Научная статья на тему 'Особенности подготовки государственных контрактов'

Особенности подготовки государственных контрактов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1046
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Государственный контракт / закупка для государственных нужд / регистрация контракта / цена контракта / третейский суд / обеспечение обязательств / State contract purchase for the state needs / registration of the contract / the contract price / the Tribunal / the security commitments

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ирина Вячеславовна Джабуа

Анализируются основные изменения законодательства в сфере осуществления закупок для государственных нужд. Определяется форма государственного контракта и требования, предъявляемые к содержанию государственного контракта. Анализируются случаи необходимости включения государственных контрактов в Реестр государственных и муниципальных контрактов, на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF STATE CONTRACTS

This article addresses the specifics of the preparation of public contracts, the contents and the essential terms of public contracts. The analysis of key legislative developments in the sphere of procurement for state needs. Define the form of the state contract and requirements for the contents of the state contract. Analyses the need for the inclusion of state contracts in the Register of state and municipal contracts for the supply of goods, performance of works, rendering of services.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки государственных контрактов»

УДК 347 ББК 67.404

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ

Ирина Вячеславовна Джабуа,

старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук

E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируются основные изменения законодательства в сфере осуществления закупок для государственных нужд. Определяется форма государственного контракта и требования, предъявляемые к содержанию государственного контракта. Анализируются случаи необходимости включения государственных контрактов в Реестр государственных и муниципальных контрактов, на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

Ключевые слова. Государственный контракт, закупка для государственных нужд, регистрация контракта, цена контракта, третейский суд, обеспечение обязательств.

PREPARATION OF STATE CONTRACTS

Irina V Dzhabua,

Senior Lecturer, Chair of Civil and Labor Law, Civil Process of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot, Candidate of Legal Sciences

Abstract. This article addresses the specifics of the preparation of public contracts, the contents and the essential terms of public contracts. The analysis of key legislative developments in the sphere of procurement for state needs. Define the form of the state contract and requirements for the contents of the state contract. Analyses the need for the inclusion of state contracts in the Register of state and municipal contracts for the supply of goods, performance of works, rendering of services.

Keywords: State contract purchase for the state needs, registration of the contract, the contract price, the Tribunal, the security commitments.

В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также — Закон № 44-ФЗ), под государственным контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее по тексту — государственный контракт) понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд.

Так, в системе МВД государственный контракт заключается для обеспечения потребностей ГУ МВД России, подчиненных учреждений и территориальных органов в получении товаров, выполнении работ, оказании услуг. Заказчиком по такому

контракту могут выступать лишь лица, прямо указанные в Законе № 44-ФЗ, а поставщик (подрядчик, исполнитель) по контракту определяется в соответствии с установленной данным законом процедурой осуществления закупки.

При заключении государственного контракта сторонам необходимо учитывать требования, предъявляемые к:

• форме контракта;

• составлению и изменению проекта контракта;

• согласованию условий;

• порядку изменения и прекращения контракта;

• содержанию отдельных видов контрактов.

В силу ч. 1 ст. 161 ГК РФ государственный контракт должен заключаться в простой письменной форме, путем составления единого документа, подписанного сторонами (ч. 2 ст. 434 ГК РФ).

Если же проводится электронный аукцион, то государственный контракт заключается в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью каждой из сторон, а в случаях, определенных в ч. 15 ст. 34 Закона N° 44-ФЗ, контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок.

Государственные контракты заключаются в соответствии с планом закупок, планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд порядке. В случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрена необходимость включения государственного контракта в Реестр государственных и муниципальных контрактов, на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сотрудники контрактной службы, ответственные за заключение государственного контракта, принимают необходимые меры по включению его в указанный реестр в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Регистрация в реестре осуществляется посредством направления сведений о контракте в Казначейство России (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). При этом следует учитывать Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну».

Необходимо руководствоваться также Порядком, утвержденным Приказом Минфина России от 24.11.2014 № 136н «О порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками». В Порядке, в частности, определены требования к составу информации о контракте, формируемой заказчиком. Например, в сведения о цене контракта и цене единицы товара, работы, услуги включаются данные об обеспечении исполнения контракта (п. 21 названного Порядка). При этом правила формирования информации об

идентификационном коде закупки, установленные в п. 38 указанного Порядка, применяются с 1 января 2017 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Закона № 44-ФЗ не требуют регистрации контракты, которые заключены с единственными поставщиками по ряду оснований, например:

• закупка товаров (работ, услуг) на сумму не более 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

• закупка некоторыми видами государственных или муниципальных учреждений товаров (работ, услуг) на сумму не более 400 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Сведения о заключении контрактов, составляющие государственную тайну, включаются в отдельный реестр [1; 2]. Они не подлежат опубликованию и размещению в сети Интернет (ч. 7 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). Правила ведения этого реестра утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.

