7 // Российская газета. 2G1G. № 37. 24 февраля.
О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31 марта 2GG9 г. № 347 // Утро Петербурга. 2GG9. № 39-4G. 2З-2б апреля.
латинская транслитерация литературы, набранной на кириллице
The List of References in Cyrillic Transliterated into Latin Alphabet
Delmon Dzh. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v infrastrukture. Prakticheskoe ru-kovodstvo dlya organov gosudarstvennoj vlasti. 2G1G [Elektronnyj resurs]. — Re-zhim dostupa: http: / / www.ppiaf.org/ ppiaf/sites/ppiaf.org/files/publication/Jeff%2G Delmon_PPP_russian.pdf
Sokolov M. Yu., Maslova S. V. Regulirovanie otnoshenij v sfere gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v regional'nom zakonodatel'stve i upravlencheskie resheniya // Vestn. S.-Peterb. un-ta. Ser. Menedzhment. 2G1G. Vyp. 4. S. 84-1G3.
Prakticheskoe rukovodstvo po voprosam effektivnogo upravleniya v sfere gosudarstvenno-chastnogo partnerstv. N'yu-Jork, Zheneva: Organizatsiya ob'edinennykh natsij, 2GG8.
Khanzhenkova N. V. Gosudarstvenno-chastnye partnerstva v sektore kommunal'noj infrastruktury // Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. Puti sovershenstvovaniya zakonodatel'noj bazy / Pod obsh. red. А. А. Zvereva. M., 2GG9 [Elektronnyj re-
surs]. — Rezhim dostupa:http://www.ebrd.com/downloads/legal/concessions/ framewk.pdf
O zaklyuchenii soglasheniya o sozdanii, rekonstruktsii i ekspluatatsii na osnove go-sudarstvenno-chastnogo partnerstva ob"ektov, vkhodyashhikh v sostav imushhestva aeroporta «Pulkovo». Postanovlenie Pravitel'stva Sankt-Peterburga ot 16 aprelya 2008 g. № 393 // Nevskoe vremya. 2008. № 71. 19 aprelya.
O zaklyuchenii soglasheniya o sozdanii i posleduyushhej ekspluatatsii na osnove go-sudarstvenno-chastnogo partnerstva ob'ektov nedvizhimogo i dvizhimogo imushhestva, vkhodyashhego v sostav zavoda po pererabotke tverdykh bytovykh otkhodov. Postanovlenie Pravitel'stva Sankt-Peterburga ot 11 noyabrya 2009 g. № 1264 // Informatsionnyj byulleten' Administratsii Sankt-Peterburga. 2009. № 44. 16 noyabrya.
O zaklyuchenii soglasheniya o proektirovanii, stroitel'stve i posleduyushhej ekspluatatsii na osnove gosudarstvenno-chastnogo partnerstva mnogofunktsional'nogo kul'turnogo i obshhestvenno-delovogo tsentra «Dvorets iskusstv na Vasil'evskom ostrove». Postanovlenie Pravitel'stva Sankt-Peterburga ot 9 dekabrya 2010 g. № 1680 // Vestnik Administratsii Sankt-Peterburga. 2011. № 1. 28 yanvarya.
O zaklyuchenii soglasheniya o sozdanii i ekspluatatsii na osnove gosudarstvenno-chastno-go partnerstva zdanij, prednaznachennykh dlya razmeshheniya obrazovatel'nykh uchrezhdenij na territorii Pushkinskogo rajona Sankt-Peterburga, i dogovora arendy zemel'nykh uchastkov. Postanovlenie Pravitel'stva Sankt-Peterburga ot
I fevralya 2011 g. № 108 // Vestnik Administratsii Sankt-Peterburga. 2011. № 2. 25 fevralya.
O razmeshhenii zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd. Federal'nyj zakon ot 21 iyulya 2005 g. № 94-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2005. 25 iyulya. № 30 (ch. 1). St. 3105.
O zashhite konkurentsii. Federal'nyj zakon ot 26 iyulya 2006 g. № 135-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2006. 31 iyulya. № 31 (ch. 1). St. 3434.
Ob organizatsii i provedenii torgov po prodazhe nakhodyashhikhsya v gosudarstvennoj ili munitsipal'noj sobstvennosti zemel'nykh uchastkov ili prava na zaklyuchenie dogovorov arendy takikh zemel'nykh uchastkov. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot
II noyabrya 2002 g. № 808 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2002. 18 noyabrya. № 46. St. 4587.
O poryadke provedeniya konkursov ili auktsionov na pravo zaklyucheniya dogovorov arendy, dogovorov bezvozmezdnogo pol'zovaniya, dogovorov doveritel'nogo uprav-leniya imushhestvom, inykh dogovorov, predusmatrivayushhikh perekhod prav vladeniya i (ili) pol'zovaniya v otnoshenii gosudarstvennogo ili munitsipal'nogo imushhestva, i perechne vidov imushhestva, v otnoshenii kotorogo zaklyuchenie ukazannykh dogovorov mozhet osushhestvlyat'sya putem provedeniya torgov v forme konkursa. Prikaz Federal'noj antimonopol'noj sluzhby RF ot 10 fevralya 2010 g. № 67 // Rossijskaya gazeta. 2010. № 37. 24 fevralya.