Заключение государственных контрактов, в которых отсутствуют условия, признаваемые действующим законодательством Российской Федерации существенными и обязательными для определенного вида государственного контракта, не допускается.

Рассмотрим более подробно основные условия государственного контракта.

Предмет государственного контракта. Предмет государственного контракта должен точно устанавливать вид обязательств, возникающих между сторонами государственного контракта, существенные условия и соответствовать классификатору операций сектора государственного управления.

Цена государственного контракта. В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в государственных контрактах обязательно указывается условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указывается ориентировочное значение цены контракта, установленное в документации о закупке.

Из данного правила существует единственное исключение: в ряде случаев в контракте могут быть определены ориентировочное значение цены или формула цены и максимальное значение цены контракта, предусмотренные в документации о за-

купке. Перечень случаев, в которых при заключении контракта указываются формула цены и ее максимальное значение, установлен Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта». К ним отнесено, в частности, заключение контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом.

Сроки и порядок выполнения обязательств сторонами. При определении сроков исполнения обязательств следует учитывать, что государственные контракты, предусматривающие оплату со стороны органа внутренних дел, должны быть исполнены в текущем финансовом году, то есть не позднее 31 декабря текущего года в пределах лимитов бюджетных обязательств. Исполнение обязательств по оплате государственного контракта за счет лимитов бюджетных обязательств, выделенных на очередной финансовый год, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Порядок расчетов между сторонами. Следует учитывать, что получатель средств федерального бюджета, при заключении подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг вправе предусматривать авансовые платежи в размерах, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.

Ответственность сторон за неисполнение условий государственного контракта. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» в контракт включаются обязательные условия об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за ис-

ключением случаев, предусмотренных ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Сторона контракта может быть освобождена от ответственности, если докажет, что обязательство, предусмотренное контрактом, не исполнено или ненадлежаще исполнено вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Гарантийные обязательства. При заключении государственных контрактов необходимо в обязательном порядке предусматривать гарантийные сроки поставленной продукции либо произведенных работ, в течение которых поставщик (подрядчик, исполнитель) должен за свой счет и своими силами устранять выявленные недостатки.

Порядок урегулирования споров. Споры, возникающие при исполнении государственного контракта, решаются сторонами путем переговоров. Претензионный порядок рассмотрения споров является обязательным. Претензии предъявляются в письменном виде. Срок рассмотрения претензий — не более 30 (тридцати) календарных дней, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации. Споры, не урегулированные сторонами в претензионном порядке, подлежат разрешению судом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Экономические споры, возникающие между сторонами государственного контракта, рассматриваются арбитражными судами. При определении в государственном контракте условия о том, что споры рассматриваются арбитражным судом, необходимо указывать полное и официальное наименование суда. В случае заключения государственного контракта с физическим лицом следует устанавливать договорную подсудность по месту нахождения заказчика.

Заказчик не вправе включать в проект государственного контракта условие о рассмотрении связанных с ним споров в третейском суде (третейскую оговорку). По соглашению сторон в третейский суд может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом (п. 2 ст. 1 Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»). Отношения, возникающие при осуществлении закупок, имеют сле-

дующие особенности: контракт заключается специальным публичным субъектом (государственным заказчиком), целью его заключения является удовлетворение государственных нужд, эти потребности финансируются за счет средств соответствующих бюджетов. Таким образом, споры, возникающие по контрактам, не могут рассматриваться третейскими судами, так как их нельзя признать спорами исключительно частного характера между частными лицами. Кроме того, в числе сведений, включаемых согласно Закону № 44-ФЗ в заявки участников, извещения и документацию о закупке, возможность передачи споров по заключаемым контрактам на рассмотрение третейских судов не предусмотрена (ст. 42, 49, 50, 51, 63, 64, 66, 73, 83 Закона № 44-ФЗ).

Из этого можно сделать вывод, что требования Закона № 44-ФЗ не допускают возможности рассматривать в третейских судах споры, возникающие при определении поставщика, а также связанные с изменением, исполнением, расторжением и недействительностью государственных (муниципальных) контрактов.