O merakh po realizatsii Zakona Sankt-Peterburga «Ob uchastii Sankt-Peterburga v gosudarstvenno-chastnykh partnerstvakh». Postanovlenie Pravitel'stva Sankt-Peterburga ot 31 marta 2009 g. № 347 // Utro Peterburga. 2009. № 39-40. 23-26 aprelya.
Приложение 1
проект создания и эксплуатации на основе гчп образовательных учреждений
Параметр Описание
Форма Санкт-Петербург предоставляет партнеру земельные участки, которые необходимы для осуществления партнером создания объекта соглашения ГЧП, право собственности на который будет принадлежать партнеру, и осуществления партнером его последующей эксплуатации в течение определенного в соглашении срока, по истечении которого партнер передает его в собственность Санкт-Петербурга
Стороны соглашения Санкт-Петербург и партнер — ООО «Управляющая компания „Перемена"»
Объект соглашения Совокупность объектов недвижимого имущества (2 здания общеобразовательных учреждений — на 825 учащихся каждое и 3 здания дошкольных образовательных учреждений — на 110 мест — с двумя ясельными группами), включающих монтируемое оборудование
Срок действия 12 лет с возможностью продления срока
Приложение 2 проект по созданию, реконструкции и эксплуатации на основе гчп объектов, входящих в состав имущества аэропорта пулково
Параметр Описание
1 2
Форма Санкт-Петербург и ОАО «Пулково» передают партнеру земельные участки и иные объекты недвижимого и движимого имущества в целях их реконструкции и строительства объекта соглашения, а Партнер за плату осуществляет создание, реконструкцию и эксплуатацию переданного ему объекта соглашения в целях развития аэропорта с проектной пропускной способностью не менее 35 млн пассажиров в год и соответствующего уровню обслуживания пассажиров «С» по классификации ИАТА, требованиям к категории аэродрома в соответствии с классификацией ИКАО не ниже 8-й категории, при этом право собственности на созданные объекты недвижимости возникает у партнера и ОАО «Пулково»
Стороны соглашения Санкт-Петербург, ОАО «Пулково» и партнер — ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы»
Окончание прил. 2
1 2
Объект соглашения Имущество, входящее в имущественный комплекс аэропорта Пулково, в том числе: системы взлетно-посадочных полос, перроны, аэровокзальные комплексы, пассажирский терминал, автомобильные стоянки и паркинги, технические помещения и др.
Срок действия 30 лет с возможностью продления срока
Примечание. В марте 2011 г. проект развития аэропорта Пулково, реализуемый на основе механизма ГЧП, удостоен двух высших наград журнала Infrastructure Investor — ведущего издания в сфере инфраструктурного финансирования — в номинациях «Сделка года по схеме ГЧП на международном рынке» и «Сделка года по схеме ГЧП в Европе».
Приложение 3
проект по созданию и последующей эксплуатации на основе гчп объектов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав завода по переработке твердых бытовых отходов
Параметр Описание
Форма Санкт-Петербург предоставляет партнеру земельный участок, который необходим для создания партнером объекта соглашения, право собственности на который будет принадлежать партнеру, и осуществления партнером его последующей эксплуатации, предусматривающей переработку твердых бытовых отходов весом не меньше 960 т в день, в течение определенного в соглашении срока, по истечении которого партнер передает его в собственность Санкт-Петербурга
Стороны соглашения Санкт-Петербург и партнер — консорциум HELECTOR S.A. — Aktor Concessions S.A. — Aktor S.A.
Объект соглашения Комплекс движимого и недвижимого имущества, входящего в состав завода по переработке твердых бытовых отходов, создаваемого и подлежащего эксплуатации, включая административные и технологические здания и помещения, пункты приема и хранения поставляемых и переработанных бытовых отходов, производственные площадки, инфраструктурные объекты, оборудование, включая системы управления и связи, иное имущество, необходимое и достаточное для успешного функционирования предприятия коммунального хозяйства по утилизации твердых бытовых отходов, отвечающего требованиям по переработке не менее 350 тыс. т бытовых отходов в год, уменьшению в процессе переработки веса поступающих для переработки бытовых отходов на 70% и более по сравнению с весом бытовых отходов, передаваемых для переработки
Срок действия 30 лет с возможностью продления срока
Приложение 4
проект по созданию и последующей эксплуатации на основе гчп многофункционального культурного и общественно-делового центра «дворец искусств на васильевском острове»
Параметр Описание
Форма Санкт-Петербург предоставляет партнеру земельные участки, которые необходимы для создания объекта соглашения и осуществления его последующей эксплуатации, предусматривающей выполнение минимальной программы мероприятий Дворца искусств, установленной в соглашении ГЧП, коммерческой эксплуатации объекта соглашения, обеспечивающей максимальную загрузку его помещений, в течение определенного в соглашении срока, по истечении которого партнер передает его в собственность Санкт-Петербурга
Стороны соглашения Санкт-Петербург и партнер — ЗАО «Инвестстрой»
Объект соглашения Совокупность движимого и недвижимого имущества, составляющего многофункциональный культурный и общественно-деловой центр «Дворец искусств на Васильевском острове», в том числе его здание, включающее в себя следующие функциональные зоны: концертный зал, выставочный комплекс (Музей современного искусства), залы мероприятий, конференц-блок и др.
Срок действия 11 лет с возможностью продления срока
Статья поступила в редакцию 27 сентября 2011 г.