Верховный Суд РФ, арбитражные суды и ФАС России признают такое условие контракта неправомерным.

Требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта. Исполнение государственного контракта может обеспечиваться одним из следующих способов: внесение денежных средств на счет заказчика, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции с поступающими ему средствами; предоставление банковской гарантии1.

Способ обеспечения исполнения контракта определяет участник закупки, с которым заключается контракт.

При закупке у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. и в ряде других случаев, указанных в Законе № 44-ФЗ, заказчик вправе не требовать предоставление обеспечения.

1 Банковская гарантия должна соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44. Также с 1 июня 2015 г. необходимо учитывать требования к оформлению независимой гарантии, которые установлены ГК РФ. Эти требования распространяются в том числе на банковские гарантии (п. 3 ст. 368 ГК РФ). В такой гарантии, в частности, должны быть указаны дата ее выдачи, принципал, бенефициар, гарант, обстоятельства, при наступлении которых следует выплатить сумму гарантии (п. 4 ст. 368 ГК РФ).

Порядок изменения и расторжения государственного контракта. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34, 95 Закона № 44-ФЗ.

В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8—26 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Адреса, банковские реквизиты сторон. Указываются юридические, почтовые адреса сторон, номера телефонов и факсов, сайты Интернета и адреса электронной почты (при наличии), банковские реквизиты.

При заключении государственных контрактов следует учитывать, что с 1 января 2017 г. порядок осуществления закупок для государственных нужд был изменен следующим образом:

• запрещено проводить закупки, которые не были включены в планы-графики;

• расширены функции Единой Информационной Системы — ЕИС (в частности в дополнение к существующим функциям, с помощью ЕИС также обеспечивается контроль за соответствием: информации об объеме финансового обеспечения согласно планам закупок информации об объеме финансового обеспечения, доведенном до заказчика; информации, включенной в планы-графики, информации, содержащейся в планах закупок; информации в извещениях о закупках, документации о закупках информации в планах-графиках; информации в протоколах определения поставщиков информации в документации о закупках; условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, информации в протоколе определения поставщика; информации о контракте, включенной в реестр контрактов, условиям контракта);

• необходимо проводить общественное обсуждение отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (ст. 20 Закона № 44-ФЗ). Случаи, когда общественное обсуждение закупок является обязательным, и порядок такого обсуждения установлены Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 835 «Об утверждении Правил про-

ведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По результатам обязательного общественного обсуждения могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или отменены закупки (ч. 3 ст. 20 Закона № 44-ФЗ);

в извещении о закупке, реестре контрактов и реестре недобросовестных поставщиков обязательно указывается идентификационный код закупки (п. 3 ст. 42, п. 12 ч. 2 ст. 103, п. 5 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);

наименование объекта закупки при ее планировании и осуществлении теперь необходимо указывать в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ); вступило в силу определение мониторинга закупок (ч. 1 ст. 97 Закона № 44-ФЗ). Под таким мониторингом понимается система наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе о реализации планов закупок и планов-графиков; конкретизированы полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований, органов управления государственными внебюджетными фондами по контролю в сфе-

ре осуществления закупок (ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ). В частности, к таким полномочиям относится контроль за соответствием: информации об объеме финансового обеспечения в соответствии с планами закупок информации об объеме финансового обеспечения, доведенном до заказчика; информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансирования закупок, представленной в различных документах, например в плане-графике и в плане закупок;

• теперь государственные (муниципальные) унитарные предприятия относятся к заказчикам, осуществляющим закупки по Закону № 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Вместе с тем некоторые закупки они могут проводить по правилам Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЭ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

В целом следует отметить, что период действия нового законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд выявились его проблемные, «пробельные» места. В то же время законодатель достаточно оперативно реагирует на выявляемые в правоприменительной практике проблемы и вносит необходимые изменения и дополнения. В то же время такая оперативность создает и некоторые затруднения на практике, поскольку заказчикам, участникам закупок и правоприменителю необходимо непрерывно отслеживать все вносимые изменения и дополнения, а также актуализировать закупочную документацию.

Российская бюрократия и бюрократизм. История и современность: монография / Е.Ф. Яськов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 519 с.

ИСТОРИЯ

и СОВРЕМЕННОСТЬ

Рассматриваются проблемы бюрократизма как специфической субкультуры управления. Исследуется сущность этого явления, ретроспективно прослеживаются его особенности в контексте развития российской государственности начиная с возникновения Русского централизованного государства и до наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.